ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Правительства РФ от 09.09.1996 N 1062 "О Федеральной целевой программе "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (с изм. от 30.12.2000)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 1996 г. N 1062
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 903 "О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 3008), в целях развития фундаментальных научных исследований, выполняемых совместно учеными высшей школы, Российской академии наук, государственных научных центров Российской Федерации, научно-исследовательских организаций, и повышения качества фундаментального образования Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуется - Программа) и представить ее Президенту Российской Федерации для решения вопроса о придании Программе статуса президентской.
2. Утвердить Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российскую академию наук государственными заказчиками Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 1997 - 2000 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 сентября 1996 г. N 1062
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
Наименование Программы   - Федеральная целевая программа
                           "Государственная поддержка интеграции
                           высшего образования и фундаментальной
                           науки на 1997 - 2000 годы"

Основание для разработки - Указ Президента Российской Федерации
Программы                  от 13 июня 1996 г. N 903
                           "О государственной поддержке интеграции
                           высшего образования и фундаментальной
                           науки"

Государственный заказчик - Министерство общего и профессионального
Программы                  образования Российской Федерации,
                           Российская академия наук

Основные исполнители     - высшие учебные заведения и научные
Программы                  учреждения, определяемые по конкурсу
                           проектов

Основные разработчики    - межведомственная рабочая группа,
Программы                  образованная поручением Правительства
                           Российской Федерации, экспертная группа
                           специалистов высшей школы и Российской
                           академии наук

Сроки и этапы            - 1997 - 2000 годы
реализации Программы

Цель и задачи Программы, - развитие фундаментальных исследований,
важнейшие целевые          выполняемых совместно учеными
показатели                 Российской академии наук и высшей школы
                           и способствующих обеспечению научной и
                           экономической независимости,
                           безопасности государства, повышению
                           его научного потенциала;
                           повышение качества фундаментального
                           образования, основанного на традициях
                           отечественной системы высшего
                           профессионального образования, развитие
                           уникальных, занимающих передовые
                           позиции в мировой науке научных школ и
                           участие студентов, аспирантов и
                           преподавателей в разработке проблем
                           фундаментальной и прикладной науки
                           непосредственно в лабораториях научных
                           институтов Российской академии наук;
                           подготовка и издание учебников,
                           аккумулирующих новые достижения науки;
                           повышение престижа фундаментального
                           образования и создание благоприятных
                           условий для успешного обучения
                           студентов, развитие новых форм,
                           включая магистратуру;
                           создание современных образовательных
                           программ, учитывающих взаимодействие
                           естественнонаучных и гуманитарных
                           знаний;
                           поддержка различных форм научного
                           творчества молодежи;
                           создание современной уникальной
                           приборно-аналитической базы совместных
                           фундаментальных исследований в вузах и
                           научных институтах, модернизация
                           учебных лабораторных практикумов;
                           создание баз данных по математическим,
                           естественнонаучным и другим
                           фундаментальным дисциплинам;
                           обеспечение инфраструктуры
                           фундаментальной науки

Основные направления     - развитие совместных фундаментальных
реализации                 исследований, проводимых высшими
Программы                  учебными заведениями, Российской
                           академией наук, отраслевыми академиями
                           наук и государственными научными
                           центрами Российской Федерации;
                           обеспечение взаимодействия
                           академической науки с образовательным
                           процессом в высших учебных заведениях;
                           формирование информационной базы
                           фундаментальных исследований в целях
                           совершенствования учебного процесса в
                           высших учебных заведениях;
                           развитие опытно-экспериментальной и
                           приборной базы фундаментальных
                           исследований для совместного
                           использования научными сотрудниками,
                           преподавателями, студентами и
                           аспирантами высших учебных заведений и
                           научно-исследовательских организаций;
                           поддержка экспедиционных и полевых
                           исследований, выполняемых научными
                           сотрудниками, преподавателями  и
                           студентами высших учебных заведений
                           совместно с учеными Российской академии
                           наук;
                           создание условий для повышения
                           престижности изучения фундаментальных
                           наук в высших учебных заведениях

Ожидаемые конечные      -  создание наиболее эффективной системы
результаты реализации      развития фундаментальных наук благодаря
Программы                  кооперации ученых университетов,
                           высших учебных заведений и институтов
                           Российской академии наук, оптимальное
                           решение проблем сохранения ведущих
                           научных школ и развития приоритетных
                           направлений, определяемых
                           государственной научно-технической
                           политикой;
                           повышение качества математического и
                           естественнонаучного образования,
                           обновление его содержания и создание
                           современных образовательно -
                           профессиональных программ;
                           обновление приборной и информационной
                           базы фундаментального образования;
                           развитие новых форм организации
                           учебного процесса, индивидуализация
                           обучения и выявление талантливой
                           молодежи;
                           создание научно-образовательных
                           комплексов, обеспечивающих
                           взаимодействие фундаментальной
                           академической и вузовской науки как
                           основы подготовки кадров высшей
                           квалификации

Объемы и источники       - всего - 3158 млрд. рублей
финансирования             (в ценах 1996 года) за счет средств
Программы                  федерального бюджета,
                           из них:
                           Министерству общего и профессионального
                           образования Российской Федерации -
                           2729 млрд. рублей,
                           Российской академии наук -
                           429 млрд. рублей

Система организации      - контроль за исполнением Программы
контроля за                осуществляют Министерство общего и
исполнением                профессионального образования
Программы                  Российской Федерации и Российская
                           академия наук. Ход работы по проектам и
                           их итоги, оценка  их социальной и
                           экономической эффективности, а также
                           научной значимости рассматриваются
                           советом Программы и принимаются
                           заказчиком в установленном порядке.
                           Министерство общего и профессионального
                           образования Российской Федерации и
                           Российская академия наук направляют
                           ежегодно, до 1 февраля года,
                           следующего за отчетным, в Министерство
                           экономики Российской Федерации и
                           Министерство финансов Российской
                           Федерации доклады о ходе работ,
                           предусмотренных Программой, и
                           эффективности использования финансовых
                           средств
I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Одним из существенных недостатков в развитии научно - технического потенциала страны является все увеличивающийся разрыв между академической и вузовской фундаментальной наукой. Это приводит к распылению средств, разобщенности ученых и к снижению качества образования, делает практически недоступными для студентов и аспирантов лаборатории и уникальные установки институтов Российской академии наук и отраслевых академий. Вследствие недостаточного финансирования значительно снижена эффективность таких форм подготовки специалистов, которые основаны на взаимодействии ученых высших учебных заведений и Российской академии наук, и прежде всего таких форм, как научно - исследовательские институты при ряде ведущих университетов страны и базовые кафедры при научных учреждениях Российской академии наук.
В то же время развитие новых форм образования, предполагающее обеспечение его непрерывности в цепочке школа - вуз - аспирантура - докторантура, требует формирования крупных учебно - научных комплексов, центров. Для своего функционирования эти центры должны обладать хорошо развитой инфраструктурой, в том числе и социальной, иметь уникальную научную аппаратуру и установки, необходимые объемы лабораторного оборудования и реактивов.
Все большую роль в подготовке специалистов играет и информационное обеспечение развития фундаментальной науки и образования. Однако реальная ситуация ведет к тому, что его уровень неуклонно снижается - устаревают учебники, ученые и студенты крайне ограничены в поездках на международные научные мероприятия, отсутствует возможность стажировок.
Одной из существенных трудностей в современной системе высшего профессионального образования является недостаточная разработка некоторых теоретических вопросов, в частности, вопросов соотношения естественнонаучных и гуманитарных знаний при подготовке специалистов.
Решение вопросов интеграции высшего образования и фундаментальной науки требует разработки федеральной целевой программы, увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекса научно-исследовательских, социально-экономических, правовых, организационно-хозяйственных и других мероприятий.
Федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 903.
Программа предусматривает развитие всех форм взаимодействия академической и вузовской науки, поддержку совместных исследований, проводимых на базе Российской академии наук и ее региональных отделений, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии образования, университетов и высших учебных заведений, а также информационное и приборное обеспечение учебного процесса.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на углубление и расширение взаимодействия академической и вузовской науки, повышение качества образования с целью сохранения и развития научно-технического потенциала страны.
Для достижения целей Программы предусматривается решение следующих задач:
развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых в высших учебных заведениях, Российской академии наук, отраслевых академиях наук и государственных научных центрах Российской Федерации;
обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в высших учебных заведениях;
формирование информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях;
развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами, аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;
поддержка экспедиционных и полевых исследований, выполняемых научными сотрудниками, преподавателями и студентами высших учебных заведений совместно с учеными Российской академии наук;
создание условий для повышения престижности изучения фундаментальных наук в высших учебных заведениях.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Программа является составной частью комплекса мероприятий, направленных на сохранение и развитие основы научно-технического потенциала страны - фундаментальной науки и высшей школы. Снижение уровня фундаментальной подготовки выпускников университетов и вузов грозит нашей стране дальнейшим отставанием в области современных наукоемких технологий, замедлением темпов ее экономического развития и утратой конкурентоспособности на мировом рынке.
Программа должна обеспечить условия для дальнейшего развития фундаментальных наук путем исследований, проводимых в высших учебных заведениях, особенно в классических университетах, совместно с Российской академией наук, и совершенствования подготовки студентов, аспирантов и докторантов для работы в научных организациях и образовательных учреждениях Российской Федерации. Основные направления Программы ориентированы на решение важнейшей задачи государственной научно-технической политики - на развитие различных форм взаимодействия университетов России с академическими, другими научными учреждениями с целью подготовки высококвалифицированных молодых научно-педагогических кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать ключевые проблемы научно-технического и социально-экономического развития. Решение этой проблемы предполагает создание современного приборного и информационного обеспечения фундаментальной науки.
Программа имеет конкретную направленность на развитие научно - образовательной инфраструктуры России, включая кадровый, информационный и приборный компоненты, в результате чего будет обеспечено выполнение любых конкретных задач, поставленных государством перед высшей школой в области фундаментальных наук.
Исходя из указанных целей и задач, Программа предусматривает следующие пять направлений.
1. Развитие совместных фундаментальных исследований,
проводимых в высших учебных заведениях, в Российской
академии наук, в отраслевых академиях наук
и в государственных научных центрах
Российской Федерации
Особенностью организации фундаментальных исследований в России является наличие крупных научных школ в институтах Российской академии наук, университетах и высших учебных заведениях, играющих передовую роль в мировой науке. Это позволило сформировать систему образования, основанную на базовой подготовке студентов в области фундаментальных наук, отличную от многих других систем, существующих в Европе и в США.
На базе этой системы образования ведется подготовка студентов, аспирантов и докторантов, готовятся научные и педагогические кадры математиков, физиков, химиков, биологов, геологов и других специалистов для всех вузов России, институтов Российской академии наук, других академий и отраслевых институтов. Подготовка специалистов в этих областях знаний, имеющих фундаментальное образование и широкий научный кругозор, в последние годы испытывает серьезные сложности из-за финансовых проблем.
Программой предусмотрено целевое финансирование совместных фундаментальных исследований в области математики, физики, химии и других фундаментальных наук как необходимой основы для сохранения и дальнейшего развития уровня подготовки научно-педагогических и научных кадров. Перспективная талантливая молодежь должна целенаправленно привлекаться к участию в работе научных коллективов. С этой целью Программой предусмотрено расширение участия студентов и аспирантов в работе российских научных школ мирового уровня, а также обеспечение стажировки студентов и аспирантов в зарубежных научных центрах. Предусматривается развитие новых форм подготовки специалистов, ориентированных на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.
Программой предусматривается возрождение финансовой поддержки проведения студенческих научных олимпиад, конкурсов, научных молодежных школ и конференций. Специальное внимание уделено финансированию участия талантливых молодых исследователей университетов в международных конгрессах и конференциях по фундаментальным проблемам науки.
2. Обеспечение взаимодействия академической науки
с образовательным процессом в высших учебных заведениях
Наиболее эффективной формой взаимодействия вузовской, академической и отраслевой науки, которая успешно развивалась ранее и оказалась не реализованной из-за финансовых трудностей, являлась система филиалов кафедр университетов и вузов в научных учреждениях Российской академии наук и в отраслевых академиях, а также университетских кафедр - лабораторий, обеспечивавшая интеграцию образовательного процесса и фундаментальных научных исследований и использовавшаяся для проведения студенческих практик, для выполнения дипломных работ, подготовки аспирантов и соискателей, стажеров - исследователей. Они получали возможность работать в сильных научных коллективах, проникнуться атмосферой научного поиска, принять участие в научных исследованиях.
Такая форма взаимодействия позволяет ликвидировать обычно имеющийся разрыв в 5 - 7 лет между содержанием учебников и текущим состоянием науки. Поэтому укрепление и расширение системы филиалов кафедр является одним из важных направлений эффективного использования научных результатов в учебном процессе.
Аналогичный эффект оказывает и привлечение ученых из учреждений Российской академии наук и других академий для педагогической работы в вузах. Поэтому поддержка преподавателей, ученых высшей школы, Российской академии наук и отраслевых академий наук, преподающих основные курсы в вузах, является одним из условий результативности взаимодействия фундаментальной науки с педагогическим процессом в вузах.
Анализ ситуации с молодыми кадрами показал эффективность внедрения новых форм подготовки специалистов, в основу которых были положены идеи, реализованные в свое время академиками М.А. Лаврентьевым и А.Н. Колмогоровым, - создание при крупных научных центрах и ведущих университетах России колледжей, лицеев, гимназий, школ - интернатов. Однако работа таких образовательных учреждений наталкивается на очень большие финансовые трудности. Поэтому предусматривается поддержка новых форм подготовки специалистов, включая создание университетами и научными учреждениями Российской академии наук совместных учебно-научных центров, совместных университетов пред- и последипломного образования. Особого внимания требует довузовское профилирующее образование в различных учебных заведениях, функционирующих при университетах и вузах России и институтах Российской академии наук и ее региональных отделений, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии образования.
3. Развитие опытно-экспериментальной и приборной
базы фундаментальных исследований для совместного
использования научными сотрудниками, преподавателями,
студентами и аспирантами высших учебных заведений
и научно-исследовательских организаций
Общеизвестно, что современная наука развивается на базе совершенных, дорогостоящих, уникальных установок и приборов. Как правило, эти установки являются базовыми для работы ученых разных направлений и обеспечивают работу национальных и международных научных центров.
Особая важность финансирования научной приборной базы обуславливается ее необходимостью для решения приоритетных проблем фундаментальной науки, возможностью ее использования в педагогическом процессе и перспективами создания на ее основе творческого коллектива ученых при широком участии студентов, аспирантов и докторантов в научно-исследовательской работе. С этой целью необходимо осуществить приоритетное обеспечение оборудованием, современной технической и материальной базой российских научных школ мирового уровня, закупку зарубежной уникальной аппаратуры и ее концентрацию путем создания центров коллективного пользования в целях обеспечения нужд вузовской и академической науки.
Сейчас создалась ситуация, когда в научных лабораториях и на кафедрах вузов разработаны лабораторные модели ряда приборов и установок, которые значительно превосходят по техническим данным существующие зарубежные аналоги или не имеют аналогов вообще. Однако промышленность не может организовать их производство. В связи с этим Программа предусматривает финансирование соответствующих работ для производства уникальных приборов и установок. Потребуется государственная поддержка работ по созданию макетов и опытных образцов по результатам фундаментальных исследований, проводимых совместно Российской академией наук, университетами и вузами России.
В то же время в высших учебных заведениях и научных учреждениях Российской академии наук имеются установки, выход из строя которых может угрожать безопасности людей или вызвать экологическую катастрофу. Очевидна необходимость профилактических работ на таких установках и поддержание их в режиме безопасной работы, исходя из чего предусматривается соответствующая финансовая поддержка, прежде всего установок, используемых как высшей школой, так и Российской академией наук.
4. Формирование информационной базы фундаментальных
исследований в целях совершенствования учебного
процесса в высших учебных заведениях
Несомненно, наиболее слабым звеном в инфраструктуре фундаментальной науки является издание научной и учебной литературы, организация международного межбиблиотечного обмена. Недостаточное финансирование издательской деятельности приводит к тому, что теряются приоритеты, устаревают учебники.
Программа предусматривает развитие информационной базы фундаментальной науки, поддержку издательской деятельности, прежде всего в направлении совершенствования учебного процесса, обеспечения новых технологий преподавания фундаментальных математических, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Крайне необходимым для успешного осуществления реформы высшего образования является издание учебной литературы в виде серии учебников и учебных пособий. Предусматривается поддержка изданий научно-популярных книг, предназначенных для развития интереса школьников к естественным наукам.
В Программе планируется специальная поддержка научного книгоиздания. Необходимо предусмотреть выделение средств для комплектования библиотек новыми учебниками и монографиями, приобретения копировальной техники, а также для предоставления подписки на современные научные и образовательные журналы, которые находятся в тяжелом положении (за счет подписки их издание обеспечивается на 7 - 12 процентов).
Одним из важных направлений информационной базы науки является участие преподавателей, ученых высшей школы и Российской академии наук в международных конгрессах, конференциях и других научных мероприятиях, связанных с реализацией Программы. Кроме того, необходимо командирование в зарубежные ведущие научные центры для научной работы преподавателей, ученых высшей школы, Российской академии наук и отраслевых академий, читающих и преподающих основные курсы в университетах и вузах.
Формирование информационной базы фундаментальных наук непосредственно связано с дальнейшим развитием компьютерных коммуникаций, созданием баз данных по фундаментальным дисциплинам. Предусматривается также создание и поддержание единого банка данных о приборах и установках, разрабатываемых в университетах и учреждениях Российской академии наук и доведенных до товарного вида.
В целях поддержки лицензионной работы предполагается оказать финансовую поддержку выставочной деятельности.
5. Поддержка экспедиционных и полевых исследований,
выполняемых научными сотрудниками, преподавателями
и студентами высших учебных заведений совместно
с учеными Российской академии наук
Экспедиционные и полевые исследования имеют особое значение, в первую очередь для биологических наук, наук о Земле, истории и археологии. Однако практически весь комплекс этих работ сейчас свернут из-за высокой стоимости транспорта и проживания. Вместе с тем Российская Федерация в связи с распадом СССР лишилась многих уникальных месторождений, в том числе и важных для национальной безопасности. Безвозвратно гибнут памятники истории и архитектуры, уничтожается живая природа.
В связи с этим в Программе предусматривается выделение средств на экспедиционные и полевые исследования, включая студенческую практику, а также участие в этих исследованиях дипломников, аспирантов и преподавателей.
IV. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Основным источником ресурсного обеспечения Программы является бюджетное финансирование.
В отличие от других целевых программ федерального и иного уровня, принципов финансирования фундаментальных исследований Российским фондом фундаментальных исследований финансирование Программы предполагает направление финансовых средств лишь на целевые расходы, связанные с выплатой разовых платежей на цели, предусмотренные Программой. Программа состоит из совокупности независимых проектов, которые могут выполнятся в условиях разового финансирования.
Расходы на капитальное строительство могут быть направлены только на цели, предусмотренные разделами I и II Программы.
ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
                                   млрд. рублей, в ценах 1996 года
┌────────────────────────────┬──────┬──────┬───────┬───────┬─────┐
│   Направление расходов и   │Всего │ 1997 │ 1998  │ 1999  │2000 │
│  источники финансирования  │      │  год │  год  │  год  │ год │
├────────────────────────────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┤
│Финансовые затраты - всего  │ 3158 │ 782  │  786  │  788  │ 802 │
│   в том числе из:          │      │      │       │       │     │
│федерального бюджета        │ 3158 │ 782  │  786  │  788  │ 802 │
│внебюджетных источников     │   -  │  -   │   -   │   -   │  -  │
│                            │      │      │       │       │     │
│Государственные инвестиции -│      │      │       │       │     │
│всего                       │  200 │  50  │   50  │   50  │  50 │
│   в том числе:             │      │      │       │       │     │
│Министерство общего и       │      │      │       │       │     │
│профессионального           │  100 │  25  │   25  │   25  │  25 │
│образования Российской      │      │      │       │       │     │
│Федерации                   │      │      │       │       │     │
│Российская академия наук    │  100 │  25  │   25  │   25  │  25 │
│                            │      │      │       │       │     │
│НИОКР - всего               │  458 │ 120  │  114  │  114  │ 110 │
│   в том числе:             │      │      │       │       │     │
│Министерство общего и       │  229 │  60  │   57  │   57  │  55 │
│профессионального           │      │      │       │       │     │
│образования Российской      │      │      │       │       │     │
│Федерации                   │      │      │       │       │     │
│Российская академия наук    │  229 │  60  │   57  │   57  │  55 │
│                            │      │      │       │       │     │
│Прочие текущие расходы -    │ 2500 │ 612  │  622  │  624  │ 642 │
│всего                       │      │      │       │       │     │
│   в том числе:             │      │      │       │       │     │
│Министерство общего и       │ 2400 │ 587  │  597  │  599  │ 617 │
│профессионального           │      │      │       │       │     │
│образования Российской      │      │      │       │       │     │
│Федерации                   │      │      │       │       │     │
│Российская академия наук    │  100 │  25  │   25  │   25  │  25 │
└────────────────────────────┴──────┴──────┴───────┴───────┴─────┘
Финансирование научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ и прочих текущих расходов по Программе осуществляется за счет средств федерального бюджета целевым назначением через Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российскую академию наук в пределах выделяемых им ассигнований.
V. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Государственным заказчиком Программы являются Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук.
Управление Программой осуществляет совет, в который входят представители Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Российской академии наук, других основных исполнителей Программы.
Реализация Программы осуществляется на широкой конкурсной основе.
Сообщение о конкурсе публикуется в средствах массовой информации, изданиях Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Российской академии наук и ее региональных отделений за 6 месяцев до его проведения.
Информационное сообщение содержит сведения о проектах, по которым объявляется конкурс, сроках и порядке его проведения, форме предоставления материалов.
Проекты - заявки на конкурс принимаются от высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, осуществляющих фундаментальные исследования. Проекты должны носить комплексный характер и основываться на совместных работах и исследованиях, проводимых учеными высших учебных заведений и академических институтов.
Работы, поступившие на конкурс, проходят экспертизу.
Содержанием экспертизы является оценка научных достоинств проекта, его значение для совершенствования учебного процесса, реальность выполнения работы в срок и в пределах установленных размеров финансирования. Экспертиза проектов - заявок осуществляется группами экспертов по направлениям Программы. При формировании экспертных групп обязательным является включение в их состав представителей ведущих университетов и академических институтов из различных регионов страны.
Председатели групп экспертов по направлениям Программы утверждаются советом Программы.
Совет Программы:
принимает решение об объявлении конкурса и о его результатах на основе экспертных заключений;
организует рассмотрение поступивших проектов - заявок, включая их экспертизу;
определяет структуру конкурсных проектов, требования по оформлению представляемых материалов;
рассматривает результаты выполнения Программы в целом и по каждому из направлений.
Совет Программы возглавляют сопредседатели, являющиеся руководителями Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Российской академии наук.
Текущее управление Программой, включая сбор, анализ и обобщение материалов проектов - заявок участников Программы, организацию работы экспертных групп, сбор информации о ходе выполнения проектов и подготовку материалов для сводных отчетов, осуществляется дирекцией Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Российской академией наук. Ход работы по проектам и их итоги, оценка их социальной и экономической эффективности и научной значимости рассматриваются советом Программы и принимаются заказчиком в установленном порядке.
С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук при необходимости по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточняют целевые показатели, в том числе включение и исключение проектов, затраты по программным мероприятиям, состав исполнителей, механизм реализации.
Ежегодно, до 1 февраля, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук направляют в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств.
VI. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
┌────────────────────────────────┬───────────┬───────────────────┬─────────────────────┐
│                                │   Срок    │ Сметная стоимость │ Ожидаемые конечные  │
│                                │выполнения,│    программных    │результаты реализации│
│                                │ заказчик  │    мероприятий,   │      Программы      │
│                                │           │    млрд. рублей   │                     │
│                                │           ├──────┬────────────┤                     │
│                                │           │1997 -│в том числе │                     │
│                                │           │ 2000 ├─────┬──────┤                     │
│                                │           │годы -│1997 │1998 -│                     │
│                                │           │всего │ год │ 2000 │                     │
│                                │           │      │     │ годы │                     │
├────────────────────────────────┼───────────┼──────┼─────┼──────┼─────────────────────┤
│1.   Развитие  совместных фунда-│1997 - 2000│ 545  │ 135 │ 410  │повышение качества   │
│     ментальных    исследований,│  годы     │      │     │      │образования, обеспе- │
│     проводимых в высших учебных│Министерст-│      │     │      │чивающего научную и  │
│     заведениях, Российской ака-│во общего  │      │     │      │экономическую неза-  │
│     демии наук, отраслевых ака-│и професси-│      │     │      │висимость и безопас- │
│     демиях наук и государствен-│онального  │      │     │      │ность государства,   │
│     ных научных центрах Россий-│образования│      │     │      │благополучие граждан │
│     ской Федерации             │Российской │      │     │      │                     │
│                                │Федерации, │      │     │      │                     │
│1.1. Обеспечение проведения     │Российская │      │     │      │                     │
│     фундаментальных исследова- │академия   │      │     │      │                     │
│     ний, выполняемых совместно │наук       │      │     │      │                     │
│     учеными Российской академии│           │      │     │      │                     │
│     наук и высшей школы и спо- │           │      │     │      │                     │
│     собствующих развитию обра- │           │      │     │      │                     │
│     зования и разработке обра- │           │      │     │      │                     │
│     зовательных программ       │           │      │     │      │                     │
│     (10 проектов)              │           │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│1.2. Создание правовой и  норма-│           │      │     │      │разработка правовых и│
│     тивной базы, способствующей│           │      │     │      │нормативных  докумен-│
│     развитию    фундаментальных│           │      │     │      │тов,     регулирующих│
│     наук (2 проекта)           │           │      │     │      │развитие    фундамен-│
│                                │           │      │     │      │тальных  исследований│
│                                │           │      │     │      │                     │
│1.3. Развитие системы  непрерыв-│           │      │     │      │создание системы пре-│
│     ного  образования:  школа -│           │      │     │      │емственных  государс-│
│     вуз - аспирантура -  докто-│           │      │     │      │твенных     образова-│
│     рантура как базы подготовки│           │      │     │      │тельных    стандартов│
│     научно-педагогических кад- │           │      │     │      │общего  и  профессио-│
│     ров (6 проектов)           │           │      │     │      │нального образования │
│                                │           │      │     │      │                     │
│1.4. Создание системы  поощрения│           │      │     │      │повышение престижа  и│
│     студентов   и   аспирантов,│           │      │     │      │создание  условий для│
│     проводящих совместные  исс-│           │      │     │      │успешного    обучения│
│     ледования  в научных учреж-│           │      │     │      │студентов   математи-│
│     дениях Российской  академии│           │      │     │      │ческих  и  естествен-│
│     наук и высшей школы        │           │      │     │      │нонаучных  факульте- │
│                                │           │      │     │      │тов                  │
│                                │           │      │     │      │                     │
│1.5. Поддержка обучения и стажи-│           │      │     │      │освоение   достижений│
│     ровок   наиболее  способных│           │      │     │      │мировой  науки  в об-│
│     студентов (1000 чел.) и ас-│           │      │     │      │ласти  математических│
│     пирантов (100 чел.) в веду-│           │      │     │      │и  естественных наук.│
│     щих научных центрах мира   │           │      │     │      │Утверждение  престижа│
│                                │           │      │     │      │российской     высшей│
│                                │           │      │     │      │школы                │
│                                │           │      │     │      │                     │
│1.6. Воссоздание    студенческих│           │      │     │      │создание  условий для│
│     научных  олимпиад,  конкур-│           │      │     │      │выявления    наиболее│
│     сов,   научных   молодежных│           │      │     │      │талантливой  молодежи│
│     школ и конференций         │           │      │     │      │и    индивидуализации│
│     (150 проектов)             │           │      │     │      │образования          │
│                                │           │      │     │      │                     │
│1.7. Обеспечение участия талант-│           │      │     │      │развитие   коммуника-│
│     ливых  молодых исследовате-│           │      │     │      │тивных   возможностей│
│     лей университетов в  между-│           │      │     │      │для молодых  исследо-│
│     народных   конференциях  по│           │      │     │      │вателей              │
│     фундаментальным   проблемам│           │      │     │      │                     │
│     математических и естествен-│           │      │     │      │                     │
│     ных наук (150 чел.)        │           │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│1.8. Развитие научных исследова-│           │      │     │      │создание учебно-мето-│
│     ний  и  создание  образова-│           │      │     │      │дических  комплексов,│
│     тельно-профессиональных    │           │      │     │      │обеспечивающих разви-│
│     программ,  направленных  на│           │      │     │      │тие междисциплинарных│
│     взаимное проникновение фун-│           │      │     │      │образовательных прог-│
│     даментальных, естественно -│           │      │     │      │рамм                 │
│     научных и гуманитарных зна-│           │      │     │      │                     │
│     ний (10 проектов)          │           │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│2.  Обеспечение взаимодействия  │1997 - 2000│ 546  │ 136 │ 410  │                     │
│    академической науки с       │   годы    │      │     │      │                     │
│    образовательным процессом в │Министерс- │      │     │      │                     │
│    высших учебных заведениях   │тво общего │      │     │      │                     │
│                                │и  профес- │      │     │      │                     │
│                                │сионально- │      │     │      │                     │
│                                │го образо- │      │     │      │                     │
│                                │вания Рос- │      │     │      │                     │
│                                │сийской    │      │     │      │                     │
│                                │Федерации, │      │     │      │                     │
│                                │Российская │      │     │      │                     │
│                                │академия   │      │     │      │                     │
│                                │наук       │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│2.1. Развитие системы совместных│           │      │     │      │интеграция     вузов,│
│     учебно-научных центров, фи-│           │      │     │      │Российской   академии│
│     лиалов университетов и  ка-│           │      │     │      │наук и других  акаде-│
│     федр университетов  в науч-│           │      │     │      │мий в подготовке сту-│
│     ных учреждениях  Российской│           │      │     │      │дентов и научных сот-│
│     академии  наук и отраслевых│           │      │     │      │рудников             │
│     академий (100 проектов)    │           │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│2.2. Развитие системы колледжей,│           │      │     │      │развитие существующих│
│     лицеев,  гимназий,  школ  -│           │      │     │      │и    создание   новых│
│     интернатов при крупных  на-│           │      │     │      │центров специализиро-│
│     учных   центрах  и  ведущих│           │      │     │      │ванной     подготовки│
│     университетах России       │           │      │     │      │школьников  при  уни-│
│     (100 проектов)             │           │      │     │      │верситетах  и научных│
│                                │           │      │     │      │центрах    Российской│
│                                │           │      │     │      │академии наук        │
│                                │           │      │     │      │                     │
│2.3. Поддержка    инфраструктуры│           │      │     │      │создание  инфраструк-│
│     крупных      учебно-научных│           │      │     │      │туры,  обеспечивающей│
│     центров,  образованных   на│           │      │     │      │функционирование     │
│     базе университетов и инсти-│           │      │     │      │учебно-научных  цент-│
│     тутов  Российской  академии│           │      │     │      │ров                  │
│     наук (50 проектов)         │           │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│2.4. Разработка новых форм  выс-│           │      │     │      │предоставление  граж-│
│     шего  профессионального об-│           │      │     │      │данам  новых  возмож-│
│     разования (10 проектов)    │           │      │     │      │ностей  в   получении│
│                                │           │      │     │      │образования,  индиви-│
│                                │           │      │     │      │дуализация  образова-│
│                                │           │      │     │      │тельных программ     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│3.  Развитие  опытно-эксперимен-│1997 - 2000│ 886  │ 219 │ 667  │                     │
│    тальной  и  приборной   базы│   годы    │      │     │      │                     │
│    фундаментальных   исследова-│Министерс- │      │     │      │                     │
│    ний для совместного  исполь-│тво общего │      │     │      │                     │
│    зования  научными  сотрудни-│и  профес- │      │     │      │                     │
│    ками, преподавателями,  сту-│сионально- │      │     │      │                     │
│    дентами, аспирантами  высших│го образо- │      │     │      │                     │
│    учебных  заведений  и  науч-│вания Рос- │      │     │      │                     │
│    но-исследовательских органи-│сийской    │      │     │      │                     │
│    заций                       │Федерации, │      │     │      │                     │
│                                │Российская │      │     │      │                     │
│                                │академия   │      │     │      │                     │
│                                │наук       │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│3.1. Обеспечение научным  обору-│           │      │     │      │модернизация и созда-│
│     дованием,  современной тех-│           │      │     │      │ние  современной при-│
│     нической и материальной ба-│           │      │     │      │борно-аналитической  │
│     зой Российской академии на-│           │      │     │      │базы  фундаментальных│
│     ук,  университетов и вузов,│           │      │     │      │исследований в вузах │
│     имеющих научные школы миро-│           │      │     │      │                     │
│     вого уровня в области мате-│           │      │     │      │                     │
│     матики,  механики,  физики,│           │      │     │      │                     │
│     химии,  биологии и  наук  о│           │      │     │      │                     │
│     Земле и проводящих совмест-│           │      │     │      │                     │
│     ные исследования (100  про-│           │      │     │      │                     │
│     ектов)                     │           │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│3.2. Создание центров коллектив-│           │      │     │      │повышение   эффектив-│
│     ного  пользования  для нужд│           │      │     │      │ности   использования│
│     вузовской  и  академической│           │      │     │      │приборной базы       │
│     науки,  оснащение их совре-│           │      │     │      │                     │
│     менной научной  аппаратурой│           │      │     │      │                     │
│     (5 проектов)               │           │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│3.3. Развитие на базе  универси-│           │      │     │      │производство новейших│
│     тетов,  вузов  и институтов│           │      │     │      │приборов  и установок│
│     Российской  академии   наук│           │      │     │      │для учебного и  науч-│
│     опытных  производств по из-│           │      │     │      │ного процессов       │
│     готовлению приборов и уста-│           │      │     │      │                     │
│     новок,  которые превосходят│           │      │     │      │                     │
│     зарубежные аналоги  или  не│           │      │     │      │                     │
│     имеют  аналогов  (40 проек-│           │      │     │      │                     │
│     тов)                       │           │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│3.4. Обеспечение вузов необходи-│           │      │     │      │обеспечение  работос-│
│     мыми материалами для прове-│           │      │     │      │пособности  лаборато-│
│     дения лабораторных занятий,│           │      │     │      │рий,  центров, кафедр│
│     для  курсовых  и  дипломных│           │      │     │      │систематическим снаб-│
│     работ студентов по  физике,│           │      │     │      │жением    реактивами,│
│     химии,  биологии,  геологии│           │      │     │      │материалами и т.п.   │
│     (500 проектов)             │           │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│3.5. Поддержание в рабочем  сос-│           │      │     │      │создание      системы│
│     тоянии установок, необходи-│           │      │     │      │обеспечения  работос-│
│     мых для научной деятельнос-│           │      │     │      │пособности  установок│
│     ти, установок в университе-│           │      │     │      │как необходимая осно-│
│     тах и  научных  учреждениях│           │      │     │      │ва интеграции научно-│
│     Российской   академии  наук│           │      │     │      │го и учебного процес-│
│     (100 проектов)             │           │      │     │      │сов                  │
│                                │           │      │     │      │                     │
│4.   Формирование информационной│1997 - 2000│ 886  │ 219 │ 667  │                     │
│     базы фундаментальных иссле-│   годы    │      │     │      │                     │
│     дований в  целях  совершен-│Министерс- │      │     │      │                     │
│     ствования учебного процесса│тво общего │      │     │      │                     │
│     в высших учебных заведениях│и  профес- │      │     │      │                     │
│                                │сионально- │      │     │      │                     │
│                                │го образо- │      │     │      │                     │
│                                │вания Рос- │      │     │      │                     │
│                                │сийской    │      │     │      │                     │
│                                │Федерации, │      │     │      │                     │
│                                │Российская │      │     │      │                     │
│                                │академия   │      │     │      │                     │
│                                │наук       │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│4.1. Издание научной  и  учебной│           │      │     │      │подготовка на    базе│
│     литературы  в  области фун-│           │      │     │      │новой учебной и науч-│
│     даментальных  наук,  в  том│           │      │     │      │ной литературы совре-│
│     числе   серии  учебников  и│           │      │     │      │менных  специалистов,│
│     учебных пособий (1000  про-│           │      │     │      │способных  обеспечить│
│     ектов)                     │           │      │     │      │научный и технический│
│                                │           │      │     │      │прогресс             │
│                                │           │      │     │      │                     │
│4.2. Организация и     поддержка│1997 - 2000│      │     │      │обеспечение  препода-│
│     международного   межбиблио-│   годы    │      │     │      │вателей и научных ра-│
│     течного обмена (300  проек-│Министерс- │      │     │      │ботников  информацией│
│     тов)                       │тво общего │      │     │      │о мировых достижениях│
│                                │и  профес- │      │     │      │в  области  фундамен-│
│                                │сионально- │      │     │      │тальных исследований │
│                                │го образо- │      │     │      │                     │
│                                │вания Рос- │      │     │      │                     │
│                                │сийской    │      │     │      │                     │
│                                │Федерации, │      │     │      │                     │
│                                │Российская │      │     │      │                     │
│                                │академия   │      │     │      │                     │
│                                │наук       │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│4.3. Развитие новых   технологий│           │      │     │      │повышение   эффектив-│
│     преподавания  фундаменталь-│           │      │     │      │ности образовательно-│
│     ных дисциплин (50 проектов)│           │      │     │      │го процесса          │
│                                │           │      │     │      │                     │
│4.4. Развитие издания научно-по-│           │      │     │      │пропаганда естествен-│
│     пулярных книг в области ес-│           │      │     │      │нонаучных      знаний│
│     тественных наук (250 проек-│           │      │     │      │среди молодежи       │
│     тов)                       │           │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│4.5. Поддержка издания   научных│           │      │     │      │создание информацион-│
│     журналов,  прежде  всего  в│           │      │     │      │ной  базы  для подго-│
│     области математики, механи-│           │      │     │      │товки специалистов на│
│     ки, физики, химии, биологии│           │      │     │      │соответствующем  сов-│
│     и наук о Земле (150  проек-│           │      │     │      │ременным  требованиям│
│     тов)                       │           │      │     │      │уровне               │
│                                │           │      │     │      │                     │
│4.6. Комплектование    библиотек│           │      │     │      │создание информацион-│
│     новыми учебниками, моногра-│           │      │     │      │ной  базы  для подго-│
│     фиями, подписными изданиями│           │      │     │      │товки специалистов на│
│     (1000 проектов)            │           │      │     │      │соответствующем  сов-│
│                                │           │      │     │      │ременным  требованиям│
│                                │           │      │     │      │уровне               │
│                                │           │      │     │      │                     │
│4.7. Обеспечение участия  препо-│           │      │     │      │расширение возможнос-│
│     давателей,   ученых  высшей│           │      │     │      │тей  для  обмена  ре-│
│     школы и Российской академии│           │      │     │      │зультатами    научных│
│     наук  в международных конг-│           │      │     │      │исследований         │
│     рессах, конференциях и дру-│           │      │     │      │                     │
│     гих  научных  мероприятиях,│           │      │     │      │                     │
│     связанных   с   реализацией│           │      │     │      │                     │
│     Программы (1000 заявок)    │           │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│4.8. Командирование в зарубежные│           │      │     │      │обеспечение  препода-│
│     ведущие  научные центры для│           │      │     │      │вателям и ученым воз-│
│     научной работы преподавате-│           │      │     │      │можности     освоения│
│     лей,  ученых  высшей школы,│           │      │     │      │идей и методов прове-│
│     Российской академии  наук и│           │      │     │      │дения научных  иссле-│
│     отраслевых  академий  наук,│           │      │     │      │дований  в зарубежных│
│     читающих основные  курсы  в│           │      │     │      │ведущих научных цент-│
│     университетах  (200  проек-│           │      │     │      │рах, развитие профес-│
│     тов)                       │           │      │     │      │сиональных контактов │
│                                │           │      │     │      │                     │
│4.9. Создание баз данных по фун-│           │      │     │      │развитие компьютерных│
│     даментальным    дисциплинам│           │      │     │      │коммуникаций, повыше-│
│     (100 проектов)             │           │      │     │      │ние     эффективности│
│                                │           │      │     │      │процесса модернизации│
│                                │           │      │     │      │приборной базы  науч-│
│                                │           │      │     │      │ного  и учебного про-│
│                                │           │      │     │      │цессов               │
│                                │           │      │     │      │                     │
│4.10. Поддержка музеев, создан- │           │      │     │      │                     │
│      ных при университетах, ву-│           │      │     │      │                     │
│      зах и академических инсти-│           │      │     │      │                     │
│      тутах (200 проектов)      │           │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│5.  Поддержка экспедиционных  и │1997 - 2000│ 95   │  73 │  22  │                     │
│    полевых  исследований,  вы- │годы       │      │     │      │                     │
│    полняемых научными  сотруд- │Министерс- │      │     │      │                     │
│    никами,  преподавателями  и │тво общего │      │     │      │                     │
│    студентами  высших  учебных │и  профес- │      │     │      │                     │
│    заведений совместно  с уче- │сионально- │      │     │      │                     │
│    ными  Российской   академии │го образо- │      │     │      │                     │
│    наук                        │вания Рос- │      │     │      │                     │
│                                │сийской    │      │     │      │                     │
│                                │Федерации, │      │     │      │                     │
│                                │Российская │      │     │      │                     │
│                                │академия   │      │     │      │                     │
│                                │наук       │      │     │      │                     │
│                                │           │      │     │      │                     │
│5.1. Поддержка экспедиционных  и│           │      │     │      │проведение   геологи-│
│     полевых    исследований   с│           │      │     │      │ческих,  географичес-│
│     участием дипломников, аспи-│           │      │     │      │ких,   биологических,│
│     рантов и преподавателей ву-│           │      │     │      │почвенных,   историо-│
│     зов (500 проектов)         │           │      │     │      │графических и  архео-│
│                                │           │      │     │      │логических экспедици-│
│                                │           │      │     │      │онных работ  с  учас-│
│                                │           │      │     │      │тием  преподавателей,│
│                                │           │      │     │      │аспирантов  и  докто-│
│                                │           │      │     │      │рантов как  необходи-│
│                                │           │      │     │      │мой базы  совершенст-│
│                                │           │      │     │      │вования  педагогичес-│
│                                │           │      │     │      │кого и научного  про-│
│                                │           │      │     │      │цессов               │
│                                │           │      │     │      │                     │
│5.2. Поддержка      студенческой│           │      │     │      │                     │
│     практики (250 проектов)    │           │      │     │      │                     │
└────────────────────────────────┴───────────┴──────┴─────┴──────┴─────────────────────┘
Примечание. Сметная стоимость конкретных программных мероприятий (проектов) и состав затрат определяются по результатам экспертизы конкурсных проектов.