ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 1996 г. N 1062
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации
от 13 июня 1996 г. N 903 "О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 3008), в целях развития фундаментальных научных исследований, выполняемых совместно учеными высшей школы, Российской академии наук, государственных научных центров Российской Федерации, научно-исследовательских организаций, и повышения качества фундаментального образования Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуется - Программа) и представить ее Президенту Российской Федерации для решения вопроса о придании Программе статуса президентской.
2. Утвердить Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российскую академию наук государственными заказчиками Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 1997 - 2000 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 сентября 1996 г. N 1062
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
Наименование Программы - Федеральная целевая программа
"Государственная поддержка интеграции
высшего образования и фундаментальной
науки на 1997 - 2000 годы"
Основание для разработки - Указ Президента Российской Федерации
Программы от 13 июня 1996 г. N 903
"О государственной поддержке интеграции
высшего образования и фундаментальной
науки"
Государственный заказчик - Министерство общего и профессионального
Программы образования Российской Федерации,
Российская академия наук
Основные исполнители - высшие учебные заведения и научные
Программы учреждения, определяемые по конкурсу
проектов
Основные разработчики - межведомственная рабочая группа,
Программы образованная поручением Правительства
Российской Федерации, экспертная группа
специалистов высшей школы и Российской
академии наук
Сроки и этапы - 1997 - 2000 годы
реализации Программы
Цель и задачи Программы, - развитие фундаментальных исследований,
важнейшие целевые выполняемых совместно учеными
показатели Российской академии наук и высшей школы
и способствующих обеспечению научной и
экономической независимости,
безопасности государства, повышению
его научного потенциала;
повышение качества фундаментального
образования, основанного на традициях
отечественной системы высшего
профессионального образования, развитие
уникальных, занимающих передовые
позиции в мировой науке научных школ и
участие студентов, аспирантов и
преподавателей в разработке проблем
фундаментальной и прикладной науки
непосредственно в лабораториях научных
институтов Российской академии наук;
подготовка и издание учебников,
аккумулирующих новые достижения науки;
повышение престижа фундаментального
образования и создание благоприятных
условий для успешного обучения
студентов, развитие новых форм,
включая магистратуру;
создание современных образовательных
программ, учитывающих взаимодействие
естественнонаучных и гуманитарных
знаний;
поддержка различных форм научного
творчества молодежи;
создание современной уникальной
приборно-аналитической базы совместных
фундаментальных исследований в вузах и
научных институтах, модернизация
учебных лабораторных практикумов;
создание баз данных по математическим,
естественнонаучным и другим
фундаментальным дисциплинам;
обеспечение инфраструктуры
фундаментальной науки
Основные направления - развитие совместных фундаментальных
реализации исследований, проводимых высшими
Программы учебными заведениями, Российской
академией наук, отраслевыми академиями
наук и государственными научными
центрами Российской Федерации;
обеспечение взаимодействия
академической науки с образовательным
процессом в высших учебных заведениях;
формирование информационной базы
фундаментальных исследований в целях
совершенствования учебного процесса в
высших учебных заведениях;
развитие опытно-экспериментальной и
приборной базы фундаментальных
исследований для совместного
использования научными сотрудниками,
преподавателями, студентами и
аспирантами высших учебных заведений и
научно-исследовательских организаций;
поддержка экспедиционных и полевых
исследований, выполняемых научными
сотрудниками, преподавателями и
студентами высших учебных заведений
совместно с учеными Российской академии
наук;
создание условий для повышения
престижности изучения фундаментальных
наук в высших учебных заведениях
Ожидаемые конечные - создание наиболее эффективной системы
результаты реализации развития фундаментальных наук благодаря
Программы кооперации ученых университетов,
высших учебных заведений и институтов
Российской академии наук, оптимальное
решение проблем сохранения ведущих
научных школ и развития приоритетных
направлений, определяемых
государственной научно-технической
политикой;
повышение качества математического и
естественнонаучного образования,
обновление его содержания и создание
современных образовательно -
профессиональных программ;
обновление приборной и информационной
базы фундаментального образования;
развитие новых форм организации
учебного процесса, индивидуализация
обучения и выявление талантливой
молодежи;
создание научно-образовательных
комплексов, обеспечивающих
взаимодействие фундаментальной
академической и вузовской науки как
основы подготовки кадров высшей
квалификации
Объемы и источники - всего - 3158 млрд. рублей
финансирования (в ценах 1996 года) за счет средств
Программы федерального бюджета,
из них:
Министерству общего и профессионального
образования Российской Федерации -
2729 млрд. рублей,
Российской академии наук -
429 млрд. рублей
Система организации - контроль за исполнением Программы
контроля за осуществляют Министерство общего и
исполнением профессионального образования
Программы Российской Федерации и Российская
академия наук. Ход работы по проектам и
их итоги, оценка их социальной и
экономической эффективности, а также
научной значимости рассматриваются
советом Программы и принимаются
заказчиком в установленном порядке.
Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации и
Российская академия наук направляют
ежегодно, до 1 февраля года,
следующего за отчетным, в Министерство
экономики Российской Федерации и
Министерство финансов Российской
Федерации доклады о ходе работ,
предусмотренных Программой, и
эффективности использования финансовых
средств
I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Одним из существенных недостатков в развитии научно - технического потенциала страны является все увеличивающийся разрыв между академической и вузовской фундаментальной наукой. Это приводит к распылению средств, разобщенности ученых и к снижению качества образования, делает практически недоступными для студентов и аспирантов лаборатории и уникальные установки институтов Российской академии наук и отраслевых академий. Вследствие недостаточного финансирования значительно снижена эффективность таких форм подготовки специалистов, которые основаны на взаимодействии ученых высших учебных заведений и Российской академии наук, и прежде всего таких форм, как научно - исследовательские институты при ряде ведущих университетов страны и базовые кафедры при научных учреждениях Российской академии наук.
В то же время развитие новых форм образования, предполагающее обеспечение его непрерывности в цепочке школа - вуз - аспирантура - докторантура, требует формирования крупных учебно - научных комплексов, центров. Для своего функционирования эти центры должны обладать хорошо развитой инфраструктурой, в том числе и социальной, иметь уникальную научную аппаратуру и установки, необходимые объемы лабораторного оборудования и реактивов.
Все большую роль в подготовке специалистов играет и информационное обеспечение развития фундаментальной науки и образования. Однако реальная ситуация ведет к тому, что его уровень неуклонно снижается - устаревают учебники, ученые и студенты крайне ограничены в поездках на международные научные мероприятия, отсутствует возможность стажировок.
Одной из существенных трудностей в современной системе высшего профессионального образования является недостаточная разработка некоторых теоретических вопросов, в частности, вопросов соотношения естественнонаучных и гуманитарных знаний при подготовке специалистов.
Решение вопросов интеграции высшего образования и фундаментальной науки требует разработки федеральной целевой программы, увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекса научно-исследовательских, социально-экономических, правовых, организационно-хозяйственных и других мероприятий.
Федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 13 июня 1996 г. N 903.
Программа предусматривает развитие всех форм взаимодействия академической и вузовской науки, поддержку совместных исследований, проводимых на базе Российской академии наук и ее региональных отделений, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии образования, университетов и высших учебных заведений, а также информационное и приборное обеспечение учебного процесса.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на углубление и расширение взаимодействия академической и вузовской науки, повышение качества образования с целью сохранения и развития научно-технического потенциала страны.
Для достижения целей Программы предусматривается решение следующих задач:
развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых в высших учебных заведениях, Российской академии наук, отраслевых академиях наук и государственных научных центрах Российской Федерации;
обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в высших учебных заведениях;
формирование информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях;
развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами, аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;
поддержка экспедиционных и полевых исследований, выполняемых научными сотрудниками, преподавателями и студентами высших учебных заведений совместно с учеными Российской академии наук;
создание условий для повышения престижности изучения фундаментальных наук в высших учебных заведениях.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Программа является составной частью комплекса мероприятий, направленных на сохранение и развитие основы научно-технического потенциала страны - фундаментальной науки и высшей школы. Снижение уровня фундаментальной подготовки выпускников университетов и вузов грозит нашей стране дальнейшим отставанием в области современных наукоемких технологий, замедлением темпов ее экономического развития и утратой конкурентоспособности на мировом рынке.
Программа должна обеспечить условия для дальнейшего развития фундаментальных наук путем исследований, проводимых в высших учебных заведениях, особенно в классических университетах, совместно с Российской академией наук, и совершенствования подготовки студентов, аспирантов и докторантов для работы в научных организациях и образовательных учреждениях Российской Федерации. Основные направления Программы ориентированы на решение важнейшей задачи государственной научно-технической политики - на развитие различных форм взаимодействия университетов России с академическими, другими научными учреждениями с целью подготовки высококвалифицированных молодых научно-педагогических кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать ключевые проблемы научно-технического и социально-экономического развития. Решение этой проблемы предполагает создание современного приборного и информационного обеспечения фундаментальной науки.
Программа имеет конкретную направленность на развитие научно - образовательной инфраструктуры России, включая кадровый, информационный и приборный компоненты, в результате чего будет обеспечено выполнение любых конкретных задач, поставленных государством перед высшей школой в области фундаментальных наук.
Исходя из указанных целей и задач, Программа предусматривает следующие пять направлений.
1. Развитие совместных фундаментальных исследований,
проводимых в высших учебных заведениях, в Российской
академии наук, в отраслевых академиях наук
и в государственных научных центрах
Российской Федерации
Особенностью организации фундаментальных исследований в России является наличие крупных научных школ в институтах Российской академии наук, университетах и высших учебных заведениях, играющих передовую роль в мировой науке. Это позволило сформировать систему образования, основанную на базовой подготовке студентов в области фундаментальных наук, отличную от многих других систем, существующих в Европе и в США.
На базе этой системы образования ведется подготовка студентов, аспирантов и докторантов, готовятся научные и педагогические кадры математиков, физиков, химиков, биологов, геологов и других специалистов для всех вузов России, институтов Российской академии наук, других академий и отраслевых институтов. Подготовка специалистов в этих областях знаний, имеющих фундаментальное образование и широкий научный кругозор, в последние годы испытывает серьезные сложности из-за финансовых проблем.
Программой предусмотрено целевое финансирование совместных фундаментальных исследований в области математики, физики, химии и других фундаментальных наук как необходимой основы для сохранения и дальнейшего развития уровня подготовки научно-педагогических и научных кадров. Перспективная талантливая молодежь должна целенаправленно привлекаться к участию в работе научных коллективов. С этой целью Программой предусмотрено расширение участия студентов и аспирантов в работе российских научных школ мирового уровня, а также обеспечение стажировки студентов и аспирантов в зарубежных научных центрах. Предусматривается развитие новых форм подготовки специалистов, ориентированных на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.
Программой предусматривается возрождение финансовой поддержки проведения студенческих научных олимпиад, конкурсов, научных молодежных школ и конференций. Специальное внимание уделено финансированию участия талантливых молодых исследователей университетов в международных конгрессах и конференциях по фундаментальным проблемам науки.
2. Обеспечение взаимодействия академической науки
с образовательным процессом в высших учебных заведениях
Наиболее эффективной формой взаимодействия вузовской, академической и отраслевой науки, которая успешно развивалась ранее и оказалась не реализованной из-за финансовых трудностей, являлась система филиалов кафедр университетов и вузов в научных учреждениях Российской академии наук и в отраслевых академиях, а также университетских кафедр - лабораторий, обеспечивавшая интеграцию образовательного процесса и фундаментальных научных исследований и использовавшаяся для проведения студенческих практик, для выполнения дипломных работ, подготовки аспирантов и соискателей, стажеров - исследователей. Они получали возможность работать в сильных научных коллективах, проникнуться атмосферой научного поиска, принять участие в научных исследованиях.
Такая форма взаимодействия позволяет ликвидировать обычно имеющийся разрыв в 5 - 7 лет между содержанием учебников и текущим состоянием науки. Поэтому укрепление и расширение системы филиалов кафедр является одним из важных направлений эффективного использования научных результатов в учебном процессе.
Аналогичный эффект оказывает и привлечение ученых из учреждений Российской академии наук и других академий для педагогической работы в вузах. Поэтому поддержка преподавателей, ученых высшей школы, Российской академии наук и отраслевых академий наук, преподающих основные курсы в вузах, является одним из условий результативности взаимодействия фундаментальной науки с педагогическим процессом в вузах.
Анализ ситуации с молодыми кадрами показал эффективность внедрения новых форм подготовки специалистов, в основу которых были положены идеи, реализованные в свое время академиками М.А. Лаврентьевым и А.Н. Колмогоровым, - создание при крупных научных центрах и ведущих университетах России колледжей, лицеев, гимназий, школ - интернатов. Однако работа таких образовательных учреждений наталкивается на очень большие финансовые трудности. Поэтому предусматривается поддержка новых форм подготовки специалистов, включая создание университетами и научными учреждениями Российской академии наук совместных учебно-научных центров, совместных университетов пред- и последипломного образования. Особого внимания требует довузовское профилирующее образование в различных учебных заведениях, функционирующих при университетах и вузах России и институтах Российской академии наук и ее региональных отделений, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии образования.
3. Развитие опытно-экспериментальной и приборной
базы фундаментальных исследований для совместного
использования научными сотрудниками, преподавателями,
студентами и аспирантами высших учебных заведений
и научно-исследовательских организаций
Общеизвестно, что современная наука развивается на базе совершенных, дорогостоящих, уникальных установок и приборов. Как правило, эти установки являются базовыми для работы ученых разных направлений и обеспечивают работу национальных и международных научных центров.
Особая важность финансирования научной приборной базы обуславливается ее необходимостью для решения приоритетных проблем фундаментальной науки, возможностью ее использования в педагогическом процессе и перспективами создания на ее основе творческого коллектива ученых при широком участии студентов, аспирантов и докторантов в научно-исследовательской работе. С этой целью необходимо осуществить приоритетное обеспечение оборудованием, современной технической и материальной базой российских научных школ мирового уровня, закупку зарубежной уникальной аппаратуры и ее концентрацию путем создания центров коллективного пользования в целях обеспечения нужд вузовской и академической науки.
Сейчас создалась ситуация, когда в научных лабораториях и на кафедрах вузов разработаны лабораторные модели ряда приборов и установок, которые значительно превосходят по техническим данным существующие зарубежные аналоги или не имеют аналогов вообще. Однако промышленность не может организовать их производство. В связи с этим Программа предусматривает финансирование соответствующих работ для производства уникальных приборов и установок. Потребуется государственная поддержка работ по созданию макетов и опытных образцов по результатам фундаментальных исследований, проводимых совместно Российской академией наук, университетами и вузами России.
В то же время в высших учебных заведениях и научных учреждениях Российской академии наук имеются установки, выход из строя которых может угрожать безопасности людей или вызвать экологическую катастрофу. Очевидна необходимость профилактических работ на таких установках и поддержание их в режиме безопасной работы, исходя из чего предусматривается соответствующая финансовая поддержка, прежде всего установок, используемых как высшей школой, так и Российской академией наук.
4. Формирование информационной базы фундаментальных
исследований в целях совершенствования учебного
процесса в высших учебных заведениях
Несомненно, наиболее слабым звеном в инфраструктуре фундаментальной науки является издание научной и учебной литературы, организация международного межбиблиотечного обмена. Недостаточное финансирование издательской деятельности приводит к тому, что теряются приоритеты, устаревают учебники.
Программа предусматривает развитие информационной базы фундаментальной науки, поддержку издательской деятельности, прежде всего в направлении совершенствования учебного процесса, обеспечения новых технологий преподавания фундаментальных математических, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Крайне необходимым для успешного осуществления реформы высшего образования является издание учебной литературы в виде серии учебников и учебных пособий. Предусматривается поддержка изданий научно-популярных книг, предназначенных для развития интереса школьников к естественным наукам.
В Программе планируется специальная поддержка научного книгоиздания. Необходимо предусмотреть выделение средств для комплектования библиотек новыми учебниками и монографиями, приобретения копировальной техники, а также для предоставления подписки на современные научные и образовательные журналы, которые находятся в тяжелом положении (за счет подписки их издание обеспечивается на 7 - 12 процентов).
Одним из важных направлений информационной базы науки является участие преподавателей, ученых высшей школы и Российской академии наук в международных конгрессах, конференциях и других научных мероприятиях, связанных с реализацией Программы. Кроме того, необходимо командирование в зарубежные ведущие научные центры для научной работы преподавателей, ученых высшей школы, Российской академии наук и отраслевых академий, читающих и преподающих основные курсы в университетах и вузах.
Формирование информационной базы фундаментальных наук непосредственно связано с дальнейшим развитием компьютерных коммуникаций, созданием баз данных по фундаментальным дисциплинам. Предусматривается также создание и поддержание единого банка данных о приборах и установках, разрабатываемых в университетах и учреждениях Российской академии наук и доведенных до товарного вида.
В целях поддержки лицензионной работы предполагается оказать финансовую поддержку выставочной деятельности.
5. Поддержка экспедиционных и полевых исследований,
выполняемых научными сотрудниками, преподавателями
и студентами высших учебных заведений совместно
с учеными Российской академии наук
Экспедиционные и полевые исследования имеют особое значение, в первую очередь для биологических наук, наук о Земле, истории и археологии. Однако практически весь комплекс этих работ сейчас свернут из-за высокой стоимости транспорта и проживания. Вместе с тем Российская Федерация в связи с распадом СССР лишилась многих уникальных месторождений, в том числе и важных для национальной безопасности. Безвозвратно гибнут памятники истории и архитектуры, уничтожается живая природа.
В связи с этим в Программе предусматривается выделение средств на экспедиционные и полевые исследования, включая студенческую практику, а также участие в этих исследованиях дипломников, аспирантов и преподавателей.
IV. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Основным источником ресурсного обеспечения Программы является бюджетное финансирование.
В отличие от других целевых программ федерального и иного уровня, принципов финансирования фундаментальных исследований Российским фондом фундаментальных исследований финансирование Программы предполагает направление финансовых средств лишь на целевые расходы, связанные с выплатой разовых платежей на цели, предусмотренные Программой. Программа состоит из совокупности независимых проектов, которые могут выполнятся в условиях разового финансирования.
Расходы на капитальное строительство могут быть направлены только на цели, предусмотренные разделами I и II Программы.
ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
млрд. рублей, в ценах 1996 года
┌────────────────────────────┬──────┬──────┬───────┬───────┬─────┐
│ Направление расходов и │Всего │ 1997 │ 1998 │ 1999 │2000 │
│ источники финансирования │ │ год │ год │ год │ год │
├────────────────────────────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┤
│Финансовые затраты - всего │ 3158 │ 782 │ 786 │ 788 │ 802 │
│ в том числе из: │ │ │ │ │ │
│федерального бюджета │ 3158 │ 782 │ 786 │ 788 │ 802 │
│внебюджетных источников │ - │ - │ - │ - │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│Государственные инвестиции -│ │ │ │ │ │
│всего │ 200 │ 50 │ 50 │ 50 │ 50 │
│ в том числе: │ │ │ │ │ │
│Министерство общего и │ │ │ │ │ │
│профессионального │ 100 │ 25 │ 25 │ 25 │ 25 │
│образования Российской │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │
│Российская академия наук │ 100 │ 25 │ 25 │ 25 │ 25 │
│ │ │ │ │ │ │
│НИОКР - всего │ 458 │ 120 │ 114 │ 114 │ 110 │
│ в том числе: │ │ │ │ │ │
│Министерство общего и │ 229 │ 60 │ 57 │ 57 │ 55 │
│профессионального │ │ │ │ │ │
│образования Российской │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │
│Российская академия наук │ 229 │ 60 │ 57 │ 57 │ 55 │
│ │ │ │ │ │ │
│Прочие текущие расходы - │ 2500 │ 612 │ 622 │ 624 │ 642 │
│всего │ │ │ │ │ │
│ в том числе: │ │ │ │ │ │
│Министерство общего и │ 2400 │ 587 │ 597 │ 599 │ 617 │
│профессионального │ │ │ │ │ │
│образования Российской │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │
│Российская академия наук │ 100 │ 25 │ 25 │ 25 │ 25 │
└────────────────────────────┴──────┴──────┴───────┴───────┴─────┘
Финансирование научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ и прочих текущих расходов по Программе осуществляется за счет средств федерального бюджета целевым назначением через Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российскую академию наук в пределах выделяемых им ассигнований.
V. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Государственным заказчиком Программы являются Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук.
Управление Программой осуществляет совет, в который входят представители Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Российской академии наук, других основных исполнителей Программы.
Реализация Программы осуществляется на широкой конкурсной основе.
Сообщение о конкурсе публикуется в средствах массовой информации, изданиях Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Российской академии наук и ее региональных отделений за 6 месяцев до его проведения.
Информационное сообщение содержит сведения о проектах, по которым объявляется конкурс, сроках и порядке его проведения, форме предоставления материалов.
Проекты - заявки на конкурс принимаются от высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, осуществляющих фундаментальные исследования. Проекты должны носить комплексный характер и основываться на совместных работах и исследованиях, проводимых учеными высших учебных заведений и академических институтов.
Работы, поступившие на конкурс, проходят экспертизу.
Содержанием экспертизы является оценка научных достоинств проекта, его значение для совершенствования учебного процесса, реальность выполнения работы в срок и в пределах установленных размеров финансирования. Экспертиза проектов - заявок осуществляется группами экспертов по направлениям Программы. При формировании экспертных групп обязательным является включение в их состав представителей ведущих университетов и академических институтов из различных регионов страны.
Председатели групп экспертов по направлениям Программы утверждаются советом Программы.
Совет Программы:
принимает решение об объявлении конкурса и о его результатах на основе экспертных заключений;
организует рассмотрение поступивших проектов - заявок, включая их экспертизу;
определяет структуру конкурсных проектов, требования по оформлению представляемых материалов;
рассматривает результаты выполнения Программы в целом и по каждому из направлений.
Совет Программы возглавляют сопредседатели, являющиеся руководителями Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Российской академии наук.
Текущее управление Программой, включая сбор, анализ и обобщение материалов проектов - заявок участников Программы, организацию работы экспертных групп, сбор информации о ходе выполнения проектов и подготовку материалов для сводных отчетов, осуществляется дирекцией Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Российской академией наук. Ход работы по проектам и их итоги, оценка их социальной и экономической эффективности и научной значимости рассматриваются советом Программы и принимаются заказчиком в установленном порядке.
С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук при необходимости по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточняют целевые показатели, в том числе включение и исключение проектов, затраты по программным мероприятиям, состав исполнителей, механизм реализации.
Ежегодно, до 1 февраля, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук направляют в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств.
VI. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
┌────────────────────────────────┬───────────┬───────────────────┬─────────────────────┐
│ │ Срок │ Сметная стоимость │ Ожидаемые конечные │
│ │выполнения,│ программных │результаты реализации│
│ │ заказчик │ мероприятий, │ Программы │
│ │ │ млрд. рублей │ │
│ │ ├──────┬────────────┤ │
│ │ │1997 -│в том числе │ │
│ │ │ 2000 ├─────┬──────┤ │
│ │ │годы -│1997 │1998 -│ │
│ │ │всего │ год │ 2000 │ │
│ │ │ │ │ годы │ │
├────────────────────────────────┼───────────┼──────┼─────┼──────┼─────────────────────┤
│1. Развитие совместных фунда-│1997 - 2000│ 545 │ 135 │ 410 │повышение качества │
│ ментальных исследований,│ годы │ │ │ │образования, обеспе- │
│ проводимых в высших учебных│Министерст-│ │ │ │чивающего научную и │
│ заведениях, Российской ака-│во общего │ │ │ │экономическую неза- │
│ демии наук, отраслевых ака-│и професси-│ │ │ │висимость и безопас- │
│ демиях наук и государствен-│онального │ │ │ │ность государства, │
│ ных научных центрах Россий-│образования│ │ │ │благополучие граждан │
│ ской Федерации │Российской │ │ │ │ │
│ │Федерации, │ │ │ │ │
│1.1. Обеспечение проведения │Российская │ │ │ │ │
│ фундаментальных исследова- │академия │ │ │ │ │
│ ний, выполняемых совместно │наук │ │ │ │ │
│ учеными Российской академии│ │ │ │ │ │
│ наук и высшей школы и спо- │ │ │ │ │ │
│ собствующих развитию обра- │ │ │ │ │ │
│ зования и разработке обра- │ │ │ │ │ │
│ зовательных программ │ │ │ │ │ │
│ (10 проектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│1.2. Создание правовой и норма-│ │ │ │ │разработка правовых и│
│ тивной базы, способствующей│ │ │ │ │нормативных докумен-│
│ развитию фундаментальных│ │ │ │ │тов, регулирующих│
│ наук (2 проекта) │ │ │ │ │развитие фундамен-│
│ │ │ │ │ │тальных исследований│
│ │ │ │ │ │ │
│1.3. Развитие системы непрерыв-│ │ │ │ │создание системы пре-│
│ ного образования: школа -│ │ │ │ │емственных государс-│
│ вуз - аспирантура - докто-│ │ │ │ │твенных образова-│
│ рантура как базы подготовки│ │ │ │ │тельных стандартов│
│ научно-педагогических кад- │ │ │ │ │общего и профессио-│
│ ров (6 проектов) │ │ │ │ │нального образования │
│ │ │ │ │ │ │
│1.4. Создание системы поощрения│ │ │ │ │повышение престижа и│
│ студентов и аспирантов,│ │ │ │ │создание условий для│
│ проводящих совместные исс-│ │ │ │ │успешного обучения│
│ ледования в научных учреж-│ │ │ │ │студентов математи-│
│ дениях Российской академии│ │ │ │ │ческих и естествен-│
│ наук и высшей школы │ │ │ │ │нонаучных факульте- │
│ │ │ │ │ │тов │
│ │ │ │ │ │ │
│1.5. Поддержка обучения и стажи-│ │ │ │ │освоение достижений│
│ ровок наиболее способных│ │ │ │ │мировой науки в об-│
│ студентов (1000 чел.) и ас-│ │ │ │ │ласти математических│
│ пирантов (100 чел.) в веду-│ │ │ │ │и естественных наук.│
│ щих научных центрах мира │ │ │ │ │Утверждение престижа│
│ │ │ │ │ │российской высшей│
│ │ │ │ │ │школы │
│ │ │ │ │ │ │
│1.6. Воссоздание студенческих│ │ │ │ │создание условий для│
│ научных олимпиад, конкур-│ │ │ │ │выявления наиболее│
│ сов, научных молодежных│ │ │ │ │талантливой молодежи│
│ школ и конференций │ │ │ │ │и индивидуализации│
│ (150 проектов) │ │ │ │ │образования │
│ │ │ │ │ │ │
│1.7. Обеспечение участия талант-│ │ │ │ │развитие коммуника-│
│ ливых молодых исследовате-│ │ │ │ │тивных возможностей│
│ лей университетов в между-│ │ │ │ │для молодых исследо-│
│ народных конференциях по│ │ │ │ │вателей │
│ фундаментальным проблемам│ │ │ │ │ │
│ математических и естествен-│ │ │ │ │ │
│ ных наук (150 чел.) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│1.8. Развитие научных исследова-│ │ │ │ │создание учебно-мето-│
│ ний и создание образова-│ │ │ │ │дических комплексов,│
│ тельно-профессиональных │ │ │ │ │обеспечивающих разви-│
│ программ, направленных на│ │ │ │ │тие междисциплинарных│
│ взаимное проникновение фун-│ │ │ │ │образовательных прог-│
│ даментальных, естественно -│ │ │ │ │рамм │
│ научных и гуманитарных зна-│ │ │ │ │ │
│ ний (10 проектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│2. Обеспечение взаимодействия │1997 - 2000│ 546 │ 136 │ 410 │ │
│ академической науки с │ годы │ │ │ │ │
│ образовательным процессом в │Министерс- │ │ │ │ │
│ высших учебных заведениях │тво общего │ │ │ │ │
│ │и профес- │ │ │ │ │
│ │сионально- │ │ │ │ │
│ │го образо- │ │ │ │ │
│ │вания Рос- │ │ │ │ │
│ │сийской │ │ │ │ │
│ │Федерации, │ │ │ │ │
│ │Российская │ │ │ │ │
│ │академия │ │ │ │ │
│ │наук │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│2.1. Развитие системы совместных│ │ │ │ │интеграция вузов,│
│ учебно-научных центров, фи-│ │ │ │ │Российской академии│
│ лиалов университетов и ка-│ │ │ │ │наук и других акаде-│
│ федр университетов в науч-│ │ │ │ │мий в подготовке сту-│
│ ных учреждениях Российской│ │ │ │ │дентов и научных сот-│
│ академии наук и отраслевых│ │ │ │ │рудников │
│ академий (100 проектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│2.2. Развитие системы колледжей,│ │ │ │ │развитие существующих│
│ лицеев, гимназий, школ -│ │ │ │ │и создание новых│
│ интернатов при крупных на-│ │ │ │ │центров специализиро-│
│ учных центрах и ведущих│ │ │ │ │ванной подготовки│
│ университетах России │ │ │ │ │школьников при уни-│
│ (100 проектов) │ │ │ │ │верситетах и научных│
│ │ │ │ │ │центрах Российской│
│ │ │ │ │ │академии наук │
│ │ │ │ │ │ │
│2.3. Поддержка инфраструктуры│ │ │ │ │создание инфраструк-│
│ крупных учебно-научных│ │ │ │ │туры, обеспечивающей│
│ центров, образованных на│ │ │ │ │функционирование │
│ базе университетов и инсти-│ │ │ │ │учебно-научных цент-│
│ тутов Российской академии│ │ │ │ │ров │
│ наук (50 проектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│2.4. Разработка новых форм выс-│ │ │ │ │предоставление граж-│
│ шего профессионального об-│ │ │ │ │данам новых возмож-│
│ разования (10 проектов) │ │ │ │ │ностей в получении│
│ │ │ │ │ │образования, индиви-│
│ │ │ │ │ │дуализация образова-│
│ │ │ │ │ │тельных программ │
│ │ │ │ │ │ │
│3. Развитие опытно-эксперимен-│1997 - 2000│ 886 │ 219 │ 667 │ │
│ тальной и приборной базы│ годы │ │ │ │ │
│ фундаментальных исследова-│Министерс- │ │ │ │ │
│ ний для совместного исполь-│тво общего │ │ │ │ │
│ зования научными сотрудни-│и профес- │ │ │ │ │
│ ками, преподавателями, сту-│сионально- │ │ │ │ │
│ дентами, аспирантами высших│го образо- │ │ │ │ │
│ учебных заведений и науч-│вания Рос- │ │ │ │ │
│ но-исследовательских органи-│сийской │ │ │ │ │
│ заций │Федерации, │ │ │ │ │
│ │Российская │ │ │ │ │
│ │академия │ │ │ │ │
│ │наук │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│3.1. Обеспечение научным обору-│ │ │ │ │модернизация и созда-│
│ дованием, современной тех-│ │ │ │ │ние современной при-│
│ нической и материальной ба-│ │ │ │ │борно-аналитической │
│ зой Российской академии на-│ │ │ │ │базы фундаментальных│
│ ук, университетов и вузов,│ │ │ │ │исследований в вузах │
│ имеющих научные школы миро-│ │ │ │ │ │
│ вого уровня в области мате-│ │ │ │ │ │
│ матики, механики, физики,│ │ │ │ │ │
│ химии, биологии и наук о│ │ │ │ │ │
│ Земле и проводящих совмест-│ │ │ │ │ │
│ ные исследования (100 про-│ │ │ │ │ │
│ ектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│3.2. Создание центров коллектив-│ │ │ │ │повышение эффектив-│
│ ного пользования для нужд│ │ │ │ │ности использования│
│ вузовской и академической│ │ │ │ │приборной базы │
│ науки, оснащение их совре-│ │ │ │ │ │
│ менной научной аппаратурой│ │ │ │ │ │
│ (5 проектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│3.3. Развитие на базе универси-│ │ │ │ │производство новейших│
│ тетов, вузов и институтов│ │ │ │ │приборов и установок│
│ Российской академии наук│ │ │ │ │для учебного и науч-│
│ опытных производств по из-│ │ │ │ │ного процессов │
│ готовлению приборов и уста-│ │ │ │ │ │
│ новок, которые превосходят│ │ │ │ │ │
│ зарубежные аналоги или не│ │ │ │ │ │
│ имеют аналогов (40 проек-│ │ │ │ │ │
│ тов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│3.4. Обеспечение вузов необходи-│ │ │ │ │обеспечение работос-│
│ мыми материалами для прове-│ │ │ │ │пособности лаборато-│
│ дения лабораторных занятий,│ │ │ │ │рий, центров, кафедр│
│ для курсовых и дипломных│ │ │ │ │систематическим снаб-│
│ работ студентов по физике,│ │ │ │ │жением реактивами,│
│ химии, биологии, геологии│ │ │ │ │материалами и т.п. │
│ (500 проектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│3.5. Поддержание в рабочем сос-│ │ │ │ │создание системы│
│ тоянии установок, необходи-│ │ │ │ │обеспечения работос-│
│ мых для научной деятельнос-│ │ │ │ │пособности установок│
│ ти, установок в университе-│ │ │ │ │как необходимая осно-│
│ тах и научных учреждениях│ │ │ │ │ва интеграции научно-│
│ Российской академии наук│ │ │ │ │го и учебного процес-│
│ (100 проектов) │ │ │ │ │сов │
│ │ │ │ │ │ │
│4. Формирование информационной│1997 - 2000│ 886 │ 219 │ 667 │ │
│ базы фундаментальных иссле-│ годы │ │ │ │ │
│ дований в целях совершен-│Министерс- │ │ │ │ │
│ ствования учебного процесса│тво общего │ │ │ │ │
│ в высших учебных заведениях│и профес- │ │ │ │ │
│ │сионально- │ │ │ │ │
│ │го образо- │ │ │ │ │
│ │вания Рос- │ │ │ │ │
│ │сийской │ │ │ │ │
│ │Федерации, │ │ │ │ │
│ │Российская │ │ │ │ │
│ │академия │ │ │ │ │
│ │наук │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│4.1. Издание научной и учебной│ │ │ │ │подготовка на базе│
│ литературы в области фун-│ │ │ │ │новой учебной и науч-│
│ даментальных наук, в том│ │ │ │ │ной литературы совре-│
│ числе серии учебников и│ │ │ │ │менных специалистов,│
│ учебных пособий (1000 про-│ │ │ │ │способных обеспечить│
│ ектов) │ │ │ │ │научный и технический│
│ │ │ │ │ │прогресс │
│ │ │ │ │ │ │
│4.2. Организация и поддержка│1997 - 2000│ │ │ │обеспечение препода-│
│ международного межбиблио-│ годы │ │ │ │вателей и научных ра-│
│ течного обмена (300 проек-│Министерс- │ │ │ │ботников информацией│
│ тов) │тво общего │ │ │ │о мировых достижениях│
│ │и профес- │ │ │ │в области фундамен-│
│ │сионально- │ │ │ │тальных исследований │
│ │го образо- │ │ │ │ │
│ │вания Рос- │ │ │ │ │
│ │сийской │ │ │ │ │
│ │Федерации, │ │ │ │ │
│ │Российская │ │ │ │ │
│ │академия │ │ │ │ │
│ │наук │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│4.3. Развитие новых технологий│ │ │ │ │повышение эффектив-│
│ преподавания фундаменталь-│ │ │ │ │ности образовательно-│
│ ных дисциплин (50 проектов)│ │ │ │ │го процесса │
│ │ │ │ │ │ │
│4.4. Развитие издания научно-по-│ │ │ │ │пропаганда естествен-│
│ пулярных книг в области ес-│ │ │ │ │нонаучных знаний│
│ тественных наук (250 проек-│ │ │ │ │среди молодежи │
│ тов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│4.5. Поддержка издания научных│ │ │ │ │создание информацион-│
│ журналов, прежде всего в│ │ │ │ │ной базы для подго-│
│ области математики, механи-│ │ │ │ │товки специалистов на│
│ ки, физики, химии, биологии│ │ │ │ │соответствующем сов-│
│ и наук о Земле (150 проек-│ │ │ │ │ременным требованиям│
│ тов) │ │ │ │ │уровне │
│ │ │ │ │ │ │
│4.6. Комплектование библиотек│ │ │ │ │создание информацион-│
│ новыми учебниками, моногра-│ │ │ │ │ной базы для подго-│
│ фиями, подписными изданиями│ │ │ │ │товки специалистов на│
│ (1000 проектов) │ │ │ │ │соответствующем сов-│
│ │ │ │ │ │ременным требованиям│
│ │ │ │ │ │уровне │
│ │ │ │ │ │ │
│4.7. Обеспечение участия препо-│ │ │ │ │расширение возможнос-│
│ давателей, ученых высшей│ │ │ │ │тей для обмена ре-│
│ школы и Российской академии│ │ │ │ │зультатами научных│
│ наук в международных конг-│ │ │ │ │исследований │
│ рессах, конференциях и дру-│ │ │ │ │ │
│ гих научных мероприятиях,│ │ │ │ │ │
│ связанных с реализацией│ │ │ │ │ │
│ Программы (1000 заявок) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│4.8. Командирование в зарубежные│ │ │ │ │обеспечение препода-│
│ ведущие научные центры для│ │ │ │ │вателям и ученым воз-│
│ научной работы преподавате-│ │ │ │ │можности освоения│
│ лей, ученых высшей школы,│ │ │ │ │идей и методов прове-│
│ Российской академии наук и│ │ │ │ │дения научных иссле-│
│ отраслевых академий наук,│ │ │ │ │дований в зарубежных│
│ читающих основные курсы в│ │ │ │ │ведущих научных цент-│
│ университетах (200 проек-│ │ │ │ │рах, развитие профес-│
│ тов) │ │ │ │ │сиональных контактов │
│ │ │ │ │ │ │
│4.9. Создание баз данных по фун-│ │ │ │ │развитие компьютерных│
│ даментальным дисциплинам│ │ │ │ │коммуникаций, повыше-│
│ (100 проектов) │ │ │ │ │ние эффективности│
│ │ │ │ │ │процесса модернизации│
│ │ │ │ │ │приборной базы науч-│
│ │ │ │ │ │ного и учебного про-│
│ │ │ │ │ │цессов │
│ │ │ │ │ │ │
│4.10. Поддержка музеев, создан- │ │ │ │ │ │
│ ных при университетах, ву-│ │ │ │ │ │
│ зах и академических инсти-│ │ │ │ │ │
│ тутах (200 проектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│5. Поддержка экспедиционных и │1997 - 2000│ 95 │ 73 │ 22 │ │
│ полевых исследований, вы- │годы │ │ │ │ │
│ полняемых научными сотруд- │Министерс- │ │ │ │ │
│ никами, преподавателями и │тво общего │ │ │ │ │
│ студентами высших учебных │и профес- │ │ │ │ │
│ заведений совместно с уче- │сионально- │ │ │ │ │
│ ными Российской академии │го образо- │ │ │ │ │
│ наук │вания Рос- │ │ │ │ │
│ │сийской │ │ │ │ │
│ │Федерации, │ │ │ │ │
│ │Российская │ │ │ │ │
│ │академия │ │ │ │ │
│ │наук │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│5.1. Поддержка экспедиционных и│ │ │ │ │проведение геологи-│
│ полевых исследований с│ │ │ │ │ческих, географичес-│
│ участием дипломников, аспи-│ │ │ │ │ких, биологических,│
│ рантов и преподавателей ву-│ │ │ │ │почвенных, историо-│
│ зов (500 проектов) │ │ │ │ │графических и архео-│
│ │ │ │ │ │логических экспедици-│
│ │ │ │ │ │онных работ с учас-│
│ │ │ │ │ │тием преподавателей,│
│ │ │ │ │ │аспирантов и докто-│
│ │ │ │ │ │рантов как необходи-│
│ │ │ │ │ │мой базы совершенст-│
│ │ │ │ │ │вования педагогичес-│
│ │ │ │ │ │кого и научного про-│
│ │ │ │ │ │цессов │
│ │ │ │ │ │ │
│5.2. Поддержка студенческой│ │ │ │ │ │
│ практики (250 проектов) │ │ │ │ │ │
└────────────────────────────────┴───────────┴──────┴─────┴──────┴─────────────────────┘
Примечание. Сметная стоимость конкретных программных мероприятий (проектов) и состав затрат определяются по результатам экспертизы конкурсных проектов.