ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Временное руководство ВОЗ от 19.08.2020 "Рекомендации относительно карантина лиц, контактирующих с больными COVID-19"

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОТНОСИТЕЛЬНО КАРАНТИНА ЛИЦ, КОНТАКТИРУЮЩИХ
С БОЛЬНЫМИ COVID-19
ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО
19 августа 2020 года
Этот документ представляет собой обновленную версию временного руководства, "Рекомендации относительно карантина в контексте сдерживания коронавирусной болезни (COVID-19)", опубликованного 19 марта 2020 г. Рассмотрено использование карантина для контактов подтвержденных или вероятных случаев COVID-19. В нем представлены обновленные инструкции по применению карантина, а также дополнительные инструкции по вентиляции и уходу за детьми в карантине. Обновление основано на данных о контроле за распространением SARS-CoV-2, вируса, вызывающего COVID-19, и на научных знаниях о вирусе.
Предпосылки
Поскольку пандемия COVID-19 продолжает развиваться, государствам-членам необходимо внедрить комплекс мер общественного здравоохранения, адаптированных к местным условиям и эпидемиологии заболевания. Общая цель - контролировать COVID-19 путем замедления передачи вируса и предотвращения заболеваний и смертей [1].
Несколько основных мер общественного здравоохранения, которые разрывают цепочки передачи, являются центральными в этой всеобъемлющей стратегии, включая (1) выявление, изоляцию, тестирование и клиническую помощь для всех больных, (2) выявление и помещение на карантин контактных лиц и (3) поощрение физического дистанцирования (не менее 1 метра) в сочетании с частой гигиеной рук и соблюдением дыхательного этикета. Эти три компонента должны быть центральными в каждом национальном ответе на COVID-19 [2].
Карантин означает "ограничение деятельности и/или отделение от других подозрительных лиц (...), которые не болеют, таким образом, чтобы предотвратить возможное распространение инфекции или заражение" [3]. Использование карантина для борьбы с инфекционными заболеваниями имеет долгую историю, уходящую вглубь веков. Сегодня многие страны имеют законные полномочия вводить карантин, который, в соответствии со статьей 3 Международных медико-санитарных правил (2005 г.), должен полностью соответствовать достоинству, правам и основным свободам человека [4].
Есть два сценария, в которых может быть реализован карантин: (1) для лиц, совершающих поездки из районов с местным распространением, и (2) для контактов с известными случаями заражения. Этот документ предлагает государствам-членам временное руководство по внедрению карантина в последнем сценарии, для лиц, контактировавших с вероятным или подтвержденным больным COVID-19. Таким образом, это руководство предназначено для национальных органов власти, ответственных за местную или национальную политику в отношении карантина лиц, контактировавших с подтвержденными или вероятными случаями COVID-19 [5], а также за обеспечение соблюдения мер по профилактике и контролю инфекций (ПИИК).
Как уже упоминалось, карантин может также использоваться в контексте путешествий и включен в правовые рамки Международных медико-санитарных правил (2005 г.) 3, в частности:
- Статья 30 - Лица, совершающие поездку и находящиеся под медицинским наблюдением;
- Статья 31 - Медико-санитарные меры, касающиеся въезда лиц, совершающих поездку;
- Статья 32 - Обращение с лицами, совершающими поездку [3].
В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства-члены имеют суверенное право принимать законы и применять их в соответствии с их политикой в области здравоохранения, даже если такое законодательство ограничивает передвижение людей.
Использование карантина в контексте мер, связанных с поездками, может задержать внедрение или повторный занос SARS-CoV-2 в страну или регион, или может задержать пик передачи, или и то, и другое. [6, 7] Однако, если он не реализован должным образом, карантин лиц, совершающих поездку, может создать дополнительные источники заражения и распространения болезни. Недавние исследования показывают, что при внедрении в сочетании с другими мероприятиями общественного здравоохранения карантин может быть эффективным в предотвращении новых случаев заболевания или смерти от COVID-19. [7] Если государства-члены решат ввести карантинные меры для лиц, совершающих поездку, по прибытии в пункт назначения, они должны это сделать, основываясь на оценке рисков и учете местных обстоятельств. [6]
Таким образом, объем этого временного руководящего документа ограничивается использованием карантина для контактов с подтвержденными или вероятными случаями COVID-19.
Политические соображения в отношении карантина лиц, контактировавших с людьми, инфицированными COVID-19
В контексте COVID-19 карантин контактов - это ограничение деятельности и/или разделение людей, которые не болеют, но, возможно, контактировали с инфицированным человеком. [3] Цель состоит в том, чтобы отслеживать их симптомы и гарантировать раннее выявление заболевших. Карантин отличается от изоляции, которая представляет собой отделение инфицированных людей от других для предотвращения распространения вируса.
Перед введением карантина страны должны информировать население, почему эта мера необходима, и предоставить соответствующую поддержку, чтобы люди могли безопасно помещаться в карантин.
- Власти должны предоставлять населению четкие, актуальные, прозрачные и последовательные инструкции, а также надежную информацию о карантинных мерах.
- Конструктивное взаимодействие с сообществами необходимо для принятия карантинных мер.
- Лица, помещенные на карантин, нуждаются в доступе к медицинскому обслуживанию, а также к финансовой, социальной и психологической поддержке; защите; а также в поддержании их основных потребностей, включая еду, воду, гигиену, общение и другие предметы первой необходимости для них самих, а также для членов семьи и детей, которых они содержат или о которых заботятся. Первоочередное внимание следует уделять потребностям уязвимых групп населения.
- Культурные, географические и экономические факторы влияют на эффективность карантина. Быстрая оценка местного контекста должна оценивать как движущие силы успеха, так и потенциальные препятствия для карантина, и их следует использовать для обоснования планов для наиболее подходящих и приемлемых с культурной точки зрения мер.
Кого следует помещать в карантин
В контексте текущей вспышки COVID-19 ВОЗ рекомендует быстрое выявление случаев COVID-19, их изоляцию и ведение либо в медицинском учреждении [8], либо в альтернативных условиях, например дома [9].
ВОЗ рекомендует поместить всех лиц, контактировавших с людьми с подтвержденным или вероятным COVID-19, на карантин в специально отведенном учреждении или дома в течение 14 дней с момента их последнего контакта.
Контактное лицо - это лицо, находящееся в любой из следующих ситуаций в течение от 2 дней до и до 14 дней после появления симптомов у подтвержденного или вероятного больного COVID-19:
- личный контакт с вероятным или подтвержденным больным COVID-19 в пределах 1 метра и в течение более 15 минут;
- прямой физический контакт с вероятным или подтвержденным случаем COVID-19
- непосредственный уход за человеком с вероятным или подтвержденным диагнозом COVID-19 без использования надлежащих средств индивидуальной защиты; [10] или
- другие ситуации, указанные в местных оценках рисков [5].
Рекомендации по введению карантина
Если принято решение о введении карантина, власти должны гарантировать, что:
1. На период карантина обеспечено адекватное питание, вода, защита, гигиена и связь;
2. Меры по профилактике и контролю инфекций (ПИИК) могут быть реализованы;
3. Требования по мониторингу здоровья помещенных на карантин лиц могут быть выполнены во время карантина.
Эти меры распространяются на карантин как в специальных учреждениях, так и на домашний карантин.
Обеспечение подходящей обстановки и соответствующих положений
Внедрение карантина подразумевает использование или создание соответствующих помещений, в которых человек или люди физически отделены от общества во время ухода за ними.
Возможные учреждения для карантина: гостиницы, общежития, другие учреждения, обслуживающие группы населения, или домашние условия. Независимо от выбора учреждения/помещения, необходимо гарантировать, что соблюдаются соответствующие условия для безопасного и эффективного карантина. Помещения для тех, кто находится на карантине, должны быть приспособлены для людей с ограниченными возможностями и учитывать особые потребности женщин и детей. Если карантин проводится дома, человек, помещенный на карантин, должен занимать хорошо проветриваемую одноместную комнату, или, если отдельная комната недоступна, держаться на расстоянии не менее 1 метра от других членов семьи. Использование общих пространств, посуды и столовых приборов должно быть сведено к минимуму, а общие пространства (например, кухня и ванная) должны хорошо вентилироваться.
Карантинные мероприятия в определенных для карантина учреждениях должны включать следующее:
Лица, находящиеся на карантине, должны быть помещены в хорошо вентилируемые помещения с большим количеством свежего и чистого наружного воздуха для контроля загрязнений и запахов.
Существует три основных критерия вентиляции:
1. интенсивность вентиляции: количество и качество наружного воздуха, подаваемого в помещение;
2. Направление воздушного потока: направление воздушного потока должно быть от чистых зон к менее чистым; и
3. Распределение воздуха или схема воздушного потока: подача воздуха в каждую часть помещения для улучшения разбавления и удаления загрязняющих веществ из помещения.
Для карантинных помещений достаточно вентиляции 60 л/с на человека для зон с естественной вентиляцией или 6 воздухообменов в час для зон с механической вентиляцией (см. Вставку 1. Как оценить скорость воздушного потока и воздухообмен в час).
Направление воздушного потока можно определить, измерив перепад давления между комнатами с помощью манометра дифференциального давления. Если измерение разности давлений невозможно, направление воздушного потока от чистой зоны к менее чистой можно оценить с помощью холодного дыма (удаление дыма должно произойти в течение нескольких секунд после выпуска). Ароматические палочки также можно использовать, если распылители для испытания холодным дымом недоступны. Лица, выполняющие это измерение, должны помнить об опасности возгорания.
Для карантина дома рассмотрите возможность использования естественной вентиляции и открытия окон, если это возможно и безопасно. Для механических систем увеличьте процентное содержание наружного воздуха, используя режимы экономайзера при работе систем отопления, вентиляции и кондиционирования (HVAC) и, возможно, до 100%. Перед увеличением процентного содержания наружного воздуха проверьте совместимость с возможностями системы HVAC для регулирования температуры и влажности, а также совместимость с соображениями по качеству наружного/внутреннего воздуха.
Если используются системы HVAC, их следует регулярно проверять, обслуживать и очищать. Строгие стандарты для установки и технического обслуживания систем вентиляции необходимы для обеспечения их эффективности и создания безопасной среды в медицинском учреждении в целом. По возможности следует избегать рециркуляции воздуха (например, сплит-агрегаты переменного тока, фанкойлы или любую систему, работающую в режиме рециркуляции).
Рис. 1. Как оценить скорость воздушного потока и воздухообмен в час
Естественная вентиляция
Как правило, скорость естественной вентиляции с помощью ветра можно рассчитать следующим образом:
Поперечная вентиляция
Скорость вентиляции (л/с) = 0,65 x скорость ветра (м/с) x наименьшая площадь отверстия (м2) x 10
Односторонняя вентиляция
Скорость вентиляции (л/с) = 0,05 x скорость ветра (м/с) x наименьшая площадь отверстия (м2) x 1000
Механическая вентиляция
Зная расход воздуха (интенсивность вентиляции), обеспечиваемый системой вентиляции, и объем помещения:
ACH = [скорость вентиляции (л/с) x 3600 (с/ч)] x 0,001 (м3/с)] / [объем помещения (м3)].
По возможности следует избегать использования вентиляторов для циркуляции воздуха, за исключением случаев, когда они находятся в одноместном помещении, где нет других людей. Если использование вентиляторов неизбежно, увеличьте воздухообмен снаружи, открывая окна и минимизируя поток воздуха от одного человека непосредственно к другому, чтобы избежать распространения капель или аэрозолей.
- Стратегии обеспечения надлежащей вентиляции в общественных зданиях описаны в разделе "Вопросы и ответы" ВОЗ по вентиляции и кондиционированию воздуха в контексте COVID-19 [11]. В идеале комнаты должны быть одним помещением с ванной комнатой для гигиены рук и туалетом. Если одноместных комнат нет, кровати следует размещать на расстоянии не менее 1 метра друг от друга (см. Раздел о детях).
- Физическое расстояние между всеми людьми, помещенными в карантин, должно составлять не менее 1 метра.
- Необходимо использовать подходящие средства контроля загрязнения окружающей среды, включая обеспечение доступа к основным средствам гигиены (например, водопровод и туалеты), и протоколы управления отходами.
- Размещение должно включать:
- обеспечение адекватным питанием, водой и средствами гигиены;
- безопасные места для хранения багажа и других вещей;
- лечение существующих болезней
по мере необходимости;
- общение на языке, понятном лицам, находящимся в карантине, с объяснением их прав, доступных услуг, продолжительности пребывания и того, что произойдет, если они заболеют; при необходимости следует предоставить контактную информацию местного посольства или консульства.
- Медицинская помощь должна предоставляться тем, кому она требуется.
- Те, кто находится в карантине, включая детей, должны иметь какую-либо форму связи с членами семьи, находящимися за пределами карантинного учреждения, например, должна быть обеспечена телефонная связь в их местное посольство или консульская поддержка.
- По возможности должен быть обеспечен доступ в Интернет, к новостям и развлечениям.
- Должна быть доступна психосоциальная поддержка.
- Пожилые люди и люди с сопутствующими заболеваниями требуют особого внимания из-за повышенного риска тяжелого заболевания COVID-19, включая доступ к медицинским средствам и оборудованию (например, медицинским маскам).
Защита и уход за детьми
При введении карантина властям следует избегать разлучения семей, взвешивая благополучие ребенка и потенциальный риск передачи COVID-19 в семье. Любое решение разлучить ребенка с его или ее опекуном при введении карантина должно включать тщательное рассмотрение возможных последствий разлучения с семьей.
Если ребенок является контактным лицом:
- В идеале дети должны быть помещены в карантин дома под присмотром родителей или других опекунов.
- Когда это невозможно, детей следует помещать в карантин в домохозяйстве под присмотром взрослого члена семьи или другого лица, осуществляющего уход, который находится в группе низкого риска развития тяжелой формы COVID-19. К известным факторам риска тяжелого заболевания относятся люди в возрасте старше 60 лет и люди с сопутствующими заболеваниями [8].
- Если карантин дома невозможен, дети должны быть помещены в карантин, и за ними следует ухаживать в удобном для них месте, принимая во внимание особые потребности детей, их безопасность, а также физическое и психическое благополучие. Следует приложить все усилия, чтобы позволить опекуну или другому взрослому члену семьи ежедневно навещать ребенка и/или оставаться с ребенком в течение всего периода карантина.
- Политики и индивидуальные решения должны позволять карантин на дому детей и лиц, осуществляющих уход, на основе целостной оценки, в которой первоочередное внимание уделяется интересам ребенка.
- Любое учреждение, в котором предполагается размещение детей, особенно детей, оставшихся без опекунов, должно предоставить достаточно подготовленный обслуживающий персонал, который может обеспечить детям безопасную, заботливую и стимулирующую среду. Каждое карантинное учреждение, принимающее детей, должно назначить одного сотрудника координатором по вопросам защиты детей. Персонал, который следит за состоянием здоровья детей, помещенных в карантин, должен быть обучен распознавать симптомы COVID-19 у детей, а также признаки того, что им требуется немедленная медицинская помощь. Пути направления заболевших должны быть установлены заранее. Если взрослый является контактным лицом, а ребенок - нет, возможно, взрослого нужно поместить в карантин отдельно от ребенка. В этом случае ребенок должен находиться на попечении другого взрослого члена семьи или опекуна, не контактирующего с ним.
Профилактика и меры борьбы с инфекцией
Следующие меры ПИИК [10] должны использоваться для обеспечения безопасной среды для лиц, помещенных в карантин. Эти меры распространяются на карантин в специальном учреждении и на карантин дома.
а. Раннее распознавание и контроль
- Любой человек, находящийся на карантине, у которого в любой момент карантинного периода развиваются лихорадочное заболевание или респираторные симптомы, должен лечиться как лицо с подозрением на COVID-19 и немедленно изолироваться. Убедитесь, что в карантинном учреждении есть назначенный специализированный лечебный центр и четкая процедура для любого человека с симптомами. Специальное помещение (или, если это невозможно, назначенное место) рекомендуется для изоляции любых лиц, у которых развиваются симптомы, если в учреждении используются общие комнаты, в ожидании перевода человека в специализированный лечебный центр.
- Стандартные меры предосторожности применяются ко всем лицам, находящимся на карантине, и к персоналу.
- Часто выполняйте гигиену рук, особенно после контакта с выделениями из дыхательных путей, перед едой и после посещения туалета. Гигиена рук включает мытье рук водой с мылом или средством для рук на спиртовой основе. Если руки не испачканы, предпочтительнее протирать их средствами на спиртовой основе; Руки следует мыть водой с мылом, если они явно загрязнены.
- Убедитесь, что все люди, находящиеся в карантине, соблюдают респираторную гигиену и осознают важность прикрывания носа и рта согнутым локтем или бумажной салфеткой при кашле или чихании, с последующим немедленным выбрасыванием ее в корзину с крышкой, а затем - выполнением гигиены рук.
- Воздерживайтесь от прикосновения к глазам, носу и рту.
- Физическое расстояние между всеми людьми, помещенными на карантин, должно быть не менее 1 метра.
- Чтобы эффективно предотвратить передачу COVID-19 в местах трансмиссии инфекции в сообществе, правительствам следует поощрять широкую общественность носить маски в определенных ситуациях и условиях, например, в общественном транспорте, в магазинах или в других стесненных или многолюдных условиях, в рамках комплексных мероприятий по подавлению передачи SARS-CoV-2. [12]
б. Административный контроль
Административные средства контроля и политики для ПИИК в карантинных помещениях включают, но не ограничиваются:
- Информирование лиц, находящихся на карантине, и карантинного персонала, о мерах ПИИК. Весь персонал, работающий в карантинном учреждении, должен пройти обучение стандартным мерам предосторожности (гигиена рук, респираторный этикет, СИЗ, очистка и дезинфекция, обращение с отходами и бельем) до того, как будут приняты карантинные меры. Те же рекомендации по стандартным мерам предосторожности следует дать всем помещенным на карантин лицам по прибытии.
- И персонал, и лица, находящиеся на карантине, должны понимать важность незамедлительного обращения за медицинской помощью при появлении симптомов; разработки политики для обеспечения раннего выявления и направления на лечение лиц с подозрением на COVID-19.
c. Контроль окружающей среды
Процедуры очистки и дезинфекции окружающей среды [13] должны выполняться последовательно и правильно. Лица, ответственные за уборку, должны быть осведомлены о COVID-19 и защищаться от нее, а также обеспечивать регулярную и тщательную очистку поверхностей окружающей среды в течение всего периода карантина, а также обеспечивать безопасное и надлежащее хранение, обращение и использование всех чистящих материалов и дезинфицирующих средств.
Важны следующие действия:
- Создание устойчивой инфраструктуры ПИИК (например, путем проектирования соответствующих объектов).
- Убедитесь, что все люди, помещенные в карантин в учреждениях, имеют одноместные комнаты с ванными комнатами. В тех случаях, когда одноместные комнаты недоступны, поддерживайте расстояние между кроватями не менее 1 метра и применяйте стратегии группирования.
- Очищайте и дезинфицируйте поверхности, к которым часто прикасаются, такие как прикроватные тумбочки, каркасы кроватей и другую мебель для спальни, не реже одного раза в день. Очищайте и дезинфицируйте поверхности ванной и туалета не реже одного раза в день. Сначала следует использовать обычное хозяйственное мыло или моющее средство для очистки, а затем после ополаскивания следует нанести обычное бытовое дезинфицирующее средство, содержащее 0,1% гипохлорита натрия (отбеливатель, эквивалент 1000 ppm), протирая поверхности. [13] Для поверхностей, которые нельзя очистить с помощью отбеливателя, можно использовать 70% этанол.
- Стирайте одежду, постельное белье, банные полотенца и полотенца для рук, используя обычное хозяйственное мыло и воду, или машинную стирку при 60 - 90 °C (140 - 194 °F) с обычным стиральным порошком и тщательно сушите.
- В назначенном карантинном учреждении уборщицы должны носить соответствующие средства индивидуальной защиты (СИЗ) [14] и быть обучены их безопасному использованию. В немедицинских учреждениях, где готовятся и используются дезинфицирующие средства, такие как отбеливатель, минимальными рекомендуемыми СИЗ являются резиновые перчатки, непроницаемые фартуки и закрытая обувь. [13] Для защиты персонала от используемых химикатов или в случае риска контакта с кровью/биологическими жидкостями, например, при обращении с грязным бельем или чистке туалетов могут потребоваться средства защиты глаз и медицинские маски. Персонал, занимающийся уборкой, должен соблюдать гигиену рук перед тем, как надеть, и после снятия СИЗ.
- Отходы, образующиеся во время карантина, должны быть помещены в прочные пакеты и запечатаны перед утилизацией [15].
- Странам следует рассмотреть возможность реализации мер, гарантирующих, что этот тип отходов будет захоронен на санитарной свалке, а не на открытой местности без наблюдения.
Требования к наблюдению за здоровьем помещенных на карантин лиц
Ежедневное наблюдение за лицами, помещенными в карантин, должно проводиться в учреждении или дома в течение периода карантина и должно включать скрининг на температуру тела и симптомы в соответствии с протоколами ВОЗ и/или национальных документов по эпиднадзору и определениями случаев. Группы лиц с повышенным риском тяжелого заболевания (люди в возрасте старше 60 лет и лица с сопутствующими заболеваниями) могут потребовать дополнительного наблюдения или специального лечения.
Следует учитывать необходимые ресурсы, включая персонал и, например, периоды отдыха персонала на карантинных объектах. Соответствующее распределение ресурсов особенно важно в контексте продолжающейся вспышки, когда ресурсы общественного здравоохранения ограничены, возможно, необходимо отдать приоритет медицинским учреждениям и мероприятиям по выявлению случаев заболевания.
Лабораторные исследования во время карантина
С любым человеком, находящимся на карантине, у которого в любой момент в течение карантинного периода проявляются симптомы, соответствующие COVID-19, следует обращаться и лечить как предполагаемый случай COVID-19 и проводить их тестирование.
ВОЗ больше не считает, что для контактных лиц, у которых симптомы не проявляются, лабораторные исследования необходимы для выхода из карантина через 14 дней.
ССЫЛКИ:
1. Strategic preparedness and response plan. Geneva: World Health Organization; 2020. (https://www.who.int/publications/i/item/strategic-preparedness-and-response-plan-for-the-new-coronavirus accessed 11 August 2020)
2. Critical preparedness, readiness and response actions for COVID-19. Geneva: World Health Organization; 2020. (https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/332665/WHO-COVID-19-Community_Actions-2020.4-eng.pdf accessed 11 August 2020)
3. International Health Regulations (2005) Third edition. 2016. Geneva: World Health Organization; 2020. (https://www.who.int/ihr/publications/9789241580496/en/ accessed 11 August 2020)
4. Key considerations: quarantine in the context of COVID-19. In: Social Science in Humanitarian Action: A Communication for Development Platform [website]. N ew York: UN ICEF, Institute of Development Studies; 2020 (https://www.socialscienceinaction.org/resources/february-2020-social-science-humanitarian-action-platform/ accessed
5. Public health surveillance for COVID-19. Geneva: World Health Organization; 2020. (https://apps.who.int/iris/handle/10665/333752 accessed 11 August 2020)
6. Public health considerations while resuming international travel. Geneva: World Health Organization; 2020. (https://www.who.int/news-room/articles-detail/public-health-considerations-while-resuming-international-travel accessed 11 August 2020)
7. N ussbaumer-Streit B, Mayr V, Dobrescu A et al. Quarantine alone or in combination with other public health measures to control COVID 19: a rapid review. Cochrane Database Syst Rev. 2020 Apr 8;4(4):CD013574.
8. Clinical management of COVID-19. Geneva: World Health Organization; 2020. (https://apps.who.int/iris/handle/10665/332196 accessed 11 August 2020)
9. Home care for patients with COVID-19 presenting with mild symptoms and management of their contacts. Geneva: World Health Organization; 2020. (https://apps.who.int/iris/handle/10665/333782 accessed 11 August 2020)
10. Infection prevention and control during health care when coronavirus disease (COVID-19) is suspected or confirmed. Geneva: World Health Organization; 2020. (https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/332879/WHO-2019-nCoV-IPC-2020.4-eng.pdf accessed 11 August 2020)
11. Q&A: Ventilation and air conditioning and COVID-19. Geneva: World Health Organization; 2020. (https://www.who.int/news-room/q-a-detail/q-a-ventilation-and-air-conditioning-and-covid-19 accessed 11 August 2020)
12. Advice on the use of masks in the context of COVID-19. Geneva: World Health Organization; 2020. (https://apps.who.int/iris/handle/10665/332293 accessed 11 August 2020)
13. Cleaning and disinfection of environmental surfaces in the context of COVID-19. Geneva: World Health Organization; 2020. (https://apps.who.int/iris/handle/10665/332096 accessed 11 August 2020)
14. Rational use of personal protective equipment for coronavirus disease (COVID-19) and considerations during severe shortages. Geneva: World Health Organzation; 2020. (https://apps.who.int/iris/handle/10665/331695 accessed 11 August 2020)
15. Water, sanitation, hygiene, and waste management for SARS-CoV-2, the virus that causes COVID-19. Geneva: World Health Organization and UN ICEF; 2020. (https://apps.who.int/iris/handle/10665/333560 accessed 11 August 2020)