ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Правительства РФ от 07.10.2021 N 1705 "О едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения")

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2021 г. N 1705
О ЕДИНОМ РЕЕСТРЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ ВОЕННОГО, СПЕЦИАЛЬНОГО ИЛИ ДВОЙНОГО
НАЗНАЧЕНИЯ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ АКТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 12 статьи 1240.1 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила формирования и ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения.
2. Установить, что Федеральная служба по интеллектуальной собственности является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения (далее - единый реестр).
3. Федеральной службе по интеллектуальной собственности до 15 ноября 2021 г. утвердить по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос":
формы документов, необходимых для ведения единого реестра, и требования к их заполнению, предусмотренные пунктом 7 Правил, утвержденных настоящим постановлением;
критерии отнесения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ к работам военного, специального и двойного назначения;
состав сведений и порядок их представления, предусмотренные пунктом 18 Правил, утвержденных настоящим постановлением.
4. Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Службе внешней разведки Российской Федерации до 15 ноября 2021 г. определить перечни видов информации и объем сведений, которые предусмотрены пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением.
5. Установить, что финансирование мероприятий, связанных с государственным учетом результатов интеллектуальной деятельности, реализуемым в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых в установленном порядке на финансирование мероприятий по правовой охране и правовой защите результатов интеллектуальной деятельности.
6. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" с участием Фонда перспективных исследований в течение 5 лет после вступления в силу настоящего постановления обеспечить:
проведение анализа результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, учтенных в едином реестре до 1 января 2022 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения", предусматривающего выявление содержащихся в результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ результатов интеллектуальной деятельности, которые относятся или могут быть отнесены к объектам государственного учета, предусмотренным пунктом 3 Правил, утвержденных настоящим постановлением;
правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выявленных в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (при необходимости);
внесение данных о результатах интеллектуальной деятельности, выявленных в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (при необходимости).
7. Федеральной службе по интеллектуальной собственности, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" с участием Фонда перспективных исследований в течение срока, указанного в пункте 6 настоящего постановления, обеспечивать сохранение в едином реестре внесенных до 1 января 2022 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" данных о результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, не подлежащих отнесению к объектам государственного учета, предусмотренным пунктом 3 Правил, утвержденных настоящим постановлением.
8. Федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" обеспечивать включение в государственные контракты (договоры) положений, возлагающих обязательства на исполнителей финансируемых из федерального бюджета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, в соответствии с абзацем вторым пункта 7, пунктом 10 и абзацами четвертым - шестым пункта 11 Правил, утвержденных настоящим постановлением.
9. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 9, ст. 935);
постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2011 г. N 262 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131 и от 4 мая 2005 г. N 284" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2138);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 730 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 37, ст. 5242);
постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 г. N 466 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 21, ст. 2718).
10. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пунктов 3 и 4 настоящего постановления, которые вступают в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 2021 г. N 1705
ПРАВИЛА
ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО РЕЕСТРА РЕЗУЛЬТАТОВ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ ВОЕННОГО, СПЕЦИАЛЬНОГО
ИЛИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования и ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения (далее - единый реестр), в том числе в отношении информации о результатах интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности.
2. В настоящих Правилах под единым реестром понимается федеральная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методических, организационных и программно-технических принципах государственных баз данных единого реестра, содержащих перечни объектов государственного учета и сведения о них.
3. Объектами государственного учета являются созданные в ходе выполнения финансируемых из федерального бюджета, а также Фондом перспективных исследований научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения (далее - работы) результаты интеллектуальной деятельности, в том числе непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, охраняемые в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, секрета производства (ноу-хау), базы данных, топологии интегральных микросхем, программы для электронных вычислительных машин, селекционного достижения, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, способные к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, селекционного достижения (в случае подачи заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец), а также результаты интеллектуальной деятельности, в том числе непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, охраняемые в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, секрета производства (ноу-хау), базы данных, топологии интегральных микросхем, программы для электронных вычислительных машин, права на которые приобретены в соответствии с абзацем третьим пункта 8 настоящих Правил (на возмездной или безвозмездной основе) федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (далее - государственные заказчики) и Фондом перспективных исследований (далее - результаты интеллектуальной деятельности).
К объектам государственного учета также относятся результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы или права на которые приобретены за счет средств республиканского бюджета РСФСР и части государственного бюджета СССР, составлявшей союзный бюджет.
Данные об объектах государственного учета в случае прекращения их правовой охраны или принятия Федеральной службой по интеллектуальной собственности решения об отказе в выдаче патентов на изобретение, полезную модель или промышленный образец (о признании соответствующей заявки отозванной) сохраняются в едином реестре, при этом в отношении их в соответствующие государственные базы данных вносится информация о том, что правовая охрана прекращена, или о принятом Федеральной службой по интеллектуальной собственности решении.
4. Государственный учет результатов интеллектуальной деятельности осуществляется в целях информационного обеспечения деятельности исполнителей работ, государственных заказчиков и Фонда перспективных исследований, а также в целях использования результатов интеллектуальной деятельности в гражданско-правовом обороте.
5. Ведение единого реестра осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а) обеспечение единого порядка государственного учета результатов интеллектуальной деятельности, обязательного для всех государственных заказчиков, Фонда перспективных исследований, исполнителей работ и организаций, проводящих инвентаризацию прав на результаты научно-технической деятельности (далее - инвентаризация);
б) обеспечение сопоставимости данных, содержащихся в едином реестре, с данными, содержащимися в реестре федерального имущества и других федеральных информационных системах.
6. Государственный учет результатов интеллектуальной деятельности включает в себя описание объекта государственного учета с указанием индивидуальных особенностей, позволяющих его идентифицировать и отличить от других объектов государственного учета, внесение данных об объекте государственного учета в единый реестр, а также обновление данных об объекте государственного учета в части сведений об изменении состояния его правовой охраны, информации об использовании объекта государственного учета, включая передачу прав на объект государственного учета иным лицам.
7. Государственный учет результатов интеллектуальной деятельности проводят государственные заказчики и Фонд перспективных исследований на основании сведений об объектах государственного учета, подготовленных по формам документов, необходимых для ведения единого реестра, и в соответствии с требованиями к их заполнению, утверждаемыми Федеральной службой по интеллектуальной собственности по согласованию с государственными заказчиками (далее - формы документов).
Заполненные формы документов представляются государственным заказчикам и Фонду перспективных исследований исполнителями работ в электронном виде или в случае предварительного согласования с соответствующим государственным заказчиком или Фондом перспективных исследований на бумажном носителе до подписания акта приема-передачи результатов работ.
В случае приобретения государственными заказчиками и Фондом перспективных исследований прав на результаты интеллектуальной деятельности заполнение форм документов осуществляется государственными заказчиками и Фондом перспективных исследований на основании сведений о результатах интеллектуальной деятельности, содержащихся в соответствующем гражданско-правовом договоре.
8. Внесение данных о результатах интеллектуальной деятельности - объектах государственного учета в государственные базы данных единого реестра осуществляется государственными заказчиками и Фондом перспективных исследований в течение 40 рабочих дней после:
завершения научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы (по согласованию государственного заказчика (Фонда перспективных исследований) и исполнителя - после завершения этапа такой работы);
приобретения прав (на возмездной или безвозмездной основе) на результат интеллектуальной деятельности.
9. Государственные заказчики в течение 40 рабочих дней после получения данных о выявленных в ходе инвентаризации неучтенных результатах интеллектуальной деятельности и (или) правах на них, представленных организациями, проводившими инвентаризацию, вносят по формам документов такие данные в государственные базы данных единого реестра.
10. В отношении результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который закрепляется (закреплено) за исполнителем работ, сведения об изменении состояния его правовой охраны, о его практическом использовании, распоряжении правом на него, в том числе о предоставлении права его использования, исполнитель работ представляет в Федеральную службу по интеллектуальной собственности и информирует государственного заказчика по формам документов в течение 30 дней после:
изменения состояния правовой охраны результата интеллектуальной деятельности (получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, в том числе за рубежом, прекращение правовой охраны результата интеллектуальной деятельности);
начала использования результата интеллектуальной деятельности;
распоряжения правом на результат интеллектуальной деятельности, в том числе предоставления права его использования.
При этом в случае отчуждения исполнителем работ исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, которое закреплялось за ним, иному лицу при последующей передаче исключительного права на соответствующий результат интеллектуальной деятельности между иными лицами в договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности включается условие о направлении лицом, приобретающим такое право, уведомления государственному заказчику, по заказу которого получен указанный результат, в течение 30 дней после:
изменения состояния правовой охраны результата интеллектуальной деятельности;
отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности.
Государственные заказчики осуществляют внесение представленных им сведений в государственные базы данных единого реестра в течение 30 дней после их представления.
11. В отношении результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который закрепляется (закреплено) за Российской Федерацией, сведения об изменении состояния его правовой охраны, изменении иных данных, а также о распоряжении исключительным правом на него, в том числе предоставлении права его использования, подготавливает государственный заказчик, Фонд перспективных исследований, уполномоченный распоряжаться от имени Российской Федерации исключительным правом на указанный результат интеллектуальной деятельности. Сведения вносятся государственным заказчиком, Фондом перспективных исследований в государственные базы данных единого реестра не позднее 30 дней с момента:
изменения состояния правовой охраны результата интеллектуальной деятельности;
распоряжения правом на результат интеллектуальной деятельности, в том числе предоставления права его использования.
В случае если исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит Российской Федерации и иным лицам совместно (в том числе Российской Федерации и исполнителю работ), исполнитель работ или в случае отсутствия в составе правообладателей исполнителя работ иное лицо или лицо, определенное из числа правообладателей по соглашению между ними и государственным заказчиком, в сроки, указанные в пункте 10 настоящих Правил, представляет государственному заказчику сведения, касающиеся:
начала использования результата интеллектуальной деятельности;
распоряжения правом на результат интеллектуальной деятельности, в том числе предоставления права его использования.
12. В случае выявления в едином реестре недостоверных данных об объектах государственного учета соответствующие данные могут быть изменены по решению государственного заказчика, Фонда перспективных исследований или удалены по решению государственного заказчика, Фонда перспективных исследований, согласованному с Федеральной службой по интеллектуальной собственности.
В случае внесения государственным заказчиком, Фондом перспективных исследований изменений в данные об объектах государственного учета государственные заказчики уведомляют Федеральную службу по интеллектуальной собственности в течение 10 рабочих дней после внесения соответствующих изменений.
В случае инициирования государственным заказчиком, Фондом перспективных исследований решения об исключении из единого реестра недостоверных данных соответствующее решение в течение 10 рабочих дней после его принятия направляется в Федеральную службу по интеллектуальной собственности с подтверждающими недостоверность данных документами, которая в течение 20 рабочих дней согласовывает его, запрашивает дополнительные материалы или представляет позицию о нецелесообразности исключения соответствующих данных. В течение 30 дней после поступления согласования с Федеральной службой по интеллектуальной собственности указанного решения государственный заказчик или Фонд перспективных исследований вносят соответствующие изменения в государственные базы данных единого реестра.
13. Государственные заказчики, Фонд перспективных исследований на основании сведений, внесенных в государственные базы данных единого реестра, направляют в Федеральную службу по интеллектуальной собственности по формам документов запросы-извещения, содержащие данные о результатах интеллектуальной деятельности (в том числе о внесенных изменениях в государственные базы данных единого реестра) (далее - запросы-извещения), для осуществления их регистрации.
Запросы-извещения направляются государственными заказчиками, Фондом перспективных исследований в электронном виде или на бумажном носителе по предварительному согласованию с Федеральной службой по интеллектуальной собственности не позднее 30 дней после внесения соответствующих сведений в государственные базы данных единого реестра.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности в течение 60 дней регистрирует в едином реестре представленные данные с присвоением им реестрового номера и направляет соответствующее уведомление государственному заказчику и в Фонд перспективных исследований.
14. Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и Служба внешней разведки Российской Федерации определяют перечни видов информации и объем сведений, относящихся к сфере их ведения, подлежащих направлению в Федеральную службу по интеллектуальной собственности для внесения данных об объектах государственного учета в единый реестр.
15. Государственные заказчики и Фонд перспективных исследований ведут государственные базы данных единого реестра, представляющие собой разделы единого реестра, содержащие данные о результатах интеллектуальной деятельности, относящихся к их сфере ведения.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности ведет государственную базу данных единого реестра, содержащую сведения о результатах интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации и которые выражены (содержатся) в поставляемой иностранному заказчику продукции, а также в передаваемых технологиях ее производства (ремонта), в отношении которых обеспечена правовая охрана (принято решение об обеспечении правовой охраны), в том числе правовая охрана в странах поставки продукции, представляемые государственными заказчиками в Федеральную службу по интеллектуальной собственности в установленном порядке.
Единый реестр, разделы единого реестра ведутся на электронных или на электронном и бумажном носителях (по решению соответствующего государственного заказчика, Фонда перспективных исследований, Федеральной службы по интеллектуальной собственности) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны и защите от недобросовестной конкуренции.
16. Государственные базы данных единого реестра каждого из государственных заказчиков и Фонда перспективных исследований состоят из 6 подразделов, содержащих следующие данные об объектах государственного учета:
подраздел 1 - сведения об индивидуальных особенностях объектов государственного учета;
подраздел 2 - сведения об исполнителях работ;
подраздел 3 - сведения о государственных заказчиках и Фонде перспективных исследований;
подраздел 4 - сведения об основаниях возникновения и объеме прав Российской Федерации или исполнителя работ на объекты государственного учета;
подраздел 5 - сведения об авторах объектов государственного учета;
подраздел 6 - сведения об использовании объектов государственного учета или их составных частей.
17. Сведения, содержащиеся в едином реестре, являются федеральным информационным ресурсом.
18. Сведения, содержащиеся в едином реестре (за исключением сведений, содержащихся в государственной базе данных единого реестра, указанной в абзаце втором пункта 15 настоящих Правил, которую ведет Федеральная служба по интеллектуальной собственности), представляются на безвозмездной основе Федеральной службой по интеллектуальной собственности, государственными заказчиками и Фондом перспективных исследований заинтересованным государственным заказчикам, иным федеральным органам исполнительной власти, исполнителям работ, а также лицам, заинтересованным в использовании результатов интеллектуальной деятельности для создания новых технологий (продукции), в том числе гражданского назначения, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны и иной охраняемой законом тайны.
Состав соответствующих сведений и порядок их представления устанавливаются Федеральной службой по интеллектуальной собственности по согласованию с государственными заказчиками (в части сведений, относящейся к сфере деятельности соответствующего государственного заказчика).