ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Распоряжение ОАО РЖД от 31.12.2015 N 3232р "Об утверждении и вводе Правил по охране труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД" (вместе с "ПОТ РЖД-4100612-ЦП-079-2015. Правила...")

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 декабря 2015 г. N 3232р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВОДЕ ПРАВИЛ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ
И АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ, ОБСЛУЖИВАНИЮ ЖИЛЫХ И СЛУЖЕБНЫХ
ВАГОНОВ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА ОАО "РЖД"
В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2016 г. прилагаемые Правила по охране труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД" ПОТ РЖД-4100612-ЦП-079-2015.
2. Начальникам дирекций инфраструктуры довести указанные правила до сведения причастных работников и обеспечить их изучение.
Вице-президент ОАО "РЖД"
Г.В.ВЕРХОВЫХ
Утверждены
распоряжением ОАО "РЖД"
от 31 декабря 2015 г. N 3232р
ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ
И АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ, ОБСЛУЖИВАНИЮ ЖИЛЫХ И СЛУЖЕБНЫХ
ВАГОНОВ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА ОАО "РЖД"
ПОТ РЖД-4100612-ЦП-079-2015
1. Общие требования
1.1. Настоящие Правила по охране труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД" (далее - Правила) устанавливают основные требования безопасности к перевозке рабочих железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД".
Требования Правил распространяются на работников путевого хозяйства и являются обязательными для руководителей дистанций пути, других подразделений, инженерно-технического и производственного персонала, ответственного за содержание и эксплуатацию вагонов, автотранспорта, временных баз дислокации этих подразделений.
Действие настоящих Правил направлено на повышение безопасности и улучшение условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД".
1.2. Обеспечение требований охраны труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов должно осуществляться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами об охране труда, настоящими Правилами, другими стандартами системы стандартов безопасности труда и иными нормативными документами, содержащими требования охраны труда, приведенными в приложении N 1 к настоящим Правилам.
1.3. При перевозке железнодорожным или автомобильным транспортом на работников могут воздействовать основные опасные и вредные производственные факторы:
Физические опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся машины и механизмы;
повышенная запыленность и загазованность воздуха;
повышенная или пониженная температура, повышенная влажность и подвижность воздуха;
повышенный уровень шума и вибрации;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
недостаточная освещенность рабочей зоны и недостаток естественного света.
Химически опасные и вредные производственные факторы (далее - ХОВПФ):
по характеру воздействия на организм человека:
токсические;
раздражающие;
канцерогенные;
влияющие на репродуктивную функцию.
по пути проникновения в организм человека через:
органы дыхания;
желудочно-кишечный тракт;
кожные покровы и слизистые оболочки.
1.4. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ 12.1.003, ОСТ 32.45, СН 2.2.4/2.1.8.562, ГОСТ 12.1.012 и СН 2.2.4/2.1.8.566.
1.5. Обеспечение пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов, содержание объектов и устройств должно осуществляться в соответствии с требованиями "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", "Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте".
1.6. Эксплуатация производственного оборудования и электроустановок должна осуществляться в соответствии с ГОСТ 12.2.061, ГОСТ 12.1.030, ГОСТ 12.2.007.0, "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей", СТО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения", "Правилами устройства электроустановок" (ПУЭ).
1.7. При перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживании жилых и служебных вагонов на электрифицированных участках должны соблюдаться "Правила электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей".
Ответственный за перевозку работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживание жилых и служебных вагонов должен исключить возможность приближения людей к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети и воздушных линий на расстояние ближе 2 м, а также прикосновения к электрооборудованию как непосредственно, так и через какие-либо предметы.
1.8. Во избежание попадания работников в опасную зону токоведущих частей контактной сети и воздушных линий, т.е. ближе 2 м при наличии на них напряжения, запрещается подниматься на верхние площадки и крыши подвижного состава и другие объекты, с которых возможно приближение к токоведущим частям ближе 2 м.
1.9. Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций. Любые провисающие или оборванные и лежащие на земле, балластной призме или шпалах провода контактной сети или воздушных линий электропередачи представляют опасность для жизни.
При обнаружении обрывов проводов контактной сети или воздушных линий, а также свисающих с них посторонних предметов, необходимо немедленно сообщить об этом на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения, дежурному по станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру. До прибытия бригады района контактной сети или района электроснабжения необходимо оградить это место и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м. Работник, оказавшийся на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, должен выходить из опасной зоны мелкими шагами, не превышающими длину стопы.
1.10. Контроль за состоянием охраны труда в структурных подразделениях должен осуществляться в соответствии с СТО РЖД "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация контроля и порядок его проведения".
О выявленных неисправностях инструмента и средств индивидуальной защиты работник должен сообщить мастеру (бригадиру), выявленные неисправности отражаются в ведомости несоответствий согласно Методике по организации комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда в путевом хозяйстве.
Работа неисправным инструментом запрещается.
1.11. Руководители и работники, допустившие нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда, в том числе настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Работники должны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
Руководители, получившие информацию от работников о нарушениях норм охраны труда и требований технологического процесса, угрожающих жизни и здоровью работников и не принявшие меры к устранению данных нарушений, привлекаются к дисциплинарной ответственности.
2. Требования охраны труда работников при организации
и проведении работ (технологических процессов)
2.1. Требования охраны труда при перевозке работников к месту работ и обратно пассажирскими поездами дальнего, местного и пригородного сообщения, хозяйственными (рабочими) поездами, путевыми машинами, дрезинами.
2.1.1. На участках обращения пассажирских поездов дальнего, местного и пригородного сообщения доставку работников к месту работ и обратно организуют этими поездами.
2.1.2. На каждый вагон руководителем работ должен быть назначен старший группы по должности не ниже бригадира пути.
2.1.3. При проезде в поезде старший группы должен обеспечить:
а) безопасное размещение рабочих в вагоне и должный порядок в пути следования;
б) безопасность при посадке в вагон и высадке из вагона;
в) организацию выгрузки инструмента и материалов;
г) пожарную безопасность.
2.1.4. Посадка в вагоны и высадка из вагонов на двухпутных участках железных дорог должна производиться только с полевой стороны. Порядок посадки и высадки людей на многопутных участках и на железнодорожных станциях устанавливается местной инструкцией.
2.1.5. При отсутствии пассажирских поездов дальнего, местного и пригородного сообщения или при несовпадении времени их отправления и обратного возвращения со временем начала и окончания работ должны быть организованы хозяйственные (рабочие) поезда, состоящие из пассажирских вагонов и платформ для перевозки инструмента, материалов и горючего в закрытой таре.
При невозможности выделения пассажирских вагонов хозяйственные (рабочие) поезда организуют из специально оборудованных грузовых вагонов с сидениями по количеству перевозимых людей, ступенями и поручнями для входа и схода работников из вагона.
Хозяйственный (рабочий) поезд, предназначенный для организованной доставки рабочих к месту работ и обратно, должен сопровождаться работником дистанции пути или путевой машинной станции по должности не ниже дорожного мастера.
2.1.6. Расписание движения хозяйственных (рабочих), пассажирских поездов дальнего, местного или пригородного сообщения, назначаемых для перевозки людей, должно быть объявлено руководителем структурного подразделения ОАО "РЖД" всем работникам линейных подразделений.
2.1.7. Доставка рабочих к местам производства работ и обратно на открытом подвижном составе не допускается, кроме лиц, сопровождающих хозяйственные (рабочие) поезда с материалами, которые подлежат выгрузке на перегонах, при этом они должны присесть и держаться руками за борта платформы. Разгрузку материалов верхнего строения пути производить только при полной остановке поезда.
2.1.8. Перевозка работников на съемных дрезинах и прицепах:
2.1.8.1. Не допускается перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.
2.1.8.2. Старшим, сопровождающим съемную дрезину (далее - старший группы), должен быть работник по должности не ниже бригадира пути, а при его отсутствии старшим является водитель съемной дрезины. Старший группы является ответственным за обеспечение безопасности движения съемной дрезины и находящихся на ней людей. Старший группы должен иметь при себе ручные сигналы, соответствующие времени суток и условиям видимости.
2.1.8.3. Количество людей для одновременного проезда не должно превышать: на дрезине ТД5М - 6 человек, на незагруженном прицепе - 10 человек, на груженом прицепе - только 1 человек для торможения прицепа. Перевозка груза непосредственно на съемной дрезине не допускается. При выезде съемной дрезины с прицепами для транспортировки рабочих общее руководство ее работой должен осуществлять старший группы. Максимальное количество людей, допускаемое для одновременного проезда на съемных дрезинах других типов и прицепах, устанавливается Центральной дирекцией инфраструктуры в соответствии с техническими характеристиками съемных дрезин. При перевозке на прицепах группы рабочих на каждом прицепе выделяется ответственное лицо - опытный рабочий как старший группы, который должен находиться на этом прицепе и наблюдать за порядком и безопасностью перевозимых на нем людей.
2.1.8.4. Во время движения запрещается: стоять на съемной дрезине или прицепе, сидеть на бортах, переходить с прицепа на прицеп, сходить с дрезины или прицепа и садиться на них до полной остановки, курить во время движения, а также на стоянках при заправке дрезин топливом.
2.1.8.5. Все дрезины должны быть оснащены полным комплектом противопожарного инвентаря (оборудования), в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации дрезины.
2.1.9. Машинисты путевых машин доставляются к месту работы и обратно в служебном помещении машины в соответствии с инструкцией по эксплуатации путевой машины (если такое предусмотрено в конструкции машины), в кабинах управления, либо в специально оборудованном турном вагоне или автотранспортом.
2.2. Требования охраны труда при постановке жилых и служебных вагонов в местах стоянки.
2.2.1. Жилые и служебные вагоны должны устанавливаться в отдельных тупиковых путях по 5 - 10 вагонов. Расстояние между осями путей должно быть не менее 7 м. Железнодорожные пути для стоянки этих вагонов оборудуются стрелочными переводами для обеспечения вывода и рассредоточения подвижного состава на случай пожара.
2.2.2. Для предохранения возможного заезда подвижного состава на пути стоянок жилых и служебных вагонов звенорельсошпальной решетки отстрелочного перевода в сторону вагонов должно быть расшито, рельсы сдвинуты в середину колеи и закреплены по концам с обеих сторон. Расстояние от расшитого звена до крайнего вагона должно быть не менее 10 м. Вагоны, расположенные на проходном пути, ограждают упорами с обеих сторон, а на тупиковых путях со стороны стрелочного перевода, оборудованными указателями путевого ограждения.
2.2.3. Если для постановки жилых и служебных вагонов укладываются временные пути (тупики), то допускается временная отрихтовка (сдвижка) рельсовых нитей действующего пути в месте переключения для въезда в тупики стоянки вагонов, с оставлением в месте временного переключения дополнительно уложенных шпал с подкладками, - с целью удобства и ускорения вывода вагонов, при необходимости, из этих тупиков.
2.2.4. Уклон продольного профиля тупиков для стоянки вагонов должен быть не более