ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2025 г. N 2107
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СВОЙСТВАМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВИЛ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности;
Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст. 5749);
пункт 21 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2021 г. N 613 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 17, ст. 2979);
постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2024 г. N 565 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 969" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, N 20, ст. 2608);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2025 г. N 1327 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 969" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2025, N 35, ст. 5241).
3. Сертификаты соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности, выданные до 1 сентября 2026 г., действуют в отношении каждой единицы технического средства обеспечения транспортной безопасности в течение всего срока его службы, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2026 г. и действует до 1 сентября 2032 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 декабря 2025 г. N 2107
ТРЕБОВАНИЯ
К ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СВОЙСТВАМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
I. Общие положения
1. Настоящий документ определяет требования к функциональным свойствам следующих технических средств обеспечения транспортной безопасности, предназначенных для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности:
а) системы и средства сигнализации;
б) системы и средства контроля доступа;
в) системы и средства досмотра;
г) системы и средства видеонаблюдения, в том числе системы и средства интеллектуального видеонаблюдения, к которым относятся:
системы и средства идентификации физических лиц (программные средства детекции, аппаратно-программные средства детекции, программные средства идентификации, аппаратно-программные средства идентификации, биометрические терминалы и биометрические турникеты);
системы и средства обнаружения тревожных ситуаций (программные средства обнаружения тревожных ситуаций, аппаратно-программные средства обнаружения тревожных ситуаций);
д) системы и средства видеозаписи;
е) системы и средства связи, приема и передачи информации, к которым относятся:
абонентские средства радиосвязи, приема и передачи информации;
проводные и оптические системы передачи абонентского доступа;
ж) системы и средства оповещения;
з) системы и средства сбора и обработки информации;
и) системы и средства аудиозаписи.
2. Используемые в настоящем документе понятия означают следующее:
"детекция" - обнаружение на произвольном изображении изображения лица человека;
"идентификация" (для систем видеонаблюдения) - процесс, при котором осуществляется поиск в регистрационной базе данных и представляется список кандидатов, содержащий от нуля до одного или более идентификатора;
"система контроля доступа" - объединенные в комплексы электронные, механические, электротехнические и аппаратно-программные средства, обеспечивающие возможность доступа физических лиц в определенные зоны или к техническим средствам и ограничивающие доступ физических лиц, не имеющих права доступа;
"специфичность" - эксплуатационная характеристика программных средств или аппаратно-программного средства, соответствующая доле истинно положительных срабатываний программных средств или аппаратно-программного средства в общем числе их срабатываний;
"сценарий "Движение в запрещенном направлении" - сценарий ситуации в регистрируемой сцене, по которому тревожным считается факт движения объекта (человек, транспортное средство или животное) в запрещенном направлении относительно условно заданных границ;
"сценарий "Нетипичные изменения в сцене" - сценарий ситуации в регистрируемой сцене, по которому тревожным считается снижение качества видеосигнала (затемнение, засветка или расфокусировка);
"сценарий "Оставленный (исчезнувший) предмет" - сценарий ситуации в регистрируемой сцене, по которому тревожным считается появление в регистрируемой сцене (ограниченной условными линиями зоне) объекта (за исключением человека и (или) транспортного средства), находящегося более заданного периода времени без владельца и без движения, либо исчезновение предмета, ранее находившегося в регистрируемой сцене (ограниченной условными линиями зоне);
"сценарий "Стерильная зона" - сценарий ситуации в регистрируемой сцене, по которому тревожным считается факт появления объекта (человек, транспортное средство или животное) в поле зрения камеры, пересечения им условно заданной запрещенной линии либо нахождения его в запрещенной зоне;
"чувствительность" - эксплуатационная характеристика программного средства или аппаратно-программного средства, соответствующая доле истинно положительных срабатываний программного средства или аппаратно-программного средства в общем числе событий, которое требовалось обнаружить;
"сценарий "Скопление людей, толпа (образование толпы)" - сценарий в регистрируемой сцене, при котором тревожным считается превышение количества человек в регистрируемой сцене (ограниченной условными линиями зоне) над заданным разрешенным количеством.
3. В настоящем документе содержатся требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, применяемые исходя из основных функций таких технических средств, для выполнения которых они предназначены в заданных условиях.
II. Требования к функциональным свойствам систем
и средств сигнализации
4. Функциональные свойства систем и средств сигнализации в зависимости от их назначения:
а) должны соответствовать требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54126-2010 "Оповещатели охранные. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 822-ст, введен в действие с 1 сентября 2011 г.);
б) должны соответствовать требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52435-2015 "Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2015 г. N 1659-ст, введен в действие с 1 мая 2016 г.);
в) должны соответствовать требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57674-2017 "Интегрированные системы безопасности. Общие положения" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 сентября 2017 г. N 1142-ст, введен в действие с 1 июня 2018 г.);
г) должны соответствовать требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53560-2022 "Системы тревожной сигнализации. Источники электропитания. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2022 г. N 1558-ст, введен в действие с 1 января 2023 г.);
д) должны соответствовать требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52436-2024 "Приборы приемно-контрольные охранные. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 марта 2024 г. N 337-ст, введен в действие с 1 июня 2024 г.);
е) должны обеспечивать возможность создания на охраняемом объекте рубежей охраны, предназначенных для обнаружения попыток или фактов незаконного проникновения на охраняемый объект (в зону ограниченного доступа) либо совершения противоправных действий в отношении его или находящегося на его территории имущества (сигнализации о таких попытках или фактах), совершаемых путем:
разрушающих воздействий на защитные (сигнальные) заграждения (ограждения);
пересечения границы периметра территории охраняемого объекта;
перемещения по территории внутри периметра охраняемого объекта;
разрушающих воздействий на строительные конструкции зданий, строений и сооружений (стены, перекрытия, окна и двери);
проникновения через оконные, дверные и технологические проемы зданий, строений и сооружений;
перемещения во внутреннем пространстве зданий, строений, сооружений и их отдельных помещений;
разрушающих воздействий на средства безопасности хранения имущества (сейфы, шкафы и т.п.).
III. Требования к функциональным свойствам систем и средств
контроля доступа
5. Функциональные свойства систем и средств контроля доступа должны соответствовать:
а) требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51241-2008 "Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 430-ст, введен в действие с 1 сентября 2009 г.);
б) требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54831-2011 "Системы контроля и управления доступом. Устройства преграждающие управляемые. Общие технические требования. Методы испытаний" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 1223-ст, введен в действие с 1 сентября 2012 г.).
IV. Требования к функциональным свойствам систем
и средств досмотра
6. Функциональные свойства средств и систем досмотра должны обеспечивать:
а) не менее 49 случаев правильного обнаружения радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний;
б) не менее 49 случаев правильного идентифицирования радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний;
в) не более 3 случаев ложного обнаружения радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний;
г) не более 3 случаев ложной идентификации радиоактивных веществ, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, элементов взрывных устройств из 50 испытаний;
д) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети "Ethernet" с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;
е) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе языка разметки XML.
V. Требования к функциональным свойствам систем и средств
видеонаблюдения, в том числе систем и средств
интеллектуального видеонаблюдения
7. Функциональные свойства систем и средств видеонаблюдения (за исключением систем и средств интеллектуального видеонаблюдения) должны обеспечивать:
а) видеоверификацию тревог (подтверждение с помощью видеонаблюдения факта несанкционированного проникновения в зону охраны и выявление ложных срабатываний);
б) получение локального отображения видеопотоков от одной или нескольких видеокамер;
в) запись видеоинформации в архив для последующего анализа тревожных ситуаций и идентификации нарушителей;
г) программирование режимов работы;
д) взаимодействие с другими подсистемами интегрированной системы безопасности;
е) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети "Ethernet" с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;
ж) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе языка разметки XML;
з) возможность проведения наблюдения за охраняемыми зонами объекта, а также при получении извещения о тревоге возможность определения характера нарушения (место нарушения, количество нарушителей и направление движения нарушителя (нарушителей);
и) выведение на видеомонитор оператора видеонаблюдения в случае возникновения тревоги (по сигналу тревоги, получаемому от системы охранной сигнализации) в целях предоставления оператору видеонаблюдения дополнительной информации о состоянии охраняемой зоны и включения видеозаписи для последующего анализа ситуации или контроля действий сотрудников службы безопасности или подразделения охраны (для систем видеонаблюдения, предназначенных для работы в автоматизированном режиме (видеоверификация тревог) и используемых в дополнение к системе охранной сигнализации);
к) хранение видеоинформации в архиве средств систем видеонаблюдения не менее одного месяца;
л) в отношении источников видеосигнала, входящих в состав систем видеонаблюдения:
разрешение (число пикселей в каждом кадре) - не менее 2 мегапикселей, количество пикселей по горизонтали - не менее 1920 пикселей, количество пикселей по вертикали - не менее 1080 пикселей;
оптическую разрешающую способность по горизонтали источников видеосигнала, входящих в состав систем видеонаблюдения, - не менее 800 линий на горизонтальный размер кадра;
оптическую разрешающую способность по вертикали источников видеосигнала, входящих в состав систем видеонаблюдения, - не менее 650 линий на вертикальный размер кадра;
частоту кадров источников видеосигнала, входящих в состав систем видеонаблюдения, - не менее 25 кадров в секунду;
цветность видеоизображения источников видеосигнала, входящих в состав систем видеонаблюдения, - цветное видеоизображение;
максимальное отношение "сигнал-шум" источников видеосигнала, входящих в состав систем видеонаблюдения, - не менее 42 децибел;
недопущение использования этими источниками видеосигнала чересстрочной развертки, геометрических и цветовых искажений сцены наблюдения, препятствующих выполнению основных функций по видеонаблюдению.
8. Функциональные свойства систем и средств интеллектуального видеонаблюдения, являющихся системами и средствами идентификации физических лиц (программные средства детекции, аппаратно-программные средства детекции, программные средства идентификации, аппаратно-программные средства идентификации), должны обеспечивать:
а) вероятность ложного пропуска для программных и аппаратно-программных средств детекции - не более 0,1 процента;
б) вероятность ложноотрицательной идентификации для программных средств и аппаратно-программных средств - не более 10 процентов;
в) вероятность ложноположительной идентификации для программных и аппаратно-программных средств - не более одного процента;
г) время с момента появления лица человека на видеоизображении до отображения на рабочем месте пользователя результата идентификации для аппаратно-программных средств идентификации - не более 3 секунд;
д) в отношении средств регистрации видеоизображений, входящих в состав систем и средств идентификации физических лиц:
размер регистрируемого видеоизображения - не менее 2 мегапикселей, количество пикселей по горизонтали - не менее 1920 пикселей, количество пикселей по вертикали - не менее 1080 пикселей;
частоту кадров - не менее 16 кадров в секунду;
разрешающую способность - разрешение на рабочей дистанции съемки объектов размером 2 миллиметра и более (значения для области в центре кадра и на расстоянии до одной третьей ширины, высоты и диагоналей кадра от его центра);
глубину резко отображаемого пространства - не менее одного метра (для области в центре кадра и на расстоянии до одной третьей ширины, высоты и диагоналей кадра от центра включительно);
расстояние между центрами глаз на изображении лица человека, зарегистрированном на рабочей дистанции съемки, - не менее (60 +/- 2) пикселей (для области в центре кадра и на расстоянии до одной третьей ширины, высоты и диагоналей кадра от центра включительно);
максимальное отношение "сигнал-шум" (с выключенной функцией автоматического усиления сигнала) - не менее 45 децибел;
относительную дисторсию - не более 5 процентов (по краям кадра - на расстоянии одной третьей ширины, высоты и диагоналей кадра от его центра);
е) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети "Ethernet" с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;
ж) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе языка разметки XML.
9. Функциональные свойства систем и средств идентификации физических лиц, указанные в пункте 8 настоящего документа, должны обеспечиваться при следующих условиях:
а) освещенность в плоскости лица человека - от (100 +/-10) до (1000 +/- 50) люкс;
б) неравномерность освещенности лица человека - не более (50 +/- 5) процентов;
в) характеристики видеоизображения:
разрешение видеоизображения, обеспечивающее регистрацию изображений лиц людей с расстоянием между центрами глаз (40 +/- 2) пикселей (для алгоритмов и аппаратно-программных средств детекции) и (60 +/- 2) пикселей (для алгоритмов и аппаратно-программных средств идентификации) на рабочей дистанции съемки видеокамеры не менее 1,5 метра;
динамический диапазон интенсивности изображения в области лица человека - не менее 8 бит;
цветность видеоизображения - черно-белое видеоизображение;
частота - не менее 16 кадров в секунду;
г) плотность потока людей - один человек на квадратный метр;
д) скорость движения - не более 5 километров в час;
е) ракурс лица человека относительно фронтального ракурса, определяемый в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5-2013 "Информационные технологии. Биометрия. Форматы обмена биометрическими данными. Часть 5. Данные изображения лица" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2013 г. N 987-ст, введен в действие с 1 января 2015 г.) угловыми координатами поворота, наклона и отклонения лица человека:
для программных и аппаратно-программных средств детекции - в диапазоне от 0 до 30 градусов;
для программных и аппаратно-программных средств идентификации - поворот (вправо или влево) - в диапазоне от 0 до 30 градусов, наклон (вперед или назад) и отклонение (вправо или влево) - в диапазоне от 0 до 15 градусов;
ж) структура фона (подвижный, случайно неоднородный фон съемки с перепадами контраста) - от (0,2 +/- 0,05) до (0,8 +/- 0,05);
з) объем базы данных эталонных изображений лиц людей - не менее 1000 лиц людей условно-фронтального типа (в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5-2013 "Информационные технологии. Биометрия. Форматы обмена биометрическими данными. Часть 5. Данные изображения лица" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2013 г. N 987-ст, введен в действие с 1 января 2015 г.).
10. Функциональные свойства систем и средств интеллектуального видеонаблюдения, являющихся системами и средствами идентификации физических лиц (биометрические терминалы и биометрические турникеты), должны обеспечивать:
а) вероятность детекции изображения лица человека - не менее 99,9 процента;
б) вероятность ложного совпадения (при сравнении "один к одному") - не более 0,0001 процента;
в) вероятность ложного несовпадения (при сравнении "один к одному") - не более 0,01 процента;
г) вероятность ложноотрицательной идентификации для программных и аппаратно-программных средств (при сравнении "один ко многим") - не более 1 процента;
д) вероятность ложноположительной идентификации для программных и аппаратно-программных средств (при сравнении "один ко многим") - не более 0,01 процента;
е) правильную классификацию не менее 297 из 300 предъявлений при атаке на биометрическое предъявление (при использовании плоских и объемных инструментов атаки на биометрическое предъявление для каждого вида инструментов атаки на биометрическое предъявление);
ж) правильную классификацию не менее 297 из 300 предъявлений подлинного (живого) лица человека;
з) правильное обнаружение не менее 297 из 300 предъявлений, при которых в кадре присутствует более одного лица человека;
и) время с момента появления лица человека на видеоизображении до отображения результата биометрической идентификации - не более 3 секунд;
к) регистрацию изображений лиц людей с качеством, при котором на рабочей дистанции съемки обеспечивается разрешение объектов размером 2 миллиметра и более (значения для области в центре кадра и на расстоянии до одной третьей ширины, высоты и диагоналей кадра от центра включительно);
л) разрешение видеоизображения, соответствующее расстоянию между центрами глаз на регистрируемых изображениях лиц людей не менее 60 +/- 2 пикселей на рабочей дистанции съемки;
м) динамический диапазон интенсивности изображения в области лица человека - не менее 128 уровней в градациях серого цвета;
н) автоматическое обнаружение попыток несанкционированного прохода, обладающее следующими характеристиками:
чувствительность - не менее 95 процентов;
специфичность - не менее 95 процентов;
о) отказ в допуске при следующих ситуациях:
в кадре присутствует более одного лица человека;
ракурс лица человека относительно фронтального ракурса, определяемый в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5-2013 "Информационные технологии. Биометрия. Форматы обмена биометрическими данными. Часть 5. Данные изображения лица" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2013 г. N 987-ст, введен в действие с 1 января 2015 г.) угловыми координатами поворота, наклона и отклонения лица человека (поворот (вправо или влево), наклон (вперед или назад) и отклонение (вправо или влево) - более 15 градусов;
на лице человека присутствуют объекты (темные очки, медицинская маска, головной убор, шарф, никаб и др.), частично или полностью его перекрывающие;
обнаружена атака на биометрическое предъявление;
отрицательный результат биометрической идентификации при сравнении "один ко многим" (предъявляемое лицо человека не найдено в регистрационной базе данных);
отрицательный результат при сравнении "один к одному";
обнаружена попытка несанкционированного прохода через турникет (несанкционированный проход - проход или попытка прохода человеком или несколькими людьми через закрытый турникет).
11. Функциональные свойства систем и средств идентификации физических лиц, указанные в пункте 10 настоящего документа, должны обеспечиваться при следующих условиях:
а) контраст объектов относительно фона от 0,2 до 1;
б) структура фона - подвижный, случайно неоднородный.
12. Функциональные свойства систем и средств интеллектуального видеонаблюдения, являющихся системами и средствами обнаружения тревожных ситуаций (программные средства обнаружения тревожных ситуаций, аппаратно-программные средства обнаружения тревожных ситуаций), должны обеспечивать:
а) для программных и аппаратно-программных средств, работающих по сценарию "Стерильная зона":
чувствительность - не менее 99 процентов;
специфичность - не менее 99 процентов;
время реакции на появление объекта (человек, транспортное средство или животное) в запрещенной зоне настраивается в диапазоне от 1 до 300 секунд с шагом 1 секунда;
б) для программных и аппаратно-программных средств, работающих по сценарию "Оставленный (исчезнувший) предмет":
чувствительность - не менее 95 процентов;
специфичность - не менее 95 процентов;
время реакции на оставление (исчезновение) предмета настраивается в диапазоне от 1 до 300 секунд с шагом 1 секунда;
в) для программных и аппаратно-программных средств, работающих по сценарию "Движение в запрещенном направлении" (характеристики должны обеспечиваться при потолочном способе размещения видеокамеры):
чувствительность - не менее 95 процентов;
специфичность - не менее 99 процентов;
время реакции на факт движения объекта (человек или транспортное средство) в запрещенном направлении настраивается в диапазоне от 1 до 300 секунд с шагом 1 секунда;
г) для программных и аппаратно-программных средств, работающих по сценарию "Нетипичные изменения в сцене":
чувствительность - не менее 90 процентов;
специфичность - не менее 95 процентов;
время реакции на нетипичные изменения в сцене (затемнение изображения, расфокусировка и (или) засветка) настраивается в диапазоне от 1 до 300 секунд с шагом 1 секунда;
д) для программных и аппаратно-программных средств, работающих по сценарию "скопление людей, толпа (образование толпы)":
чувствительность - не менее 95 процентов;
специфичность - не менее 95 процентов;
е) для программных и аппаратно-программных средств, обеспечивающих обнаружение фигуры человека:
чувствительность - не менее 98 процентов;
специфичность - не менее 95 процентов;
ж) для программных и аппаратно-программных средств,
обеспечивающих обнаружение транспортного средства:
чувствительность - не менее 98 процентов;
специфичность - не менее 95 процентов;
з) для программных и аппаратно-программных средств, обеспечивающих классификацию типа транспортного средства (для наземных - легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, мотоцикл, для водных - сверхмалое судно, малое судно, среднее судно, большое судно), вероятность правильной классификации - не менее 85 процентов;
и) в отношении средств регистрации видеоизображений, входящих в состав систем и средств обнаружения тревожных ситуаций:
размер регистрируемого видеоизображения - не менее 2 мегапикселей;
частоту кадров - не менее 25 кадров в секунду;
цветность регистрируемого видеоизображения - цветное видеоизображение;
максимальное отношение "сигнал-шум" (с выключенной функцией автоматического усиления сигнала) - не менее 42 децибел;
относительную дисторсию - не более 10 процентов (по краям кадра - на расстоянии одной третьей ширины, высоты и диагоналей кадра от его центра);
к) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети "Ethernet" с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;
л) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе языка разметки XML.
13. Функциональные свойства систем и средств обнаружения тревожных ситуаций, указанные в пункте 12 настоящего документа, должны обеспечиваться при следующих условиях:
а) контраст объектов относительно фона от 0,2 до 1;
б) структура фона - подвижный, случайно неоднородный;
в) размер фигуры человека на изображении от 40 пикселей в высоту (включительно);
г) размер матрицы видеокамеры - не менее 2 мегапикселей, размер транспортного средства на изображении (для наземных - от 40 пикселей в высоту (включительно), для водных - от 30 пикселей в высоту (включительно);
д) плотность потока людей - не более одного человека на квадратный метр;
е) допускается перекрытие фигуры человека или транспортного средства до 30 процентов площади изображения фигуры человека или транспортного средства соответственно;
ж) размер изображения объекта - от 20 пикселей в длину и ширину (для программных и аппаратно-программных средств, работающих по сценарию "Оставленный (исчезнувший) предмет");
з) допускается временное (до 10 секунд) многократное перекрытие оставленного предмета движущимися людьми или ручной кладью (для программных и аппаратно-программных средств, работающих по сценарию "Оставленный (исчезнувший) предмет");
и) ракурс регистрации относительно горизонтальной плоскости:
от 15 градусов (для наклонного способа размещения видеокамеры);
от 90 +/-10 градусов (для потолочного способа размещения видеокамеры);
к) функциональные свойства, указанные в подпункте "и" пункта 12 настоящего документа, - при следующих условиях:
ракурс лица человека относительно фронтального ракурса, определяемый в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5-2013 "Информационные технологии. Биометрия. Форматы обмена биометрическими данными. Часть 5. Данные изображения лица" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2013 г. N 987-ст, введен в действие с 1 января 2015 г.) угловыми координатами поворота, наклона и отклонения лица (поворот (вправо или влево), наклон (вперед или назад) и отклонение (вправо или влево) - в диапазоне от 0 до 15 градусов;
освещенность в плоскости лица человека - от 100 до 1000 люкс;
неравномерность освещенности лица человека - не более 50 +/- 5 процентов;
разрешение видеоизображения, соответствующее расстоянию между центрами глаз на регистрируемых изображениях лиц людей не менее 60 +/- 2 пикселей;
динамический диапазон интенсивности изображения в области лица человека - не менее 8 бит.
VI. Требования к функциональным свойствам систем
и средств видеозаписи
14. Функциональные свойства систем и средств видеозаписи должны обеспечивать:
а) цикличность видеозаписи - не менее 24 часов при использовании максимального для изделия количества видеокамер и таких характеристик видеопотока, как размер кадра - не менее 2 мегапикселей, количество пикселей по горизонтали - не менее 1920 пикселей, количество пикселей по вертикали - не менее 1080 пикселей;
б) степень сжатия - не более 30 процентов (по стандарту Н 264 или MJPEG);
в) оптическую разрешающую способность по горизонтали - не менее 800 линий на горизонтальный размер кадра;
г) оптическую разрешающую способность по вертикали - не менее 650 линий на вертикальный размер кадра;
д) частоту кадров - не менее 25 кадров в секунду;
е) недопустимость чересстрочной развертки;
ж) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети "Ethernet" с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;
з) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе языка разметки XML;
и) настройку скорости видеозаписи при отсутствии движения в кадре в диапазоне от 3 до 30 кадров в секунду с шагом один кадр и при автоматическом обнаружении движения - не менее 25 кадров в секунду.
VII. Требования к функциональным свойствам систем
и средств аудиозаписи
15. Функциональные свойства систем и средств аудиозаписи должны обеспечивать:
а) стандарт цифровой записи - импульсно-кодовая модуляция (РСМ), 16 бит, моно-, стерео-;
б) сжатие данных - без сжатия;
в) частоту дискретизации (16000/44100/48000 Гц);
г) неравномерность амплитудно-частотной характеристики - не более 2 децибел;
д) соотношение "сигнал-шум" на микрофонном входе - не менее 75 децибел;
е) коэффициент нелинейных искажений - не более 1 процента;
ж) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети "Ethernet" с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;
з) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе языка разметки XML.
VIII. Требования к функциональным свойствам систем и средств
связи, приема и передачи информации
16. Функциональные свойства систем и средств связи, приема и передачи информации (за исключением абонентских средств радиосвязи, приема и передачи информации, проводных и оптических систем передачи абонентского доступа) должны обеспечивать:
а) связь, прием и передачу информации в дуплексном режиме (допускается использование полудуплексного режима для передачи документальной информации);
б) связь, прием и передачу информации в цифровом (дискретном) канале связи;
в) возможность работы от автономного или резервного (аварийного) источника электропитания;
г) возможность непрерывной круглосуточной работы;
д) возможность использования протоколов гарантированной доставки информации для передачи документальной информации.
17. Функциональные свойства систем и средств связи, приема и передачи информации, являющихся абонентскими средствами радиосвязи, приема и передачи информации, должны обеспечивать:
а) осуществление абонентскими радиостанциями соединения с базовыми и абонентскими станциями в дуплексном режиме по цифровым каналам связи в частотных диапазонах, установленных решением Государственной комиссии по радиочастотам;
б) наличие международного идентификационного номера для каждой абонентской радиостанции сети подвижной радиотелефонной связи;
в) наличие функции контроля (самоконтроля), позволяющей осуществлять проверку функционирования канала связи и работоспособности средства связи, приема и передачи информации;
г) передачу информации в сети связи в канальном или пакетном режиме;
д) соблюдение требований к параметрам радиоинтерфейса, которые устанавливаются для каждого вида сети связи конкретного стандарта.
18. Функциональные свойства систем и средств связи, приема и передачи информации, являющихся проводными и оптическими системами передачи абонентского доступа, должны обеспечивать:
а) использование в оборудовании одного из следующих интерфейсов или их комбинации (2 и более):
двухпроводной аналоговый интерфейс к телефонной сети связи общего пользования (FXO);
двухпроводной аналоговый интерфейс к оконечному оборудованию телефонной сети связи общего пользования (FXS);
четырехпроводной интерфейс к каналам тональной частоты; четырехпроводной цифровой интерфейс к телефонной сети связи общего пользования (S/T-интерфейс);
двухпроводной цифровой интерфейс к телефонной сети связи общего пользования (U-интерфейс);
интерфейс для организации передачи сигналов по физическим линиям в тональном и надтональном диапазонах частот;
интерфейс передачи данных (интерфейсы группы V); интерфейс цифровых абонентских линий (xDSL); интерфейс к сети передачи данных с использованием контроля несущей и обнаружением коллизий (Ethernet);
интерфейс к оборудованию плезиохронной цифровой иерархии (PDH), включая оптические интерфейсы PDFI;
интерфейс к оборудованию синхронной цифровой иерархии (SDH); интерфейс к оборудованию оптических систем со спектральным разделением (WDM);
интерфейс к оборудованию, использующему режим асинхронного переноса (АТМ);
интерфейс к оборудованию, использующему режим ретрансляции кадров (FR);
интерфейс к сетям передачи данных, поддерживающим работу по протоколу IP;
интерфейс к сетям передачи данных, поддерживающим мультипротокольное коммутирование по меткам (MPLS);
интерфейс к оборудованию передачи сигналов видеосервиса; интерфейс внешней синхронизации;
интерфейс к пассивным волоконно-оптическим сетям G-PON;
б) организацию каналов и (или) трактов (одного типа или нескольких) между оконечным оборудованием и транспортными системами: двухпроводного телефонного канала тональной частоты; четырехпроводного канала тональной частоты; четырехпроводного канала ISDN 192 кбит/с; канала базового доступа ISDN 160 кбит/с (BRI); канала первичного доступа ISDN 2048 кбит/с (PRI); цифрового тракта вычислительной сети с использованием контроля несущей и обнаружением коллизий;
комбинированного канала (тракта), оканчивающегося интерфейсами разных типов.
IX. Требования к функциональным свойствам систем
и средств оповещения
19. Функциональные свойства систем и средств оповещения должны соответствовать требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 февраля 2021 г. N 46-ст, введен в действие с 1 июня 2021 г.).
X. Требования к функциональным свойствам систем и средств
сбора и обработки информации
20. Функциональные свойства систем и средств сбора и обработки информации должны обеспечивать:
а) выполнение запросов на сбор, обработку и получение информации в соответствии с полномочиями, задаваемыми в процессе администрирования прав пользователей, инициировавших запросы;
б) срок хранения собранной информации - не менее 30 суток;
в) скорость получения информации - не более 15 секунд в расчете на 1 сутки запрашиваемого диапазона времени;
г) скорость получения информации - не более 60 секунд в расчете на 30 суток запрашиваемого диапазона времени;
д) количество одновременно обрабатываемых запросов на получение информации - не менее 30 запросов;
е) взаимодействие с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля при получении и передаче информации в указанную систему по локальной сети "Ethernet" с использованием стека протоколов семейства TCP/IP;
ж) обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе языка разметки XML.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 декабря 2025 г. N 2107
ПРАВИЛА
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности на соответствие установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2025 г. N 2107 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее соответственно - требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, обязательная сертификация).
2. Обязательную сертификацию осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности:
а) Федеральная служба безопасности Российской Федерации - в отношении технических средств обеспечения транспортной безопасности, являющихся системами и средствами досмотра, интеллектуального видеонаблюдения;
б) Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации - в отношении технических средств обеспечения транспортной безопасности, являющихся системами и средствами сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи;
в) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в отношении технических средств обеспечения транспортной безопасности, являющихся системами и средствами оповещения;
г) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - в отношении технических средств обеспечения транспортной безопасности, являющихся системами и средствами связи, приема и передачи информации;
д) Министерство транспорта Российской Федерации - в отношении технических средств обеспечения транспортной безопасности, являющихся системами и средствами сбора и обработки информации.
3. Участниками обязательной сертификации являются:
а) федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - федеральные органы по сертификации);
б) организации, подведомственные федеральным органам по сертификации, уполномоченные федеральными органами по сертификации на выполнение процедур, связанных с проведением обязательной сертификации (далее - органы по сертификации);
в) юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для проведения испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее - испытательные лаборатории);
г) юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Российской Федерации, обратившиеся с заявкой на проведение обязательной сертификации (далее - заявители).
4. Федеральный орган по сертификации в пределах установленной сферы деятельности:
а) утверждает методики проведения испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности в рамках проведения обязательной сертификации (далее - сертификационные испытания);
б) утверждает форму сертификата соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам (далее - сертификат соответствия);
в) обеспечивает представление участникам обязательной сертификации информации о порядке проведения обязательной сертификации путем размещения этой информации на сайте федерального органа по сертификации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
г) организует работу по рассмотрению жалоб по вопросам обязательной сертификации и обеспечивает контроль проведения указанной работы.
5. Орган по сертификации:
а) осуществляет прием и рассмотрение заявок на проведение обязательной сертификации и извещает заявителя о принятом решении по заявке на проведение обязательной сертификации;
б) заключает договор с заявителем о проведении работ по обязательной сертификации;
в) осуществляет отбор образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58972-2020 "Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 августа 2020 г. N 562-ст, введен в действие с 1 января 2021 г.) для целей обязательной сертификации;
г) проводит предварительную проверку производства на предмет оценки возможности заявителя выпускать в течение срока действия сертификата соответствия технические средства обеспечения транспортной безопасности (при серийном выпуске сертифицируемых технических средств обеспечения транспортной безопасности) (далее - предварительная проверка производства);
д) привлекает на договорной основе (на основе соглашения о взаимодействии) для проведения сертификационных испытаний испытательные лаборатории;
е) проводит анализ материалов сертификационных испытаний и оформляет экспертное заключение по его результатам;
ж) оформляет и выдает сертификаты соответствия, подтверждает действие, приостанавливает действие выданных им сертификатов соответствия или аннулирует их, выдает дубликаты сертификатов соответствия, заменяет ранее выданные сертификаты соответствия;
з) ведет реестр выданных сертификатов соответствия и представляет сведения из этого реестра;
и) осуществляет инспекционный контроль сертифицированных технических средств обеспечения транспортной безопасности путем периодических испытаний образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности, если это предусмотрено схемами сертификации, указанными в пункте 8 настоящих Правил;
к) хранит документацию, подтверждающую обязательную сертификацию;
л) участвует в работах по разработке и совершенствованию нормативных и методических документов по обязательной сертификации;
м) рассматривает жалобы по вопросам обязательной сертификации.
6. Испытательная лаборатория:
а) заключает с органом по сертификации договор (соглашение) о проведении сертификационных испытаний (далее - договор о сертификационных испытаниях);
б) проводит сертификационные испытания, оформляет и направляет в орган по сертификации протоколы сертификационных испытаний;
в) обеспечивает полноту сертификационных испытаний, достоверность, объективность и требуемую точность измерений, своевременную поверку средств измерений и аттестацию испытательного оборудования, сохранность образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности;
г) участвует в работах по разработке и совершенствованию нормативных и методических документов по обязательной сертификации.
7. Заявитель:
а) направляет в орган по сертификации заявку на проведение обязательной сертификации;
б) заключает с органом по сертификации договор о проведении работ по обязательной сертификации (далее - договор об обязательной сертификации);
в) осуществляет выбор схемы сертификации из числа схем сертификации, указанных в пункте 8 настоящих Правил;
г) предоставляет органу по сертификации возможность отбора образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности для проведения обязательной сертификации;
д) извещает орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированных технических средств обеспечения транспортной безопасности для технических средств обеспечения транспортной безопасности, сертифицируемых по схеме сертификации, указанной в подпункте "в" пункта 8 настоящих Правил, в течение 22 рабочих дней со дня внесения указанных изменений;
е) приостанавливает или прекращает реализацию технических средств обеспечения транспортной безопасности, если срок действия сертификата соответствия истек, действие сертификата соответствия приостановлено либо сертификат соответствия аннулирован.
8. При обязательной сертификации применяются следующие схемы сертификации:
а) схема N 1 - применяется при сертификации единичных образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности по заявке заявителя на проведение обязательной сертификации и предусматривает сертификационные испытания единичных образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности, взятых у заявителя (при указанной схеме сертификации сертификат соответствия выдается только на сертифицируемый указанный единичный образец);
б) схема N 2 - применяется при сертификации партии технических средств обеспечения транспортной безопасности по заявке заявителя на проведение обязательной сертификации и предусматривает сертификационные испытания образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности, взятых у заявителя из этой партии (при указанной схеме сертификации сертификат соответствия выдается только на сертифицируемую партию);
в) схема N 3 - применяется при сертификации серийно выпускаемых технических средств обеспечения транспортной безопасности по заявке заявителя на проведение обязательной сертификации и предусматривает сертификационные испытания образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности, взятых у заявителя, и предварительную проверку производства (при указанной схеме сертификации сертифицированные технические средства обеспечения транспортной безопасности подвергаются периодическому инспекционному контролю, периодичность, сроки и объем которого определяются программой, согласованной органом по сертификации с держателем сертификата соответствия);
г) схема N 4 - применяется при сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах одной модели и одного производителя, по заявке заявителя на проведение обязательной сертификации и предусматривает сертификационные испытания образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах (при указанной схеме сертификации сертификат соответствия выдается на сертифицируемый образец или сертифицируемую партию технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленных на конкретном объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве).
9. Сертификат соответствия в отношении каждой единицы технического средства обеспечения транспортной безопасности действует в течение всего срока его службы, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Проведение обязательной сертификации осуществляется на договорной основе.
11. Срок выдачи органом по сертификации заявителю сертификата соответствия не должен превышать 90 рабочих дней со дня заключения договора об обязательной сертификации, если иной срок не установлен договором об обязательной сертификации.
12. Заявитель для получения сертификата соответствия направляет в орган по сертификации, сфера деятельности которого распространяется на технические средства обеспечения транспортной безопасности, которые заявитель заявляет к обязательной сертификации, заявку на проведение обязательной сертификации, к которой прилагаются:
а) технические условия (при схеме сертификации, указанной в подпункте "в" пункта 8 настоящих Правил);
б) паспорт (формуляр) на технические средства обеспечения транспортной безопасности;
в) комплект эксплуатационной документации на технические средства обеспечения транспортной безопасности (техническое описание, инструкция по эксплуатации);
г) документ, подтверждающий соответствие технического средства, заявляемого на сертификацию, требованиям безопасности и электромагнитной совместимости (за исключением программных средств);
д) документ изготовителя, подтверждающий факт производства изготовителем заявляемого на сертификацию технического средства обеспечения транспортной безопасности (в случае если заявитель не является изготовителем).
13. Заявителем в дополнение к документам, указанным в пункте 12 настоящих Правил, могут быть представлены следующие документы (при их наличии):
а) акты и протоколы эксплуатационных испытаний технических средств, заявляемых на сертификацию;
б) комплект документации на программное обеспечение технических средств, заявляемых на сертификацию;
в) документ, удостоверяющий соответствие системы менеджмента качества производства продукции, выдаваемый в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2015. "Системы менеджмента качества. Требования" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. N 1391-ст, введен в действие с 1 ноября 2015 г.).
14. Документы, указанные в пунктах 12 и 13 настоящих Правил, представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью заявителя или уполномоченного им лица. К копиям указанных документов, составленных на иностранном языке, должен быть приложен перевод на русский язык этих документов.
15. Заявка на проведение обязательной сертификации оформляется в единственном экземпляре - подлиннике и подписывается заявителем или уполномоченным им лицом.
Заявка на проведение обязательной сертификации может быть направлена по почте или доставлена в орган по сертификации заявителем.
16. Срок хранения органом по сертификации документов, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил, составляет не менее 3 лет со дня окончания срока действия сертификата соответствия.
17. Максимальный срок рассмотрения заявки на проведение обязательной сертификации составляет 7 рабочих дней со дня ее регистрации органом по сертификации.
18. При соблюдении положений пунктов 12-15 настоящих Правил орган по сертификации в пределах срока, указанного в пункте 17 настоящих Правил, принимает решение о проведении обязательной сертификации, копию которого направляет заявителю. Срок действия этого решения составляет 65 рабочих дней.
При несоблюдении положений пунктов 12 - 15 настоящих Правил орган по сертификации в пределах срока, указанного в пункте 17 настоящих Правил, направляет заявителю уведомление в письменной форме об обнаруженных несоответствиях в ходе рассмотрения заявки на проведение обязательной сертификации (с указанием перечня таких несоответствий). В случае если заявителем указанные несоответствия не устранены в течение 22 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, заявителю направляется уведомление в письменной форме об отказе в проведении обязательной сертификации (с указанием причины отказа). В этом случае представленные в соответствии с пунктами 12-14 настоящих Правил документы возвращаются заявителю.
19. При наличии у заявителя документа, удостоверяющего соответствие системы менеджмента качества производства продукции, выдаваемого в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2015 "Системы менеджмента качества. Требования" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. N 1391-ст, введен в действие с 1 ноября 2015 г.), предварительная проверка производства по решению органа по сертификации не проводится.
20. Орган по сертификации разрабатывает программу предварительной проверки производства, содержащую перечень предварительных проверок и методику анализа их результатов, и в течение 22 рабочих дней со дня заключения договора об обязательной сертификации уведомляет заявителя о сроках проведения обязательной сертификации.
21. В процессе предварительной проверки производства устанавливается:
а) наличие элементов инфраструктуры, необходимых для изготовления сертифицируемых технических средств обеспечения транспортной безопасности;
б) наличие конструкторской документации на сертифицируемые технические средства обеспечения транспортной безопасности;
в) наличие нормативной документации, регламентирующей производство сертифицируемых технических средств обеспечения транспортной безопасности (стандарты организации, инструкции и т.п.);
г) наличие полноты технологической документации (наличие описания выполняемых операций с указанием средств технологического оснащения);
д) соответствие наименований средств технического оснащения производства требованиям технологической документации;
е) использование поверенных средств измерений с непросроченным сроком поверки (для средств измерений, подлежащих поверке), аттестованного испытательного оборудования с непросроченными сроками аттестации;
ж) наличие документации, необходимой для осуществления процедур входного контроля, а также контроля и приемки продукции;
з) наличие регистрационно-учетной документации (журналы и папки с протоколами, актами, удостоверениями и другими документами, заполняемыми в процессе производства и контроля и подтверждающими выполнение требований, предъявляемых к сертифицируемым техническим средствам обеспечения транспортной безопасности).
22. Максимальный срок проведения предварительной проверки производства составляет 20 рабочих дней со дня заключения договора об обязательной сертификации, если иной срок не установлен договором об обязательной сертификации.
23. По результатам предварительной проверки производства органом по сертификации составляется акт о результатах предварительной проверки производства, копия которого в течение 5 рабочих дней со дня окончания предварительной проверки производства направляется заявителю.
При наличии замечаний, указанных в акте предварительной проверки производства, заявитель в течение 22 рабочих дней со дня получения акта о результатах предварительной проверки производства представляет в орган по сертификации подтверждение устранения замечаний, отмеченных в этом акте.
Срок проведения работ по обязательной сертификации продлевается на срок устранения замечаний.
В случае непредставления заявителем в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, подтверждения устранения выявленных замечаний орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата соответствия и в течение 3 рабочих дней со дня окончания этого срока уведомляет об этом заявителя.
24. По согласованию с органом по сертификации допускается проведение сертификационных испытаний на испытательной площадке заявителя, объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах.
25. Орган по сертификации осуществляет отбор образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности и представляет их для проведения сертификационных испытаний в испытательные лаборатории.
Орган по сертификации осуществляет отбор образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности и предварительную проверку производства для проведения сертификационных испытаний в испытательных лабораториях, если это предусмотрено договором о сертификационных испытаниях.
Срок отбора образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности составляет не более 10 рабочих дней со дня заключения договора об обязательной сертификации, если иной срок не установлен договором об обязательной сертификации.
26. При проведении сертификационных испытаний оценивается соответствие технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Срок проведения сертификационных испытаний определяется договором о сертификационных испытаниях и не должен превышать 30 рабочих дней со дня поступления образцов в испытательную лабораторию.
27. По результатам проведения сертификационных испытаний составляется протокол, который подписывается специалистами, проводившими сертификационные испытания, и утверждается руководителем испытательной лаборатории.
28. Протокол сертификационных испытаний составляется в 3 экземплярах. Максимальный срок оформления указанного протокола составляет 5 рабочих дней со дня окончания проведения сертификационных испытаний.
29. Первый и второй экземпляры протокола сертификационных испытаний направляются в течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола сертификационных испытаний в орган по сертификации, третий экземпляр протокола сертификационных испытаний хранится в испытательной лаборатории.
30. На основании анализа полученных результатов предварительной проверки производства (при наличии) и сертификационных испытаний орган по сертификации в течение 10 рабочих дней со дня окончания сертификационных испытаний готовит положительное или отрицательное экспертное заключение.
31. Основанием для выдачи сертификата соответствия является положительное экспертное заключение.
Основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия является отрицательное экспертное заключение.
32. На основании положительного экспертного заключения орган по сертификации принимает решение об оформлении сертификата соответствия. В течение 3 рабочих дней со дня подписания экспертного заключения орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, который подписывается руководителем органа по сертификации или уполномоченным им должностным лицом.
33. На основании отрицательного экспертного заключения орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата соответствия. В течение 3 рабочих дней со дня подписания отрицательного экспертного заключения орган по сертификации уведомляет заявителя об отказе в выдаче сертификата соответствия.
Уведомление об отказе в выдаче сертификата соответствия оформляется на бланке органа по сертификации и подписывается его руководителем или уполномоченным им должностным лицом.
34. В случае отрицательного экспертного заключения при применении схемы сертификации, указанной в подпункте "г" пункта 8 настоящих Правил, заявитель после устранения несоответствий, выявленных при проведении сертификационных испытаний, в срок, не превышающий 3 месяцев со дня получения уведомления органа по сертификации, предусмотренного пунктом 33 настоящих Правил, направляет заявку на проведение обязательной сертификации повторно.
35. В сертификате соответствия указываются:
а) наименование заявителя - держателя сертификата соответствия и его адрес;
б) наименование технического средства обеспечения транспортной безопасности;
в) наименование производителя технического средства обеспечения транспортной безопасности;
г) наименование органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
д) дата выдачи сертификата соответствия;
е) срок действия сертификата соответствия (для схемы сертификации, указанной в подпункте "в" пункта 8 настоящих Правил);
ж) заводской номер (за исключением схемы сертификации, указанной в подпункте "в" пункта 8 настоящих Правил);
з) должность, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя органа по сертификации или уполномоченного им должностного лица, подписавшего сертификат соответствия.
36. Сертификат соответствия регистрируется в реестре выданных сертификатов соответствия и заверяется печатью органа по сертификации.
Сертификат соответствия вступает в силу с даты его выдачи.
Ранее выданный сертификат соответствия (при его наличии) прекращает действие с даты выдачи нового сертификата соответствия.
37. Ведение реестра выданных сертификатов соответствия осуществляет орган по сертификации в специальном журнале учета и выдачи сертификатов соответствия, в котором указываются:
а) наименование заявителя - держателя сертификата соответствия;
б) наименование технического средства обеспечения транспортной безопасности;
в) наименование производителя технического средства обеспечения транспортной безопасности;
г) дата выдачи сертификата соответствия;
д) номер сертификата соответствия;
е) срок действия сертификата соответствия (для схемы сертификации, указанной в подпункте "в" пункта 8 настоящих Правил);
ж) заводской номер (для единичного образца технического средства обеспечения транспортной безопасности).
38. Направление по почте или выдача сертификата соответствия заявителю лично производится в течение 3 рабочих дней со дня регистрации сертификата соответствия в реестре выданных сертификатов соответствия.
39. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации оформляет заключение о соответствии (заключение о несоответствии) технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и в течение 3 рабочих дней со дня оформления указанного заключения принимает решение о подтверждении действия (решение о приостановлении действия по основаниям, предусмотренным пунктом 40 настоящих Правил, или об аннулировании по основаниям, предусмотренным пунктом 46 настоящих Правил) сертификата соответствия и уведомляет об этом заявителя.
40. Приостановление действия сертификата соответствия осуществляется по следующим основаниям:
а) заявитель - держатель сертификата соответствия отказался от проведения инспекционного контроля или не позволяет проводить его с требуемой периодичностью;
б) заявитель - держатель сертификата соответствия не выполнил запланированные корректирующие или предупреждающие действия по устранению несоответствий по результатам предыдущего инспекционного контроля;
в) при инспекционном контроле установлено, что заявителем - держателем сертификата соответствия не выполняются требования, предъявляемые при обязательной сертификации.
41. Заявитель - держатель сертификата соответствия вправе направить в орган по сертификации запрос о приостановлении действия этого сертификата соответствия.
42. При принятии решения о приостановлении действия сертификата соответствия орган по сертификации готовит уведомление о приостановлении действия сертификата соответствия. Указанное уведомление оформляется на бланке органа по сертификации с приложением заключения, указанного в пункте 39 настоящих Правил, подписывается его руководителем или уполномоченным им должностным лицом и в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия сертификата соответствия направляется заявителю - держателю сертификата соответствия.
43. Срок, на который приостанавливается действие сертификата соответствия, не должен превышать 64 рабочих дня со дня подписания уведомления о приостановлении действия сертификата соответствия.
44. Заявитель - держатель сертификата соответствия, получивший уведомление органа по сертификации о приостановлении действия сертификата соответствия, обязан устранить выявленные несоответствия в срок, указанный в этом уведомлении, и сообщить об устранении несоответствий в орган по сертификации.
45. Основанием для возобновления действия сертификата соответствия после приостановления его действия является получение органом по сертификации заявки заявителя - держателя сертификата соответствия на возобновление действия сертификата соответствия после приостановления его действия с приложением документов, подтверждающих устранение обстоятельств, явившихся основанием для приостановления действия сертификата соответствия.
Орган по сертификации в течение 10 рабочих дней со дня представления заявки заявителя - держателя сертификата соответствия на возобновление действия сертификата соответствия после приостановления его действия с приложением документов, подтверждающих устранение обстоятельств, явившихся основанием для приостановления действия сертификата соответствия, принимает решение о возобновлении действия сертификата соответствия.
46. Аннулирование сертификата соответствия осуществляется по следующим основаниям:
а) неустранение заявителем - держателем сертификата соответствия причин, послуживших основанием для приостановления действия сертификата соответствия в соответствии с пунктом 40 настоящих Правил, в течение срока, на который приостанавливалось действие сертификата соответствия;
б) выявление по результатам инспекционного контроля следующих несоответствий:
изменение конструкции (состава) и комплектности технического средства обеспечения транспортной безопасности;
изменение организации и (или) технологии производства технических средств обеспечения транспортной безопасности;
изменение (невыполнение) требований технологии производства технических средств обеспечения транспортной безопасности, методов контроля процесса производства технических средств обеспечения транспортной безопасности и испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности;
в) наличие заявки заявителя - держателя сертификата соответствия на аннулирование действия сертификата соответствия.
47. При принятии решения об аннулировании сертификата соответствия орган по сертификации готовит уведомление об аннулировании сертификата соответствия, которое оформляется на бланке органа по сертификации и подписывается его руководителем или уполномоченным им должностным лицом. Указанное уведомление с приложением заключения, указанного в пункте 39 настоящих Правил, по результатам инспекционного контроля в 3-дневный срок со дня принятия решения об аннулировании сертификата соответствия направляется заявителю - держателю сертификата соответствия.
48. Заявитель - держатель сертификата соответствия, получивший уведомление об аннулировании сертификата соответствия, обязан возвратить этот сертификат соответствия в орган по сертификации.
49. Информация об аннулировании сертификата соответствия фиксируется в реестре выданных сертификатов соответствия.
50. Основанием для замены органом сертификации ранее выданного сертификата соответствия на новый сертификат соответствия является заявка заявителя - держателя сертификата соответствия (его правопреемника) на замену ранее выданного сертификата соответствия в случае реорганизации, изменения организационно-правовой формы, местонахождения или наименования заявителя - держателя сертификата соответствия (с приложением обосновывающих документов и изменений в ранее представленные в орган по сертификации документы, касающиеся заменяемого сертификата соответствия). В случае указанной замены ранее выданный сертификат соответствия считается действующим до дня регистрации нового сертификата соответствия в реестре выданных сертификатов соответствия, после чего подлежит возврату в орган по сертификации в течение 7 рабочих дней со дня указанной регистрации.
51. Основанием для выдачи дубликата сертификата соответствия является заявка заявителя - держателя сертификата соответствия на выдачу дубликата сертификата соответствия с указанием причины необходимости выдачи этого дубликата, направленная в орган по сертификации. Орган по сертификации на основании записи в реестре выданных сертификатов соответствия производит выдачу дубликата сертификата соответствия в течение 3 рабочих дней со дня регистрации в органе по сертификации заявки заявителя - держателя сертификата соответствия о выдаче дубликата сертификата.
52. Основанием для получения информации из реестра выданных сертификатов соответствия является обращение в письменной форме физического или юридического лица в орган по сертификации о представлении такой информации.
Информация из реестра выданных сертификатов соответствия представляется в форме выписки, подписанной руководителем органа по сертификации или уполномоченным им должностным лицом, и в 3-дневный срок со дня регистрации органом по сертификации указанного письменного обращения направляется заявителю - держателю сертификата соответствия.
53. Заявитель имеет право подать жалобу на решения, предусмотренные настоящими Правилами, органа по сертификации и (или) его должностных лиц при проведении обязательной сертификации.
Жалоба на решения, предусмотренные настоящими Правилами, органа по сертификации и (или) его должностных лиц при проведении обязательной сертификации направляется в орган по сертификации. Жалоба в отношении решений, принятых руководителем органа по сертификации, направляется в федеральный орган по сертификации. Жалоба на решения, предусмотренные настоящими Правилами, органа по сертификации и (или) его должностных лиц при проведении обязательной сертификации рассматривается должностным лицом соответствующего органа по сертификации либо федерального органа по сертификации, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
Жалоба на решения, предусмотренные настоящими Правилами, органа по сертификации и (или) его должностных лиц при проведении обязательной сертификации направляется в орган по сертификации либо федеральный орган по сертификации на бумажном носителе либо в электронном виде.
54. Поступившая в орган по сертификации или федеральный орган по сертификации жалоба на решения, предусмотренные настоящими Правилами, органа по сертификации и (или) его должностных лиц при проведении обязательной сертификации подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.
Рассмотрение жалобы на решения, предусмотренные настоящими Правилами, органа по сертификации и (или) его должностных лиц при проведении обязательной сертификации осуществляется в порядке, определенном Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников".
55. По результатам рассмотрения жалобы на решения, предусмотренные настоящими Правилами, органа по сертификации и (или) его должностных лиц при проведении обязательной сертификации орган по сертификации или федеральный орган по сертификации принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет жалобу на решения, предусмотренные настоящими Правилами, органа по сертификации и (или) его должностных лиц при проведении обязательной сертификации, в том числе посредством отмены принятого ими решения об оформлении сертификата соответствия, предусмотренного пунктом 32 настоящих Правил, или решения об отказе в выдаче сертификата соответствия, предусмотренного пунктом 33 настоящих Правил;
отказывает в удовлетворении жалобы на решения, предусмотренные настоящими Правилами, органа по сертификации и (или) его должностных лиц при проведении обязательной сертификации.
56. Не позднее одного дня, следующего за днем принятия любого из решений, указанных в пункте 55 настоящих Правил, заявителю в письменной форме или по желанию заявителя в электронном виде направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы на решения, предусмотренные настоящими Правилами, органа по сертификации и (или) его должностных лиц при проведении обязательной сертификации.