ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Установление санитарно защитных зон скотомогильников - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995)
не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий. (п. 3.17 введен Изменениями и дополнениями N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122) IV. Установление размеров санитарно-защитных зон 4.1. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. 4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача
Апелляционное определение № 35-АПА19-10 от 03.07.2019 Верховного Суда РФ
промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, конкретные размеры и границы которых определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Пунктом 4.2 Санитарных правил определено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании в том числе предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 Санитарных правил). Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается административным ответчиком, что постановление об утверждении санитарно-защитной зоны скотомогильника , расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...>, в размере 1000 м Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Проект санитарно-защитной зоны с
Апелляционное определение № 9-АПА19-25 от 11.09.2019 Верховного Суда РФ
жалобу, не опровергает правильности выводов суда первой инстанции, поскольку отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны допускается только после установления их уполномоченным органом. Вопреки доводам жалобы, отсутствие акта об утверждении границ санитарно-защитной зоны исключает возможность их отображения в правилах землепользования и застройки. При этом согласно пункту 25 Правил установления санитарно-защитных зон санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. О нарушении прав Русина Н.П. оспариваемым нормативным правовым актом свидетельствует отказ в выдаче ему разрешений на строительство на земельном участке, входящего в границы санитарно-защитной зоны скотомогильника . С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно признал оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в части, что соответствует также
Апелляционное определение № 9-АПА19-22 от 05.09.2019 Верховного Суда РФ
и Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об объекте недвижимости - скотомогильнике по адресу: Нижегородская обл., Богородский р-н, примерно в 350 м на юго-запад от д. Шумилово (дата последнего захоронения - 1948 г.). На картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки отображены зоны с особыми условиями использования территории - санитарно-защитная зона указанного скотомогильника № С-07-04/027, в границы которой входит расположенный на данной территории принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером <...>. Вместе с тем постановление об утверждении
Апелляционное определение № 9-АПА19-19 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об объекте недвижимости - сибиреязвенном скотомогильнике № С-16-04/036 по адресу: Нижегородская обл., Богородский р-н, примерно в 730 м на север от с. Ефимьево (дата последнего захоронения - 1956 г.). На картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки отображены зоны с особыми условиями использования территории - санитарно-защитная зона скотомогильника № С-16-04/036, в границы которой входит расположенный на данной территории принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером <...>. Вместе с тем постановление об
Апелляционное определение № 9-АПА19-20 от 21.08.2019 Верховного Суда РФ
закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об объекте недвижимости - сибиреязвенном скотомогильнике № С-16-04/03 6 по адресу: Нижегородская обл., Богородский р-н, примерно в 730 м на север от с. Ефимьево (дата последнего захоронения - 1956 г.). На картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки отображены зоны с особыми условиями использования территории - санитарно-защитная зона скотомогильника № С-16-04/03 6, в границы которой входит расположенный на данной территории принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером <...> Вместе с тем
Определение № А79-6393/2022 от 12.10.2022 АС Чувашской Республики
Администрации Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики – Васильева Р.В., главы, установил: общество с ограниченной ответственностью "Весна" (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с уточненным иском к Администрации Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказ администрации Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 21:21:112103:286 и 21:21:111902:249, на которых располагаются скотомогильники №51 и №52; о признании незаконным установление санитарно-защитных зон скотомогильников №51 и №52, расположенных на земельных участках земельных участков с кадастровыми номерами 21:21:112103:286 и 21:21:111902:249. В настоящем судебном заседании представитель истца просил суд принять уточнение иска, а именно: - признать незаконным отказ администрации Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 21:21:112103:286 и 21:21:111902:249, на которых располагаются скотомогильники №51 и №52; - обязать Администрацию Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики изменить вид
Определение № А79-6393/2022 от 03.08.2022 АС Чувашской Республики
зон, при участии: от ответчика – главы Васильева Р.В., установил: общества с ограниченной ответственностью "Весна" (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с уточненным иском к Администрации Синьял- Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказ администрации Синьял-Покровского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 21:21:112103:286 и 21:21:111902:249, на которых располагаются скотомогильники № 51 и № 52; о признании незаконным установление санитарно-защитных зон скотомогильников № 51 и № 52, расположенных на земельных участках земельных участков с кадастровыми номерами 21:21:112103:286 и 21:21:111902:249. В настоящем предварительном заседании суда представитель истца Айкян Г.В. не допущен к участию в деле, ввиду непредставления документа о наличии у представителя высшего юридического образования. Представитель ответчика возражений относительно удовлетворения заявленного требования не заявил. Подготовка дела к судебному разбирательству окончена, дело подготовлено к судебному разбирательству. Руководствуясь статьей 136, частями 1, 2, 3 статьи 137 Арбитражного
Определение № А79-6393/2022 от 11.07.2022 АС Чувашской Республики
факс (8352) 62-54-00. При отсутствии возражений сторон, предварительное заседание будет завершено с одновременным открытием 03 августа 2022 года в 09 час. 35 мин. судебного заседания арбитражного суда первой инстанции для разбирательства дела по существу. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству: Истцу – представить выписку из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки с кадастровым № 21:21:112103:286, № 21:21:111902:249; обосновать со ссылками на нормы права предъявление исковых требований в части признания незаконным установление санитарно-защитных зон скотомогильников № 51 и № 52, указав, в том числе, порядок установления санитарно-защитных зон скотомогильников. Ответчику – письменный мотивированный отзыв со ссылками на нормы права. Отзыв может быть представлен в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда www.chuvashia.arbitr.ru. Документы, прилагаемые к отзыву, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде. В отзыве должны быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения, необходимые для правильного и своевременного
Решение № А43-41220/19 от 30.01.2020 АС Нижегородской области
Закон №342-ФЗ в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания). Как отмечает заявитель, в силу положений приведенных норм обязанность по направлению заявления об установлении санитарно-защитных зон возложена на собственника скотомогильников, которым является Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствии с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления. Ввиду того, что в настоящее время санитарно-защитные зоны скотомогильников не установлены, обязанность по направлению соответствующего заявления возложена на Министерство, исполнить второй пункт предписания, по мнению заявителя, не представляется возможным. Подробно доводы Администрации изложены в заявлении и поддержаны представителем в судебном заседании. Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода и Богородском районе (далее - Управление, административный орган) не согласен с требованием заявителя, просит суд отказать заявителю в
Апелляционное определение № 35-АПА19-10 от 03.07.2019 Верховного Суда РФ
промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, конкретные размеры и границы которых определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Пунктом 4.2 Санитарных правил определено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании в том числе предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 Санитарных правил). Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается административным ответчиком, что постановление об утверждении санитарно-защитной зоны скотомогильника , расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...>, в размере 1000 м Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Проект санитарно-защитной зоны с
Решение № 2-2096/19 от 12.09.2019 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)
устанавливается 500 метровая санитарно-защитной зона. В соответствии с п. 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-3 класса опасности является обязательной. Прокурорской проверкой установлено, что Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и администрацией Муниципального района Уфимский район на указанные выше скотомогильники решения об установлении санитарно-защитных зон не получены. Ответчики обязаны получить решения об установлении санитарно-защитных зон скотомогильников на основании следующего. Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с ч. 1 ст. 24 указанного закона, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными
Решение № 2А-10318/20 от 02.11.2020 Курганского городского суда (Курганская область)
ставит под угрозу экологическое благополучие граждан, проживающих на данной территории, и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. Таким образом, обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного на территории Чашинского сельсовета Каргапольского района Курганской области между с. Чаши и с. Новоиковское (на границе двух указанных населенных пунктов) площадью 600 кв.м., географические координаты: 55°55"36.2821" северной широты, 64°51"16.5137" восточной долготы, получению санитарно-эпидемиологических заключений на данный проект, обращению с заявленем об установлении санитарно-защитной зоны скотомогильника должна быть возложена на Правительство Курганской области. Для производства мероприятий по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника, получению санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект, обращению с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны скотомогильника суд находит разумным определить срок 1 год с момента вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст. 175-180 КАС, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление удовлетворить. Обязать Правительство Курганской области в течении одно года с момента вступления решения в законную силу принять меры
Решение № 2-31 от 12.01.2021 Шумихинского районного суда (Курганская область)
действующего скотомогильника № 7, расположенного в восточном направлении на расстоянии 1,5 км от *** не установлена. Не выполнение ответчиком требований вышеназванных законов и нормативных актов является существенным нарушением, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, может негативно повлиять на окружающую природную среду и отрицательно сказаться на здоровье людей. Суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об обязании ответчика устранить нарушения требований санитарных правил и норматив в части установления санитарно-защитной зоны, а также провести мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны действующего скотомогильника . Ответчиком не представлено доказательств по устранению выявленных нарушений требований санитарных правил и норматив, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика к совершению действий по содержанию и использованию действующего скотомогильника в соответствие с требованиями санитарных правил. Таким образом, при имеющихся доказательствах и признания представителем ответчика обстоятельств дела, исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, Р Е
Решение № 2А-2964/21 от 02.03.2021 Курганского городского суда (Курганская область)
населенных пунктов). Указанные сибиреязвенные захоронения на балансе муниципальных образований не находятся, право за кем-либо не зарегистрировано, сведения о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Санитарно-защитные зоны указанных сибиреязвенных захоронений не установлены. В связи с тем, что спорные скотомогильники находятся на территории Курганской области. Правительство Курганской области, как высший исполнительный орган государственной власти Курганской области, обязано принять меры по установлению санитарно-защитных зон скотомогильников в соответствии с Правилами. Надлежащих мер по установлению санитарно-защитных зон скотомогильников Правительством Курганской области не принималось, полномочия в данной сфере органу местного самоуправления не делегировались. При этом непринятие со стороны Правительства Курганской области мер по установлению санитарно-защитных зон скотомогильников ставит под угрозу экологическое Благополучие граждан, проживающих на данной территории, и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. Таким образом, обязанность по разработке проектов санитарно-защитных зон скотомогильников на территории Альменевского района Курганской области, получению санитарно-эпидемиологических заключений