ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Указание Генпрокуратуры России от 04.08.2025 N 519/7 "Об организации надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 4 августа 2025 г. N 519/7
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ
И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫЯВЛЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В целях совершенствования прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокурора комплекса "Байконур" в пределах установленной компетенции:
1.1 Обеспечить эффективный надзор за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, его упреждающий характер, основанный на анализе всех доступных источников информации о нарушениях законности и интересов государства.
1.2. Наладить систему оперативного мониторинга состояния законности и правопорядка на поднадзорной территории, конструктивное взаимодействие с органами охраны объектов культурного наследия.
1.3. Принимать меры по восстановлению законности, привлечению к ответственности виновных лиц, предупреждению нарушений законов, оценивать их эффективность. Организовать надлежащий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений.
1.4. Особое внимание уделять соблюдению органами государственной власти и органами местного самоуправления требований федерального законодательства при издании нормативных правовых актов, регулирующих указанную область правоотношений, исключению из них коррупциогенных факторов. Обеспечить принятие мер, в том числе правотворческого характера, направленных на устранение пробелов и коллизий в законодательстве, регулирующем вопросы охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия.
1.5. Систематически оценивать соблюдение требований бюджетного законодательства, включая целевое расходование бюджетных средств, при реализации мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, в том числе в составе государственных программ Российской Федерации, национальных и федеральных проектов и других документов стратегического планирования в сфере культуры.
2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокурора комплекса "Байконур" в пределах установленной компетенции:
2.1. Для получения актуальных сведений об имеющихся на поднадзорной территории объектах культурного наследия федерального, регионального и местного значения, выявленных объектах культурного наследия, угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям обеспечить информационный обмен с органами охраны объектов культурного наследия на местах.
2.2. На регулярной основе, привлекая при необходимости представителей органов охраны объектов культурного наследия, органов государственного земельного надзора, государственного строительного надзора и муниципального земельного контроля, проверять соблюдение требований, предъявляемых к:
содержанию и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, к их сохранению и обеспечению доступа к ним. Особое внимание обращать на наличие правоустанавливающих документов на занимаемые объекты недвижимости, информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, оформленных охранных обязательств их законных владельцев, исполнение установленных ими требований, содержание объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в надлежащем состоянии;
градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в границах территории достопримечательного места с учетом установленных для этих территорий особых режимов использования земель;
проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, в том числе к соответствию работ согласованной проектной документации и разрешению на их выполнение, соблюдению лицензионных требований;
осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны охраны (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта), защитной зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Учитывать требования особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в пределах которых располагается объект археологического наследия, а также при размещении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в границах особо охраняемых природных территорий, водоохранных зон, лесного фонда, не допуская сокращения их площадей или ослабления режима использования. Иметь в виду особенности государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являющихся ансамблями, достопримечательными местами, наличие запрета на возведение на их территориях объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, ограничение использования лесов, установление требований к осуществлению деятельности в границах их территорий видам разрешенного использования земельных участков;
обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в сфере культуры;
регистрации фактов пропажи, утраты, хищения культурных ценностей.
При получении сведений, указывающих на возможное нарушение природоохранных требований, в том числе при реставрации объектов культурного наследия, производстве земляных, строительных и иных хозяйственных работ на прилегающих к таким объектам территориях, обеспечить принятие мер во взаимодействии с природоохранными прокурорами и представителями органов государственного земельного надзора, государственного строительного надзора и муниципального земельного контроля в целях исключения ущерба компонентам природной среды.
2.3. Обращать внимание на исполнение требований законодательства об охране объектов культурного наследия в ходе проверок соблюдения порядка проведения ремонтных работ в многоквартирных домах, признанных объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, совершения исполнительных действий в отношении объектов культурного наследия.
2.4. При выявлении бесхозяйных или бесхозяйственно содержащихся собственником объектов культурного наследия принимать исчерпывающие меры, направленные на передачу их в государственную или муниципальную собственность.
2.5. Обеспечивать выбор объектов для проверок, исходя из их технического состояния, наличия сведений о выполнении на памятниках каких-либо работ, а также информации о нарушении законодательства в рассматриваемой сфере, полученной в том числе из обращений граждан и по результатам мониторинга средств массовой информации.
2.6. В обязательном порядке оценивать полноту и качество реализации полномочий Российской Федерации по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, переданных для осуществления региональным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с требованиями статьи 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
2.7. Принимать меры по своевременному выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в деятельности уполномоченных органов в процессе оказания государственных и муниципальных услуг, реализации регистрационных, лицензионных и иных разрешительных функций, предоставления мер государственной поддержки, осуществления государственного контроля (надзора). Не допускать подмену прокурорами их функций.
2.8. При поступлении сведений о фактах причинения ущерба объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленным объектам культурного наследия незамедлительно организовывать и проводить проверки по ним.
2.9. Выявленные нарушения действующего законодательства тщательным образом документировать и по результатам проверок своевременно принимать исчерпывающие меры административного, гражданско- и уголовно-правового характера.
2.10. Пресекать факты незаконного использования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), в том числе земельными участками в зонах их охраны. Добиваться возврата неправомерно израсходованных бюджетных средств, в том числе по государственным и муниципальным контрактам, а также возмещения ущерба, причиненного государству неисполнением обязательств. Реализуя процессуальные полномочия, противодействовать незаконному уничтожению объектов культурного наследия под видом реконструкции и вводу в судебном порядке самовольно возведенных строений в гражданский оборот.
2.11. В целях повышения эффективности надзора и борьбы с преступными и коррупционными проявлениями при использовании и распоряжении объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), в том числе земельными участками в зонах их охраны, анализировать практику прокурорского надзора за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, используя ее результаты при планировании проверочных мероприятий.
2.12. В ходе проверки полноты принятых органами Федеральной службы судебных приставов мер по принудительному исполнению исполнительных документов по гражданским, административным, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия обращать внимание на соблюдение процедур отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменение способа и порядка его исполнения.
2.13. Рассматривать вопрос об организации проверок по фактам уничтожения либо повреждения за пределами территории Российской Федерации воинских захоронений, памятников советским воинам, осквернения символов воинской славы России, оскорбления памяти защитников Отечества. В случае возбуждения уголовного дела обеспечивать надзор за расследованием уголовных дел данной категории, принятием окончательного процессуального решения.
При проведении проверок учитывать положения статьи 12 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также то, что Российская Федерация является участником Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним, касающихся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера от 8 июня 1977 г., двусторонних межправительственных соглашений о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий, содержащих положения о сохранении и уходе за местами погребения погибших в ходе вооруженных конфликтов.
3. Главное управление международно-правового сотрудничества принимать меры по противодействию посягательству на объекты культурного наследия, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, при необходимости организовывать защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
4. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним транспортных и природоохранных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур" докладные записки об исполнении указания по итогам года представлять к 20 января (предварительно по электронной почте в ИСОП) в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, Главное гражданско-судебное управление, Главное управление международно-правового сотрудничества, Главное уголовно-судебное управление, Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в части их компетенции.
4.1. Военных прокуроров окружного звена докладные записки об исполнении указания представлять в тот же срок в Главную военную прокуратуру.
5. Главное управление международно-правового сотрудничества, Главное уголовно-судебное управление, Главное гражданско-судебное управление, Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, Главную военную прокуратуру координировать деятельность нижестоящих прокуратур в рамках компетенции, анализировать результаты надзора, направлять в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства к 10 февраля (предварительно по электронной почте в ИСОП) обобщенную информацию об исполнении указания.
6. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства о работе по исполнению указания не позднее 25 февраля докладывать первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.
7. Настоящее указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
8. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям надзора.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и транспортным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ