досудебным урегулированием следует понимать деятельность сторон спора до обращения в суд, осуществляемую ими самостоятельно (переговоры, претензионный порядок) либо с привлечением третьих лиц (например, медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке (пункт 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Данная деятельность способствует реализации таких задач гражданского и арбитражного судопроизводства, как содействие мирному урегулированию споров, становлению и развитию партнерских и деловых отношений. Согласно статье 1 Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее - Закон об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг) данный федеральный закон определяет правовой статус финансового уполномоченного и порядок досудебного урегулирования споров в целях защитыправ и законных интересов потребителей. Таким образом, требования о соблюдении обязательного
включая в договор купли-продажи № ТЧ-01019 от 30.08.2010 пункт 5.2, ЗАО «Прагматика» необоснованно расширило перечень обстоятельств, которые находятся вне рамок контроля сторон, что свидетельствует об ущемлении прав потребителя. Кроме того, в условия указанного выше договора включено обязательное досудебное урегулирование споров между сторонами. Срок рассмотрения претензий – 10 дней с момента ее получения (пункт 6.5 договора). Суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что изложение обществом пункта 6.5. договора в указанной редакции лишило потребителя права на судебный порядок рассмотрения спора без предварительных письменных претензий, а также кратчайший срок рассмотрения претензий, что противоречит нормам действующего законодательства и обоснованно расценено Территориальным отделом Роспотребнадзора как ущемление прав потребителя. Законом РФ «О защитеправпотребителей» не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров и, как следствие, срок рассмотрения претензий, следовательно, общество при оказании услуг было не вправе выступать инициатором введения обязательного досудебного претензионного порядка по связанным с исполнением договора от 30.08.2010 № ТЧ-01019 искам о защите
потребителя, а следовательно, в действиях Общества имеется событие вмененного правонарушения по данному эпизоду. Как следует из пункта 6.2 Договора, досудебное разбирательство (претензионный порядок рассмотрения споров) является для сторон обязательным. Срок рассмотрения претензии 10 дней с момента ее получения, после чего споры между сторонами разрешаются в суде в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Из буквального содержания указанного пункта Договора следует установление обязательного досудебногопорядка урегулирования споров, однако в силу пункта 1 статьи 17 Закона №2300-1 защитаправпотребителей осуществляется судом, при этом названным Законом не установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Действующим законодательством обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен только в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункт 23 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских
предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Аналогичные правила предусмотрены в ст. 29 ГК РФ. Следовательно, пункт 11.8 Договора не соответствует вышеприведенному положению закона, нарушает права потребителей и в силу этого является незаконным. Как правомерно отметил суд первой инстанции, в силу положений пункта 1 статьи 17 Закона о защите прав потребителей защита прав потребителей осуществляется судом. Законом о защите прав потребителей не предусмотрен обязательный досудебныйпорядок урегулирования спора. Таким образом, поскольку Законом о защитеправпотребителей не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, то Общество при оказании услуг не вправе включать в договор условия о досудебном претензионном порядке по связанным с исполнением договора № 946/9-19-997Д от 26.03.2014 искам о защите прав потребителей. Действия общества по включению в договор указанных условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Доказательств невозможности