ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 1994 г. N 809
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СНИЖЕНИЯ
УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПЕРСОНАЛА ОТ ПРИРОДНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
НА 1994 - 1996 ГОДЫ
В целях снижения облучения населения в быту и на производстве от природных источников ионизирующего излучения, совершенствования обеспечения охраны здоровья людей Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить прилагаемую федеральную целевую программу снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных радиоактивных источников на 1994 - 1996 годы, представленную Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (далее именуется - программа "Радон").
2. Определить государственными заказчиками программы "Радон" Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации.
3. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации предусматривать в 1994 - 1996 годах соответствующие ассигнования, необходимые для финансирования программы "Радон".
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, руководствуясь программой "Радон", разработать и утвердить региональные программы неотложных мер по снижению уровня облучения населения и производственного персонала от природных радиоактивных источников на 1995 - 1996 годы и осуществлять их финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Одобрена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 июля 1994 г. N 809
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ОТ ПРИРОДНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ
ИСТОЧНИКОВ НА 1994 - 1996 ГОДЫ (ПРОГРАММА "РАДОН")
Федеральная целевая программа снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения на 1994 - 1996 годы разработана в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и основывается на анализе состояния здоровья населения, фактов накопления естественных радионуклидов (ЕРН) на местности, создающих дополнительную радиационную опасность для людей.
Природные источники ионизирующего излучения создают около 70% суммарной дозы, получаемой человеком от всех источников радиации. Коллективная доза для населения Российской Федерации от природных источников составляет около 50 млн. чел.-бэр/год, что в 300 раз больше дозы, получаемой вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Ожидаемые медицинские последствия облучения населения (прирост онкологических заболеваний и генетических эффектов) пропорциональны величине коллективной дозы.
Природные источники радиации воздействуют на людей как в коммунальной, так и в производственной сферах. Наибольшую долю в облучение населения вносят радон и продукты его распада, находящиеся в воздухе помещений. По предварительной оценке, около 1% населения (1,5 млн. человек) получает от радона эффективную эквивалентную дозу облучения 6 - 12 мЗв/год. По данным Научного комитета ООН по действию атомной радиации, около 20% всех заболеваний раком легкого может быть обусловлено воздействием радона и его дочерних продуктов.
Проведенные к настоящему времени в небольшом объеме отечественные исследования свидетельствуют о наличии в Российской Федерации ряда районов, опасных по природным источникам ионизирующего излучения (Краснокаменск, Белокуриха, Пятигорск, Выборг и др.). Содержание радона и продуктов его распада в жилых и общественных зданиях этих районов в десятки и сотни раз превышает действующие гигиенические нормативы.
Основным источником проникновения радона в воздух помещений является геологическое пространство под зданием. Концентрации и потоки радона крайне неравномерны и зависят как от геолого - геофизических характеристик природной среды и климатических условий, так и от конструкций зданий и системы их вентиляции. Учет этих факторов при строительстве позволит значительно снизить облучение людей в жилых домах.
Свыше 70% из обследованных к настоящему времени 150 неурановых рудников и шахт являются радиационно опасными. Дозы облучения на этих предприятиях могут превышать уровни, допустимые для урановых рудников. Воздействию ионизирующего излучения за счет пылерадиационного фактора и загрязнения оборудования подвергаются также работники предприятий по переработке минерального (неуранового) сырья, характеризующегося естественными повышенными концентрациями природных радиоактивных элементов. Выявлены факты неблагополучной радиационной обстановки в местах добычи и переработки нефти и газа.
Для населения могут представлять опасность естественные радионуклиды, содержащиеся в строительных материалах, а также поступление ЕРН с питьевой водой.
Основной целью программы "Радон" является предотвращение техногенного загрязнения окружающей среды природными радионуклидами и минимизация их вредного воздействия на здоровье населения на территории Российской Федерации.
Выполнение программы "Радон" предполагается осуществить силами производственных и научно-исследовательских организаций различных министерств и ведомств Российской Федерации с привлечением общественных организаций и других негосударственных структур. Предусмотрено участие предприятий и организаций в реализации мероприятий на территориях с выявленными высокими уровнями радиационного воздействия природных радионуклидов на население путем финансирования работ по программе "Радон" из собственных средств предприятий и организаций, деятельность которых послужила причиной радиационного загрязнения природной среды, а также непосредственного проведения этих работ и внедрения разработанных по программе "Радон" соответствующих норм и правил.
Реализация программы "Радон" будет способствовать решению одной из наиболее важных проблем обеспечения радиационной безопасности населения, практических задач горнодобывающих, перерабатывающих минеральное сырье и топливно-энергетических отраслей народного хозяйства и строительной индустрии в части, касающейся радиационной защиты населения и предотвращения техногенного загрязнения окружающей среды природными радионуклидами.
1. Технико-экономическое обоснование
В программе "Радон" предусматривается осуществление комплекса медико-биологических, радиационно-экологических, геолого - геофизических, дозиметрических, санитарно-гигиенических обследований и строительных изысканий, разработка аппаратурно - методических вопросов и системы мер по ограничению облучения населения Российской Федерации и лиц, работающих с природными радионуклидами.
В первую очередь должны быть защищены группы риска, подвергающиеся чрезвычайно высокому облучению. Выявление таких групп планируется осуществлять на основе радиационно - экологического районирования территории России по степени опасности от ЕРН и первоочередного радиационного обследования жилья и производственных объектов в потенциально опасных районах.
Воздействию природных источников ионизирующего излучения подвергаются работники разведочных, горно- и нефтедобывающих предприятий, а также перерабатывающих минеральное сырье производств. Основным радиационным фактором на таких объектах является поступление долгоживущих естественных радионуклидов с производственной пылью, а на нефтегазовых - с растворами солей радия. Высокотемпературные и другие производственные процессы приводят к выбросу радионуклидов во внешнюю среду и их накоплению на технологическом оборудовании.
Разработка и промышленный выпуск отсутствующей в настоящее время аппаратуры позволят оснастить основных исполнителей программы "Радон", большое количество центров Госкомсанэпиднадзора России, других специализированных учреждений, в первую очередь межведомственных региональных центров.
Радиогеохимическое районирование территории России по степени потенциальной радиационной опасности от ЕРН и радона даст возможность выделить территории с разной степенью опасности, наметить первоочередные районы для экспрессного радиоэкологического и радиологического обследования, позволит осуществлять генеральную планировку строительства.
Эманационные съемки в радоноопасных районах до начала строительства помогут оконтурить участки с высокими концентрациями радона в почвенном воздухе, что позволит предотвратить появление радоноопасных ситуаций во вновь возводимых зданиях и сократить затраты на защитные мероприятия.
Контроль и регламентация радиационных характеристик строительных материалов и изделий, а также внедрение эффективных технических средств противорадоновой защиты позволят снизить радиационный фон в зданиях и затраты на их переустройство.
Накопление сведений о фактических дозах облучения различных групп населения от естественных источников излучения, обучение граждан основам радиоэкологии, ознакомление их с фактическим вкладом естественных и искусственных источников излучения в формирование доз облучения человека и осуществление других санитарно-просветительских мероприятий даст возможность осуществлять рациональную стратегию защиты населения в зависимости от типа облучения и направлять средства на снижение доз от тех источников, где достигается максимальное снижение суммарной дозы при минимальных затратах, а также уменьшить неоправданную миграцию людей.
Широкомасштабные медико-биологические и санитарно - гигиенические исследования позволят развить существующие представления о воздействии ионизирующих излучений на население. Выделение групп риска и проведение медицинской профилактики должны снизить вероятность онкологических заболеваний.
В целом реализация программы "Радон" должна обеспечить в перспективе снижение средней дозы облучения населения на 20 - 25%, что равнозначно сохранению многих человеческих жизней в одном поколении.
2. Основные направления программы "Радон"
В 1994 - 1996 годах выполняются следующие основные направления научных исследований и практических мероприятий согласно Приложению:
1. Радиационно-гигиеническое обследование населения, территорий и народнохозяйственных объектов, выявление групп риска, доза облучения которых природными источниками ионизирующего излучения превышает установленные гигиенические нормативы. Разработка концептуальных основ снижения радиационного риска от природных источников ионизирующего излучения.
2. Клинико-эпидемиологические исследования состояния здоровья населения и производственного персонала, подвергающихся воздействию природных источников ионизирующего излучения, разработка прогноза и медицинских мер профилактики отдаленных последствий.
3. Методическое, метрологическое и аппаратурное обеспечение - создание аппаратуры, методической и метрологической базы для проведения разноплановых широкомасштабных работ и исследований по оценке доз облучения населения и персонала природными источниками ионизирующих излучений. Оснащение ведущих НИИ и исполнителей программы "Радон" необходимыми приборами и оборудованием.
4. Радиационно-геологическое обследование (съемка) и районирование территории Российской Федерации, районов и населенных пунктов с целью выявления и оконтуривания радоноопасных площадей и участков.
5. Разработка нормативно-методической базы для проектирования и строительства радиационно безопасных зданий и сооружений.
6. Информационное обеспечение - разработка структур и формирование банков данных по уровням, факторам и последствиям облучения персонала и населения природными источниками ионизирующего излучения.
3. Механизм реализации и конечные результаты
программы "Радон"
С целью организации работ по реализации программы "Радон" создается дирекция, куда войдут представители заинтересованных министерств и ведомств, ведущие специалисты по главным направлениям программы "Радон". Дирекция программы "Радон" осуществляет общую координацию работ, организует конкурсный отбор исполнителей заданий программы "Радон", контролирует ее выполнение, организует экспертизу и проводит приемку завершенных работ. Деятельность, структура и персональный состав дирекции определяются Положением, утверждаемым государственными заказчиками.
Реализация программы "Радон" потребует ассигнований на проведение необходимых мероприятий за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
За счет федерального бюджета выполняются работы межотраслевого характера: разработка концептуальных вопросов, подготовка методик, стандартов и других нормативных документов, разработка комплекса аппаратуры, метрологическое обеспечение измерений, районирование территории России по уровням радиационной опасности и разработка методов прогнозирования и средств снижения облучения населения.
Использование средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов планируется с 1995 г. (по согласованию с органами управления субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления). За счет этих бюджетов осуществляются: оценка радиационной обстановки в конкретных населенных пунктах, медицинское обследование населения, реконструкция и строительство, связанные с радиационной реабилитацией жилого фонда, осуществление других защитных мероприятий.
За счет внебюджетных источников, включая собственные средства предприятий, оснащаются региональные центры, создаваемые на базе существующих служб Госкомсанэпиднадзора России, Минприроды России и других ведомств, производятся обследования объектов и разработка необходимых рекомендаций для этих объектов.
На территориях, где обнаружен высокий уровень влияния природных радиоактивных источников на здоровье населения:
составляются отраслевые и региональные программы по снижению уровней облучения персонала и населения, которые согласовываются государственными заказчиками и утверждаются органами исполнительной власти;
финансирование мероприятий по снижению облучения населения и персонала, связанного с техногенными источниками ионизирующего излучения, осуществляется за счет средств предприятий, ответственных за радиоактивное загрязнение окружающей среды;
финансирование мероприятий по снижению дозы облучения населения от природных радиоактивных источников осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
С начала 1995 года финансирование работ по программе "Радон" из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и собственных средств предприятий будет проводиться на основании специальных договоров между дирекцией программы "Радон" и заинтересованными организациями.
В ходе реализации программы "Радон" предусматривается поэтапное решение широкого круга как взаимосвязанных, так и самостоятельных задач, приоритетность которых в целом делает необходимым одновременное выполнение приведенных выше направлений программы "Радон".
В 1994 - 1995 годах будет завершен подготовительный этап работ по программе "Радон":
разработана аппаратурно-методическая база проведения исследований, изготовлены и метрологически аттестованы опытные партии приборов для оснащения ведущих организаций - исполнителей программы;
разработана методология районирования территории по радоноопасности и составлен макет карты;
созданы стандарты на методы определения удельной активности строительных материалов, разработаны рекомендации по радиогеофизическим инженерным изысканиям на территории застройки и по проектированию защиты от радона в жилых и общественных зданиях;
сформулированы научно обоснованные критерии для отнесения взрослого и детского населения к группам повышенного риска;
разработана структура информационного обеспечения банка данных.
В 1996 году будут выпущены промышленные партии приборов для определения содержания природных радионуклидов в различных средах и объектах, проведены первоочередные широкомасштабные обследования жилого фонда и радиационно опасных промышленных объектов, а также состояния здоровья населения в группах риска. Кроме того, будут:
составлена карта районирования территории России в масштабе 1 : 2500000 с выделением радоноопасных регионов;
созданы полигоны для обеспечения радиационно-геологических работ;
разработаны рецептура, а также технологии производства и применения радоноизолирующих материалов в строительстве, разработана система радиационного контроля в строительной отрасли;
разработаны требования по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, являющихся источниками повышенного воздействия природных радионуклидов на организм человека, предложены и осуществлены меры по уменьшению выбросов радионуклидов угольными тепловыми электростанциями, снижению облучения персонала рудников;
получены эпидемиологические данные о распространении рака легкого среди населения радоноопасных районов.
В результате выполнения мероприятий, намеченных программой "Радон" на 1994 - 1996 годы, будут:
завершены работы по районированию территории России с оконтуриванием радиационно опасных районов и сельхозугодий;
выявлены контингенты лиц, подвергающихся сверхнормативному облучению, и намечены меры по снижению этого облучения;
оценены дозы облучения населения за счет природных радионуклидов и разработаны необходимые защитные меры;
составлены типовые макеты разномасштабных карт районирования территорий, разработана технология радиогеохимических исследований при инженерно-геологической подготовке участков под строительство;
изготовлены установочные партии (от 100 до 1000 шт.) всех необходимых типов приборов и подготовлена техническая документация для их серийного выпуска, разработаны система, аппаратура и средства градуировки и поверки приборов, серийно подготовлены стандартные образцы и эталоны;
сформирована единая система банков данных, объединяющая дозиметрическую, медицинскую, эколого-геофизическую и строительную информацию.
Намеченные программой "Радон" мероприятия учитывают следующие практические интересы отраслей народного хозяйства:
в здравоохранении - снижение онкологической заболеваемости населения, увеличение средней продолжительности жизни;
в строительстве - освоение технологии сооружения радонобезопасных зданий;
в горнодобывающей промышленности - снижение профессиональной заболеваемости персонала, сертификация выпускаемой продукции по радиационным характеристикам;
в энергетике - уменьшение неблагоприятного воздействия на окружающую среду, безопасная утилизация отходов.
Выполнение программы "Радон" позволит создать основу для организации систематического мониторинга природных радионуклидов и внедрения научно обоснованной системы защитных мер, направленных на ограничение облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения в Российской Федерации, обеспечить условия для значительного снижения коллективной дозы и наиболее облучаемых групп персонала горнодобывающих предприятий и населения.
Будут также созданы социально-психологические условия для правильного восприятия населением деятельности государственных учреждений по выполнению программы "Радон" и получаемых результатов.
Приложение
к федеральной целевой программе
снижения уровня облучения
населения России и производственного
персонала от природных радиоактивных
источников на 1994 - 1996 годы
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СНИЖЕНИЯ
УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПЕРСОНАЛА ОТ ПРИРОДНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
НА 1994 - 1996 ГОДЫ (ПРОГРАММА "РАДОН")
Мероприятия по радиационно-гигиеническому обследованию
населения, территорий и народно-хозяйственных объектов
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ │ Затраты (млн. руб.) <*> │
│ ├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ Наименование │всего, в том│ │ │ │
│ мероприятий │числе по ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │
│ │точникам фи-│ │ │ │
│ │нансирования│ │ │ │
├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ ------------------------------- │
│ <*> Здесь и далее - в ценах на 1 января 1994 г. │
│ │
│Разработка концеп-│ 591 │ 151 │ 280 │ 160 │
│туальных основ│ А 591 │ 151 │ 280 │ 160 │
│снижения риска от│ │ │ │ │
│природных источни-│ │ │ │ │
│ков, совершенство-│ │ │ │ │
│вание гигиеничес-│ │ │ │ │
│кой нормативной│ │ │ │ │
│базы, дозиметри-│ │ │ │ │
│ческих моделей и│ │ │ │ │
│систем мониторинга│ │ │ │ │
│ЕРН в помещениях│ │ │ │ │
│жилых и производ-│ │ │ │ │
│ственных зданий, в│ │ │ │ │
│окружающей природ-│ │ │ │ │
│ной среде │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Выявление крити-│ 8531 │ 300 │ 3300 │ 4931 │
│ческих групп на-│ А 2863 │ 300 │ 932 │ 1631 │
│селения на терри-│ Б 5668 │ - │ 2368 │ 3300 │
│ториях с установ-│ │ │ │ │
│ленными высокими│ │ │ │ │
│уровнями содержа-│ │ │ │ │
│ния природных│ │ │ │ │
│радионуклидов (Ал-│ │ │ │ │
│тайский край, │ │ │ │ │
│Ставропольский │ │ │ │ │
│край, Читинская │ │ │ │ │
│область и др.) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Обследование ра-│ 7508 │ 116 │ 2900 │ 4492 │
│диационной обста-│ А 1503 │ 116 │ 525 │ 862 │
│новки на предприя-│ В 6005 │ - │ 2375 │ 3630 │
│тиях горнодобываю-│ │ │ │ │
│щих, перерабаты-│ │ │ │ │
│вающих и энергети-│ │ │ │ │
│ческих отраслей,│ │ │ │ │
│решение вопросов│ │ │ │ │
│радиационно безо-│ │ │ │ │
│пасного использо-│ │ │ │ │
│вания минерально-│ │ │ │ │
│го сырья, продук-│ │ │ │ │
│ции и отходов│ │ │ │ │
│производства с по-│ │ │ │ │
│вышенным содержа-│ │ │ │ │
│нием ЕРН │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка комп-│ 1121 │ 65 │ 406 │ 650 │
│лекса мероприятий│ А 601 │ 65 │ 186 │ 350 │
│по снижению радио-│ В 520 │ - │ 220 │ 300 │
│нуклидного загряз-│ │ │ │ │
│нения окружающей│ │ │ │ │
│природной среды и│ │ │ │ │
│доз облучения на-│ │ │ │ │
│селения за счет│ │ │ │ │
│выбросов и сбросов│ │ │ │ │
│предприятий топли-│ │ │ │ │
│вно-энергетическо-│ │ │ │ │
│го комплекса │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ Итого: │ 17751 │ 632 │ 6886 │ 10253 │
│ │ А 5558 │ 632 │ 1923 │ 3003 │
│ │ Б 5668 │ - │ 2368 │ 3300 │
│ │ В 6525 │ - │ 2595 │ 3930 │
└──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия по клинико-эпидемиологическим исследованиям
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ │ Затраты (млн. руб.) <*> │
│ ├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ Наименование │всего, в том│ │ │ │
│ мероприятий │числе по ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │
│ │точникам фи-│ │ │ │
│ │нансирования│ │ │ │
├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ ------------------------------- │
│ <*> Здесь и далее - в ценах на 1 января 1994 г. │
│ │
│Организация и про-│ 4950 │ 256 │ 1509 │ 3185 │
│ведение специали-│ А 2190 │ 256 │ 769 │ 1165 │
│зированных профи-│ Б 1540 │ - │ 520 │ 1020 │
│лактических осмот-│ В 1220 │ - │ 220 │ 1000 │
│ров граждан, отно-│ │ │ │ │
│сящихся к группам│ │ │ │ │
│риска │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Расчетная и радиа-│ 542 │ 58 │ 232 │ 252 │
│ционно-эпидемиоло-│ А 542 │ 58 │ 232 │ 252 │
│гическая оценка│ │ │ │ │
│отдаленных послед-│ │ │ │ │
│ствий воздействия│ │ │ │ │
│радона и его до-│ │ │ │ │
│черних продуктов│ │ │ │ │
│на большие контин-│ │ │ │ │
│генты населения и│ │ │ │ │
│на персонал рудни-│ │ │ │ │
│ков │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка системы│ 260 │ 28 │ 116 │ 116 │
│профилактических │ А 260 │ 28 │ 116 │ 116 │
│мероприятий для│ │ │ │ │
│защиты органов ды-│ │ │ │ │
│хания │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ Итого: │ 5752 │ 342 │ 1857 │ 3553 │
│ │ А 2992 │ 342 │ 1117 │ 1533 │
│ │ Б 1540 │ - │ 520 │ 1020 │
│ │ В 1220 │ - │ 220 │ 1000 │
└──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия по методическому, метрологическому
и аппаратурному обеспечению работ
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ │ Затраты (млн. руб.) <*> │
│ ├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ Наименование │всего, в том│ │ │ │
│ мероприятий │числе по ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │
│ │точникам фи-│ │ │ │
│ │нансирования│ │ │ │
├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ ------------------------------- │
│ <*> Здесь и далее - в ценах на 1 января 1994 г. │
│ │
│Доработка и подго-│ 5400 │ 606 │ 2779 │ 2015 │
│товка к серийному│ А 2470 │ 606 │ 909 │ 955 │
│выпуску комплексов│ В 2930 │ - │ 1870 │ 1060 │
│аппаратуры для│ │ │ │ │
│оценочных, инспек-│ │ │ │ │
│ционных и инте-│ │ │ │ │
│гральных измере-│ │ │ │ │
│ний активности│ │ │ │ │
│природных радио-│ │ │ │ │
│нуклидов в жилых│ │ │ │ │
│и общественных│ │ │ │ │
│зданиях, произ-│ │ │ │ │
│водственных поме-│ │ │ │ │
│щениях и окружаю-│ │ │ │ │
│щей среде │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка перс-│ 557 │ 91 │ 230 │ 236 │
│пективных образцов│ А 417 │ 91 │ 140 │ 186 │
│радиометрической и│ В 140 │ - │ 90 │ 50 │
│спектрометрической│ │ │ │ │
│аппаратуры │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка методи-│ 220 │ 60 │ 80 │ 80 │
│ческой базы систе-│ А 220 │ 60 │ 80 │ 80 │
│мы радиационного│ │ │ │ │
│контроля природных│ │ │ │ │
│источников излуче-│ │ │ │ │
│ния │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Метрологическое │ 1610 │ 124 │ 740 │ 746 │
│обеспечение изме-│ А 940 │ 124 │ 350 │ 466 │
│рений. Разработка│ В 670 │ - │ 390 │ 280 │
│государственных │ │ │ │ │
│эталонов и стан- │ │ │ │ │
│дартов, сличение │ │ │ │ │
│методов и аппа- │ │ │ │ │
│ратуры │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Аттестация и ак- │ 1000 │ - │ 500 │ 500 │
│кредитация межве- │ Б 1000 │ - │ 500 │ 500 │
│домственных регио-│ │ │ │ │
│нальных центров │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ Итого: │ 8787 │ 881 │ 4329 │ 3577 │
│ │ А 4047 │ 881 │ 1479 │ 1687 │
│ │ Б 1000 │ - │ 500 │ 500 │
│ │ В 3740 │ - │ 2350 │ 1390 │
└──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия по радиационно-геологическому обследованию
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ │ Затраты (млн. руб.) <*> │
│ ├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ Наименование │всего, в том│ │ │ │
│ мероприятий │числе по ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │
│ │точникам фи-│ │ │ │
│ │нансирования│ │ │ │
├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ ------------------------------- │
│ <*> Здесь и далее - в ценах на 1 января 1994 г. │
│ │
│Районирование тер-│ 1030 │ 182 │ 405 │ 443 │
│ритории России по│ А 930 │ 182 │ 355 │ 393 │
│степени радиацион-│ Б 100 │ - │ 50 │ 50 │
│ной опасности от│ │ │ │ │
│естественных исто-│ │ │ │ │
│чников ионизирую-│ │ │ │ │
│щих излучений │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Создание натураль-│ 1179 │ 184 │ 445 │ 550 │
│ных комплексных│ А 904 │ 184 │ 360 │ 360 │
│радиационно - │ │ │ │ │
│экологических │ │ │ │ │
│полигонов для│ Б 150 │ - │ 50 │ 100 │
│методического и│ В 125 │ - │ 35 │ 90 │
│метрологического │ │ │ │ │
│обеспечения работ│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка норма-│ 1706 │ 40 │ 823 │ 843 │
│тивно-методической│ А 386 │ 40 │ 163 │ 183 │
│базы инженерных │ Б 600 │ - │ 300 │ 300 │
│радиационно-эколо-│ В 720 │ - │ 360 │ 360 │
│гических изысканий│ │ │ │ │
│на территории за-│ │ │ │ │
│стройки │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ Итого: │ 3915 │ 406 │ 1673 │ 1836 │
│ │ А 2220 │ 406 │ 878 │ 936 │
│ │ Б 850 │ - │ 400 │ 450 │
│ │ В 845 │ - │ 395 │ 450 │
└──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия по разработке нормативно-методической базы
для проектирования и строительства радиационно безопасных
зданий и сооружений
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ │ Затраты (млн. руб.) <*> │
│ ├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ Наименование │всего, в том│ │ │ │
│ мероприятий │числе по ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │
│ │точникам фи-│ │ │ │
│ │нансирования│ │ │ │
├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ ------------------------------- │
│ <*> Здесь и далее - в ценах на 1 января 1994 г. │
│ │
│Разработка норма-│ 547 │ 93 │ 215 │ 239 │
│тивной базы сис-│ А 497 │ 93 │ 195 │ 209 │
│темы контроля, а│ В 50 │ - │ 20 │ 30 │
│также методов и│ │ │ │ │
│средств определе-│ │ │ │ │
│ния радиационных│ │ │ │ │
│параметров строи-│ │ │ │ │
│тельных материа-│ │ │ │ │
│лов, конструкций│ │ │ │ │
│и сооружений │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка методи-│ 499 │ 86 │ 210 │ 203 │
│ческой базы для│ А 451 │ 86 │ 182 │ 183 │
│проектирования и │ В 48 │ - │ 28 │ 20 │
│строительства ра-│ │ │ │ │
│диационно безопас-│ │ │ │ │
│ных зданий │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка экс-│ 489 │ 19 │ 176 │ 294 │
│периментальных и│ А 447 │ 19 │ 154 │ 274 │
│типовых техничес-│ В 42 │ - │ 22 │ 20 │
│ких решений для│ │ │ │ │
│реконструкции су-│ │ │ │ │
│ществующих и│ │ │ │ │
│строительства но-│ │ │ │ │
│вых радонозащитных│ │ │ │ │
│зданий │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Разработка техно-│ 228 │ 58 │ 120 │ 50 │
│логий производства│ А 228 │ 58 │ 120 │ 50 │
│и применения │ │ │ │ │
│радиоизолирующих │ │ │ │ │
│материалов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ Итого: │ │ │ │ │
│ │ 1763 │ 256 │ 721 │ 786 │
│ │ А 1623 │ 256 │ 651 │ 716 │
│ │ В 140 │ - │ 70 │ 70 │
└──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
Мероприятия по информационному обеспечению
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ │ Затраты (млн. руб.) <*> │
│ ├────────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ Наименование │всего, в том│ │ │ │
│ мероприятий │числе по ис-│ 1994 год │ 1995 год │ 1996 год │
│ │точникам фи-│ │ │ │
│ │нансирования│ │ │ │
├──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ ------------------------------- │
│ <*> Здесь и далее - в ценах на 1 января 1994 г. │
│ │
│Разработка концеп-│ 1566 │ 66 │ 600 │ 900 │
│ции, структуры,│ А 1566 │ 66 │ 600 │ 900 │
│техническое и про-│ │ │ │ │
│граммное обеспече-│ │ │ │ │
│ние федерального│ │ │ │ │
│банка данных по│ │ │ │ │
│природным источ-│ │ │ │ │
│никам ионизирующе-│ │ │ │ │
│го излучения, об-│ │ │ │ │
│лучения персонала│ │ │ │ │
│и населения от ес-│ │ │ │ │
│тественных радио-│ │ │ │ │
│нуклидов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Создание баз дан-│ 1300 │ - │ 500 │ 800 │
│ных, обработка│ А 1300 │ - │ 500 │ 800 │
│результатов иссле-│ │ │ │ │
│дований и анализ│ │ │ │ │
│накопленной инфор-│ │ │ │ │
│мации │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Обеспечение на-│ 500 │ - │ 300 │ 200 │
│учно-методического│ А 500 │ - │ 300 │ 200 │
│руководства и про-│ │ │ │ │
│ведение научно - │ │ │ │ │
│методических семи-│ │ │ │ │
│наров, конференций│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Формирование сис-│ 240 │ 50 │ 90 │ 100 │
│темы распростране-│ А 240 │ 50 │ 90 │ 100 │
│ния среди населе-│ │ │ │ │
│ния основ радио-│ │ │ │ │
│экологических зна-│ │ │ │ │
│ний, информации о│ │ │ │ │
│рисках от воздей-│ │ │ │ │
│ствия природных│ │ │ │ │
│радионуклидов и│ │ │ │ │
│мерах по их сниже-│ │ │ │ │
│нию │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Участие в междуна-│ 90 │ 30 │ 30 │ 30 │
│родном обмене ин-│ А 90 │ 30 │ 30 │ 30 │
│формацией │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ Итого: │ 3696 │ 146 │ 1520 │ 2030 │
│ │ А 3696 │ 146 │ 1520 │ 2030 │
└──────────────────┴────────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЯ
УРОВНЯ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ПЕРСОНАЛА ОТ ПРИРОДНЫХ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
НА 1994 - 1996 ГОДЫ (ПРОГРАММА "РАДОН")
┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐
│ │ Затраты (млн. руб.) │
│ Наименование разделов программы ├─────────┬───────────────────┼─
│ "Радон" │1994 год │ 1995 год │
│ ├─────────┼────┬─────────┬────┼─
│ │ А │ А │ Б │ В │
├─────────────────────────────────┼─────────┼────┼─────────┼────┼─
│Радиационно-гигиеническое обсле-│ 632 <*> │ │ 6886 <*>│ │
│дование населения, территорий и│ 632 │1923│ 2368 │2595│
│народно-хозяйственных объектов │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Клинико-эпидемиологические иссле-│ 342 <*> │ │ 1857 <*>│ │
│дования │ 342 │1117│ 520 │ 220│
│ │ │ │ │ │
│Методическое, метрологическое и │ 881 <*> │ │ 4329 <*>│ │
│аппаратурное обеспечение работ │ 881 │1479│ 500 │2350│
│ │ │ │ │ │
│Радиационно-геологическое │ 406 <*> │ │ 1673 <*>│ │
│обследование │ 406 │ 878│ 400 │ 395│
│ │ │ │ │ │
│Разработка нормативно-методичес- │ 256 <*> │ │ 721 <*>│ │
│кой базы для проектирования │ 256 │ 651│ - │ 70│
│и строительства радиационно │ │ │ │ │
│безопасных зданий и сооружений │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Информационное обеспечение │ 146 <*> │ │ 1520 <*>│ │
│ │ 146 │1520│ - │ - │
│ │ │ │ │ │
│ВСЕГО по Программе "Радон" │2663 <*> │ │16986 <*>│ │
│ │2663 │7568│ 3788 │5630│
└─────────────────────────────────┴─────────┴────┴─────────┴────┴─
--------------------------------
<*> Сумма по всем источникам финансирования.
──────────────────────────────────────────────────────┐
│
│
────────────────────────┬─────────────────────────────┤
1996 год │ Всего по заданию │
──────┬─────────┬───────┼────────┬──────────┬─────────┤
А │ Б │ В │ А │ Б │ В │
──────┼─────────┼───────┼────────┼──────────┼─────────┤
│10233 <*>│ │ │ 17751 <*>│ │
3003 │ 3300 │ 3930 │ 5558 │ 5668 │ 6525 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ 3553 <*>│ │ │ 5752 <*>│ │
1533 │ 1020 │ 1000 │ 2992 │ 1540 │ 1220 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ 3577 <*>│ │ │ 8787 <*>│ │
1687 │ 500 │ 1390 │ 4047 │ 1000 │ 3740 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ 1836 <*>│ │ │ 3915 <*>│ │
936 │ 450 │ 450 │ 2220 │ 850 │ 845 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ 786 <*>│ │ │ 1763 <*>│ │
716 │ - │ 70 │ 1623 │ - │ 140 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ 2030 <*>│ │ │ 3696 <*>│ │
2030 │ - │ - │ 3696 │ - │ - │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│22015 <*>│ │ │ 41664 <*>│ │
9905 │ 5270 │ 6840 │ 20136 │ 9058 │ 12470 │
│ │ │ │ │ │
──────┴─────────┴───────┴────────┴──────────┴─────────┘
--------------------------------
<*> Сумма по всем источникам финансирования.
Примечание.
А - федеральный бюджет.
Б - бюджеты субъектов Российской Федерации и местный бюджет.
В - собственные средства предприятий.
1. Объемы финансирования по позиции А уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год.
2. Объемы финансирования по позициям Б и В будут определяться на основе региональных программ.