ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. N 368
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНОМ СОГЛАСИЯ
НА ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ
В соответствии с Федеральным законом "О концессионных соглашениях" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 апреля 2014 г. N 368
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНОМ СОГЛАСИЯ
НА ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ
1. Настоящие Правила определяют основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, в том числе основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, и порядок согласования антимонопольным органом таких изменений, в том числе продления срока действия концессионного соглашения, а также устанавливают порядок и условия получения согласия антимонопольного органа для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в случаях, предусмотренных статьей 43 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (далее - согласование изменений условий концессионного соглашения).
2. Согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии следующих оснований:
а) возникновение обстоятельств непреодолимой силы;
б) вступление в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в связи с которыми:
стороны концессионного соглашения оказываются неспособными выполнить принятые на себя обязательства;
ухудшается положение концессионера по сравнению с тем положением, в котором он находился на момент заключения концессионного соглашения, в результате чего концессионер в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, в том числе в связи с увеличением совокупной налоговой нагрузки, расходов концессионера в связи с изменением величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации более чем на величину индекса потребительских цен (в среднем за год), определенного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, установлением режима запретов и ограничений в отношении концессионера;
в) вступление в законную силу решения суда или федерального антимонопольного органа, которым установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц;
г) утверждение схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения или внесение изменений в схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утвержденные в установленном порядке, в связи с которыми стороны оказываются не способными выполнить принятые обязательства (в случае если предметом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем);
д) установление регулируемых цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам), по которым концессионер предоставляет потребителям товары, работы, услуги, с применением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, которые не соответствуют таким параметрам, предусмотренным концессионным соглашением;
е) выявление в соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" в течение срока реализации концессионного соглашения технологически и функционально связанных с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения;
ж) выявление в соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" в течение срока реализации концессионного соглашения технологически связанных с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения;
з) вывод в течение срока реализации концессионного соглашения объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения или входящих в состав объекта концессионного соглашения, из эксплуатации в случае, если такой вывод ранее не был предусмотрен условиями концессионного соглашения;
и) осуществление возмещения фактически понесенных расходов концессионера в соответствии с порядком, указанным в пункте 5 части 1 статьи 42 Федерального закона "О концессионных соглашениях", при соблюдении условия, предусмотренного частью 2 указанной статьи Федерального закона "О концессионных соглашениях";
к) существенное изменение обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении;
л) создание в течение срока реализации концессионного соглашения новых объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, указанных в части 7 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях", технологически связанных с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, являющимися объектом концессионного соглашения;
м) вывод из эксплуатации по решению концедента предоставленного концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество), если объектом такого концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем;
н) выявление по результатам технического обследования объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (за исключением концессионного соглашения, заключенного в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях"), несоответствия (ухудшения) значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, иных предусмотренных концессионным соглашением технико-экономических показателей таких систем, объектов и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества значениям соответствующих показателей, которым в соответствии с условиями концессионного соглашения должны соответствовать такие системы, объекты и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество на день заключения концессионного соглашения или на день передачи таких систем, объектов и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (за исключением случаев, когда указанное несоответствие (ухудшение) произошло по вине концессионера после дня передачи объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества), проведенного до 1 января 2031 г., а в случае, если концессионное соглашение заключено после 1 января 2026 г., - проведенного в первые 5 лет со дня заключения концессионного соглашения;
о) определение сметной стоимости мероприятий по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в размере, превышающем размер сметной стоимости (стоимости) таких мероприятий, предусмотренный концессионным соглашением на соответствующий год действия концессионного соглашения, что подтверждено документами, указанными в подпункте "л" пункта 5 настоящих Правил;
п) увеличение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на 2 и более процентных пункта по сравнению со ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на день заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, или день внесения изменений в такое концессионное соглашение (в случае если указанное внесение изменений было связано с изменением ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации);
р) вступление в законную силу решения суда, для исполнения которого концессионеру необходимо выполнить мероприятия в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, не относящиеся к основным мероприятиям, определенным в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О концессионных соглашениях" и подлежащим выполнению концессионером в соответствии с условиями такого концессионного соглашения, либо выполнить мероприятия, относящиеся к указанным основным мероприятиям, в сроки, отличающиеся от установленных условиями такого концессионного соглашения;
с) утверждение уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации комплексного плана модернизации коммунальной инфраструктуры, сформированного в автоматизированной информационной системе публично-правовой компании "Фонд развития территорий", - в случае включения в указанный комплексный план мероприятий по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
2(1). Основание, предусмотренное подпунктом "н" пункта 2 настоящих Правил, может быть применено для изменения условий концессионного соглашения однократно, не ранее чем по истечении первых 24 календарных месяцев срока действия концессионного соглашения, а в случае, если концессионное соглашение заключено после 1 января 2026 г., - также при условии, что возможность такого изменения предусмотрена условиями концессионного соглашения.
Основания, предусмотренные подпунктами "о" и "п" пункта 2 настоящих Правил, могут быть применены для изменения условий концессионного соглашения не чаще одного раза в течение 12 календарных месяцев.
3. В случае если концедентом по концессионному соглашению является Российская Федерация и условия концессионного соглашения изменяются на основании акта Правительства Российской Федерации, проект такого акта согласовывается с Федеральной антимонопольной службой в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации", и согласование изменений условий концессионного соглашения в соответствии с настоящими Правилами не требуется.
В случае если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по этому концессионному соглашению является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, заявление о согласовании изменений условий концессионного соглашения (далее - заявление) подлежит рассмотрению в Федеральной антимонопольной службе, за исключением случая, установленного абзацем первым настоящего пункта.
4. В случае если концедентом по концессионному соглашению является субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления, заявление подлежит рассмотрению в территориальном органе Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения концедента, за исключением случая, установленного абзацем вторым настоящего пункта.
При согласовании изменений условий концессионного соглашения по основанию, предусмотренному подпунктом "к" пункта 2 настоящих Правил, заявление подлежит рассмотрению Федеральной антимонопольной службой либо по поручению Службы ее территориальным органом в случае, если расходы концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) в результате таких изменений превысят 1 млрд. рублей.
5. Для согласования изменений условий концессионного соглашения заявитель (концедент или концессионер) предоставляет в антимонопольный орган:
а) заявление (один экземпляр);
б) текст изменений, предлагаемых к внесению в концессионное соглашение, согласованный концедентом и концессионером;
в) обоснование необходимости изменения условий концессионного соглашения с приложением подтверждающих материалов и документов;
г) решение концедента о заключении концессионного соглашения;
д) концессионное соглашение;
е) конкурсную документацию и конкурсное предложение концессионера (в случае заключения концессионного соглашения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения);
ж) предложение о заключении концессионного соглашения (в случае заключения концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора);
з) предварительное согласие органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), полученное в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, - в случае, если согласие испрашивается на изменение значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения или долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения);
и) один или несколько договоров аренды, на основании которых у концессионера возникли права владения и (или) пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения;
к) положительное заключение повторной государственной экспертизы проектной документации объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) о достоверности определения сметной стоимости строительства, предусмотренной пунктом 45(15) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, - в том случае, если согласование изменений концессионного соглашения осуществляется в связи с увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого соглашения;
л) информацию о сметной стоимости мероприятий по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества - в случае, если согласование изменения условий концессионного соглашения осуществляется при наличии основания, предусмотренного подпунктом "о" пункта 2 настоящих Правил. Информация о сметной стоимости указанных мероприятий подтверждается копией положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, и копией положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение государственной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным), или копией выданного уполномоченной организацией положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение государственной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации не является обязательным);
м) согласованный с концедентом перечень иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, выведенного из эксплуатации, или копии документов, подтверждающих вывод из эксплуатации, заверенные надлежащим образом, - в случае, если согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии основания, предусмотренного подпунктом "м" пункта 2 настоящих Правил;
н) копию акта о проведении технического обследования объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества - в случае, если согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии основания, предусмотренного подпунктом "н" пункта 2 настоящих Правил;
о) обоснование необходимости изменения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера в части плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановых значений иных предусмотренных концессионным соглашением технико-экономических показателей этих систем, объектов и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества с приложением расчетов измененных плановых значений таких показателей, подтверждающих наличие указанных в пункте 2 настоящих Правил оснований, и обоснования срока, на который изменяются плановые значения таких показателей, в том числе с учетом срока выполнения мероприятий по созданию и (или) реконструкции централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, объектов теплоснабжения, являющихся объектом концессионного соглашения, и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;
п) копию вступившего в законную силу решения суда - в случае, если согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии основания, предусмотренного подпунктом "р" пункта 2 настоящих Правил;
р) утвержденный уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации комплексный план модернизации коммунальной инфраструктуры, сформированный в автоматизированной информационной системе публично-правовой компании "Фонд развития территорий", - в случае, если согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии основания, предусмотренного подпунктом "с" пункта 2 настоящих Правил.
6. Заявление должно содержать:
а) полное и краткое наименование заявителя;
б) адрес места нахождения, почтовый адрес, номера телефонов и факса заявителя;
в) краткое изложение существа обращения;
г) перечень прилагаемых к заявлению документов с указанием количества листов и экземпляров.
7. Документы, представленные в антимонопольный орган вместе с заявлением, должны быть заверены подписью руководителя или иного уполномоченного лица заявителя и печатью заявителя (при наличии печати).
8. Заявление с приложенными к нему документами подлежит регистрации в антимонопольном органе в установленном порядке.
9. В случае несоответствия заявления и документов требованиям пунктов 6 и 7 настоящих Правил, а также непредставления или представления не всех документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, заявление подлежит возврату заявителю в течение 7 рабочих дней со дня регистрации в антимонопольном органе с указанием причин возврата.
10. Заявление и документы, поступившие в антимонопольный орган, рассматриваются в срок не более 30 дней со дня регистрации. В случае, предусмотренном пунктом 11 настоящих Правил, срок их рассмотрения может быть продлен руководителем антимонопольного органа не более чем на 15 дней. О продлении срока рассмотрения заявления антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.
11. В целях рассмотрения заявления с приложенными к нему документами антимонопольным органом могут направляться запросы, привлекаться эксперты, а также проводиться анализ состояния конкуренции на соответствующем рынке услуг.
12. По результатам рассмотрения заявления с приложенными к нему документами антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
а) о согласовании изменений условий концессионного соглашения;
б) об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения с указанием причин такого отказа.
13. Решение о согласовании изменений условий концессионного соглашения или об отказе в таком согласовании антимонопольный орган направляет заявителю в пределах срока, установленного пунктом 10 настоящих Правил.
14. Антимонопольный орган отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения при установлении одного из следующих случаев:
а) утратил силу. - Постановление Правительства РФ
от 03.06.2019 N 708;
б) если представленные документы не подтверждают возникновение оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил;
в) если размер расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, установленный в концессионном соглашении, подлежит уменьшению;
г) в случае если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, отдельные объекты таких систем и объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения, предусмотренный концессионным соглашением, подлежит увеличению (за исключением согласования изменений условий концессионного соглашения при наличии оснований, предусмотренных подпунктами "б" и "с" пункта 2 настоящих Правил);
д) если ухудшаются плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных концессионным соглашением технико-экономических показателей этих систем и (или) объектов, за исключением случаев изменения плановых значений указанных показателей на срок суммарно не более 10 лет в течение срока действия концессионного соглашения, в том числе в связи с переносом срока их достижения, при условии неизменности плановых значений таких показателей, установленных на последние 5 календарных лет срока действия концессионного соглашения;
е) если предлагаемые изменения не связаны с наличием оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил;
ж) оценка стоимости выявленных в течение срока реализации концессионного соглашения бесхозяйных объектов, указанных в части 5 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях", в совокупности превышает 10 процентов определенной по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату от даты заключения концессионного соглашения балансовой стоимости объекта концессионного соглашения;
з) стоимость созданных в течение срока реализации концессионного соглашения новых объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, указанных в части 7 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях", в совокупности превышает 25 процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
15. Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке.