ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Правительства РФ от 16.08.2025 N 1236 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2025 г. N 1236
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Согласиться с предложением Министерства экономического развития Российской Федерации и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" о проведении государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" оценки обоснованности распределения рисков проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства в соответствии с Правилами проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1514 "О порядке проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества", в рамках осуществления экспертно-аналитической деятельности в соответствии с пунктом 15 части 4 статьи 3 Федерального закона "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" без выплаты вознаграждения за ее проведение.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. N 489 "О порядке подготовки, содержании и периоде действия Меморандума о финансовой политике государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (в редакции настоящего постановления), постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1514 "О порядке проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества" (в редакции настоящего постановления) и Меморандум о финансовой политике государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2021 г. N 2208-р (в редакции настоящего постановления), не распространяются на проект государственно-частного партнерства, проект муниципально-частного партнерства, представленные в уполномоченный орган для оценки их эффективности и определения их сравнительного преимущества до вступления в силу настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 августа 2025 г. N 1236
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Абзац десятый пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. N 489 "О порядке подготовки, содержании и периоде действия Меморандума о финансовой политике государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 32, ст. 4148; 2018, N 31, ст. 5000; 2021, N 49, ст. 8230) изложить в следующей редакции:
"положения о проведении ВЭБ.РФ экспертизы проектов ВЭБ.РФ, основные направления консультационной деятельности ВЭБ.РФ и общие требования к осуществлению ВЭБ.РФ экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой путем проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства;".
2. В Правилах проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1514 "О порядке проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 2, ст. 388; 2019, N 1, ст. 35):
а) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Привлечение уполномоченным органом в случаях, предусмотренных пунктами 15(1) - 15(3) настоящих Правил, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (далее - государственная корпорация) при проведении оценки эффективности проекта и определении его сравнительного преимущества является обязательным.";
б) подпункт "а" пункта 15 дополнить словами "(далее положительное заключение уполномоченного органа)";
в) дополнить пунктами 15(1) - 15(4) следующего содержания:
"15(1). В случае если прогнозируемый объем финансирования создания объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором является Российская Федерация, превышает 3 млрд. рублей, Министерство экономического развития Российской Федерации не позднее 10-го рабочего дня со дня поступления предложения о реализации проекта направляет такое предложение в государственную корпорацию для проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта согласно приложению.
В указанном случае Министерство экономического развития Российской Федерации формирует заключение по результатам рассмотрения предложения о реализации проекта после получения заключения государственной корпорации по результатам проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта.
15(2). В случае если прогнозируемый объем финансирования создания объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором является субъект Российской Федерации, или объекта соглашения о муниципально-частном партнерстве превышает 3 млрд. рублей и реализация проекта предполагается на территории субъекта Российской Федерации, входящего в перечень субъектов Российской Федерации, не являющихся в очередном финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, предусмотренный пунктом 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган не позднее 30-го дня со дня поступления предложения о реализации проекта в уполномоченный орган направляет проект положительного заключения уполномоченного органа и предложение о реализации проекта в государственную корпорацию для проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта в соответствии с приложением к настоящим Правилам.
В указанном случае уполномоченный орган формирует заключение по результатам рассмотрения предложения о реализации проекта после получения заключения государственной корпорации по результатам проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта.
15(3). В случае если прогнозируемый объем финансирования создания объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором является субъект Российской Федерации, или объекта соглашения о муниципально-частном партнерстве превышает 3 млрд. рублей и реализация проекта предполагается на территории субъекта Российской Федерации, не входящего в перечень субъектов Российской Федерации, не являющихся в очередном финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, предусмотренный пунктом 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган до утверждения проекта положительного заключения уполномоченного органа, но не позднее 30-го дня со дня поступления предложения о реализации проекта в уполномоченный орган направляет проект положительного заключения уполномоченного органа и предложение о реализации проекта в государственную корпорацию для проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта в соответствии с приложением к настоящим Правилам.
В указанном случае положительное заключение уполномоченного органа утверждается только при наличии заключения государственной корпорации об эффективности проекта и его сравнительном преимуществе по результатам проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта.
15(4). В случае направления государственной корпорацией в уполномоченный орган заключения государственной корпорации о неэффективности проекта или об отсутствии его сравнительного преимущества по результатам проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта в соответствии с пунктами 15(2) - 15(3) настоящих Правил уполномоченный орган вправе не более 2 раз обратиться в межведомственную комиссию по рассмотрению проектов, создаваемую Министерством экономического развития Российской Федерации с участием представителей федеральных органов исполнительной власти (далее - межведомственная комиссия), с просьбой о согласовании направления уполномоченным органом доработанных предложения о реализации проекта и проекта положительного заключения уполномоченного органа в государственную корпорацию для проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта в соответствии с приложением к настоящим Правилам.
Уполномоченный орган при обращении в межведомственную комиссию прикладывает доработанные предложение о реализации проекта, проект положительного заключения уполномоченного органа, а также заключение государственной корпорации о неэффективности проекта или об отсутствии его сравнительного преимущества по результатам проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта и иные сведения, подтверждающие учет замечаний, указанных в заключении государственной корпорации о неэффективности проекта или об отсутствии его сравнительного преимущества по результатам проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта.
Межведомственная комиссия в срок, не превышающий 20 дней со дня поступления обращения уполномоченного органа, рассматривает поступившие материалы и принимает решение о целесообразности или нецелесообразности повторного направления уполномоченным органом доработанных предложения о реализации проекта и проекта положительного заключения уполномоченного органа в государственную корпорацию для проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта в соответствии с приложением к настоящим Правилам.
Члены межведомственной комиссии при принятии решения проводят оценку на основании представленных уполномоченным органом в соответствии с настоящим пунктом материалов на предмет учета замечаний, указанных в заключении государственной корпорации о неэффективности проекта или об отсутствии его сравнительного преимущества по результатам проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта.
Положение и состав межведомственной комиссии утверждается Министерством экономического развития Российской Федерации.";
г) в пункте 20:
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) направляет соответствующее заключение уполномоченного органа, оригинал протокола переговоров (в случае если переговоры были проведены) публичному партнеру и инициатору проекта (при наличии), а также в случаях, предусмотренных пунктами 15(1) - 15(4) настоящих Правил, заключение государственной корпорации по результатам проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта либо решение государственной корпорации о невозможности проведения указанной оценки;";
подпункт "б" дополнить абзацем следующего содержания:
"заключение государственной корпорации по результатам проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта либо решение государственной корпорации о невозможности проведения указанной оценки - в случаях, предусмотренных пунктами 15(1) - 15(4) настоящих Правил.";
д) дополнить приложением следующего содержания:
"Приложение
к Правилам проведения уполномоченным
органом оценки эффективности проекта
государственно-частного партнерства,
проекта муниципально-частного
партнерства и определения
их сравнительного преимущества
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИЕЙ РАЗВИТИЯ "ВЭБ.РФ"
ОЦЕНКИ ОБОСНОВАННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКОВ ПРОЕКТА
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, ПРОЕКТА
МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" (далее - государственная корпорация) оценки обоснованности распределения рисков проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства (далее соответственно - оценка обоснованности распределения рисков, проекты) в целях контроля экономической обоснованности распределения рисков по соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве (далее - соглашения).
2. Оценка обоснованности распределения рисков проводится государственной корпорацией на основании обращения уполномоченного органа в случае, если прогнозируемый объем финансирования создания объекта соглашения в соответствии с предложением о реализации проекта превышает 3 млрд. рублей.
3. Оценка обоснованности распределения рисков проводится государственной корпорацией в течение 30 дней со дня поступления обращения уполномоченного органа в государственную корпорацию с приложением следующих документов:
а) проект заключения уполномоченного органа субъекта Российской Федерации об эффективности проекта и его сравнительном преимуществе (далее - проект заключения уполномоченного органа) - для проекта, публичным партнером в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование;
б) предложение о реализации проекта по форме предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1386 "Об утверждении формы предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства, а также требований к сведениям, содержащимся в предложении о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства", с приложением документов, предусмотренных указанной формой;
в) протоколы переговоров и (или) предварительных переговоров (в случае если эти переговоры были проведены);
г) дополнительные материалы и (или) документы, представленные в ходе проведения оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества уполномоченному органу публичным партнером и (или) инициатором проекта (в случае если эти дополнительные материалы и (или) документы были представлены).
4. Обращение уполномоченного органа подписывается руководителем уполномоченного органа, а для проектов, публичным партнером в котором является Российская Федерация, его заместителем.
5. Основанием для отказа в проведении государственной корпорацией оценки обоснованности распределения рисков является:
а) непредставление документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил;
б) несоответствие предложения о реализации проекта форме предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1386 "Об утверждении формы предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства, а также требований к сведениям, содержащимся в предложении о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства", в том числе отсутствие заключения финансового органа, осуществляющего составление и организацию исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, о наличии средств на реализацию проекта в соответствии с документами стратегического планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными документами стратегического планирования (в случае если для реализации проекта требуется выделение средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
в) несоответствие предложения о реализации проекта требованиям к сведениям, содержащимся в предложении о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1386 "Об утверждении формы предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства, а также требований к сведениям, содержащимся в предложении о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства";
г) представление уполномоченным органом в государственную корпорацию документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, с нарушением сроков, установленных пунктом 10 настоящих Правил или пунктами 15(1) - 15(3) Правил проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1514 "О порядке проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества" (далее - Правила проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта).
6. В случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, государственная корпорация в течение 3 рабочих дней со дня поступления в государственную корпорацию обращения уполномоченного органа принимает решение о невозможности проведения оценки обоснованности распределения рисков с указанием оснований для отказа и возвращает уполномоченному органу приложенные к обращению уполномоченного органа документы и материалы.
7. Оценка обоснованности распределения рисков осуществляется государственной корпорацией в соответствии с методикой оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества, утверждаемой Министерством экономического развития Российской Федерации.
8. При проведении оценки обоснованности распределения рисков государственная корпорация вправе использовать информацию, представленную уполномоченным органом, информацию из общедоступных источников и собственных информационно-аналитических систем.
9. Государственная корпорация в ходе проведения оценки обоснованности распределения рисков вправе запрашивать у уполномоченного органа дополнительные материалы и документы, необходимые для проведения оценки обоснованности распределения рисков. Дополнительные документы и материалы представляются уполномоченным органом в государственную корпорацию в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса, а в случае запроса государственной корпорации сведений о влиянии реализации проекта на качество жизни в населенном пункте, в котором планируется реализация проекта, - в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. В случае отсутствия у уполномоченного органа запрошенных государственной корпорацией материалов и документов такие материалы и документы запрашиваются уполномоченным органом у публичного партнера и (или) инициатора проекта в соответствии с пунктом 4 Правил проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта для представления в государственную корпорацию в течение срока, установленного настоящим пунктом.
10. В случае внесения изменений в предложение о реализации проекта в соответствии с пунктом 5 Правил проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта после представления уполномоченным органом в государственную корпорацию документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, уполномоченный орган направляет в государственную корпорацию обращение с приложением измененного предложения о реализации проекта, протокола переговоров (в случае их проведения), а также дополнительных материалов и (или) документов (в случае их представления уполномоченному органу) не позднее чем за 7 рабочих дней до истечения срока, установленного пунктом 3 настоящих Правил.
11. По результатам проведения оценки обоснованности распределения рисков государственная корпорация направляет в уполномоченный орган заключение государственной корпорации по форме согласно приложению.
12. Заключение государственной корпорации о неэффективности проекта или об отсутствии его сравнительного преимущества по результатам оценки обоснованности распределения рисков проекта должно быть мотивированным и содержать указание на основания его подготовки.
13. Обмен информацией и документами, установленными настоящими Правилами, осуществляется в электронном виде (в форме электронных документов).
Приложение
к Правилам проведения государственной
корпорацией развития "ВЭБ.РФ" оценки
обоснованности распределения рисков
проекта государственно-частного
партнерства, проекта
муниципально-частного партнерства
(форма)
УТВЕРЖДАЮ
(должность уполномоченного лица государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ")
(подпись, фамилия, инициалы)
дата
ЗАКЛЮЧЕНИЕ N
по результатам оценки обоснованности распределения рисков проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства
(нужное подчеркнуть)
1. Информация о проекте государственно-частного партнерства, проекте муниципально-частного партнерства (далее - проекты):
Наименование проекта
Прогнозируемый объем финансирования создания объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве
Место реализации проекта
Публичный партнер
Частный партнер (при наличии)
Инициатор проекта
2. Оценка эффективности проекта в соответствии с методикой оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - методика):
а) оценка финансовой эффективности проекта в соответствии с методикой:
Критерий
Соответствие (да или нет)
Комментарий
Чистая приведенная стоимость проекта больше нуля
б) оценка социально-экономического эффекта от реализации проекта в соответствии с методикой:
Критерий
Соответствие (да или нет)
Комментарий
1. Цели и задачи проекта соответствуют не менее чем одной цели и (или) задаче государственных (муниципальных) программ
2. Технико-экономические параметры проекта способствуют достижению не менее чем 2 целевых показателей государственных (муниципальных) программ
3. Подтверждена обоснованность создания объекта соглашения с учетом потребности в производимой продукции (оказываемых услугах) с использованием объекта соглашения
Информация о влиянии реализации проекта на качество жизни в населенном пункте, в котором планируется реализация проекта:
3. Определение сравнительного преимущества проекта в соответствии с методикой:
Наименование показателя
Значение показателя
Наличие сравнительного преимущества проекта (да или нет)
Комментарий
Коэффициент сравнения преимущества реализации проекта при заключении соглашения или государственного контракта, муниципального контракта
4. По результатам проведенной оценки обоснованности распределения рисков проекта установлено:
соответствие (несоответствие) (нужное подчеркнуть) проекта требованиям к финансовой эффективности проекта в соответствии с методикой;
соответствие (несоответствие) (нужное подчеркнуть) проекта требованиям к социально-экономическому эффекту от реализации проекта в соответствии с методикой;
наличие (отсутствие) (нужное подчеркнуть) сравнительного преимущества проекта в соответствии с методикой (указывается в случае соответствия проекта требованиям к финансовой эффективности проекта и социально-экономическому эффекту от реализации проекта).
5. Обоснование заключения по итогам проведенной оценки обоснованности распределения рисков проекта (в случае признания проекта неэффективным или отсутствия сравнительного преимущества проекта в соответствии с методикой):
".
3. В Меморандуме о финансовой политике государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2021 г. N 2208-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 34, ст. 6222; 2023, N 25, ст. 4604):
а) подпункт "и" пункта 2 изложить в следующей редакции:
"и) положения о проведении ВЭБ.РФ экспертизы проектов ВЭБ.РФ, основные направления консультационной деятельности ВЭБ.РФ и общие требования к осуществлению ВЭБ.РФ экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой путем проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства;";
б) подпункт "з" пункта 14 дополнить словами ", а также определяет меры, по предотвращению возникновения и урегулированию ситуации, предусмотренной пунктом 57(1) Меморандума";
в) раздел XV дополнить пунктом 57(1) следующего содержания:
"57(1). ВЭБ.РФ осуществляет на безвозмездной основе экспертно-аналитическую деятельность путем проведения оценки обоснованности распределения рисков проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства с соблюдением следующих требований:
оценка проводится в целях контроля экономической обоснованности распределения рисков между публичным партнером и частным партнером по соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве, заключаемым в соответствии с Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
оценка проводится на принципах независимости, объективности, применения единых критериев оценки, комплексности, оперативности и обоснованности оценки;
оценка проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правление ВЭБ.РФ определяет меры по предотвращению возникновения и урегулированию ситуации, при которой одновременное осуществление ВЭБ.РФ функций, установленных настоящим пунктом, и иных функций, установленных Федеральным законом "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", влияет или может повлиять на надлежащее осуществление ВЭБ.РФ функций, установленных настоящим пунктом.".