ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок организации работы индустриальных центров компетенций по замещению зарубежных отраслевых (приложение N 3 к протоколу президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 30.03.2023 N 15)

Приложение N 3
к протоколу президиума
Правительственной комиссии
по цифровому развитию,
использованию информационных
технологий для улучшения качества
жизни и условий ведения
предпринимательской деятельности
от 30 марта 2023 г. N 15
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПО ЗАМЕЩЕНИЮ ЗАРУБЕЖНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ ЦИФРОВЫХ ПРОДУКТОВ
И РЕШЕНИЙ, ВКЛЮЧАЯ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ,
В КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ
I. Общие положения
1. Настоящий порядок (далее - Порядок) устанавливает цель, задачи, основы формирования, организации и деятельности индустриальных центров компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы, в ключевых отраслях экономики (далее - ИЦК, отраслевые решения), формируемых федеральными органами исполнительной власти - Минцифры России, Минпромторгом России, Минтрансом России, Минприроды России, Минэнерго России, Минсельхозом России, Минобрнауки России, Минздравом России, Минстроем России (далее соответственно - отраслевые ФОИВ) в целях исполнения перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 16 июня 2022 г. N ММ-П10-10127 по итогам конференции "Цифровая индустрия промышленной России".
Порядок формирования Банком России индустриальных центров компетенций по замещению зарубежных цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы, в финансовой сфере устанавливается Банком России в рамках своих полномочий и компетенций, принимая во внимание положения настоящего Порядка.
2. Понятия, используемые в настоящем Порядке:
"ИТ-ландшафт потребностей" - приоритетные направления замещения зарубежных отраслевых решений на российские аналоги в отрасли экономики, сформированные ИЦК;
"особо значимые проекты" - ключевые проекты по разработке или внедрению российских решений в сфере информационных технологий, реализация которых направлена на устранение рисков и последствий ограничительных мер, предпринятых иностранными государствами в отношении Российской Федерации, в том числе путем замещения зарубежных аналогов российскими решениями, и (или) обеспечение ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации;
"отраслевой комитет" - коллегиальный совещательный орган, сформированный по отраслям экономики, указанным в приложении к настоящему Порядку, в соответствии с Положением об отраслевом комитете, утвержденным президиумом Правительственной комиссии, в целях контроля и координации деятельности ИЦК;
"отраслевые решения" - российские цифровые продукты и решения, включая программно-аппаратные комплексы, необходимые для замещения используемых зарубежных аналогов в ключевых отраслях экономики;
"отраслевые требования" - отраслевые функционально-технические требования к российским отраслевым решениям, обеспечивающим замещение зарубежных отраслевых решений российскими аналогами;
"проекты отраслевых решений" - проекты по разработке (доработке) и внедрению отраслевых решений, соответствующие утвержденным отраслевым комитетом ИТ-ландшафту потребностей и отраслевым требованиям.
3. ИЦК являются коллегиальными совещательными органами и формируются отраслевыми ФОИВ по согласованию с Минцифры России в рамках курируемых отраслей экономики, указанных в приложении к настоящему Порядку, по выделенным из них сегментам, определяемым отраслевым ФОИВ. В рамках одного сегмента отрасли экономики допускается формирование одного ИЦК.
Решение о создании ИЦК принимается президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - президиум Правительственной комиссии) на основании представления Минцифры России и обоснования создания ИЦК, представленного в Минцифры России отраслевым ФОИВ.
4. ИЦК руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными действующими нормативными правовыми актами, правовыми актами, решениями и поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решениями президиума Правительственной комиссии, решениями Минцифры России, правовыми актами и решениями отраслевого ФОИВ, государственными стандартами, решениями отраслевого комитета, а также настоящим Порядком.
5. ИЦК осуществляет свою деятельность на базе отраслевого ФОИВ или определенной отраслевым ФОИВ организации, обеспечивающей деятельность ИЦК на добровольной основе, во взаимодействии с Минцифры России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, автономной некоммерческой организацией "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий" (далее - АНО "ЦКИТ"), автономной некоммерческой организацией "Цифровая экономика" (далее - АНО "ЦЭ"), Российским фондом развития информационных технологий (далее - РФРИТ), Некоммерческой организацией Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (далее - Фонд "Сколково"), иными институтами инновационного развития, а также представителями ведущих компаний отраслей экономики.
II. Цель и задачи ИЦК
6. Целью деятельности ИЦК является обеспечение ускоренного замещения зарубежных аналогов российскими отраслевыми решениями в отрасли экономики и обеспечение технологичного суверенитета Российской Федерации.
7. Задачами деятельности ИЦК применительно к соответствующей отрасли экономики являются:
7.1. Определение отраслевых потребностей в замещении зарубежных отраслевых решений на российские аналоги (далее - отраслевые потребности) и формирование ИТ-ландшафта потребностей.
7.2. Формирование консолидированных отраслевых требований.
7.3. Осуществление подбора проектов на разработку (доработку) и внедрение отраслевых решений российских разработчиков, обеспечивающих замещение зарубежных отраслевых решений на российские аналоги и соответствующих отраслевым требованиям и ИТ-ландшафту потребностей.
7.4. Формирование отраслевых предложений по включению проектов на разработку (доработку) и внедрение отраслевых решений в перечень особо значимых проектов, утверждаемый президиумом Правительственной комиссии.
7.5. Осуществление координации (сопровождения) и мониторинга реализации особо значимых проектов совместно с АНО "ЦЭ", АНО "ЦКИТ", РФРИТ и Фондом "Сколково".
7.6. Обеспечение тиражирования отраслевых решений, разработанных (доработанных) в рамках реализации особо значимых проектов.
III. Функции ИЦК
8. В целях реализации задач, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, ИЦК осуществляет:
8.1. Сбор и систематизацию сведений об используемых отраслевых решениях ведущими предприятиями и организациями отрасли, о возможностях импортозамещения необходимых отраслевых решений.
8.2. Определение общих и частных отраслевых требований к российским отраслевым решениям, позволяющим заместить зарубежные аналоги, по итогам агрегирования запросов потребителей отраслевых решений к функциональности и техническим требованиям указанных отраслевых решений.
8.3. Проведение стратегических сессий, заседаний и иных мероприятий для определения отраслевых потребностей и отраслевых требований к замещаемым отраслевым решениям.
8.4. Подготовку, представление для согласования в отраслевой комитет и утверждение ИТ-ландшафта потребностей, сформированного на основе консолидированных отраслевых потребностей, и их последующую актуализацию.
8.5. Формирование и представление на одобрение отраслевого комитета консолидированных отраслевых требований.
8.6. Сбор и рассмотрение проектов на разработку (доработку) и внедрение отраслевых решений российских разработчиков, а также их оценку, проверку и подтверждение соответствия указанных проектов ИТ-ландшафту потребностей и отраслевым требованиям в соответствии с методикой подбора ИЦК проектов, разработанной ИЦК и согласованной отраслевым ФОИВ, и критериями подбора ИЦК проектов, разработанными ИЦК и согласованными отраслевым ФОИВ и Минцифры России.
8.7. Определение якорного заказчика и созаказчиков по каждому проекту на разработку (доработку) и внедрение отраслевых решений, а также возможного основного разработчика и возможных соисполнителей.
8.8. Обеспечение формирования пакета документов по каждому проекту на разработку (доработку) и внедрение отраслевых решений (портфеля проекта), включающего паспорт проекта, презентацию проекта, финансово-экономическое обоснование по форме, согласованной Минфином России (в случае, если проект претендует на бюджетное финансирование), техническое задание, функционально-технические требования и график реализации проекта, а также его рассмотрение и согласование.
8.9. Представление в отраслевой комитет подобранных проектов отраслевых решений с приложением документов, входящих в портфель проекта.
8.10. Представление в отраслевой комитет для согласования и последующего представления на рассмотрение в Минцифры России предложений по включению проектов отраслевых решений в перечень особо значимых проектов, а также предложений по изменению ключевых параметров особо значимых проектов, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. NN 550, 555 и включенных в перечень особо значимых проектов, утвержденный президиумом Правительственной комиссии.
8.11. Формирование и направление на согласование в отраслевой комитет консолидированного плана тиражирования отраслевых решений, разрабатываемых (дорабатываемых) и внедряемых в рамках реализации проектов отраслевых решений, предлагаемых ИЦК для включения в перечень особо значимых проектов, на другие отраслевые организации, в том числе организации, представители которых являются членами ИЦК.
8.12. Участие через своих представителей в экспертных органах РФРИТ и (или) Фонда "Сколково", а также иных институтов инновационного развития (при необходимости) в установленном ими порядке в целях проведения экспертизы заявок участников конкурсов, организованных в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. NN 550, 555 и иными постановлениями Правительства Российской Федерации.
8.13. Рассмотрение отчетов заказчиков особо значимых проектов (в том числе по запросу РФРИТ и Фонда "Сколково" в ходе экспертизы отчетов заказчиков, получивших грантовую поддержку) по итогам завершения этапов реализации особо значимых проектов и/или прохождения контрольных точек особо значимых проектов, в том числе ежеквартальных, о ходе реализации особо значимых проектов и достижении плановых показателей реализации особо значимых проектов.
8.14. Участие через своих представителей по запросу РФРИТ и Фонда "Сколково" в тестировании и испытании отраслевого решения, разрабатываемого (дорабатываемого) и внедряемого в рамках реализации особо значимого проекта профильного отраслевого комитета.
8.15. Проверку и подтверждение соответствия характеристик отраслевых решений, разрабатываемых (дорабатываемых) и внедряемых в рамках реализации особо значимых проектов, отраслевым требованиям, ИТ-ландшафту потребностей и "дорожным картам" развития высокотехнологичных направлений, утвержденным президиумом Правительственной комиссии, а также проверку и подтверждение соответствия ключевых параметров особо значимых проектов, получивших грантовую поддержку, ключевым параметрам таких проектов, установленных президиумом Правительственной комиссии.
8.16. Представление в отраслевой комитет, а также в АНО "ЦЭ", являющуюся проектным офисом в рамках реализации "дорожных карт" развития высокотехнологичных направлений "Новое индустриальное программное обеспечение" и "Новое общесистемное программное обеспечение", осуществляющим в целях обеспечения мониторинга реализации особо значимых проектов функцию по сбору, систематизации и анализу отчетности ИЦК, отчетов о ходе реализации особо значимых проектов по итогам завершения этапов реализации проектов и/или прохождения контрольных точек особо значимых проектов и о достижении плановых показателей реализации особо значимых проектов ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а также по запросам отраслевого комитета и АНО "ЦЭ".
8.17. Организацию совместно с АНО "ЦЭ" работы по сопровождению и мониторингу реализации особо значимых проектов в информационной аналитической панели, разработанной в системе управления проектами, приоритетными и стратегическими задачами (дашборд), в том числе в части выявления и фиксации рисков реализации особо значимых проектов.
8.18. Подготовку предложений по дополнительным мерам государственной поддержки внедрения российских отраслевых решений по приоритетным направлениям замещения зарубежных отраслевых решений на российские аналоги в отрасли экономики.
8.19. Подготовку предложений по устранению имеющихся нормативных, административных барьеров, иных препятствий и ограничений для внедрения отраслевых решений в рамках отрасли экономики.
8.20. Подготовку и представление в отраслевой комитет предложений по структуре и персональному составу ИЦК, порядку реализации задач ИЦК, изменению настоящего Порядка.
8.21. Иные функции в соответствии с решениями и поручениями Правительства Российской Федерации, президиума Правительственной комиссии, отраслевого ФОИВ во взаимодействии с Минцифры России.
9. Реализация подпунктов 8.1 - 8.17 настоящего Порядка осуществляется ИЦК в соответствии с порядком формирования и утверждения перечня особо значимых проектов, а также контроля и мониторинга реализации особо значимых проектов, установленным президиумом Правительственной комиссии.
IV. Состав и организационная структура ИЦК
10. Персональный состав ИЦК формируется отраслевым ФОИВ во взаимодействии с Минцифры России из представителей ведущих предприятий отрасли и экспертного сообщества. В состав ИЦК могут также включаться представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, институтов инновационного развития, исследовательских центров и иных заинтересованных организаций. От каждой организации в состав ИЦК рекомендуется включать не более одного представителя.
Сформированный отраслевым ФОИВ состав ИЦК представляется в Минцифры России для направления на утверждение в президиум Правительственной комиссии.
Внесение изменений в состав ИЦК осуществляется не чаще одного раза в квартал на основании предложений председателя ИЦК, согласованных и представленных отраслевым ФОИВ в Минцифры России для внесения на утверждение президиума Правительственной комиссии.
11. В состав ИЦК входят председатель ИЦК, заместитель председателя ИЦК (при необходимости), ответственный секретарь ИЦК, члены ИЦК.
12. Председатель ИЦК определяется из представителей ведущих предприятий отрасли и осуществляет руководство деятельностью ИЦК:
проводит заседания ИЦК;
дает поручения ответственному секретарю ИЦК;
назначает дату, время, место и форму проведения заседания ИЦК;
назначает заместителя председателя ИЦК (при необходимости);
осуществляет общий контроль за исполнением решений, принятых ИЦК, отраслевым комитетом, отраслевым ФОИВ, Минцифры России и президиумом Правительственной комиссии;
принимает меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов у членов ИЦК;
подписывает протоколы заседаний ИЦК;
ведет переписку от имени ИЦК.
13. В период временного отсутствия председателя ИЦК руководство деятельностью ИЦК осуществляет заместитель председателя ИЦК.
14. Ответственный секретарь ИЦК обеспечивает подготовку, запрос, тиражирование и рассылку материалов заседания ИЦК, организацию заседаний ИЦК, оформление протоколов заседаний ИЦК и обеспечение их рассылки, принимает входящую в адрес ИЦК корреспонденцию, исполняет поручения председателя ИЦК.
15. Ответственный секретарь ИЦК участвует в заседаниях ИЦК без права голоса.
16. Член ИЦК вправе одновременно входить в состав нескольких ИЦК.
17. Для выполнения возложенных задач и функций ИЦК вправе создавать рабочие группы (в том числе межотраслевые) из числа членов ИЦК с привлечением экспертов отрасли. Состав рабочих групп, порядок их работы, значение (характер) принимаемых решений, а также срок работы (при необходимости) устанавливаются решением ИЦК.
ИЦК также вправе привлекать уже созданные отраслевые рабочие группы в целях реализации отдельных результатов федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
V. Организация работы ИЦК
18. Формами заседаний ИЦК являются очные (в том числе с использованием видеоконференцсвязи) и (или) заочные заседания.
19. Заседания ИЦК проводятся в соответствии с планом-графиком заседаний, формируемым ИЦК ежегодно, но не реже 1 раза в месяц. При необходимости допускается проведение внеплановых заседаний.
20. Члены ИЦК обязаны присутствовать на заседаниях ИЦК. В случае невозможности присутствия на заседании член ИЦК до начала заседания информирует об этом ответственного секретаря.
21. Заседания ИЦК считаются правомочными, если на них присутствуют не менее половины численного состава членов ИЦК.
22. Регламент работы ИЦК и порядок голосования определяются на первом (установочном) заседании ИЦК.
23. Решения ИЦК оформляются протоколом, подписанным председателем ИЦК, и направляются в адрес отраслевого ФОИВ, а также по запросу в Минцифры России.
24. В случае рассмотрения вопросов, входящих в совместную компетенцию двух и более ИЦК, указанные ИЦК вправе проводить совместные заседания. Решения, принятые ИЦК в ходе указанных заседаний, оформляются совместным протоколом, подписанным председателями участвовавших в заседании ИЦК.
25. Член ИЦК обязан перед началом заседания ИЦК в целях объективного принятия решений сообщить председателю ИЦК в письменной форме о наличии конфликта интересов в случае, если у него есть личная заинтересованность в одобрении или отклонении рассматриваемого на заседании проекта (под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) членом ИЦК, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми член ИЦК, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями). В этом случае член ИЦК в голосовании по вопросу отклонения или одобрения проекта, в отношении которого у него имеется личная заинтересованность, не участвует.
В случае если самоотвод члена ИЦК до проведения заседания ИЦК не заявлен, но имеются достаточные основания, указывающие на конфликт интересов члена ИЦК, председатель рассматривает вопрос об отстранении члена ИЦК от участия в заседании ИЦК и принятии решения (голосовании) по вопросам, в отношении которых имеется конфликт интересов члена ИЦК.
В случае возникновения конфликта интересов у председателя ИЦК, председатель ИЦК в принятии решения (голосовании) по вопросам, в отношении которых имеется конфликт интересов, не участвует и его голос не учитывается.
В случае нарушения требований настоящего пункта Правил член ИЦК подлежит исключению из состава ИЦК.
26. В рамках исполнения функции ИЦК по участию в экспертных органах РФРИТ или Фонда "Сколково", проведения экспертизы заявок участников конкурсов, организованных в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. NN 550, 555, представитель ИЦК обязан отказаться от рассмотрения и оценки заявки организации, в которой он или его близкий родственник (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) является работником или членом коллегиального органа, а также в иных случаях, если имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что представитель ИЦК лично, прямо или косвенно заинтересован в результатах рассмотрения соответствующей заявки, в порядке, установленном РФРИТ или Фондом "Сколково".
27. Члены ИЦК обязаны обеспечить сохранность и неразглашение третьим лицам информации (в том числе о персональных данных членов ИЦК), полученной в период участия в составе ИЦК. В целях обеспечения защиты указанной информации члены ИЦК обязаны предоставить в ИЦК обязательство о ее неразглашении, а также согласие на обработку персональных данных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
28. Организационно-техническое обеспечение деятельности ИЦК осуществляется отраслевым ФОИВ или определенной им организацией за счет финансовых средств, предусмотренных на соответствующие цели, а также собственных средств организации.
29. Методологическое, консультационное и экспертно-аналитическое обеспечение деятельности ИЦК осуществляет АНО "ЦЭ" совместно с АНО "ЦКИТ", РФРИТ и Фондом "Сколково" в рамках их уставной деятельности, утвержденных бюджетов и деятельности АНО "ЦЭ", осуществляемой в соответствии с Положением о проектном офисе высокотехнологичных направлений АНО "Цифровая экономика".
VI. Организация взаимодействия
30. ИЦК осуществляет определение отраслевых потребностей, формирование отраслевых требований, приоритетных направлений замещения зарубежных отраслевых решений на российские аналоги в отрасли экономики (ИТ-ландшафт потребностей) и отраслевых предложений в перечень особо значимых проектов, координацию и мониторинг реализации особо значимых проектов во взаимодействии с Минцифры России, иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, АНО "ЦКИТ", АНО "ЦЭ", РФРИТ, Фондом "Сколково", иными институтами инновационного развития, а также представителями ведущих компаний отраслей экономики в соответствии с порядком формирования и утверждения перечня особо значимых проектов, а также контроля и мониторинга реализации особо значимых проектов, установленным президиумом Правительственной комиссии.
31. ИЦК осуществляет подбор проектов отраслевых решений, проверку и подтверждение соответствия технических и функциональных характеристик проектов на разработку (доработку) и внедрение отраслевых решений отраслевым требованиям и ИТ-ландшафту потребностей во взаимодействии с Минцифры России, АНО "ЦКИТ", АНО "ЦЭ", РФРИТ и Фондом "Сколково".
32. В целях обеспечения проверки и подтверждения соответствия технических и функциональных характеристик отраслевых решений, разрабатываемых (дорабатываемых) и внедряемых в рамках реализации особо значимых проектов, отраслевым требованиям и ИТ-ландшафту потребностей, "дорожным картам" развития высокотехнологичных направлений, утвержденным президиумом Правительственной комиссии, ИЦК принимает участие в рассмотрении отчетов получателей грантов, в приемке работ (этапов работ) по разработке (доработке) и внедрению отраслевого решения в рамках участия представителей ИЦК в экспертных органах операторов мер государственной поддержки в установленном ими порядке.
33. ИЦК при необходимости для решения поставленных задач может осуществлять взаимодействие с другими ИЦК, а также с центрами компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения, необходимого для замещения используемых зарубежных аналогов, сформированные в соответствии с Порядком организации работы центров компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения, необходимого для замещения используемых в настоящее время зарубежных аналогов, утвержденным президиумом Правительственной комиссии.
VII. Контроль и координация деятельности ИЦК
34. Контроль и координация деятельности ИЦК осуществляется отраслевым ФОИВ во взаимодействии с Минцифры России, РФРИТ, Фондом "Сколково", АНО "ЦЭ" и АНО "ЦКИТ".
35. В целях контроля и координации деятельности ИЦК, осуществляющих деятельность в рамках одной отрасли экономики, отраслевым ФОИВ формируются отраслевые комитеты, возглавляемые заместителем министра отраслевого ФОИВ.
Положение об отраслевом комитете разрабатывается Минцифры России и утверждается президиумом Правительственной комиссии.
36. Общую координацию деятельности ИЦК и отраслевых комитетов осуществляет Минцифры России совместно с АНО "ЦЭ".
VIII. Иные положения
37. Изменения в настоящий Порядок разрабатываются Минцифры России, согласовываются с отраслевым ФОИВ с учетом предложений ИЦК и отраслевого комитета, а также с иными заинтересованными организациями и утверждаются президиумом Правительственной комиссии.
38. Минцифры России обеспечивает размещение настоящего Порядка, а также персональных составов ИЦК в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Настоящий Порядок, а также персональные составы ИЦК могут также размещаться отраслевыми ФОИВ на официальных сайтах отраслевых ФОИВ.
Приложение
ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ, В РАМКАХ КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ
ИЦК И ОТРАСЛЕВЫЕ КОМИТЕТЫ
"машиностроение";
"металлургическая промышленность";
"химическая промышленность";
"электроника и микроэлектроника";
"фармацевтическая промышленность";
"торговля";
"агропромышленный комплекс";
"транспорт";
"строительство и ЖКХ";
"электроэнергетический комплекс";
"нефтегазовый и угольный комплекс";
"экология и природопользование";
"образование";
"здравоохранение";
"связь и медиа";
"финансы".