ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Субъект транспортной деятельности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 305-АД15-10705 от 21.09.2015 Верховного Суда РФ
установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. В силу подпункта 2 пункта 62 Приказа № 7 субъект транспортной деятельности , осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан: осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок. Судами установлено, что при перевозке пассажиров по регулярному маршруту № 10 «пос.Мосрентген - г.Москва (ул.Покрышкина)» транспортные средства, принадлежащие обществу, осуществляют въезд на территорию ТЦ «Мега» (<...>), то есть с отступлением от пути движения, установленного маршрутом регулярных перевозок № 1011. При таких обстоятельствах вывод
Апелляционное определение № 59-АПА19-13 от 29.01.2020 Верховного Суда РФ
деятельности (пункт 6). В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14 февраля 2009 года № 22-ФЗ субъектами правовых отношений в сфере навигационной деятельности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, обеспечивающие создание и функционирование средств навигации и объектов навигационной деятельности, а также физические и юридические лица, оказывающие и получающие услуги в сфере навигационной деятельности в соответствии с гражданским законодательством. В том числе в целях повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы, перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами (статья 4 Федерального закона «О навигационной деятельности »). Средства навигации и объекты навигационной деятельности могут находиться в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации,
Определение № 303-КГ18-23327 от 24.04.2019 Верховного Суда РФ
хранение мониторинговой информации осуществляется АО «РНИЦ» с целью ее предоставления заинтересованным государственным органам (Ространснадзор и др.), то есть имеет место выполнение данной функции со стороны АО «РНИЦ» для государственных органов. Принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством любые хозяйствующие субъекты на равных основаниях вправе оказывать услуги в сфере навигационной деятельности, в том числе, услуги по мониторингу транспортных средств, суды пришли к выводу о том, что действия АО «РНИЦ» по взиманию с локальных операторов платы за услугу, потребителем которой они не являются, противоречат требованиям добросовестной конкуренции. Суды указали, что наличие у АО «РНИЦ» статуса оператора РНИС не должно использоваться для создания данному хозяйствующему субъекту преимущественных условий деятельности на рынке оказания навигационных (мониторинговых) услуг. Однако действия АО «РНИЦ», в том числе связанные с взиманием платы за вышеназванные услуги, по существу привели к длительному воспрепятствованию подключения к РНИС локальным операторам, выступающим по отношению к АО «РНИЦ» в качестве конкурентов. Суд
Определение № 025/01/10 от 13.07.2022 Верховного Суда РФ
числе обществ «Асперс», «Судоремонтная компания «Контакт», «Компания «АкваХолод», «ВРС» и предпринимателя ФИО1, вынужденных нести дополнительные расходы при осуществлении деятельности в порту. Суды трех инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, согласились с выводами антимонопольного органа о наличии в действиях общества «Стража» нарушений требований Закона о защите конкуренции. При этом суды исходили из того, что общество «Стража» является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг в морском порту Владивосток в географических границах, находящихся в ведении общества объектов транспортной инфраструктуры, и действия общества по взиманию платы за оформление пропусков - не относятся к деятельности по оказанию услуг в порту, при осуществлении которой возможно взимание платы, предусмотренной главой 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, по мнению судов, взимаемая обществом «Стража» плата не является портовым сбором, ставки которого и правила применения устанавливаются в
Постановление № 17АП-583/2015 от 02.03.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения. В силу п.п. 4, 15, 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 №647, Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется органами внутренних дел; владельцами транспортных средств; государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог. В соответствии с п.п. 9, 10, 20, 25 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» субъект транспортной деятельности обеспечивает контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей. В силу п. 6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7, в целях предупреждения ДТП субъект