ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 7 (ред. от 14.09.2021) "О Методике оценки состояния конкуренции"

СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 января 2013 г. N 7
О МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Утвердить Методику оценки состояния конкуренции (прилагается).
2. Настоящее Решение вступает в силу после принятия решения Высшего Евразийского экономического совета, фиксирующего факт исполнения требований, предусмотренных статьями 29 и 30 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года, и введения в действие соглашения, определяющего порядок защиты конфиденциальной информации и ответственность за ее разглашение, по истечении 10 календарных дней с той даты вступления в силу указанных актов, которая является более поздней.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики Беларусь
С.РУМАС
От Республики Казахстан
К.КЕЛИМБЕТОВ
От Российской Федерации
И.ШУВАЛОВ
Утверждена
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 30 января 2013 г. N 7
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящая Методика разработана в соответствии с пунктом 11 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее соответственно - Протокол, Договор) в целях осуществления Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) полномочий по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях двух и более государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - трансграничные рынки, государства-члены, Союз).
В настоящей Методике используются термины, определенные в пункте 2 Протокола.
2. Настоящая Методика применяется Комиссией также:
а) при расследовании нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, установленных статьей 76 Договора;
б) при определении географических границ товарного рынка в целях установления его соответствия Критериям отнесения рынка к трансграничному, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. N 29 (далее - Критерии);
в) при определении доминирующего положения на товарном рынке Союза в целях реализации пункта 221 Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение N 8 к Договору) (далее - приложение N 8);
г) при установлении факта ограничения конкуренции в случаях, предусмотренных пунктом 87 Протокола.
3. Проведение оценки состояния конкуренции включает в себя следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка;
в) определение географических границ товарного рынка;
г) определение состава хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющих деятельность на товарном рынке;
д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке;
е) определение уровня концентрации товарного рынка;
ж) определение барьеров для входа на товарный рынок;
з) оценка состояния конкуренции на товарном рынке;
и) определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;
к) составление аналитического отчета.
4. При расследовании нарушений запретов, установленных пунктом 3 статьи 76 Договора, оценка состояния конкуренции может осуществляться с исключением этапов, предусмотренных подпунктами "д" - "и" пункта 3 настоящей Методики, но с установлением факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.
При расследовании нарушений запретов, установленных пунктом 4 статьи 76 Договора, оценка состояния конкуренции может осуществляться с исключением этапов, предусмотренных подпунктами "е" - "и" пункта 3 настоящей Методики.
При расследовании нарушений запретов, установленных пунктом 5 статьи 76 Договора, оценка состояния конкуренции может осуществляться с исключением этапов, предусмотренных подпунктами "д" - "и" пункта 3 настоящей Методики.
При расследовании нарушений запретов, установленных пунктом 6 статьи 76 Договора, оценка состояния конкуренции может осуществляться с исключением этапов, предусмотренных:
подпунктами "д" - "и" пункта 3 настоящей Методики, если нарушение запретов, установленных пунктом 6 статьи 76 Договора, приводит или может привести к любому из указанных в пункте 3 статьи 76 Договора последствий;
подпунктами "е" - "и" пункта 3 настоящей Методики, если нарушение запретов, установленных пунктом 6 статьи 76 Договора, приводит или может привести к любому из указанных в пункте 4 статьи 76 Договора последствий.
При расследовании нарушений запретов, установленных пунктом 2 статьи 76 Договора, оценка состояния конкуренции может ограничиться предварительным определением товара в соответствии с пунктом 15 настоящей Методики.
5. При проведении оценки состояния конкуренции на товарном рынке используются следующие источники исходной информации:
а) данные официальной статистической информации;
б) сведения, полученные от налоговых, таможенных и иных государственных органов, центральных (национальных) банков, уполномоченных органов государств-членов;
в) сведения, полученные от физических и юридических лиц (включая сведения, представляемые покупателями данного товара), в том числе путем опроса, а также сведения, представляемые продавцами данного товара, результаты маркетинговых, социологических исследований;
г) результаты экономических и иных экспертиз, заключений специализированных организаций, а также специалистов и экспертов;
д) издания органов исполнительной власти и независимых информационных центров и служб;
е) информация, полученная от объединений потребителей и объединений производителей;
ж) сообщения средств массовой информации;
з) материалы Комиссии и сведения, полученные от государственных органов третьих государств, в том числе от антимонопольных органов, а также данные ранее проведенных ими исследований;
и) государственные стандарты, технические условия и другие нормативы;
к) обращения физических и юридических лиц в Комиссию.
II. Определение временного интервала исследования
товарного рынка
6. Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели оценки состояния конкуренции, длительности периода предполагаемого нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, особенностей товарного рынка и доступности необходимой информации (в том числе данных бухгалтерского учета). Временной интервал исследования товарного рынка составляет не менее 1 года или соответствует сроку существования товарного рынка (если срок существования данного товарного рынка составляет менее 1 года).
7. В случае если оценка состояния конкуренции на товарном рынке ограничивается изучением его характеристик, которые сложились до момента ее начала, проводится ретроспективная оценка состояния конкуренции.
8. В случае если покупатели не заменяют и не готовы заменить находящийся в потреблении товар, приобретаемый в один период, этим же товаром, приобретаемым в другой период, при выборе временного интервала учитываются обусловливающие данный выбор следующие характеристики товарного рынка:
а) сезонность поставок товара в течение года;
б) возможности продавцов (производителей) изменять время продажи (производства) или сроки хранения товара;
в) периоды максимального и минимального спроса (в том числе краткосрочные), соотношение между количеством покупателей в эти периоды;
г) возможность установления продавцами разных цен в разные временные периоды;
д) сроки договоров;
е) время появления товара на товарном рынке;
ж) степень новизны товара.
9. Все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала исследования.
10. При определении доминирующего положения на товарном рынке Союза в целях реализации пункта 221 приложения N 8 временной интервал исследования товарного рынка составляет 2 календарных года, непосредственно предшествующих дате начала расследования.
III. Определение продуктовых границ товарного рынка
11. Установление продуктовых границ товарного рынка - процедура определения товара (его потребительских свойств), не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.
12. Процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает в себя:
а) предварительное определение товара;
б) выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
в) выявление взаимозаменяемых товаров.
13. Определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. В случае если предполагаемое нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках рассматривается применительно к покупателю (монопсония), определяющим в вопросе взаимозаменяемости товаров является мнение продавца данных товаров.
Мнение покупателей определяется в результате опроса или анализа предмета договора, на основании которого осуществляется реализация товара. Мнение покупателей может быть различным в зависимости от способа их участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый или розничный покупатель).
14. Товар может реализовываться на одной и той же территории на разных товарных рынках. В частности, товар может реализовываться на оптовых рынках, на которых продаются партии товара преимущественно для целей последующей перепродажи или производственного потребления, и на розничных рынках, на которых осуществляется продажа единичного количества товара преимущественно для личного использования, в результате чего складываются особые условия обращения товаров (сроки и условия поставок, география поставок, минимальная партия товара, форма оплаты, условия гарантийного обслуживания и сервиса, ценовая политика и прочее) для каждого товарного рынка. Оценку состояния конкуренции на таких рынках следует проводить раздельно, так как состав покупателей и состав продавцов могут различаться и уровень развития конкуренции на таких рынках может быть неодинаковым.
15. Предварительное определение товара проводится на основе:
а) договора, заключенного в отношении товара;
б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;
в) нормативных актов, регулирующих производство, реализацию товаров;
г) классификаторов видов экономической деятельности, продукции, работ и услуг, принятых на территориях государств-членов, и (или) единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
д) товарных словарей или справочников товароведов;
е) заключений специалистов и экспертов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере.
16. При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:
а) функциональное назначение (в том числе потребительские свойства);
б) цель приобретения (в том числе производственное потребление, перепродажа либо личное потребление);
в) качественные характеристики;
г) технические характеристики (в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке и хранению, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности производственного потребления);
д) цена;
е) условия реализации (в том числе размеры партий товара, форма и условия оплаты товара, место получения товара покупателем);
ж) особенности маркетинга (в том числе влияние рекламы).
17. Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми, осуществляется путем:
а) экспертных оценок и заключений специалистов;
б) анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих в одну классификационную группу действующего на территории одного из государств-членов классификатора видов экономической деятельности, продукции, работ, услуг.
17.1. При выявлении товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для товара, ввозимого на таможенную территорию Союза или вывозимого с таможенной территории Союза, может использоваться также единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
18. При выявлении взаимозаменяемых товаров используется один или несколько из следующих методов:
а) тест "гипотетического монополиста";
б) анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен;
в) расчет показателя перекрестной эластичности спроса по цене в соответствии с пунктом 20 настоящей Методики.
19. При проведении теста "гипотетического монополиста" предполагается долговременное (1 год и более) повышение цены на товар А примерно на 5 - 10 процентов (при этом влияние инфляции исключается). Путем опроса определяется, каким образом покупатели товара А будут реагировать на такое повышение.
В случае если в результате опроса будет установлено, что покупатели заменят товар А другими товарами и произойдет снижение объема продаж товара А, делающее невыгодным повышение цен на него, то товары, на которые покупатель готов заменить товар А, следует включить вместе с товаром А в состав группы взаимозаменяемых товаров.
Указанная процедура осуществляется до тех пор, пока не будет выявлена группа товаров, цена на которые может быть повышена без снижения выгоды для "гипотетического монополиста". Товары, входящие в указанную группу, признаются взаимозаменяемыми товарами.
При проведении теста "гипотетического монополиста" в качестве группы взаимозаменяемых товаров следует рассматривать наименьший набор товаров, для которого "гипотетический монополист" может осуществить указанное повышение цены без сопутствующей такому повышению утраты его выгоды.
20. Мерой взаимозаменяемости товаров является показатель перекрестной эластичности спроса по цене, исчисляемый как отношение выраженного в процентах изменения объема спроса на один товар к выраженному в процентах изменению цены на другой товар за определенный период.
О взаимозаменяемости товаров свидетельствуют устойчивые значения показателя перекрестной эластичности спроса по цене, превышающие единицу.
21. При проведении ретроспективной оценки состояния конкуренции на товарном рынке применяются рыночные цены, существовавшие в течение определенного временного интервала исследования товарного рынка.
22. При установлении доминирующего положения на товарном рынке Союза в целях реализации пункта 221 приложения N 8 продуктовыми границами товарного рынка признается товар, являющийся объектом расследования, в совокупности с аналогичным товаром или с непосредственно конкурирующим товаром, определенными в соответствии с пунктом 2 приложения N 8.
IV. Определение географических границ товарного рынка
23. В пределах географических границ товарного рынка покупатель приобретает товар либо имеет экономическую, техническую или иную возможность приобретения товара, либо считает целесообразным приобрести товар, но при этом не имеет такой возможности, либо считает нецелесообразным приобрести его вне географических границ товарного рынка.
24. Процедура определения географических границ товарного рынка включает в себя:
а) предварительное определение географических границ товарного рынка;
б) выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические возможности приобретения товара покупателем вне географических границ товарного рынка;
в) определение территорий, входящих в географические границы товарного рынка.
25. Предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:
а) о территории, на которой выявлены признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках;
б) о ценообразовании на товарном рынке или о различиях в уровнях цен на товар на территориях государств-членов;
в) о географической структуре поставок товаров.
26. При определении географических границ товарного рынка в целях установления его соответствия Критериям выявляются следующие признаки трансграничности товарного рынка:
а) поставка товара с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
б) поставка товара с территорий третьих стран на территории двух или более государств-членов.
27. При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические возможности приобретения товара покупателем, учитываются:
а) требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);
б) организационно-транспортные схемы приобретения товара;
в) возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;
г) наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара (покупателя товара);
д) расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;
е) особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);
ж) региональные особенности спроса на товар (включая потребительские предпочтения);
з) условия, правила и обычаи делового оборота.
28. Определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:
а) тест "гипотетического монополиста", который проводится в соответствии с пунктом 29 настоящей Методики;
б) метод установления фактических районов продаж (местоположения покупателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);
в) сочетание указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта методов либо иные методы, которые позволят установить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение фактических районов продаж (местоположение покупателей), в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара на товарном рынке предварительно определенным покупателям.
29. При проведении теста "гипотетического монополиста" предполагается долговременное (1 год и более) повышение цены на товар примерно на 5 - 10 процентов в предварительно определенных географических границах товарного рынка (при этом влияние инфляции исключается). Путем опроса определяется, каким образом покупатели товара будут реагировать на такое повышение.
В случае если в результате опроса будет установлено, что покупатели будут приобретать товар на других территориях у других продавцов и произойдет снижение объема продаж товара, делающее невыгодным для "гипотетического монополиста" повышение цен на товар, ближайшие территории, где будут приобретаться товары, следует включить в географические границы товарного рынка.
Указанная процедура осуществляется до тех пор, пока не будет выявлена территория, на которой цена на товар может быть повышена без снижения выгоды для "гипотетического монополиста". Границы выявленной территории признаются географическими границами товарного рынка.
При проведении теста "гипотетического монополиста" в качестве географических границ товарного рынка следует рассматривать границы наименьшей территории, на которой продавец может осуществлять указанное повышение цены товара без сопутствующей такому повышению цены утраты выгоды, полученной от продажи товара.
30. В сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности:
а) наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);
б) возможностей доступа покупателей к технологической инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).
31. При установлении доминирующего положения на товарном рынке Союза в целях реализации пункта 221 приложения N 8 географическими границами товарного рынка признаются территории всех государств-членов.
V. Определение состава хозяйствующих субъектов,
осуществляющих деятельность на товарном рынке
32. В состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
33. Количество выявленных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, является достаточным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
а) выявлены все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке;
б) количество выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении на товарном рынке любого из хозяйствующих субъектов, а также для установления степени влияния любого из них на состояние конкуренции;
в) количество выявленных хозяйствующих субъектов определено на основании всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на товарном рынке.
34. На основании информации, полученной при определении временного интервала исследования продуктовых и географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, для которых устанавливаются следующие данные, позволяющие их идентифицировать:
а) полное наименование (с указанием организационно-правовой формы);
б) место нахождения хозяйствующего субъекта;
в) идентификационный номер налогоплательщика (иные уникальные номера, позволяющие однозначно идентифицировать хозяйствующий субъект).
35. Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, в случае необходимости устанавливаются также следующие данные:
а) принадлежность к группе лиц;
б) покупатели товара либо регионы продаж товара;
в) наличие собственного производства товара;
г) продавцы товара или продавцы товаров, необходимых для производства соответствующего товара.
36. При определении состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, а также потенциальных продавцов могут быть уточнены численность и состав групп покупателей, приобретающих товар у продавцов, которые действуют на товарном рынке.
В случае если на рынке действует небольшое количество покупателей (менее 15), выявляются хозяйственные связи этих покупателей с продавцами.
VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих
субъектов на товарном рынке
37. Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке является объем продаж на товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда объем продаж невозможно установить либо когда из-за особенностей товарного рынка они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на товарном рынке с точки зрения конкуренции. К иным показателям относятся объемы:
а) поставок (отгрузок);
б) выручки;
в) перевозок;
г) производства;
д) производственных мощностей;
е) запасов ресурсов;
ж) товара в соответствии с заключенными договорами.
37.1. В аналитическом отчете отражаются основания, по которым выбран тот или иной показатель из числа указанных в пункте 37 настоящей Методики для оценки объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
38. Указанные в пункте 37 настоящей Методики показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и покупателям.
Стоимостные показатели выражаются в российских рублях. Стоимостные показатели, выраженные в других валютах, пересчитываются по курсам, установленным центральными (национальными) банками государств-членов на соответствующую дату.
39. В зависимости от наличия информации объем товарного рынка определяется как:
а) сумма объемов продаж товара хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара;
б) сумма объемов производства товара в географических границах товарного рынка (за вычетом потребления товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) товара с соответствующей территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) товара на соответствующую территорию;
в) сумма объемов покупок товара действующими на товарном рынке покупателями, которая может в том числе определяться как:
скорректированный на величину средней торговой наценки объем розничного товарооборота (для оптовых рынков);
произведение обоснованных норм потребления товара на душу населения и численности населения (например, для розничных товарных рынков с большим количеством покупателей) с корректировкой при необходимости на фактическую степень достижения норм потребления.
40. Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товаров данного хозяйствующего субъекта на рынке за определенный период, к показателю, характеризующему общий объем товарного рынка за тот же период.
Доля группы лиц на товарном рынке определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на указанном товарном рынке и составляющих группу лиц.
VII. Определение уровня концентрации товарного рынка
41. Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (