ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N 2335 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2021 г. N 2335
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2155; 2019, N 7, ст. 642; N 49, ст. 7107, 7128; 2020, N 15, ст. 2251; N 28, ст. 4451; N 45, ст. 7113; N 50, ст. 8215; 2021, N 15, ст. 2573).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 декабря 2021 г. N 2335
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА"
Государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 16 декабря 2021 г. N 2335)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА"
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной
программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского
федерального округа"
I. Оценка текущего состояния социально-экономического
развития Северо-Кавказского федерального округа
Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя 7 субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край). Площадь Северо-Кавказского федерального округа составляет 170,4 тыс. кв. километров, численность населения на 1 января 2021 г. - 9967,3 тыс. человек (6,82 процента населения Российской Федерации).
Исключительными конкурентными позициями являются трансграничное положение, международные транспортные маршруты, высокий уровень газификации - 85,5 процента (по Российской Федерации - 70,9 процента), высокая доля соответствующих качественных региональных автодорог - 58 процентов (по Российской Федерации - 44,2 процента), энергоизбыточность (+1,2 млрд. киловатт-часов), природно-климатические условия.
В Северо-Кавказском федеральном округе развит человеческий потенциал, который предусматривает естественный прирост населения 46,5 тыс. человек (в среднем по субъектам Российской Федерации - убыль 702,1 тыс. человек), высокую плотность населения - 58 человек на кв. километр (в среднем по субъектам Российской Федерации - 9 человек на кв. километр), население моложе трудоспособного возраста - 24 процента (в среднем по субъектам Российской Федерации - 18,7 процента).
При этом субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, обладая высококонкурентными условиями для экономического развития, развитой инфраструктурой, в которую вложены значительные средства федерального бюджета и естественных монополий, имеют самые низкие показатели не только по основным макроэкономическим индикаторам, но и по уровню жизни людей.
По данным за 2019 год, совокупный валовой региональный продукт субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, являлся самым низким среди всех федеральных округов и составлял 2296,7 млрд. рублей (2,4 процента суммарного валового регионального продукта всех субъектов Российской Федерации). При этом более 67,3 процента валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа обеспечивают Ставропольский край (827 млрд. рублей или 36 процентов) и Республика Дагестан (718,5 млрд. рублей или 31,3 процента).
По душевым показателям валового регионального продукта субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, уступают большинству других субъектов Российской Федерации. В Ставропольском крае душевой показатель валового регионального продукта в 2,2 раза ниже среднероссийского, в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Дагестан - в 2,6 - 2,8 раза, а в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в 3 раза и более.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности) в Северо-Кавказском федеральном округе за 2020 год составил 639,7 млрд. рублей.
Динамика показателей экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуется разнонаправленными тенденциями. В то же время столь высокие темпы роста во многом обеспечены за счет проявления "эффекта низкой базы". При этом среди регионов наблюдаются значительные расхождения в динамике экономического развития. Если для Ставропольского края, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики в целом характерен устойчивый рост экономики, то в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, имеет место нестабильная динамика. Выделяется на фоне других субъектов макрорегиона Республика Северная Осетия - Алания, где с 2015 года наблюдается устойчивая отрицательная динамика физического объема валового регионального продукта.
Строительство, агропромышленный комплекс и туризм в предыдущее десятилетие являлись ключевыми отраслями, обеспечившими экономический рост на территории Северо-Кавказского федерального округа. При этом производительность труда в Северо-Кавказском федеральном округе в отличие от большинства субъектов Российской Федерации не является источником экономического роста. Напротив, во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (за исключением Кабардино-Балкарской Республики) в последние несколько лет производительность труда не растет (спад производительности труда в 2019 году наблюдался только в 11 субъектах Российской Федерации, из которых 2 субъекта Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа).
Вместе с тем Северо-Кавказский федеральный округ характеризуется слабой концентрацией производств продукции с высокой добавленной стоимостью, незначительным объемом сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, ключевой ролью малого и среднего предпринимательства - 31,4 процента (по Российской Федерации - 22,5 процента).
Доля налоговых и неналоговых доходов в собственных доходах варьируется от 16,8 процента в Республике Ингушетия до 58,8 процента в Ставропольском крае (по Российской Федерации - 75,5 процента). Низкая налоговая база не позволяет обеспечивать субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, многие показатели социально-экономического развития на уровне среднероссийских. Системной проблемой макрорегиона является дефицит и высокий износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, что сдерживает приток инвестиций.
В результате в Северо-Кавказском федеральном округе в 2020 году по сравнению с иными субъектами Российской Федерации средняя заработная плата в 1,6 раза ниже среднероссийского уровня, а уровень безработицы самый высокий в стране и составляет 13,9 процента (по Российской Федерации - 5,8 процента) на фоне развитого "теневого сектора". В расчете на душу населения валовой региональный продукт в 2,8 раза меньше среднего по Российской Федерации, объем инвестиций в основной капитал - в 1,9 раза меньше среднероссийского уровня и самый низкий среди федеральных округов.
В регионе отмечается недостаточный уровень развития финансово-кредитной сферы, высокая доля невозврата кредитов, которые ограничивают инвестиционную активность на территории макрорегиона. Основными проблемами работы сектора остается недостаточный объем кредитования бизнеса, в том числе среднесрочных и долгосрочных кредитов.
Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортного лечения, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными из-за недостаточной инвестиционной привлекательности в силу институциональных особенностей, нестабильности экономической и социальной обстановки на территории макрорегиона.
В сфере образования актуальной остается проблема обучения во вторую и третью смены в общеобразовательных организациях. В 2020/2021 учебном году 25,9 процента всех обучающихся в Северо-Кавказском федеральном округе учились во вторую и третью смены, что в 1,7 раза выше среднероссийских значений (15 процентов). Тенденцией, требующей вмешательства, является медленное сокращение количества общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательный процесс во вторую и третью смены - за последние 10 лет всего на 1,8 процента, что является следствием роста численности учащихся в субъектах Российской Федерации, входящих в состав макрорегиона. Наиболее остро проблема обучения во вторую и третью смены стоит в Чеченской Республике (37,9 процента учащихся во вторую и третью смены), Республике Дагестан (31,7 процента) и Республике Ингушетия (28,4 процента). Эти сложности связаны еще и с территориальными диспропорциями в наполняемости школ между горными и равнинными районами.
Кроме того, в Северо-Кавказском федеральном округе актуальным остается вопрос обеспечения доступности дошкольного образования.
По данным федеральной информационной системы доступности дошкольного образования, на 1 сентября 2021 г. зафиксирована потребность для 25201 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в получении мест в образовательных организациях в Северо-Кавказском федеральном округе, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования.
В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу доступность дошкольного образования на 1 сентября 2021 г. составила 93,37 процента, в том числе в Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике - 100 процентов, в Ставропольском крае - 99,99 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 95,64 процента, в Республике Ингушетия - 83,23 процента, Республике Дагестан - 81,23 процента. При этом показатели доступности дошкольного образования в Республике Ингушетия и Республике Дагестан являются самыми низкими в Российской Федерации.
Для детей в возрасте до 3 лет на 1 сентября 2021 г. доступность дошкольного образования составила 81,45 процента, в том числе в Кабардино-Балкарской Республике и Чеченской Республике - 100 процентов, в Ставропольском крае - 98,82 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 87,98 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 68,59 процента, в Республике Ингушетия - 65,37 процента, в Республике Дагестан - 47,27 процента (самый низкий показатель по Российской Федерации).
В области здравоохранения отмечается дефицит мощности современных учреждений здравоохранения, а также врачей и среднего медицинского персонала. По обеспеченности больничными койками и медицинскими кадрами Северо-Кавказский федеральный округ остается худшим среди всех федеральных округов Российской Федерации. Число медицинских коек на 10 тыс. жителей в 2019 году в Северо-Кавказском федеральном округе составляло 71,3 (по Российской Федерации - 80 коек). В макрорегионе сохраняется проблема материально-технического обеспечения лечебно-профилактических учреждений. По данным Федеральной службы государственной статистики, более 27 процентов государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения Северо-Кавказского федерального округа требуют капитального ремонта. Наиболее сложная ситуация сложилась в Республике Северная Осетия - Алания и Чеченской Республике, где более половины учреждений требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Сохраняется проблема незавершенных и не введенных в эксплуатацию объектов здравоохранения в регионах Северо-Кавказского федерального округа.
Традиционной проблемой для округа остается высокая младенческая смертность, несмотря на то, что предпринимаемые в последние годы меры привели к значительному улучшению этого показателя. В 2020 году в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу уровень младенческой смертности составил 5,9 человека на 1000 родившихся живыми (по Российской Федерации - 4,5 человека на 1000 родившихся живыми).
При достаточно высоком уровне обеспеченности транспортной инфраструктурой ее качество остается недостаточным для макрорегиона. Низкая пропускная способность значительной части автомобильных дорог ограничивает развитие экономики, снижает безопасность дорожного движения и скорость движения, а также ведет к росту аварийности. В летний период участки федеральных дорог в рекреационных зонах работают в режиме перегрузки. Проблемой остается несоответствие автомобильных дорог некоторых туристско-рекреационных зон нормативным требованиям. В округе остро не хватает автодорожных обходов городов, являющихся важными автомобильными узлами (гг. Невинномысск, Черкесск, Прохладный, Владикавказ, Хасавюрт, Дербент, северный обход г. Махачкала и другие).
Критичной проблемой развития территорий Северо-Кавказского федерального округа остается износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. Прежде всего это касается городов и агломераций, в особенности городов со сравнительно старой застройкой (г. Владикавказ, г. Нальчик, города региона Кавказские Минеральные Воды). В Северной Осетии - Алании износ жилищно-коммунальной инфраструктуры в 2020 году превышал 78,7 процента, в Ставропольском крае - 71,5 процента, в Кабардино-Балкарской Республике - 70,1 процента, в Республике Дагестан - 70 процентов, в Карачаево-Черкесской Республике - 69 процентов (по Российской Федерации - 62,3 процента). Только в Чеченской Республике и Республике Ингушетия износ инфраструктуры имеет значение ниже среднероссийского показателя. В среднем лишь 79,8 процента жителей макрорегиона имеют доступ к качественной питьевой воде из систем центрального водоснабжения. Доля недостаточно очищенных вод, сбрасываемых в водные объекты бассейна р. Терек и Каспийское море, в общем объеме сброса составляет около 73 процентов.
Наиболее важными проблемами функционирования и эксплуатации инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:
неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктуры в большинстве субъектов макрорегиона, значительные потери при функционировании сетевого хозяйства, недостаточная обеспеченность жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктурой на отдельных территориях;
низкий уровень обеспеченности и проблемное состояние материально-технической базы учреждений социальной сферы, в особенности образования, а также санаторно-курортного комплекса;
недостаточное качество транспортной инфраструктуры, технико-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, наличие большого количества "узких" мест в транспортной системе, в особенности в больших и крупных городах на территории округа;
недостаточная обеспеченность и неудовлетворительное состояние систем мелиорации, существенные нарушения межхозяйственных оросительных систем.
Теневая занятость остается одним из главных факторов, ограничивающих экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. По оценкам Федеральной службы государственной статистики, доля занятых в неформальной экономике в субъектах Северо-Кавказского федерального округа составляет около половины работающего населения, что вдвое больше среднего значения по Российской Федерации.
Результатом распространения неформальной занятости являются недополученные собственные доходы бюджетов и социальная незащищенность граждан в условиях нестабильности экономической ситуации. С распространением теневого сектора связана проблема низкой собираемости платежей ресурсоснабжающим организациям. Недополучение существенного объема бюджетных средств вследствие доминирования теневой экономики в конечном итоге обусловливает недостаточный уровень развития инфраструктуры социальной сферы.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере
реализации государственной программы Российской Федерации
"Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
Приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа определены в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 369-р;
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р.
Одной из важнейших задач является выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом следующих приоритетов:
сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни, выравнивание развития субъектов Российской Федерации прежде всего в таких значимых для общества сферах, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, а также создание инфраструктурной обеспеченности территорий, в том числе с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики;
значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в доходах населения, а также сближение стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением;
создание условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов;
обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, а также безопасности и правопорядка;
создание правовых, организационных и иных условий для увеличения доли информации, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании и профессиональном росте, а также на традиционные культурные, нравственные и семейные ценности;
развитие и сохранение национального информационного пространства с учетом новых технологий массовых коммуникаций, а также переход к цифровому телерадиовещанию;
обеспечение взаимодействия при принятии на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;
модернизация сырьевого и перерабатывающего производств, увеличение глубины переработки сырья, снижение энергоемкости производства и повышение его экологичности;
развитие механизмов государственно-частного партнерства, включая разработку и реализацию важнейших инновационных проектов;
совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов;
формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичное производство в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах, в том числе на образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;
развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с ее постепенной интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы, в том числе в Каспийский транспортно-логистический комплекс, в целях развития торгово-экономических связей, промышленного и агропромышленного потенциала субъектов Российской Федерации, в особенности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также в целях обеспечения круглогодичного транзита грузов по ключевым международным транспортным коридорам, увеличения объемов товарооборота между Российской Федерацией и государствами Каспийского бассейна и объемов производственной продукции и числа рабочих мест;
создание благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы, а также для повышения качества жизни населения и развития человеческого капитала;
формирование и совершенствование мер стимулирования государственных, муниципальных и негосударственных телерадиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе, включая поддержку проектов, направленных на реализацию целей и задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
Важное значение для обеспечения сбалансированного пространственного развития имеют определенные в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", следующие приоритеты государственной национальной политики Российской Федерации:
гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" утверждены приоритетные национальные цели развития Российской Федерации, такие как сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный и эффективный труд и успешное предпринимательство, а также цифровая трансформация.
Результатами реализации мер экономической и социальной политики должны стать увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне является создание механизма сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, в долгосрочной перспективе - устранение угрозы национальной безопасности, связанной с диспропорцией развития регионов. В связи с этим целесообразно стимулировать самостоятельное экономическое развитие субъектов Российской Федерации и их кооперацию, повышение инвестиционной и предпринимательской активности.
Важное значение при определении приоритетов государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (далее - Программа) имеет Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р, в которой содержатся приоритетные направления и механизмы реализации государственной социально-экономической политики на Северном Кавказе, обеспечивающие преемственность между стратегическими приоритетами и задачами государственного управления социально-экономическим развитием Российской Федерации на долгосрочную перспективу и задачами развития Северо-Кавказского федерального округа.
С учетом специфики Программы, носящей комплексный характер и предусматривающей социально-экономическое развитие конкретных территорий, достижение целей Программы будет обеспечиваться не только посредством реализации Программы, но и мероприятий отраслевых государственных программ Российской Федерации, включенных в перечень государственных программ Российской Федерации, в том числе являющихся пилотными, в которых формируются разделы и (или) представляется сводная информация по опережающему развитию приоритетных территорий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2017 г. N 2620-р.
Ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, и в развитие туристической инфраструктуры.
Общим для всего макрорегиона приоритетом пространственного развития в части локализации экономического роста является развитие действующих и потенциальных центров экономического роста. Для этого необходимо в приоритетном порядке снять существующие институциональные и инфраструктурные ограничения на территориях центров экономического роста. Среди ключевых приоритетов по снятию инфраструктурных ограничений на территориях центров экономического роста являются:
опережающее развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры по сравнению с темпами роста численности населения;
развитие транспортной системы за счет реконструкции, модернизации и создания транспортной инфраструктуры, обновления парка общественного транспорта, мер по оптимизации маршрутной сети общественного транспорта и дорожного движения;
развитие благоустройства.
Исходя из указанных приоритетов сформулированы следующие основные цели Программы:
повышение уровня социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа к 2030 году, в том числе обеспечение роста численности постоянного населения до 10,5 млн. человек, роста ожидаемой продолжительности жизни населения до 80,5 лет, роста доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,8 процента, роста индекса реального среднедушевого денежного дохода населения до 139,6 процента по отношению к 2020 году, снижения младенческой смертности до 3,6 процентных пункта, снижения доли обучающихся общеобразовательных организаций во вторую и третью смены в общей численности учащихся до 14,4 процента и 0 процентов соответственно, а также достижение 100-процентной доступности дошкольного образования (к концу 2023 года - для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, к концу 2024 года - для детей в возрасте от 3 до 7 лет);
повышение качества жизни населения к 2030 году путем увеличения среднего индекса качества городской среды до 57,6 процента по отношению к 2019 году, увеличения доли дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии, до 86,6 процента, увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до 96,3 процента;
повышение уровня туристической привлекательности Северо-Кавказского федерального округа, что позволит принять на курортах туристического кластера в общей сложности до 23988662 туристов, увеличить суммарный объем вложений, направленных резидентами на создание инвестиционных объектов туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, до 42485,9 млн. рублей;
повышение инвестиционной привлекательности субъектов Северо-Кавказского федерального округа к 2030 году за счет увеличения объема инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций), направленных на реализацию инвестиционных проектов Программы, до 113693,27 млн. рублей, обеспечения увеличения численности лиц, осуществляющих трудовую деятельность, до 2407909 человек, повышения к 2030 году объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности), до 953483 млн. рублей.
III. Задачи государственного управления и обеспечения
национальной безопасности, способы их эффективного решения
Для достижения цели "Повышение уровня социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа к 2030 году, в том числе обеспечение роста численности постоянного населения до 10,5 млн. человек, роста ожидаемой продолжительности жизни населения до 80,5 лет, роста доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,8 процента, роста индекса реального среднедушевого денежного дохода населения до 139,6 процента по отношению к 2020 году, снижения младенческой смертности до 3,6 процентных пункта, снижения доли обучающихся общеобразовательных организаций во вторую и третью смены в общей численности учащихся до 14,4 процента и 0 процентов соответственно, а также достижение 100-процентной доступности дошкольного образования (к концу 2023 года - для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, к концу 2024 года - для детей в возрасте от 3 до 7 лет)" предусматривается задача - развитие человеческого потенциала и социальной сферы в Северо-Кавказском федеральном округе.
Для достижения цели "Повышение качества жизни населения к 2030 году путем увеличения среднего индекса качества городской среды до 57,6 процента по отношению к 2019 году, увеличения доли дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии, до 86,6 процента, увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до 96,3 процента" предусматривается задача - развитие инженерной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры в Северо-Кавказском федеральном округе.
Для достижения цели "Повышение уровня туристической привлекательности Северо-Кавказского федерального округа, что позволит принять на курортах туристического кластера в общей сложности до 23988662 туристов, увеличить суммарный объем вложений, направленных резидентами на создание инвестиционных объектов туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе до 42485,9 млн. рублей" предусматривается задача - развитие туристско-рекреационного потенциала в Северо-Кавказском федеральном округе.
Для достижения цели "Повышение инвестиционной привлекательности субъектов Северо-Кавказского федерального округа к 2030 году за счет увеличения объема инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций), направленных на реализацию инвестиционных проектов Программы до 113693,27 млн. рублей, обеспечения увеличения численности лиц, осуществляющих трудовую деятельность, до 2407909 человек, повышения к 2030 году объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности) до 953483 млн. рублей" предусмотрена задача - создание благоприятного инвестиционного климата в Северо-Кавказском федеральном округе.
IV. Задачи, определенные в соответствии с национальными
целями развития Российской Федерации
Программой поставлены задачи для достижения:
национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" - планируется реализация мероприятий, направленных на развитие человеческого потенциала и социальной сферы в Северо-Кавказском федеральном округе;
национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" - планируется реализация мероприятий, направленных на развитие человеческого потенциала, а также развитие туристско-рекреационного потенциала в Северо-Кавказском федеральном округе;
национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" - планируется реализация мероприятий, направленных на развитие инженерной, коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры в Северо-Кавказском федеральном округе;
национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" - планируется реализация мероприятий, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата в Северо-Кавказском федеральном округе.
V. Задачи обеспечения достижения показателей
социально-экономического развития Северо-Кавказского
федерального округа, входящего в состав приоритетных
территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня
по Российской Федерации, а также иные задачи в сферах
реализации комплексных программ
Задача опережающего социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа носит комплексный характер и может быть решена только на основе скоординированности мероприятий, реализуемых различными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также институтами развития Северо-Кавказского федерального округа.
Цели и задачи Программы относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. В свою очередь Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, проводится последовательная работа по реализации комплексных мер, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в макрорегионе.
Программой предусматривается участие органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации в реализации ее основных мероприятий.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут принимать активное участие не только в практической реализации Программы (реализация отдельных мероприятий с учетом предоставляемой из федерального бюджета субсидии в рамках соответствующих соглашений с ответственными федеральными органами исполнительной власти), но и в формировании предложений по повышению эффективности, координации и управлению Программой, а также в выработке и обеспечении реализации мер государственного регулирования.
Программой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на развитие отдельных территорий Северо-Кавказского федерального округа, в частности:
мероприятия социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания направлены на создание объектов здравоохранения, культуры, образования, спорта, коммунальной и транспортной инфраструктуры, водохозяйственного комплекса Республики Северная Осетия - Алания, в том числе меры социальной поддержки граждан, пострадавших в результате теракта, произошедшего 1 - 3 сентября в 2004 году в школе г. Беслане и ставшего трагедией общегосударственного масштаба, а также мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие г. Беслана, имеющие общегосударственное значение;
мероприятия социально-экономического развития городов-курортов региона Кавказские Минеральные Воды направлены на первоочередное решение основных проблем региона - высокий износ инженерной и коммунальной инфраструктуры, недостаточная обеспеченность дорожно-транспортной инфраструктурой, нехватка инвестиционных площадок для развития санаторно-курортного комплекса, а также дефицит общественных пространств;
мероприятия по комплексному развитию города-курорта Кисловодска, являющегося уникальным курортом региона Кавказские Минеральные Воды, направлены на сохранение природных ресурсов, улучшение окружающей среды и повышение комфортности проживания и отдыха;
мероприятия по комплексному развитию г. Дербента - одного из древнейших городов, основанного в 438 году нашей эры, обладающего наличием статуса "историческое поселение", направлены на первоочередное решение основных инфраструктурных ограничений, препятствующих развитию туризма и повышению качества городской среды, - отсутствие инфраструктуры водоотведения, дефицит водоснабжения, неразвитость социальной инфраструктуры, низкий уровень благоустройства и, как следствие, невозможность предложить инвесторам площадки для строительства жилых микрорайонов и объектов притяжения;
мероприятия по созданию Ауховского и развитию Новолакского районов Республики Дагестан;
мероприятия по передислокации Каспийской флотилии, являющейся наиболее крупным военно-морским объединением в Каспийском регионе, направлены на создание объектов общественной, транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, необходимых для комфортного проживания семей военнослужащих и жителей г. Каспийска.
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках федерального проекта "Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа" и федерального проекта "Повышение инвестиционной и туристической привлекательности Северо-Кавказского федерального округа" Программы, приведены в приложении N 1.
Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Ставропольского края в целях софинансирования расходных обязательств Ставропольского края, возникающих при реализации Программы, предусматривающей мероприятия по актуализации границ зон горно-санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод и внесению сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, приведены в приложении N 2.
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, возникающих при реализации федерального проекта "Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа" Программы, предусматривающей мероприятия социально-инженерного обустройства населенных пунктов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в сфере благоустройства (не являющиеся капитальными вложениями), приведены в приложении N 3.
Приложение N 1
к государственной программе
Российской Федерации
"Развитие Северо-Кавказского
федерального округа"
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВХОДЯЩИХ
В СОСТАВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА, В ЦЕЛЯХ
СОФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА, В РАМКАХ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА" И ФЕДЕРАЛЬНОГО
ПРОЕКТА "ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА"
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА"
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края (далее - субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа) в целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках федерального проекта "Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа" и федерального проекта "Повышение инвестиционной и туристической привлекательности Северо-Кавказского федерального округа" (далее соответственно - Программа, субсидии).
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на осуществление:
а) капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (муниципальной собственности), в рамках федерального проекта "Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа" Программы и (или) в приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (муниципальную собственность) (далее соответственно - объекты капитального строительства, объекты недвижимого имущества, субсидия на осуществление капитальных вложений);
б) имущественного взноса субъекта Российской Федерации в акционерное общество соответствующего субъекта Российской Федерации на реализацию инвестиционного проекта в рамках федерального проекта "Повышение инвестиционной и туристической привлекательности Северо-Кавказского федерального округа" Программы (далее - субсидия на осуществление имущественного взноса субъекта Российской Федерации);
в) имущественного взноса Чеченской Республики в уставный капитал управляющей компании особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Грозный" для финансового обеспечения затрат на развитие инфраструктуры особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Грозный" в рамках федерального проекта "Повышение инвестиционной и туристической привлекательности Северо-Кавказского федерального округа" Программы (далее соответственно - субсидия на осуществление имущественного взноса Чеченской Республики, особая экономическая зона промышленно-производственного типа).
2. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до главных распорядителей средств федерального бюджета как получателей средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Субсидии предоставляются для обеспечения достижения целевых индикаторов и показателей федерального проекта "Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа" Программы и федерального проекта "Повышение инвестиционной и туристической привлекательности Северо-Кавказского федерального округа" Программы.
Критериями отбора субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, для предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений и субсидии на осуществление имущественного взноса субъекта Российской Федерации являются:
наличие у субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, потребности в софинансировании мероприятий, указанных в пункте 1 настоящих Правил;
наличие в государственных программах субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, мероприятий, направленных на повышение уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
3. Общий размер субсидии (V) определяется по формуле:
V = Ci + Ii + Gi,
где:
Ci - размер субсидии на осуществление капитальных вложений, порядок и условия предоставления которой определяются в соответствии с разделом II настоящих Правил;
Ii - размер субсидии на осуществление имущественного взноса субъекта Российской Федерации, порядок и условия предоставления которой определяются в соответствии с разделом III настоящих Правил;
Gi - размер субсидии на осуществление имущественного взноса Чеченской Республики, порядок и условия предоставления которой определяются в соответствии с разделом IV настоящих Правил.
4. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"акционерное общество субъекта Российской Федерации" - юридическое лицо, которое создано в организационно-правовой форме акционерного общества по решению высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, в том числе путем реализации мероприятий федерального проекта "Повышение инвестиционной и туристической привлекательности Северо-Кавказского федерального округа" Программы, и в уставном капитале которого на момент предоставления субсидии на осуществление имущественного взноса субъекта Российской Федерации и в последующие периоды доля субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, составляет 100 процентов;
"инвестиционный проект" - ограниченный по времени и ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание новых либо модернизацию существующих объектов (в том числе объектов капитального строительства);
"инвестор" - юридическое лицо (за исключением акционерного общества субъекта Российской Федерации), реализующее инвестиционный проект, в том числе путем вложения собственных (в денежном выражении), заемных и (или) привлеченных средств.
II. Порядок и условия предоставления субсидии
на осуществление капитальных вложений
5. При предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, в том числе в объекты, по которым отсутствует утвержденная в установленном порядке проектная документация, и (или) объекты недвижимого имущества адресное (пообъектное) распределение субсидий с указанием размеров субсидий на осуществление капитальных вложений утверждается актами Правительства Российской Федерации в отношении объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества, отвечающих признакам, указанным в абзаце пятом пункта 6 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).
6. Адресное (пообъектное) распределение субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, в том числе в объекты, по которым отсутствует утвержденная в установленном порядке проектная документация, и объекты недвижимого имущества, не указанные в пункте 5 настоящих Правил, определяется в соответствии с пунктом 7 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
7. Условиями предоставления субсидии на осуществление капитальных вложений являются:
а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на осуществление капитальных вложений, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в размере, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии на осуществление капитальных вложений, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
в) заключение между главным распорядителем бюджетных средств и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, соглашения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений (далее - соглашение в отношении объектов капитального строительства), содержащего положения, предусмотренные пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
8. Предоставление субсидии на осуществление капитальных вложений осуществляется на основании соглашения в отношении объектов капитального строительства, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет") в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
9. При заключении соглашения в отношении объектов капитального строительства высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, представляет главным распорядителям бюджетных средств (в электронном виде и на бумажном носителе) документы, подтверждающие выполнение условий предоставления субсидии на осуществление капитальных вложений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящих Правил.
10. Основания и ограничения, касающиеся внесения изменений в соглашение в отношении объектов капитального строительства, определяются в соответствии с пунктами 12 и 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
11. Перечень документов, прилагаемых к соглашению в отношении объектов капитального строительства, определяется в соответствии с пунктом 11 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
12. Размер субсидии на осуществление капитальных вложений, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа (Ci), определяется по формуле: