ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Распоряжение Минтранса России от 21.07.2025 N ВТ-151-р "Об утверждении методических рекомендаций по управлению парковочным пространством в городах Российской Федерации"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 июля 2025 г. N ВТ-151-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ПАРКОВОЧНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ В ГОРОДАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 13 Дорожной карты по совершенствованию организации парковок (парковочных мест) в Российской Федерации, утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллиным М.Ш. 7 ноября 2024 г. N МХ-П49-37481:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по управлению парковочным пространством в городах Российской Федерации.
Заместитель Министра
В.В.ТИМОФЕЕВ
Утверждены
распоряжением Минтранса России
от 21 июля 2025 г. N ВТ-151-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УПРАВЛЕНИЮ ПАРКОВОЧНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ В ГОРОДАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации направлены на улучшение качества принятия решений в части формирования, оптимизации и развития единого парковочного пространства <1> органами местного самоуправления, уполномоченными в области организации дорожного движения, и (или) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения <2>.
--------------------------------
<1> К единому парковочному пространству рекомендуется относить совокупность парковок общего пользования, расположенных в границах одного или нескольких муниципальных образований, включенных в реестр парковок общего пользования.
<2> В случае перераспределения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ).
2. Формирование, оптимизация и развитие единого парковочного пространства осуществляются в рамках парковочной деятельности, которая является частью организации дорожного движения. Парковочная деятельность направлена на управление парковочным пространством - проектирование и обустройство парковок (парковочных мест) общего пользования, ведение реестра парковок общего пользования <3>, а также на оказание услуг и совершение иных действий, связанных с размещением транспортных средств на парковках (парковочных местах) общего пользования.
--------------------------------
<3> Часть 7 статьи 12 Федерального закона N 443-ФЗ.
3. При формировании единого парковочного пространства, а также при его оптимизации рекомендуется определять количество парковок (парковочных мест) в зависимости от функционального назначения и места их размещения с учетом взаимосвязи с параметрами работы пассажирского транспорта общего пользования <4>.
--------------------------------
<4> Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по определению необходимого количества парковок (парковочных мест) на территории муниципальных образований с учетом взаимосвязи с параметрами работы пассажирского транспорта общего пользования, утвержденные распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 22 ноября 2022 г. N АК-292-р.
4. Результатом формирования единого парковочного пространства является сбалансированное количество парковок (парковочных мест) общего пользования в муниципальном образовании или нескольких муниципальных образованиях, имеющих общую границу, которое способствует улучшению условий дорожного движения и снижению уровня загрузки сети дорог.
5. Формирование, оптимизацию и развитие единого парковочного пространства рекомендуется осуществлять в рамках мероприятия "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек" национального проекта "Инфраструктура для жизни", программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов <5>, комплексных схем организации дорожного движения <6> (документации по организации дорожного движения) <7>, региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения <8> и документов планирования регулярных перевозок <9>, которые взаимоувязаны между собой.
--------------------------------
<5> Пункт 27 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
<6> Пункт 4 статьи 16 Федерального закона N 443-ФЗ.
<7> Пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 443-ФЗ.
<8> Пункт 27.1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
<9> Пункт 27 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ.
6. Финансирование формирования, оптимизации и развития единого парковочного пространства рекомендуется осуществлять в рамках документов стратегического планирования <10> (государственная программа субъекта Российской Федерации <11> и (или) муниципальная программа <12>).
--------------------------------
<10> Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
<11> Пункт 32 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ.
<12> Пункт 35 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ.
7. Рекомендуется учитывать в едином парковочном пространстве парковки общего пользования вне зависимости от их назначения и формы собственности <13>.
--------------------------------
<13> Часть 7 статьи 12 Федерального закона N 443-ФЗ.
8. В целях обеспечения комплексного подхода по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства рекомендуется использовать приведенный в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям примерный план субъекта Российской Федерации по созданию и интеграции парковочного пространства в транспортные системы.
II. Цели и мероприятия управления парковочным пространством
9. К целям по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства относятся:
1) повышение безопасности дорожного движения;
2) создание комфортной среды для жителей городов Российской Федерации;
3) снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств;
4) обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровня автомобилизации.
10. К мерам управления парковочным пространством, направленным на достижение основных целей по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства, относятся:
1) оптимизация и повышение эффективности использования территории, направленные на обеспечение сбалансированного распределения пространства между транспортом и пешеходами;
2) улучшение значений основных показателей состояния безопасности дорожного движения <14>;
--------------------------------
<14> Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ).
3) повышение эффективности организации дорожного движения <15>;
--------------------------------
<15> Пункт 6 статьи 3 Федерального закона N 443-ФЗ.
4) ведение реестра парковок общего пользования;
5) улучшение условий работы пассажирского транспорта общего пользования и увеличение спроса на его использование;
6) обеспечение доступности парковок (парковочных мест) общего пользования, в том числе для маломобильных групп граждан;
7) улучшение основных экологических характеристик (уровень шума, концентрация вредных веществ в атмосфере);
8) создание удобных условий для посетителей объектов различного функционального назначения, в том числе торговых центров, офисов и туристских объектов;
9) внедрение интеллектуальных систем управления парковками (парковочными местами) общего пользования, в том числе обеспечение возможности в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест общего пользования, создание систем управления спросом парковочными местами общего пользования в оперативном режиме;
10) снижение количества мест хаотичной стоянки транспортных средств;
11) улучшение взаимосвязи различных видов транспорта, в том числе посредством организации парковок (парковочных мест) общего пользования вблизи железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, автовокзалов, автостанций, мест остановок пассажирского транспорта общего пользования, велопарковок, парковок средств индивидуальной мобильности;
12) обеспечение долгосрочного планирования по оптимизации и развития единого парковочного пространства;
13) обеспечение информирования населения о принятых решениях в рамках парковочной деятельности и о долгосрочных планах по оптимизации и развития единого парковочного пространства;
14) создание комфортных условий для использования экологичных транспортных средств (электромобилей, велосипедов, средств индивидуальной мобильности и т.д.).
11. Целевые показатели мер, указанных в пункте 10 настоящих методических рекомендаций, рекомендуется устанавливать однозначными, объективными и измеряемыми. Примеры таких целевых показателей и их взаимосвязь с целями по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства приведены в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.
III. Полномочия и обязанности по управлению
парковочным пространством
12. Полномочия и обязанности по управлению парковочным пространством, направленные на функционирование единого парковочного пространства, рекомендуется распределять с учетом региональных и местных особенностей.
13. В случае формирования единого парковочного пространства на территории одного муниципального образования рекомендуется полномочия и обязанности, направленные на функционирование единого парковочного пространства, осуществлять органом местного самоуправления, уполномоченным в области организации дорожного движения.
14. В целях обеспечения комплексного подхода по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства рекомендуется рассматривать возможность и целесообразность в органах местного самоуправления, уполномоченных в области организации дорожного движения, и (или) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области организации дорожного движения, определять (создавать) структурные подразделения по управлению парковочным пространством.
15. В городах с численностью населения 500 тысяч человек и более рекомендуется создавать учреждение, уполномоченное на осуществление парковочной деятельности (далее - оператор (организатор) городского парковочного пространства).
16. В случае формирования единого парковочного пространства на территории нескольких муниципальных образований, имеющих общую границу, или на всей территории субъекта Российской Федерации <16> рекомендуется рассматривать возможность осуществления полномочий и обязанностей по его формированию органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения, а полномочия и обязанности в части эксплуатации, содержания и функционирования единого парковочного пространства осуществлять органами местного самоуправления или операторами (организаторами) городского парковочного пространства.
--------------------------------
<16> В случае перераспределения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона N 443-ФЗ.
17. Полномочия по организации, содержанию и эксплуатации парковок общего пользования, находящихся во владении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (далее - частная парковка общего пользования), осуществляются владельцами частных парковок общего пользования.
IV. Система управления парковочным пространством
18. В систему управления парковочным пространством включаются следующие направления:
1) инфраструктурное;
2) организационное;
3) информационное;
4) технологическое;
5) правовое;
6) взаимодействие с населением;
7) улучшение экологии;
8) долгосрочное планирование.
19. В рамках инфраструктурного направления системы управления парковочным пространством осуществляется создание и развитие инфраструктуры парковочного пространства, в которое рекомендуется включать в том числе:
1) технические средства организации дорожного движения <17>, обозначающие парковки (парковочные места) общего пользования;
--------------------------------
<17> Пункт 10 статьи 3 Федерального закона N 443-ФЗ.
2) технические средства, конструкции или сооружения, препятствующие въезду и (или) выезду с парковки общего пользования;
3) зарядные станции для электромобилей;
4) освещение парковок общего пользования;
5) специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения <18>;
--------------------------------
<18> Пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
6) оборудование, позволяющее в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест общего пользования;
7) датчики занятости парковочных мест.
20. В область организационного направления системы управления парковочным пространством рекомендуется включать в том числе:
1) организацию парковочных мест для транспортных средств, принадлежащих инвалидам и (или) перевозящих инвалидов <19>;
--------------------------------
<19> Часть девятая статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2) организацию парковочных мест, предназначенных для транспортных средств владельцев парковочных разрешений <20>;
--------------------------------
<20> Абзац двадцатый раздела 8 приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - ПДД).
3) введение платной парковки общего пользования и управление тарифами за пользование платными парковками общего пользования;
4) организацию перехватывающих парковок общего пользования <21>;
--------------------------------
<21> Пункт 3.25 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр.
5) организацию перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств;
6) организацию парковочных мест для отдельных видов транспорта.
21. В область информационного направления системы управления парковочным пространством рекомендуется включать в том числе:
1) меры по доведению до участников дорожного движения правил пользования парковками (парковочными местами) общего пользования <22>, в том числе платными парковками (парковочными местами) общего пользования, тарифов за пользование платными парковками (парковочными местами) общего пользования и (или) информации об ограничениях (запретах) на остановку или стоянку;
--------------------------------
<22> Часть 12 статьи 12 Федерального закона N 443-ФЗ.
2) меры по предоставлению информации о свободных местах на парковках (парковочных местах) общего пользования пользователям парковок (парковочных мест) общего пользования.
22. В область технологического направления системы управления парковочным пространством рекомендуется включать в том числе:
1) интеллектуальные системы управления парковками (парковочными местами) общего пользования ("интернет вещей");
2) автоматический сбор и анализ информации о загруженности парковок общего пользования для последующей оптимизации их работы;
3) способы платы за пользование платной парковкой общего пользования с пользователя платной парковки общего пользования;
4) программное обеспечение мобильных устройств сотовой связи, позволяющее в том числе внести плату за пользование платной парковкой общего пользования, бронировать парковочные места на парковках общего пользования, получить информацию о загруженности парковки общего пользования.
23. В правовое направление системы управления парковочным пространством рекомендуется включать в том числе издание:
1) порядка ведения реестра парковок общего пользования <23>;
--------------------------------
<23> Часть 8 статьи 12 Федерального закона N 443-ФЗ.
2) порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств;
3) порядка выдачи парковочных разрешений <24> и положения о реестре владельцев парковочных разрешений;
--------------------------------
<24> Абзац двадцатый раздела 8 приложения 1 к ПДД.
4) нормативного правового акта об определении методики расчета и максимального размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами) <25>;
--------------------------------
<25> Пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона N 257-ФЗ.
5) нормативного правового акта о создании и об использовании платных парковок (парковочных мест) общего пользования <26>;
--------------------------------
<26> Пункт 3.1 части 1 статьи 12 и пункт 3.1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ.
6) порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) <27>;
--------------------------------
<27> Пункт 3.2 части 1 статьи 12 и пункт 3.2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ.
7) нормативного правового акта об установлении дополнительных категорий пользователей платной парковки, категорий транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой <28>, а также порядок предоставления такого права;
--------------------------------
<28> Часть 9 статьи 13 Федерального закона N 443-ФЗ.
8) порядка разработки, согласования и утверждения документации по организации дорожного движения <29>, в котором рекомендуется при разработке документации по организации дорожного движения предусматривать мероприятия по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства;
--------------------------------
<29> Часть 9.1 статьи 17 и часть 9.3 статьи 18 Федерального закона N 443-ФЗ.
9) региональных и местных нормативов градостроительного проектирования <30>, учитывающих требования к парковочному пространству, в том числе в части обеспечения баланса между количеством парковочных мест и развитием пассажирского транспорта общего пользования;
--------------------------------
<30> Пункт 3 статьи 7 и пункт 2 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
10) нормативного правового акта, предусматривающего введение административных штрафов за неоплату пользования платной парковки (парковочного места) общего пользования и за нарушение правил пользованием парковочными местами, предназначенными для транспортных средств владельцев парковочных разрешений <31>;
--------------------------------
<31> Статья 8.14 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
11) положение о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления полномочий в области организации дорожного движения <32>.
--------------------------------
<32> Статья 20 Федерального закона N 443-ФЗ.
24. В область направления взаимодействия с населением системы управления парковочным пространством рекомендуется включать в том числе:
1) способы сбора и учета мнения населения при формировании, оптимизации и развитии единого парковочного пространства;
2) меры по обеспечению возможности у населения сообщать о проблемах на парковках (парковочных местах) общего пользования;
3) проведение общественных обсуждений в части реализации парковочной деятельности.
25. В область направления улучшения экологии системы управления парковочным пространством рекомендуется включать в том числе:
1) способы интеграции парковок (парковочных мест) общего пользования с озеленением (экопарковки) в парковочное пространство;
2) способы управления спросом на парковки (парковочные места) общего пользования, снижения времени поиска свободных парковочных мест, увеличения средней скорости движения транспортных средств, направленные на улучшение основных экологических характеристик;
3) меры по обеспечению комфортного использования более экологических видов транспорта.
26. В направление долгосрочного планирования управления парковочным пространством рекомендуется включать:
1) концепцию единого парковочного пространства;
2) государственные программы субъекта Российской Федерации и муниципальные программы, учитывающие формирование, оптимизацию, развитие и управление единым парковочным пространством;
3) комплексные схемы организации транспортного обслуживания, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, региональные стандарты транспортного обслуживания населения, региональные комплексные планы транспортного обслуживания населения, документы планирования регулярных перевозок (далее - документы транспортного планирования) и документацию по организации дорожного движения;
4) документацию, разрабатываемую в рамках осуществления градостроительной деятельности.
27. В целях эффективного управления парковочным пространством с учетом взаимосвязи между собой частей системы управления парковочным пространством рекомендуется осуществлять мероприятия в рамках всех элементов управления парковочным пространством.
28. В рамках системы управления парковочным пространством рекомендуется обеспечить удобство пользования парковочным пространством посредством создания автоматизированной системы оплаты парковки, системы бронирования парковочных мест на парковках общего пользования, реестра владельцев парковочных разрешений, а также обеспечения информационной поддержки и сопровождения пользователей парковочного пространства.
29. При создании автоматизированной системы оплаты парковки рекомендуется обеспечить возможность внесение платы за пользование платной парковкой общего пользования в программном обеспечении мобильного устройства сотовой связи.
30. В программном обеспечении мобильного устройства сотовой связи помимо возможности внесения платы за пользование платной парковкой общего пользования рекомендуется предусматривать систему бронирования парковочных мест на парковках общего пользования, в том числе размещенных на проезжей части улиц и дорог.
31. Бронирование парковочных мест на парковках общего пользования, в том числе размещенных на проезжей части улиц и дорог, рекомендуется осуществлять в рамках ведения реестра парковочных разрешений. При этом рекомендуется бронирование парковочных мест осуществлять посредством выдачи парковочных разрешений на определенный срок. В случае бронирования парковочного места, в том числе размещенного на участке дороги, улицы или на территории, в зоне платного парковочного пространства, рекомендуется предусматривать взимание платы за бронирование парковочного места в размере, соответствующем тарифу платной парковки.
32. В целях управления спросом на парковочные места, в том числе размещенные на участках дорог, улиц или на территориях, в зонах платного парковочного пространства, где наблюдается дефицит или профицит парковок (парковочных мест) общего пользования, рекомендуется в рамках системы бронирования парковочных мест предусматривать дифференциацию размера платы за выдачу парковочного разрешения для бронирования парковочного места.
33. В порядке выдачи парковочных разрешений и положении о реестре парковочных разрешений рекомендуется предусматривать различные виды таких разрешений. Примеры видов парковочных разрешений приведены в приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям.
34. Обеспечение информационной поддержки и сопровождения пользователей парковочного пространства рекомендуется реализовывать посредством размещения электронных табло, отображающих максимальное и свободное количество парковочных мест на парковке общего пользования, наличия информации о свободных парковочных местах в программном обеспечении мобильных устройств сотовой связи и (или) на официальных сайтах владельцев парковок общего пользования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", интеграции данных о парковках общего пользования в навигационные системы и размещение информационных табличек, содержащих информацию о правилах пользования парковочным пространством и тарифах платной парковки (при наличии).
V. Порядок управления парковочном пространством
35. Рекомендуется осуществлять управление парковочным пространством в следующем порядке:
1) инвентаризация парковочного пространства;
2) разработка концепции единого парковочного пространства;
3) разработка и реализация мероприятий по формированию, оптимизации и развитию парковочного пространства;
4) развитие нормативного правового регулирования управления парковочным пространством;
5) мониторинг целевых показателей мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства.
36. Инвентаризацию парковочного пространства рекомендуется проводить в соответствии с главой VI настоящих методических рекомендаций.
37. Разработку концепции единого парковочного пространства рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1) установление целей и задач по формированию единого парковочного пространства;
2) определение приоритетных и первоочередных территорий и (или) зон для формирования единого парковочного пространства на основе результатов проведения инвентаризации парковочного пространства, а также поэтапность формирования единого парковочного пространства;
3) определение системы управления парковочным пространством;
4) утверждение и опубликование концепции единого парковочного пространства.
38. При определении целей и мер по формированию единого парковочного пространства в рамках разработки концепции единого парковочного пространства рекомендуется использовать главу II настоящих методических рекомендаций.
39. В приоритетные и первоочередные территории и (или) зоны для формирования единого парковочного пространства рекомендуется включать:
1) территории и (или) зоны, где наблюдается дефицит или профицит парковочных мест либо где необходимо ограничить или запретить остановку и (или) стоянку транспортных средств;
2) территории и (или) зоны, где наблюдаются систематические нарушения правил стоянки и остановки;
3) ключевые маршруты движения для средств индивидуальной мобильности и велосипедов, которые свяжут важные точки (в том числе автовокзалы, автостанции, железнодорожные станции и вокзалы, станции внеуличного транспорта, торговые центры, жилые зоны);
4) территории и (или) зоны по уровню приоритета формирования единого парковочного пространства (высокий, средний, низкий);
5) участки дорог и (или) улиц, где наблюдаются потери времени (задержки) движения пассажирского транспорта общего пользования.
40. При определении территориальной и (или) зональной поэтапности формирования единого парковочного пространства рекомендуется проводить укрупненную оценку стоимости формирования единого парковочного пространства с учетом влияния мероприятий на достижение установленных целей и задач.
41. В рамках определения территориальной и (или) зональной поэтапности формирования единого парковочного пространства рекомендуется устанавливать:
1) краткосрочные меры (1 - 3 года) - введение платных парковок (при необходимости), размещение датчиков занятости парковочных мест на ключевых парковках общего пользования или оборудования, позволяющее в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест общего пользования;
2) среднесрочные меры (3 - 5 лет) - строительство парковок общего пользования (в том числе многоуровневых, плоскостных, перехватывающих), внедрение интеллектуальных систем управления парковками общего пользования либо их элементов, в том числе системы управления спросом парковочными местами общего пользования в оперативном режиме;
3) долгосрочные меры (5 - 10 лет) - сформировано единое парковочное пространство и интеллектуальная система управления парковочного пространства, в том числе на основе цифровой платформы, интеграция парковок (парковочных мест) общего пользования с движением и уровнем развития пассажирского транспорта общего пользования.
42. Концепцию единого парковочного пространства рекомендуется опубликовывать на официальных сайтах органа местного самоуправления, уполномоченного в области организации дорожного движения, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области организации дорожного движения или оператора (организатора) городского парковочного пространства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
43. Разработку и реализацию мероприятий по формированию, оптимизации и развитию парковочного пространства рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1) разработка и реализация краткосрочных мер по формированию единого парковочного пространства в первоочередных территориях и (или) зонах:
подготовлены и реализованы проекты организации дорожного движения (изменения в утвержденные проекты организации дорожного движения), предусматривающие мероприятия, не требующие проведения строительных работ и затрат (нанесение горизонтальной дорожной разметки, установка дорожных знаков);
размещены датчики занятости парковочных мест или оборудование, позволяющее в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест общего пользования;
2) разработка среднесрочных и долгосрочных мер по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства:
подготовлены изменения в комплексную схему организации дорожного движения, предусматривающие мероприятия по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства;
подготовлены проекты организации дорожного движения в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения (изменений в утвержденную комплексную схему организации дорожного движения);
подготовлена документация, разрабатываемая в рамках осуществления градостроительной деятельности, (изменения в утвержденную документацию) и (или) программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, предусматривающая (предусматривающие) мероприятия по строительству многоуровневых, плоскостных, перехватывающих парковок общего пользования;
сформирована и утверждена программа по созданию интеллектуальной системы управления парковочного пространства, в том числе на основе цифровой платформы, и интеграции парковок (парковочных мест) общего пользования с движением и уровнем развития пассажирского транспорта общего пользования;
3) проведение мероприятий по реализации среднесрочных и долгосрочных мер по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства.
44. В рамках развития нормативного правового регулирования управления парковочным пространством рекомендуется разработать и издать нормативные правовые акты, указанные в пункте 23 настоящих методических рекомендаций.
45. Мониторинг достижения целевых показателей мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства рекомендуется проводить в соответствии с главой VII настоящих методических рекомендаций.
VI. Инвентаризация парковочного пространства
46. В целях формирования, оптимизации и развития единого парковочного пространства рекомендуется проводить предварительную и периодическую инвентаризацию парковочного пространства для:
1) оценки текущего состояния парковочного пространства, в рамках которой в том числе возможно определение дорог, улиц, зон и территорий, где наблюдается дефицит или профицит парковок (парковочных мест) общего пользования;
2) повышения безопасности дорожного движения, в том числе посредством определения дорог, улиц, зон и территорий, где наблюдаются систематические нарушения правил стоянки и остановки <33>, а также где не соблюдаются требования документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации <34>;
--------------------------------
<33> Раздел 12 ПДД.
<34> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. N 2438-р.
3) повышения эффективности организационных элементов управления парковочным пространством, в числе посредством определения мест, где целесообразна организация перехватывающих парковок общего пользования и (или) парковочных мест, предназначенных для транспортных средств владельцев парковочных разрешений, введение платной парковки общего пользования <35>, распределение парковочного пространства по видам транспортных средств;
--------------------------------
<35> Методические рекомендации по определению размера платы за пользование платными парковками, утвержденные распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 7 сентября 2023 г. N АК-188-Р.
4) обеспечения долгосрочного планирования развития единого парковочного пространства;
5) улучшения основных экологических характеристик.
47. Инвентаризацию парковочного пространства рекомендуется проводить в следующие этапы:
1) подготовка:
определение территории для инвентаризации;
формирование рабочей группы по инвентаризации парковочного пространства;
определение набора данных, которые необходимо определить при проведении инвентаризации;
2) сбор данных, определенных для учета при проведении инвентаризации:
выездная проверка (физический осмотр) территории, определенной для инвентаризации, фиксация данных, в том числе посредством фото- и видеосъемки;
аэрофотосъемка посредством использования беспилотных летательных аппаратов и (или) использование спутниковых снимков;
использование систем видеонаблюдения;
использование данных датчиков занятности парковочных мест;
использование данных программного обеспечения мобильных устройств сотовой связи, используемого пользователями платных парковок для внесения платы за пользование платными парковочными местами и (или) бронирования парковочных мест;
проведение опросов различных групп населения, в том числе посредством использования социальных сетей и сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) анализ данных:
сведений о парковках (парковочных местах) общего пользования <36> (в том числе вид, тип, расположение и режим работы парковки (парковочного места) общего пользования, состояние технических средств организации дорожного движения, наличие освещения);
--------------------------------
<36> Пункт 3 методических рекомендаций по ведению реестров парковок общего пользования, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 17 декабря 2024 г. N ВИ-289-р.
статистики использования парковок (парковочных мест) общего пользования (в том числе загруженность в разное время, среднее время стоянки транспортного средства, оборачиваемость, пиковые часы загрузки, сезонность использования);
сведений о местах хаотичной стоянки транспортных средств;
4) внесение или изменение сведений, содержащихся в реестре парковок общего пользования:
внесение сведений о парковках (парковочных местах) общего пользования, выявленных в результате сбора данных и информация о которых отсутствует в реестре парковок общего пользования;
изменение сведений о парковках (парковочных местах) общего пользования (в случае выявления несоответствий сведений, содержащихся в реестре парковок общего пользования, сведениям о парковках (парковочных местах) общего пользования, полученным при сборе данных);
5) оформление результатов:
отчет о текущем состоянии парковочного пространства (в том числе общее количество парковок общего пользования, общее количество парковочных мест, в том числе по видам транспорта, общая загруженность парковок общего пользования, выявленные проблемы организации парковочного пространства);
рекомендации по формированию, оптимизации и развитию парковочного пространства, а также по ликвидации мест хаотичной стоянки транспортных средств;
6) предложения по корректировке и (или) актуализации планов субъектов Российской Федерации по формированию и интеграции парковочного пространства в транспортные системы, муниципальных программ, документации, разрабатываемой в рамках осуществления градостроительной деятельности, документации по организации дорожного движения, документов транспортного планирования.
48. Периодическую инвентаризацию парковочного пространства рекомендуется проводить в рамках мониторинга достижения целевых показателей управления парковочным пространством.
49. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области организации дорожного движения, рекомендуется принимать участие в деятельности рабочей группы по инвентаризации парковочного пространства.
VII. Мониторинг достижения целевых показателей
мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого
парковочного пространства
50. Мониторинг достижения целевых показателей мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства рекомендуется осуществлять с периодичностью не реже одного раза в год для отслеживания достижения установленных целей и задач и, в случае необходимости, определить целесообразность внесения изменений в мероприятия по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства и (или) запланировать дополнительные мероприятия, направленные на достижение установленных целей и задач.
51. Мониторинг достижения целевых показателей мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства рекомендуется осуществлять в том числе в рамках анализа результатов:
1) инвентаризации парковочного пространства;
2) мониторинга дорожного движения;
3) оценки основных показателей состояния безопасности дорожного движения и результатов исследования причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий;
4) оценки параметров, характеризующих движение маршрутных транспортных средств по участкам дорог, движение по которым связано с потерей времени (задержками);
5) оценки основных экологических характеристик (уровень шума, концентрация вредных веществ в атмосфере).
52. В рамках осуществления мониторинга достижения целевых показателей мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства рекомендуется проводить отдельные проверки документации по организации дорожного движения на предмет наличия в них мероприятий по организации дорожного движения по развитию парковочного пространства, а также проводить проверки соответствия реализованных мероприятий по развитию парковочного пространства мероприятиям, запланированным в документации по организации дорожного движения.
53. По результатам мониторинга достижения целевых показателей мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства возможна актуализация установленных целей и (или) задач.
54. Результаты мониторинга достижения целевых показателей мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства рекомендуется размещать на официальных сайтах органа местного самоуправления, уполномоченного в области организации дорожного движения, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области организации дорожного движения, или оператора (организатора) городского парковочного пространства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня утверждения результатов такого мониторинга.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
по управлению парковочным
пространством в городах
Российской Федерации
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ИНТЕГРАЦИИ
ЕДИНОГО ПАРКОВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА В ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
N
Наименование мероприятия
Результат
Срок исполнения мероприятия
Ответственные исполнители
I. Инвентаризация парковочного пространства
1.
Проведение подготовительного этапа инвентаризации парковочного пространства
Определены:
1) территория, зона или их участки для проведения инвентаризации парковочного пространства;
2) состав рабочей группы по инвентаризации парковочного пространства;
3) набор данных, которые необходимо определить при проведении инвентаризации парковочного пространства
ежегодно
Органы местного самоуправления
2.
Проведение работ по сбору данных, которые необходимо определить при проведении инвентаризации парковочного пространства
Собраны данные, которые необходимо определить при проведении инвентаризации парковочного пространства, в том числе посредством:
1) осуществления выездной проверки (физического осмотра);
2) использования:
аэрофотосъемки беспилотных летательных аппаратов;
спутниковых снимков;
систем видеонаблюдения;
данных датчиков занятности парковочных мест;
данных программного обеспечения мобильных устройств сотовой связи, используемого пользователями платных парковок для внесения платы за пользование платными парковочными местами и (или) бронирования парковочных мест;
3) проведения опросов различных групп населения, в том числе посредством использования социальных сетей и сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
ежегодно
Органы местного самоуправления
3.
Проведение комплексного анализа собранных данных при проведении инвентаризации парковочного пространства
Проведен анализ собранных данных:
1) о парковках (парковочных местах) общего пользования;
2) о состоянии технических средств организации дорожного движения;
3) статистики использования парковок (парковочных мест) общего пользования;
4) о местах хаотичной стоянки транспортных средств
ежегодно
Органы местного самоуправления
4.
Подготовка отчетных результатов проведения инвентаризации парковочного пространства
На основе анализа собранных данных при проведении инвентаризации парковочного пространства оформлен отчет о результатах проведения инвентаризации парковочного пространства, в котором рабочая группа по инвентаризации парковочного пространства в том числе указывает на необходимость:
1) внесения или изменения сведений, содержащихся в реестре парковок общего пользования;
2) реализации мероприятий по формированию, оптимизации и развитию парковочного пространства, а также по ликвидации мест хаотичной стоянки транспортных средств;
3) корректировки и (или) актуализации планов субъектов Российской Федерации по формированию и интеграции парковочного пространства в транспортные системы, муниципальных программ, документации, разрабатываемой в рамках осуществления градостроительной деятельности, документации по организации дорожного движения, документов транспортного планирования
ежегодно
Органы местного самоуправления
II. Концепция единого парковочного пространства
5.
Определение целей и задач по формированию единого парковочного пространства
Установлены цели и задачи по формированию единого парковочного пространства, которые определены в соответствии с общей стратегией развития транспортной системы субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, в том числе в увязке с утвержденными программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, комплексными схемами организации дорожного движения (документацией по организации дорожного движения), региональными комплексными планами транспортного обслуживания населения и документами планирования регулярных перевозок
2025 г.
Органы местного самоуправления Исполнительный орган субъекта Российской Федерации
6.
Определение приоритетной первоочередной территории и (или) зоны для формирования единого парковочного пространства
Определена территориальная и (или) зональная поэтапность формирования единого парковочного пространства на основе результатов проведения инвентаризации парковочного пространства:
1) территория и (или) зона, где наблюдается дефицит или профицит парковочных мест либо где необходимо ограничить или запретить остановку и (или) стоянку транспортных средств;
2) территория и (или) зона, где наблюдаются систематические нарушения правил стоянки о остановки;
3) ключевые маршруты движения для средств индивидуальной мобильности и велосипедов, которые свяжут важные точки (в том числе автовокзалы, автостанции, железнодорожные станции и вокзалы,
станции внеуличного транспорта, торговые центры, жилые зоны);
4) территория и (или) зоны по уровню приоритета формирования единого парковочного пространства (высокий, средний, низкий);
5) участки дорог и (или) улиц, где наблюдаются потери времени (задержки) движения пассажирского транспорта общего пользования
2025 г.
Органы местного самоуправления
7.
Разработка концепции единого парковочного пространства
Утверждена и опубликована концепция формирования единого парковочного пространства, которая направлена на реализацию поставленных задач, в том числе:
1) установлены однозначные, объективные и измеряемые цели;
2) проведена укрупненная оценка стоимости формирования, оптимизации и развития единого парковочного пространства;
3) определены:
краткосрочные меры (1 - 3 года) - введение платных парковок (при необходимости), размещение датчиков занятости парковочных мест на ключевых парковках общего пользования или оборудования, позволяющего в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест общего пользования;
среднесрочные меры (3 - 5 лет) -
строительство парковок общего пользования (в том числе многоуровневых, плоскостных, перехватывающих), внедрение интеллектуальных систем управления парковками общего пользования либо их элементов, в том числе системы управления спросом парковочными местами общего пользования в оперативном режиме;
долгосрочные меры (5 - 10 лет) - сформировано единое парковочное пространство и интеллектуальная система управления парковочного пространства, в том числе на основе цифровой платформы, интеграция парковок (парковочных мест) общего пользования с движением и уровнем развития пассажирского транспорта общего пользования
2026 г.
Органы местного самоуправления
III. Мероприятия по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства
8.
Разработка и реализация краткосрочных мер по формированию единого парковочного пространства в первоочередных территориях и (или) зонах
Подготовлены и реализованы проекты организации дорожного движения (далее - ПОДД) (изменения в утвержденные ПОДД), предусматривающие мероприятия, не требующие проведения капитальных работ и затрат (нанесение горизонтальной дорожной разметки, установка дорожных знаков).
На ключевых точках единого парковочного пространства размещены датчики занятости парковочных мест или оборудование, позволяющее в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест общего пользования
2025 - 2028 гг.
Органы местного самоуправления
9.
Разработка среднесрочных и долгосрочных мер по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства
Подготовлены изменения в комплексную схему организации дорожного движения (далее - КСОДД), предусматривающие мероприятия по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства.
Кроме того, подготовлены ПОДД в целях реализации КСОДД (изменений в утвержденный КСОДД).
Подготовлена документация, разрабатываемая в рамках осуществления градостроительной деятельности (изменения в утвержденную документацию), и (или) программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, предусматривающая (предусматривающие) мероприятия по строительству многоуровневых, плоскостных, перехватывающих парковок общего пользования.
Сформирована и утверждена программа по созданию интеллектуальной системы управления парковочного пространства, в том числе на основе цифровой платформы, и интеграции парковок (парковочных мест) общего пользования с движением и уровнем развития пассажирского транспорта общего пользования
2026 г.
Органы местного самоуправления Исполнительный орган субъекта Российской Федерации
10.
Проведение мероприятий по реализации среднесрочных и долгосрочных мер по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства
Сформировано единое парковочное пространство и создана интеллектуальная система управления парковочного пространства, в том числе на основе цифровой платформы в соответствии с мерами, предусмотренными пунктом 7
2026 - 2032 гг.
Органы местного самоуправления
IV. Дополнительное регулирование градостроительных нормативов по парковочному пространству
11.
Подготовка проекта нормативного правового акта о внесении изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования
Издание нормативного правового акта, утверждающего изменения в региональном нормативе градостроительного проектирования, учитывающие требования к парковочному пространству, в том числе с учетом уровня развития пассажирского транспорта общего пользования
2025 г.
Исполнительный орган субъекта Российской Федерации
12.
Подготовка проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в местные нормативы градостроительного проектирования
Издание муниципальных правовых актов, утверждающих изменения в местные нормативы градостроительного проектирования, учитывающие изменения региональных нормативов градостроительного проектирования в соответствии с пунктом 9 настоящего плана
2025 г.
Органы местного самоуправления
V. Мониторинг целевых показателей управления единого парковочного пространства
13.
Проведение инвентаризации парковочного пространства
Обеспечено проведение мероприятий, предусмотренных главой I методических рекомендаций
ежегодно
Исполнительный орган субъекта Российской Федерации
Органы местного самоуправления
14.
Проведение мониторинга дорожного движения
Обеспечено проведение мониторинга дорожного движения, в результате которого определены основные параметры дорожного движения
ежегодно
Исполнительный орган субъекта Российской Федерации
Органы местного самоуправления
15.
Проведена оценка основных показателей безопасности дорожного движения и результатов исследования причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий
Определены основные показатели безопасности дорожного движения и установлена (при наличии) взаимосвязь причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий, связанных со стоящими транспортными средствами
ежегодно
Исполнительный орган субъекта Российской Федерации
Органы местного самоуправления
16.
Проведена оценка параметров, характеризующих движение маршрутных транспортных средств по участкам дорог и улиц, движение по которым связано с потерей времени (задержками)
Определены параметры, характеризующие движение маршрутных транспортных средств по участкам дорог и улиц, движение по которым связано с потерей времени (задержками) участках
ежегодно
Исполнительный орган субъекта Российской Федерации
Органы местного самоуправления
17.
Проведена оценка основных экологических характеристик
Определены:
1) уровень шума;
2) концентрация вредных веществ в атмосфере
ежегодно
Исполнительный орган субъекта Российской Федерации
Органы местного самоуправления
18.
Подготовка результатов мониторинга целевых показателей управления единым парковочным пространством
Установлена динамика достижения целевых показателей управления единым парковочным пространством.
Результаты мониторинга целевых показателей управления единым парковочным пространством размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
ежегодно
Исполнительный орган субъекта Российской Федерации
Органы местного самоуправления
19.
Ведение реестра парковок общего пользования
Обеспечен учет парковок (парковочных мест) общего пользования и доступ населения к информации о количестве и местах размещения таких парковок (парковочных мест) общего пользования
постоянно
Органы местного самоуправления Исполнительный орган субъекта Российской Федерации
20.
Мониторинг формирования единого парковочного пространства
Обеспечен периодический мониторинг и контроль реализации мероприятий, запланированных в разделе 6
ежегодно
Исполнительный орган субъекта Российской Федерации
Органы местного самоуправления
21.
Рассмотрение поступивших предложений и инициатив от населения
Учет предложений и инициатив граждан по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства
постоянно
Органы местного самоуправления Исполнительный орган субъекта Российской Федерации
VI. Развитие правового регулирования управления единым парковочным пространством
22.
Определение необходимости создания центра компетенции, курирующего формирование, оптимизацию и развитие единого парковочного пространства
Создание или наделение полномочиями подразделения или организации, которые будут координировать и осуществлять формирование, оптимизацию и развитие единого парковочного пространства, а также оказывать организационную поддержку
2025 г.
Исполнительный орган субъекта Российской Федерации
Органы местного самоуправления
23.
Разработка нормативных правовых актов и (или) изменений в действующие правовые акты субъекта Российской Федерации
Разработаны и изданы (актуализированы) нормативные правовые акты:
1) порядок ведения реестра парковок общего пользования;
2) порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств;
3) порядок выдачи парковочных разрешений и положение о реестре владельцев парковочных разрешений субъекта Российской Федерации;
4) об определении методики расчета и максимального размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами);
5) о создании платных парковок (парковочных мест) общего пользования на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения;
6) порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения;
7) об установлении дополнительных категорий пользователей платной парковки, категорий транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой, а также порядок предоставления такого права;
8) порядки согласования, разработки и утверждения документации по организации дорожного;
9) штрафы за неоплату пользования платной парковки (парковочного места) общего пользования и за нарушение правил пользования парковочными местами, предназначенными для транспортных средств владельцев парковочных разрешений;
10) положение о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления полномочий в области организации дорожного движения
2025 г.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации
24.
Разработка нормативных правовых актов и (или) изменения в действующие правовые акты органов местного самоуправления
Разработаны и изданы (актуализированы) муниципальные правовые акты:
1) положение о реестре парковок общего пользования;
2) порядок выдачи парковочных разрешений и положение о реестре владельцев парковочных разрешений муниципального образования;
3) о создании платных парковок (парковочных мест) общего пользования на дорогах и улицах, находящихся в муниципальной собственности;
4) порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) на дорогах и улицах, находящихся в муниципальной собственности;
2025 г.
Органы местного самоуправления
V. Обеспечение реализации мероприятий по формированию, созданию и развитию единого парковочного пространства
25.
Включение мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства в программу социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования и соответствующие статьи расходов бюджетов
Обеспечено финансирование реализации мероприятий по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства
2026 г.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации
Органы местного самоуправления
Примечание.
Под исполнительным органом субъекта Российской Федерации понимается исполнительный орган субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит исполнение пункта. Под органами местного самоуправления понимаются исполнительно-распорядительные органы муниципального образования.
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
по управлению парковочным
пространством в городах
Российской Федерации
ПРИМЕРЫ
ЦЕЛЕЙ И МЕР УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНЫМ ПАРКОВОЧНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ
N
Возможные меры
Возможные целевые показатели мер
Цель формирования единого парковочного пространства
1.
Оптимизация и повышение эффективности использования территории, направленные на обеспечение сбалансированного распределения пространства между транспортом и пешеходами.
Средний пиковый уровень загруженности парковок общего пользования составляет XX%.
1. Снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств.
2. Обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровня автомобилизации.
2.
Снижение основных показателей состояния безопасности дорожного движения.
Снижение на XX% количества дорожно-транспортных происшествий, связанных со столкновением со стоящими транспортными средствами и (или) связанных с отсутствием видимости из-за припаркованных транспортных средств.
Повышение безопасности дорожного движения.
3.
Повышение эффективности организации дорожного движения.
1. Повышение средней скорости движения на сети дорог и улиц на XX%.
2. Улучшение до X уровня обслуживания сети дорог и улиц.
Снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств.
4.
Ведение реестра парковок общего пользования.
1. Увеличение на XX% парковок общего пользования, в том числе частных парковок общего пользования, данные о которых содержатся в реестре парковок общего пользования от общего количества парковок общего пользования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.
2. Доля парковок общего пользования на платной основе из числа парковок общего пользования на безвозмездной основе, составляет XX%.
Обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровня автомобилизации.
5.
Улучшение условий работы пассажирского транспорта общего пользования и увеличения спроса на его использование.
1. Повышение средней скорости движения пассажирского транспорта общего пользования, движущегося по маршруту.
2. Увеличение пассажиропотока от точек взаимосвязи парковочного пространства и пассажирского транспорта общего пользования (перехватывающие парковки, парковки (парковочные места) общего пользования в пешей доступности от остановок общественного транспорта).
Снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств.
6.
Обеспечение доступности парковок (парковочных мест) общего пользования, в том числе для маломобильных групп граждан.
Увеличение парковочных мест для транспортных средств, принадлежащих инвалидам и (или) перевозящих инвалидов, оборудованных пониженным бортовым камнем на XX% за X лет.
Обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровня автомобилизации.
7.
Улучшение основных экологических характеристик (уровень шума, концентрация вредных веществ в атмосфере).
Уменьшение пробега транспортных средств, находящихся в поиске свободного парковочного места ("блуждающий трафик").
Снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств.
8.
Создание удобных условий для посетителей объектов различного функционального назначения, в том числе торговых центров, офисов и туристских объектов.
1. XX% парковок общего пользования, относящихся к объектам функционального назначения, расположены в пешей доступности от остановок общественного транспорта.
2. XX% туристских объектов обеспечены парковками общего пользования, предназначенными для транспортных средств, предоставляющих туристские услуги.
Обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровня автомобилизации.
9.
Внедрение интеллектуальных систем управления парковками (парковочными местами) общего пользования, в том числе обеспечение возможности в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест общего пользования, создание систем управления спросом парковочными местами общего пользования в оперативном режиме.
1. Увеличение на XX% доли парковочных мест, оборудованных датчиками занятости или оборудованием, позволяющим в автоматическом режиме осуществлять мониторинг занятости парковочных мест.
2. Увеличение на XX% количества использования программного обеспечения устройств сотовой связи.
Снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств.
10.
Снижение количества мест хаотичной стоянки транспортных средств.
Снижение на XX% количества нарушений правил остановки и стоянки.
Повышение безопасности дорожного движения.
11.
Улучшение взаимосвязи различных видов транспорта, в том числе посредством организации парковок (парковочных мест) общего пользования вблизи железнодорожных вокзалов, станций пригородных поездов, мест остановок пассажирского транспорта общего пользования, велопарковок, парковок средств индивидуальной мобильности.
1. Построено
XX перехватывающих парковок общего пользования.
2. XX% остановок общественного транспорта оборудованы парковочными местами для средств индивидуальной мобильности и (или) велосипедов.
1. Снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств.
2. Обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровня автомобилизации.
12.
Обеспечение долгосрочного планирования по оптимизации и развития единого парковочного пространства.
Утверждено XX% КСОДД и XX% программ комплексного развития транспортной инфраструктуры от общего их количества, которые содержат мероприятия по формированию, оптимизации и развитию единого парковочного пространства.
1. Повышение безопасности дорожного движения;
снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств.
2. Обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровнем автомобилизации.
13.
Обеспечение информирования населения о принятых решениях в рамках парковочной деятельности и о долгосрочных планах по оптимизации и развития единого парковочного пространства.
1. Увеличение на XX% количества публикаций о принятых решениях в рамках парковочной деятельности и о долгосрочных планах по оптимизации и развития единого парковочного пространства.
2. XX% от обшей доли парковок (парковочных мест) общего пользования оборудованы информационными табличками, имеющими информацию о способах оплаты платных парковочных мест, правилах пользования парковочными местами и о тарифах.
3. XX% количества парковок общего пользования, оборудованных конструкциями или сооружениями, препятствующими въезду и (или) выезду с парковки общего пользования, информационными табло о занятости парковочных мест.
Снижение потерь времени (задержек) при движении.
14.
Поддержка развития использования более экологичных транспортных средств (электромобилей, велосипедов, средств индивидуальной мобильности).
1. Увеличение количества зарядных станций для электромобиля на XX% за X лет.
2. Увеличение количества парковочных мест для электромобилей на XX% за X лет.
3. Увеличение количества парковочных мест для средств индивидуальной мобильности и велосипедов на XX за X лет.
Обеспечение необходимого количества парковочных мест общего пользования с учетом прогнозируемых параметров работы пассажирского транспорта общего пользования и уровня автомобилизации.
Приложение N 3
к методическим рекомендациям
по управлению парковочным
пространством в городах
Российской Федерации
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ПАРКОВОЧНЫХ РАЗРЕШЕНИЙ
N
Категории пользователей
Разрешение может действовать
Возможно назначить плату за выдачу
Только в зоне платности
Срок действия
Система бронирования
Субъект Российской Федерации
Муниципальное образование
Часть территории муниципального образования (район, зона)
Конкретное место, адрес, участок дороги, улицы
Постоянный
Абонемент (год, месяц)
Срочный (часы, день, неделя)
1.
Жители района
Нет
Нет
Да
Да
Да
Нет
Нет
Да
Нет
Нет
2.
Инвалиды
Да
Да
Да
Да
Нет
Нет
Да
Нет
Нет
Нет
3.
Ветераны и участники боевых действий, в том числе специальной военной операции
Да
Да
Да
Да
Нет
Нет
Да
Нет
Нет
Нет
4.
Многодетные семьи
Да
Да
Да
Да
Нет
Нет
Нет
Да
Нет
Да
5.
Владельцы электромобилей
Нет
Да
Да
Да
Да
Нет
Нет
Да
Да
Да
6.
Оперативные службы
Да
Да
Да
Да
Нет
Нет
Да
Да
Нет
Нет
7.
Служебные транспортные средства
Нет
Нет
Нет
Да
Да
Нет
Нет
Да
Да
Да
8.
Транспортные средства, оказывающие туристские услуги
Нет
Нет
Да
Да
Да
Нет
Нет
Да
Да
Да
9.
Участники мероприятий, посетители различных объектов
Нет
Нет
Нет
Нет
Да
Нет
Нет
Нет
Да
Да
10.
Пользователь платной парковки
Нет
Нет
Нет
Нет
Да
Да
Нет
Да
Да
Да
11.
Беременные женщины
Да
Да
Да
Да
Нет
Нет
Нет
Нет
Да
Да
12.
Почетные граждане
Да
Да
Да
Да
Нет
Нет
Да
Нет
Нет
Да
13.
Транспортные средства технических и городских служб
Нет
Да
Да
Да
Нет
Нет
Да
Да
Да
Да
14.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Да
Да
Да
Да
Нет
Нет
Нет
Да
Нет
Нет
15.
Пенсионеры
Да
Да
Да
Да
Да
Нет
Нет
Да
Да
Да
16.
Школьные автобусы
Нет
Да
Да
Да
Нет
Нет
Нет
Да
Да
Да
17.
Транспортные средства, на которых оказывают услуги доставки или обслуживание объектов
Нет
Нет
Да
Да
Да
Нет
Нет
Да
Да
Да
18.
Транспортные средства, сдаваемые в краткосрочную аренду
Нет
Да
Да
Нет
Да
Нет
Нет
Да
Да
Нет