Утверждаю
Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
О.ГОЛОДЕЦ
7 февраля 2018 г. N 987п-П8
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБЩЕГО
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ НА 2018 - 2020 ГОДЫ
N п/п | Мероприятие | Сроки исполнения | Ответственные | Ожидаемые результаты |
1. | Совершенствование нормативно-правового регулирования и методического обеспечения | ежегодно | Минобрнауки России | 2018 год - приказ Минобрнауки России об определении условий организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, в организациях здравоохранения и обучающихся на дому; 2019 год - примерные адаптированные образовательные программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (5 - 9 классы); 2019 год - перечень типовых линеек учебников и учебно-методических пособий, издаваемых рельефно-точечным шрифтом Брайля для слепых обучающихся; 2018 - 2020 годы - учебно-методические комплекты для обучения обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья; 2018 - 2020 годы - учебно-методические комплексы для реализации специальной индивидуальной программы развития; 2018 - 2020 годы - методические рекомендации (по перечню, утвержденному Минобрнауки России) |
2. | Реализация мер по повышению квалификации специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, руководителей и педагогических работников, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов образовательных организаций | ежегодно | Минобрнауки России | Обеспечение повышения квалификации: 2018 год - не менее 4000 чел. 2019 год - не менее 4000 чел. 2020 год - не менее 5000 чел. 2018 - 2020 годы - проведение конкурсов, съездов, фестивалей, иных мероприятий (по графику Минобрнауки России); 2018 год - модуль программы повышения квалификации педагогических работников по вопросам оказания первой помощи детям-инвалидам |
3. | Обеспечение условий (развитие инфраструктуры), в том числе для поэтапного введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | ежегодно | Минобрнауки России | 2019 год - приказ Минобрнауки России об определении требований к оснащению центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий; 2018 год - создание федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения; 2018 год - создание федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 2018 год - создание федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с нарушениями слуха и речи; 2019 год - создание федерального центра по работе с обучающимися с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, проявившими выдающиеся способности |
4. | Обеспечение доступности обучающих, методических, информационных материалов по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья | ежегодно | Минобрнауки России | Размещение адаптированных электронных ресурсов на открытом информационно-образовательном портале "Российская электронная школа": 2019 год - для 1 - 7 классов, 2020 год - для 8 - 11 классов; 2019 год - создание информационного портала по вопросам образования обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья |
5. | Мониторинг положения дел в сфере соблюдения прав обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на образование | ежегодно | Минобрнауки России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации | аналитические материалы на сайте Минобрнауки России |
6. | Проведение выездных и документарных проверок по вопросам соблюдения прав обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на образование, в том числе обеспечения доступности объектов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и предоставляемых образовательных услуг | ежегодно | Минобрнауки России, Рособрнадзор, органы государственной власти субъектов Российской Федерации | акты по результатам проверок, предписания об устранении нарушений |
7. | Подготовка ежегодного доклада об исполнении плана | ежегодно, начиная с I квартала 2019 г. | Минобрнауки России | доклад в Правительство Российской Федерации |
Задачи по развитию системы образования обучающихся
с инвалидностью и ОВЗ на период 2018 - 2020 годов
Обеспечить:
особые образовательные потребности детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при получении общего и дополнительного образования;
100% детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1,5 до 7 лет местами в детских садах, при условии регистрации родителей (законных представителей) в электронной очереди в дошкольных образовательных организациях;
получение детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья качественного общего образования с использованием новых подходов, технологий, методик, форм организации обучения, независимо от состояния здоровья и места проживания обучающихся;
введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования обучающихся с умственной отсталостью;
охват обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья профориентационной работой;
увеличение охвата детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования;
возможность получения психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; организационно-методической помощи образовательными организациями, обучающими лиц указанной категории (развитие сети центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи с учетом местных особенностей и социально-экономического развития региона);
оптимальные условия для предоставления ранней коррекционно-развивающей помощи детям с проблемами в развитии и с риском их возникновения за счет создания структурных подразделений на базе детских садов, отдельных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, а также ППМС-центров;
увеличение численности педагогических работников и специалистов, владеющих специальными методиками и технологиями работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
использование сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, в целях улучшения доступности и качества образования детей-инвалидов и предоставляемых им государственных услуг в сфере образования с учетом возраста, места проживания и ограничений жизнедеятельности;
совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, в том числе уточнение их полномочий, нормирование деятельности специалистов;
развитие современных методик и технологий работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в общем и дополнительном образовании, в том числе с использованием информационно-коммуникационных и дистанционных технологий;
сбалансированность развития региональных сетей инклюзивных образовательных организаций и отдельных классов (групп), организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Создать:
при руководителях высших органов исполнительной власти регионов координационно-совещательные органы по вопросам развития образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
региональные ресурсные центры, координирующие и обеспечивающие межведомственное взаимодействие по вопросам развития образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
условия для реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, развития вариативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, лекотеки, ресурсные группы, группы "Особый ребенок");
условия для инклюзивного дополнительного образования и отдыха лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и расширение спектра бесплатных дополнительных образовательных программ;
условия для внедрения здоровьесберегающих технологий при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ и организации образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях;
сеть федеральных ресурсных центров по работе с детьми с нарушениями зрения, слуха (в том числе с обучающимися, перенесшими операцию кохлеарной имплантации), речи и опорно-двигательного аппарата;
нормативно-методическую базу для участия в коррекционно-развивающей работе социально-ориентированных некоммерческих организаций;
условия для развития науки в области физиологии, психологии, социологии, педагогики современного ребенка с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, проведения социально-экономических исследований образования указанной категории обучающихся;
условия для занятий адаптивными видами физической культуры и спорта в образовательных организациях.
Планируемые к 2021 году результаты:
100% детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1,5 до 7 лет будут обеспечены местами в детских садах, при условии регистрации родителей (законных представителей) в электронной очереди в дошкольных образовательных организациях;
в не менее 20% детских садов будут созданы места для детей с инвалидностью с учетом особых образовательных потребностей, в том числе в рамках вариативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, лекотеки, ресурсные группы, группы "Особый ребенок");
во всех дошкольных образовательных организациях, где обучаются дети с инвалидностью и ОВЗ, будут созданы материально-технические и кадровые условия для реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования;
во всех субъектах РФ на базе детских садов, отдельных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, ППМС-центров будут созданы структурные подразделения для реализации программ ранней коррекционно-развивающей помощи детям с проблемами в развитии и с риском их возникновения;
все дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в 1 - 4 классах будут получать начальное общее образование в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ;
дети-инвалиды, обучающиеся на дому, будут получать качественное образование, соответствующее требованиям ФГОС начального и общего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
все обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья будут охвачены профориентационной работой;
не менее 50% детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5 до 18 лет будут заниматься по программам дополнительного образования детей;
в каждом субъекте РФ будет функционировать региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям;
будут функционировать 5 федеральных ресурсных центров по оказанию комплексной помощи детям с РАС, с нарушениями зрения, слуха (в том числе с обучающимися, перенесшими операцию кохлеарной имплантации), речи и опорно-двигательного аппарата;
в каждом субъекте РФ в не менее 1 организации летнего отдыха будут созданы условия для инклюзивного дополнительного образования и отдыха лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.