ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 1995 г. N 1102
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ
ОТ ДИОКСИНОВ И ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ НА
1996 - 1997 ГОДЫ"
В целях снижения загрязнения окружающей природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и обеспечения охраны здоровья населения Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996 - 1997 годы" (далее именуется - Программа).
2. Определить государственными заказчиками Программы Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, финансируемых в установленном порядке из федерального бюджета.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих территории, загрязненные диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, и производства, являющиеся источниками их поступления в окружающую среду, разработать и утвердить в 1996 - 1997 годах по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации целевые региональные программы неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую среду и население, предусмотрев привлечение для их финансирования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 ноября 1995 г. N 1102
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ
ОТ ДИОКСИНОВ И ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ
НА 1996 - 1997 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ
ОТ ДИОКСИНОВ И ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ
НА 1996 - 1997 ГОДЫ"
Наименование Программы Защита окружающей природной
среды и населения от
диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов на 1996 - 1997 годы
Дата принятия решения о Постановление Правительства
разработке Программы, дата ее Российской Федерации от 18 мая
утверждения (наименование и 1994 г. N 496 "О плане действий
номер соответствующего акта) Правительства Российской
Федерации по охране окружающей
среды на 1994 - 1995 годы"
Постановление Правительства
Российской Федерации от
5 ноября 1995 г. N 1102
"О Федеральной целевой
программе "Защита окружающей
природной среды и населения от
диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов на 1996 - 1997 годы"
Государственные заказчики Минприроды России
Программы Госкомсанэпиднадзор России
Основные разработчики Минприроды России
Программы Госкомсанэпиднадзор России
Минздравмедпром России
Росгидромет
Госстандарт России
МГУ им. М.В. Ломоносова
Цели и задачи Программы, Сокращение техногенного
важнейшие целевые показатели загрязнения природной среды
диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами и минимизация их
вредного воздействия на
здоровье населения на территории
Российской Федерации;
разработка правовых,
экономических и организационных
мероприятий по защите окружающей
природной среды и населения
Российской Федерации от
диоксинов;
создание в Российской
Федерации государственного банка
данных по содержанию диоксинов в
объектах окружающей среды,
продуктах питания, кормах,
промышленной продукции и отходах
производства;
проведение локального
экологического и гигиенического
мониторинга, инвентаризация
диоксиноопасных технологий и
производств;
санитарно-гигиеническая и
медико-биологическая оценка
состояния окружающей среды и
здоровья человека в регионах,
загрязненных диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами;
разработка и создание
системы социально-медицинских
мероприятий по диагностике,
профилактике и реабилитации
здоровья населения;
разработка гигиенических и
экологических нормативов
содержания диоксинов и фуранов
в различных объектах окружающей
природной среды, промышленной
продукции, отходах производства
и потребления, питьевой воде,
продуктах питания и кормах;
нейтрализация диоксинов и
ограничение их распространения
в окружающей среде
Сроки реализации Программы 1996 - 1997 годы
Перечень подпрограмм (разделов) Раздел 1. Нормативно-правовое
и основных мероприятий обеспечение безопасности
окружающей природной среды и
населения
Раздел 2. Экономические и
организационные мероприятия по
обеспечению безопасности
окружающей природной среды и
населения
Раздел 3. Оценка масштабов и
степени загрязнения отдельных
регионов России диоксинами и
фуранами
Раздел 4. Санитарно -
гигиеническая и медико -
биологическая оценка состояния
окружающей природной среды и
здоровья населения в регионах,
загрязненных диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами
Раздел 5. Методы и средства
реабилитации территорий и
здоровья населения в регионах,
загрязненных диоксинами и
диоксиноподобными токсикантами
Раздел 6. Разработка
диоксинобезопасных технологий
и методов обезвреживания
диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов
Раздел 7. Научно-информационное
обеспечение
Исполнители подпрограмм Научные и научно -
(разделов) и основных производственные организации
мероприятий министерств и ведомств
Российской Федерации,
ответственных за выполнение
заданий, подпрограмм (разделов),
и иные научные и научно -
производственные организации и
коллективы по определению
государственных заказчиков
Объемы и источники 7622 млн. рублей (в ценах
финансирования I квартала 1995 года)
из федерального бюджета,
в том числе на 1996 год -
3852 млн. рублей и на 1997 год -
3770 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты Сокращение техногенного
реализации Программы загрязнения природной среды
диоксинами и диоксиноподобными
токсикантами и минимизация их
вредного воздействия на
здоровье населения на территории
Российской Федерации
Система организации контроля Контроль за выполнением
за исполнением Программы мероприятий Программы
осуществляется в порядке,
установленном для контроля
реализации федеральных целевых
программ
1. Состояние проблемы
Одной из глобальных экологических проблем в настоящее время является защита окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов (класс соединений, включающий в себя полихлорированные дибензо-n-диоксины, полихлорированные дибензофураны, бифенилы, другие полиароматические хлорсодержащие вещества). Диоксины образуются в технологических процессах химической, целлюлозно - бумажной, металлургической и других отраслей промышленности, а также при сжигании промышленных отходов, городского мусора, этилированного бензина, дизельного топлива и некоторых других органических веществ. Диоксины относятся к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.
Наиболее угрожаемыми по загрязнению диоксинами являются Центральный, Уральский и Северо-Западный экономические регионы России с развитой промышленностью, интенсивным земледелием, где проживает основная часть населения страны.
Являясь чрезвычайно устойчивыми соединениями (период полураспада в почве около 10 лет), диоксины накапливаются в почве, растениях, животных и в организме человека. При достижении определенного уровня накопления диоксинов в организмах происходят опасные генетические изменения, последствия которых для генофонда населения, растительного и животного мира непредсказуемы.
Российская Федерация - единственная из промышленно развитых стран, не проводившая до последнего времени развернутых экологотоксикологических исследований и не имевшая государственной программы по проблеме диоксинов. Данные об опасности диоксинов для человека и результаты выборочного обследования содержания этих ксенобиотиков в природной среде и продуктах питания в Российской Федерации потребовали разработки Федеральной целевой программы "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996 - 1997 годы" (далее именуется - Программа).
Общая концепция решения проблемы диоксинов исходит из требований Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", реальных социально-политических и экономических условий, объективной оценки диоксиновой опасности для генофонда населения, животного и растительного мира и основывается на анализе данных состояния здоровья населения и результатов выборочного обследования содержания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов в объектах окружающей природной среды, питьевой воде и продуктах питания в Российской Федерации, а также из предпосылки, что решение данной проблемы в первую очередь зависит от отказа от диоксиноопасных производств и технологий.
Обеспечение защиты окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов будет способствовать реализации Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236.
2. Цели и технико-экономическая эффективность Программы
Целями Программы являются осуществление системных исследований, научно-технических разработок и решение следующих первоочередных для данного этапа задач по сокращению техногенного загрязнения природной среды диоксинами и аналогичными суперэкотоксикантами и минимизации их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации:
санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружающей среды и здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;
разработка и создание системы социально-медицинских мероприятий по диагностике, профилактике воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате воздействия этих веществ;
разработка экологических и гигиенических нормативов содержания диоксинов и фуранов в различных объектах окружающей природной среды, промышленной продукции, отходах производства и потребления, питьевой воде, продуктах питания и кормах.
Социальная эффективность реализации Программы достигается:
повышением достоверности и полноты информации о содержании диоксинов в природной среде и продуктах питания;
созданием государственного санитарно-эпидемиологического регистра и разработкой гигиенических и экологических нормативов содержания диоксинов в объектах окружающей среды, питьевой воде, продуктах питания, кормах, в промышленной продукции и отходах производства;
формированием сети аналитических центров по контролю за содержанием диоксинов;
разработкой научно обоснованных рекомендаций по локализации, снижению поступлений этих веществ от известных источников и по реабилитации территорий и здоровья населения в диоксиноопасных районах;
разработкой правовых, экономических и организационных механизмов защиты окружающей природной среды и населения от диоксинов;
проведением локального экологического и гигиенического мониторинга, выявлением источников поступления диоксинов в окружающую природную среду и инвентаризацией диоксиноопасных технологий и производств;
получением объективных данных о санитарно-гигиеническом и медико-биологическом состоянии окружающей среды и здоровья человека в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами;
обеспечением диагностики, профилактики воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате их воздействия.
Технико-экономическая эффективность Программы обеспечивается концентрацией необходимых финансовых и материальных ресурсов, их минимизацией за счет использования перспективных разработок, исключением дублирования в исследованиях и координацией усилий компетентных научно-исследовательских организаций.
Для финансирования научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ и мероприятий согласно Приложению, рассчитанных на период 1996 - 1997 годов, необходимо выделение 7622 млн. рублей (в ценах I квартала 1995 года) из средств федерального бюджета.
Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных и иных источников планируется на последующем этапе разработки и реализации региональных программ неотложных мер по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую природную среду и население в соответствии с настоящей Программой.
Трудовые ресурсы для реализации Программы включают в себя специалистов профильных научно-исследовательских учреждений министерств, ведомств и организаций, привлекаемых к выполнению проектов Программы.
Материальные ресурсы для реализации Программы выделяются исполнителям проектов по согласованию с заказчиками в пределах, предусмотренных сметной стоимостью соответствующих проектов Программы.
Экономическая эффективность Программы по критерию предотвращенного возможного экологического ущерба показывает, что предотвращенный ущерб от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на окружающую природную среду и здоровье населения при реализации Программы и последующих мероприятий на ее основе, по экспертным оценкам, может составить не менее нескольких десятков триллионов рублей.
3. Основные направления Программы
Нормативное обеспечение безопасности окружающей
природной среды и населения
Предусматривается разработка и внедрение в практику надзорных служб экологических и санитарно-гигиенических нормативов по контролю за содержанием диоксинов в различных объектах.
Экономические и организационные мероприятия по
обеспечению безопасности окружающей природной
среды и населения
Предусматриваются разработка системы комплексной экономической оценки ущерба окружающей природной среде от загрязнения диоксинами, базовых нормативов платы за выбросы и сбросы диоксинов в окружающую природную среду, разработка гибкой системы мер экономического стимулирования при создании и внедрении диоксинобезопасных технологий, организация межведомственного научно-технического центра по проблеме диоксинов.
Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных
регионов России диоксинами и фуранами
Предусматриваются разработка аналитических методик, скриннинговых тест-систем, государственная регистрация и введение в действие отечественных стандартных образцов диоксинов и фуранов, разработка усовершенствованного отечественного хромато-масс - спектрометра, оценка масштабов и степени загрязнения диоксинами районов размещения предприятий целлюлозно-бумажной и химической промышленности.
Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая
оценка состояния окружающей природной среды и здоровья
населения в районах, загрязненных диоксинами
Предусматриваются проведение анализа данных о состоянии здоровья и разработка основ профилактики и реабилитации здоровья населения в диоксиноопасных регионах.
Методы и средства реабилитации территорий и
здоровья населения в районах, загрязненных диоксинами
и диоксиноподобными токсикантами
Предусматривается осуществить разработку мероприятий по реабилитации загрязненных территорий и здоровья населения.
Разработка диоксинобезопасных технологий и методов
обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов
Предусматриваются разработка технических карт основных диоксиноопасных производств, мероприятий и технических решений по диоксинобезопасным методам переработки твердых бытовых отходов, очистке промышленных выбросов и сбросов, обезвреживанию галогеносодержащих отходов, в том числе отходов целлюлозно-бумажной промышленности, реконструкции диоксинпродуцирующих производств.
Научно-информационное обеспечение
Планируются создание банков данных, получение и обработка научной информации, подготовка сводных аналитических материалов и докладов по проблеме диоксинов.
4. Механизм реализации и конечные результаты Программы
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками:
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по экологическим аспектам проблемы диоксинов;
Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации по санитарно-гигиеническим аспектам проблемы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками Программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает контроль за ходом работ по выполнению государственного заказа государственным заказчиком.
В результате реализации Программы будут:
реализованы правовые, экономические и организационные мероприятия по защите населения и окружающей природной среды от опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов, создана система государственного экологического контроля, разработаны для внедрения в народное хозяйство диоксинобезопасные технологии, методы и средства реабилитации загрязненных территорий;
созданы основы нормативно-правового и экономического регулирования, организации систематического мониторинга и внедрения научно обоснованной системы мер, направленных на реорганизацию промышленного производства в России с целью исключения возможности образования диоксинов как в получаемой продукции, так и на всех стадиях ее производства и утилизации.
Социальная значимость выполнения Программы определяется совокупностью мероприятий, направленных на снижение заболеваемости населения, повышение качества продуктов питания, питьевой воды, защиту здоровья и генофонда населения России от опасного воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов.
В результате реализации Программы станет возможным переход к следующему этапу решения проблемы защиты окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов - снижению уровня загрязнения ими территории России до физиологически допустимых норм. Для этого предстоит разработать и организовать систему постоянного мониторинга окружающей среды, реализовать план мероприятий по локализации и снижению уровня загрязнения территории России диоксинами и фуранами, реабилитации здоровья населения, провести реорганизацию диоксинпродуцирующих производств, осуществить внедрение диоксинобезопасных технологий.
Приложение
к Федеральной целевой программе
"Защита окружающей природной
среды и населения от диоксинов
и диоксиноподобных токсикантов
на 1996 - 1997 годы"
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЗАЩИТА
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ ОТ ДИОКСИНОВ И
ДИОКСИНОПОДОБНЫХ ТОКСИКАНТОВ НА 1996 - 1997 ГОДЫ"
┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│ │Затраты <*> (млн. рублей в │
│ Наименование мероприятий │ ценах I квартала 1995 г. │
│ ├────────┬─────────┬────────┤
│ │ всего │ 1996 г. │ 1997 г.│
├────────────────────────────────────┴────────┴─────────┴────────┤
│ 1. Нормативно-правовое обеспечение безопасности │
│ окружающей природной среды и населения │
│ │
│Разработка экологических нормативов 83 41,5 41,5│
│содержания диоксинов и фуранов в │
│выбросах и сбросах промышленных │
│предприятий и мусоросжигательных │
│заводов │
│ │
│Разработка экологических нормативов 83 41,5 41,5│
│содержания диоксинов и фуранов в │
│почвах, отходах производства и │
│потребления │
│ │
│Разработка санитарно-гигиенических 454 151 303 │
│нормативов содержания диоксинов и │
│фуранов в питьевой воде, продуктах │
│питания, воздухе рабочей зоны, │
│промышленной продукции, кормах и │
│биосубстратах │
│ │
│Разработка предложений о внесении 68 34 34 │
│изменений и дополнений в законы и │
│иные нормативные правовые акты │
│Российской Федерации в области │
│защиты окружающей среды и населения │
│от диоксинов и диоксиноподобных │
│токсикантов │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Итого по разделу 1 688 268 420 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 2. Экономические и организационные мероприятия по │
│ обеспечению безопасности окружающей │
│ природной среды и населения │
│ │
│Разработка комплексного алгоритма 106 53 53 │
│оценки экологического и │
│антропогенного риска от загрязнения │
│диоксинами и диоксиноподобными │
│токсикантами для принятия │
│управленческих решений │
│ │
│Разработка системы комплексной 60 30 30 │
│экономической оценки ущерба │
│окружающей природной среде от │
│загрязнения диоксинами и │
│диоксиноподобными токсикантами │
│ │
│Разработка базовых нормативов платы 60 30 30 │
│за выбросы и сбросы диоксинов и │
│фуранов в окружающую природную среду │
│и за размещение отходов, их │
│содержащих │
│ │
│Разработка системы мер 30 15 15 │
│экономического стимулирования и │
│льготного налогообложения │
│предприятий, учреждений и │
│организаций при разработке и │
│внедрении диоксинобезопасных │
│технологий │
│ │
│Создание Межведомственного 756 756 - │
│научно-технического центра по │
│проблеме диоксинов и │
│диоксиноподобных токсикантов │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Итого по разделу 2 1012 884 128 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 3. Оценка масштабов и степени загрязнения отдельных │
│ регионов России диоксинами и фуранами │
│ │
│Разработка аналитических методик 435 170 265 │
│определения содержания диоксинов и │
│фуранов в пищевых продуктах, кормах, │
│промышленной продукции и отходах, │
│биосфере, биосубстратах человека и │
│объектах биоты │
│ │
│Разработка скриннинговых тест-систем 113 56 57 │
│и внедрение их в практику учреждений │
│Госкомсанэпиднадзора России, │
│Минздравмедпрома России и Минприроды │
│России │
│ │
│Синтез, наработка, государственная 185 92 93 │
│регистрация и введение в действие │
│стандартных образцов диоксинов и │
│фуранов, в том числе изотопномеченых │
│ │
│Усовершенствование отечественного 378 77 301 │
│малогабаритного хромато-масс - │
│спектрометра, разработка и │
│организация выпуска │
│хроматографических колонок для │
│определения диоксинов и фуранов │
│ │
│Разработка методов и средств 113 56 57 │
│биоиндикации и биотестирования │
│диоксинов в окружающей среде │
│ │
│Аккредитация лабораторий на право 45 45 - │
│государственного контроля по │
│определению диоксинов и фуранов в │
│различных объектах окружающей среды │
│ │
│Проведение измерений и определение 756 226 530 │
│суммарных выбросов и сбросов │
│диоксинов в окружающую среду от │
│известных источников: предприятий │
│химической промышленности; │
│предприятий цветной и черной │
│металлургии; целлюлозно-бумажного │
│производства; автомобильного │
│транспорта; мусороперерабатывающих │
│заводов │
│ │
│Оценка уровня загрязнения 378 151 227 │
│диоксиноподобными токсикантами │
│регионов с предприятиями │
│целлюлозно-бумажной и химической │
│промышленности │
│ │
│Ранжирование территории России по 38 19 19 │
│загрязненности диоксинами и │
│диоксиноподобными токсикантами │
│ │
│Разработка прогноза загрязнения 30 18 12 │
│территории России диоксинами и │
│диоксиноподобными токсикантами с │
│помощью имитационных моделей │
│пространственно-временного │
│перемещения суперэкотоксикантов в │
│объектах окружающей среды │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Итого по разделу 3 2471 910 1561 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 4. Санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка │
│ состояния окружающей природной среды и здоровья населения │
│ в регионах, загрязненных диоксинами и │
│ диоксиноподобными токсикантами │
│ │
│Анализ данных о состоянии здоровья 45 45 - │
│населения в диоксиноопасных регионах │
│ │
│Экспериментальные и клинические 204 61 143 │
│исследования воздействия диоксинов и │
│диоксиноподобных токсикантов на │
│человека, определение уровня │
│содержания диоксинов в грудном │
│молоке │
│ │
│Разработка методов оценки риска 151 76 75 │
│проживания в диоксиноопасных │
│регионах │
│ │
│Исследование токсикологических 378 227 151 │
│эффектов диоксинов и │
│диоксиноподобных токсикантов на │
│биологические системы в различных │
│природных средах │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Итого по разделу 4 778 409 369 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 5. Методы и средства реабилитации территорий и здоровья │
│ населения в регионах, загрязненных диоксинами и │
│ диоксиноподобными токсикантами │
│ │
│Разработка научных основ 174 87 87 │
│профилактики и реабилитации здоровья │
│населения в диоксиноопасных регионах │
│ │
│Разработка системы реабилитации 83 83 - │
│территорий, загрязненных диоксинами │
│и диоксиноподобными токсикантами │
│ │
│Разработка комплекса мероприятий по 174 87 87 │
│защите источников питьевого │
│водоснабжения от загрязнения │
│диоксинами и диоксиноподобными │
│токсикантами, усовершенствованию │
│процессов водоподготовки с целью │
│обеспечения нормативного содержания │
│диоксинов в питьевой воде │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Итого по разделу 5 431 257 174 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 6. Разработка диоксинобезопасных технологий и методов │
│ обезвреживания диоксинов и диоксиноподобных токсикантов │
│ │
│Исследование условий образования 242 121 121 │
│диоксинов в промышленных │
│производствах хлорорганических │
│продуктов на различных стадиях их │
│получения и в смежных │
│технологических циклах │
│ │
│Разработка и экспериментальная 54 27 27 │
│проверка диоксинобезопасных │
│технологий переработки твердых │
│бытовых отходов │
│ │
│Разработка мероприятий и технических 378 189 189 │
│решений по замене технологий с │
│использованием хлора и │
│хлорсодержащих соединений на │
│технологические процессы, │
│исключающие образование диоксинов и │
│фуранов │
│ │
│Разработка технологий и средств 567 260 307 │
│очистки промышленных выбросов и │
│сбросов от диоксинов и фуранов │
│ │
│Разработка эффективных способов и 378 189 189 │
│технических средств обезвреживания и │
│утилизации галогеносодержащих │
│отходов, в том числе отходов │
│целлюлозно-бумажной промышленности │
│ │
│Исследование процессов миграции, 189 94 95 │
│трансформации и деградации диоксинов │
│и фуранов под воздействием внешних │
│факторов в объектах окружающей │
│природной среды │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Итого по разделу 6 1808 880 928 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 7. Научно-информационное обеспечение │
│ │
│Создание банка данных по основным 94 94 - │
│диоксиноопасным производствам и │
│технологиям в России │
│ │
│Организация и проведение семинаров и 94 37 57 │
│конференций по проблеме диоксинов │
│ │
│Подготовка сводных аналитических 76 38 38 │
│материалов и документов для │
│представления в Правительство │
│Российской Федерации │
│ │
│Создание информационно-поисковой 94 37 57 │
│системы по Программе │
│ │
│Обеспечение населения и общественных 76 38 38 │
│организаций информацией об опасности │
│диоксинов и диоксиноподобных │
│токсикантов и мерах защиты от них │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Итого по разделу 7 434 244 190 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Всего по Программе 7622 3852 3770 │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
--------------------------------
<*> Федеральный бюджет.