ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2023 г. N 279
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ И ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
В 2023 - 2026 ГОДАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
В целях реализации части 10 статьи 22 и части 1 статьи 25 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
особенности применения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды на территории Донецкой Народной Республики;
особенности организации и осуществления в 2023 - 2026 годах государственного экологического контроля (надзора) на территории Донецкой Народной Республики.
2. Особенности применения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды на территории Донецкой Народной Республики, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 марта 2026 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 февраля 2023 г. N 279
ОСОБЕННОСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
1. Настоящий документ устанавливает особенности применения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды на территории Донецкой Народной Республики, включая сроки, порядок и условия выдачи, переоформления разрешительных документов, до 1 марта 2026 г.
2. На территории Донецкой Народной Республики разрешительные и иные документы на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Донецкой Народной Республики до дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики, действуют до 1 марта 2026 г.
3. На территории Донецкой Народной Республики не требуется (за исключением положений, предусмотренных пунктами 4 и 6 настоящего документа):
а) получение, продление или переоформление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами - предпринимателями) следующих разрешительных и иных документов на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды:
разрешения на сбросы загрязняющих веществ и (или) лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
разрешения на выбросы загрязняющих веществ и (или) лимиты на выбросы загрязняющих веществ;
разрешения на временные сбросы;
разрешения на временные выбросы;
комплексные экологические разрешения;
разрешения на захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
разрешения на строительство, реконструкцию, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидацию подводных линий связи во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
разрешения на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации;
б) представление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами - предпринимателями) в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также согласование (утверждение) следующих разрешительных и иных документов на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды:
отчеты о результатах инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
отчеты о результатах инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
расчеты нормативов допустимых сбросов;
расчеты нормативов допустимых выбросов;
планы снижения сбросов загрязняющих веществ;
планы снижения выбросов загрязняющих веществ;
планы мероприятий по охране окружающей среды;
программы повышения экологической эффективности;
программы производственного экологического контроля;
перечни мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
паспорта установок очистки газа, предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды;
декларации о воздействии на окружающую среду.
4. Правила выдачи, переоформления, согласования, утверждения, продления или прекращения действия разрешительных и иных документов на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды могут устанавливаться до 1 марта 2026 г. нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, принимаемыми по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим документом.
5. Административные регламенты предоставления государственных услуг по выдаче, переоформлению разрешительных и иных документов на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды устанавливаются нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, согласованными с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
6. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (физическим лицам - предпринимателям), осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на территории Донецкой Народной Республики, не позднее чем за 6 месяцев до 1 марта 2026 г. необходимо представить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и (или) исполнительный орган Донецкой Народной Республики заявку и (или) иной документ, предусмотренные федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях:
а) выдачи, продления или переоформления разрешительных и иных документов на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего документа, в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды;
б) представления или согласования (утверждения) разрешительных и иных документов на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа, в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
7. На территории Донецкой Народной Республики не применяются требования законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды:
а) к созданию систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
б) к регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
в) к использованию методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, включенных в перечень таких методик, который формируется и ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
г) к эксплуатации и выводу из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов.
8. На территории Донецкой Народной Республики устанавливаются требования к созданию систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, принимаемыми по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
9. На территории Донецкой Народной Республики до 1 января 2026 г. не применяются установленные Федеральным законом "Об охране окружающей среды" требования:
а) к исчислению и взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду и представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
б) к использованию платы за негативное воздействие на окружающую среду, средств от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований.
10. Требования к проведению рекультивации и консервации земель, установленные законодательством Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, не являются обязательными к применению на территории Донецкой Народной Республики.
11. Допускается до 1 марта 2026 г. реализация объектов государственной экологической экспертизы в соответствии с положительными заключениями государственной экологической экспертизы, выданными государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Донецкой Народной Республики до дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики, в том числе в случае истечения срока действия таких положительных заключений государственной экологической экспертизы до указанной даты.
В случае если срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, выданного государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Донецкой Народной Республики до дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики, истекает после 1 марта 2026 г., такое заключение подлежит переоформлению уполномоченным органом Донецкой Народной Республики по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя (физического лица - предпринимателя) до 1 марта 2026 г. с сохранением прежнего срока действия такого заключения без повторного проведения государственной экологической экспертизы.
12. Отчетность об осуществлении отдельных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы, переданных органам государственной власти Донецкой Народной Республики в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об экологической экспертизе", не представляется.
Предписание Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об отмене нормативного правового акта Донецкой Народной Республики или о внесении в него изменений не направляется.
13. Ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (за исключением объектов, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации), осуществляется исполнительным органом Донецкой Народной Республики.
Особенности ведения государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (за исключением объектов, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации), устанавливаются нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, принимаемыми по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
14. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами - предпринимателями), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, представляется указанными лицами по программе производственного экологического контроля в случае ее утверждения в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, предусмотренными пунктом 4 настоящего документа, ежегодно в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
15. Организациям, осуществляющим деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также в области переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции на территории Донецкой Народной Республики, за исключением такой деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, разрешается до 1 января 2026 г. вести указанную деятельность в отсутствие планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и финансового обеспечения для осуществления мероприятий, предусмотренных указанными планами, требования к наличию которых предусмотрены пунктами 4 и 10 статьи 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
16. Юридические лица (за исключением юридических лиц, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации), а также индивидуальные предприниматели (физические лица - предприниматели), осуществляющие деятельность, указанную в пункте 15 настоящего документа, должны до 1 апреля 2023 г. направить в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий уведомления об осуществлении такой деятельности, содержащие:
а) общие сведения о юридическом лице, об индивидуальном предпринимателе (физическом лице - предпринимателе), включая:
полное и сокращенное наименования юридического лица либо фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя (физического лица - предпринимателя);
адрес юридического лица, включая адрес фактического местонахождения юридического лица, либо адрес места жительства индивидуального предпринимателя (физического лица - предпринимателя);
место осуществления деятельности;
сведения об основных операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами;
б) сведения о максимальных расчетных объемах разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, определенных в соответствии с положениями пунктов 4 и 7 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2020 г. N 2451 "Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
17. При организации и осуществлении исполнительными органами Донецкой Народной Республики выдачи, переоформления, согласования, утверждения, продления или прекращения действия разрешительных и иных документов в области охраны окружающей среды не являются обязательными к применению положения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды в части использования информационных систем и реестров в сфере оказания государственных и муниципальных услуг и осуществления разрешительной деятельности, в том числе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, программно-технологического комплекса государственного контроля Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
18. На территории Донецкой Народной Республики сбор, хранение и обработка информации о наличии у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (физических лиц - предпринимателей) разрешительных и иных документов в области охраны окружающей среды и сведений, содержащихся в таких документах, могут обеспечиваться с использованием региональных информационных систем.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 февраля 2023 г. N 279
ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В 2023 - 2026 ГОДАХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
1. Настоящий документ устанавливает особенности организации и осуществления в 2023 - 2026 годах государственного экологического контроля (надзора) на территории Донецкой Народной Республики.
2. При осуществлении государственного экологического контроля (надзора) оценивается соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных пунктом 2 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды", включая требования, содержащиеся в разрешительных и иных документах на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды, с учетом особенностей применения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, особенностей правового регулирования водных отношений, особенностей правового регулирования отношений в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 25 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", а также с учетом особенностей проведения государственной экологической экспертизы, устанавливаемых нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики в соответствии с частью 6 статьи 25 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики".
3. Федеральный государственный экологический контроль (надзор) (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации) и региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляются уполномоченным контрольным (надзорным) органом Донецкой Народной Республики (далее - контрольный орган).
4. При организации и осуществлении государственного экологического контроля (надзора) не являются обязательными к применению положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в части использования информационных систем государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, информационной системы (подсистемы государственной информационной системы) досудебного обжалования.
Контрольным органом при организации и осуществлении государственного экологического контроля (надзора) осуществляется учет проводимых контрольным органом профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, принятых мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений, учет решений и действий должностных лиц контрольного органа, решений контрольного органа, принятых при проведении профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий и осуществлении мер и (или) по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц на решения контрольного органа, действия (бездействие) его должностных лиц, а также учет информации о таких жалобах контролируемых лиц с представлением соответствующего отчета в Министерство экономического развития Российской Федерации один раз в квартал, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с 15 июля 2023 г.
5. Контролируемое лицо, права и законные интересы которого, по его мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного экологического контроля (надзора), вправе подать жалобу в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд на решение контрольного органа, действия (бездействие) его должностных лиц на бумажном носителе или в электронном виде.
6. Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных органов при осуществлении государственного экологического контроля (надзора) на территории Донецкой Народной Республики не осуществляется.
7. При осуществлении государственного экологического контроля (надзора) не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия.
8. При осуществлении государственного экологического контроля (надзора) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся без согласования с органами прокуратуры:
а) по поручению Президента Российской Федерации;
б) по поручению Председателя Правительства Российской Федерации;
в) по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
г) по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
д) при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия документа, имеющего разрешительный характер;
е) в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих причинение вреда окружающей среде, непосредственную угрозу причинения вреда окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится контрольным органом исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих причинение вреда окружающей среде, непосредственную угрозу причинения вреда окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, на основании документов и (или) иной имеющейся в распоряжении контрольного органа информации;
ж) на основании мотивированного представления должностного лица контрольного органа по результатам анализа результатов контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (физическими лицами - предпринимателями), рассмотрения или предварительной проверки поступивших в контрольный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (физических лиц - предпринимателей), юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:
возникновения непосредственной угрозы причинения вреда окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинения вреда окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
9. В случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия по основаниям, предусмотренным подпунктами "е" и "ж" пункта 8 настоящего документа, контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно с уведомлением в течение 24 часов органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
10. Исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены факты нарушений, влекущих причинение вреда окружающей среде, непосредственную угрозу причинения вреда окружающей среде, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.
11. Допускается проведение контрольным органом профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не требует согласования с органами прокуратуры или их уведомления.