ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Правительства РФ от 13.09.2025 N 1416 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1091"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2025 г. N 1416
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 30 ИЮНЯ 2021 Г. N 1091
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за учетом, комплектованием, хранением, использованием и обеспечением сохранности относящихся к национальному библиотечному фонду обязательного федерального экземпляра документов и книжных памятников, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1091 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за учетом, комплектованием, хранением, использованием и обеспечением сохранности относящихся к национальному библиотечному фонду обязательного федерального экземпляра документов и книжных памятников" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5521; N 49, ст. 8249).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 сентября 2025 г. N 1416
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) ЗА УЧЕТОМ, КОМПЛЕКТОВАНИЕМ, ХРАНЕНИЕМ,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ СОХРАННОСТИ ОТНОСЯЩИХСЯ
К НАЦИОНАЛЬНОМУ БИБЛИОТЕЧНОМУ ФОНДУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА ДОКУМЕНТОВ И КНИЖНЫХ ПАМЯТНИКОВ
1. Подпункт "г" пункта 6 после слов "Российской Федерации" дополнить словами "и их заместители".
2. Пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в форме инспекционного визита, или документарной проверки, или выездной проверки в 2 года либо один обязательный профилактический визит в год.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего, умеренного либо низкого риска, не проводятся.
В отношении объектов контроля, отнесенных к средней либо умеренной категории риска, проводятся обязательные профилактические визиты с периодичностью, определяемой в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 25 Федерального закона.".
3. Пункты 29 - 32 изложить в следующей редакции:
"29. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы инспектором по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а инспектор осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
30. Профилактический визит проводится по инициативе территориального органа Министерства культуры Российской Федерации (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита.
Предписания об устранении выявленных в ходе профилактического визита, проведенного по инициативе контролируемого лица, нарушений обязательных требований контролируемым лицам не могут выдаваться. Разъяснения и рекомендации, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
31. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу, указанному в пункте 6 настоящего Положения, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом, принимает меры, указанные в статье 90 Федерального закона.
32. Обязательный профилактический визит проводится территориальным органом Министерства культуры Российской Федерации:
а) в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов контроля, отнесенных к определенной категории риска, с учетом периодичности проведения обязательных профилактических мероприятий, установленной пунктом 12 настоящего Положения;
б) по поручению Президента Российской Федерации;
в) по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.".
4. Дополнить пунктами 32(1) и 32(2) следующего содержания:
"32(1). Обязательный профилактический визит проводится в порядке, установленном статьей 52.1 Федерального закона.
32(2). В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу.
Фотосъемка и (или) видеозапись при осмотре проводятся с применением мобильного приложения "Инспектор".".
5. Пункты 33 - 35 изложить в следующей редакции:
"33. Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний.
34. В случае принятия решения о проведении профилактического визита по инициативе контролируемого лица территориальный орган Министерства культуры Российской Федерации в течение 20 рабочих дней согласовывает дату его проведения с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
Контролируемое лицо вправе отозвать заявление либо направить отказ от проведения профилактического визита по его инициативе, уведомив об этом территориальный орган Министерства культуры Российской Федерации не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
35. По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита. В случае проведения обязательного профилактического визита с использованием мобильного приложения "Инспектор" контролируемое лицо или его представитель знакомятся с содержанием акта обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 88 Федерального закона для контрольных (надзорных) мероприятий.".
6. Пункт 38 дополнить словами ", иные способы фиксации доказательств, в том числе мобильное приложение "Инспектор".
7. Пункт 45 дополнить абзацем следующего содержания:
"Инспекционный визит может быть проведен с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".".
8. Дополнить пунктом 46(1) следующего содержания:
"46(1). Осмотр и опрос, совершаемые в ходе инспекционного визита, могут осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
Фотосъемка и (или) видеозапись при осуществлении осмотра проводятся с использованием мобильного приложения "Инспектор".".
9. По тексту пункта 54 слово "пояснения" заменить словами "письменные объяснения".
10. Пункт 56 изложить в следующей редакции:
"56. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. На период с момента направления территориальным органом Министерства культуры Российской Федерации контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в территориальный орган Министерства культуры Российской Федерации, а также период с момента направления контролируемому лицу информации территориального органа Министерства культуры Российской Федерации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у территориального органа Министерства культуры Российской Федерации документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в территориальный орган Министерства культуры Российской Федерации исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.".
11. В подразделе "Выездная проверка" раздела VI:
а) пункт 58 дополнить абзацем следующего содержания:
"Выездная проверка может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".";
б) дополнить пунктом 62(1) следующего содержания:
"62(1). Осмотр и опрос, совершаемые в ходе выездной проверки, могут осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
Фотосъемка и (или) видеозапись при осуществлении осмотра проводятся с использованием мобильного приложения "Инспектор".".
12. Пункт 65 дополнить абзацем следующего содержания:
"Территориальный орган Министерства культуры Российской Федерации направляет акт контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона.".
13. Пункт 71 дополнить абзацем следующего содержания:
"Жалоба на решения, действия (бездействие) Министра культуры Российской Федерации рассматривается Министром культуры Российской Федерации.".
14. Пункт 72 изложить в следующей редакции:
"72. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;
б) актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) должностных лиц Министерства культуры Российской Федерации (территориального органа Министерства культуры Российской Федерации) в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;
г) решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска;
д) решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;
е) иных решений, принимаемых Министерством культуры Российской Федерации (территориальным органом Министерства культуры Российской Федерации) по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля.".
15. Дополнить пунктом 77(1) следующего содержания:
"77(1). Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более 5 рабочих дней.".
16. Пункт 83 дополнить словами ", а также подготовку предложений по результатам обобщения правоприменительной практики".
17. Пункт 7 приложения N 1 к указанному Положению изложить в следующей редакции:
"7. К группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц, у которых в течение последних 5 лет при проведении контрольного (надзорного) мероприятия либо обязательного профилактического визита были выявлены нарушения обязательных требований к учету, комплектованию, хранению, использованию и обеспечению сохранности относящихся к национальному библиотечному фонду обязательного федерального экземпляра документов и книжных памятников, установленных законодательством Российской Федерации о библиотечном деле, за которые не предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.".