ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Распоряжение ОАО РЖД от 22.09.2016 N 1945р "Об утверждении Единых требований к формированию транспортно-пересадочных узлов и транспортно-пересадочных комплексов на сети железных дорог ОАО "РЖД"

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 сентября 2016 г. N 1945р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ФОРМИРОВАНИЮ
ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ И ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ
КОМПЛЕКСОВ НА СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ОАО "РЖД"
В целях эффективной организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, повышения качества транспортного и сервисного обслуживания пассажиров в крупных железнодорожных узлах:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 декабря 2016 г. прилагаемые Единые требования к формированию транспортно-пересадочных узлов и транспортно-пересадочных комплексов на сети железных дорог ОАО "РЖД" (далее - Единые требования к ТПУ и ТПК).
2. Начальникам Дирекции железнодорожных вокзалов Вотолевскому В.Л. и Центральной дирекции пассажирских обустройств Гуляеву А.В.:
2.1. обеспечить до 1 ноября 2016 г. изучение Единых требований к ТПУ и ТПК причастными работниками по кругу ведения;
2.2. учитывать положения Единых требований к ТПУ и ТПК при проектировании и строительстве новых транспортно-пересадочных узлов и транспортно-пересадочных комплексов.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента управления бизнес-блоком "Пассажирские перевозки" Шнейдера М.А.
Вице-президент ОАО "РЖД"
М.П.АКУЛОВ
Утверждены
распоряжением ОАО "РЖД"
от 22 сентября 2016 г. N 1945р
ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ФОРМИРОВАНИЮ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ
И ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ
НА СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ОАО "РЖД"
1 Сведения о документе
1.1 Разработан ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет путей сообщения" (МГУПС (МИИТ)).
1.2 СОГЛАСОВАН................
1.3 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ.........
1.4 ПЕРЕСМОТР ДОКУМЕНТА ПРОВОДИТСЯ в случае кардинального изменения действующих нормативных документов, на базе которых он сформирован, но не реже 1 раза в 5 лет.
2 Цели и область применения
2.1 Документ разработан с целью:
- определения единых требований к формированию транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и транспортно-пересадочных комплексов (ТПК) на базе железнодорожного транспорта;
- унификации требований к элементам и набору пассажирских обустройств ТПУ и ТПК, формируемых на базе железнодорожных вокзальных комплексов и остановочных пунктов, а также комплексу услуг, оказываемых на их территории пассажирам и посетителям.
2.2 Настоящий документ устанавливает:
- принципы формирования, роль и место ТПУ и ТПК в бизнес-процессах, связанных с обслуживанием пассажиров на железнодорожном транспорте;
- основные понятия и классификацию ТПУ и ТПК, формируемых на базе железнодорожного транспорта;
- единые (унифицированные) требования к объектам пассажирских обустройств, влияющих на качество обслуживания пассажиров и посетителей на территории ТПУ и ТПК;
- требования к перечню услуг, предоставляемых пассажирам и посетителям на территории ТПУ и ТПК различного класса.
2.3 Область применения настоящего Документа распространяется на объекты пассажирской инфраструктуры ТПУ и ТПК, сформированных на базе вокзальных комплексов и остановочных пунктов, а также на процессы, связанные с формированием новых ТПУ и ТПК на базе железнодорожного транспорта.
3 Определения терминов и принятые сокращения
3.1 В настоящем Документе используются следующие термины с соответствующими определениями:
Вокзальная инфраструктура - здания, сооружения, коммуникации, инженерные сети, обеспечивающие бесперебойную работу железнодорожного вокзального комплекса по обслуживанию пассажиров железнодорожного транспорта и других пользователей услуг железнодорожного вокзального комплекса и обеспечению деятельности персонала на его территории.
Доступность (безбарьерность) объектов железнодорожного транспорта - свойство подвижного состава, зданий, сооружений и других объектов пассажирской инфраструктуры железнодорожного транспорта, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой.
Железнодорожный вокзал - элемент железнодорожной инфраструктуры, комплексный объект недвижимости - часть железнодорожного вокзального комплекса на железнодорожной станции (пассажирском остановочном пункте), здание или комплекс зданий и сооружений, состоящих из помещений, предназначенных для обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта и других пользователей услугами железнодорожного вокзального комплекса, размещения рабочих мест и служебных помещений обслуживающего персонала.
Железнодорожный вокзальный комплекс - совокупность железнодорожного вокзала и прилегающих к нему территорий, зданий, сооружений и других объектов конструктивно, технологически или иным образом связанных с железнодорожным вокзалом и подчиненных единому режиму управления, функционирования и развития.
Конкорс - сооружение вокзального комплекса (распределительный зал над пассажирскими платформами), предназначенное для перемещения пассажиропотока и ожидания пассажирами поездов.
Маломобильный пассажир - пассажир, испытывающий затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, с инвалидностью и временно ограниченными возможностями здоровья с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.
Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.
Малые архитектурные формы ТПУ - составная часть ТПУ, включающая предметы, сооружения и устройства функционального, информационного и декоративного назначения.
Парковочное место - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира.
Пассажирская инфраструктура железнодорожного транспорта - часть инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, его коммуникации и объекты, предназначенные для обслуживания пассажиров.
Пассажирские обустройства - комплекс сооружений и устройств, обеспечивающих реализацию технологии перевозочного процесса и сервисного обслуживания пассажира (пассажирские платформы, навесы, павильоны, билетные кассы, пассажирские здания, ограждения, малые архитектурные формы, статическая и динамическая визуальная информация).
Пассажирский остановочный пункт автомобильного или наземного городского транспорта - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
Пассажирский остановочный пункт на железнодорожном транспорте - элемент железнодорожной инфраструктуры, предназначенный для остановки железнодорожного пассажирского подвижного состава, посадки и высадки пассажиров.
Перехватывающая парковка - группа парковочных мест, расположенных на территории ТПУ, и предназначенных для продолжительной парковки автомобилей с целью дальнейшей поездки водителя общественным транспортом.
Посетитель ТПУ - физическое лицо, находящееся на территории ТПУ, кроме работников транспорта и работников (сотрудников) иных предприятий и организаций, расположенных на территории ТПУ во время исполнения ими должностных обязанностей.
Привокзальная территория - территория, прилегающая к железнодорожному вокзалу с подъездами и подходами к железнодорожному вокзалу, остановочными пунктами общественного и индивидуального транспорта, местами парковки, автостоянками, элементами благоустройства.
Транспортно-пересадочный кластер - совокупность нескольких транспортно-пересадочных узлов и (или) транспортно-пересадочных комплексов, конструктивно, технологически или иным образом связанных между собой.
Транспортно-пересадочный комплекс - совокупность элементов транспортно-пересадочного узла, объединенных с объектами социальной, сервисной и торгово-развлекательной инфраструктуры с целью обеспечения комфортной пересадки пассажиров, а также оказания комплекса услуг пассажирам и посетителям.
Транспортно-пересадочный узел - комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации".
Услуга - результат деятельности и непосредственного взаимодействия предприятий (структур) железнодорожного транспорта, других предприятий и организаций с пассажиром (посетителем) по удовлетворению его потребностей, возникающих во время подготовки и осуществления поездки на железнодорожном транспорте.
Функциональная зона ТПУ - часть территории ТПУ, несущая определенную функциональную нагрузку в служебных целях и (или) в целях обслуживания пассажиров и посетителей.
Час "пик" - промежуток времени с систематическим резким увеличением объема работы ТПУ по обслуживанию пассажиров и посетителей.
3.2 Сокращения, применяемые в настоящем Документе, приведены в Таблице 3.1.
Таблица 3.1
СОКРАЩЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В ДОКУМЕНТЕ
N
Сокращение
Определение
1
ТПУ
Транспортно-пересадочный узел
2
ТПК
Транспортно-пересадочный комплекс
3
МГН
Маломобильные группы населения
4 Функции ТПУ и ТПК в системе интеграции различных видов
пассажирского сообщения
4.1 Назначением ТПУ является перераспределение пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения, включая обеспечение транспортной доступности и связанности территорий населенных пунктов.
4.2 Назначением ТПК является предоставление пассажирам и посетителям дополнительных услуг социально-культурного характера на территории ТПУ.
4.3 В соответствии со своим назначением ТПУ должен выполнять следующие функции:
- транспортную - обеспечение безопасной, быстрой и комфортной пересадки пассажиров между железнодорожным и другими видами транспорта;
- экономическую - эффективное использование функциональных зон ТПУ;
- информационную - предоставление информационно-справочных услуг пассажирам и посетителям и статистических данных администрациям различного уровня;
- имиджевую - формирование положительного имиджа железнодорожного транспорта;
- презентационную - формирование у прибывшего железнодорожным транспортом пассажира представления о городе (населенном пункте).
4.4 В соответствии со своим назначением ТПК кроме функций ТПУ должен выполнять следующие дополнительные функции:
- социально-культурную - проведение мероприятий социального и культурного характера (выставки, концерты и т.д.);
- сервисную - предоставление населению дополнительных услуг, не связанных непосредственно с перевозкой пассажиров;
- торговую - предоставление услуг розничной торговли.
4.5 В рамках выполнения своих транспортных функций ТПУ и ТПК должны обеспечивать техническими средствами и технологическими мероприятиями оптимизацию и разделение маршрутов следования посетителей и пассажиров различных категорий по их территории.
4.6 Разделение пассажиропотоков в ТПУ и выстраивание технологических линий их обслуживания должно осуществляться в зависимости от количества видов транспорта, образующих ТПУ, видов обслуживаемых сообщений каждым видом транспорта и размеров преимущественных пассажиропотоков, прибывающих и отправляющихся каждым видом транспорта.
4.7 При выполнении своих функций ТПУ и ТПК должны отвечать следующим основным принципам функционирования:
- Клиентоориентированность - удовлетворение потребностей пассажиров и посетителей всех категорий (включая МГН) в современном, надежном и безопасном предоставлении услуг на объектах транспортной инфраструктуры;
- Технологичность - организация обслуживания пассажиров различных видов транспорта по единой согласованной технологии;
- Комплексность - комплексный подход к развитию ТПУ и ТПК и прилегающих к нему территорий как элементов транспортной инфраструктуры и как неотъемлемого компонента городской среды, согласованный с проектами и темпами ее развития;
- Сбалансированность - обеспечение баланса интересов потребителей услуг ТПУ и ТПК, органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, холдинга "РЖД" и иных хозяйствующих субъектов;
- Индивидуальность - уникальный подход к развитию каждого ТПУ и ТПК как объектов, обладающих инвестиционным потенциалом, архитектурными, градостроительными и технологическими возможностями;
- Эффективность - повышение доходности от реализации товаров и услуг, предлагаемых на территории ТПК, без потери надежности и безопасности их функционирования, а также снижения потенциала их развития;
- Экологичность - использование при организации работы ТПУ и ТПК ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий.
4.8 Формирование ТПУ и ТПК на базе вокзальных комплексов и остановочных пунктов железнодорожного транспорта должно способствовать решению задачи развития транспортных систем крупных городских агломераций (в соответствии с "Транспортной стратегией Российской Федерации" Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р).
5 Классификация ТПУ и ТПК
5.1 Формирование ТПУ может осуществляться на базе железнодорожного вокзального комплекса или остановочного пункта.
5.2 Класс ТПУ, формируемого на базе железнодорожного транспорта, устанавливается с учетом:
- класса железнодорожного вокзального комплекса или категории пассажирского остановочного пункта;
- видов транспорта, обслуживающих пассажиров на территории ТПУ (кроме железнодорожного);
- количества взаимодействующих видов транспорта на территории ТПУ (кроме железнодорожного).
5.3 Классность железнодорожного вокзального комплекса определяется площадью помещений, количеством отправленных пассажиров различных категорий, объемом выполняемой работы и характеризуется показателями, выражаемыми в баллах (таблица 5.1, 5.2) в соответствии с требованиями Типового технологического процесса работы железнодорожного вокзального комплекса (Распоряжение ОАО "РЖД" от 25.12.2014 N 3134р).
5.4 Класс железнодорожного вокзального комплекса устанавливается по показателям, характеризующим работу за предыдущий год, и утверждается на центральном уровне управления железнодорожным вокзальным комплексом.
Таблица 5.1
ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РАБОТУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ВОКЗАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
N п/п
Показатель
Единица измерения показателя
Количество баллов за единицу измерения
1
Отправление пассажиров в среднем в сутки (в годовом исчислении) по категориям:
1) в дальнем сообщении (в т.ч. международное сообщение);
100 пассажиров
1,0
2) в скоростном и высокоскоростном сообщениях (в т.ч. международное сообщение);
100 пассажиров
1,0
3) в пригородном, пригородно-городском и внутригородском сообщении (в т.ч. скорые пригородные);
100 пассажиров
0,05
4) в сообщении железнодорожный вокзальный комплекс - аэропорт.
100 пассажиров
0,05
2
Общая площадь помещений железнодорожного вокзального комплекса (включая отдельно стоящие помещения, тоннели, конкорсы) <2>
100 м2
0,2
3
Общая площадь пассажирских платформ, перронов
100 м2
0,06
4
Общая площадь привокзальных площадей, находящихся на балансе вокзального комплекса
100 м2
0,04
5
Средний доход со 100 м2 вокзального комплекса в сутки
1150 <3> руб. в сутки
0,3
--------------------------------
<2> Площади помещений, привокзальных площадей, тоннелей, конкорсов и пассажирских платформ вокзальных комплексов учитываются при определении суммы баллов в соответствии с их техническими паспортами.
<3> Показатель может изменяться соответствующими распоряжениями и указаниями на центральном уровне управления вокзальным комплексом.
Таблица 5.2
КЛАССЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ
Класс железнодорожного вокзального комплекса
Сумма баллов, исчисленная по показателям в условных единицах
Внеклассный
свыше 50
I класс
от 30 до 50 включительно
II класс
от 11 до 30 включительно
III класс
от 4 до 11 включительно
IV класс
до 4
5.5 Класс железнодорожного вокзального комплекса пограничной станции и обслуживающего пассажиров, следующих в международном железнодорожном сообщении, устанавливается с повышением на один класс от расчетного.
5.6 С учетом размеров пассажиропотока, обслуживаемого за сутки (в т.ч. и в часы "пиковой" нагрузки), пассажирские остановочные пункты подразделяются на 4 категории (таблица 5.3).
Таблица 5.3
КАТЕГОРИРОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТОВ
Категория пассажирского остановочного пункта
Размеры среднесуточного пассажиропотока, обслуживаемого остановочным пунктом, чел./сут.
A
Свыше 7000
(свыше 2,5 млн. пасс. в год)
B
4000 - 7000
(от 1,5 до 2,5 млн. пасс. в год)
C
500 - 4000
(от 0, 2 до 1,5 млн. пасс. в год)
D
менее 500
(менее 0,2 млн. пасс. в год)
5.7 Класс ТПУ обозначается арабскими цифрами (от 1 до 7) в дополнение к обозначению класса вокзального комплекса или категории остановочного пункта через точку (например, ТПУ класса 1.5 или ТПУ класса B.2).
Примечание: например, класс 1.5 обозначает, что ТПУ сформирован на базе вокзального комплекса I класса с участием междугороднего общественного транспорта; класс B.2 обозначает, что ТПУ сформирован на базе остановочного пункта категории B с участием городского общественного транспорта и междугороднего общественного транспорта.
5.8 Арабская цифра в обозначении класса ТПУ устанавливается на основе таблицы 5.4.
Таблица 5.4
КЛАССИФИКАЦИЯ ТПУ, ФОРМИРУЕМЫХ НА БАЗЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УЧАСТВУЮЩИХ В ОБСЛУЖИВАНИИ
ПАССАЖИРОВ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
  \Вид транспорта
   \
    \
Класс\
Личный автомобильный (перехватывающая парковка)
Городской общественный транспорт (всех видов) <4>
Междугородний/ международный общественный транспорт (автотранспорт, водный транспорт) <5>
1
+
+
+
2
+
+
3
+
+
4
+
+
5
+
6
+
7
+
--------------------------------
<4> При количестве видов городского общественного транспорта три и более (например, автобус, трамвай, метро) класс ТПУ повышается на 1.
<5> При количестве маршрутов междугороднего транспорта более 3 класс ТПУ повышается на 1.
5.9 В общем виде классификация ТПУ может быть представлена в виде матрицы (таблица 5.5).
Таблица 5.5
КЛАССИФИКАЦИЯ ТПУ, ФОРМИРУЕМЫХ НА БАЗЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УЧАСТВУЮЩИХ В ОБСЛУЖИВАНИИ
ПАССАЖИРОВ ВИДОВ ТРАНСПОРТА, КЛАССА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ВОКЗАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ИЛИ КАТЕГОРИИ ОСТАНОВОЧНОГО ПУНКТА
Вн
I
II
III
IV
A
B
C
D
1
Вн.1
I.1
II. 1
III.1
IV. 1
A.1
B.1
C.1
D.1
2
Вн.2
I.2
II.2
III.2
IV.2
A.2
B.2
C.2
D.2
3
Вн.3
I.3
II.3
III.3
IV.3
A.3
B.3
C.3
D.3
4
Вн.4
I.4
II.4
III.4
IV.4
A.4
B.4
C.4
D.4
5
Вн.5
I.5
II.5
III.5
IV.5
A.5
B.5
C.5
D.5
6
Вн.6
I.6
II.6
III.6
IV.6
A.6
B.6
C.6
D.6
7
Вн.7
I.7
II.7
III.7
IV.7
A.7
B.7
C.7
D.7
5.10 В зависимости от архитектурно-планировочных особенностей и взаимного расположения в плане различных элементов ТПУ относительно железнодорожной линии выделяют следующие типы ТПУ (примеры ТПУ каждого типа приведены в Приложении А):
- с торцевым расположением всех элементов ТПУ (на пассажирских станциях тупикового типа);
- с односторонним боковым расположением всех элементов ТПУ;
- с двусторонним боковым расположением различных элементов ТПУ.
5.11 В зависимости от взаимного расположения в профиле различных элементов ТПУ выделяют следующие типы:
- плоскостной (одноуровневый) - в котором перемещение пассажиропотоков по территории ТПУ осуществляется в одном (наземном) уровне;
- многоуровневый ТПУ - в котором перемещение пассажиропотоков по территории ТПУ осуществляется в разных уровнях (наземном, подземном или надземном) с использованием пешеходных тоннелей, конкорсов, лифтов и эскалаторов в разных вариантах их сочетания.
5.12 Тип ТГЖ определяется типом ТПУ, на базе которого он функционирует.
5.13 Класс ТПК и соответствующий ему набор реализуемых дополнительных услуг определяется его экономико-географическим расположением и местом в транспортной системе страны:
1) ТПК федерального значения;
2) ТПК регионального значения;
3) ТПК местного значения.
5.14 Набор услуг, оказываемых на территории ТПК, также зависит от его расположения относительно территорий муниципальных образований:
- центральная историческая часть города;
- деловой центр с развитой сферой услуг;
- зона жилой застройки, частично совмещенная с офисными зданиями;
- зона массовой многоэтажной застройки (селитебная территория, промышленные зоны) с развитой социальной сферой;
- пригородные территории, образованные тяготеющими населенными пунктами.
6 Перечень обязательных услуг, предоставляемых пассажирам
и посетителям на территории ТПУ и ТПК
в соответствии с классификатором
6.1 На территории ТПУ, формируемых на базе железнодорожного транспорта, пассажирам и посетителям всех категорий (включая МГН) должна быть обеспечена возможность пользования следующими обязательными услугами:
- билетно-кассовое обслуживание;
- информационно-справочное обслуживание;
- поддержание общественного порядка;
- санитарно-гигиеническое обслуживание.
6.2 На территории ТПУ должны быть предусмотрены функциональные зоны, предназначенные для ожидания пассажирами отправления транспортных средств.
6.3 Обязательные услуги должны быть доступны пассажирам и посетителям в режиме, соответствующем режиму работы ТПУ.
6.4 Услуги на территории ТПУ и ТПК должны предоставляться пассажирам и посетителям на недискриминационной основе с одинаковым уровнем качества и в равных условиях, за исключением отдельных категорий граждан, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
6.5 Перечень услуг, которые должны быть предусмотрены в ТПУ и ТПК различных классов, приведен в приложении Б.
6.6 Качество услуг, оказываемых на территории ТПУ и ТПК, формируемых на базе вокзальных комплексов и остановочных пунктов, должно соответствовать требованиям:
- СТК ЦЛ 1.01.009 "Стандарт качества услуг, предоставляемых на вокзальных комплексах второго класса" (Распоряжение ОАО "РЖД" от 31.03.2015 N 818р);
- СТК ЦЛ 1.01.010 "Стандарт качества услуг, предоставляемых на внеклассных вокзальных комплексах" (Распоряжение ОАО "РЖД" от 31.12.2015 N 3213р);
- СТК ЦЛ 1.01.011 "Стандарт качества услуг, предоставляемых на вокзальных комплексах первого класса" (Распоряжение ОАО "РЖД" от 31.12.2015 N 3213р);
- СТК ЦЛ 1.01.012 "Стандарт качества услуг, предоставляемых на вокзальных комплексах третьего класса" (Распоряжение ОАО "РЖД" от 31.12.2015 N 3213р);
- СТК ЦЛ 1.01.013 "Стандарт качества услуг, предоставляемых на вокзальных комплексах четвертого класса" (Распоряжение ОАО "РЖД" от 30.12.2015 N 3174р);
- СТК ЦЛ 1.01.014 "Стандарт качества услуг, предоставляемых на остановочных пунктах" (Распоряжение ОАО "РЖД" от 30.12.2015 N 3174р).
7 Требования к обустройствам ТПУ и ТПК в системе интеграции
различных видов пассажирского сообщения
7.1 Общие требования
7.1.1 Требования к элементам и обустройствам ТПУ и ТПК устанавливаются в зависимости от их типа и класса, а также оказываемых в соответствии с этим классом услуг.
7.1.2 К основным элементам ТПУ, формируемых на базе железнодорожного транспорта, могут относиться:
- пассажирское здание (одно или более);
- пассажирский павильон;
- посадочно-высадочные площадки различных видов транспорта (в том числе: пассажирские железнодорожные платформы, остановки городского и междугороднего общественного транспорта);
- пешеходные переходы в разных уровнях (конкорсы, пешеходные мосты, тоннели и пр.);
- парковочные площадки (в том числе: парковочные места для личного автотранспорта и отстоя общественного автотранспорта);
- привокзальная площадь;
- вспомогательные здания и сооружения, выполняющие санитарно-гигиенические и подсобно-технические функции;
- прочие пассажирские обустройства (в том числе малые архитектурные формы).
7.1.3 К элементам ТПК помимо элементов ТПУ могут относиться вспомогательные здания и сооружения, выполняющие общественно-деловые, социально-культурные и торговые функции.
7.1.4 В состав конкретного ТПУ или ТПК могут входить все или часть элементов, перечисленных в п. 7.1.2 - 7.1.3 соответственно.
7.1.5 Элементы ТПУ и ТПК, относящиеся к объектам транспортной инфраструктуры, должны отвечать требованиям обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", требованиям в области пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", требованиям в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
7.1.6 Все элементы ТПУ и ТПК, выполняющие общественно-деловые, социально-культурные и торговые функции, должны отвечать требованиям антитеррористической защищенности в соответствии с положениями свода правил "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования", утвержденных и введенных в действие приказом Минрегиона России от 5 июля 2011 г. N 320.
7.2 Требования к пассажирским зданиям
7.2.1 Пассажирские здания следует предусматривать в ТПУ (ТПК) всех типов, формируемых на базе железнодорожных вокзальных комплексов.
7.2.2 Необходимо предусматривать пассажирские здания в ТПУ, формируемых на базе железнодорожных остановочных пунктов категории A и B. ТПУ, формируемые на базе остановочных пунктов категории C и D, допускается проектировать без пассажирского здания.
7.2.3 При проектировании пассажирских зданий ТПУ (ТПК), формируемых на базе железнодорожных вокзальных комплексов и остановочных пунктов категорий A и B, необходимо соблюдать требования следующих нормативных документов:
- Отраслевые нормы технологического проектирования (ОНТП) железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования. Приняты и введены в действие указанием МПС России от 31 декабря 1997 г. N О-1у;
- ВПТП-98 ЦЛ-87/МПС СССР. Пригородные вокзалы. Нормы проектирования пригородных вокзалов. Приняты и введены в действие указанием МПС России от 20 ноября 1998 г. N А-1329у;
- СП 59.13330.2012. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".
7.2.4 Все площади пассажирского здания ТПУ (ТПК) условно можно разделить на:
- технологические площади (зоны) для обслуживания пассажиров и посетителей;
- служебные (административные) площади (зоны) для размещения обслуживающего персонала и подсобно-вспомогательные для размещения инженерного и технологического оборудования.
7.2.5 Функциональное зонирование площадей пассажирского здания необходимо выполнять с учетом объемно-планировочных решений и набора услуг, предоставляемых пассажирам и посетителям ТПУ (ТПК).
7.2.6 Функциональные зоны, в которых осуществляется предоставление услуг ТПУ, должны быть расположены на главных пешеходных путях в логической последовательности их потребления с обеспечением необходимой зрительной ориентацией, исключающей возвратное движение.
7.2.7 Функциональные зоны обслуживания пассажиров и посетителей ТПУ (ТПК) должны быть адаптированы для всех категорий пользователей, в том числе МГН, в соответствии с действующими нормативными документами.
7.2.8 Зоны обслуживания МГН следует размещать на уровне входа в пассажирское здание, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении функциональных зон по высоте пассажирского здания, кроме лестниц необходимо предусматривать пандус или специализированное техническое оборудование для вертикального перемещения, адаптированное для использования людьми с инвалидностью.
7.2.9 При функциональном зонировании технологических площадей пассажирского здания ТПУ (ТПК) рекомендуется предусматривать возможность изменения количества, размера и взаимного расположения функциональных зон, посредством максимально открытого пространства.
7.2.10 Перспективным является объединение в едином пространстве (зоне) операционных помещений и помещений для ожидания. Функциональное зонирование в этом случае обеспечивается с использованием малых архитектурных форм (секционной мебели, декоративного озеленения и т.д.) и средств визуальной коммуникации (стационарные и передвижные информационные щиты и стенды).
7.2.11 Залы ожидания для пассажиров должны иметь удобный выход на пассажирские платформы, а также выделенные зоны отдыха и ожидания для МГН, оборудованные в соответствии с действующими нормативными документами.
7.2.12 Помещения бытового обслуживания пассажиров (сервисные центры, предприятия питания и т.д.) следует располагать рядом с залами ожидания и обеспечивать с ними удобную связь.
7.2.13 Не допускается расположение предприятий торговли вблизи кассовых стоек и камер хранения багажа, ручной клади и личных вещей.
7.2.14 Функциональные зоны пассажирского здания, предназначенные для оказания услуг, допускающих возникновение очередей в ожидании обслуживания (билетные кассы, торговые площади и пр.), должны предусматривать наличие зон накопления, исключающих создание препятствий на главных пешеходных путях.
7.2.15 Комнаты длительного отдыха, гостиничные номера и комнаты матери и ребенка, а также помещения для отдыха персонала следует размещать изолированно от основных потоков пассажиров.
7.2.16 В комнатах длительного отдыха, гостиничных номерах должно быть не менее одного номера, адаптированного для инвалида на кресле-коляске или пользующегося костылями (тростью) и для его сопровождающего.
7.2.17 Туалеты общего пользования должны соответствовать требованиям СП 2.5.1198 и размещаться в пассажирском здании с учетом того, что расстояние от туалета до любого пассажирского (технологического) помещения не должно превышать 75 м <6>.
--------------------------------
<6> Требование для вновь возведенных или реконструируемых ТПУ (ТПК).
7.2.18 В подземном пространстве наземных пассажирских зданий ТПУ (ТПК) рекомендуется размещать наименее востребованные функциональные зоны с небольшим количеством обслуживающего персонала.
7.2.19 Медицинский пункт необходимо располагать на первом этаже и обеспечивать доступ к нему пассажиров и посетителей, находящихся на перроне, привокзальной площади и в зале ожидания.
7.2.20 Помещения полиции следует располагать в удобной связи с пассажирскими платформами и залами, оборудовать переговорными устройствами, устройствами связи "пассажир-полиция", при необходимости - современными системами видеонаблюдения, связанными с местами скопления пассажиров и посетителей.
7.2.21 В ТПУ (ТПК), формируемых на базе железнодорожных вокзальных комплексов, рекомендовано производить зарежимлевание зон доступа к скоростным и высокоскоростным пассажирским поездам. Доступ пассажиров в зарежимленную зону может осуществляться через досмотровую зону.
7.2.22 В ТПУ (ТПК), формируемых на базе остановочных пунктов категорий A и B, рекомендовано производить зарежимлевание зон доступа к пригородным поездам. Доступ пассажиров в зарежимленную зону может осуществляться через турникетный комплекс.
7.2.23 Электромеханические турникеты на территории ТПУ (ТПК) должны быть установлены на маршрутах следования пригородных пассажиров к пригородным поездам и от пригородных поездов на выход с платформы.
7.2.24 Каждая турникетная линия должна быть выполнена для двух типов зон проходов:
- стандартный - шириной 600 мм;
- багажный расширенный - 900 мм (для прохода МГН или пассажиров с ручной кладью и багажом).
7.2.25 Оборудование турникетных линий для обеспечения доступности для маломобильных групп населения должно производиться в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".
7.2.26 Турникеты должны удовлетворять требованиям по безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте, указанным в ГОСТ 12.1.019-79.
7.2.27 В соответствии с технологическим процессом проведения автоматизированного контроля проездных документов в пригородном железнодорожном сообщении (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 29.10.2003 г. N 42р), пропускная способность турникета должна составлять не менее 12 человек в минуту.
7.2.28 Для функционирования турникетных линий необходимо изолировать пассажирские платформы ТПУ, предназначенные для посадки пассажиров в поезда пригородного сообщения от мест общего пребывания пассажиров и посетителей.
7.2.29 В ограждающих конструкциях, ограничивающих доступ на перрон или платформу, необходимо предусматривать ворота для обеспечения проезда транспорта или обеспечения механизированной уборки платформы. Ширина ворот согласно СНиП II-89-80* п. 3.44 должна быть не менее 4,2 м.
7.3 Требования к пассажирским павильонам
7.3.1 Пассажирский павильон рекомендуется сооружать в ТПУ, формируемых на базе остановочных пунктов категории C и D, при расчетной вместимости 25 пассажиров и более. Павильоны расчетной вместимостью до 200 пассажиров следует принимать кратными 25, свыше 200 - кратными 50.
7.3.2 В пассажирских павильонах ТПУ (ТПК) с учетом технических требований завода-изготовителя могут устанавливаться турникетные линии.
7.3.3 От оси линии входа в турникетный павильон до турникетной линии должно быть не менее 4 м.
7.3.4 Дверные проемы в павильонах установки турникетов должны быть не уже 0,9 м и обеспечивать пропускную способность не менее 3200 чел./час.
7.3.5 В павильонах установки турникетов при необходимости должны быть предусмотрены системы:
- противопожарной защиты в соответствии с нормативными документами в области пожарной безопасности;
- охранной сигнализации.
7.4 Требования к вспомогательным зданиям и сооружениям
на территории ТПУ и ТПК
7.4.1 Вспомогательные здания и сооружения ТПК, несущие общественно-деловую, торговую и культурно-развлекательную функции, должны соответствовать требованиям градостроительных нормативных документов и быть технически и технологически связанными с остальными элементами ТПУ.
7.4.2 При отсутствии в ТПУ, формируемых на базе остановочных пунктов, пассажирских зданий с санитарно-гигиеническими узлами, следует размещать стационарные туалеты модульного типа на платформах и (или) прилегающих территориях, оборудованные в соответствии со следующими нормативными документами:
- СанПин N 983-72 "Санитарные правила устройства и содержания общественных уборных";
- СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест";
- СанПин 2.1.2.1002-00 "Санитарные требования при проектировании, реконструкции, строительстве и содержании эксплуатируемых жилых зданий и помещений".
7.4.3 Расчет мощности и выбор места размещения общественных туалетов на прилегающих территориях следует производить исходя из пассажиропотока в пиковые периоды времени, пропускной способности туалета и нормативного радиуса его доступности.
7.4.4 При расчете вместимости и мощности общественных туалетов рекомендуется принимать следующие нормативы:
- на 500 человек следует принимать 1 прибор (за один прибор принимается 1 унитаз или 2 писсуара);
- пропускную способность одной туалетной кабины следует принимать не более 27 человек в час.
7.4.5 Общественные туалеты следует размещать на расстоянии не менее 50 м от павильонов ТПУ (ТПК).
7.4.6 Территория вокруг общественного туалета должна быть заасфальтирована или выложена плиткой с уклоном для отвода поверхностных вод и озеленена.
7.4.7 При размещении стационарного туалета модульного типа на территории ТПУ подход к нему следует организовывать по пешеходной дорожке шириной не менее 1 м.
7.4.8 При отсутствии прямой видимости туалета от пассажирского павильона или платформы, в начале пешеходной дорожки должны быть установлены хорошо читаемые указатели с надписью "туалет" или соответствующей пиктограммой.
7.4.9 Туалеты модульного типа, проектируемые на территории ТПУ (ТПК), должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм, быть оснащены современным оборудованием и автоматикой, учитывать климатические особенности местности, обладать надежностью и долговечностью конструкций и технических устройств, обеспечивать безопасность и комфорт пользователям, отвечать требованиям электро- и пожарной безопасности, иметь "антивандальное" исполнение конструкций, соответствовать другим действующим нормативам и правилам.
7.4.10 Туалет модульного типа должен иметь доступ для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе, передвигающихся на креслах-колясках.
7.5 Требования к прилегающим территориям
(привокзальной площади)
7.5.1 К прилегающей территории следует относить территории, прилегающие:
- к пассажирским зданиям согласно границам, определенным техническим паспортом ТПУ;
- к пассажирским посадочным платформам (на расстоянии 2 м от торцов и вдоль платформы с полевой стороны).
7.5.2 Привокзальную площадь ТПУ (ТПК) следует размещать со стороны основной части селитебной территории, предусматривая наиболее короткие, безопасные и удобные технологические взаимосвязи привокзальной площади, пассажирского здания и платформ.
7.5.3 Привокзальную площадь или прилегающую территорию ТПУ (ТПК) рекомендовано оснащать следующими элементами благоустройства:
- твердым, нескользящим ровным покрытием;
- малыми архитектурными формами;
- средствами визуальных коммуникаций;
- и другими устройствами для обслуживания пассажиров и посетителей.
7.5.4 Освещение прилегающих территорий должно быть выполнено в соответствии с ОСТ 32.120-98 "Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта".
7.5.5 На привокзальной площади ТПУ (ТПК) должны быть выделены следующие функциональные зоны для:
- передвижения пешеходов;
- движения транспорта;
- посадки-высадки пассажиров на различные виды общественного, городского и междугороднего транспорта, такси (при оказании данной услуги на вокзальном комплексе);
- стоянки (отстоя) общественного, служебного, личного транспорта и такси (в соответствии с классом ТПУ).
7.5.6 При предоставлении соответствующих услуг на привокзальной площади ТПУ (ТПК) могут быть выделены следующие функциональные зоны для:
- парковки личного автотранспорта (включая платную парковку);
- велопарковки;
- отдыха (рекреационные зоны, скверы).
7.5.7 На привокзальной площади ТПУ (ТПК) должно быть организовано четкое движение транспорта с разделением его потоков.
7.5.8 Рекомендуется разделять функциональные зоны, предназначенные для отправления и прибытия пассажиров.
7.5.9 При организации движения транспорта на привокзальной площади безусловный приоритет должен иметь общественный транспорт, а место стоянки автомобилей и зоны посадки пассажиров в такси следует располагать так, чтобы они не создавали транспортных помех наземному общественному транспорту.
7.5.10 При распределении функциональных зон на привокзальной площади необходимо стремиться к соблюдению важнейшего условия: площадь или часть ее, расположенная ближе к пассажирскому зданию ТПУ (ТПК), должна быть свободна от движения транспорта, не связанного с обслуживанием пассажиров ТПУ (ТПК).
7.5.11 При функциональном зонировании привокзальной площади необходимо обеспечить минимальное количество пересечений транспортных и пешеходных потоков (в том числе МГН).
7.5.12 При организации движения пешеходов и транспорта, зонировании территории на привокзальных площадях ТПУ (ТПК) требуется использовать следующие приемы:
- устраивать пешеходные зоны и остановки транспорта по периметру площади;
- устраивать в средней части площади, с прилеганием к пассажирскому зданию, пешеходную зону полуостровного типа с размещением по ее периметру остановок транспорта (прибытия и отправления);
- организовывать движение пешеходов и транспорта в двух и более уровнях.
7.5.13 Тротуары должны быть приподнятыми на 0,15 м над проезжей частью площади, улицы. При этом обязательно должны предусматриваться съезды с тротуаров, в том числе на пешеходные переходы, для прохода людей с чемоданами и МГН, в соответствии с действующими нормативными документами.
7.5.14 Ширина тротуара для пассажиров должна быть не менее 1,5 м и кратна 0,75 м - ширине одной полосы пешеходного движения.
7.5.15 Ширина тротуара со стороны площади, предназначенной для остановок общественного и индивидуального транспорта, должна быть не менее 3,0 м. В ширину тротуаров не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.д.
7.5.16 Тротуары вдоль железного пути следует размещать не ближе 3,75 м от оси пути (но не менее размеров, допустимых по габаритам приближения строений), предусматривая при этом перила, ограждающие тротуар.
7.5.17 При непосредственном примыкании к тротуарам мачт освещения, токопровода, деревьев и т.д., ширина должна быть увеличена на 0,5 - 1,2 м.
7.5.18 При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам, ширина должна быть увеличена не менее, чем на 0,5 м.
7.5.19 Пешеходные потоки на привокзальной площади следует разделять на:
- главные (наибольшая массовость пассажиропотока);
- второстепенные (10 - 15% от величины главного пассажиропотока).
7.5.20 Планировка привокзальной площади должна обеспечивать главному пешеходному потоку кратчайшие пути следования от остановок городского общественного и междугороднего транспорта до входов и выходов из пассажирского здания ТПУ (ТПК).
7.5.21 Расположение второстепенных путей зависит от конкретных планировочных решений вокзального комплекса, насыщения его объектами различной функциональной значимости и др.
7.5.22 На привокзальных площадях должно быть обеспечено беспрепятственное движение специального автотранспорта.
7.5.23 Длина пешеходного пути от стоянок индивидуального транспорта для обслуживания МГН до входов в пассажирское здание ТПУ (ТПК) не должна превышать 50 м.
7.5.24 Для организации движения МГН с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ПОДА), а также с нарушениями функций зрения (ДЗ) на привокзальных площадях следует предусматривать комплекс планировочных, конструктивных и технических мер в соответствии с действующими нормативными документами.
7.5.25 Малые архитектурные формы и другие устройства для обслуживания пассажиров требуется располагать на расстоянии не далее 150 м от входов в пассажирское здание при обеспечении безопасного прохода пассажиров.
7.5.26 Велосипедные дорожки следует предусматривать на прилегающих территориях при интенсивности движения более 50 велосипедов в 1 ч.
7.5.27 Ширину велосипедной дорожки следует принимать: для однополосного движения - 1,5 м, для двухполосного - 2,5 м.
7.5.28 Расчетную пропускную способность одной полосы велосипедной дорожки следует принимать равной 300 велосипедов в 1 ч.
7.5.29 Продольные уклоны велосипедных дорожек следует принимать не более 50