ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 N 1596 (ред. от 24.12.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2017 г. N 1596
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
2. Министерству транспорта Российской Федерации разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 319 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2165);
постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 398 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 16, ст. 2405).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 декабря 2017 г. N 1596
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ"
Стратегические приоритеты государственной программы
Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
1. Оценка текущего состояния транспортного комплекса
Российской Федерации
Транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики, ее функционирование непосредственно влияет на социально-экономическое развитие и безопасность Российской Федерации. В последние годы транспортный комплекс в целом удовлетворял спрос на перевозки пассажиров и грузов.
В 2020 году мировое сообщество столкнулось с вызовом, который существенно изменил экономику и жизнь людей. Закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сокращение деловой активности, сжатие спроса на товары и услуги, включая транспортные, оказали значительное влияние на транспортный комплекс.
Объем перевозок грузов транспортным комплексом по итогам 2020 года составил 6,9 млрд. тонн (94,9 процента к уровню 2019 года), грузооборот - 2931 млрд. т-км (97,9 процента), коммерческий объем перевозок грузов и коммерческий грузооборот - соответственно 2,9 млрд. тонн (96,1 процента) и 2809,1 млрд. т-км (97,9 процента).
В структуре перевозок грузов транспортным комплексом в 2020 году доминировал автомобильный транспорт (78,3 процента от общего объема перевозок грузов транспортным комплексом), грузооборота - железнодорожный транспорт (86,8 процента от общего грузооборота транспортного комплекса).
Транспортоемкость валового внутреннего продукта в 2020 году возросла на 1,5 процента к уровню 2019 года и составила 27,6 т-км на тыс. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2019 года, что обусловлено увеличением в объеме перевозок энергосырьевых грузов в экспортном сообщении.
В 2020 году объем перевалки грузов в морских портах составил 820,8 млн. тонн (97,7 процента к уровню 2019 года), в том числе наливные грузы - 416,1 млн. тонн (89,6 процента к уровню 2019 года), сухие грузы - 404,7 млн. тонн (107,6 процента).
В 2021 году объем перевозок грузов транспортным комплексом с учетом динамики развития отдельных видов транспорта за январь - август 2021 г. и макроэкономические параметры оцениваются в объеме 7 млрд. тонн (102 процента к уровню 2020 года), грузооборот - 3063,9 млрд. т-км (104,5 процента).
Значительный урон нанесла пандемия COVID-19 пассажирскому транспортному сектору страны. В 2020 году пассажирооборот транспорта общего пользования снизился к уровню 2019 года на 43,8 процента и составил 357,2 млрд. пасс.-км, подвижность населения на транспорте общего пользования упала на 43,6 процента и составила 2,4 тыс. пасс.-км на 1 человека.
Ожидается, что в 2021 году пассажирооборот транспорта общего пользования с учетом развития ситуации на мировом рынке услуг и государственной поддержки различных видов транспорта составит 476,2 млрд. пасс.-км (133,3 процента к уровню 2020 года), подвижность населения - 3,3 тыс. пасс.-км на 1 человека (133,9 процента).
В условиях развития спроса на товары и услуги на мировом рынке в 2020 году объем экспорта транспортных услуг составил, по данным Центрального банка Российской Федерации, 13,4 млрд. долларов США (76,3 процента к уровню 2019 года).
Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе в последние годы была направлена на обеспечение воспроизводства основных фондов, безопасного и устойчивого функционирования транспорта.
Объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса в 2020 году снизился к уровню 2019 года на 6,4 процента и составил 2646,2 млрд. рублей (2,5 процента валового внутреннего продукта и 13,2 процента от объема инвестиций в экономику). Инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета в 2020 году снизились на 1,3 процента к уровню 2019 года и составили 495,7 млрд. рублей (18,7 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс).
Из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий настоящей Программы объем инвестиций в 2020 году составил 399 млрд. рублей (80,5 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс из федерального бюджета).
Правительством Российской Федерации в 2020 году в условиях сокращения объема транспортных услуг реализован комплекс антикризисных мер, направленный на поддержку занятости и доходов населения. Среднесписочная численность занятых в организациях транспортного комплекса составила в 2020 году 2,5 млн. человек (99,6 процента к 2019 году). Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса составила 60,6 тыс. рублей (98,6 процента к 2019 году).
Фактические значения показателей по транспортному комплексу за 2020 год и их оценка в 2021 году определены на основе данных официальной статистической информации в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. N 1174-р).
Несмотря на достигнутые положительные сдвиги, состояние транспортного комплекса в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития.
Существенным ограничением решения задач ускорения экономического роста является состояние транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.
Не решены проблемы транспортной доступности Дальнего Востока, в том числе провозной и пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, что является сдерживающим фактором социально-экономического развития регионов.
Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, прежде всего дорожной сети, и транспортного обслуживания сельских территорий не позволили преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом.
Среди современных вызовов, на которые должна ответить транспортная отрасль, особое место занимает недостаточно высокий уровень подвижности населения, которая составляет в России в 2021 году 8 тыс. км на душу населения, что в 3 - 4 раза ниже, чем в развитых странах. Не решены проблемы в сегменте городского общественного транспорта. Даже в крупных городских агломерациях практически не находят применения современные комплексные решения по опережающему развитию скоростных видов городского транспорта.
Укрепление геостратегических позиций России, закрепление и расширение ее глобальных конкурентных преимуществ требуют существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы на международном рынке транспортных услуг.
Несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли проявляется в низких технических характеристиках международных транспортных коридоров на территории России, недостаточной пропускной способности отечественных портов и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Несмотря на предпринимаемые в последние годы активные меры, существенной проблемой продолжает оставаться безопасность населения на транспорте, которая является системной комплексной проблемой. В дорожно-транспортных происшествиях в 2020 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, погибли 11 человек в расчете на 100 тыс. человек населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, этот показатель составляет в Норвегии 2,1 человека в расчете на 100 тыс. человек населения, в Швеции - 3,1 человека в расчете на 100 тыс. человек населения и в Германии - 3,8 человека в расчете на 100 тыс. человек населения.
Вредное воздействие транспорта на экологию и здоровье населения возрастает. Среди отраслей транспортного комплекса лидирующее положение в части негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения сохраняет автомобильный транспорт. Доля автомобильного транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми источниками достигла 46,7 процента, а в шумовом воздействии на население городов 85 - 95 процентов.
Недостаточный технический уровень транспортной техники и накопленное отставание в области транспортных технологий препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги и снижению себестоимости перевозок. Доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции значительно выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Недостаточными темпами развиваются технологии интермодальных перевозок, в первую очередь контейнерные.
Уровень внедрения современных систем управления транспортом, в том числе цифровизация транспортной системы, не в полной мере соответствует современным реалиям.
Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли.
Траектория развития транспортного комплекса в среднесрочной и более отдаленной перспективе будет определяться как внешними факторами, так и динамикой спроса экономики и общества на транспортные услуги.
В среднесрочной перспективе прогнозируется уверенный рост показателей транспортного комплекса.
В 2024 году объем перевозок грузов по транспортному комплексу составит 7,6 млрд. тонн (110,7 процента к уровню 2021 года), грузооборот - 3259,9 млрд. т-км (111,2 процента). В 2030 году грузооборот возрастет в 1,24 раза к уровню 2021 года и составит 3789,4 млрд. т-км.
Рост показателей транспортного комплекса является индикатором благоприятных тенденций в экономике и напрямую зависит от динамики объемов производства в основных грузообразующих отраслях и развития мировой торговли.
Транспортоемкость внутреннего валового продукта (без трубопроводного транспорта) в 2022 - 2024 годах будет снижаться и составит в 2024 году 27 т-км на 1000 рублей внутреннего валового продукта в ценах 2019 года (97,1 процента к уровню 2021 года). В 2030 году снижение транспортоемкости составит 94,7 процента к уровню 2021 года, то есть транспортный комплекс будет одним из факторов экономического роста.
Структура грузооборота и объема перевозок по видам транспорта в среднесрочной перспективе останется практически неизменной. В 2024 году в базовом сценарии около 86 процентов грузооборота будет приходиться на железнодорожный транспорт, а 78,4 процента всех грузов будет перевозиться автомобильным транспортом.
В 2024 году объем переработки грузов в морских портах России планируется на уровне 941,8 млн. тонн (111,4 процента к уровню 2021 года).
Развитие рынка пассажирских перевозок в значительной степени будет формироваться под влиянием роста валового внутреннего продукта, реальных доходов населения, индексов потребительских цен и тарифов на услуги пассажирских перевозок, развития геополитической ситуации и конъюнктуры мирового рынка пассажирских транспортных услуг и снятия ограничений по передвижению граждан.
Пассажирооборот транспорта общего пользования прогнозируется в 2024 году в объеме 634,1 млрд. пасс.-км (133,2 процента к уровню 2021 года).
В прогнозном периоде в целях стабилизации работы пассажирского транспорта и повышения уровня транспортного обслуживания населения планируется сохранить меры по государственной поддержке развития общественного пассажирского транспорта.
Транспортная подвижность населения на транспорте общего пользования в 2022 - 2024 годах будет расти и составит в 2024 году 4,4 тыс. пасс.-км на 1 человека (134,3 процента к уровню 2021 года).
Транспортная подвижность населения на всех видах транспорта составит в 2024 году 9,3 тыс. пасс.-км на 1 человека (116,3 процента к уровню 2021 года), в 2030 году - 14,2 тыс. пасс.-км на 1 человека (177,5 процента). Рост транспортной подвижности планируется за счет развития скоростных автомобильных дорог, скоростного движения на железнодорожном транспорте, развития региональных перевозок воздушным транспортом и городского пассажирского транспорта.
Транспортный комплекс как базовая отрасль экономики окажет существенное влияние на достижение национальных целей Российской Федерации в 2030 году. Численность занятых в организациях транспортного комплекса к 2030 году возрастет и составит 2,7 млн. человек. Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса увеличится к 2030 году на 19,6 процента к уровню 2021 года, а рост производительности труда составит 122,2 процента.
Объем экспорта транспортных услуг в 2030 году возрастет в 2,2 раза к уровню 2021 года и составит 30 млрд. долларов США, индекс физического объема инвестиций в основной капитал по видам деятельности транспортного комплекса составит 164,6 процента к уровню 2021 года.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации государственной программы, в том числе
общие требования к политике субъектов Российской Федерации
в сфере транспорта
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы на среднесрочный период сформированы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ), в котором определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, предусматривающие повышение уровня и ожидаемой продолжительности жизни граждан, реальный рост инвестиций в основной капитал, рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров в целях осуществления прорывного развития Российской Федерации.
Настоящая Программа является инструментом реализации государственной транспортной политики, ее приоритеты соответствуют стратегическим приоритетам Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, с учетом уточнения целевых индикаторов на основе отчетных данных форм федерального статистического наблюдения и прогнозных макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации.
Для достижения национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" необходимо обеспечить эффективность системы товародвижения, повысить пространственную связанность и транспортную доступность территорий на базе единой опорной транспортной сети.
Реализация инфраструктурных проектов настоящей Программы в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года на основе комплексного подхода обеспечит ускорение товародвижения за счет повышения качества транспортной инфраструктуры.
Достижение указанного приоритета будет обеспечено за счет реализации до 2024 года следующих целей государственной программы:
ускорение товародвижения на основе повышения качества транспортной инфраструктуры на 5,7 процента относительно уровня 2021 года. Целевое значение индекса качества транспортной инфраструктуры в 2030 году составит 117,1 процента относительно уровня 2021 года;
доведение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 50,9 процента. Целевое значение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в 2030 году составит 60 процентов.
Укрепление геостратегических позиций России, закрепление и расширение ее глобальных конкурентных преимуществ требуют существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы на международном рынке транспортных услуг.
Активная интеграция в систему международных транспортных коридоров, повышение конкурентоспособности российских перевозчиков, увеличение объема и скорости транзитных перевозок, развитие мультимодальных логистических технологий и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации создадут дополнительные возможности для развития российской транспортной системы и дальнейшего совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктур, ускорят рост экспорта услуг транспортного комплекса.
Целями настоящей Программы на период до 2024 года являются повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг и рост экспорта услуг транспортного комплекса до 22 млрд. долларов США. Целевое значение экспорта услуг транспортного комплекса в 2030 году составит 30 млрд. долларов США.
Достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" требует качественно нового уровня обеспечения мобильности населения. Повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма возможны на основе роста доступности транспортных услуг для населения, который относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения.
Обеспечение доступности транспортных услуг для населения на уровне, гарантирующем социальную стабильность, территориальную связанность, развитие межрегиональных связей и национального рынка труда, возможно на основе повышения надежности и доступности услуг магистрального пассажирского транспорта. Особую роль в обеспечении транспортной доступности играют гражданская авиация и железнодорожный транспорт, в сельской местности - автобусный и внутренний водный транспорт. Рост доступности транспортных услуг непосредственно повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области туризма, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и решения жилищных проблем.
Приоритетным вопросом остается развитие городского пассажирского транспорта, транспортное обеспечение крупных городских агломераций, являющихся центрами экономического и социального развития страны. Сбалансированное развитие систем общественного транспорта (включая железнодорожный транспорт смешанного "город-пригород" сообщения) в комплексе с регуляторными мерами в сфере использования автомобилей домохозяйств позволит обеспечить оптимальную транспортную доступность мест проживания, работы и досуговых объектов.
Для снижения негативного влияния на качество жизни населения запланированы переключение части грузопотока на внутренний водный и железнодорожный транспорт, строительство автодорожных обходов вокруг агломераций и внедрение грузового каркаса в агломерациях.
При этом важнейшее значение будет иметь "инфраструктурный эффект" формирования городских агломераций, связанный с реализацией мероприятий и механизмов национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Достижение указанного приоритета будет обеспечено за счет реализации до 2024 года следующих целей настоящей Программы:
повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения на уровне 9,3 тыс. пасс.-км на 1 жителя. Целевое значение транспортной подвижности населения в 2030 году составит 14,2 тыс. пасс.-км на 1 жителя;
обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов.
Изменение геополитической ситуации и позиционирования России в мировом сообществе выдвигают новые требования к транспорту как к элементу системы национальной безопасности.
Важнейшая стратегическая цель - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Транспорт должен быть безопасным для жизни и здоровья населения. Должно быть сведено к минимуму влияние транспорта как источника повышенной техногенной и экологической опасности.
Реализация комплексных мер по снижению количества и тяжести транспортных происшествий и негативного влияния транспорта на окружающую среду должна стать одним из приоритетов государственной транспортной политики и позволит обеспечить достижение национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
Целью настоящей Программы до 2024 года является повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств на 6,6 процента относительно уровня 2021 года. В 2030 году сокращение числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств составит 16,1 процента относительно уровня 2021 года.
Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления будет обеспечено на основе цифровой трансформации транспортной отрасли.
Приоритетными направлениями достижения стратегических целей настоящей Программы являются:
формирование единой опорной транспортной сети и ликвидация инфраструктурных ограничений;
развитие мультимодальных и транспортно-логистических технологий;
обновление транспортных средств всех видов транспорта.
Настоящая Программа включает следующие индикаторы достижения национальных целей Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года:
доля дорожной сети городских агломераций, соответствующей нормативным требованиям;
доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям.
Настоящая Программа включает также аналитические показатели, характеризующие отдельные сферы или вопросы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, рассчитываемые в рамках Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
Государственная политика субъектов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса является составной частью государственной транспортной политики Российской Федерации и должна быть основана на общих принципах и подходах, определенных государственными стратегическими документами, с учетом:
максимального учета и отражения особенностей социально-экономического развития и транспортных потребностей регионов Российской Федерации;
синхронизации планов по развитию транспортной инфраструктуры регионов Российской Федерации с приоритетами развития страны, а также механизмами их реализации;
планирования развития транспортной инфраструктуры на основе ее координации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
разграничения полномочий в сфере транспорта между федеральными и региональными органами государственной власти;
преодоления существенных различий в экономическом и социальном развитии российских регионов, развития единого экономического пространства, рационального межрегионального разделения труда;
государственной поддержки, включая предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры.
Приоритетами государственной политики субъектов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса являются:
развитие пассажирского транспорта общего пользования (автобусный, внутренний водный транспорт, региональная авиация, пригородные железнодорожные перевозки), включая обновление подвижного состава, развитие транспортных систем крупных городских агломераций, создание современной системы скоростных пассажирских перевозок, транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок;
увеличение пропускной способности и улучшение параметров автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения;
увеличение пропускной способности внутренних водных путей;
обеспечение транспортной доступности удаленных и труднодоступных регионов морским и внутренним водным транспортом;
обеспечение содержания и развития объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
повышение экологичности и безопасности транспортного комплекса;
цифровизация транспортного комплекса в целях достижения "цифровой зрелости" транспортной отрасли и развития новых управленческих технологий.
Субъекты Российской Федерации принимают участие в реализации следующих мероприятий настоящей Программы:
развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов;
строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;
повышение качества дорожной сети общего пользования, в том числе уличной сети, городских агломераций, сельских и труднодоступных территорий;
приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения;
развитие региональных аэропортов;
осуществление реконструкции аэропортовых комплексов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
создание систем внутригородского железнодорожного транспорта ("наземное метро") в крупных городских агломерациях: Краснодар, Уфа, Самара, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск;
обеспечение доступности региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети;
повышение качества транспортного обслуживания в городских агломерациях, в том числе обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта.
3. Задачи государственного управления и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации
Основные задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности в сфере транспортного комплекса до 2024 года и на период до 2030 года определены с учетом Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р.
Цель 1 - ускорение товародвижения на основе повышения качества транспортной инфраструктуры на 5,7 процента относительно уровня 2021 года:
реализация мероприятий федеральных проектов национального проекта "Безопасные качественные дороги" и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, направленных на развитие и повышение качества транспортной инфраструктуры, обеспечивающей территориальную связанность и снятие инфраструктурных ограничений;
реализация мероприятий федеральных проектов развития отдельных видов транспорта, не входящих в состав национальных проектов и предусматривающих реализацию конкретных инвестиционных и процессных мероприятий в отдельных отраслях транспортного комплекса;
развитие механизмов проектного финансирования, в том числе с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств пенсионных накоплений и Фонда национального благосостояния России;
поддержка инвестиционной активности через механизмы привлечения инвестиций в крупные частные инвестиционные проекты, реализация инвестиционных программ крупнейших компаний с государственным участием, повышение эффективности государственных капитальных вложений, улучшение делового климата, активизация развития и создания финансовых инструментов для финансирования инвестиционных проектов;
цифровая трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий, включая развитие беспилотных транспортных систем на грузовом транспорте;
реализация взвешенной и предсказуемой тарифной политики на транспорте;
реализация мероприятий по развитию федеральных, региональных и местных автомобильных дорог.
Цель 2 - повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения на уровне 9,3 тыс. пасс.-км на 1 жителя:
развитие высокоскоростного и скоростного пассажирского сообщения в рамках реализации мероприятий транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
реализация мероприятий по субсидированию отдельных видов пассажирского транспорта и отдельных направлений перевозки пассажиров;
развитие биометрических сервисов идентификации в аэропортах и на наземном городском транспорте;
обновление инфраструктуры и подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта, повышение скорости его сообщения, внедрение единых стандартов оплаты проезда и применение "единого билета" на всех видах общественного транспорта;
реализация программ по обновлению парка транспортных средств с применением различных механизмов (лизинг, субсидии, утилизационный сбор), закупке субъектами Российской Федерации автобусов, работающих на газомоторном топливе, трамваев и троллейбусов;
совершенствование нормативно-правовой деятельности, налогового и таможенно-тарифного регулирования в сфере пассажирских перевозок транспортного комплекса;
развитие конкуренции на рынке транспортных услуг, создание условий для справедливой внутривидовой и межвидовой конкуренции операторов;
создание эффективной системы управления государственной собственностью, в том числе за счет оптимизации состава государственного имущества и его приватизации и повышения эффективности деятельности организаций транспортного комплекса.
Цель 3 - повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг и рост экспорта услуг транспортного комплекса до 22 млрд. долларов США:
реализация мероприятий федеральных проектов национального проекта "Безопасные качественные дороги" и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, направленных на развитие транспортных коридоров и реализацию транзитного потенциала страны;
реализация комплекса мер, направленных на развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
реализация комплекса мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования, направленных на повышение конкурентоспособности российских перевозчиков;
упрощение административных и таможенных процедур при транзитных сообщениях в целях сокращения количества документов к транзитной декларации.
Цель 4 - доведение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 50,9 процента:
повышение уровня транспортной обеспеченности сельских населенных пунктов на основе ускоренного развития дорожной сети и повышения уровня транспортного обслуживания;
оказание поддержки субъектам Российской Федерации с целью повышения качества автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, в том числе улично-дорожной сети.
Цель 5 - обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов:
реализация мероприятий по развитию региональной и местной дорожной сети;
оказание поддержки субъектам Российской Федерации с целью повышения качества дорожной сети в крупнейших городских агломерациях.
Цель 6 - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств на 6,6 процента относительно уровня 2021 года:
реализация мероприятий федерального проекта "Безопасность дорожного движения", реализуемых в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги";
реализация мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта;
реализация комплекса обеспечивающих мероприятий по повышению безопасности транспортного процесса на отдельных видах транспорта в рамках комплексов процессных мероприятий.
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными
целями, сформированными в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474
"О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года"
Настоящей Программа является инструментом достижения национальных целей, сформированных в соответствии с Указом.
Достижение национальных целей в рамках государственной программы будет обеспечено за счет решения задач федеральных проектов национального проекта "Безопасные качественные дороги" и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры", а также других федеральных и ведомственных проектов.
Достижение национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" будет обеспечено за счет решения следующих задач:
внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения;
обеспечение вылетов поисково-спасательных воздушных судов авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации по командам оперативных органов единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации на осуществление поисково-спасательных операций (работ) для поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений;
повышение технического состояния и уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений;
обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях и навигационно-гидрографических условий плавания судов при обеспечении содержания внутренних водных путей и 742 судоходных гидротехнических сооружений;
функционирование автоматизированной информационной системы тахографического контроля соблюдения водителями транспортных средств режимов труда и отдыха.
Достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" будет обеспечено за счет решения следующих задач:
обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов;
развитие общественного транспорта и улучшение качества городской среды в 1,5 раза;
повышение качества транспортного обслуживания в городских агломерациях, приоритетных и сельских территориях;
формирование опорной сети автомобильных дорог и перечня автомобильных дорог, составляющих опорную сеть автомобильных дорог;
приведение в нормативное состояние (строительство) искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения;
осуществление реконструкции аэропортовых комплексов;
обеспечение доступности региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети;
улучшение параметров участков внутренних водных путей, обеспечивающих пассажирские сообщения, завоз жизнеобеспечивающих грузов в районы Крайнего Севера и Арктической зоны, выход на Северный морской путь, а также безопасные подходы к портам и причалам общего пользования.
Достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" будет обеспечено за счет решения следующих задач:
развитие транспортных коридоров "Запад - Восток" и "Север - Юг" и повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации за счет строительства и реконструкции участков автомобильных дорог федерального значения;
строительство и модернизация российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту "Европа - Западный Китай";
принятие мер по переходу к приведению инфраструктуры железнодорожного транспорта в нормативное состояние;
развитие железнодорожной инфраструктуры Азово-Черноморского, Северо-Западного и Восточного полигонов с целью увеличения провозной способности, повышения надежности и улучшения транспортного обслуживания;
усиление железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла для освоения прогнозируемого пассажиропотока до 850 млн. человек по итогам 2030 года;
создание основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами за счет строительства к 2027 году выделенной высокоскоростной железнодорожной линии со специализацией под пассажирское движение Санкт-Петербург - Москва общей протяженностью 679 км и реализации проекта скоростного пассажирского движения на направлении Центр - Юг;
увеличение мощности морских портов Российской Федерации, включая порты Дальневосточного, Арктического, Северо-Западного (Балтийского), Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов;
развитие Северного морского пути;
создание современной речной инфраструктуры за счет улучшения качественных параметров внутренних водных путей и ликвидации "узких мест" и лимитирующих участков, в том числе за счет осуществления дноуглубительных работ и обеспечения условий для круглогодичной навигации в южных регионах страны;
строительство, реконструкция и техническое перевооружение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Достижение цели "Цифровая трансформация" обеспечивается решением следующих задач:
цифровая трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий, включая развитие биометрических сервисов идентификации в аэропортах и на наземном городском транспорте;
создание линейки грузовых беспилотных авиационных систем с наземной инфраструктурой автономных взлетно-посадочных площадок, аппаратных комплексов управления транспортной сетью, возмещение затрат, понесенных при осуществлении закупки средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи для полетов беспилотных воздушных судов;
организация движения беспилотных автомобилей на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 "Нева" (Москва - Санкт-Петербург);
перевод массовой социально значимой государственной услуги по выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по принципу "одного окна" по всей сети автомобильных дорог Российской Федерации.
5. Задачи обеспечения достижения показателей
социально-экономического развития субъектов Российской
Федерации, входящих в состав приоритетных территорий
Достижение поставленных целей и значений целевых индикаторов государственной программы будет обеспечиваться путем эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации участвуют в рамках своих полномочий в реализации мероприятий федеральных проектов национального проекта "Безопасные качественные дороги" и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, а также ряда других федеральных и ведомственных отраслевых проектов.
Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование транспортной системы и обусловливает необходимость возможно более полного учета интересов и особенностей отдельных регионов.
Правильный учет этих различий - обязательное условие достижения национальных целей развития на период до 2030 года.
Для приоритетных территорий, регионов с развитым потенциалом обрабатывающей промышленности и высокой плотностью населения прогнозируются черты постиндустриальной экономики с ускоренными темпами развития высокотехнологичных производств, сферы обслуживания.
Следует ожидать опережающего развития автомобильных перевозок грузов и пассажиров, в том числе роста числа автомобилей в личном пользовании.
В области транспортной инфраструктуры требуется скоординированное развитие конкурирующих коммуникаций различных видов транспорта, повышение пропускной способности существующей дорожной сети, сооружение автодорожных обходов крупнейших городов, в первую очередь в полосе международных транспортных коридоров, создание сети мультимодальных транспортных терминалов.
Структурные элементы настоящей Программы предусматривают мероприятия (результаты) по развитию и приведение в нормативное состояние транспортной инфраструктуры, а также по обновлению подвижного состава, которые реализуются на приоритетных территориях и оказывают непосредственное влияние на их социально-экономическое развитие. К таким территориям относятся:
Калининградская область;
Республика Крым и г. Севастополь;
Дальневосточный федеральный округ;
Северо-Кавказский федеральный округ;
Арктическая зона Российской Федерации.
В целях повышения уровня связанности территорий Дальнего Востока сохраняется важность развития железнодорожного сообщения. Ожидается поэтапное расширение провозной и пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей для преодоления имеющихся инфраструктурных ограничений социально-экономического развития регионов.
К важнейшим мероприятиям (результатам), которые реализуются на приоритетных территориях, относятся:
развитие железнодорожной инфраструктуры на важнейших направлениях, электрической сети и тяговых подстанций;
строительство и реконструкция участков автомобильных дорог федерального значения;
приведение дорожной сети городских агломераций в соответствие с нормативными требованиями;
приведение автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в соответствие с нормативными требованиями;
реконструкция объектов аэропортовых комплексов;
перевозка льготных категорий граждан по специальным тарифам с Дальнего Востока в Европейскую часть страны и обратном направлении, в г. Симферополь и обратном направлении, из г. Калининграда в Европейскую часть страны и обратном направлении;
обеспечение функционирования аэропортов и посадочных площадок, расположенных в районах Арктики, Дальнего Востока, Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, входящих в состав федеральных казенных предприятий;
увеличение производственной мощности морских портов и строительство аварийно-спасательного флота, в том числе для обеспечения безопасности судоходства в акватории Северного морского пути;
обеспечение безопасности перевозок внутренним водным и морским транспортом;
обновление подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в городских агломерациях;
строительство (модернизация) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
С учетом сферы реализации комплексной программы "Комплексное развитие сельских территорий" непосредственное влияние на указанную программу оказывают мероприятия (результаты) по развитию региональной и местной дорожной сети, а также развитие инфраструктуры воздушного транспорта, региональных аэропортов и обеспечение доступности услуг воздушного транспорта в части аэропортовых комплексов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и (или) аэропортов и посадочных площадок, расположенных в районах Арктики, Дальнего Востока, Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, входящих в состав федеральных казенных предприятий.
Правила предоставления и распределения с 2024 года субсидий на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства в рамках федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", приведены в приложении N 1.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федерального проекта "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" приведены в приложении N 2.
Правила предоставления и распределения с 2024 года субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек, в рамках федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" приведены в приложении N 3.
Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету г. Санкт-Петербурга в целях софинансирования расходных обязательств на реализацию проекта "Подключение Западного скоростного диаметра (севернее развязки с Благодатной улицей) к Широтной магистрали скоростного движения с устройством транспортной развязки с Витебским проспектом" приведены в приложении N 4.
Правила предоставления в 2022 - 2024 годах субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на финансовое обеспечение дорожной деятельности по проектам, реализуемым с применением механизма государственно-частного партнерства, приведены в приложении N 5.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" приведены в приложении N 6.
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" приведены в приложении N 7.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий направления (подпрограммы) "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" приведены в приложении N 8.
Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, включаемых (подлежащих включению) в федеральную адресную инвестиционную программу, реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", приведен в приложении N 9.
Перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимости, не подлежащих включению в федеральную адресную инвестиционную программу на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, приведен в приложении N 10.
Предельные объемы средств федерального бюджета, предусмотренных на исполнение государственных контрактов, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" приведены в приложении N 11.
Перечень объектов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, приведен в приложении N 12.
Методика детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", приведена в приложении N 13.
Приложение N 1
к государственной программе
Российской Федерации "Развитие
транспортной системы"
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ С 2024 ГОДА СУБСИДИЙ
НА РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА В РАМКАХ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "РЕГИОНАЛЬНАЯ И МЕСТНАЯ ДОРОЖНАЯ СЕТЬ"
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ
ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ"
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения с 2024 года субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства в рамках федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - субсидии).
2. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов входящего в состав национального проекта "Безопасные качественные дороги" (далее - национальный проект) федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть", предусматривающего реализацию, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и (или) межмуниципального, местного значения, исходя из приоритетности предоставления таких субсидий на завершение мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и (или) межмуниципального, местного значения, реализация которых осуществлялась в 2019 - 2023 годах с использованием средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках указанного федерального проекта и ведомственной целевой программы "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения", а также региональных концессионных проектов, одобренных в 2020 году Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации или президиумом (штабом) указанной Комиссии, включенных в перечень мероприятий, являющийся приложением к настоящим Правилам (далее соответственно - федеральный проект, Комиссия, президиум Комиссии, перечень мероприятий).
Критерием отбора субъектов Российской Федерации является участие субъекта Российской Федерации в реализации федерального проекта в соответствии с паспортом федерального проекта.
3. Результатом использования субсидии является выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения.
Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Федеральным дорожным агентством путем сравнения планового и фактически достигнутого значения результата использования субсидии.
4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального дорожного агентства как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
5. Условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;
в) заключение соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).
6. Размер субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации может быть соразмерно уменьшен в очередном и последующих годах в случае, если в текущем году лимиты бюджетных обязательств дополнительно доведены до Федерального дорожного агентства как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации или резервного фонда Правительства Российской Федерации.
7. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для субсидий определяется в соответствии с пунктом 13(1.1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
8. Предложения по распределению субсидий между субъектами Российской Федерации подготавливаются Министерством транспорта Российской Федерации с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета.
9. Расходные обязательства субъектов Российской Федерации, возникающие при реализации мероприятий, реализуемых по состоянию на 31 декабря 2021 г. в рамках результата "Субъектами Российской Федерации выполнены работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения" федерального проекта национального проекта, подлежат софинансированию в первоочередном порядке.
10. Подготовка предложений по распределению объема субсидий (TМБТ), определенного как разница общего объема субсидий, подлежащих распределению, и объема субсидий, распределенных в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, осуществляется по формуле:
TМБТ = TС + TГЧП,
где:
TС - объем субсидий, распределяемых на мероприятия без использования механизмов государственно-частного партнерства, указанные в перечне мероприятий, равный 75 процентам TМБТ (далее - субсидии TС);
TГЧП - объем субсидий, распределяемых на мероприятия с использованием механизмов государственно-частного партнерства, указанные в перечне мероприятий, равный 25 процентам TМБТ (далее - субсидии TГЧП).
Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации в рамках субсидии TС и субсидии TГЧП осуществляется по формуле: