ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Административный регламент миграционный контроль - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2012 N АПЛ12-689 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 10.10.2012 N АКПИ12-1203, которым был признан частично недействующим пункт 28 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, утв. приказом Министерства внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы от 30.04.2009 N 338/97>
ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Рассматривая настоящее дело, суд установил, что до вынесения решения суда Административный регламент применялся и на его основании осуществлялись проверки субъектов предпринимательской деятельности в сфере миграционного контроля , поэтому пришел к правильному выводу о том, что Административный регламент в оспариваемой части должен быть признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Довод апелляционной жалобы о том, что Административный регламент в оспариваемой части подлежит признанию недействующим с 1 августа 2011 г., со дня вступления в силу статьи 32 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", регулирующей вопросы, связанные с осуществлением
Решение Верховного Суда РФ от 10.10.2012 N АКПИ12-1203 <О признании частично недействующим пункта 28 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, утв. приказом Министерства внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы от 30.04.2009 N 338/97>
доводы представителей МВД России и ФМС России о законности оспариваемого предписания Административного регламента являются несостоятельными. Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Поскольку до вынесения решения суда Административный регламент применялся и на его основании осуществлялись проверки субъектов предпринимательской деятельности в сфере миграционного контроля , он подлежит признанию недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: заявление Д.Е. удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 28 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и
Приказ Росстата от 10.08.2018 N 493 (ред. от 17.12.2021) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения, за травматизмом на производстве и миграцией населения"
9 месяцев; - родившиеся. Строка заголовка содержит порядковый номер записи иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего статистическому учету. Строка 1 - вид регистрации заполняется в соответствии со сведениями, внесенными в Журнал учета заявлений о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства или в Журнал учета уведомлений о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - иностранные граждане) в место пребывания, образцы которых рекомендованы Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 (зарегистрирован Минюстом России 19.12.2017 N 49311). Сведения соответствуют пункту 10 (регистрация по месту жительства) или пункту 11 (учет по месту пребывания) статьи 9 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ (далее - пункт ФЗ). В строке указывается только один код из приведенных в перечне кодов. Строка 2 -
Определение № 305-ЭС21-15123 от 14.09.2021 Верховного Суда РФ
договоров с иностранными гражданами. По результатам проверки составлен акт от 03.12.2019 № 355. Не согласившись с названным распоряжением отдела, действиями по проведению проверки, а также результатами проверки, изложенными в акте, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении отделом по вопросам миграции Приказа ФМС России № 367, МВД России № 807 от 31.07.2015 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников» (далее – Административный регламент), положений Федерального закона № 115-ФЗ, в связи с чем удовлетворил заявленные требования. Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции, позиция которого была поддержана судом округа, руководствовался положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Закона № 115-ФЗ,
Постановление № 13АП-3234/2015 от 06.05.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
10.10.2012 № АКПИ12-1203 пункт 28 Административного регламента был признан недействующим в части наделения начальников структурных подразделений территориальных органов ФМС России, осуществляющих деятельность по линии иммиграционного контроля и внешней трудовой миграции, их заместителей полномочием на издание распоряжения о проведении проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля за исполнением требований миграционного законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 28 Административного регламента (в редакции приказа МВД России № 107, ФМС России № 57 от 27.02.2013) должностными лицами системы ФМС России, уполномоченными на издание распоряжения о проведении проверки, являются начальники территориальных органов ФМС России и их заместители. Должностными лицами системы ФМС России, уполномоченными на издание распоряжения о проведении проверки в отношении объектов проверки, указанных в п. 4 Административного регламента (за исключением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей), являются начальники территориальных органов ФМС России и их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов ФМС России, осуществляющих деятельность по линии иммиграционного контроля и внешней трудовой миграции, и
Постановление № 13АП-30506/2014 от 12.02.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, заказчик работ (услуг), транспортное средство, включая транспортные маршруты международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта, место пребывания (проживания) иностранных граждан (данное понятие используется в целях настоящего Административного регламента). Пункт 28 Административного регламента в части наделения начальников структурных подразделений территориальных органов ФМС России, осуществляющих деятельность по линии иммиграционного контроля и внешней трудовой миграции, их заместителей полномочиями на издание распоряжения о проведении проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля за исполнением требований миграционного законодательства Российской Федерации противоречит вышеуказанным нормам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При этом суд первой инстанции правомерно принял во внимание правовую позицию, изложенную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2012 N АКПИ12-1203 (оставлено без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2012 N АПЛ12-689). Согласно абзацу второму
Постановление № А21-5155/14 от 02.06.2015 АС Северо-Западного округа
выездной проверки по основанию, указанному в подпунктах 2 и 3 пункта 5 настоящей статьи, не допускается. Согласно пункту 4 Административного регламента проверкой является совокупность действий должностных лиц подразделений системы ФМС России и органов внутренних дел Российской Федерации, связанных с контролем за исполнением требований миграционного законодательства Российской Федерации проверяемым объектом в связи с нахождением иностранного гражданина на территории Российской Федерации, осуществлением необходимых исследований, экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проверки. Объектами проверки является место пребывания (проживания) иностранных граждан. В силу пункта 28 Административного регламента должностными лицами системы ФМС России, уполномоченными на издание распоряжения о проведении проверки в отношении объектов проверки, указанных в пункте 4 названного регламента (за исключением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей), являются начальники территориальных органов ФМС России и их заместители осуществляющих деятельность по линии иммиграционного контроля и внешней трудовой миграции, и их заместители (абзац введен Приказом МВД России № 334, ФМС России от 01.06.2013 №
Постановление № 21АП-1188/15 от 07.07.2015 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда
Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда. В соответствии с пунктом 1 Административного регламента от 30.04.2009 № 338/97 его положения, в том числе, распространяются, на порядок проведения проверок в отношении юридических лиц и граждан, у которых возникают обязанности, связанные с приглашением иностранного гражданина в Российскую Федерацию и (или) пребыванием его на территории Российской Федерации, правил и (или) порядка исполнения указанных обязанностей. Одним из видов проверок при осуществлении контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации, является, исходя из статьи 10 Закона № 294-ФЗ, внеплановая документарная проверка, проводимая, в том числе, в связи с поступлением в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 32 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в
Решение № 5-134/20 от 21.04.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно в отсутствие обращения со стороны физических лиц, организаций о нарушении миграционного законодательства, без предъявления руководителю строящегося объекта служебных удостоверений, подлинников приказа о проведении проверки, оформления акта проверки, являются несостоятельными и не могут послужить основанием для отмены обжалуемого постановления. Приказом ФМС России № 367, МВД России № 807 от 31.07.2015 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников (далее - Административный регламент). На основании п. 9 Административного регламента проверка может проводиться в отношении следующих объектов (лиц): мест пребывания (проживания) либо осуществления трудовой деятельности иностранных граждан; транспортного средства, в том числе осуществляющего перевозки по маршрутам международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта
Решение № 5-130/20 от 21.04.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно в отсутствие обращения со стороны физических лиц, организаций о нарушении миграционного законодательства, без предъявления руководителю строящегося объекта служебных удостоверений, подлинников приказа о проведении проверки, оформления акта проверки, являются несостоятельными и не могут послужить основанием для отмены обжалуемого постановления. Приказом ФМС России № 367, МВД России № 807 от 31.07.2015 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников" (далее - Административный регламент). На основании п. 9 Административного регламента проверка может проводиться в отношении следующих объектов (лиц): мест пребывания (проживания) либо осуществления трудовой деятельности иностранных граждан; транспортного средства, в том числе осуществляющего перевозки по маршрутам международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта