МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 июля 2025 г. N ВТ-151-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ПАРКОВОЧНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ В ГОРОДАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 13 Дорожной карты по совершенствованию организации парковок (парковочных мест) в Российской Федерации, утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллиным М.Ш. 7 ноября 2024 г. N МХ-П49-37481:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по управлению парковочным пространством в городах Российской Федерации.
Заместитель Министра
В.В.ТИМОФЕЕВ
Утверждены
распоряжением Минтранса России
от 21 июля 2025 г. N ВТ-151-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ПАРКОВОЧНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ В ГОРОДАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации направлены на улучшение качества принятия решений в части формирования, оптимизации и развития единого парковочного пространства <1> органами местного самоуправления, уполномоченными в области организации дорожного движения, и (или) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения <2>.
--------------------------------
<1> К единому парковочному пространству рекомендуется относить совокупность парковок общего пользования, расположенных в границах одного или нескольких муниципальных образований, включенных в реестр парковок общего пользования.
<2> В случае перераспределения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона
от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ).
2. Формирование, оптимизация и развитие единого парковочного пространства осуществляются в рамках парковочной деятельности, которая является частью организации дорожного движения. Парковочная деятельность направлена на управление парковочным пространством - проектирование и обустройство парковок (парковочных мест) общего пользования, ведение реестра парковок общего пользования <3>, а также на оказание услуг и совершение иных действий, связанных с размещением транспортных средств на парковках (парковочных местах) общего пользования.
--------------------------------
<3> Часть 7 статьи 12 Федерального закона N 443-ФЗ.
3. При формировании единого парковочного пространства, а также при его оптимизации рекомендуется определять количество парковок (парковочных мест) в зависимости от функционального назначения и места их размещения с учетом взаимосвязи с параметрами работы пассажирского транспорта общего пользования <4>.
--------------------------------
<4> Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по определению необходимого количества парковок (парковочных мест) на территории муниципальных образований с учетом взаимосвязи с параметрами работы пассажирского транспорта общего пользования, утвержденные распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 22 ноября 2022 г. N АК-292-р.
4. Результатом формирования единого парковочного пространства является сбалансированное количество парковок (парковочных мест) общего пользования в муниципальном образовании или нескольких муниципальных образованиях, имеющих общую границу, которое способствует улучшению условий дорожного движения и снижению уровня загрузки сети дорог.
5. Формирование, оптимизацию и развитие единого парковочного пространства рекомендуется осуществлять в рамках мероприятия "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек" национального проекта "Инфраструктура для жизни", программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов <5>, комплексных схем организации дорожного движения <6> (документации по организации дорожного движения) <7>, региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения <8> и документов планирования регулярных перевозок <9>, которые взаимоувязаны между собой.
--------------------------------
<5> Пункт 27 статьи
1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
<6> Пункт 4 статьи 16 Федерального закона N 443-ФЗ.
<7> Пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 443-ФЗ.
<8> Пункт 27.1 части 1 статьи 3 Федерального закона
от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
<9> Пункт 27 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ.
6. Финансирование формирования, оптимизации и развития единого парковочного пространства рекомендуется осуществлять в рамках документов стратегического планирования <10> (государственная программа субъекта Российской Федерации <11> и (или) муниципальная программа <12>).
--------------------------------
<10> Пункт 10 статьи 3 Федерального закона
от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
<11> Пункт 32 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ.
<12> Пункт 35 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ.
7. Рекомендуется учитывать в едином парковочном пространстве парковки общего пользования вне зависимости от их назначения и формы собственности <13>.
--------------------------------
<13> Часть 7 статьи 12 Федерального закона N 443-ФЗ.
8. В целях обеспечения комплексного подхода по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства рекомендуется использовать приведенный в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям примерный план субъекта Российской Федерации по созданию и интеграции парковочного пространства в транспортные системы.
II. Цели и мероприятия управления парковочным пространством
9. К целям по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства относятся:
1) повышение безопасности дорожного движения;
2) создание комфортной среды для жителей городов Российской Федерации;
3) снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств;
4) обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровня автомобилизации.
10. К мерам управления парковочным пространством, направленным на достижение основных целей по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства, относятся:
1) оптимизация и повышение эффективности использования территории, направленные на обеспечение сбалансированного распределения пространства между транспортом и пешеходами;
2) улучшение значений основных показателей состояния безопасности дорожного движения <14>;
--------------------------------
<14> Пункт 1 статьи 9 Федерального закона
от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ).
3) повышение эффективности организации дорожного движения <15>;
--------------------------------
<15> Пункт 6 статьи 3 Федерального закона N 443-ФЗ.
4) ведение реестра парковок общего пользования;
5) улучшение условий работы пассажирского транспорта общего пользования и увеличение спроса на его использование;
6) обеспечение доступности парковок (парковочных мест) общего пользования, в том числе для маломобильных групп граждан;
7) улучшение основных экологических характеристик (уровень шума, концентрация вредных веществ в атмосфере);
8) создание удобных условий для посетителей объектов различного функционального назначения, в том числе торговых центров, офисов и туристских объектов;
9) внедрение интеллектуальных систем управления парковками (парковочными местами) общего пользования, в том числе обеспечение возможности в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест общего пользования, создание систем управления спросом парковочными местами общего пользования в оперативном режиме;
10) снижение количества мест хаотичной стоянки транспортных средств;
11) улучшение взаимосвязи различных видов транспорта, в том числе посредством организации парковок (парковочных мест) общего пользования вблизи железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, автовокзалов, автостанций, мест остановок пассажирского транспорта общего пользования, велопарковок, парковок средств индивидуальной мобильности;
12) обеспечение долгосрочного планирования по оптимизации и развития единого парковочного пространства;
13) обеспечение информирования населения о принятых решениях в рамках парковочной деятельности и о долгосрочных планах по оптимизации и развития единого парковочного пространства;
14) создание комфортных условий для использования экологичных транспортных средств (электромобилей, велосипедов, средств индивидуальной мобильности и т.д.).
11. Целевые показатели мер, указанных в пункте 10 настоящих методических рекомендаций, рекомендуется устанавливать однозначными, объективными и измеряемыми. Примеры таких целевых показателей и их взаимосвязь с целями по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства приведены в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.
III. Полномочия и обязанности по управлению
парковочным пространством
12. Полномочия и обязанности по управлению парковочным пространством, направленные на функционирование единого парковочного пространства, рекомендуется распределять с учетом региональных и местных особенностей.
13. В случае формирования единого парковочного пространства на территории одного муниципального образования рекомендуется полномочия и обязанности, направленные на функционирование единого парковочного пространства, осуществлять органом местного самоуправления, уполномоченным в области организации дорожного движения.
14. В целях обеспечения комплексного подхода по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства рекомендуется рассматривать возможность и целесообразность в органах местного самоуправления, уполномоченных в области организации дорожного движения, и (или) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области организации дорожного движения, определять (создавать) структурные подразделения по управлению парковочным пространством.
15. В городах с численностью населения 500 тысяч человек и более рекомендуется создавать учреждение, уполномоченное на осуществление парковочной деятельности (далее - оператор (организатор) городского парковочного пространства).
16. В случае формирования единого парковочного пространства на территории нескольких муниципальных образований, имеющих общую границу, или на всей территории субъекта Российской Федерации <16> рекомендуется рассматривать возможность осуществления полномочий и обязанностей по его формированию органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения, а полномочия и обязанности в части эксплуатации, содержания и функционирования единого парковочного пространства осуществлять органами местного самоуправления или операторами (организаторами) городского парковочного пространства.
--------------------------------
<16> В случае перераспределения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона N 443-ФЗ.
17. Полномочия по организации, содержанию и эксплуатации парковок общего пользования, находящихся во владении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (далее - частная парковка общего пользования), осуществляются владельцами частных парковок общего пользования.
IV. Система управления парковочным пространством
18. В систему управления парковочным пространством включаются следующие направления:
1) инфраструктурное;
2) организационное;
3) информационное;
4) технологическое;
5) правовое;
6) взаимодействие с населением;
7) улучшение экологии;
8) долгосрочное планирование.
19. В рамках инфраструктурного направления системы управления парковочным пространством осуществляется создание и развитие инфраструктуры парковочного пространства, в которое рекомендуется включать в том числе:
1) технические средства организации дорожного движения <17>, обозначающие парковки (парковочные места) общего пользования;
--------------------------------
<17> Пункт 10 статьи 3 Федерального закона N 443-ФЗ.
2) технические средства, конструкции или сооружения, препятствующие въезду и (или) выезду с парковки общего пользования;
3) зарядные станции для электромобилей;
4) освещение парковок общего пользования;
5) специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения <18>;
--------------------------------
<18> Пункт 5 статьи 3 Федерального закона
от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
6) оборудование, позволяющее в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест общего пользования;
7) датчики занятости парковочных мест.
20. В область организационного направления системы управления парковочным пространством рекомендуется включать в том числе:
1) организацию парковочных мест для транспортных средств, принадлежащих инвалидам и (или) перевозящих инвалидов <19>;
--------------------------------
<19> Часть девятая статьи 15 Федерального закона
от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2) организацию парковочных мест, предназначенных для транспортных средств владельцев парковочных разрешений <20>;
--------------------------------
<20> Абзац двадцатый раздела 8 приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - ПДД).
3) введение платной парковки общего пользования и управление тарифами за пользование платными парковками общего пользования;
4) организацию перехватывающих парковок общего пользования <21>;
--------------------------------
<21> Пункт 3.25 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр.
5) организацию перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств;
6) организацию парковочных мест для отдельных видов транспорта.
21. В область информационного направления системы управления парковочным пространством рекомендуется включать в том числе:
1) меры по доведению до участников дорожного движения правил пользования парковками (парковочными местами) общего пользования <22>, в том числе платными парковками (парковочными местами) общего пользования, тарифов за пользование платными парковками (парковочными местами) общего пользования и (или) информации об ограничениях (запретах) на остановку или стоянку;
--------------------------------
<22> Часть 12 статьи 12 Федерального закона N 443-ФЗ.
2) меры по предоставлению информации о свободных местах на парковках (парковочных местах) общего пользования пользователям парковок (парковочных мест) общего пользования.
22. В область технологического направления системы управления парковочным пространством рекомендуется включать в том числе:
1) интеллектуальные системы управления парковками (парковочными местами) общего пользования ("интернет вещей");
2) автоматический сбор и анализ информации о загруженности парковок общего пользования для последующей оптимизации их работы;
3) способы платы за пользование платной парковкой общего пользования с пользователя платной парковки общего пользования;
4) программное обеспечение мобильных устройств сотовой связи, позволяющее в том числе внести плату за пользование платной парковкой общего пользования, бронировать парковочные места на парковках общего пользования, получить информацию о загруженности парковки общего пользования.
23. В правовое направление системы управления парковочным пространством рекомендуется включать в том числе издание:
1) порядка ведения реестра парковок общего пользования <23>;
--------------------------------
<23> Часть 8 статьи 12 Федерального закона N 443-ФЗ.
2) порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств;
3) порядка выдачи парковочных разрешений <24> и положения о реестре владельцев парковочных разрешений;
--------------------------------
<24> Абзац двадцатый раздела 8 приложения 1 к ПДД.
4) нормативного правового акта об определении методики расчета и максимального размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами) <25>;
--------------------------------
<25> Пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона N 257-ФЗ.
5) нормативного правового акта о создании и об использовании платных парковок (парковочных мест) общего пользования <26>;
--------------------------------
<26> Пункт 3.1 части 1 статьи 12 и пункт 3.1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ.
6) порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) <27>;
--------------------------------
<27> Пункт 3.2 части 1 статьи 12 и пункт 3.2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ.
7) нормативного правового акта об установлении дополнительных категорий пользователей платной парковки, категорий транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой <28>, а также порядок предоставления такого права;
--------------------------------
<28> Часть 9 статьи 13 Федерального закона N 443-ФЗ.
8) порядка разработки, согласования и утверждения документации по организации дорожного движения <29>, в котором рекомендуется при разработке документации по организации дорожного движения предусматривать мероприятия по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства;
--------------------------------
<29> Часть 9.1 статьи 17 и часть 9.3 статьи 18 Федерального закона N 443-ФЗ.
9) региональных и местных нормативов градостроительного проектирования <30>, учитывающих требования к парковочному пространству, в том числе в части обеспечения баланса между количеством парковочных мест и развитием пассажирского транспорта общего пользования;
--------------------------------
<30> Пункт 3 статьи
7 и пункт 2 части 1 статьи
8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
10) нормативного правового акта, предусматривающего введение административных штрафов за неоплату пользования платной парковки (парковочного места) общего пользования и за нарушение правил пользованием парковочными местами, предназначенными для транспортных средств владельцев парковочных разрешений <31>;
--------------------------------
<31> Статья 8.14 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
11) положение о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления полномочий в области организации дорожного движения <32>.
--------------------------------
<32> Статья 20 Федерального закона N 443-ФЗ.
24. В область направления взаимодействия с населением системы управления парковочным пространством рекомендуется включать в том числе:
1) способы сбора и учета мнения населения при формировании, оптимизации и развитии единого парковочного пространства;
2) меры по обеспечению возможности у населения сообщать о проблемах на парковках (парковочных местах) общего пользования;
3) проведение общественных обсуждений в части реализации парковочной деятельности.
25. В область направления улучшения экологии системы управления парковочным пространством рекомендуется включать в том числе:
1) способы интеграции парковок (парковочных мест) общего пользования с озеленением (экопарковки) в парковочное пространство;
2) способы управления спросом на парковки (парковочные места) общего пользования, снижения времени поиска свободных парковочных мест, увеличения средней скорости движения транспортных средств, направленные на улучшение основных экологических характеристик;
3) меры по обеспечению комфортного использования более экологических видов транспорта.
26. В направление долгосрочного планирования управления парковочным пространством рекомендуется включать:
1) концепцию единого парковочного пространства;
2) государственные программы субъекта Российской Федерации и муниципальные программы, учитывающие формирование, оптимизацию, развитие и управление единым парковочным пространством;
3) комплексные схемы организации транспортного обслуживания, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, региональные стандарты транспортного обслуживания населения, региональные комплексные планы транспортного обслуживания населения, документы планирования регулярных перевозок (далее - документы транспортного планирования) и документацию по организации дорожного движения;
4) документацию, разрабатываемую в рамках осуществления градостроительной деятельности.
27. В целях эффективного управления парковочным пространством с учетом взаимосвязи между собой частей системы управления парковочным пространством рекомендуется осуществлять мероприятия в рамках всех элементов управления парковочным пространством.
28. В рамках системы управления парковочным пространством рекомендуется обеспечить удобство пользования парковочным пространством посредством создания автоматизированной системы оплаты парковки, системы бронирования парковочных мест на парковках общего пользования, реестра владельцев парковочных разрешений, а также обеспечения информационной поддержки и сопровождения пользователей парковочного пространства.
29. При создании автоматизированной системы оплаты парковки рекомендуется обеспечить возможность внесение платы за пользование платной парковкой общего пользования в программном обеспечении мобильного устройства сотовой связи.
30. В программном обеспечении мобильного устройства сотовой связи помимо возможности внесения платы за пользование платной парковкой общего пользования рекомендуется предусматривать систему бронирования парковочных мест на парковках общего пользования, в том числе размещенных на проезжей части улиц и дорог.
31. Бронирование парковочных мест на парковках общего пользования, в том числе размещенных на проезжей части улиц и дорог, рекомендуется осуществлять в рамках ведения реестра парковочных разрешений. При этом рекомендуется бронирование парковочных мест осуществлять посредством выдачи парковочных разрешений на определенный срок. В случае бронирования парковочного места, в том числе размещенного на участке дороги, улицы или на территории, в зоне платного парковочного пространства, рекомендуется предусматривать взимание платы за бронирование парковочного места в размере, соответствующем тарифу платной парковки.
32. В целях управления спросом на парковочные места, в том числе размещенные на участках дорог, улиц или на территориях, в зонах платного парковочного пространства, где наблюдается дефицит или профицит парковок (парковочных мест) общего пользования, рекомендуется в рамках системы бронирования парковочных мест предусматривать дифференциацию размера платы за выдачу парковочного разрешения для бронирования парковочного места.
33. В порядке выдачи парковочных разрешений и положении о реестре парковочных разрешений рекомендуется предусматривать различные виды таких разрешений. Примеры видов парковочных разрешений приведены в приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям.
34. Обеспечение информационной поддержки и сопровождения пользователей парковочного пространства рекомендуется реализовывать посредством размещения электронных табло, отображающих максимальное и свободное количество парковочных мест на парковке общего пользования, наличия информации о свободных парковочных местах в программном обеспечении мобильных устройств сотовой связи и (или) на официальных сайтах владельцев парковок общего пользования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", интеграции данных о парковках общего пользования в навигационные системы и размещение информационных табличек, содержащих информацию о правилах пользования парковочным пространством и тарифах платной парковки (при наличии).
V. Порядок управления парковочном пространством
35. Рекомендуется осуществлять управление парковочным пространством в следующем порядке:
1) инвентаризация парковочного пространства;
2) разработка концепции единого парковочного пространства;
3) разработка и реализация мероприятий по формированию, оптимизации и развитию парковочного пространства;
4) развитие нормативного правового регулирования управления парковочным пространством;
5) мониторинг целевых показателей мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства.
36. Инвентаризацию парковочного пространства рекомендуется проводить в соответствии с главой VI настоящих методических рекомендаций.
37. Разработку концепции единого парковочного пространства рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1) установление целей и задач по формированию единого парковочного пространства;
2) определение приоритетных и первоочередных территорий и (или) зон для формирования единого парковочного пространства на основе результатов проведения инвентаризации парковочного пространства, а также поэтапность формирования единого парковочного пространства;
3) определение системы управления парковочным пространством;
4) утверждение и опубликование концепции единого парковочного пространства.
38. При определении целей и мер по формированию единого парковочного пространства в рамках разработки концепции единого парковочного пространства рекомендуется использовать главу II настоящих методических рекомендаций.
39. В приоритетные и первоочередные территории и (или) зоны для формирования единого парковочного пространства рекомендуется включать:
1) территории и (или) зоны, где наблюдается дефицит или профицит парковочных мест либо где необходимо ограничить или запретить остановку и (или) стоянку транспортных средств;
2) территории и (или) зоны, где наблюдаются систематические нарушения правил стоянки и остановки;
3) ключевые маршруты движения для средств индивидуальной мобильности и велосипедов, которые свяжут важные точки (в том числе автовокзалы, автостанции, железнодорожные станции и вокзалы, станции внеуличного транспорта, торговые центры, жилые зоны);
4) территории и (или) зоны по уровню приоритета формирования единого парковочного пространства (высокий, средний, низкий);
5) участки дорог и (или) улиц, где наблюдаются потери времени (задержки) движения пассажирского транспорта общего пользования.
40. При определении территориальной и (или) зональной поэтапности формирования единого парковочного пространства рекомендуется проводить укрупненную оценку стоимости формирования единого парковочного пространства с учетом влияния мероприятий на достижение установленных целей и задач.
41. В рамках определения территориальной и (или) зональной поэтапности формирования единого парковочного пространства рекомендуется устанавливать:
1) краткосрочные меры (1 - 3 года) - введение платных парковок (при необходимости), размещение датчиков занятости парковочных мест на ключевых парковках общего пользования или оборудования, позволяющее в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест общего пользования;
2) среднесрочные меры (3 - 5 лет) - строительство парковок общего пользования (в том числе многоуровневых, плоскостных, перехватывающих), внедрение интеллектуальных систем управления парковками общего пользования либо их элементов, в том числе системы управления спросом парковочными местами общего пользования в оперативном режиме;
3) долгосрочные меры (5 - 10 лет) - сформировано единое парковочное пространство и интеллектуальная система управления парковочного пространства, в том числе на основе цифровой платформы, интеграция парковок (парковочных мест) общего пользования с движением и уровнем развития пассажирского транспорта общего пользования.
42. Концепцию единого парковочного пространства рекомендуется опубликовывать на официальных сайтах органа местного самоуправления, уполномоченного в области организации дорожного движения, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области организации дорожного движения или оператора (организатора) городского парковочного пространства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
43. Разработку и реализацию мероприятий по формированию, оптимизации и развитию парковочного пространства рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1) разработка и реализация краткосрочных мер по формированию единого парковочного пространства в первоочередных территориях и (или) зонах:
подготовлены и реализованы проекты организации дорожного движения (изменения в утвержденные проекты организации дорожного движения), предусматривающие мероприятия, не требующие проведения строительных работ и затрат (нанесение горизонтальной дорожной разметки, установка дорожных знаков);
размещены датчики занятости парковочных мест или оборудование, позволяющее в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест общего пользования;
2) разработка среднесрочных и долгосрочных мер по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства:
подготовлены изменения в комплексную схему организации дорожного движения, предусматривающие мероприятия по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства;
подготовлены проекты организации дорожного движения в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения (изменений в утвержденную комплексную схему организации дорожного движения);
подготовлена документация, разрабатываемая в рамках осуществления градостроительной деятельности, (изменения в утвержденную документацию) и (или) программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, предусматривающая (предусматривающие) мероприятия по строительству многоуровневых, плоскостных, перехватывающих парковок общего пользования;
сформирована и утверждена программа по созданию интеллектуальной системы управления парковочного пространства, в том числе на основе цифровой платформы, и интеграции парковок (парковочных мест) общего пользования с движением и уровнем развития пассажирского транспорта общего пользования;
3) проведение мероприятий по реализации среднесрочных и долгосрочных мер по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства.
44. В рамках развития нормативного правового регулирования управления парковочным пространством рекомендуется разработать и издать нормативные правовые акты, указанные в пункте 23 настоящих методических рекомендаций.
45. Мониторинг достижения целевых показателей мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства рекомендуется проводить в соответствии с главой VII настоящих методических рекомендаций.
VI. Инвентаризация парковочного пространства
46. В целях формирования, оптимизации и развития единого парковочного пространства рекомендуется проводить предварительную и периодическую инвентаризацию парковочного пространства для:
1) оценки текущего состояния парковочного пространства, в рамках которой в том числе возможно определение дорог, улиц, зон и территорий, где наблюдается дефицит или профицит парковок (парковочных мест) общего пользования;
2) повышения безопасности дорожного движения, в том числе посредством определения дорог, улиц, зон и территорий, где наблюдаются систематические нарушения правил стоянки и остановки <33>, а также где не соблюдаются требования документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации <34>;
--------------------------------
<33> Раздел 12 ПДД.
<34> Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 4 ноября 2017 г. N 2438-р.
3) повышения эффективности организационных элементов управления парковочным пространством, в числе посредством определения мест, где целесообразна организация перехватывающих парковок общего пользования и (или) парковочных мест, предназначенных для транспортных средств владельцев парковочных разрешений, введение платной парковки общего пользования <35>, распределение парковочного пространства по видам транспортных средств;
--------------------------------
<35> Методические рекомендации по определению размера платы за пользование платными парковками, утвержденные распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 7 сентября 2023 г. N АК-188-Р.
4) обеспечения долгосрочного планирования развития единого парковочного пространства;
5) улучшения основных экологических характеристик.
47. Инвентаризацию парковочного пространства рекомендуется проводить в следующие этапы:
1) подготовка:
определение территории для инвентаризации;
формирование рабочей группы по инвентаризации парковочного пространства;
определение набора данных, которые необходимо определить при проведении инвентаризации;
2) сбор данных, определенных для учета при проведении инвентаризации:
выездная проверка (физический осмотр) территории, определенной для инвентаризации, фиксация данных, в том числе посредством фото- и видеосъемки;
аэрофотосъемка посредством использования беспилотных летательных аппаратов и (или) использование спутниковых снимков;
использование систем видеонаблюдения;
использование данных датчиков занятности парковочных мест;
использование данных программного обеспечения мобильных устройств сотовой связи, используемого пользователями платных парковок для внесения платы за пользование платными парковочными местами и (или) бронирования парковочных мест;
проведение опросов различных групп населения, в том числе посредством использования социальных сетей и сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) анализ данных:
сведений о парковках (парковочных местах) общего пользования <36> (в том числе вид, тип, расположение и режим работы парковки (парковочного места) общего пользования, состояние технических средств организации дорожного движения, наличие освещения);
--------------------------------
<36> Пункт 3 методических рекомендаций по ведению реестров парковок общего пользования, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 17 декабря 2024 г. N ВИ-289-р.
статистики использования парковок (парковочных мест) общего пользования (в том числе загруженность в разное время, среднее время стоянки транспортного средства, оборачиваемость, пиковые часы загрузки, сезонность использования);
сведений о местах хаотичной стоянки транспортных средств;
4) внесение или изменение сведений, содержащихся в реестре парковок общего пользования:
внесение сведений о парковках (парковочных местах) общего пользования, выявленных в результате сбора данных и информация о которых отсутствует в реестре парковок общего пользования;
изменение сведений о парковках (парковочных местах) общего пользования (в случае выявления несоответствий сведений, содержащихся в реестре парковок общего пользования, сведениям о парковках (парковочных местах) общего пользования, полученным при сборе данных);
5) оформление результатов:
отчет о текущем состоянии парковочного пространства (в том числе общее количество парковок общего пользования, общее количество парковочных мест, в том числе по видам транспорта, общая загруженность парковок общего пользования, выявленные проблемы организации парковочного пространства);
рекомендации по формированию, оптимизации и развитию парковочного пространства, а также по ликвидации мест хаотичной стоянки транспортных средств;
6) предложения по корректировке и (или) актуализации планов субъектов Российской Федерации по формированию и интеграции парковочного пространства в транспортные системы, муниципальных программ, документации, разрабатываемой в рамках осуществления градостроительной деятельности, документации по организации дорожного движения, документов транспортного планирования.
48. Периодическую инвентаризацию парковочного пространства рекомендуется проводить в рамках мониторинга достижения целевых показателей управления парковочным пространством.
49. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области организации дорожного движения, рекомендуется принимать участие в деятельности рабочей группы по инвентаризации парковочного пространства.
VII. Мониторинг достижения целевых показателей
мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого
парковочного пространства
50. Мониторинг достижения целевых показателей мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства рекомендуется осуществлять с периодичностью не реже одного раза в год для отслеживания достижения установленных целей и задач и, в случае необходимости, определить целесообразность внесения изменений в мероприятия по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства и (или) запланировать дополнительные мероприятия, направленные на достижение установленных целей и задач.
51. Мониторинг достижения целевых показателей мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства рекомендуется осуществлять в том числе в рамках анализа результатов:
1) инвентаризации парковочного пространства;
2) мониторинга дорожного движения;
3) оценки основных показателей состояния безопасности дорожного движения и результатов исследования причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий;
4) оценки параметров, характеризующих движение маршрутных транспортных средств по участкам дорог, движение по которым связано с потерей времени (задержками);
5) оценки основных экологических характеристик (уровень шума, концентрация вредных веществ в атмосфере).
52. В рамках осуществления мониторинга достижения целевых показателей мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства рекомендуется проводить отдельные проверки документации по организации дорожного движения на предмет наличия в них мероприятий по организации дорожного движения по развитию парковочного пространства, а также проводить проверки соответствия реализованных мероприятий по развитию парковочного пространства мероприятиям, запланированным в документации по организации дорожного движения.
53. По результатам мониторинга достижения целевых показателей мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства возможна актуализация установленных целей и (или) задач.
54. Результаты мониторинга достижения целевых показателей мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства рекомендуется размещать на официальных сайтах органа местного самоуправления, уполномоченного в области организации дорожного движения, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области организации дорожного движения, или оператора (организатора) городского парковочного пространства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня утверждения результатов такого мониторинга.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
по управлению парковочным
пространством в городах
Российской Федерации
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ИНТЕГРАЦИИ
ЕДИНОГО ПАРКОВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА В ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
N | Наименование мероприятия | Результат | Срок исполнения мероприятия | Ответственные исполнители |
I. Инвентаризация парковочного пространства |
1. | Проведение подготовительного этапа инвентаризации парковочного пространства | Определены: 1) территория, зона или их участки для проведения инвентаризации парковочного пространства; 2) состав рабочей группы по инвентаризации парковочного пространства; 3) набор данных, которые необходимо определить при проведении инвентаризации парковочного пространства | ежегодно | Органы местного самоуправления |
2. | Проведение работ по сбору данных, которые необходимо определить при проведении инвентаризации парковочного пространства | Собраны данные, которые необходимо определить при проведении инвентаризации парковочного пространства, в том числе посредством: 1) осуществления выездной проверки (физического осмотра); 2) использования: аэрофотосъемки беспилотных летательных аппаратов; спутниковых снимков; систем видеонаблюдения; данных датчиков занятности парковочных мест; данных программного обеспечения мобильных устройств сотовой связи, используемого пользователями платных парковок для внесения платы за пользование платными парковочными местами и (или) бронирования парковочных мест; 3) проведения опросов различных групп населения, в том числе посредством использования социальных сетей и сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ежегодно | Органы местного самоуправления |
3. | Проведение комплексного анализа собранных данных при проведении инвентаризации парковочного пространства | Проведен анализ собранных данных: 1) о парковках (парковочных местах) общего пользования; 2) о состоянии технических средств организации дорожного движения; 3) статистики использования парковок (парковочных мест) общего пользования; 4) о местах хаотичной стоянки транспортных средств | ежегодно | Органы местного самоуправления |
4. | Подготовка отчетных результатов проведения инвентаризации парковочного пространства | На основе анализа собранных данных при проведении инвентаризации парковочного пространства оформлен отчет о результатах проведения инвентаризации парковочного пространства, в котором рабочая группа по инвентаризации парковочного пространства в том числе указывает на необходимость: 1) внесения или изменения сведений, содержащихся в реестре парковок общего пользования; 2) реализации мероприятий по формированию, оптимизации и развитию парковочного пространства, а также по ликвидации мест хаотичной стоянки транспортных средств; 3) корректировки и (или) актуализации планов субъектов Российской Федерации по формированию и интеграции парковочного пространства в транспортные системы, муниципальных программ, документации, разрабатываемой в рамках осуществления градостроительной деятельности, документации по организации дорожного движения, документов транспортного планирования | ежегодно | Органы местного самоуправления |
II. Концепция единого парковочного пространства |
5. | Определение целей и задач по формированию единого парковочного пространства | Установлены цели и задачи по формированию единого парковочного пространства, которые определены в соответствии с общей стратегией развития транспортной системы субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, в том числе в увязке с утвержденными программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, комплексными схемами организации дорожного движения (документацией по организации дорожного движения), региональными комплексными планами транспортного обслуживания населения и документами планирования регулярных перевозок | 2025 г. | Органы местного самоуправления Исполнительный орган субъекта Российской Федерации |
6. | Определение приоритетной первоочередной территории и (или) зоны для формирования единого парковочного пространства | Определена территориальная и (или) зональная поэтапность формирования единого парковочного пространства на основе результатов проведения инвентаризации парковочного пространства: 1) территория и (или) зона, где наблюдается дефицит или профицит парковочных мест либо где необходимо ограничить или запретить остановку и (или) стоянку транспортных средств; 2) территория и (или) зона, где наблюдаются систематические нарушения правил стоянки о остановки; 3) ключевые маршруты движения для средств индивидуальной мобильности и велосипедов, которые свяжут важные точки (в том числе автовокзалы, автостанции, железнодорожные станции и вокзалы, станции внеуличного транспорта, торговые центры, жилые зоны); 4) территория и (или) зоны по уровню приоритета формирования единого парковочного пространства (высокий, средний, низкий); 5) участки дорог и (или) улиц, где наблюдаются потери времени (задержки) движения пассажирского транспорта общего пользования | 2025 г. | Органы местного самоуправления |
7. | Разработка концепции единого парковочного пространства | Утверждена и опубликована концепция формирования единого парковочного пространства, которая направлена на реализацию поставленных задач, в том числе: 1) установлены однозначные, объективные и измеряемые цели; 2) проведена укрупненная оценка стоимости формирования, оптимизации и развития единого парковочного пространства; 3) определены: краткосрочные меры (1 - 3 года) - введение платных парковок (при необходимости), размещение датчиков занятости парковочных мест на ключевых парковках общего пользования или оборудования, позволяющего в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест общего пользования; среднесрочные меры (3 - 5 лет) - строительство парковок общего пользования (в том числе многоуровневых, плоскостных, перехватывающих), внедрение интеллектуальных систем управления парковками общего пользования либо их элементов, в том числе системы управления спросом парковочными местами общего пользования в оперативном режиме; долгосрочные меры (5 - 10 лет) - сформировано единое парковочное пространство и интеллектуальная система управления парковочного пространства, в том числе на основе цифровой платформы, интеграция парковок (парковочных мест) общего пользования с движением и уровнем развития пассажирского транспорта общего пользования | 2026 г. | Органы местного самоуправления |
III. Мероприятия по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства |
8. | Разработка и реализация краткосрочных мер по формированию единого парковочного пространства в первоочередных территориях и (или) зонах | Подготовлены и реализованы проекты организации дорожного движения (далее - ПОДД) (изменения в утвержденные ПОДД), предусматривающие мероприятия, не требующие проведения капитальных работ и затрат (нанесение горизонтальной дорожной разметки, установка дорожных знаков). На ключевых точках единого парковочного пространства размещены датчики занятости парковочных мест или оборудование, позволяющее в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест общего пользования | 2025 - 2028 гг. | Органы местного самоуправления |
9. | Разработка среднесрочных и долгосрочных мер по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства | Подготовлены изменения в комплексную схему организации дорожного движения (далее - КСОДД), предусматривающие мероприятия по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства. Кроме того, подготовлены ПОДД в целях реализации КСОДД (изменений в утвержденный КСОДД). Подготовлена документация, разрабатываемая в рамках осуществления градостроительной деятельности (изменения в утвержденную документацию), и (или) программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, предусматривающая (предусматривающие) мероприятия по строительству многоуровневых, плоскостных, перехватывающих парковок общего пользования. Сформирована и утверждена программа по созданию интеллектуальной системы управления парковочного пространства, в том числе на основе цифровой платформы, и интеграции парковок (парковочных мест) общего пользования с движением и уровнем развития пассажирского транспорта общего пользования | 2026 г. | Органы местного самоуправления Исполнительный орган субъекта Российской Федерации |
10. | Проведение мероприятий по реализации среднесрочных и долгосрочных мер по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства | Сформировано единое парковочное пространство и создана интеллектуальная система управления парковочного пространства, в том числе на основе цифровой платформы в соответствии с мерами, предусмотренными пунктом 7 | 2026 - 2032 гг. | Органы местного самоуправления |
IV. Дополнительное регулирование градостроительных нормативов по парковочному пространству |
11. | Подготовка проекта нормативного правового акта о внесении изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования | Издание нормативного правового акта, утверждающего изменения в региональном нормативе градостроительного проектирования, учитывающие требования к парковочному пространству, в том числе с учетом уровня развития пассажирского транспорта общего пользования | 2025 г. | Исполнительный орган субъекта Российской Федерации |
12. | Подготовка проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в местные нормативы градостроительного проектирования | Издание муниципальных правовых актов, утверждающих изменения в местные нормативы градостроительного проектирования, учитывающие изменения региональных нормативов градостроительного проектирования в соответствии с пунктом 9 настоящего плана | 2025 г. | Органы местного самоуправления |
V. Мониторинг целевых показателей управления единого парковочного пространства |
13. | Проведение инвентаризации парковочного пространства | Обеспечено проведение мероприятий, предусмотренных главой I методических рекомендаций | ежегодно | Исполнительный орган субъекта Российской Федерации Органы местного самоуправления |
14. | Проведение мониторинга дорожного движения | Обеспечено проведение мониторинга дорожного движения, в результате которого определены основные параметры дорожного движения | ежегодно | Исполнительный орган субъекта Российской Федерации Органы местного самоуправления |
15. | Проведена оценка основных показателей безопасности дорожного движения и результатов исследования причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий | Определены основные показатели безопасности дорожного движения и установлена (при наличии) взаимосвязь причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий, связанных со стоящими транспортными средствами | ежегодно | Исполнительный орган субъекта Российской Федерации Органы местного самоуправления |
16. | Проведена оценка параметров, характеризующих движение маршрутных транспортных средств по участкам дорог и улиц, движение по которым связано с потерей времени (задержками) | Определены параметры, характеризующие движение маршрутных транспортных средств по участкам дорог и улиц, движение по которым связано с потерей времени (задержками) участках | ежегодно | Исполнительный орган субъекта Российской Федерации Органы местного самоуправления |
17. | Проведена оценка основных экологических характеристик | Определены: 1) уровень шума; 2) концентрация вредных веществ в атмосфере | ежегодно | Исполнительный орган субъекта Российской Федерации Органы местного самоуправления |
18. | Подготовка результатов мониторинга целевых показателей управления единым парковочным пространством | Установлена динамика достижения целевых показателей управления единым парковочным пространством. Результаты мониторинга целевых показателей управления единым парковочным пространством размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ежегодно | Исполнительный орган субъекта Российской Федерации Органы местного самоуправления |
19. | Ведение реестра парковок общего пользования | Обеспечен учет парковок (парковочных мест) общего пользования и доступ населения к информации о количестве и местах размещения таких парковок (парковочных мест) общего пользования | постоянно | Органы местного самоуправления Исполнительный орган субъекта Российской Федерации |
20. | Мониторинг формирования единого парковочного пространства | Обеспечен периодический мониторинг и контроль реализации мероприятий, запланированных в разделе 6 | ежегодно | Исполнительный орган субъекта Российской Федерации Органы местного самоуправления |
21. | Рассмотрение поступивших предложений и инициатив от населения | Учет предложений и инициатив граждан по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства | постоянно | Органы местного самоуправления Исполнительный орган субъекта Российской Федерации |
VI. Развитие правового регулирования управления единым парковочным пространством |
22. | Определение необходимости создания центра компетенции, курирующего формирование, оптимизацию и развитие единого парковочного пространства | Создание или наделение полномочиями подразделения или организации, которые будут координировать и осуществлять формирование, оптимизацию и развитие единого парковочного пространства, а также оказывать организационную поддержку | 2025 г. | Исполнительный орган субъекта Российской Федерации Органы местного самоуправления |
23. | Разработка нормативных правовых актов и (или) изменений в действующие правовые акты субъекта Российской Федерации | Разработаны и изданы (актуализированы) нормативные правовые акты: 1) порядок ведения реестра парковок общего пользования; 2) порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств; 3) порядок выдачи парковочных разрешений и положение о реестре владельцев парковочных разрешений субъекта Российской Федерации; 4) об определении методики расчета и максимального размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами); 5) о создании платных парковок (парковочных мест) общего пользования на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения; 6) порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения; 7) об установлении дополнительных категорий пользователей платной парковки, категорий транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой, а также порядок предоставления такого права; 8) порядки согласования, разработки и утверждения документации по организации дорожного; 9) штрафы за неоплату пользования платной парковки (парковочного места) общего пользования и за нарушение правил пользования парковочными местами, предназначенными для транспортных средств владельцев парковочных разрешений; 10) положение о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления полномочий в области организации дорожного движения | 2025 г. | Органы государственной власти субъекта Российской Федерации |
24. | Разработка нормативных правовых актов и (или) изменения в действующие правовые акты органов местного самоуправления | Разработаны и изданы (актуализированы) муниципальные правовые акты: 1) положение о реестре парковок общего пользования; 2) порядок выдачи парковочных разрешений и положение о реестре владельцев парковочных разрешений муниципального образования; 3) о создании платных парковок (парковочных мест) общего пользования на дорогах и улицах, находящихся в муниципальной собственности; 4) порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) на дорогах и улицах, находящихся в муниципальной собственности; | 2025 г. | Органы местного самоуправления |
V. Обеспечение реализации мероприятий по формированию, созданию и развитию единого парковочного пространства |
25. | Включение мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства в программу социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования и соответствующие статьи расходов бюджетов | Обеспечено финансирование реализации мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства | 2026 г. | Органы государственной власти субъекта Российской Федерации Органы местного самоуправления |
Примечание.
Под исполнительным органом субъекта Российской Федерации понимается исполнительный орган субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит исполнение пункта. Под органами местного самоуправления понимаются исполнительно-распорядительные органы муниципального образования.
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
по управлению парковочным
пространством в городах
Российской Федерации
ПРИМЕРЫ
ЦЕЛЕЙ И МЕР УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНЫМ ПАРКОВОЧНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ
N | Возможные меры | Возможные целевые показатели мер | Цель формирования единого парковочного пространства |
1. | Оптимизация и повышение эффективности использования территории, направленные на обеспечение сбалансированного распределения пространства между транспортом и пешеходами. | Средний пиковый уровень загруженности парковок общего пользования составляет XX%. | 1. Снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств. 2. Обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровня автомобилизации. |
2. | Снижение основных показателей состояния безопасности дорожного движения. | Снижение на XX% количества дорожно-транспортных происшествий, связанных со столкновением со стоящими транспортными средствами и (или) связанных с отсутствием видимости из-за припаркованных транспортных средств. | Повышение безопасности дорожного движения. |
3. | Повышение эффективности организации дорожного движения. | 1. Повышение средней скорости движения на сети дорог и улиц на XX%. 2. Улучшение до X уровня обслуживания сети дорог и улиц. | Снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств. |
4. | Ведение реестра парковок общего пользования. | 1. Увеличение на XX% парковок общего пользования, в том числе частных парковок общего пользования, данные о которых содержатся в реестре парковок общего пользования от общего количества парковок общего пользования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования. 2. Доля парковок общего пользования на платной основе из числа парковок общего пользования на безвозмездной основе, составляет XX%. | Обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровня автомобилизации. |
5. | Улучшение условий работы пассажирского транспорта общего пользования и увеличения спроса на его использование. | 1. Повышение средней скорости движения пассажирского транспорта общего пользования, движущегося по маршруту. 2. Увеличение пассажиропотока от точек взаимосвязи парковочного пространства и пассажирского транспорта общего пользования (перехватывающие парковки, парковки (парковочные места) общего пользования в пешей доступности от остановок общественного транспорта). | Снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств. |
6. | Обеспечение доступности парковок (парковочных мест) общего пользования, в том числе для маломобильных групп граждан. | Увеличение парковочных мест для транспортных средств, принадлежащих инвалидам и (или) перевозящих инвалидов, оборудованных пониженным бортовым камнем на XX% за X лет. | Обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровня автомобилизации. |
7. | Улучшение основных экологических характеристик (уровень шума, концентрация вредных веществ в атмосфере). | Уменьшение пробега транспортных средств, находящихся в поиске свободного парковочного места ("блуждающий трафик"). | Снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств. |
8. | Создание удобных условий для посетителей объектов различного функционального назначения, в том числе торговых центров, офисов и туристских объектов. | 1. XX% парковок общего пользования, относящихся к объектам функционального назначения, расположены в пешей доступности от остановок общественного транспорта. 2. XX% туристских объектов обеспечены парковками общего пользования, предназначенными для транспортных средств, предоставляющих туристские услуги. | Обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровня автомобилизации. |
9. | Внедрение интеллектуальных систем управления парковками (парковочными местами) общего пользования, в том числе обеспечение возможности в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест общего пользования, создание систем управления спросом парковочными местами общего пользования в оперативном режиме. | 1. Увеличение на XX% доли парковочных мест, оборудованных датчиками занятости или оборудованием, позволяющим в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест. 2. Увеличение на XX% количества использования программного обеспечения устройств сотовой связи. | Снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств. |
10. | Снижение количества мест хаотичной стоянки транспортных средств. | Снижение на XX% количества нарушений правил остановки и стоянки. | Повышение безопасности дорожного движения. |
11. | Улучшение взаимосвязи различных видов транспорта, в том числе посредством организации парковок (парковочных мест) общего пользования вблизи железнодорожных вокзалов, станций пригородных поездов, мест остановок пассажирского транспорта общего пользования, велопарковок, парковок средств индивидуальной мобильности. | 1. Построено XX перехватывающих парковок общего пользования. 2. XX% остановок общественного транспорта оборудованы парковочными местами для средств индивидуальной мобильности и (или) велосипедов. | 1. Снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств. 2. Обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровня автомобилизации. |
12. | Обеспечение долгосрочного планирования по оптимизации и развития единого парковочного пространства. | Утверждено XX% КСОДД и XX% программ комплексного развития транспортной инфраструктуры от общего их количества, которые содержат мероприятия по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства. | 1. Повышение безопасности дорожного движения; снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств. 2. Обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровнем автомобилизации. |
13. | Обеспечение информирования населения о принятых решениях в рамках парковочной деятельности и о долгосрочных планах по оптимизации и развития единого парковочного пространства. | 1. Увеличение на XX% количества публикаций о принятых решениях в рамках парковочной деятельности и о долгосрочных планах по оптимизации и развития единого парковочного пространства. 2. XX% от обшей доли парковок (парковочных мест) общего пользования оборудованы информационными табличками, имеющими информацию о способах оплаты платных парковочных мест, правилах пользования парковочными местами и о тарифах. 3. XX% количества парковок общего пользования, оборудованных конструкциями или сооружениями, препятствующими въезду и (или) выезду с парковки общего пользования, информационными табло о занятости парковочных мест. | Снижение потерь времени (задержек) при движении. |
14. | Поддержка развития использования более экологичных транспортных средств (электромобилей, велосипедов, средств индивидуальной мобильности). | 1. Увеличение количества зарядных станций для электромобиля на XX% за X лет. 2. Увеличение количества парковочных мест для электромобилей на XX% за X лет. 3. Увеличение количества парковочных мест для средств индивидуальной мобильности и велосипедов на XX за X лет. | Обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровня автомобилизации. |
Приложение N 3
к методическим рекомендациям
по управлению парковочным
пространством в городах
Российской Федерации
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ПАРКОВОЧНЫХ РАЗРЕШЕНИЙ
N | Категории пользователей | Разрешение может действовать | Возможно назначить плату за выдачу | Только в зоне платности | Срок действия | Система бронирования |
Субъект Российской Федерации | Муниципальное образование | Часть территории муниципального образования (район, зона) | Конкретное место, адрес, участок дороги, улицы | Постоянный | Абонемент (год, месяц) | Срочный (часы, день, неделя) |
1. | Жители района | Нет | Нет | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Нет |
2. | Инвалиды | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет |
3. | Ветераны и участники боевых действий, в том числе специальной военной операции | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет |
4. | Многодетные семьи | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Да |
5. | Владельцы электромобилей | Нет | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Да | Да |
6. | Оперативные службы | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Да | Нет | Нет |
7. | Служебные транспортные средства | Нет | Нет | Нет | Да | Да | Нет | Нет | Да | Да | Да |
8. | Транспортные средства, оказывающие туристские услуги | Нет | Нет | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Да | Да |
9. | Участники мероприятий, посетители различных объектов | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет | Да | Да |
10. | Пользователь платной парковки | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Да | Нет | Да | Да | Да |
11. | Беременные женщины | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Нет | Да | Да |
12. | Почетные граждане | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Да |
13. | Транспортные средства технических и городских служб | Нет | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Да | Да | Да |
14. | Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Нет |
15. | Пенсионеры | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Да | Да |
16. | Школьные автобусы | Нет | Да | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Да | Да | Да |
17. | Транспортные средства, на которых оказывают услуги доставки или обслуживание объектов | Нет | Нет | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Да | Да |
18. | Транспортные средства, сдаваемые в краткосрочную аренду | Нет | Да | Да | Нет | Да | Нет | Нет | Да | Да | Нет |