ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Распоряжение ОАО РЖД от 06.08.2015 N 1998р (ред. от 13.01.2023) "Об утверждении Методики оценки ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов"

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 августа 2015 г. N 1998р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ИНЦИДЕНТОВ,
ВЫЗЫВАЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
В целях создания системы учета, оценки финансовых потерь от негативных влияний на перевозочный процесс:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2016 г. прилагаемую Методику оценки ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов (далее - Методика).
2. Руководителям департаментов, филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД":
организовать в установленном порядке ознакомление работников с Методикой, утвержденной настоящим распоряжением;
до 1 января 2016 г. внести изменения в договоры между ОАО "РЖД" и организациями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и грузов на инфраструктуре ОАО "РЖД", обслуживанию объектов инфраструктуры и подвижного состава, касающиеся ответственности за инциденты, вызывающие нарушения графика движения.
3. Генеральному директору ОАО "НИИАС" Погодину А.Е. (по согласованию) до 1 ноября 2015 г. доработать и передать в установленном в ОАО "РЖД" порядке в Главный вычислительный центр программное обеспечение и комплект эксплуатационной документации автоматизированных систем КАС АНТ и КАСАТ в части реализации функции по формированию структурными подразделениями данных о величине составляющих ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, предусмотренных Методикой.
4. Начальникам Департаментов технической политики Назарову А.С., информатизации Павловскому А.А., Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А., директору Главного вычислительного центра Лыкову Р.Ю., генеральному директору ОАО "НИИАС" Погодину А.Е. (по согласованию) обеспечить на пилотных полигонах Горьковской и Западно-Сибирской железных дорог работу автоматизированных систем КАС АНТ и КАСАТ с модулем расчета ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, с 1 ноября 2015 года в режиме опытной эксплуатации, с 1 декабря 2015 года в режиме постоянной эксплуатации.
5. Начальникам Департамента технической политики Назарову А.С., Департамента информатизации Павловскому А.А., генеральному директору ОАО "НИИАС" Погодину А.Е. (по согласованию) в срок до 1 сентября 2015 года разработать информационную технологию в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим распоряжением, для включения работ по функциональному развитию автоматизированных систем в программу информатизации на 2016 год.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на старшего вице-президента Гапановича В.А.
Первый вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н.МОРОЗОВ
Утверждена
распоряжением ОАО "РЖД"
от 6 августа 2015 г. N 1998р
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ УЩЕРБА ОТ ИНЦИДЕНТОВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ НАРУШЕНИЯ
ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
1. Основные положения
В современных условиях ОАО "РЖД" на основе заключаемых договоров делегирует выполнение отдельных операций перевозочного процесса организациям, являющимся отдельными юридическими лицами. Отношения между сторонами договора в соответствии со статьей 307 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (далее - часть первая Гражданского кодекса) предусматривают возникновение обязательств вследствие причинения вреда или иных оснований. Договорные отношения между ОАО "РЖД" и организациями, участвующими в перевозках пассажиров и грузов на инфраструктуре ОАО "РЖД" или являющимися поставщиками оборудования или услуг, используемых при организации и осуществлении движения поездов (далее - сторонние и сервисные организации), предусматривают взаимную ответственность за исполнение условий договора. В случае, когда каждая из сторон договора несет обязательство в пользу другой стороны в соответствии со статьей 308 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, она является одновременно должником в том, что обязана выполнить в пользу другой стороны, и кредитором в том, что имеет права требовать. Невыгодные имущественные последствия для кредитора, возникшие в результате нарушений условий договора должником, определяются Гражданским кодексом как ущерб.
Согласно определению Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" перевозочный процесс является совокупностью организационно и технологически взаимосвязанных операций. Несвоевременное или некачественное выполнение какой-либо из операций ведет к сбою во всей технологической цепочке. Ввиду того, что перевозка грузов или пассажиров на инфраструктуре ОАО "РЖД" осуществляется в составе организованных поездов по установленному графику, неисполнение или ненадлежащее исполнение технологической операции, как правило, ведет к сбою, выражающемуся в форме инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) ОАО "РЖД", как перевозчик, несет ответственность перед грузоотправителем и грузополучателем, а перед компаниями-перевозчиками, в ведении которых находятся пассажирские перевозки, как владелец инфраструктуры. Одновременно "РЖД", как холдинг, в состав которого входят дирекции-филиалы, обеспечивающие большую часть функций перевозочного процесса, несет дополнительные расходы, вызванные задержками поездов.
Настоящая Методика применяется для определения величины ущерба ОАО "РЖД" от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов на инфраструктуре ОАО "РЖД", за исключением случаев, классифицируемых как транспортные происшествия и события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 344 "Об утверждении Положения о порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта". В соответствии с требованиями стандарта СТО РЖД 02.046-2014 "Классификация инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов" причинами инцидентов являются отказы в работе технических средств и технологические нарушения.
Настоящая Методика предназначена для определения величины ущерба в результате нарушений графика движения поездов, вызванных отказами в работе технических средств и технологическими нарушениями, произошедшими по ответственности сторонних и сервисных организаций. Ответственность сторонних и сервисных организаций устанавливается по результатам расследования отказов в работе технических средств или технологических нарушений, которое проводится порядком, установленным Положением по учету, расследованию и проведению анализа случаев отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАС АНТ (далее - Положение по системе КАС АНТ) и Положением о порядке учета, расследования и проведения анализа случаев технологических нарушений на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАСАТ (далее - Положение по системе КАСАТ), утвержденных распоряжениями ОАО "РЖД" от 23 декабря 2013 г. N 2852р и N 2851р, соответственно.
Методика позволяет на основании данных, содержащихся в отраслевых автоматизированных системах и в установленных формах статистической отчетности, определить величину ущерба, полученного ОАО "РЖД" от возникновения инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, допущенных из-за невыполнения требований договоров сторонними и сервисными организациями.
При предъявлении претензий, исков о возмещении ущерба необходимо прикладывать первичную документацию, подтверждающую реально понесенные расходы ОАО "РЖД", документы, доказывающие нарушение условий договора сторонними и сервисными организациями и причинно-следственную связь между нарушением условий договора и возникновением ущерба. При отсутствии подтверждающих документов указанные претензии и иски не предъявляются.
Применение настоящей Методики определяется требованиями договоров, заключаемых между ОАО "РЖД" и организациями, участвующими в перевозках пассажиров и грузов на инфраструктуре ОАО "РЖД" или являющимися поставщиками оборудования или услуг, используемых при организации и осуществлении движения поездов.
Если между ОАО "РЖД" и организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров на инфраструктуре ОАО "РЖД", заключается (заключено) несколько договоров, в том числе договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, то применение настоящей Методики при осуществлении такой организацией деятельности по перевозке пассажиров определяется требованиями договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
2. Нормативные ссылки
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 344 "Об утверждении Положения о порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта"
ГОСТ 27.002-2015 "Надежность в технике. Термины и определения"
ГОСТ 32192-2013 "Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения"
ГОСТ Р 53431-2009 "Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения"
СТО РЖД 02.046-2014 "Классификация инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов"
Аннотированный перечень действующих нормативных материалов для нормирования труда в подразделениях филиалов и дочерних обществ ОАО "РЖД", утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 6 апреля 2016 г. N 602р "Об утверждении аннотированного перечня действующих нормативных материалов для нормирования труда в подразделениях филиалов и дочерних обществ ОАО "РЖД"
Рекомендации по формированию дифференцированной шкалы минимального штрафа контрагента за действия (бездействия), повлекшие нарушения графика движения поездов из-за отказов технических средств или технологических нарушений
3. Применяемые термины, определения и сокращения
В Методике применены следующие термины с соответствующими определениями:
- график движения поездов: организационная основа управления движением железнодорожных поездов, объединяющая деятельность всех технологических подразделений, выраженная для каждой железнодорожной станции и перегона в графической или табличной форме расписания движения поездов по техническим и технологически обоснованным нормам;
- нарушение графика движения поездов: несоблюдение времени хода поезда по перегону или времени стоянки на станции, установленных графиком движения поездов, в том числе разрабатываемым на период производства работ по техническому содержанию объектов инфраструктуры;
- поезд: сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав;
- железнодорожная станция: пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами;
- железнодорожный перегон: часть железнодорожной линии, ограниченная смежными железнодорожными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами;
- инцидент: событие, вызванное переходом железнодорожной техники в неработоспособное состояние, отклонением от заданных режимов выполнения технологических процессов на инфраструктуре ОАО "РЖД", в том числе по причине внешнего воздействия, и повлекшее за собой нарушение графика движения поездов;
- отказ (железнодорожной техники): событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния железнодорожной техники;
- работоспособное состояние (железнодорожной техники): состояние железнодорожной техники, при котором она способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции в полном объеме при условии, что предоставлены необходимые ресурсы;
- неработоспособное состояние железнодорожной техники: состояние железнодорожной техники, при котором она не способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции;
- технологическое нарушение: действие или бездействие оперативного персонала в нарушение требований действующих нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, правил, инструкций и иных нормативных документов ОАО "РЖД", которое явилось причиной задержки поезда, при исправно действующих технических средствах;
- перевозочный процесс: совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;
- грузовая отправка: партия груза, принятая железной дорогой к отправлению по одной железнодорожной накладной;
- отправительский маршрут: состав поезда установленного веса или длины, сформированный на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с перевозчиком и/или владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на железнодорожных путях общего пользования железнодорожной станции с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов;
- прямой отправительский маршрут: отправительский маршрут, следующий на одну станцию назначения в адрес одного или нескольких получателей (с постановкой грузовых вагонов в адрес каждого получателя отдельной группой);
- железнодорожные пути необщего пользования: железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;
- железнодорожные пути общего пользования: железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
4. Определение величины составляющих элементов ущерба
от инцидентов, вызывающих нарушение графика движения поездов
4.1. Основные составляющие ущерба от инцидентов
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 части первой Гражданского кодекса под ущербами (убытками) понимаются:
- понесенные расходы;
- утрата или повреждение имущества;
- неполученные доходы (упущенная выгода).
Исходя из вышеизложенного, составляющие ущерба от инцидентов, связанные с понесенными расходами, утратой или повреждением имущества, а также с неполученными доходами в результате инцидентов, по причине отказов в работе технических средств и технологических нарушений определяются по следующей формуле:
Yоб = Y1 + Y2 + Y3 + Y4 + Y5 + Y6 + Y7, (4.1)
где Yоб - общий ущерб от инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов, руб.;
Y1 - составляющая ущерба, связанная с восстановлением работоспособности железнодорожного подвижного состава, руб.;
Y2 - составляющая ущерба, связанная с восстановлением работоспособности объектов инфраструктуры, руб.;
Y3 - дополнительные расходы, связанные с задержками поездов, руб.;
Y4 - составляющая ущерба, связанная со штрафами перевозчика за опоздание пассажирских поездов дальнего и местного сообщения, руб.;
Y5 - составляющая ущерба, связанная с пени перевозчика в связи с нарушением сроков доставки грузов получателю, руб.;
Y6 - составляющая ущерба, связанная с пеней перевозчика за нарушение сроков доставки багажа и грузобагажа, руб.;
Y7 - составляющая ущерба, связанная с трудозатратами на поиск и выявление повреждений подвижного состава и объектов инфраструктуры, руб.
Составляющие ущерба Y1 и Y2 включают в себя понесенные расходы на работы по восстановлению работоспособности объектов инфраструктуры и подвижного состава, а также расходы, связанные с заменой поврежденных элементов железнодорожной техники. Составляющие формулы Y3 и Y7 включают в себя дополнительные расходы, понесенные ОАО "РЖД" вследствие возникновения инцидентов. Составляющие ущерба Y4, Y5 и Y6 представляют собой расходы, понесенные ОАО "РЖД" по выплаченным штрафам и пени за неисполнение обязательств по договорам перевозки.
В соответствии с требованиями Положения по системе КАСАТ и Положения по системе КАС АНТ учет и расследование технологических нарушений в перевозочном процессе и отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" осуществляются с использованием автоматизированных систем КАСАТ и КАС АНТ, соответственно. Наличие или отсутствие вышеперечисленных составляющих ущерба применительно к обстоятельствам каждого конкретного инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов, определяется подразделением холдинга "РЖД", проводящим расследование и формирование информации об инциденте в отраслевых автоматизированных системах КАС АНТ и КАСАТ.
В процессе расследования инцидентов, связанных с отказами в работе технических средств и технологическими нарушениями, структурными подразделениями, в соответствии с требованиями Положения по системе КАС АНТ и в Положения по системе КАСАТ, соответственно, на определенных этапах вносится дополнительная информация в автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ. Таким образом, оценка ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, должна производиться только по случаям отказов в работе технических средств и технологических нарушений, расследование которых полностью завершено, а необходимая информация о причинах инцидентов и их последствиях внесена в отраслевые автоматизированные системы управления, автоматизированные системы КАС АНТ и КАСАТ, соответственно.
В дополнение к информации по отказам в работе технических средств, содержащейся в автоматизированной системе КАС АНТ, при определении размера ущерба должны использоваться данные об объемах работ и ремонтов, выполняемых при восстановлении работоспособности железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры, формируемые в отраслевых автоматизированных системах. Данная информация вносится в отраслевые автоматизированные системы структурными подразделениями, являющимися балансодержателями отказавшего подвижного состава или объекта инфраструктуры, либо подразделениями, выполняющими работы по восстановлению работоспособности отказавших технических средств. Перечисленная информация в отраслевых автоматизированных системах о конкретных видах работ и ремонтов, их объемах, а также величине расходов на материалы и заменяемое оборудование при восстановлении работоспособности железнодорожного подвижного состава или объекта инфраструктуры должна быть подтверждена первичными документами.
4.2. Составляющая ущерба, связанная с восстановлением
работоспособности железнодорожного подвижного состава
Составляющая ущерба от инцидента Y1, связанная с восстановлением работоспособности подвижного состава, должна учитываться только при инциденте, возникшем по причине отказа в работе технического средства. Восстановление работоспособности неисправного подвижного состава может осуществляться непосредственно на той станции, где выявлена неисправность (например, выявление неисправных вагонов с подачей их маневровым порядком на пути вагоноремонтного предприятия), либо подвижной состав передислоцируется в специализированные предприятия для проведения соответствующего вида ремонта. В общем виде ущерб, связанный с восстановлением работоспособности железнодорожного подвижного состава Y1, включает в себя три составляющие: расходы на пересылку неисправного подвижного состава с места обнаружения неисправности к предприятию для производства ремонта, расходы на производство ремонтных работ по восстановлению работоспособности подвижного состава, расходы на материалы и заменяемое оборудование. Таким образом, ущерб Y1, связанный с восстановлением работоспособности железнодорожного подвижного состава, определяется по следующей формуле: