ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Размер материальной помощи - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 31-АПА19-17 от 23.01.2020 Верховного Суда РФ
понятия и определения, раскрывается содержание заработной платы (оплаты труда работника), состоящей из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных и стимулирующих выплат. Исходя из положений статьи 135 названного кодекса, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера и надбавок стимулирующего характера, и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Пунктом 6.2 коллективного договора ООО «Коммунальные технологии» на 2014-2016 гг., действие которого продлено до 1 января 2020 г., установлена единовременная материальная помощь при уходе работника в очередной отпуск с учетом непрерывного стажа работы в системе ЖКХ и энергетических предприятий, входивших в структуру РАО «ЕЭС России», в зависимости от стажа работы. Выплата материальной помощи к отпуску производится один раз в год вне зависимости от продолжительности отпуска по
Определение № 34-КП9-2 от 01.07.2019 Верховного Суда РФ
о том, что расчет выплаченной ей компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания был произведен в соответствии с пунктами 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, а именно: денежное месячное содержание Ефремовой И.В. было исчислено из оклада и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в размере 44 226, 60 руб., материальной помощи к отпуску и единовременной выплаты к отпуску в размере 3 746,05 руб., премий за октябрь - декабрь 2016г. и январь - февраль 2017 г. в размере 9 239, 69 руб. и составило 57 212, 34 руб. 7 декабря 2017 г. Ефремова И.В., полагая, что ей не в полном размере выплачены компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация денежного содержания за пятый и шестой месяц со дня увольнения, обратилась в Межрайонную
Определение № 21-КГ20-3 от 19.10.2020 Верховного Суда РФ
от 30 января 1991 г. № 57 «Об улучшении материального обеспечения работников органов внутренних дел РСФСР» руководителям органов внутренних дел в пределах выделенных ассигнований на содержание органов внутренних дел было предоставлено право оказывать материальную помощь работникам органов внутренних дел, включая лиц рядового и начальствующего состава, направляя на эти цели средства в размере месячного фонда оплаты труда, исчисленного по должностным окладам и окладам по специальным званиям (пункт 18). Пункт 18 постановления Совета Министров РСФСР от 30 января 1991 г. № 57 утратил силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. № 487. Выплата материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел, в том числе при убытии их в отпуск, предусматривалась в абзаце втором пункта 19 приказа МВД России от 13 марта 2003 г. № 155 «О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» и пункте 55 приказа МВД России от 14 декабря 2009 г. № 960 «Об
Решение № АКПИ19-209 от 15.07.2019 Верховного Суда РФ
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. В развитие приведенной нормы закона Порядком в разделе XXII определены правила оказания материальной помощи, которая в соответствии с пунктом 135 оказывается в размере не менее одного оклада денежного содержания в год. Пункт 136 Порядка предусматривает, что решением руководителя указанная материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ежегодно при уходе сотрудника в основной отпуск или в иные сроки по рапорту сотрудника. Если в течение календарного года сотрудник не обращался с рапортом о выплате ему материальной помощи за текущий год, то материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ему на основании приказа руководителя в
Постановление № 18АП-1460/16 от 14.03.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
по подземным путям» - ГОСТ 12.2.112-86, которые по классификации основных средств относятся к коду ОКОФ 15 3520162 и к седьмой амортизационной группе, что подтверждено заводом – производителем. В связи с неверным определением амортизационной группы занижены база налога на имущество – среднегодовая стоимость имущества. Условиями для освобождения от обложения НДФЛ единовременных выплат в связи с рождением ребенка по абз.7 п.8 ст. 217 НК РФ являются ее выплата в течение первого года после усыновления (удочерения), размер материальной помощи не более 50 000 руб. Установлено, что пособия были выплачены по истечении первого года и не подпадают под применение льготы. В ходе судебного заседания обществом представлен контррасчет НДПИ, который был неосновательно принят в основу судебного акта. Не учтены нарушения, допущенные при его составлении. Не учтено, что маркшейдерские справки, бухгалтерские ведомости и калькуляции не являются первичными документами. В указанные документы были внесены изменения в соответствии с измененной учетной политикой (приказ № 1133 от 28.09.2015),
Постановление № 17АП-7329/2015 от 14.07.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
предусмотрено п.8.1.1.1., п.8.1.1.2 Коллективного договора ОАО «Ижсталь» на 2010г. Распределение путевок производится с учетом состояния здоровья работающих, их детей и не зависти от трудовой функции работника, производственных показателей, размера заработной платы. Единовременная материальная помощь оказывается отдельным работникам в тяжелых жизненных ситуациях, но семейным обстоятельствам и в других случаях (на лечение, на погребение, на приобретение дорогостоящих лекарств, многодетным семьям, в связи с тяжелым материальным положением и др.) (п.8.4.3. Коллективного договора ОАО «Ижсталь» на 2010г.). Размер материальной помощи не зависит от условий труда работника, стажа работы, производственных показателей, размера заработной платы, имеет исключительно социальный характер. Целевая стимулирующая надбавка к заработной плате работников, подавших заявление на перечисление дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии (Положение о корпоративном пенсионном обеспечении персонала, утвержденное приказом ОАО «Ижсталь» от 14.05.2010 № 265). Не зависит от трудовой функции работника и условий его труда. Выплата целевой стимулирующей надбавки производится с целью повышения социальной защищенности сотрудников предприятия при
Постановление № 17АП-9768/17-АК от 15.08.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
обществом неправомерно не начислены страховые взносы на суммы выплаченной работникам единовременной материальной помощи. В апелляционной жалобе Фонд указывает на то, что согласно части 11 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, подпункта 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателем своим работникам, не превышающий 4000 рублей на одного работника за расчетный период. Закон не детализирует характер материальной помощи, норма сформулирована универсально с указанием только на размер материальной помощи , не подлежащей обложению страховыми взносами. Суммы материальной помощи, выявленной при проверке страхователя, значительно превышают установленный размер, следовательно, по мнению ответчика, в этой части подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления страховых взносов на суммы единовременной материальной помощи. Как указано ранее в настоящем постановлении, в соответствии с частью 1
Постановление № 18АП-3454/19 от 08.04.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
свою очередь заинтересованное лицо в своей жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы Фонд указывает, что понятие материальной помощи, указанной в подпункте 12 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», законодателем не конкретизировано, указанная норма сформулирована универсально и в ней определен лишь размер материальной помощи , не подлежащей обложению страховыми взносами, ввиду чего, суммы выплат превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. ООО «КМЭЗ» в отзыве от 27.03.2019 возражает против удовлетворения апелляционной жалобы ГУ ЧРО ФСС РФ в лице филиала № 9, полагает решение суда в части признания недействительным решений фонда законным и обоснованным. Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного
Решение № 2-362/2018 от 06.02.2018 Керченского городского суда (Республика Крым)
и от 4 июля 2017 года №485-О, материальная помощь выплачивалась в размере 6 200 рублей, тогда как должностной оклад истца составлял 14 880 рублей. Таким образом, ответчик не выплатил денежные средства в сумме 8 680 рублей, начиная с 18 июля 2016 года по настоящее время, и 8 680 рублей, начиная с 15 июля 2017 года. На основании положений ст.236 ТК РФ, сумма, подлежащая выплате, составляет 20 868 рублей 02 копейки. Также указал, что размер материальной помощи на оздоровление выплачивался на основании приказа директора от 28 ноября 2016 года №172-о/д, которым установлен в размере 6 200 рублей для всех работников организации. Однако данный приказ является незаконным, как ухудшающий положение работников. Просит суд взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченный в день увольнения окончательный расчет по заработной плате, с учетом компенсации в соответствии со ст.236 ТК РФ в размере 20 868 рублей 02 копейки. В судебном заседании истец Милованов А.И. уточнил
Решение № 2-593/11 от 29.12.2011 Каширского районного суда (Воронежская область)
предусмотренной пунктами 6.1 – 6.4 настоящего Порядка, устанавливается в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.06.2010г. №313 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2010 года". Материальная помощь, предусмотренная пунктом 6.3 настоящего Порядка, может быть оказана гражданину, имеющему в собственности иное жилое помещение или зарегистрированному в ином жилом помещении. Размер материальной помощи , предусмотренной пунктами 6.3 – 6.4 настоящего Порядка, определяется как восемьдесят пять процентов от произведения общей площади утраченного жилого помещения либо общей площади, рассчитанной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995г. №561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения. Согласно п.8 Порядка, размер материальной помощи, предусмотренной пунктом 6.5, составляет пятьдесят процентов
Апелляционное определение № 33-4108/18 от 10.05.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
в заявлении о предоставлении отпуска, истец просил выплатить ему материальную помощь на оздоровление. Однако, согласно приказам директора от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, материальная помощь выплачивалась в размере <данные изъяты> рублей, тогда как должностной оклад истца составлял <данные изъяты> рублей. Таким образом, по мнению истца, ответчик не выплатил денежные средства в сумме 8680 рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, и <данные изъяты> рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Милованов А.И. также указывал, что размер материальной помощи на оздоровление выплачивался на основании приказа директора от ДД.ММ.ГГГГ №-о/д, которым установлен в размере <данные изъяты> рублей для всех работников организации. Однако данный приказ является незаконным, как ухудшающий положение работников. Решением Керченского городского суда Республики Крым от 06 февраля 2018 года в удовлетворении иска Милованова А.И. отказано. Не согласившись с указанным судебным постановлением, Милованов А.И. принес апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковое заявление. Апеллянт, в
Апелляционное определение № 33-6834 от 12.07.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
установленные п. 8 ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которые в силу ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. В дополнительном соглашении от 08 февраля 2018 года к служебному контракту № 06-ЛС/17 от 03 апреля 2017 года размер материальной помощи остался неизменным: 3 оклада денежного содержания (в расчете на год). Никаких иных письменных соглашений об изменении условий контракта он не подписывал. Положение о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кемеровской области, утвержденное Приказом Территориального органа Росздравнадзора по Кемеровской области от 31 декабря 2013 года № Пр42-108-ф/13 является локальным актом работодателя, с которым он не был ознакомлен, в связи с чем, по его мнению,