ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Правительства РФ от 05.07.2021 N 1120 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2021 г. N 1120
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИИ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ
АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ЦЕЛЯХ ПОДДЕРЖКИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ В СФЕРЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА,
В ТОМ ЧИСЛЕ В ОБЛАСТИ "СИЛЬНОГО" ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА,
СИСТЕМ ДОВЕРЕННОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭТИЧЕСКИХ
АСПЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта.
2. Министерству экономического развития Российской Федерации не позднее 30 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации об образовании рабочей группы по исследовательским центрам в сфере искусственного интеллекта и утверждении ее состава, а также об утверждении положения о рабочей группе по исследовательским центрам в сфере искусственного интеллекта.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 июля 2021 г. N 1120
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ "АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ЦЕЛЯХ ПОДДЕРЖКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
ЦЕНТРОВ В СФЕРЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, В ТОМ ЧИСЛЕ
В ОБЛАСТИ "СИЛЬНОГО" ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, СИСТЕМ
ДОВЕРЕННОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭТИЧЕСКИХ
АСПЕКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" (далее - оператор субсидии) в целях поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта (далее соответственно - субсидия, поддержка).
Субсидия предоставляется в рамках федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - федеральный проект).
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"индустриальный партнер" - партнер центра, осуществляющий внедрение результатов деятельности центра;
"ключевые контрольные точки плана деятельности центра" - значимые результаты плана деятельности центра и отдельных составляющих указанного плана;
"мониторинг предоставления поддержки" - совокупность организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых оператором субсидии с целью выполнения требований об осуществлении контроля за выполнением планов деятельности центров;
"Национальная стратегия" - Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
"отбор получателей поддержки" - совокупность организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, включая их информационное сопровождение, проводимых оператором субсидии в форме отбора с целью определения получателей поддержки в соответствии с настоящими Правилами;
"партнер центра" - организация, участвующая в реализации программы центра в соответствии с планом деятельности центра;
"план деятельности центра" - совокупность документов, указанных в пункте 28 настоящих Правил;
"получатель поддержки" - участник отбора получателей поддержки, определенный рабочей группой по итогам отбора получателей поддержки в порядке, предусмотренном настоящими Правилами;
"программа центра" - документ, подготовленный участником отбора получателей поддержки на период до 2024 года включительно с целью содействия решению задач развития искусственного интеллекта в интересах реализации Национальной стратегии, определяющий совокупность мероприятий, планируемых к реализации центром, краткое описание их реализации, а также устанавливающий целевые значения показателей предоставления поддержки, указанных в пункте 31 настоящих Правил;
"рабочая группа" - рабочая группа по исследовательским центрам в сфере искусственного интеллекта, которая является коллективным органом, формируемым Правительством Российской Федерации, в состав которого входят лица, указанные в пункте 60 настоящих Правил, осуществляющим основные функции, указанные в пункте 61 настоящих Правил;
"сводный отчет о результатах мониторинга" - экспертно-аналитический документ о результатах выполнения плана деятельности центров, формируемый оператором субсидии по итогам мониторинга предоставления поддержки для рассмотрения рабочей группой;
"системы WOS/SCOPUS" - международные базы данных "Сеть науки" (Web of Science Core Collection) и (или) "Scopus";
"участник отбора получателей поддержки" - российская образовательная организация высшего образования или научная организация, на базе которой создан центр, разработавшая программу центра и соответствующая требованиям и критериям, установленным в документации отбора получателей поддержки, предусматривающим в том числе положения, установленные пунктом 46 настоящих Правил, подготовившая и подавшая заявку на участие в отборе получателей поддержки;
"фреймворк" - программное обеспечение, облегчающее разработку и объединение разных компонентов технологий искусственного интеллекта, требования к которому определены в документации отбора получателей поддержки, в том числе сервисы автоматизации процессов облачных решений, направленные на модернизацию, ускорение работы и (или) адаптацию алгоритмов искусственного интеллекта с учетом мероприятий, реализуемых совместно с партнерами центра;
"центр" - исследовательский центр, который является структурным подразделением участника отбора получателей поддержки, получателя поддержки, целью деятельности которого является проведение научных исследований, включая фундаментальные и прикладные исследования, и разработок по передовым направлениям развития сферы искусственного интеллекта, в том числе "сильного" искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта, а также участие в подготовке и реализации образовательных программ в форме подготовки учебно-методических материалов и (или) средств обучения и воспитания, в том числе подготовки и проведения учебных курсов по тематике искусственного интеллекта, создания и развития образовательных технологий с использованием искусственного интеллекта, в кооперации с другими организациями;
"цифровое решение" - цифровая система для учета и развития участников сообществ в сфере искусственного интеллекта на основе цифровых платформ, обеспечивающая обмен данными между институтами развития, организаторами мероприятий, образовательными и научными организациями, имеющими информацию о сообществах в сфере искусственного интеллекта, о лицах, заинтересованных в развитии технологий искусственного интеллекта, с функцией сквозного накопления данных цифрового следа команд (кружков), физических лиц и проектов.
3. Субсидия предоставляется:
а) на финансовое обеспечение затрат оператора субсидии на оказание поддержки посредством предоставления гранта получателю поддержки;
б) на финансовое обеспечение следующих затрат на выполнение функций оператора субсидии:
затраты на оплату труда, расходы на обучение и повышение квалификации работников (далее - затраты на фонд оплаты труда оператора субсидии);
начисления на выплаты по оплате труда работников и компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - начисления на оплату труда);
приобретение услуг по экспертизе заявок на участие в отборе получателей поддержки, услуг по сопровождению мониторинга предоставления поддержки (далее - затраты на научно-технологическую экспертизу и экспертное сопровождение мониторинга);
командировочные расходы работников;
приобретение программного обеспечения, техническое сопровождение программного обеспечения, услуги информационных агентств, обеспечение доступа к информационным системам и аналитическим данным, приобретение основных средств, материальных запасов, иные расходы на общехозяйственные нужды, включая коммунальные расходы, расходы на услуги связи, расходы на услуги в сфере информационных технологий, транспортные услуги, изготовление полиграфической и презентационной продукции, расходы на содержание и обслуживание имущества, расходы на уплату налога на имущество, земельного налога, расходы на ремонт имущества, расходы на аренду (субаренду) имущества, расходы на уплату государственных пошлин и сборов, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, приобретение нотариальных услуг, приобретение услуг по регистрации товарных знаков, расходы по аттестации рабочих мест, расходы по уплате взносов за участие в мероприятиях по вопросам реализации национальных проектов (программ) (далее - накладные расходы оператора субсидии).
4. Затраты на фонд оплаты труда оператора субсидии и начисления на оплату труда за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, не могут составлять более 90 процентов общего объема затрат на выполнение функций оператора субсидии.
Затраты на научно-технологическую экспертизу и экспертное сопровождение мониторинга за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, не могут превышать 55 процентов общего объема затрат на выполнение функций оператора субсидии.
Сумма накладных расходов оператора субсидии и командировочных расходов его работников за счет средств субсидии по направлению, указанному в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, не может превышать 40 процентов затрат на фонд оплаты труда оператора субсидии.
Закупка товаров, работ и услуг оператором субсидии должна осуществляться в соответствии с положением о закупках оператора субсидии в целях достижения максимальной эффективности использования денежных средств и наилучших результатов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Средняя заработная плата работников оператора субсидии, непосредственно связанных с достижением результата предоставления субсидии, не может превышать размера среднемесячной начисленной заработной платы по виду экономической деятельности "деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления" по г. Москве, исчисляемой по данным Федеральной службы государственной статистики, за год, предшествующий отчетному году.
5. Субсидия предоставляется Управлением делами Президента Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Управления делами Президента Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
6. Сведения о субсидии в установленном порядке размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в разделе "Бюджет" при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).
7. Результатом предоставления субсидии является количество поддержанных центров (центр считается поддержанным, если между оператором субсидии и получателем поддержки заключено соглашение о предоставлении гранта).
8. Показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, в том числе в отчетном году, является количество созданных центров (значение показателя определяется как количество структурных подразделений, функционирующих на базе получателей поддержки и реализующих программы центров).
9. Получателем субсидии является оператор субсидии.
10. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Управлением делами Президента Российской Федерации и оператором субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - соглашение о предоставлении субсидии), предусматривающего в том числе:
а) согласие оператора субсидии на осуществление Управлением делами Президента Российской Федерации и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также обязательство оператора субсидии по включению в договоры (соглашения), заключаемые в целях исполнения обязательств по соглашению о предоставлении субсидии, положений о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на проведение указанных проверок;
б) значения результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии;
в) сроки и формы представления дополнительной отчетности оператором субсидии и получателем поддержки, установленной Управлением делами Президента Российской Федерации (при необходимости);
г) условия о согласовании новых условий соглашения о предоставлении субсидии или о расторжении соглашения о предоставлении субсидии при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения Управлению делами Президента Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета ранее доведенных до Управления делами Президента Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 5 настоящих Правил, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении о предоставлении субсидии;
д) условие об использовании оператором субсидии в текущем финансовом году остатков средств субсидии, не использованных на начало текущего финансового года, на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии, на основании решения Управления делами Президента Российской Федерации, принятого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
е) запрет приобретения оператором субсидии за счет полученных из федерального бюджета средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций, связанных с достижением целей предоставления субсидии, определенных настоящими Правилами;
ж) положения о казначейском сопровождении, установленные правилами казначейского сопровождения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
з) сроки проведения оператором субсидии отбора получателей поддержки, включая срок приема заявок на участие в отборе, который не может составлять менее 45 календарных дней, следующих за днем размещения объявления о проведении такого отбора;
и) возможность возмещения за счет субсидии расходов (части расходов) оператора субсидии, произведенных не ранее 1 января 2021 г. за счет собственных средств на цели предоставления субсидии, в том числе произведенных в предшествующем году и (или) произведенных до заключения соглашения о предоставлении субсидии, при наличии документов, подтверждающих оплату произведенных расходов (части расходов);
к) показатели оператора субсидии, характеризующие своевременность и полноту выполнения организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, включая их информационное сопровождение, проводимых оператором субсидии с целью определения получателей поддержки, предоставления поддержки получателям поддержки и мониторинга предоставления поддержки в соответствии с настоящими Правилами;
л) обязательство оператора субсидии по ведению раздела о центрах на национальном онлайн-портале в сфере искусственного интеллекта, предусмотренном федеральным проектом, в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации;
м) обязательство оператора субсидии в целях реализации настоящих Правил осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации с учетом рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации по объему и порядку такого взаимодействия;
н) обязательство оператора субсидии определить представителя для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации по вопросам использования субсидии оператором субсидии и исполнения своих обязанностей, определенных в соответствии с настоящими Правилами.
11. Точная дата достижения результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для его достижения, а также их конечное значение определяются в федеральном проекте и устанавливаются в соглашении о предоставлении субсидии.
12. Оператор субсидии осуществляет следующие функции:
а) организация и выполнение организационно-технических и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых с целью определения получателей поддержки;
б) предоставление поддержки получателям поддержки;
в) мониторинг предоставления поддержки, включая подготовку сводного отчета о результатах мониторинга;
г) информационное сопровождение определения получателей поддержки и результатов мониторинга предоставления поддержки.
13. Оператор субсидии на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, должен соответствовать следующим требованиям:
а) у оператора субсидии отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) у оператора субсидии отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
в) у оператора субсидии отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет сумм, поступивших оператору субсидии в текущем финансовом году от возврата ранее произведенных выплат, в том числе грантов, предоставленных получателям поддержки, источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии, предоставленные в отчетном финансовом году, в отношении которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в очередном финансовом году;
г) оператор субсидии не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к оператору субсидии другого юридического лица), ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность оператора субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
д) оператор субсидии не получает средства из федерального бюджета, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с настоящими Правилами, на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации на цели, установленные настоящими Правилами;
е) в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере оператора субсидии;
ж) оператор субсидии не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов.
14. Для заключения соглашения о предоставлении субсидии оператор субсидии представляет в Управление делами Президента Российской Федерации подписанные руководителем (уполномоченным лицом) справки по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, о соответствии оператора субсидии требованиям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил.
15. Управление делами Президента Российской Федерации в течение 15 рабочих дней рассматривает представленные справки и принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидии.
16. Основаниями для отказа оператору субсидии в предоставлении субсидии являются:
а) непредставление оператором субсидии (представление не в полном объеме) справок, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил;
б) несоответствие представленных оператором субсидии справок положениям, предусмотренным пунктом 14 настоящих Правил;
в) несоответствие оператора субсидии требованиям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил;
г) установление факта недостоверности представленной оператором субсидии информации, содержащейся в справках, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил.
17. Управление делами Президента Российской Федерации в срок, не превышающий 10 рабочих дней после принятия решения о предоставлении субсидии, заключает соглашение о предоставлении субсидии с оператором субсидии.
18. Оператор субсидии представляет следующие отчеты:
а) в Управление делами Президента Российской Федерации - ежеквартально и ежегодно, на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, отчетность об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме, определенной типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, установленной Министерством финансов Российской Федерации;
б) в Управление делами Президента Российской Федерации - ежегодно, на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, отчетность о достижении результата предоставления субсидии, показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, по формам, определенным типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, установленной Министерством финансов Российской Федерации;
в) в Министерство экономического развития Российской Федерации - ежемесячно, не позднее 7-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным месяцем, сведения в отношении контрольных точек федерального проекта, непосредственно связанных с реализацией целей в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил (при наличии соответствующих контрольных точек в отчетном месяце).
19. Ежегодная отчетность, указанная в подпунктах "а" и "б" пункта 18 настоящих Правил, представляется не позднее 30-го рабочего дня, следующего за отчетным годом, в Управление делами Президента Российской Федерации после ее согласования с Министерством экономического развития Российской Федерации. Указанные отчеты направляются в Управление делами Президента Российской Федерации на бумажном носителе или в форме электронного документа. Отчеты, представляемые на бумажном носителе, подписываются руководителем оператора субсидии. Отчеты, представляемые в форме электронного документа, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя оператора субсидии.
Министерство экономического развития Российской Федерации в течение 10 рабочих дней рассматривает представленную оператором субсидии ежегодную отчетность, принимает решение о ее согласовании и направляет согласованную отчетность оператору субсидии.
Отчетность об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, составляется в рублях (с точностью до 2-го десятичного знака).
20. Дополнительные соглашения к соглашению о предоставлении субсидии заключаются между Управлением делами Президента Российской Федерации и оператором субсидии в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
21. Перечисление субсидии осуществляется на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, не позднее 2-го рабочего дня после представления в территориальный орган Федерального казначейства оператором субсидии распоряжений о совершении казначейских платежей для оплаты денежного обязательства оператора субсидии.
22. Размер субсидии определяется как сумма затрат по направлениям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, и не превышает 100 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Управления делами Президента Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Размер субсидии, предоставляемой оператору субсидии в соответствующем финансовом году (S), определяется по формуле: