ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Психиатрическая экспертиза не государственными учреждениями - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Обзор судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2011)
делу по заявлению директора Областного государственного стационарного учреждения "Кольчугинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", обратившегося в интересах В. о признании ее недееспособной, была назначена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, проведение которой поручалось экспертам Владимирской областной психиатрической больницы. Определением суда о назначении экспертизы производство по делу было приостановлено до получения заключения экспертизы, однако протокол в ходе судебного заседания не составлялся. Результаты проведенного обобщения судебной практики свидетельствуют о том, что суды испытывают затруднения при определении даты назначения экспертизы и даты, не позднее которой заключение должно быть составлено и направлено в суд (ч. 1 ст. 80 ГПК РФ). В тех случаях, когда судом определялись конкретные даты, им принимались во внимание Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (утверждены приказом Минюста России от 20 декабря 2002 г. N 346) либо учитывались предварительная договоренность с экспертными учреждениями или сроки проведения конкретным учреждением (экспертом) назначенных ранее судебных экспертиз. Однако
Решение № А24-4065/08 от 04.09.2008 АС Камчатского края
представила письменный отзыв на заявление, пояснила, что с протоколом согласна, после составления протокола деятельность не ведется. Просила не привлекать к административной ответственности. Исследовав материалы дела, суд считает, что требование о привлечении Государственного учреждения здравоохранения «Камчатский краевой психоневрологический диспансер» к административной ответственности подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, при проведении Управлением Росздравнадзора по Камчатскому краю на основании приказа от 30.06.2008 № 114 о проведении проверки производства судебно- психиатрических экспертиз в период с 30.06.2008 по 29.07.2008 Государственного учреждения здравоохранения «Камчатский краевой психоневрологический диспансер», расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Карагинская, 22, выявлено 02.07.2008 в 12-00 часов осуществление безлицензионной медицинской деятельности в части оказания амбулаторно-поликлинической (специализированной) медицинской помощи по судебно-психиатрической экспертизе, в том числе: однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе, комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе; при оказании стационарной (специализированной) медицинской помощи по судебно-психиатрической экспертизе, в том числе: однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизе, комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизе, за что предусмотрена административная ответственность по ч.
Решение № А19-17383/15 от 28.12.2015 АС Иркутской области
в этой части статья 52 Основ, как противоречащая позднее принятым нормам законодательства, не подлежит применению. Специальным нормативным правовым актом, принятым позднее указанных Основ, является Закон № 73-ФЗ. Из указанных норм следует, что судебная экспертиза может проводиться негосударственными судебно-экспертными учреждениями, в штат которых входят лица, обладающие специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. Ссылка заявителя на Инструкцию об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно- психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений , утвержденную приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.05.2005 № 370, Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы министерства юстиции РФ, утвержденную приказом министра юстиции от 20.12.2002 № 347, и Порядок организации и проведения судебно-медицинских экспертиз, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н, в данном случае является ошибочной, поскольку они регулируют деятельность непосредственно государственных учреждений здравоохранения, в то время как ЧУ НСЦЭИ «Альфа» является частным учреждением. Более того, ни
Постановление № А19-12119/16 от 31.08.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
проведение дополнительной комиссионной амбулаторной судебной психолого-психиатрической экспертизы Матвееву Дмитрию Геннадьевичу 03.03.1970 г.р. с представлением аудиозаписей допросов свидетелей на цифровом носителе информации невозможно, в связи с отсутствием материально-технической базы в учреждении, а также в связи с оказываемым давлением на судебно-психиатрических экспертов заинтересованных лиц». Ответчиком Казаковой Т. В. повторно заявлено ходатайство о назначении по делу дополнительной комиссионной амбулаторной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Определением суда первой инстанции от 29.01.2020 назначено проведение повторной комиссионной амбулаторной судебной психолого- психиатрической экспертизы Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации». С учетом мнения сторон на разрешение комиссии экспертов поставлены следующие вопросы: 1) Страдал ли Матвеев Дмитрий Геннадьевич 1970 г.р., уроженец г. Иркутска в момент заключения с Казаковой Татьяной Васильевной договора дарения доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Детский Континент» от 24.07.2015 каким-либо психическим расстройством? 2) Мог ли Матвеев Дмитрий Геннадьевич 1970 г.р., уроженец г. Иркутска по
Постановление № 07АП-8662/2016 от 11.10.2016 Седьмой арбитражного апелляционного суда
В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. Согласно письму Минздрава России от 24.09.2015 № 14-1/2069751 «О проведении судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз на территории Российской Федерации», проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз на территории Российской Федерации возможно юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии. В соответствии с Инструкцией об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно- психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений , утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.05.2005 № 370, допускается привлечение к участию в проведении экспертизы экспертов, обладающих специальными познаниями для разрешения поставленных перед экспертами вопросов. Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации, либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными
Постановление № 08АП-11599/2015 от 27.04.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда
1035507000935) в федеральный бюджет государственную пошлину за подачу иска в размере 8 242 рубля. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СОРО Систем» (ИНН 5501089538, ОГРН 1055501088851) в федеральный бюджет государственную пошлину за подачу встречного иска в размере 6 542 рубля. Взыскать с бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова» (ИНН 5504004973, ОГРН 1035507000935) в пользу федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Омской области (ИНН 5503098320) за проведение экспертизы 14 332, 50 рублей. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СОРО Систем» (ИНН 5501089538, ОГРН 1055501088851) в пользу федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Омской области (ИНН 5503098320) за проведение экспертизы 27 667, 50 рублей. Перечислить с депозитного счета Восьмого арбитражного апелляционного суда Автономной некоммерческой организации Западно-Сибирский Экспертно-правовой центр (ОГРН 1155543006783, ИНН 5505047271) оплату по счету №21 от 15 марта 2016 года за
Апелляционное постановление № 22-5400/17 от 07.12.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
по уголовным делам регулируется, в том числе, ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и на него распространяются положения, относящиеся в регулированию понятия и деятельности государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения). Кроме того, в части 3 ст.9 Федерального Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», определяется понятие специализированной медицинской организации - судебно-психиатрической экспертной медицинской организации. Целевое назначение данного типа стационара - обеспечение проведения судебно- психиатрической экспертизы. Согласно ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", деятельность государственных судебно-экспертных учреждений , экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе экспертных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, финансируется за счет средств соответствующего бюджета. То есть, в силу указанных положений закона, государственные судебно-экспертные учреждения созданы для обеспечения следственно-судебной деятельности и финансируются государством. Также, по смыслу норм п.п.4 и 7 ч.2 ст.131 УПК РФ в единстве с положениями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной
Решение № 2-1617/17 от 02.11.2017 Ивановского районного суда (Ивановская область)
ремонта другого здания для осуществления деятельности по судебно- психиатрической экспертизе, представить суду не может, в связи с их отсутствием. Представитель третьего лица Департамента финансов Ивановской области Долгих Ю.П., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, мотивировав тем, что истцом не доказан факт нарушения ОБУЗ ОКПБ «Богородское» требований СанПиН 2.1.3.2630-10, а также наличие причинно-следственной связи между действиями ответчиков и выявленными нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку прокуратура не наделена полномочиями по проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Также отметил, что у ОБУЗ ОКПБ «Богородское» имеется действующее санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее факт соответствия осуществляемой медицинской деятельности государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. В обоснование данной позиции представил письменный отзыв (л.д. 150-151). Изучив исковое заявление с учетом его уточнения, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу Устава ОБУЗ ОКПБ «Богородское», с учетом внесенных в него изменений, учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный
Решение № 2-614/18 от 23.11.2018 Алуштинского городского суда (Республика Крым)
в связи с чем, направить в адрес Алуштинского городского суда РК надлежаще заверенные копии истребованных документов не представляется возможным. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу назначена амбулаторная судебно- психиатрическая экспертиза, производство которой поручено экспертам ГБУ РО «Психоневрологический диспансер <адрес>», поскольку в данное экспертное учреждение назначено проведение судебной экспертизы Пролетарским районным судом <адрес> с направлением в данное учреждение гражданского дела с медицинскими документами на имя ФИО6. Этим же определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение экспертов предоставлены материалы данного гражданского дела, в том числе протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого допрошены свидетели и медицинские документы на имя ФИО6 находящиеся в экспертном учреждении ГБУ РО «Психоневрологический диспансер <адрес>» в материалах гражданского дела Пролетарского районного суда <адрес> №. Письмом Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Психоневрологический диспансер» № от ДД.ММ.ГГГГ, данное учреждение сообщает, что в производстве ГБУ РО «ПНД» находятся материалы гражданского дела № в отношении ФИО6, по которому определением суда от ДД.ММ.ГГГГ
Решение № 2А-1014/2023 от 21.07.2023 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)
России. Указом Президента Российской Федерации от 02.03.2021 N 119 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" в пункте 5 был введен подпункт 5.2. которым на ФСИН России была возложена задача по охране судебно-психиатрических экспертных медицинских организаций. Приказом УФСИН России по Хабаровскому краю от 20.05.2021 № 346 «О приеме под охрану отделения судебно- психиатрической экспертизы краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая психиатрическая больница» министерства здравоохранения Хабаровского края», ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю приняло 31.05.2021 от отдельного батальона охраны и конвоирования УМВД России по городу Хабаровску под охрану отделение судебно-психиатрической экспертизы краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая психиатрическая больница». Согласно положений введенных Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ, ч.4 статьи 17, статьи 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и
Апелляционное определение № 33-144/18 от 22.01.2018 Ивановского областного суда (Ивановская область)
потолка, стен, оконных проемов грибковых наслоений и обязать Департамент здравоохранения Ивановской области в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу привести материально-бытовое обеспечение стационарного отделения судебно- психиатрических экспертиз (лечебное отделение № 4 – Литер А3) ОБУЗ ОКПБ «Богородское» в соответствие с требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (далее – Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») и пунктами 4.2, 4.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года № 58 (далее – СанПиН 2.1.3.2630-10). Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной Ивановской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Ивановской области проверки состояния законности и деятельности экспертных учреждений , в том числе в сфере исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в ОБУЗ ОКПБ «Богородское», функции и полномочия учредителя которого осуществляет Департамент здравоохранения Ивановской области. Помещения