ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Правительства РФ от 05.07.2021 N 1120 (ред. от 18.12.2023) "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2021 г. N 1120
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИИ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ
АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ЦЕЛЯХ ПОДДЕРЖКИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ В СФЕРЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА,
В ТОМ ЧИСЛЕ В ОБЛАСТИ "СИЛЬНОГО" ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА,
СИСТЕМ ДОВЕРЕННОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭТИЧЕСКИХ
АСПЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта.
2. Министерству экономического развития Российской Федерации не позднее 30 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации об образовании рабочей группы по исследовательским центрам в сфере искусственного интеллекта и утверждении ее состава, а также об утверждении положения о рабочей группе по исследовательским центрам в сфере искусственного интеллекта.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 июля 2021 г. N 1120
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ "АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ЦЕЛЯХ ПОДДЕРЖКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
ЦЕНТРОВ В СФЕРЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, В ТОМ ЧИСЛЕ
В ОБЛАСТИ "СИЛЬНОГО" ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, СИСТЕМ
ДОВЕРЕННОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭТИЧЕСКИХ
АСПЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" (далее - оператор субсидии) в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта (далее соответственно - субсидия, поддержка).
Субсидия предоставляется в рамках федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - федеральный проект).
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"индустриальный партнер" - партнер центра, осуществляющий внедрение результатов деятельности центра;
"ключевые контрольные точки плана деятельности центра" - значимые результаты плана деятельности центра и отдельных составляющих указанного плана;
"мониторинг предоставления поддержки" - совокупность организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых оператором субсидии с целью выполнения требований об осуществлении контроля за выполнением планов деятельности центров;
"Национальная стратегия" - Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
"отбор получателей поддержки" - совокупность организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, включая их информационное сопровождение, проводимых оператором субсидии в форме отбора с целью определения получателей поддержки в соответствии с настоящими Правилами;
"партнер центра" - организация, участвующая в реализации программы центра в соответствии с планом деятельности центра;
"план деятельности центра" - совокупность документов, указанных в пункте 28 настоящих Правил;
"получатель поддержки" - участник отбора получателей поддержки, определенный по итогам отбора получателей поддержки в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в 2021 году, или участник предварительного отбора, определенный решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - президиум Комиссии) в 2023 году;
"предварительный отбор получателей поддержки" - совокупность организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, включая их информационное сопровождение, проводимых оператором субсидии в форме предварительного отбора в соответствии с документацией предварительного отбора получателей поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта (центров 2-й волны) (далее - документация предварительного отбора), утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации. Результаты предварительного отбора направляются оператором субсидии в Министерство экономического развития Российской Федерации в целях формирования Министерством экономического развития Российской Федерации рекомендаций по определению перечня получателей поддержки для президиума Комиссии;
"программа центра" - документ, подготовленный участником отбора получателей поддержки в 2021 году или участником предварительного отбора получателей поддержки в 2023 году с целью содействия решению задач развития искусственного интеллекта в интересах реализации Национальной стратегии, определяющий совокупность мероприятий, планируемых к реализации центром, краткое описание их реализации, а также устанавливающий целевые значения показателей предоставления поддержки, указанных в пункте 31 настоящих Правил;
"экспертный совет" - экспертный совет по исследовательским центрам в сфере искусственного интеллекта, который является постоянно действующим органом, образованным оператором субсидии по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 62 настоящих Правил;
"сводный отчет о результатах мониторинга" - экспертно-аналитический документ о результатах выполнения плана деятельности центров, формируемый оператором субсидии по итогам мониторинга предоставления поддержки;
"системы WOS/SCOPUS" - международные базы данных "Сеть науки" (Web of Science Core Collection) и (или) "Scopus";
"участник отбора получателей поддержки" - российская образовательная организация высшего образования или научная организация, на базе которой создан центр, разработавшая программу центра и соответствующая требованиям и критериям, установленным в документации отбора получателей поддержки в 2021 году, предусматривающим в том числе положения, установленные пунктом 46 настоящих Правил, подготовившая и подавшая заявку на участие в отборе получателей поддержки;
"фреймворк" - программное обеспечение, облегчающее разработку и объединение разных компонентов технологий искусственного интеллекта, требования к которому определены в документации отбора получателей поддержки, в том числе сервисы автоматизации процессов облачных решений, направленные на модернизацию, ускорение работы и (или) адаптацию алгоритмов искусственного интеллекта с учетом мероприятий, реализуемых совместно с партнерами центра;
"цель программы центра" - цель, на достижение которой направлена реализация программы и плана деятельности центра, заявленная получателем поддержки в соответствии с требованиями, установленными в документации отбора получателей поддержки или документации предварительного отбора получателей поддержки;
"центр" - исследовательский центр, который является структурным подразделением участника отбора получателей поддержки, получателя поддержки, целью деятельности которого является:
для центров 1-й волны (отобранных в 2021 году) - проведение научных исследований, включая фундаментальные и прикладные исследования, и разработок по передовым направлениям развития сферы искусственного интеллекта, в том числе "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта, а также участие в подготовке и реализации образовательных программ в форме подготовки учебно-методических материалов и (или) средств обучения и воспитания, в том числе подготовки и проведения учебных курсов по тематике искусственного интеллекта, создания и развития образовательных технологий с использованием искусственного интеллекта, в кооперации с другими организациями;
для центров 2-й волны (перечень которых определяется решением президиума Комиссии в 2023 году) - проведение прикладных исследований и разработок по передовым направлениям развития сферы искусственного интеллекта в одной или нескольких отраслях экономики, создание прикладных продуктов и решений на основе технологий искусственного интеллекта, методологическое сопровождение их тиражирования, а также участие в подготовке и реализации образовательных программ в форме подготовки учебно-методических материалов и (или) средств обучения и воспитания, в том числе подготовки и проведения учебных курсов по тематике искусственного интеллекта, создания и развития образовательных технологий с использованием искусственного интеллекта, в кооперации с другими организациями. Перечень отраслей экономики для отбора центров 2-й волны устанавливается в документации отбора получателей поддержки. В указанный перечень не могут быть включены нефтегазовая отрасль, финансовая отрасль и торговля;
абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 18.12.2023 N 2192.
3. Субсидия предоставляется:
а) на финансовое обеспечение затрат оператора субсидии на оказание поддержки посредством предоставления гранта получателю поддержки;
б) на финансовое обеспечение следующих затрат на выполнение функций оператора субсидии:
затраты на оплату труда, расходы на обучение и повышение квалификации работников, выплаты выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства (далее - затраты на фонд оплаты труда оператора субсидии);
начисления на выплаты по оплате труда работников и компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - начисления на оплату труда);
приобретение услуг по экспертизе заявок на участие в отборе получателей поддержки, услуг по сопровождению мониторинга предоставления поддержки (далее - затраты на научно-технологическую экспертизу и экспертное сопровождение мониторинга);
командировочные расходы работников;
приобретение программного обеспечения, техническое сопровождение программного обеспечения, услуги информационных агентств, обеспечение доступа к информационным системам и аналитическим данным, приобретение основных средств, материальных запасов, иные расходы на общехозяйственные нужды, включая коммунальные расходы, расходы на услуги связи, расходы на услуги в сфере информационных технологий, транспортные услуги, изготовление полиграфической и презентационной продукции, расходы на содержание и обслуживание имущества, расходы на уплату налога на имущество, земельного налога, расходы на ремонт имущества, расходы на аренду (субаренду) имущества, расходы на уплату государственных пошлин и сборов, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, приобретение нотариальных услуг, приобретение услуг по регистрации товарных знаков, расходы по аттестации рабочих мест, расходы по уплате взносов за участие в мероприятиях по вопросам реализации национальных проектов (программ) (далее - накладные расходы оператора субсидии).
4. Затраты на фонд оплаты труда оператора субсидии и начисления на оплату труда за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, не могут составлять более 90 процентов общего объема затрат на выполнение функций оператора субсидии.
Затраты на научно-технологическую экспертизу и экспертное сопровождение мониторинга за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, не могут превышать 55 процентов общего объема затрат на выполнение функций оператора субсидии.
Сумма накладных расходов оператора субсидии и командировочных расходов его работников за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, не может превышать 40 процентов затрат на фонд оплаты труда оператора субсидии.
Закупка товаров, работ и услуг оператором субсидии должна осуществляться в соответствии с положением о закупках оператора субсидии в целях достижения максимальной эффективности использования денежных средств и наилучших результатов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Средняя заработная плата работников оператора субсидии, непосредственно связанных с достижением результата предоставления субсидии, не может превышать размера среднемесячной начисленной заработной платы по виду экономической деятельности "деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления" по г. Москве, исчисляемой по данным Федеральной службы государственной статистики, за год, предшествующий отчетному году.
Затраты на фонд оплаты труда оператора субсидии и начисления на оплату труда за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, в 2023 году не могут превышать предельные предусмотренные соглашением объемы бюджетных ассигнований на указанные расходы в 2022 году с учетом ежегодной индексации.
5. Субсидия предоставляется Управлением делами Президента Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Управления делами Президента Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
6. Сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в разделе "Бюджет" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем принятия федерального закона о федеральном бюджете (федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).
7. Результатом предоставления субсидии является количество поддержанных центров (центр считается поддержанным, если между оператором субсидии и получателем поддержки заключено соглашение о предоставлении гранта).
8. Характеристикой (показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии) (далее - характеристика) является количество структурных подразделений, функционирующих на базе получателей поддержки и реализующих программы центров.
9. Получателем субсидии является оператор субсидии.
10. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Управлением делами Президента Российской Федерации и оператором субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - соглашение о предоставлении субсидии), предусматривающего в том числе:
а) согласие оператора субсидии на осуществление в отношении его проверки Управлением делами Президента Российской Федерации соблюдения порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидии, а также проверки органами государственного финансового контроля соблюдения оператором субсидии порядка и условий предоставления субсидии в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также обязательство оператора субсидии по включению в договоры (соглашения), заключаемые с иными лицами в целях исполнения обязательств по соглашению о предоставлении субсидии, положений о согласии таких лиц на проведение указанных проверок;
б) значения результата предоставления субсидии и характеристики;
в) право Управления делами Президента Российской Федерации устанавливать в соглашении о предоставлении субсидии сроки и формы представления оператором субсидии дополнительной отчетности;
г) условия о согласовании новых условий соглашения о предоставлении субсидии или о расторжении соглашения о предоставлении субсидии при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения Управлению делами Президента Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета ранее доведенных до Управления делами Президента Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 5 настоящих Правил, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении о предоставлении субсидии;
д) условие об использовании оператором субсидии в текущем финансовом году остатков средств субсидии, не использованных на начало текущего финансового года, на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии, на основании решения Управления делами Президента Российской Федерации, принятого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
е) запрет приобретения оператором субсидии за счет полученных из федерального бюджета средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий;
ж) положения о казначейском сопровождении, установленные правилами казначейского сопровождения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
з) сроки проведения оператором субсидии отбора получателей поддержки в 2021 году, включая срок приема заявок на участие в отборе, который не может составлять менее 45 календарных дней, следующих за днем размещения объявления о проведении такого отбора;
и) возможность возмещения за счет субсидии расходов (части расходов) оператора субсидии, произведенных не ранее 1 января 2021 г. за счет собственных средств на цели предоставления субсидии, в том числе произведенных в предшествующем году и (или) произведенных до заключения соглашения о предоставлении субсидии, при наличии документов, подтверждающих оплату произведенных расходов (части расходов);
к) показатели оператора субсидии, характеризующие своевременность и полноту выполнения организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, включая их информационное сопровождение, проводимых оператором субсидии с целью определения получателей поддержки в 2021 году, предоставления поддержки получателям поддержки и мониторинга предоставления поддержки в соответствии с настоящими Правилами;
л) обязательство оператора субсидии по ведению раздела о центрах на национальном онлайн-портале в сфере искусственного интеллекта, предусмотренном федеральным проектом, в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации;
м) обязательство оператора субсидии в целях реализации настоящих Правил осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации с учетом рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации по объему и порядку такого взаимодействия;
н) обязательство оператора субсидии определить представителя для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации по вопросам использования субсидии оператором субсидии и исполнения своих обязанностей, определенных в соответствии с настоящими Правилами.
11. Точная дата достижения результата предоставления субсидии и характеристики, а также их конечное значение определяются в федеральном проекте и устанавливаются в соглашении о предоставлении субсидии.
12. Оператор субсидии осуществляет следующие функции:
а) организация и выполнение организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых с целью определения получателей поддержки, проведения предварительного отбора получателей поддержки;
б) предоставление поддержки получателям поддержки;
в) мониторинг предоставления поддержки, включая подготовку сводного отчета о результатах мониторинга;
г) информационное сопровождение определения получателей поддержки в 2021 году, проведение предварительного отбора получателей поддержки в 2023 году и результатов мониторинга предоставления поддержки;
д) осуществляет контроль за достижением получателями поддержки показателей предоставления поддержки.
13. Оператор субсидии на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, должен соответствовать следующим требованиям:
а) у оператора субсидии отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) у оператора субсидии отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
в) у оператора субсидии отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет сумм, поступивших оператору субсидии в текущем финансовом году от возврата ранее произведенных выплат, в том числе грантов, предоставленных получателям поддержки, источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии, предоставленные в отчетном финансовом году, в отношении которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в очередном финансовом году;
г) оператор субсидии не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к оператору субсидии другого юридического лица), ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность оператора субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
д) оператор субсидии не получает средства из федерального бюджета, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с настоящими Правилами, на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации на цели, установленные настоящими Правилами;
е) в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере оператора субсидии;
ж) оператор субсидии не является иностранным юридическим лицом.
14. Для заключения соглашения о предоставлении субсидии оператор субсидии представляет в Управление делами Президента Российской Федерации перечень затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия, на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и подписанные руководителем (уполномоченным лицом) справки по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, о соответствии оператора субсидии требованиям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил.
15. Управление делами Президента Российской Федерации в течение 15 рабочих дней рассматривает представленные справки и принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидии.
16. Основаниями для отказа оператору субсидии в предоставлении субсидии являются:
а) непредставление оператором субсидии (представление не в полном объеме) справок, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил;
б) несоответствие представленных оператором субсидии справок положениям, предусмотренным пунктом 14 настоящих Правил;
в) несоответствие оператора субсидии требованиям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил;
г) установление факта недостоверности представленной оператором субсидии информации, содержащейся в справках, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил.
17. Управление делами Президента Российской Федерации в срок, не превышающий 10 рабочих дней после принятия решения о предоставлении субсидии, заключает соглашение о предоставлении субсидии с оператором субсидии.
18. Оператор субсидии представляет следующие отчеты:
а) в Управление делами Президента Российской Федерации - ежеквартально и ежегодно, на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, отчетность об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме, определенной типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, установленной Министерством финансов Российской Федерации;
б) в Управление делами Президента Российской Федерации - ежеквартально и ежегодно, на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, отчетность о достижении значений результата предоставления субсидии и характеристики по формам, определенным типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, установленной Министерством финансов Российской Федерации;
в) в Министерство экономического развития Российской Федерации - ежемесячно, не позднее 7-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным месяцем, сведения в отношении контрольных точек федерального проекта, непосредственно связанных с реализацией целей в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил (при наличии соответствующих контрольных точек в отчетном месяце), по форме, установленной соглашением о предоставлении субсидии.
19. Ежегодная отчетность, указанная в подпунктах "а" и "б" пункта 18 настоящих Правил, представляется не позднее 30-го рабочего дня, следующего за отчетным годом, в Управление делами Президента Российской Федерации после ее согласования с Министерством экономического развития Российской Федерации. Указанные отчеты направляются в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе или в форме электронного документа. Отчеты, представляемые на бумажном носителе, подписываются руководителем оператора субсидии. Отчеты, представляемые в форме электронного документа, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя оператора субсидии.
Министерство экономического развития Российской Федерации в течение 10 рабочих дней рассматривает представленную оператором субсидии ежегодную отчетность, принимает решение о ее согласовании и направляет согласованную отчетность оператору субсидии.
Отчетность об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, составляется в рублях (с точностью до 2-го десятичного знака).
Согласованная Министерством экономического развития Российской Федерации ежегодная отчетность представляется оператором субсидии в Управление делами Президента Российской Федерации в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
20. Дополнительные соглашения к соглашению о предоставлении субсидии заключаются между Управлением делами Президента Российской Федерации и оператором субсидии в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
21. Субсидия перечисляется на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, не позднее 2-го рабочего дня после представления оператором субсидии в территориальный орган Федерального казначейства распоряжений о совершении казначейских платежей для оплаты денежного обязательства оператора субсидии.
22. Размер субсидии определяется как сумма затрат по направлениям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, и не превышает 100 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Управления делами Президента Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Размер субсидии, предоставляемой оператору субсидии в соответствующем финансовом году (S), определяется по формуле:
где:
O - размер затрат на выполнение функций оператора субсидии, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил;
n - число получателей поддержки;
y - порядковый номер получателя поддержки, определяемый по итогам отбора получателей поддержки в 2021 году или определенный решением президиума Комиссии в 2023 году;
Gy - размер поддержки, предоставляемой получателю поддержки под порядковым номером (y).
23. Размер затрат на выполнение функций оператора субсидии, предусмотренных в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, не может превышать 5 процентов общего размера средств субсидии, направляемых на поддержку в соответствующем финансовом году.
Общий размер затрат на выполнение функций оператора субсидии за весь период предоставления субсидии с учетом возмещения, указанного в подпункте "и" пункта 10 настоящих Правил, не может превышать 5 процентов общего размера средств субсидии, направляемых на поддержку за весь период предоставления субсидии.
24. Ответственность за достоверность представленных оператором субсидии в Управление делами Президента Российской Федерации документов и несоблюдение оператором субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидии несет оператор субсидии.
25. Не использованные на начало текущего финансового года остатки средств субсидии могут быть использованы оператором субсидии в текущем финансовом году на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии, на основании решения Управления делами Президента Российской Федерации, принятого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
26. Остатки средств субсидии, не использованные на начало текущего финансового года, при отсутствии решения Управления делами Президента Российской Федерации о наличии потребности в направлении этих средств на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии, в текущем финансовом году подлежат возврату в федеральный бюджет.
27. Поддержка предоставляется получателям поддержки в форме гранта с целью финансового обеспечения (возмещения) затрат на реализацию программ центров в соответствии с планами деятельности центров.
28. План деятельности центра включает в себя:
а) общий план деятельности центра по реализации программы центра, в том числе в части мероприятий по коммерциализации результатов исследований и разработок центра посредством возмездной передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности центра, осуществления разработок по заказу индустриального партнера (индустриальных партнеров) или иными способами, предусматривающими получение центром доходов от приносящей доход деятельности;
б) технические задания (в случае необходимости частные технические задания) на проведение исследований и разработок, в том числе в части создания программного или аппаратно-программного обеспечения, в соответствии со стандартами, устанавливающими требования к содержанию и оформлению соответствующей документации (включая требования к содержанию, объемам и срокам выполнения этих работ, а для прикладных исследований и разработок - требования к назначению разработок, к программам или разрабатываемым изделиям, документации, стадиям и этапам разработки, включая сроки их проведения, создание экспериментальных и опытных образцов, подготовку лабораторных и технических регламентов, проведение испытаний, подготовку и утверждение протоколов проведенных испытаний, и иные требования согласно утвержденным стандартам, регламентирующим соответствующую деятельность), согласованные партнерами центра и выполняемые при их участии;
в) описание образовательных программ, и (или) учебно-методических материалов, и (или) средств обучения и воспитания, и (или) учебных курсов, участие в подготовке и реализации которых запланировано в программе центра, согласованное партнерами центра, если предполагается их участие в соответствующих мероприятиях;
г) финансовый план, включающий сведения об исследованиях и разработках и об иных мероприятиях, для реализации которых планируется привлекать внебюджетное софинансирование от партнеров центра или иных организаций при условии софинансирования получателем поддержки в соответствии с положением о закупках получателя поддержки указанных мероприятий в объеме не более 30 процентов общего объема поддержки;
д) ключевые контрольные точки плана деятельности центра, включающие в том числе коммерциализацию результатов исследований и разработок и их внедрение в экономический оборот партнерами центра, а также информацию о планируемых к получению по итогам прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
29. Размер поддержки, запрашиваемый одним участником отбора получателей поддержки, реализующим программу центра 1-й волны, ежегодно не может превышать:
а) в 2021 году - 150394 тыс. рублей;
б) в 2022 году и последующие годы - 250657 тыс. рублей ежегодно.
29(1). Размер поддержки, запрашиваемый одним участником отбора получателей поддержки, реализующим программу центра 2-й волны, не может превышать в 2023 году 20000 тыс. рублей.
30. Предоставление поддержки получателям поддержки осуществляется оператором субсидии при условии соблюдения следующих требований:
а) у получателя поддержки отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) получатель поддержки не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к получателю поддержки другого юридического лица), ликвидации, в отношении его не проводится процедура банкротства, деятельность получателя поддержки не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
в) получатель поддержки не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, в совокупности превышает 25 процентов;
г) получатель поддержки не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации на цели, установленные настоящими Правилами;
д) у получателя поддержки отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
е) в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере получателя поддержки.
31. Результатом предоставления поддержки центрам является достижение центрами целей программ и следующих показателей предоставления поддержки:
а) для центров 1-й волны:
количество статей по тематике искусственного интеллекта за авторством специалистов центров, опубликованных в журналах 1 квартиля и индексированных в системах WOS/SCOPUS (порядковый номер этого показателя (z) - 1);
количество публикаций специалистов центров на конференциях в области искусственного интеллекта уровня A* (порядковый номер этого показателя (z) - 2);
количество сформированных и поддержанных фреймворков по искусственному интеллекту (порядковый номер этого показателя (z) - 3);
количество сформированных и проведенных курсов лекций и семинаров по тематикам центров (порядковый номер этого показателя (z) - 4);
количество аспирантов, являющихся сотрудниками центров (порядковый номер этого показателя (z) - 5);
количество привлеченных индустриальных партнеров (порядковый номер этого показателя (z) - 6);
цитируемость в ведущих мировых научных изданиях научных статей российских ученых центров на тему, посвященную искусственному интеллекту (порядковый номер этого показателя (z) - 7);
количество заявок на регистрацию исключительных прав на изобретения и полезные модели, возникших в ходе деятельности центров (порядковый номер этого показателя (z) - 8);
количество зарегистрированных (учтенных) результатов интеллектуальной деятельности центров в области искусственного интеллекта (порядковый номер этого показателя (z) - 9);
количество разработанных на основе результатов интеллектуальной деятельности центров в области искусственного интеллекта прикладных технологических решений, используемых в практической деятельности индустриальными партнерами (порядковый номер этого показателя (z) - 10);
б) для центров 2-й волны:
количество разработанных на основе результатов интеллектуальной деятельности центров 2-й волны прикладных отраслевых технологических решений, внедренных индустриальными партнерами (порядковый номер этого показателя (z) - 1);
количество сформированных и поддержанных отраслевых фреймворков по искусственному интеллекту с подтвержденной востребованностью, оцениваемой в соответствии с документацией предварительного отбора получателей поддержки (порядковый номер этого показателя (z) - 2);
количество наборов данных, сформированных центрами 2-й волны, соответствующих требованиям, установленным пунктом 82 настоящих Правил (порядковый номер этого показателя (z) - 3);
количество зарегистрированных (учтенных) результатов интеллектуальной деятельности центров 2-й волны в области искусственного интеллекта (порядковый номер этого показателя (z) - 4);
количество индустриальных партнеров, привлеченных к реализации программ центров 2-й волны (порядковый номер этого показателя (z) - 5);
численность отраслевых специалистов, прошедших обучение на базе центров 2-й волны по программам дополнительного профессионального образования в сфере искусственного интеллекта по тематике программы центра 2-й волны (порядковый номер этого показателя (z) - 6);
количество сформированных и проведенных курсов лекций и семинаров по тематикам центров 2-й волны (порядковый номер этого показателя (z) - 7);
количество аспирантов, являющихся сотрудниками центров 2-й волны (порядковый номер этого показателя (z) - 8);
количество статей по тематике искусственного интеллекта за авторством специалистов центров 2-й волны, опубликованных в журналах, включенных в Белый список научных журналов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в соответствии с требованиями, установленными в документации предварительного отбора получателей поддержки (порядковый номер этого показателя (z) - 9);
количество отраслевых стандартов в сфере искусственного интеллекта, разработанных центрами 2-й волны и направленных в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (порядковый номер этого показателя (z) - 10);
количество публикаций специалистов центров 2-й волны на конференциях в области искусственного интеллекта уровня A*, соответствующих требованиям, установленным в документации предварительного отбора получателей поддержки (порядковый номер этого показателя (z) - 11).
32. Точные даты достижения совокупных показателей предоставления поддержки по всем получателям поддержки, а также их конечное значение определяются в федеральном проекте.
33. Оператор субсидии заключает соглашение о предоставлении гранта с получателями поддержки по типовой форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации, в которую могут быть добавлены в качестве самостоятельных разделов и приложений положения, не противоречащие указанной типовой форме.
34. Соглашение о предоставлении гранта содержит:
а) цели, условия и порядок предоставления и использования поддержки, в том числе порядок и условия использования поддержки получателем поддержки;
б) сведения о размере поддержки, определяемом в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил;
в) перечень работ (услуг), выполняемых (оказываемых) получателем поддержки за счет средств поддержки;
г) перечень затрат, на финансовое обеспечение (возмещение) которых предоставляется поддержка;
д) показатели предоставления поддержки, в том числе их целевые значения по годам;
е) план деятельности центра;
ж) порядок и сроки представления получателем поддержки отчетности о достижении значений результата предоставления поддержки и отчетности о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации, а также отчетности о ходе реализации плана деятельности центра;
з) обязанность оператора субсидии проводить проверку соблюдения получателем поддержки условий и порядка предоставления и использования гранта, которые установлены соглашением о предоставлении гранта, и согласие получателя поддержки на проведение такой проверки;
и) обязательство получателя поддержки об уплате средств в размере штрафных санкций в случае недостижения целевых значений показателей предоставления поддержки и своевременного выполнения ключевых контрольных точек плана деятельности центра, включая порядок расчета размера штрафных санкций;
к) сведения о значениях относительных весов показателей предоставления поддержки, указанных в пункте 31 настоящих Правил, по степени достижения центром показателей предоставления поддержки в отчетном периоде, применяющихся для расчета баллов в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил, а также для расчета размера штрафных санкций, применяемых в соответствии с пунктом 72 настоящих Правил;
л) обязательство получателя поддержки обеспечить ежегодное софинансирование мероприятий программы центра за счет внебюджетных источников в размере:
не менее 20 процентов размера поддержки, предоставленной получателю поддержки в 2021 году на реализацию программы центра 1-й волны;
не менее 32 процентов размера поддержки, предоставленной получателю поддержки в 2022 году и в последующие годы на реализацию программы центра 1-й волны;
не менее 30 процентов размера поддержки, предоставленной получателю поддержки в 2024 году на реализацию программы центра 2-й волны, в случае доведения бюджетного финансирования;
не менее 40 процентов размера поддержки, предоставленной получателю поддержки в 2025 году на реализацию программы центра 2-й волны, в случае доведения бюджетного финансирования;
не менее 50 процентов размера поддержки, предоставленной получателю поддержки в 2026 году на реализацию программы центра 2-й волны, в случае доведения бюджетного финансирования;
м) обязательство получателя поддержки принять участие в социологическом опросе об удовлетворенности условиями работы в Российской Федерации граждан, заинтересованных в развитии технологий искусственного интеллекта, проводимом в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации;
н) порядок и сроки возврата поддержки в случае нарушения условий ее предоставления;
о) условия и порядок расторжения соглашения о предоставлении гранта;
п) запрет приобретения получателем поддержки за счет полученных из федерального бюджета средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий;
р) право оператора субсидии осуществлять контроль за реализацией получателем поддержки программы центра в соответствии с планом деятельности центра;
с) обязательства получателя поддержки по возврату средств поддержки в случае нарушения условий ее предоставления в течение 10 рабочих дней после получения требования о возврате средств поддержки;
т) согласие получателя поддержки на осуществление в отношении его проверки Управлением делами Президента Российской Федерации соблюдения порядка и условий предоставления поддержки, в том числе в части достижения результатов предоставления поддержки, а также проверки органами государственного финансового контроля соблюдения получателем поддержки порядка и условий предоставления субсидии в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также обязательство получателя поддержки по включению в договоры (соглашения), заключаемые с иными лицами в целях исполнения обязательств по соглашению о предоставлении гранта, положений о согласии таких лиц на проведение указанных проверок;
у) случаи и порядок использования в очередном финансовом году остатка средств поддержки, не использованного на 1 января текущего финансового года;
ф) меры ответственности получателя поддержки за нарушение условий и порядка предоставления поддержки;
х) положения о казначейском сопровождении, установленные правилами казначейского сопровождения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
ц) обязательство получателя поддержки по получению по итогам прикладных научных исследований и (или) экспериментальных разработок охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации;
ч) обязательство получателя поддержки по признанию за собой исключительных прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств гранта, и их правовую охрану;
ш) обязательство получателя поддержки по направлению сведений о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения";
щ) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 18.12.2023 N 2192;
ы) обязательство получателя поддержки обеспечивать публичную доступность исходного кода программного обеспечения и иных результатов, полученных центрами за средства гранта при наличии экспертного заключения о допустимости публикации соответствующих результатов, полученного в порядке, установленном получателем поддержки, в том числе с целью предотвращения распространения сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера, а также сведений, подлежащих экспортному контролю, при открытом опубликовании материалов;
э) условия о согласовании новых условий соглашения о предоставлении гранта или о расторжении соглашения о предоставлении гранта при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения Управлению делами Президента Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета ранее доведенных до Управления делами Президента Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 5 настоящих Правил, приводящего к невозможности предоставления поддержки в размере, определенном в соглашении о предоставлении гранта;
ю) обязанность получателя поддержки представлять в Министерство экономического развития Российской Федерации дополнительную отчетность по формам и в сроки, которые установлены Министерством экономического развития Российской Федерации;
я) возможность возмещения за счет поддержки расходов (части расходов) получателя поддержки, произведенных за счет собственных средств на реализацию программы центра 2-й волны, в том числе произведенных в предшествующем году и (или) произведенных до заключения соглашения о предоставлении гранта, но не ранее 30 октября 2023 г., при наличии документов, подтверждающих оплату произведенных расходов (части расходов), а также при условии соблюдения требования, предусмотренного подпунктом "л" настоящего пункта.
35. Для заключения соглашения о предоставлении гранта получатель поддержки представляет оператору субсидии следующие документы, подписанные руководителем получателя поддержки или уполномоченным им лицом:
а) заявление о заключении соглашения о предоставлении гранта (в произвольной форме);
б) справки о соответствии получателя поддержки требованиям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил;
в) справка с указанием счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства для получения поддержки;
г) план деятельности центра;
д) сведения о документах, подтверждающих привлечение получателем поддержки средств внебюджетных источников в объеме, предусмотренном подпунктом "л" пункта 34 настоящих Правил.
36. Оператор субсидии в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 35 настоящих Правил, рассматривает их и принимает решение о предоставлении поддержки либо об отказе в предоставлении поддержки в случае:
а) несоответствия документов, представленных получателем поддержки, документам, предусмотренным пунктом 35 настоящих Правил, или непредставления (представления не в полном объеме) указанных документов;
б) установления факта недостоверности представленной получателем поддержки информации;
в) несогласования оператором субсидии плана деятельности центра в случае его несоответствия программе центра, несоответствия плана деятельности центра требованиям к его составу, предусмотренным пунктом 28 настоящих Правил.
37. В случае принятия решения об отказе в предоставлении поддержки оператор субсидии в течение 12 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 35 настоящих Правил, направляет получателю поддержки соответствующее уведомление с указанием причин отказа и возвращает представленные документы.
Повторное представление получателем поддержки документов, указанных в пункте 35 настоящих Правил, возможно в течение 10 рабочих дней после их возврата.
Предельно допустимый срок заключения соглашений о предоставлении гранта между оператором субсидии и получателями поддержки, реализующими программы центров 1-й волны, устанавливается в 2021 году - до 1 ноября, в последующие годы - до 1 января года, следующего за отчетным годом.
Предельно допустимый срок заключения соглашений о предоставлении гранта между оператором субсидии и получателями поддержки, реализующими программы центров 2-й волны, устанавливается до 31 декабря 2023 г.
38. Грант перечисляется на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, не позднее 2-го рабочего дня после представления получателем поддержки в территориальный орган Федерального казначейства распоряжений о совершении казначейских платежей для оплаты денежного обязательства получателя поддержки.
39. Размер поддержки, предоставляемой получателям поддержки (C), определяется исходя из сведений, изложенных в программе деятельности центра, по формуле:
C = (C1 + C2 + C3 + C4 + C5) x m,
где:
C1 - затраты получателя поддержки на оплату труда работников, непосредственно связанных с реализацией плана деятельности центра, начисления на выплаты по оплате труда работников, выплаты выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации (не более 90 процентов общего объема поддержки);
C2 - затраты получателя поддержки на приобретение изделий, комплектующих, материалов, оборудования и программного обеспечения (не более 40 процентов общего объема поддержки);
C3 - затраты получателя поддержки на оплату участия в международных научных конференциях по тематике искусственного интеллекта и приобретение транспортных услуг в отношении работников, непосредственно связанных с реализацией плана деятельности центра (не более 5 процентов общего объема поддержки);
C4 - затраты получателя поддержки на оплату договоров с организациями и физическими лицами об оказании услуг, выполнении работ, необходимых для реализации плана деятельности центра (не более 30 процентов общего объема поддержки, в том числе на закупку образовательных услуг не более 10 процентов общего объема поддержки);
C5 - накладные расходы получателя поддержки (не более 30 процентов затрат на фонд оплаты труда работников, непосредственно связанных с реализацией плана деятельности центра);
m - коэффициент, используемый для дифференциации предоставляемой поддержки получателям поддержки, значения которого определяются экспертным советом в порядке, определенном пунктами 41 - 44 настоящих Правил (далее - коэффициент).
40. Закупка товаров, работ и услуг получателем поддержки должна осуществляться на конкурсной основе с целью достижения максимальной эффективности использования денежных средств и наилучших результатов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
41. Значение коэффициента (m) для каждого центра на 1-й год предоставления поддержки устанавливается равным единице.
42. Значение коэффициента (m) для каждого центра в последующие годы устанавливается по решению экспертного совета.
Значение коэффициента (m) для каждого центра устанавливается на основании баллов (B), определяемых по формуле, указанной в пункте 43 настоящих Правил, с учетом ограничений:
если B < Bmin, то m = 0,75;
если B > Bmax, то m = 1,25.
Значения параметров Bmin и Bmax определяются экспертным советом.
Коэффициент (m) устанавливается экспертным советом равным единице в случае, если соответствующие изменения размера поддержки создают риски для недостижения или неполного достижения показателей предоставления поддержки, ключевых контрольных точек плана деятельности центра или невыполнения требований по объемам привлекаемого софинансирования.
43. Баллы (В) определяются для каждого центра по формуле:
где:
n - общее количество показателей центра 1-й волны (центра 2-й волны), предусмотренных пунктом 31 настоящих Правил;
z - порядковый номер показателя предоставления поддержки, указанного в пункте 31 настоящих Правил (от 1 до 10 - для центров 1-й волны, от 1 до 11 - для центров 2-й волны);
wz - относительный вес показателя предоставления поддержки, указанного в пункте 31 настоящих Правил под порядковым номером (z) (от 1 до 10 - для центров 1-й волны, от 1 до 11 - для центров 2-й волны), в отчетном периоде, значение которого устанавливается в документации отбора получателей поддержки, при этом на wz накладываются следующие ограничения:
dz - фактическое значение показателя предоставления поддержки, указанного в пункте 31 настоящих Правил под порядковым номером (z) (от 1 до 10 - для центров 1-й волны, от 1 до 11 - для центров 2-й волны), достигнутое получателем поддержки в отчетном периоде;
Dz - плановое значение показателя предоставления поддержки, указанного в пункте 31 настоящих Правил под порядковым номером (z) (от 1 до 10 - для центров 1-й волны, от 1 до 11 - для центров 2-й волны), установленное в программе центра, реализуемой получателем поддержки;
E - число членов экспертного совета, оценивших результаты деятельности центра по итогам рассмотрения сводного отчета о результатах мониторинга предоставления поддержки;
j - порядковый номер члена экспертного совета, оценившего результаты деятельности центра по итогам рассмотрения сводного отчета о результатах мониторинга предоставления поддержки;
Pj - балл, который по 5-балльной шкале поставил член экспертного совета под порядковым номером (j) центру по итогам рассмотрения сводного отчета о результатах мониторинга предоставления поддержки.
44. Центры, в отношении которых экспертный совет устанавливает значения коэффициентов (m), отличные от единицы, вносят изменения в программы центров и планы деятельности центров.
Применение коэффициентов (m) не может приводить к превышению суммарного размера поддержки, предоставляемой всем центрам, над средствами субсидии, предусмотренными в федеральном бюджете в целях, указанных в пункте 1 настоящих Правил. Допускается превышение размера гранта отдельных центров над запрошенным получателем поддержки размером поддержки в результате применения коэффициентов (m).
45. Отбор получателей поддержки является открытым. В результате такого отбора начиная с 2021 года поддержка должна быть предоставлена не менее чем 6 получателям поддержки - центрам 1-й волны. Начиная с 2023 года поддержка должна быть предоставлена не менее чем 6 получателям поддержки - центрам 2-й волны, перечень которых определяется решением президиума Комиссии.
46. Участники отбора получателей поддержки (центры 1-й волны) должны соответствовать требованиям и критериям, установленным в документации отбора получателей поддержки, предусматривающим в том числе:
а) наличие практического задела и результатов в области создания принципиально новых научных результатов в области искусственного интеллекта, а также создания и использования перспективных методов искусственного интеллекта, подтверждаемых публикациями (статьями) работников участника отбора получателей поддержки в сборниках научных работ конференций в области искусственного интеллекта, а также в научных журналах 1 и 2 квартиля, индексированных в системах WOS/SCOPUS, согласно перечням, устанавливаемым в документации отбора получателей поддержки;
б) наличие опыта участия в научно-исследовательской и научно-технической кооперации с ведущими исследовательскими группами в сфере искусственного интеллекта, работающими в других российских и зарубежных образовательных организациях и научных организациях, а также в коммерческих организациях, осуществляющих разработку, внедрение или масштабное использование технологий искусственного интеллекта в своей деятельности, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, подтверждаемого договорами о соответствующем сотрудничестве, в том числе о выполнении совместных работ или выполнении работ (оказании услуг) по заказу соответствующих организаций;
в) наличие доступа к материально-техническим и иным ресурсам, необходимым для полноценной реализации программы центра.
47. Каждый участник отбора получателей поддержки в 2021 году имеет право подать одну заявку по каждому направлению для участия в таком отборе, определенному в документации отбора получателей поддержки согласно подпункту "а" пункта 51 настоящих Правил.
48. Для целей отбора получателей поддержки в 2021 году программы центров должны соответствовать определению понятия программ центров, удовлетворять требованиям к программам центров согласно документации отбора получателей поддержки и содержать сведения, достаточные для подготовки плана деятельности центра и проведения оценки соответствия плана деятельности центра программе центра, в том числе включать в себя:
а) описание мероприятий центра, достаточных для формирования планов и (или) технических заданий на проведение исследований и разработок с целью создания принципиально новых научных результатов в области искусственного интеллекта, а также создания и использования перспективных методов искусственного интеллекта, включая информацию о потребителях соответствующих результатов, в интересах которых осуществляется коммерциализация результатов деятельности центров (с представлением необходимых подтверждающих документов с указанием объектов и способов коммерциализации);
б) описание образовательных программ, и (или) учебно-методических материалов, и (или) средств обучения и воспитания, и (или) учебных курсов, участие в подготовке и реализации которых запланировано в программе центра, согласованных партнерами центра, если предполагается их участие в соответствующих мероприятиях;
в) сведения об исследованиях и разработках и об иных мероприятиях, для реализации которых планируется привлекать внебюджетное софинансирование от партнеров центра или иных организаций при условии софинансирования получателями поддержки в соответствии с положениями о закупках получателей поддержки указанных мероприятий в объеме не более 30 процентов общего объема поддержки;
г) перечень и плановые значения показателей предоставления поддержки;
д) размер запрашиваемой поддержки в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил, не превышающий предельного размера поддержки, предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил;
е) планируемый объем софинансирования программы центра в объеме, предусмотренном подпунктом "л" пункта 34 настоящих Правил.
49. Порядок проведения отбора получателей поддержки устанавливается в документации отбора получателей поддержки.
50. Документация отбора получателей поддержки разрабатывается оператором субсидии и утверждается Министерством экономического развития Российской Федерации.
51. Документация отбора получателей поддержки включает в себя:
а) описание передовых направлений развития сферы искусственного интеллекта, в том числе "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта, для определения тематик центров, включая контрольные события, сформированные с учетом положений Национальной стратегии, а также минимальные допустимые значения показателей предоставления поддержки;
б) требования к программам центров;
в) требования к участникам отбора получателей поддержки с учетом положений настоящих Правил;
г) требования, предъявляемые к форме и содержанию заявок, подаваемых участниками отбора получателей поддержки, которые включают в том числе согласие на публикацию (размещение) в сети "Интернет" информации об участнике такого отбора, о подаваемой участником отбора получателей поддержки заявке, иной информации об участнике отбора получателей поддержки, связанной с соответствующим отбором, а также согласие на обработку персональных данных (для физического лица);
д) требование представить в составе заявки оформленное на бланке согласие органа государственной власти (государственного органа) и (или) органа местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении участника отбора получателей поддержки, на его участие в отборе получателей поддержки, проводимом оператором субсидии, и последующее заключение соглашения о предоставлении гранта;
е) сроки размещения объявления о проведении отбора получателей поддержки;
ж) сроки проведения отбора получателей поддержки с учетом сроков, указанных в плане мероприятий федерального проекта, соответствующих результату федерального проекта по центрам;
з) порядок подачи и отзыва заявок участниками отбора получателей поддержки, порядок возврата заявок участников отбора получателей поддержки, определяющий в том числе основания для возврата таких заявок, порядок предоставления участникам отбора получателей поддержки разъяснений положений документации отбора получателей поддержки, даты начала и окончания срока такого предоставления;
и) порядок рассмотрения заявок участников отбора получателей поддержки на предмет их соответствия требованиям, предусмотренным настоящими Правилами, и документации отбора получателей поддержки, включая сроки размещения на сайте в сети "Интернет" информации о результатах рассмотрения заявок, включающей следующие сведения:
информация об участниках отбора получателей поддержки, заявки которых были рассмотрены;
информация об участниках отбора получателей поддержки, заявки которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений документации отбора получателей поддержки, которым не соответствуют такие заявки;
наименование получателей поддержки, с которыми заключаются соглашения о предоставлении гранта, и размер предоставляемого им гранта;
к) основания для отклонения заявки участника отбора получателей поддержки на стадии рассмотрения и оценки заявок, в частности:
несоответствие участника отбора получателей поддержки требованиям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил;
несоответствие представленных участником отбора получателей поддержки заявок и документов требованиям к заявкам участников отбора получателей поддержки, установленным в документации отбора получателей поддержки;
недостоверность представленной участником отбора получателей поддержки информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе юридического лица;
подача участником отбора получателей поддержки заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок;
иные основания для отклонения заявки участника отбора получателей поддержки;
л) порядок проведения экспертизы заявок участников отбора получателей поддержки, включая критерии и сроки оценки заявок, их весовое значение в общей оценке, правила ранжирования заявок с учетом результатов их экспертизы;
м) порядок заключения соглашения о предоставлении гранта по итогам отбора с учетом требований настоящих Правил, включая срок, в течение которого победитель отбора должен подписать соглашение о предоставлении гранта, а также условия признания победителя (победителей) отбора уклонившимся от заключения соглашения о предоставлении гранта;
н) меры ответственности получателя поддержки за нарушение целей, условий и порядка предоставления поддержки;
о) методики оценки достижения количественных значений показателей предоставления поддержки;
п) указание доменного имени и (или) указателей страниц сайта в сети "Интернет", на котором обеспечивается проведение отбора;
р) сведения о значениях относительных весов показателей предоставления поддержки, указанных в пункте 31 настоящих Правил, по степени достижения центром показателей предоставления поддержки в отчетном периоде, применяющихся для расчета баллов в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил, а также для расчета размера штрафных санкций, применяемых в соответствии с пунктом 72 настоящих Правил;
с) дата размещения результатов отбора, которая не может быть позднее 2 рабочих дней со дня поступления протокола заседания президиума Комиссии.
52. Министерство экономического развития Российской Федерации по предложению оператора субсидии вправе принять решение о проведении дополнительного отбора получателей поддержки в следующих случаях:
а) в случае если по итогам отбора получателей поддержки лимиты бюджетных обязательств, доведенные до Управления делами Президента Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии в соответствии с настоящими Правилами, превышают суммарный размер затрат на поддержку реализации программ центров, предоставляемую получателям поддержки по итогам проведения отбора, более чем на 10 процентов;
б) в случае если по решению президиума Комиссии прекращается предоставление поддержки одному или нескольким получателям поддержки.
53. В целях проведения отбора получателей поддержки оператор субсидии обеспечивает размещение на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в сети "Интернет" и своем официальном сайте не менее чем за 45 календарных дней до истечения срока подачи заявок участниками отбора получателей поддержки извещения о проведении отбора, а также документации отбора получателей поддержки.
54. Прием заявок участников отбора получателей поддержки осуществляется оператором субсидии в сроки, установленные в извещении о проведении отбора.
55. В срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок участников отбора получателей поддержки, соответствующие заявки направляются оператором субсидии на экспертизу.
56. Проведение экспертизы заявок участников отбора получателей поддержки осуществляется в срок, установленный в документации отбора получателей поддержки, но не менее 25 календарных дней со дня направления заявок на экспертизу.
57. Организацию экспертизы заявок оператор субсидии обеспечивает в соответствии с критериями и правилами выставления оценок заявкам, установленными в документации отбора получателей поддержки.
58. К проведению экспертизы оператор субсидии в определяемом им порядке вправе привлечь одну или несколько экспертных организаций, имеющих опыт осуществления экспертизы научной, научно-технической, инновационной деятельности и соответствующих требованиям к экспертным организациям, привлекаемым к проведению экспертизы заявок участников отбора получателей поддержки, в соответствии с требованиями, установленными в документации отбора получателей поддержки.
Эксперты, осуществляющие экспертизу, не должны иметь личной заинтересованности в результатах проведенной экспертизы.
59. Результаты экспертизы заявок участников отбора получателей поддержки вместе с заявками в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня окончания экспертизы, представляются оператором субсидии в экспертный совет.
60. Экспертный совет включает в себя ведущих представителей экспертного сообщества в сфере искусственного интеллекта, в том числе представителей российских образовательных организаций высшего образования и научных организаций, коммерческих организаций, осуществляющих разработку, внедрение или масштабное использование технологий искусственного интеллекта в своей деятельности, организаций, осуществляющих предоставление поддержки на проведение исследований и разработок, в том числе по тематике искусственного интеллекта, Министерства экономического развития Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Члены экспертного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.
61. Экспертный совет осуществляет следующие основные функции:
а) рассмотрение заявок участников отбора и результатов экспертизы заявок участников отбора получателей поддержки, предварительного отбора получателей поддержки, формирование рекомендации по определению получателей поддержки;
б) согласование программ центров;
в) рассмотрение и согласование результатов мониторинга предоставления поддержки;
г) согласование изменений в программы центров с учетом результатов мониторинга предоставления поддержки;
д) определение на финансовый год, следующий за отчетным годом, значений коэффициентов, используемых для дифференциации предоставляемой поддержки получателям поддержки;
е) формирование рекомендаций для президиума Комиссии по прекращению предоставления поддержки;
ж) формирование предложений по приоритетным направлениям научных исследований и развития технологий в области искусственного интеллекта, в том числе для их включения в документацию отбора получателей поддержки;
з) проведение оценки достижения целей реализации программ центров и показателей предоставления поддержки, установленных пунктом 31 настоящих Правил.
62. Оператор субсидии создает экспертный совет, утверждает по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации положение об экспертном совете, устанавливающее цели, функции, полномочия экспертного совета, порядок его формирования и деятельности, а также состав экспертного совета.
В целях формирования состава экспертного совета оператор субсидии направляет в адрес организаций, указанных в пункте 60 настоящих Правил, запрос о представлении предложений по включению представителей указанных организаций в состав экспертного совета.
63. Экспертный совет по итогам рассмотрения заявок участников отбора, заявок участников предварительного отбора и результатов экспертизы заявок участников отбора, заявок участников предварительного отбора формирует рекомендации по определению получателей поддержки в срок до 10 рабочих дней со дня представления оператором субсидии результатов экспертизы заявок участников отбора, заявок участников предварительного отбора. Результаты заседания экспертного совета оформляются протоколом.
В срок до 5 рабочих дней со дня подписания протокол экспертного совета направляется оператором субсидии в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации в целях подготовки рекомендаций для принятия решения президиумом Комиссии.
64. Управлением делами Президента Российской Федерации осуществляются проверки соблюдения оператором субсидии порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидии. Органами государственного финансового контроля осуществляются проверки в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Управление делами Президента Российской Федерации проводит мониторинг достижения результата предоставления субсидии, исходя из достижения значений результата предоставления субсидии, определенных соглашением, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольная точка), в порядке и по формам, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации, но не чаще одного раза в квартал.
65. В случае установления по итогам проверок, проведенных Управлением делами Президента Российской Федерации и органом государственного финансового контроля, фактов нарушения оператором субсидии условий предоставления субсидии оператор субсидии обязан возвратить в доход федерального бюджета соответствующие средства в объеме выявленного нарушения:
а) на основании требования Управления делами Президента Российской Федерации - не позднее 10-го рабочего дня со дня получения оператором субсидии указанного требования;
б) на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
66. В случае недостижения оператором субсидии значений результата предоставления субсидии соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета на основании требования Управления делами Президента Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного требования, а на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в объеме (V), определяемом по формуле:
где:
O - размер затрат на выполнение функций оператора субсидии, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил;
Rp - число получателей поддержки, утвержденных президиумом Комиссии;
Rf - число получателей поддержки, с которыми заключены соглашения о предоставлении гранта.
67. Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет проверки соблюдения получателем поддержки порядка и условий предоставления поддержки, в том числе в части достижения результатов предоставления поддержки. Органы государственного финансового контроля проводят проверки получателей поддержки в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
68. В целях осуществления контроля за соблюдением получателями поддержки целей, условий и порядка предоставления поддержки оператор субсидии осуществляет подготовку сводного отчета о результатах мониторинга предоставления поддержки и выносит соответствующий отчет на рассмотрение экспертного совета.
По итогам последнего года реализации программ центров экспертным советом проводится оценка достижения целей реализации программ центров и показателей предоставления поддержки, установленных пунктом 31 настоящих Правил.
69. Подготовка сводного отчета о результатах мониторинга предоставления поддержки ежегодно осуществляется оператором субсидии и выносится на рассмотрение экспертного совета в I квартале года, следующего за отчетным годом.
Экспертный совет осуществляет согласование сводного отчета о результатах мониторинга предоставления поддержки. Согласованный сводный отчет о результатах мониторинга предоставления поддержки, а также оценка достижения целей реализации программ центров и показателей предоставления поддержки, установленных пунктом 31 настоящих Правил, проведенная по итогам последнего года реализации программ центров, направляются оператором субсидии в адрес президиума Комиссии в срок до 7 рабочих дней со дня подписания соответствующего протокола заседания экспертного совета.
70. Рассмотрение результатов мониторинга предоставления поддержки осуществляется экспертным советом, в том числе в части оценки достижения центрами показателей предоставления поддержки, относящихся непосредственно к деятельности указанных центров, в том числе в целях:
а) подготовки рекомендаций президиуму Комиссии о целесообразности дальнейшего предоставления поддержки получателям поддержки или прекращении предоставления поддержки одному или нескольким получателям поддержки;
б) подготовки рекомендаций оператору субсидии о целесообразности внесения изменений в программы центров с учетом результатов мониторинга предоставления поддержки;
в) подготовки рекомендаций оператору субсидии о целесообразности реализации оператором субсидии отдельных организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, а также информационного сопровождения в интересах повышения эффективности мероприятий поддержки центров.
71. Оператор субсидии обеспечивает исполнение рекомендаций экспертного совета, в том числе путем внесения соответствующих изменений в соглашения о предоставлении гранта, заключаемого с получателями поддержки.
72. Размер штрафных санкций, применяемых оператором субсидии в отношении получателя поддержки (Fc), определяется по формуле:
где:
H - размер поддержки, предоставленной получателю поддержки в отчетном периоде;
n - общее количество показателей центра, предусмотренных пунктом 31 настоящих Правил;
wz - относительный вес показателя предоставления поддержки, указанного в пункте 31 настоящих Правил под порядковым номером (z) (от 1 до 10 - для центров 1-й волны, от 1 до 11 - для центров 2-й волны), в отчетном периоде, значение которого устанавливается для центров 1-й волны в документации отбора получателей поддержки, для центров 2-й волны в документации предварительного отбора получателей поддержки, при этом на wz накладываются следующие ограничения:
dz - фактическое значение показателя предоставления поддержки, указанного в пункте 31 настоящих Правил под порядковым номером (z) (от 1 до 10 - для центров 1-й волны, от 1 до 11 - для центров 2-й волны), достигнутое получателем поддержки в отчетном периоде;
Dz - плановое значение показателя предоставления поддержки, указанного в пункте 31 настоящих Правил под порядковым номером (z) (от 1 до 10 - для центров 1-й волны, от 1 до 11 - для центров 2-й волны), установленное в программе центра;
t - число ключевых контрольных точек плана деятельности центра, выполненных в отчетном году;
T - число ключевых контрольных точек плана деятельности центра, предусмотренных в отчетном году.
В случае если dz > 0,8 x Dz, то dz = 0,8 x Dz.";
73. Штрафные санкции, предусмотренные пунктом 72 настоящих Правил, применяются в отношении получателя поддержки в случае, если выполняется как минимум одно из следующих условий:
74. Штрафные санкции, предусмотренные пунктом 72 настоящих Правил, применяются ежегодно в отношении получателя поддержки по итогам оценки центра 1-й волны по степени достижения им результатов в отчетном периоде, начиная с отчетного периода 2022 года, по итогам оценки центра 2-й волны по степени достижения им результатов, начиная с отчетного периода, следующего за годом начала предоставления поддержки.
75. Перечисление получателями поддержки средств в размере штрафных санкций, рассчитанных в соответствии с пунктом 72 настоящих Правил, осуществляется на основании требования оператора субсидии в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования.
76. Взысканные с получателей поддержки средства в размере штрафных санкций, рассчитанных в соответствии с пунктом 72 настоящих Правил, направляются оператором субсидии в доход федерального бюджета в течение 10 календарных дней со дня поступления соответствующих средств оператору субсидии.
77. В случае установления Управлением делами Президента Российской Федерации или органом государственного финансового контроля по итогам мероприятий в целях контроля за соблюдением оператором субсидии условий и порядка предоставления субсидии нарушения условий и порядка предоставления субсидии Управлением делами Президента Российской Федерации в отношении оператора субсидии применяются штрафные санкции.
78. Размер штрафных санкций, применяемых в отношении оператора субсидии в случае несвоевременного и (или) неполного выполнения организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых оператором субсидии в соответствии с настоящими Правилами (Fo), определяется по формуле:
где:
OF - фактический размер затрат на выполнение функций оператора субсидии;
u - число мероприятий плана реализации оператором субсидии его функций, выполненных без нарушения сроков;
U - общее число мероприятий плана реализации оператором субсидии его функций в отчетном периоде.
Указанные штрафные санкции применяются в отношении оператора субсидии в случае, если отношение числа мероприятий плана реализации оператором субсидии его функций, выполненных с нарушением сроков выполнения более чем на 10 рабочих дней, к общему числу мероприятий плана реализации оператором субсидии функций составляет более 20 процентов.
79. Взысканные с оператора субсидии средства в размере штрафных санкций, рассчитанных в соответствии с пунктом 78 настоящих Правил, перечисляются оператором субсидии в доход федерального бюджета.
80. Перечисление оператором субсидии средств в размере штрафных санкций, рассчитанных в соответствии с пунктом 78 настоящих Правил, осуществляется на основании требования Управления делами Президента Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования.
81. Штрафные санкции, рассчитанные в соответствии с пунктами 72 и 78 настоящих Правил, на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля перечисляются в доход федерального бюджета в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
82. Наборы данных, сформированные центрами 2-й волны, в целях достижения показателя предоставления поддержки, предусмотренного абзацем четвертым подпункта "б" пункта 31 настоящих Правил, должны соответствовать цели программы центра и удовлетворять следующим требованиям:
а) обеспечена защищенность данных;
б) не используются сведения, которые отнесены к государственной тайне;
в) обращение с наборами данных, полученными с использованием данных, содержащих сведения ограниченного доступа, не относящиеся к государственной тайне, должно осуществляться в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации правовым режимом для данных, используемых для создания соответствующих наборов данных;
г) применимость для обучения технологий искусственного интеллекта и иные требования, предъявляемые к качеству данных в соответствии с документацией предварительного отбора получателей поддержки;
д) иные требования, устанавливаемые законодательством Российской Федерации.