ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Лицо без гражданства права - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2010 N КАС09-683 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 01.12.2009 N ГКПИ09-1414, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующими пункта 1 и подпункта "ж" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761>
в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). М., являющийся лицом без гражданства, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими со дня принятия п. 1 и подп. "ж" п. 8 Правил, в части, исключающей их распространение на лиц без гражданства. Указал, что Правила в оспариваемой части противоречат ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая наделяет лиц без гражданства правом на получение субсидий наравне с гражданами Российской Федерации, а оспариваемые положения Правил лишают его права на получение субсидий. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009г. М. в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе М. просит об отмене решения суда, принятого с нарушением и неправильным применением норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения
Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N 552-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Маргулева Андрея Игоревича на нарушение его конституционных прав статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 и подпунктом "ж" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"
что данный правовой акт на него, как на лицо без гражданства, не распространяется. Верховный Суд Российской Федерации, отказывая А.И. Маргулеву в удовлетворении требования о признании недействующими пункта 1 и подпункта "ж" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в части, исключающей их распространение на лиц без гражданства, в решении от 1 декабря 2009 года пришел к выводу о том, что статья 159 Жилищного кодекса Российской Федерации не наделяет лиц без гражданства правом на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данное решение Верховного Суда Российской Федерации оставлено без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2010 года. Делая вывод об отсутствии у лиц без гражданства права на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суды первой и кассационной инстанций исходили, в частности, из соответствующего разъяснения, содержащегося в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009
Решение Верховного Суда РФ от 01.12.2009 N ГКПИ09-1414 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующими пункта 1 и подпункта "ж" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761>
порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, утверждая оспариваемые Правила, Правительство Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных законодателем. Доводы заявителя о том, что Правила в оспариваемой части противоречат статье 159 Жилищного кодекса, поскольку лишают лиц без гражданства права на получение субсидий, нельзя признать состоятельными. В соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 Жилищного кодекса участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Положения Жилищного кодекса применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено данным Кодексом или другим федеральным законом. Из приведенных норм видно, что к числу участников жилищных отношений, являющихся физическими лицами, относятся граждане
Статья 1.
- лицо, не имеющее доказательств принадлежности к гражданству какого-либо государства; в) "граница" - государственная граница каждого из государств Сторон; г) "пункт пропуска" - пункт пропуска через государственную границу одного из государств Сторон, открытый для международного сообщения; д) "виза" - действительное разрешение, выданное в том числе в электронной форме дипломатическим представительством или консульским учреждением, министерством иностранных дел либо органом внутренних дел государства Стороны и предоставляющее иностранному гражданину или лицу без гражданства право на пересечение границы государства этой Стороны для въезда и (или) выезда, пребывания или транзитного проезда (транзита) по территории государства этой Стороны в течение срока, указанного в этом разрешении; е) "документ, удостоверяющий личность" - действительный документ, признаваемый в соответствии с законодательством государств обеих Сторон и международными договорами государств обеих Сторон в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства; ж) "вид на жительство" - действительный документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на
Кассационное определение № 2-КА19-4 от 09.08.2019 Верховного Суда РФ
или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом (статья 27). В соответствии со статьей 25.10 названного закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства создает реальную угрозу, в частности, общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (часть четвертая). Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть пятая). Иностранный
Кассационное определение № 5-КА19-62 от 24.01.2020 Верховного Суда РФ
2002 года № 1325, предполагают проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации. Законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, однако такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов. Признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса
Постановление № А05-5203/16 от 18.04.2017 АС Архангельской области
55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» допускается установление отдельных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер, к которым относятся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью
Постановление № 04АП-5330/19 от 10.10.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 №3-ФКЗ чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений,
Постановление № 08АП-2560/2021 от 09.04.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда
устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Оспариваемое представление содержит выводы прокурора о нарушении Администрацией положений Закона № 59-ФЗ в связи с отсутствием ответа Администрации на предложение Управления Росреестра по Омской области, изложенное в обращении от 24.07.2020 № 17/10936. Вместе с тем, согласно статье 1 Закона № 59-ФЗ, определяющей сферу применения этого Федерального закона, им регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации, а также в определенных случаях иностранными гражданами и лицами без гражданства, права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения таких обращений указанными органами и должностными лицами, установленный этим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется только на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе являющихся юридическими лицами. Управление Росреестра по Омской области в число указанных лиц не входит, следовательно, на правоотношения указанного лица и Администрации действие Закона № 59-ФЗ не распространяется. Таким образом, у
Постановление № А51-24709/2017 от 09.07.2018 АС Приморского края
гражданина. В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно пункту «б» статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» допускается установление отдельных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер, к которым относятся в том числе и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие
Апелляционное определение № 2А-676/17 от 01.03.2018 Брянского областного суда (Брянская область)
от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пришел к выводу о законности оспариваемого решения, его принятии компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка и оснований принятия, без нарушения прав и законных интересов административного истца, в связи с чем в удовлетворении требований отказал. Кроме того, суд отметил, что сам по себе отказ в предоставлении временного разрешения на пребывание (проживания) на территории Российской Федерации не лишает иностранного гражданина, лицо без гражданства, права на пребывание в Российской Федерации, при этом в случае отмены решения о неразрешении въезда ФИО1 в Российскую Федерацию, административный истец не лишен возможности повторно обратиться в миграционный орган с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется. Оценивая доводы административного истца относительно нарушения его права на уважение личной и семейной жизни, судебная коллегия также
Решение № 2А-676/2017 от 13.12.2017 Брасовского районного суда (Брянская область)
неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 31 мая 2016 года. Обстоятельств, которые свидетельствовали бы о наличии у административного истца стойких связей с Российской Федерацией, ФИО1 при рассмотрении дела не привел, ФИО1 не женат, на территории Российской Федерации не трудоустроен, его родители – ФИО3 и ФИО4 являются гражданами республики Украина. Кроме того, суд учитывает, что сам по себе отказ в предоставлении временного разрешения на пребывание (проживания) на территории Российской Федерации не лишает иностранного гражданина, лицо без гражданства, права на пребывание в Российской Федерации, при этом в случае отмены решения о неразрешении въезда ФИО1 в Российскую Федерацию, административный истец не лишен возможности повторно обратиться в миграционный орган с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что оспариваемое решение от 06 октября 2017 года принято в соответствии с приведенными законоположениями, с учетом жизненных обстоятельств заявителя, орган миграционной власти, принимая оспариваемое решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание,
Решение № А-4838/2021 от 20.07.2021 Балашихинского городского суда (Московская область)
могут быть ограничены во въезде в Российскую Федерацию. Согласно с абзацем 6 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранным гражданам и лицам без гражданства въезд на территорию Российской Федерации может быть не разрешен по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Также необходимо отметить, что сами по себе нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными. Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ гражданке Республики Азербайджана ФИО2 Шамсие ФИО1 был закрыт въезд на территорию Российской Федерации сроком на 3 года (сроком до ДД.ММ.ГГГГ) на основании подпункта 12 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с нарушением сроков пребывания на территории Российской Федерации. Въезд
Постановление № 1-637/18 от 10.12.2018 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)
с ч.4 ст.13 Закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. В соответствии с п.1 ч.1 ст.15.1 Закона для получения патента на осуществление трудовой деятельности на территории РФ, указанного в ст.2,13 Закона, предоставляющего иностранному гражданину или лицу без гражданства право на осуществление трудовой деятельности и постоянное проживание в Российской Федерации сроком до 12 месяцев иностранный гражданин обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ. Не позднее 21.11.2017г., более точные дата и время следствием не установлены, при неустановленных обстоятельствах, житель <адрес> ФИО1, являясь специалистом по кадрам ООО «Парус», ответственным за соблюдение трудового законодательства, в целях исполнения своих