N п/п | Наименование мероприятия | Ответственный исполнитель | Срок исполнения | Вид документа | Ожидаемый результат |
Раздел I. Анализ и мониторинг | |||||
1.1. | Прогноз потребности в трудовых ресурсах организаций строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в краткосрочной (1 - 3 года), среднесрочной (3 - 5 лет) и долгосрочной (5 - 10 лет) перспективе в разрезе специальностей и субъектов Российской Федерации | НОСТРОЙ (созыв), НОПРИЗ, Национальная ассоциация инфраструктурных компаний, Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, ОМОР "Российский Союз строителей", Минстрой России, Минтруд России | декабрь 2025 г., далее - ежегодно | сводный аналитический отчет НОСТРОЙ и НОПРИЗ | определено количество требуемых специалистов в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве в краткосрочной (1 - 3 года), среднесрочной (3 - 5 лет) и долгосрочной (5 - 10 лет) перспективе в разрезе специальностей (профессий), в том числе новых, и субъектов Российской Федерации с взаимоувязкой с направлениями подготовки, специальностями и квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих. |
письмо Минстроя России в Минобрнауки России | Сформированы рекомендации по необходимому количеству обучающихся в среднесрочной (3 - 5 лет) и долгосрочной (5 - 10 лет) перспективе в разрезе направлений подготовки, специальностей и субъектов Российской Федерации | ||||
1.2. | Подготовка предложений по совершенствованию механизма приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования, выделения и использования целевой квоты в целях подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства | ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (созыв), отраслевой консорциум "Строительство и архитектура" | апрель 2025 г., далее - ежегодно | письмо в Минобрнауки России и Минстрой России | сформированы предложения по усовершенствованию механизма приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования, выделения и использования целевой квоты в целях подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства |
Раздел II. Нормативные правовые акты | |||||
2.1. | Подготовка предложений по разработке и актуализации профессиональных стандартов в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве | НОСТРОЙ (созыв), НОПРИЗ, Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, Совет по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта, Совет по профессиональным квалификациям в области сварки, АНО "Национальное агентство по развитию квалификаций", Минстрой России | сентябрь 2025 г., далее - ежегодно | протоколы профильных советов по профессиональным квалификациям | сформирован перечень новых профессий для разработки соответствующих профессиональных стандартов в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе с учетом цифровой трансформации, внедрения инструментов бережливого производства и повышения производительности труда в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве. Сформирован перечень профессиональных стандартов в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве для актуализации, в том числе с учетом цифровой трансформации, внедрения инструментов бережливого производства и повышения производительности труда в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве |
2.2. | Организация разработки и актуализации профессиональных стандартов в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве | Минтруд России (созыв), НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Совет по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта, Совет по профессиональным квалификациям в области сварки, Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, АНО "Национальное агентство по развитию квалификаций", Минстрой России | декабрь 2026 г., далее - ежегодно | приказ Минтруда России, протоколы профильных советов по профессиональным квалификациям | актуализированы и утверждены новые профессиональные стандарты в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе с учетом цифровой трансформации, внедрения инструментов бережливого производства и повышения производительности труда в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве, согласно сформированному перечню по п. 2.1 |
2.3. | Подготовка предложений по актуализации перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования и перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования | Минстрой России (созыв), Минтруд России, отраслевой консорциум "Строительство и архитектура", консорциум среднего профессионального образования в сфере строительства, НОПРИЗ, Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, Совет по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта, Совет по профессиональным квалификациям в области сварки, Национальная ассоциация инфраструктурных компаний, ОМОР "Российский Союз строителей", Ассоциация организаций по развитию технологий информационного моделирования в строительстве и ЖКХ | июнь 2025 г., далее - ежегодно | письма в Минобрнауки России и Минпросвещения России | сформированы и направлены в Минобрнауки России и Минпросвещения России предложения по актуализации перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования и перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, предложения по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО) и федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) для подготовки специалистов для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства |
2.4. | Разработка новых ФГОС ВО для подготовки специалистов для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства | Минобрнауки России | май 2026 г., далее - ежегодно (при необходимости) | перечень утвержденных ФГОС ВО | разработаны новые ФГОС ВО для подготовки специалистов для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с учетом полученных предложений по п. 2.3, необходимости обязательного освоения обучающимися прикладных основ повышения производительности труда, технологий, обеспечивающих рост производительности труда, в том числе механизации, автоматизации, роботизации, типизации производственных процессов, конструктивных схем и систем, эргономики производственных процессов, а также принципов бережливого производства |
2.5. | Разработка новых ФГОС СПО для подготовки специалистов для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства | Минпросвещения России | май 2026 г., далее - ежегодно (при необходимости) | перечень утвержденных ФГОС СПО | разработаны новые ФГОС СПО для подготовки специалистов для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с учетом полученных предложений по п. 2.3, необходимости обязательного освоения обучающимися прикладных основ повышения производительности труда, технологий, обеспечивающих рост производительности, в том числе механизации, автоматизации, роботизации, типизации производственных процессов, конструктивных схем и систем, эргономики производственных процессов, а также принципов бережливого производства |
2.6. | Подготовка предложений по закреплению в статье 71.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" права на целевое обучение за счет бюджетных средств на паритетной основе для организаций, включенных в сводный реестр организаций строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства | Минстрой России (созыв), НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Национальная ассоциация инфраструктурных компаний, ОМОР "Российский Союз строителей", отраслевой консорциум "Строительство и архитектура", Минобрнауки России | сентябрь 2025 г. | доклад в Правительство Российской Федерации | сформированы предложения по закреплению в статье 71.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" права на целевое обучение за счет бюджетных средств на паритетной основе для организаций, включенных в сводный реестр организаций строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Определены критерии отбора организаций для включения в сводный реестр. Подготовлен сводный реестр организаций строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства |
2.7. | Отраслевая квота по отбору на предоставление гранта из федерального бюджета на создание образовательно-производственных центров (кластеров) строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в федеральном проекте "Профессионалитет" | Минпросвещения России (созыв), Минстрой России | апрель 2025 г. | методика отбора образовательно-производственных центров (кластеров) | обеспечен равноправный конкурс между отраслевыми колледжами в рамках отраслевой квоты |
2.8. | Разработка типовой программы конкурсов в строительной отрасли, направленных на поощрение организаций, обеспечивающих создание комфортных условий труда, соблюдение требований охраны труда | НОСТРОЙ (созыв), НОПРИЗ, Национальная ассоциация инфраструктурных компаний | июнь 2025 г., далее - ежегодно | типовая программа конкурса | разработана типовая программа проведения конкурса, направленного на поощрение организаций, обеспечивающих создание комфортных условий труда, соблюдение требований охраны труда. В субъекты Российской Федерации направлены рекомендации по проведению конкурса |
Раздел III. Образовательные программы | |||||
3.1. | Разработка методических рекомендаций к образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования по направлениям подготовки, относящимся к строительной отрасли и жилищно-коммунальному хозяйству | отраслевой консорциум "Строительство и архитектура" (созыв), консорциум среднего профессионального образования в сфере строительства, НОПРИЗ, Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, Совет по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта, Совет по профессиональным квалификациям в области сварки, Национальная ассоциация инфраструктурных компаний, ОМОР "Российский Союз строителей", Ассоциация организаций по развитию технологий информационного моделирования в строительстве и ЖКХ | декабрь 2025 г., далее - ежегодно | методические рекомендации | образовательные организации обеспечены рекомендациями по актуализации и обновлению образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования для подготовки специалистов для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с учетом цифровой трансформации, внедрения инструментов бережливого производства и повышения производительности труда в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также требований рынка труда к трудовым ресурсам |
3.2. | Разработка и (или) актуализация образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки, относящимся к строительной отрасли и жилищно-коммунальному хозяйству, в том числе на иностранном языке | ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (созыв), отраслевой консорциум "Строительство и архитектура" | февраль 2026 г., далее - ежегодно | образовательные программы высшего образования | утверждены образовательные программы высшего образования с учетом полученных рекомендаций по п. 3.1 в образовательных организациях высшего образования - учредителях отраслевого консорциума "Строительство и архитектура". Обеспечен выбор для иностранных абитуриентов образовательных программ высшего образования на иностранном языке |
3.3. | Разработка и (или) актуализация образовательных программ среднего профессионального образования по направлениям подготовки, относящимся к строительной отрасли и жилищно-коммунальному хозяйству, в том числе на иностранном языке | консорциум среднего профессионального образования в сфере строительства | февраль 2026 г., далее - ежегодно | образовательные программы среднего профессионального образования | утверждены образовательные программы среднего профессионального образования с учетом полученных рекомендаций по п. 3.1, в техникумах и колледжах консорциума среднего профессионального образования в сфере строительства. Обеспечен выбор для иностранных абитуриентов образовательных программ среднего профессионального образования на иностранном языке |
3.4. | Утверждение типовых дополнительных профессиональных программ для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на иностранном языке | Минстрой России (созыв), отраслевой консорциум "Строительство и архитектура", НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Национальная ассоциация инфраструктурных компаний, ОМОР "Российский Союз строителей", Ассоциация организаций по развитию технологий информационного моделирования в строительстве и ЖКХ | июнь 2026 г., далее - ежегодно | приказ Минстроя России | утверждены типовые дополнительные профессиональные программы для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с учетом необходимости освоения обучающимися прикладных основ повышения производительности труда и принципов бережливого производства. Обеспечен выбор для иностранных граждан образовательных программ дополнительного профессионального образования на иностранном языке |
3.5. | Организация и проведение лидерской программы профессионального развития "Архитекторы.рф" | АО "ДОМ.РФ" | май 2026 г., далее - ежегодно | доклад в Минстрой России о проведении и результатах | обеспечено развитие профессиональных компетенций архитекторов, градостроителей, государственных (муниципальных) служащих, занятых в сферах, связанных с осуществлением государственной политики и управления в области архитектуры, градостроительства и городского хозяйства |
3.6. | Специальные условия приема на программы высшего образования для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование (рабочую специальность) и опыт работы не менее 3-х лет | отраслевой консорциум "Строительство и архитектура" (созыв), НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Национальная ассоциация инфраструктурных компаний, ОМОР "Российский Союз строителей" | январь 2026 г., далее - ежегодно | правила приема в образовательные организации | сформированы вступительные испытания в образовательных организациях высшего образования - учредителях консорциума "Строительство и архитектура". Обеспечена возможность получения высшего образования для граждан, имеющих рабочую специальность по ускоренным программам высшего образования |
3.7. | Подготовка предложений по внедрению механизмов сокращения сроков обучения в образовательных организациях высшего образования для выпускников профильных профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) | ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (созыв), отраслевой консорциум "Строительство и архитектура" | сентябрь 2025 г., далее - ежегодно | письмо в Минобрнауки России и Минстрой России | сформированы предложения по сокращению сроков обучения в образовательных организациях высшего образования для выпускников профильных профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов), в том числе для их ускоренного вовлечения в производственные процессы |
3.8. | Экспертиза по реализации дополнительных профессиональных программ для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на базе отраслевого координационно-методического центра ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" | ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" | декабрь 2025 г., далее - ежегодно | письмо в Минстрой России | проведена многофакторная экспертиза по реализации соответствующих дополнительных профессиональных программ для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Сформированы рекомендации по повышению качества реализуемых дополнительных профессиональных программ для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства |
Раздел IV. Развитие взаимодействия с образовательными организациями | |||||
4.1. | Создание "Дистанционного подготовительного факультета" для подготовки граждан иностранных государств к поступлению на направления подготовки и специальности, относящиеся к строительной отрасли и жилищно-коммунальному хозяйству | ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (созыв), отраслевой консорциум "Строительство и архитектура" | сентябрь 2026 г. | положение о дистанционном факультете | обеспечена подготовка граждан иностранных государств к поступлению в образовательные организации на направления подготовки, относящиеся к строительной отрасли и жилищно-коммунальному хозяйству |
4.2. | Подготовка специалистов по программам высшего образования | Минобрнауки России | март 2026 г., далее - ежегодно | доклад в Правительство Российской Федерации | начиная с 2026/2027 учебного года контрольные цифры приема для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства формируются на основе прогноза потребности экономики в кадрах, разработанного Минтрудом России, в том числе с учетом прогноза потребности в трудовых ресурсах организаций строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, подготовленного во исполнение п. 1.1 |
4.3. | Подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования | Минпросвещения России | март 2026 г., далее - ежегодно | доклад в Правительство Российской Федерации | обеспечена подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования по строительной отрасли и жилищно-коммунальному хозяйству в соответствии с прогнозом потребности экономики в кадрах, разработанным Минтрудом России |
4.4. | Разработка и развитие пилотного проекта "Открытый строительный университет" | ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" | июнь 2025 г., далее - ежегодно | доклад в Минстрой России о ходе реализации пилотного проекта | создана платформа, консолидирующая образовательную, исследовательскую составляющие, цифровые сервисы, для всех групп пользователей, включая отраслевые компании и иные заинтересованные организации |
Раздел V. Развитие взаимодействия с отраслевыми компаниями | |||||
5.1. | Запуск корпоративных кафедр отраслевых компаний в образовательных организациях высшего образования отраслевого консорциума "Строительство и архитектура". Запуск учебных комбинатов в техникумах и колледжах консорциума среднего профессионального образования в сфере строительства | консорциум "Строительство и архитектура" (созыв), консорциум среднего профессионального образования в сфере строительства, НОПРИЗ, Национальная ассоциация инфраструктурных компаний, ОМОР "Российский Союз строителей" | январь 2026 г., далее - ежегодно | доклад исполнителей в Минстрой России. Соглашения о создании корпоративных кафедр, учебных комбинатов | увеличено число отраслевых корпоративных кафедр в образовательных организациях высшего образования - учредителях отраслевого консорциума "Строительство и архитектура", техникумах и колледжах консорциума среднего профессионального образования в сфере строительства. Ежегодный запуск не менее 2 выпускающих программ по программам высшего образования в образовательных организациях высшего образования - учредителях отраслевого консорциума "Строительство и архитектура" и не менее 2 программ среднего профессионального образования в техникумах и колледжах консорциума среднего профессионального образования в сфере строительства |
5.2. | Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения профильных образовательных организаций | отраслевой консорциум "Строительство и архитектура" (созыв), консорциум среднего профессионального образования в сфере строительства, Минобрнауки России, Минпросвещения России | сентябрь 2025 г., далее - ежегодно | образовательные программы | разработаны программы повышения квалификации, в том числе в форме стажировок на основе актуальных отраслевых требований, в том числе знаний прикладных основ повышения производительности труда, технологий, обеспечивающих рост производительности, в том числе механизации, автоматизации, роботизации, типизации производственных процессов, конструктивных схем и систем, эргономики производственных процессов, принципов бережливого производства, а так же управления объектами строительства. Подготовлена основа для реализации практикоориентированных методов обучения. Организована эффективная система повышения квалификаций преподавателей и мастеров производственного обучения профильных образовательных организаций |
5.3. | Запуск образовательного модуля по развитию цифровых навыков у студентов, обучающихся на отраслевых направлениях в профессиональных образовательных организациях | АО "ДОМ.РФ" | сентябрь 2025 г., далее - ежегодно | соглашение о взаимодействии между АО "ДОМ.РФ" и профессиональными образовательными организациями | созданы необходимые условия для получения обучающимися на отраслевых направлениях в профессиональных образовательных организациях, актуальных знаний в области цифрового строительства. Ежегодный запуск модуля в 5-ти профессиональных образовательных организациях |
5.4. | Развитие движения студенческих строительных отрядов как инструмента подготовки инженерных кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, а также осуществления более быстрой адаптации обучающихся к современным потребностям отрасли | ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (созыв), отраслевой консорциум "Строительство и архитектура" | сентябрь 2025 г., далее - ежегодно | доклад в Минстрой России | увеличено количество обучающихся, задействованных в качестве участников студенческих строительных отрядов при строительстве объектов различного назначения (включая уникальные) |
Раздел VI. Профориентационная деятельность | |||||
6.1. | Организация и проведение олимпиады "Строй карьеру" для школьников 9-10 классов по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, архитектуре и градостроительству | ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (созыв), отраслевой консорциум "Строительство и архитектура", Минстрой России, НОПРИЗ, Национальная ассоциация инфраструктурных компаний, ОМОР "Российский Союз строителей" | апрель 2025 г., далее - ежегодно | утвержденное положение об олимпиаде, регламент проведения олимпиады, график проведения олимпиады в 2025 году и в последующие годы | созданы необходимые условия для обучающихся в общеобразовательных организациях для осознанного выбора отраслевых направлений подготовки и специальностей при поступлении в образовательные организации высшего образования. Увеличено количество абитуриентов на отраслевые направления подготовки и специальности в образовательных организациях высшего образования. С 2026 года запущена ежегодная олимпиада "Строй карьеру" в образовательных организациях высшего образования - учредителях отраслевого консорциума "Строительство и архитектура" |
6.2. | Организация педагогического трека в Международном строительном чемпионате | АНО "Россия - страна возможностей" (созыв), Минстрой России, отраслевой консорциум "Строительство и архитектура", консорциум среднего профессионального образования в сфере строительства, Минобрнауки России, Минпросвещение России | октябрь 2025 г., далее - ежегодно | положение о проведении педагогического трека в соревновательной части Международного строительного чемпионата | созданы условия для демонстрации деятельности педагогов и мастеров производственного обучения |
6.3. | Разработка и согласование перечня профориентационных мероприятий, направленных на популяризацию профессий строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства среди школьников, студентов и прочих категорий граждан | Минстрой России (созыв), Минтруд России, отраслевой консорциум "Строительство и архитектура", консорциум среднего профессионального образования в сфере строительства, НОПРИЗ, Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, Национальная ассоциация инфраструктурных компаний, ОМОР "Российский Союз строителей", АО "ДОМ.РФ", Минпросвещения России, Минобрнауки России | апрель 2025 г., далее - ежегодно | перечень профориентационных мероприятий | сформирован перечень профориентационных мероприятий, определены целевые аудитории, согласованы критерии эффективности мероприятий |
6.4. | Формирование цикла профориентационных видеомультимедиа материалов (художественных фильмов, научно-популярных видеоматериалов, мультипликационных материалов и пр.) | Минстрой России (созыв), Минпросвещения России, Минобрнауки России, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Национальная ассоциация инфраструктурных компаний, ОМОР "Российский Союз строителей" | апрель 2025 г., далее - ежегодно | утвержденный межведомственный ежегодный контент-план | публикация материалов в информационно-коммуникационной сети "Интернет" согласно утвержденному контент-плану |
Раздел VII. Научная деятельность | |||||
7.1. | Учет результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку, совершенствование техник и технологий строительства, методов, инструментальной базы строительства, обеспечивающих повышение производительности труда, снижение трудозатрат, для последующего внедрения в производственный процесс | консорциум по выработке технической и инновационной политики в области строительства (созыв), отраслевой консорциум "Строительство и архитектура", РААСН, ФАУ "ФЦС", НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Национальная ассоциация инфраструктурных компаний, Ассоциация организаций по развитию технологий информационного моделирования в строительстве и ЖКХ, Минстрой России | декабрь 2025 г. | реестр инновационных решений и аналитический отчет | обеспечен учет разработанных и актуальных для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства техник и технологий (в том числе в части автоматизированных, роботизированных, механизированных систем, комплексов, реализующего программного обеспечения), технических решений, методов производства, ресурсной базы (инструментарий, автоматизированные, роботизированные, механизированные системы, комплексы), обеспечивающих повышение производительности труда, снижение трудозатрат и эффективное управление объектами строительства. Сформирован реестр инновационных решений для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, альбом инновационных решений РААСН. Обеспечен трансфер знаний, полученных на основе научных исследований в производственный, образовательный процесс, в том числе для разработки и актуализации образовательных программ |