ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 317 (ред. от 26.12.2022) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. N 317
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры".
2. Министерству культуры Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2567-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 105).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ"
ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации
"Развитие культуры"
Утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 01.11.2021 N 1897.
ПАСПОРТ
подпрограммы 1 "Наследие" государственной программы
Российской Федерации "Развитие культуры"
Утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 01.11.2021 N 1897.
ПАСПОРТ
подпрограммы 2 "Искусство" государственной программы
Российской Федерации "Развитие культуры"
Утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 01.11.2021 N 1897.
ПАСПОРТ
подпрограммы 3 "Туризм" государственной программы
Российской Федерации "Развитие культуры и туризма"
Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 N 392.
ПАСПОРТ
подпрограммы 4 "Обеспечение условий реализации
государственной программы" государственной программы
Российской Федерации "Развитие культуры"
Утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 01.11.2021 N 1897.
ПАСПОРТ
подпрограммы 7 "Укрепление единства российской
нации и этнокультурное развитие народов России
(2015 - 2016 годы)" государственной программы
Российской Федерации "Развитие культуры и туризма"
на 2013 - 2020 годы
Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 374.
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Культура России
(2012 - 2018 годы)"
Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 374.
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Развитие внутреннего
и въездного туризма в Российской Федерации
(2011 - 2018 годы)"
Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 374.
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Укрепление единства российской нации и этнокультурное
развитие народов России (2014 - 2020 годы)"
(федеральная целевая программа "Укрепление единства
российской нации и этнокультурное развитие народов России
(2014 - 2020 годы)" утратила силу с 1 января 2017 г.
в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении
государственной программы Российской Федерации
"Реализация государственной национальной политики")
Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 374.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере
реализации государственной программы Российской Федерации
"Развитие культуры"
I. Оценка текущего состояния сферы культуры
Культура в Российской Федерации является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
Государственная культурная политика с 2013 года, в том числе в рамках национального проекта "Культура" с 2019 года, была нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. Достижение указанных целей обеспечивалось в том числе за счет модернизации инфраструктуры культуры, широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий.
Включение культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению. Создаются различные организационные механизмы и инструменты реализации государственной культурной политики: межведомственные координационные органы, фонды культурного развития, проектные офисы. Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2021 г. N 287 "О создании Президентского фонда культурных инициатив" создан Президентский фонд культурных инициатив, основной целью деятельности которого является обеспечение всесторонней поддержки проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Реализуется программа "Пушкинская карта", направленная на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры.
Посещаемость мероприятий организаций культуры в 2021 году возросла по сравнению с уровнем 2013 года более чем на 50 процентов и составила 1530,9 млн. посещений. Число посещений организаций культуры в расчете на одного человека в 2021 году составило в среднем 10,5 посещения против 4,9 в 2013 году.
К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 4,5 млрд. посещений, или в среднем до 30 посещений в расчете на одного человека в год.
В 2021 году сфера культуры включала более 87 тыс. государственных и муниципальных учреждений культуры, что превышает уровень 2013 года на 1,8 процента. В данных учреждениях работает более 606,5 тыс. человек.
Увеличилась доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, с 79,6 процента в 2013 году до 85,3 процента в 2021 году. К 2030 году значение этого показателя ожидается на уровне 95 процентов.
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 26.08.2022 N 1497.
В период с 2013 по 2021 год вырос консолидированный бюджет сферы культуры Российской Федерации. В абсолютных значениях расходы на культуру увеличились за рассматриваемый период более чем в 1,7 раза - с 377 млрд. рублей в 2013 году до 651,9 млрд. рублей в 2021 году. В расчете на душу населения расходы на культуру возросли с 2630 рублей в 2013 году до 4459,5 рубля в 2021 году.
В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий. В целях обеспечения гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям, сохранения культурного пространства страны созданы и развиваются первый цифровой проект Министерства культуры Российской Федерации - портал культурного наследия, традиций народов России "Культура.РФ", ставший точкой сосредоточения культурного наследия в цифровой форме, информационной площадкой общероссийских акций в сфере культуры, а также Национальная электронная библиотека, обеспечивающая широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам.
Заметную роль уровень развития цифровых технологий сыграл в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, когда в целях сохранения возможности участия граждан в культурной жизни ведущие организации сферы культуры перевели культурные мероприятия в цифровой формат. Число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 2021 году составило 435,7 млн. единиц, превысив при этом уровень 2020 года в 3,7 раза.
В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры. Прогнозируется, что в 2030 году число обращений к цифровым ресурсам возрастет в 6 раз по сравнению с 2020 годом и составит около 690 млн. единиц.
В целях развития творческих (креативных) индустрий распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. N 2613-р утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Кроме того, инициатива социально-экономического развития Российской Федерации "Придумано в России" включена в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р. Целью данной инициативы является создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора экономики.
Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в их числе:
отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;
значительное количество памятников истории и культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
недостаточный уровень обеспеченности населения организациями культуры, высокий уровень региональных и муниципальных диспропорций (при отсутствии обязательных к применению норм и нормативов размещения учреждений культуры развитие сети осуществляется в соответствии с решениями региональных властей);
низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;
здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, остаются острыми проблемы состояния материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев;
низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры (отсутствие доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимого финансирования, технического и программного обеспечения);
недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры, а также специалистов для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек;
значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг;
сокращение численности работников в организациях культуры (на 9 процентов по сравнению с 2013 годом);
отсутствие индексации объемов государственной поддержки отечественного кинопроизводства, что негативно отражается на количестве новых проектов.
Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.
II. Приоритеты и цели государственной политики
в сфере культуры
Приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:
Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации о национальных целях развития);
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р.
Государственная культурная политика в Российской Федерации основывается на признании культуры согласно части 4 статьи 68 Конституции Российской Федерации уникальным наследием многонационального народа России, которая поддерживается и охраняется государством. При реализации государственной культурной политики в соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации обеспечиваются права и свободы человека и гражданина в сфере культуры, к которым относятся в том числе гарантия свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России определены в качестве национальных интересов Российской Федерации на современном этапе. При этом к традиционным российским духовно-нравственным ценностям отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.
Основными целями государственной культурной политики согласно Основам государственной культурной политики, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", являются формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, а также:
укрепление гражданской идентичности;
создание условий для воспитания граждан;
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
Указом Президента Российской Федерации о национальных целях развития в качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года определена цель "Возможности для самореализации и развития талантов".
В связи с этим на современном этапе развития страны государственная культурная политика будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
продвижение статуса культуры как национального приоритета, укрепление позиций государства в сфере культуры;
сохранение единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народа России как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России;
формирование и реализация ценностно ориентированной государственной культурной политики, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей;
продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;
стимулирование повышения качества и разнообразия культурной жизни в малых, удаленных, сельских населенных пунктах, разработка и реализация программ поддержки их культурной инфраструктуры;
создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;
цифровая трансформация сферы культуры, обеспечение инновационного развития сферы культуры, выход на лидирующие позиции в области применения современных технологий в сфере культуры, усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде;
создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сфере культуры;
формирование международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества;
продвижение ценностей российской культуры в гуманитарном пространстве зарубежных стран, защита в международных организациях и иностранных государствах права народов Российской Федерации на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей;
разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мер, направленных на сохранение культурного и исторического наследия, предотвращение противоправных посягательств на объекты культурного наследия;
противодействие искажению российской истории и пересмотру взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории;
развитие производства и проката произведений российской кинематографии, индексация объемов государственной поддержки отечественного кинопроизводства, развитие и поддержка анимационной отрасли;
развитие гастрольной деятельности учреждений культуры;
разработка единых социальных норм и нормативов обеспеченности учреждениями культуры на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в целях формирования благоприятной культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества в XXI веке, обеспечения всем гражданам Российской Федерации независимо от места их проживания и финансовой обеспеченности соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления необходимого объема и качества государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, планирования мер по модернизации и развитию сети учреждений культуры;
выравнивание региональных диспропорций обеспеченности объектами культуры, финансирования сферы культуры и условий доступности услуг в сфере культуры широким слоям населения;
расширение спектра возможностей и доступных гражданам услуг в сфере культуры посредством введения и развития новых организационных форм и методов работы (разработка и реализация комплексных культурных программ, предусматривающих вовлечение групп детей, подростков, молодежи и родителей, в том числе культурных олимпиад, добровольческих движений в сфере культуры, поддержка культурных стартапов и др.);
содействие развитию творческих (креативных) индустрий, создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора;
модернизация материально-технической базы учреждений культуры;
повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание);
совершенствование системы подготовки кадров в сфере культуры;
совершенствование системы художественного образования;
создание и ведение библиотеки лучших практик субъектов Российской Федерации по выявлению и решению основных проблем в сфере культуры, отражающей их интегральный опыт в указанном направлении деятельности;
совершенствование системы контроля за полнотой и качеством статистической информации в сфере культуры;
обеспечение межведомственного, межуровневого и межрегионального взаимодействия в реализации государственной культурной политики.
Требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере культуры определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере культуры, в том числе Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", федеральными законами "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "О библиотечном деле", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", "О национально-культурной автономии", а также указами Президента Российской Федерации, включая Указ Президента Российской Федерации о национальных целях развития.
На уровне субъектов Российской Федерации государственная политика в сфере культуры реализуется в рамках соответствующих государственных программ.
Государственные программы субъектов Российской Федерации в сфере культуры конкретизируют положения и направления развития сферы культуры с учетом специфики условий и доступных ресурсов соответствующего региона. При этом должна обеспечиваться согласованность их целей, инструментов и механизмов достижения целей с целями и показателями государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" (далее - Программа).
III. Задачи государственного управления и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации, способы
их эффективного решения в сфере культуры
1. Развитие деятельности организаций культуры:
обеспечение деятельности организаций культуры (библиотек, музеев, театров, концертных и других организаций исполнительских искусств, организаций в области традиционной народной культуры, организаций клубного типа);
развитие гастрольной и выставочной деятельности ведущих федеральных и региональных учреждений культуры в субъектах Российской Федерации;
поддержка деятельности региональных и муниципальных театров, в том числе детских, учреждений культурно-досугового типа, организаций циркового и других видов искусств;
государственная поддержка лучших сельских учреждений культуры и лучших работников сельских учреждений культуры;
поддержка непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры для обеспечения организаций культуры высокопрофессиональными кадрами;
популяризация циркового искусства среди населения и увеличение его вклада в культурную жизнь страны.
2. Повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры (создание условий для реализации творческого потенциала, воспитания на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации):
продвижение талантливой молодежи в сфере искусства, в том числе путем создания молодежного симфонического оркестра, проведения детских творческих фестивалей;
поддержка самодеятельного народного творчества посредством проведения фестивалей любительских творческих коллективов;
поддержка реализации проектов, направленных на возрождение духовных традиций и сохранение национального культурного наследия, содействие реализации талантливых и перспективных проектов в области культуры и искусства, воспитание, просвещение и поддержку молодого поколения;
поддержка творческих проектов в области культуры и искусства, в том числе всероссийских и международных проектов в области музыкального, театрального, изобразительного и циркового искусства, а также проектов, направленных на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;
поддержка реализации проектов, направленных на изучение и популяризацию военной истории России, сохранение военно-исторического культурного наследия, укрепление исторической и культурной связи поколений (в том числе проведение военно-исторических лагерей, реализация программы создания памятных мест);
поддержка производства и продвижения национальных фильмов;
поддержка развития добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере культуры;
реализация культурно-просветительских программ для школьников;
поддержка деятелей российской культуры, художественных коллективов, творческих союзов и организаций;
содействие развитию творческих (креативных) индустрий, создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора;
предоставление поддержки творческим инициативам в сфере театрального, музыкального, циркового, современного изобразительного искусства и народного творчества, а также творческим союзам.
К концу 2030 года при государственной поддержке будет реализовано свыше 50 тыс. творческих инициатив и проектов, количество граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности, составит 200 тыс. человек, в культурно-просветительских программах примут участие 860 тыс. школьников.
3. Развитие инфраструктуры в сфере культуры:
переоснащение муниципальных библиотек в соответствии с Концепцией модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе модельного стандарта деятельности общедоступных библиотек, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации;
проведение реновации федеральных, региональных и муниципальных организаций сферы культуры;
оснащение кинозалов в населенных пунктах Российской Федерации с численностью населения до 500 тыс. человек с условием показа не менее 50 процентов российских фильмов;
реконструкция и капитальный ремонт региональных и муниципальных театров юного зрителя и театров кукол;
создание и модернизация учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
строительство центров культурного развития в субъектах Российской Федерации в городах с численностью жителей до 300 тыс. человек;
обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. человек;
модернизация и оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами образовательных учреждений в сфере культуры (детских школ искусств по видам искусств и училищ);
реализация проектов по сохранению объектов культурного наследия;
реализация проектов по строительству объектов федеральных учреждений культуры;
создание культурно-образовательных и музейных комплексов.
К концу 2030 года планируется повысить уровень обеспеченности субъектов Российской Федерации организациями культуры до 85 процентов нормативного уровня обеспеченности, увеличить долю зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, до 88 процентов в общем количестве зданий таких учреждений.
4. Внедрение цифровых технологий в сфере культуры:
создание виртуальных концертных залов на площадках организаций культуры, в том числе в домах культуры, библиотеках, музеях для трансляции знаковых культурных мероприятий;
создание мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам, при посещении которых возможно получение информации о произведениях с использованием технологии дополненной реальности;
развитие портала культурного наследия, традиций народов России "Культура.РФ" и Национальной электронной библиотеки;
оцифровка фильмовых материалов Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации.
К концу 2030 года ожидается увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры до 690 млн. обращений.
IV. Задачи, определенные в соответствии
с национальными целями
Для достижения целевого показателя "Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года", установленного абзацем седьмым подпункта "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации о национальных целях развития, реализуются задачи по повышению привлекательности (популярности) культурных мероприятий, использованию современных цифровых технологий и популяризации объектов культурного наследия в рамках следующих направлений:
развитие сети учреждений культуры, включая меры по укреплению материально-технической базы в учреждениях культуры, реставрацию и сохранение объектов культурного наследия, создание культурно-образовательных и музейных комплексов;
использование новых технологий для сохранения и развития культурного наследия, а также его адаптации к современным реалиям - создание виртуальных концертных залов, мультимедиа-гидов, оцифровка фильмов;
кадровое обеспечение организаций культуры, в том числе путем создания условий для повышения квалификации в сфере культуры на базе создаваемых центров непрерывного образования и повышения квалификации, перехода на отраслевую систему оплаты труда в сфере культуры и реализации мер по поддержке сельских учреждений культуры и их работников.
Достижение целевого показателя "Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций", установленного абзацем пятым подпункта "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации о национальных целях развития, обеспечивается посредством решения задач по сохранению исторических и национально-культурных традиций и организации на их основе процесса воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности по следующим направлениям:
сохранение исторических и национально-культурных традиций, включающее меры по поддержке творческих инициатив граждан, направленных на укрепление российской гражданской идентичности и сохранение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, творческих проектов в области музыкального, театрального, изобразительного и циркового искусства;
воспитание на основе исторических и национально-культурных традиций путем реализации гражданско-патриотических, военно-исторических и культурно-познавательных мероприятий, поддержки, в том числе финансовой (гранты, субсидии, стипендии), дополнительных возможностей для творческого развития, самореализации и продвижения талантливой молодежи и работников в сфере культуры.
На достижение целевого показателя "Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов", установленного абзацем шестым подпункта "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации о национальных целях развития, оказывает влияние решение задачи по поддержке развития добровольческой (волонтерской) деятельности, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, путем формирования и ведения базы данных "Волонтеры культуры", проведения международного волонтерского лагеря, реализации образовательных программ для волонтеров по направлениям работы в сфере культуры, формирования социального института добровольчества и оказания содействия специалистам на объектах культурного наследия.
V. Задачи обеспечения достижения показателей
социально-экономического развития субъектов Российской
Федерации, входящих в состав приоритетных территорий,
уровень которых должен быть выше среднего уровня
по Российской Федерации
На социально-экономическое развитие приоритетных территорий, включающих регионы Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, регионы, входящие в Арктическую зону Российской Федерации, Республику Крым, г. Севастополь, Калининградскую область, оказывает влияние решение ряда задач Программы, в том числе по следующим направлениям:
развитие деятельности организаций культуры, включая поддержку деятельности муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек, театров юного зрителя и театров кукол;
развитие культурной инфраструктуры, включая переоснащение муниципальных библиотек в соответствии с Концепцией модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе модельного стандарта деятельности общедоступных библиотек, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации, проведение реновации региональных и (или) муниципальных организаций сферы культуры, строительство центров культурного развития в субъектах Российской Федерации в городах с численностью жителей до 300 тыс. человек, обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. человек;
внедрение цифровых технологий в сфере культуры, включая создание виртуальных концертных залов.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек представлены в приложении N 6.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тыс. человек представлены в приложении N 7.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отрасли культуры представлены в приложении N 8.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации представлены в приложении N 9.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров представлены в приложении N 16.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с капитальными вложениями в объекты капитального строительства (объекты культуры) государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с капитальными вложениями в объекты капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, представлены в приложении N 17.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных и муниципальных театров юного зрителя и театров кукол путем их реконструкции, капитального ремонта представлены в приложении N 19.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, представлены в приложении N 21.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие сети учреждений культурно-досугового типа представлены в приложении N 23.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных музеев представлены в приложении N 24.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реновацию региональных и муниципальных учреждений отрасли культуры представлены в приложении N 25.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на техническое оснащение муниципальных музеев представлены в приложении N 26.
Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Ульяновской области на проведение ремонтно-реставрационных работ на здании областного государственного автономного учреждения культуры "Ленинский мемориал" представлены в приложении N 27.
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание школ креативных индустрий представлены в приложении N 28.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реставрацию и реэкспозицию мемориальных пушкинских музеев и музеев-заповедников представлены в приложении N 29.
Приложение N 1
к государственной программе
Российской Федерации
"Развитие культуры"
СВЕДЕНИЯ
О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ"
Утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 01.11.2021 N 1897.
Приложение N 2
к государственной программе
Российской Федерации
"Развитие культуры"
СВЕДЕНИЯ
О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ" ПО СУБЪЕКТАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 01.11.2021 N 1897.
Приложение N 3
к государственной программе
Российской Федерации
"Развитие культуры"
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ"
Утратил силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 01.11.2021 N 1897.
Приложение N 4
к государственной программе
Российской Федерации
"Развитие культуры"
СВЕДЕНИЯ
ОБ ОСНОВНЫХ ПЛАНИРУЕМЫХ МЕРАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ"
Утратили силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 01.11.2021 N 1897.
Приложение N 5
к государственной программе
Российской Федерации
"Развитие культуры"
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ" ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ
АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Утратило силу с 1 января 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 01.11.2021 N 1897.
Приложение N 6
к государственной программе
Российской Федерации
"Развитие культуры"
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПОДДЕРЖКУ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
БАЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
С ЧИСЛЕННОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ ДО 300 ТЫС. ЧЕЛОВЕК
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек (далее - субсидии).
2. В настоящих Правилах под муниципальными театрами понимаются профессиональные репертуарные театры с постоянной труппой, имеющие в текущем репертуаре определенное количество спектаклей, являющиеся казенными, бюджетными или автономными учреждениями (либо структурными подразделениями учреждений) субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, находящиеся в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек.
3. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) предоставлением субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам для реализации мероприятий муниципальных программ, предусматривающих поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров по следующим направлениям:
а) создание новых постановок и показ спектаклей (далее - творческие проекты). При этом предусматриваются:
оплата труда сотрудников театра, а также специалистов, привлекаемых к осуществлению творческих проектов;
оплата авторского вознаграждения и гонораров творческим работникам, привлекаемым к осуществлению творческих проектов;
оплата договоров на право показа и исполнения произведений, а также на передачу прав использования аудиовизуальной продукции;
обеспечение условий по приему и направлению участников творческих проектов до места проведения творческих проектов и обратно (наем жилого помещения, проезд, питание, выездные документы);
оплата работ (услуг) по обеспечению творческих проектов декорациями, сценическими, экспозиционными и другими конструкциями, включая их приобретение, аренду, изготовление, монтаж (демонтаж), доставку и обслуживание;
оплата работ (услуг) по обеспечению творческих проектов театральным реквизитом, бутафорией, гримом, постижерскими изделиями, театральными куклами, сценическими костюмами (в том числе головными уборами и обувью), включая их приобретение, аренду и изготовление;
оплата работ (услуг), связанных со съемками и онлайн-показами творческих проектов;
оплата работ (услуг) по обеспечению тифлокомментирования и сурдоперевода творческих проектов;
уплата налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации;
б) укрепление материально-технической базы муниципальных театров, включая:
приобретение технического и технологического оборудования, необходимого для осуществления творческой деятельности (включая доставку, монтаж, демонтаж, погрузочно-разгрузочные работы и обслуживание);
приобретение пассажирских и грузопассажирских автобусов для осуществления гастрольной деятельности;
приобретение и установку кресел, сидений-трансформеров, кресельных групп, скамеек, стульев для зрительного зала и мероприятий, проводимых вне стационарных площадок (включая доставку, монтаж, демонтаж, погрузочно-разгрузочные работы и обслуживание);
приобретение оборудования, необходимого для съемок и онлайн-показов творческих проектов;
приобретение автоматических устройств для проведения расчетов с целью приобретения билетов и контрольно-кассовой техники (в том числе платежные терминалы для оплаты банковскими картами, онлайн-кассы, электронные кассиры);
приобретение технических средств и объектов для формирования доступной среды с учетом потребностей маломобильных групп населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе адаптированный вход, аппарель, бордюрный пандус (съезд), визуальные средства информации, подъемная платформа, система радиоинформирования и ориентирования лиц с нарушением зрения, тактильно-контрастные наземные и напольные указатели, текстофон, оборудование для тифлокомментирования и сурдоперевода);
приобретение оборудования, средств, расходных материалов, необходимых для соблюдения санитарно-эпидемиологических (санитарно-гигиенических) норм в соответствии с требованиями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства культуры Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.
5. Субсидии предоставляются по итогам отбора субъектов Российской Федерации, организованного Министерством культуры Российской Федерации совместно с Общероссийской общественной организацией "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" в установленном Министерством порядке.
Предоставление субсидий осуществляется в году, следующем за годом проведения отбора.
6. Субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации, отвечающего следующим критериям:
а) наличие на территории субъекта Российской Федерации муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тыс. человек;
б) наличие заявки о предоставлении субсидии по форме, утверждаемой Министерством культуры Российской Федерации.
7. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета определяется в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).
Объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходного обязательства бюджета субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, может быть увеличен в одностороннем порядке со стороны субъекта Российской Федерации, что не влечет обязательств Российской Федерации по увеличению размера субсидии.
8. Условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых осуществляется предоставление субсидии;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
в) заключение соглашения между Министерством культуры Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
9. Размер бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление субсидии бюджету i-го субъекта Российской Федерации (Ci) в целях распределения субсидий между субъектами Российской Федерации рассчитывается по формуле: