ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001 - (одобрены на заседании Правительства РФ 27 июля 2000 года)

Одобрены
на заседании Правительства
Российской Федерации
от 27 июля 2000 года
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2010 ГОДЫ
1. Современное состояние АПК
Реформирование АПК
В сельском хозяйстве проведены земельная реформа и реорганизация сельхозпредприятий. Паевой раздел земли и имущества обеспечил ликвидацию государственной монополии на землю, превращение сельхозпредприятий в юридически независимые от государства хозяйствующие субъекты.
В результате преобразований в сельском хозяйстве около 62% сельхозугодий перешло в частную собственность. Основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции являются крупные предприятия, которые существенно изменили хозяйственное поведение: стали более адекватно реагировать на рыночные сигналы, учитывать спрос, искать выгодные каналы сбыта своей продукции. Совершенствуется характер управления агробизнесом, повысилась финансовая ответственность за его результаты. Идет процесс становления сектора крестьянских (фермерских) хозяйств, который хотя и остается небольшим по объемам производства (около 2,2%), но дает возможность вести предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского населения.
Развитие личных подсобных хозяйств увеличило возможности самообеспечения населения продуктами питания, что в период переустройства общества способствует сохранению социальной стабильности.
Пищевая и перерабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля практически полностью приватизированы. Взамен прежней системы распределения продовольственной продукции возникла и развивается рыночная инфраструктура. Наряду с крупными торговыми компаниями функционируют тысячи мелких и средних частных посредников, обеспечивающих продвижение продукции до потребителей.
Заметные изменения произошли и в подходах к государственному регулированию аграрного сектора на федеральном и региональном уровнях. От прямого вмешательства в производственные процессы и управление хозяйственной деятельностью товаропроизводителей государственные органы переходят к экономическим методам регулирования. Арсенал таких мер аграрной политики все более совершенствуется и обогащается с развитием рыночных отношений.
Основные проблемы агропродовольственного сектора
Агропродовольственный комплекс России переживает кризис, обусловленный накопленными проблемами в этом секторе экономики, общим социально-экономическим кризисом в стране, ошибками в аграрной политике, а также специфическими отраслевыми проблемами, которые усугубляют положение.
1. В силу низкой рентабельности в сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях, произошло сокращение производственно-технического потенциала. Отсутствие необходимых денежных поступлений привело к многократному уменьшению закупок новой техники и оборудования и физической амортизации большей части основных средств сельхозпредприятий. Поэтому даже при расширении спроса на отечественную продовольственную продукцию рост ее производства сдерживается ресурсными ограничениями.
Особенно актуальна проблема деградации земель. К настоящему времени из сельскохозяйственного оборота выведено около 30 млн. га. Вынос питательных веществ из почвы в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, увеличиваются площади закисленных почв.
2. Острейшей проблемой является тяжелое финансовое положение сельского хозяйства, которое характеризуется:
- незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее и ограничений сбыта;
- нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредита;
- высокой кредиторской задолженностью, в основном по льготным государственным кредитам, платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве.
В силу этого подавляющая часть сельхозпредприятий имеет блокированные банковские счета, что обусловливает неденежные формы кредитов, рост бартера, перевод сделок в теневой сектор со всеми вытекающими негативными последствиями.
3. Нерешенной проблемой остается межотраслевой диспаритет цен и доходов. В условиях либерализации экономики сельское хозяйство оказалось особо не защищенным перед монополизированными отраслями промышленности. Ценовой пресс со стороны массы посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта.
В результате девальвации рубля 1998 г. начала складываться благоприятная ценовая ситуация на продовольственном рынке. Ее сохранение на последующие годы позволило бы обеспечить рентабельное производство в АПК. Однако последовавший затем рост цен на горючее и другие ресурсы вновь усилил межотраслевой диспаритет цен и доходов.
4. Немаловажной проблемой является ограниченный спрос на агропродовольственную продукцию. Либерализация цен в 1992 г. привела к отмене государственных продовольственных дотаций, которые достигали по некоторым базовым продуктам 80% розничной цены. Это резко сократило покупательную способность населения.
Проблема сбыта для отечественных товаропроизводителей была усугублена внешнеторговой экспансией продовольствия. Финансовый кризис 1998 г. сделал импорт продовольствия заметно менее выгодным. В результате за счет импортозамещения создались возможности для расширения рынка сбыта отечественного продовольствия. Вместе с тем падение реальных доходов ограничивает общий спрос населения на продукты питания, в первую очередь белковосодержащие (животноводческие).
5. Нормальному функционированию агропромышленного комплекса препятствует неразвитость аграрных рынков, отсутствие эффективных систем их регулирования, наличие межрегиональных торговых барьеров, искусственное сдерживание цен администрациями регионов. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры не обеспечивается нормальная связь между производителем и потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов отечественными сельхозтоваропроизводителями по приемлемым ценам.
Существенным сдерживающим фактором роста агропромышленного производства является отсутствие эффективных государственных и негосударственных систем регулирования продовольственного рынка. Старые административно-распределительные органы упразднены, а новые механизмы, соответствующие современным условиям функционирования экономики, не созданы. Это затрудняет формирование единого рыночного пространства страны, приводит к существенным потерям для сельского хозяйства и населения.
Негативное влияние на развитие рынка продовольствия оказывают межрегиональные торговые барьеры, затрудняющие доступ на него товаропроизводителям. Ограничения на вывоз снижают уровень конкуренции, приводят к падению цен на рынках регионов нетто-экспортеров продовольствия и соответствующему росту цен в регионах нетто-импортерах, что опосредованно ведет к сокращению спроса.
6. Предприятия, поставляющие средства производства, крайне плохо адаптированы к потребностям отечественного сельского хозяйства.
Среди них можно выделить две группы: предприятия, которые работают исключительно на внутренний рынок (заводы сельхозмашиностроения), и предприятия, имеющие экспортный потенциал (производители минеральных удобрений).
Первая группа предприятий, столкнувшись с резким сужением рынка своей продукции, оказалась в глубочайшем кризисе. Затянувшиеся процессы их реструктуризации и модернизации привели к критическому отставанию от потребностей АПК. Сдерживается организация дилерских сетей современного типа, формирование лизинговых компаний.
Экспортно-ориентированные отрасли не столь сильно пострадали от сужения спроса на внутреннем рынке, так как нашли свою нишу на внешнем. Перспективная проблема этих отраслей заключается в том, что рост спроса на их продукцию на внутреннем рынке может быть ограничен нежеланием снижать цены по сравнению с мировым уровнем, так же как и приспосабливаться к потребностям внутреннего покупателя.
7. Проблемы развития сельской местности сегодня являются не только социальными, но и оказывают негативное воздействие на экономику аграрного производства.
Социальная инфраструктура села в значительной мере продолжает оставаться на содержании у сельхозпредприятий, увеличивая их непроизводственные расходы, ухудшая финансовое состояние.
Сложность проблемы заключается и в том, что в сельской местности, кроме сельскохозяйственной деятельности, практически нет других источников дохода. Это заставляет руководителей сельхозпредприятий сохранять избыточную численность работников для поддержания социальной стабильности на своей территории, что ведет к снижению производительности труда и общей рентабельности отрасли.
8. Во многих регионах преодолению негативных процессов препятствуют острые проблемы демографического и кадрового потенциала, нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур.
2. Цели и задачи агропродовольственной политики
Аграрная политика должна быть направлена на формирование развитых агропродовольственных рынков, надежное продовольственное обеспечение страны, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для аграрного производства.
Развитие агропромышленного комплекса признается одним из основных приоритетов социально-экономической политики государства.
Стратегическими задачами агропродовольственной политики государства являются:
- в экономической области - формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, обеспечивающего интеграцию в мировое сельскохозяйственное производство и рынки продовольствия;
- в социальной области - повышение качества жизни сельского населения, развитие социальной инфраструктуры села;
- в экологической области - производство экологически безопасных продуктов питания и сохранение природных ресурсов для аграрного производства на основе повышения его технологического уровня и внедрения ресурсосберегающих экологически чистых технологий.
Федеральные органы исполнительной власти должны обеспечивать общие условия функционирования для всех субъектов агропродовольственных рынков и их единство на всей территории страны. Усилия необходимо сконцентрировать на следующих направлениях.
Поддержание стабильности продовольственного обеспечения страны:
- осуществление мер по ускоренному восстановлению производства зерна как основы устойчивости агропродовольственного рынка;
- создание страховых запасов базовых продовольственных продуктов;
- оказание продовольственной помощи отдельным территориям, оказавшимся в зоне чрезвычайного продовольственного положения;
- поддержка завоза продовольствия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории.
Обеспечение единства агропродовольственных рынков в стране:
- установление режима беспрепятственного перемещения товаров, услуг и ресурсов по всей территории страны;
- проведение единой антимонопольной политики в секторе;
- поддержка формирования и регулирование рынков агропродовольственной продукции.
Проведение структурной политики:
- содействие повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;
- исправление накопленных структурных деформаций путем реструктуризации неэффективных и убыточных предприятий АПК.
Проведение эффективной внешнеэкономической политики:
- осуществление разумного протекционизма при импорте продовольствия;
- поддержка включения в мировые рынки отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- привлечение зарубежных инвестиций в агропродовольственный сектор.
Проведение единой земельной политики:
- разработка общих принципов земельной политики в сельском хозяйстве;
- формирование земельного законодательства;
- ведение общегосударственного земельного кадастра;
- ведение единой системы регистрации недвижимости.
Проведение единой технологической политики:
- поддержка элитного семеноводства, племенного дела и мелиорации земель;
- установление единых государственных стандартов в АПК;
- реализация целевых программ, обеспечивающих технологический и технический прогресс в АПК;
- формирование и финансирование фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в аграрной сфере;
- поддержка наиболее эффективных и ресурсосберегающих технологий.
Проведение кадровой политики - системы подготовки и переподготовки кадров, регулирование миграции в сельской местности.
Информационное обеспечение:
- создание и поддержание единой государственной системы информационного обеспечения агропродовольственных рынков;
- обеспечение мониторинга результатов проведения аграрной политики;
- пропаганда отечественной продукции и технологий за рубежом.
Проведение единой финансовой политики:
- формирование многоканальной системы финансирования капитальных вложений;
- концентрация государственных ресурсов на приоритетных направлениях развития агропромышленного производства.
Методическое и организационное обеспечение структурных и институциональных преобразований в АПК.
Разработка единой системы бухгалтерского и статистического учета в отраслях АПК.
Осуществление общегосударственных контрольных функций в отрасли - ветеринарный, технический контроль, контроль в семеноводстве и племенном деле и пр.
Для преодоления спада производства в сельском хозяйстве необходимо в ближайшее время реализовать следующие первоочередные меры:
- провести финансовое оздоровление сельхозпроизводителей путем реструктуризации их задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды и институциональных преобразований;
- повысить действенность института банкротства;
- содействовать формированию горизонтальных и вертикальных интегрированных структур;
- продолжить передачу сельскохозяйственными предприятиями объектов социальной сферы в ведение администраций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- ускорить доработку и принятие Земельного кодекса Российской Федерации, завершить разработку и принятие федерального закона о государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения;
- обеспечить разработку нормативной базы и введение в действие механизма страхования урожая сельскохозяйственных культур и развивать с учетом рыночных условий систему страхования в сельском хозяйстве;
- стимулировать развитие кредитной кооперации;
- устранить административные ограничения на ввоз и вывоз сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечить равенство субъектов рынка и прозрачность движения товаров;
- стимулировать экономический рост отраслей АПК через поддержку импортозамещения и развитие экспорта;
- способствовать улучшению технической оснащенности сельского хозяйства;
- создавать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в сельскохозяйственное производство, выпуска техники и оборудования для АПК, расширения лизинга;
- содействовать проведению комплекса мероприятий по строительству и реконструкции оросительных и осушительных систем, выполнению агротехнических, противоэрозионных, культурнотехнических и других работ;
- реализовать систему мер по осуществлению закупок продовольствия для государственных нужд преимущественно у отечественных товаропроизводителей;
- сформировать федеральный оперативный резерв зерна и завершить разработку комплекса мероприятий по совершенствованию государственного регулирования зернового рынка;
- продолжить организацию учебно-методических и консультационных центров по оказанию помощи регионам в реформировании агропромышленного производства и переподготовке кадров;
- предусмотреть в федеральном бюджете на 2001 г. средства на государственную поддержку агропромышленного комплекса не менее уровня 2000 г.;
- сформировать структуру Россельхозбанка и создать на его базе государственную кредитно-финансовую систему обслуживания товаропроизводителей АПК;
- содействовать авансированию сельхозтоваропроизводителей, поставляющих продукцию для государственных нужд.
3. Регулирование продовольственного рынка
При разработке политики регулирования продовольственного рынка Правительство исходит из возможностей увеличения отечественного производства. Его рост зависит, прежде всего, от создания условий для развития инновационной деятельности в АПК, направленной на модернизацию технологической базы основных отраслей. Опережающее развитие также должны получить те направления деятельности АПК, продукция которых пользуется спросом на мировом рынке.
В ближайшее десятилетие за счет собственного производства можно полностью обеспечить внутренние потребности в продовольственном и фуражном зерне, мясе птицы, яйце, молоке и молокопродуктах, овощах и картофеле. Необходимо принять меры по формированию специализированных зон производства этой продукции и осуществлять разумный торговый протекционизм, не допускающий демпинга на внутреннем рынке со стороны зарубежных импортеров и недобросовестную конкуренцию.
В 2001 - 2010 гг. будут создаваться предпосылки к увеличению конкурентоспособности собственного производства говядины и других мясопродуктов. В производстве сахара необходимо поддерживать разумный баланс в использовании импортного и отечественного сырья.
Активную роль в регулировании продовольственных рынков должны играть негосударственные организации (отраслевые "продуктовые" союзы и ассоциации), создаваемые на добровольной основе. Они совместно с государственными органами должны способствовать добросовестной конкуренции, минимизации трансакционных издержек, обеспечению информационной прозрачности деятельности предприятий соответствующих отраслей.
Отраслевые союзы и ассоциации, являясь промежуточным звеном между органами государственной власти и отраслью, представляют интересы предприятий в органах власти.
Правовые гарантии деятельности субъектов агропродовольственных рынков будут обеспечены:
- государственной гарантией прав собственности;
- системой гарантий выполнения контрактов на поставку продукции, кредитных договоров и т.д.
Внешнеторговое регулирование будет ориентировано на решение следующих задач:
- на эффективную интеграцию в мировой рынок отраслей АПК, вступление в ВТО на условиях, не допускающих дискриминацию отечественного производителя;
- принятие ограниченных протекционистских мер временного характера для защиты интересов отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, производство которых может полностью обеспечивать потребности страны;
- использование гибких импортных таможенных тарифов;
- стимулирование экспорта российской агропродовольственной продукции в условиях стабильности ее внутреннего рынка;
- совершенствование системы таможенного контроля;
- создание максимально приближенной к международным стандартам системы сертификации и аттестации агропродовольственной продукции с выдачей признаваемых за рубежом сертификатов качества;
- максимально возможную гармонизацию аграрной политики со странами СНГ с учетом создания общего аграрного рынка;
- ориентацию государственных дипломатических и торговых представительств за рубежом на привлечение передовых технологий и поиск рынков сбыта российской продукции.
Для содействия развитию рыночной инфраструктуры агропродовольственных рынков будут проводиться следующие меры:
- разработка биржевых и иных механизмов, обеспечивающих формирование организованных рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- расширение государственной системы рыночной информации и консультирования;
- оптимизация системы санитарного и фитосанитарного контроля, в том числе в соответствии с требованиями ВТО;
- развитие единой системы контроля качества агропродовольственной продукции на всех этапах ее прохождения от поля до конечного потребителя;
- совершенствование системы стандартов для агропродовольственной продукции;
- правовое и организационное содействие формированию системы страхования рисков в аграрном производстве;
- разблокирование рыночных барьеров, обеспечение прозрачности движения товара.
4. Регулирование рынка ресурсов для сельского хозяйства
Для удовлетворения потребностей сельского хозяйства в технических ресурсах необходимо создать условия для развития (на новой технологической базе) мощностей большинства предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения с учетом зональной специфики и спроса. Важную роль в этом деле могут сыграть соответствующие союзы.
На современном этапе все большее значение для технического обеспечения сельского хозяйства приобретает развитие лизинговой деятельности и ее демонополизация.
В целях рационального использования государственных финансовых ресурсов, направляемых на развитие материально-технической базы АПК, необходимо концентрировать их в действующем специальном фонде. Использование средств из государственного лизингового фонда будет производиться при обязательном привлечении дополнительных частных финансовых ресурсов и отборе операторов на конкурсной основе.
Часть средств лизингового фонда целесообразно направлять на оснащение машинно-технологических станций, создаваемых преимущественно на основе кооперации сельхозпроизводителей.
С международными корпорациями, осваивающими рынок в России, необходимо заключать стратегические альянсы для производства запасных частей и переноса максимальной части производственного процесса в нашу страну.
На рынке минеральных удобрений и химических препаратов необходимо проводить гибкую таможенно-тарифную политику, учитывая изменение мировых цен, с тем чтобы сделать внутренний рынок как минимум равнопривлекательным с внешним, принимая во внимание большие риски работы на внутреннем рынке.
5. Регулирование рынка земли в сельском хозяйстве
Будет развиваться цивилизованный, регулируемый и контролируемый государством рынок земель сельскохозяйственного назначения. При этом предусматриваются следующие ограничения:
- земли сельскохозяйственного назначения могут быть использованы только для сельскохозяйственных целей, а изменение их целевого назначения возможно через установленную федеральными и региональными законами и другими нормативными актами процедуру;
- залог земель сельскохозяйственного назначения возможен только под долгосрочные инвестиции;
- земля сельскохозяйственного назначения должна находиться в собственности (аренде или ином праве) у юридических и физических лиц, осуществляющих сельскохозяйственное производство или предоставляющих ее другим товаропроизводителям для ведения сельскохозяйственной деятельности;
- органы законодательной власти субъектов Российской Федерации должны быть наделены правом устанавливать предельные размеры земельных участков в собственности, пожизненном наследуемом владении и постоянном (бессрочном) пользовании граждан и юридических лиц.
Принципы земельных отношений в аграрной сфере:
- частная собственность и другие формы собственности на землю являются неотъемлемым элементом эффективного аграрного сектора;
- для эффективного перераспределения земельных ресурсов между производителями необходим оборот земли и земельных долей;
- регулирование земельного оборота должно обеспечить сохранение сельхозугодий для аграрного производства, соблюдение экологических требований, недопущение излишней фрагментации землепользования;
- разнообразие природно-климатических и демографических условий обусловливает необходимость учета местных особенностей при определении процедур регулирования земельного оборота с соблюдением конституционных норм.
Исходя из перечисленных принципов земельных отношений в аграрном секторе, в рамках реализации программ земельной реформы необходимо осуществить следующие меры:
- обеспечение прав собственников земельных участков и долей;
- содействие процессу передачи земель эффективно хозяйствующим субъектам;
- совершенствование механизмов аренды;
- завершение формирования федерального законодательства по регистрации прав собственности на земельные участки и иных имущественных прав на сельскохозяйственные земли, а также законодательно регламентированных правоотношений;
- распределение полномочий федерального и региональных законодательств в области регулирования земельного оборота, недопущение противоречий региональных нормативных актов федеральным правовым нормам;
- обеспечение ведения земельного кадастра, открытого для всех субъектов хозяйственной деятельности;
- информационное обеспечение земельного рынка.
Развитие цивилизованного рынка земель сельскохозяйственного назначения направлено на обеспечение рационального использования, сохранение и улучшение их качества с учетом интересов населения и государства.
6. Институциональная политика
Основные направления институциональной политики в АПК предусматривают:
- приведение организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации;
- содействие формированию конкурентоспособных сельскохозяйственных товаропроизводителей и создание условий для концентрации необходимых средств производства у наиболее эффективных собственников и организаций;
- содействие горизонтальной и вертикальной интеграции в агропромышленном секторе при жестком соблюдении антимонопольного законодательства;
- государственную поддержку всех видов кооперации, в том числе кооперации семейных хозяйств в области сбыта, снабжения, переработки и т.п.;
- завершение создания информационно-консультационной системы в АПК;
- разработку нормативно-правовых документов, определяющих порядок и особенности финансового оздоровления и банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие личных подсобных хозяйств населения;
- правовую и организационную поддержку рыночных инструментов обеспечения краткосрочных кредитов (фьючерсные контракты, складские расписки и т.д.);
- содействие формированию дилерских и дистрибьюторских сетей, лизинговых компаний, машинных пулов и других институтов рынков ресурсов для сельского хозяйства.
7. Финансово-кредитная и налоговая политика
С целью финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо, в первую очередь, провести комплексную реструктуризацию кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды, предусмотрев при этом ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей за повышение эффективности производства.
В ближайшие годы необходимо изменить направления государственной поддержки сельского хозяйства и оказывать ее предприятиям и фермерским хозяйствам, способным обеспечить наибольшую отдачу вложенных средств. Предоставление бюджетных кредитов и субвенций будет осуществляться путем заключения с сельскохозяйственными предприятиями соглашений, в которых будут оговариваться обязательные условия их получения. Поддержка, оказываемая на региональном уровне, должна быть унифицирована с федеральными условиями и соответствовать российскому законодательству.
Для обеспечения устойчивости работы АПК с учетом повышенных естественных рисков необходимы страховые резервы отдельных ресурсов. Предполагается в рамках государственной поддержки сохранить федеральные фонды семян, ветеринарных препаратов, резервов средств защиты растений.
С целью государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей будет продолжено их льготное кредитование и одновременно принципиально пересмотрена его концепция. Будет осуществляться субсидирование процентной ставки по сезонным займам товаропроизводителей АПК в коммерческих банках.
За счет средств федерального бюджета должны финансироваться объекты, вошедшие в федеральные целевые программы, а также строительство, реконструкция, техническое перевооружение бюджетных организаций, природоохранных объектов.
Одним из важнейших направлений кредитной политики государства будет привлечение частных инвестиций в АПК.
При инвестировании АПК необходимо учитывать специфику крестьянских (фермерских) хозяйств и других форм малого предпринимательства.
Предлагается стимулировать создание организаций кредитной кооперации.
Политика налогообложения в АПК будет проводиться в следующих направлениях:
- упорядочение системы налогообложения с учетом сложившейся доходности сельскохозяйственного производства;
- совершенствование налогообложения сельскохозяйственных угодий.
Основными задачами в области страхования являются формирование и развитие эффективной системы страхования в сельском хозяйстве, включающей, в том числе, обязательную перестраховку части рисков; введение отдельного учета операций по страхованию, обеспеченному государственной поддержкой.
Другие виды страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
8. Развитие сельских территорий
Политика развития сельских территорий направлена на повышение уровня и улучшение условий жизни сельского населения, для чего в ближайшие годы необходимо осуществлять следующие меры:
- создание в сельском хозяйстве равных с другими отраслями экономики условий получения денежных доходов;
- развитие несельскохозяйственной занятости в сельской местности для повышения доходов населения, ускорения высвобождения из сельскохозяйственных предприятий излишней рабочей силы и повышения производительности труда; проведение с этой целью переобучения работников, консультирование сельских жителей по организации несельскохозяйственных видов деятельности, создание льготных условий и упрощение процедуры открытия предприятий малого предпринимательства в сельской местности;
- освобождение сельскохозяйственных предприятий от бремени затрат на социальную и инженерную инфраструктуру; возмещение расходов на содержание социальных объектов, передаваемых в муниципальную собственность, за счет региональных бюджетов и средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете;
- обеспечение социального развития сельских поселений, направленного на постепенное улучшение условий жизнедеятельности сельского населения, расширение доступности социальных услуг на селе и повышение их качества. Для реализации этих задач необходимо осуществление мероприятий по государственной поддержке решения жилищной проблемы на селе, развития сети сельских учреждений здравоохранения, общего образования, газификации, электрификации, дорожного строительства на селе, а также обеспечение компьютерами общеобразовательных школ в сельской местности.
Важное значение для поддержания доходов сельских жителей имеет семейное подворье. Местным органам власти, организациям потребительской кооперации, сельскохозяйственным предприятиям рекомендуется оказывать содействие этим хозяйствам в производстве и реализации продукции, создании кооперативов с целью их обслуживания.
Для усиления социальной защиты сельского населения целесообразно законодательно установить правовой статус лиц, работающих на семейных подворьях, и условия их социального обеспечения и страхования в зависимости от характера личного хозяйства: потребительское или товарное, единственное (основное) или подсобное место работы.
В развитии села особое значение отводится возрождению и укреплению финансовой устойчивости потребительской кооперации. Предполагаются расширение и более полная реализация мер ее поддержки.
9. Экологическая политика
Поскольку интенсификация сельскохозяйственного производства приводит к увеличению загрязнения окружающей среды и продовольствия, Правительство будет осуществлять меры по регулированию аграрного производства на основе экологических требований, а именно:
- контроль над технологиями в сельскохозяйственном производстве для снижения техногенной нагрузки на окружающую среду, развитие земельного зонирования и системы предельно допустимых нормативов;
- формирование системы обеспечения максимальной экологической чистоты продуктов на всех уровнях продовольственной цепи;
- контроль за поступлением на территорию Российской Федерации генетически измененных продуктов питания и компонентов для их производства;
- унификация российских санитарных и фитосанитарных стандартов с мировыми и усиление экологического контроля агропродовольственного импорта.
10. Научное, консультационное и кадровое обеспечение
Перевод агропродовольственного сектора на рыночные механизмы требует новых подходов к научному и кадровому обеспечению. Конкуренция будет стимулировать развитие агробизнеса, поддерживать прикладные исследования, а наметившийся рост в агропродовольственном секторе увеличивает их финансовые возможности в этой сфере.
Фундаментальные и отдельные приоритетные прикладные исследования должны остаться объектом государственного финансирования. Главная задача в этом направлении - переход к конкурсному распределению ресурсов для осуществления указанных научных исследований. Важным направлением в развитии фундаментальной науки в АПК станет интеграция российских исследований в мировой научный процесс.
Сложившаяся система образования в сельском хозяйстве требует корректировки в связи с новой структурой производства в этом секторе, изменением структуры спроса на специалистов. Современным предприятиям нужны не только специалисты-технологи, но и менеджеры, маркетологи, финансовые управляющие, специалисты-консультанты.
Координацию работ по перестройке системы подготовки и переподготовки кадров в регионах будут осуществлять учебно-методические и консультационные центры.
С началом подъема аграрной экономики все более острой становится потребность в создании государственной информационно-консультационной службы сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предстоит не только ускорить становление этой системы в рамках Минсельхоза России, но и поддержать создание кооперативных и коммерческих структур, предоставляющих информационно-консультационные услуги сельхозпроизводителям.
11. Совершенствование системы управления АПК
Преобразования в системе управления АПК определяются приоритетными задачами развития агропромышленного производства на перспективу, тенденциями, связанными с развитием рыночных отношений, процессами интеграции и кооперации.
В целях создания условий для проведения единой агропродовольственной политики необходимо обеспечить четкое разграничение сфер ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов управления АПК и их тесное взаимодействие в решении стоящих задач.
В целях осуществления функций государственного управления и контроля необходимо обеспечить бесперебойное функционирование по всей вертикали управления от федерального до районного уровня ветеринарных, охотничьих, мелиоративных служб, инспекций по карантину растений и других государственных служб, инспекций и их территориальных органов.
Одной из важнейших задач является регулирование основных рынков, которое будет осуществляться федеральными органами через государственные специализированные структуры совместно с негосударственными организациями в аграрном секторе (отраслевыми "продуктовыми" союзами и ассоциациями).
В сфере управления государственной собственностью в АПК необходимо: провести тщательную ее инвентаризацию и продолжить приватизацию с целью повышения эффективности аграрного сектора; на стратегически значимых рынках необходимо создать вертикально интегрированные структуры, которые станут базой проведения государственной продовольственной политики.
12. Нормативно-правовое обеспечение
агропродовольственной политики
Проведение государственной политики в области развития АПК требует дополнительной разработки и принятия нормативно-правовых актов, которые позволят сформировать целостную систему аграрного законодательства и устранить пробелы и противоречивость действующего.
В качестве базового законодательного акта для развития АПК, определяющего основные направления государственной аграрной политики, формы и методы государственной поддержки и регулирования АПК и другие условия, обеспечивающие повышение эффективности агропромышленного производства, предполагается подготовить проект Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
Основополагающие принципы владения, пользования и распоряжения землей, механизмы оборота земель, разграничение полномочий федеральных органов и субъектов Российской Федерации призваны установить Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения".
Важное значение имеет законодательное обеспечение институциональных преобразований с учетом особенностей агропромышленного производства. В этом направлении целесообразно принятие Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Требуют законодательного решения вопросы в сфере финансово-кредитной системы и государственной поддержки сельского хозяйства, прежде всего это касается вопросов банковского обеспечения АПК, реструктуризации задолженности сельскохозяйственных предприятий в бюджеты и внебюджетные фонды, мер по их реформированию и финансовому оздоровлению - Законы "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций", "О Российском сельскохозяйственном банке", а также внести дополнения и изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Важно в ближайшее время принять законодательные акты, определяющие особенности создания и функционирования сельских кредитных и страховых организаций на кооперативных принципах - Закон "О кредитной кооперации".
Ввиду того, что проект Налогового кодекса Российской Федерации не полностью учитывает сезонность сельскохозяйственного производства, целесообразно внести соответствующие поправки в налоговое законодательство.
Для правового обеспечения развития рыночной инфраструктуры и регулирования продовольственного рынка целесообразно внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", разработать закон о саморегулирующихся организациях в аграрном секторе (отраслевых союзах и ассоциациях сельскохозяйственных товаропроизводителей).
Требуют законодательного решения вопросы развития социальной инфраструктуры села и сельской местности.