ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Правительства РФ от 24.07.1995 N 737 (ред. от 26.02.1998) "О присоединении Российской Федерации к международному Режиму контроля за ракетной технологией"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 1995 г. N 737
О ПРИСОЕДИНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К МЕЖДУНАРОДНОМУ
РЕЖИМУ КОНТРОЛЯ ЗА РАКЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ
В целях оформления членства Российской Федерации в международном Режиме контроля за ракетной технологией Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить представленные Министерством иностранных дел Российской Федерации прилагаемые проекты следующих документов:
ноты Министерства иностранных дел Российской Федерации;
памятной записки;
руководящих принципов, касающихся передачи оборудования и технологий, относящихся к ракетам;
заявления Российской Федерации в связи с ее продолжающимся сотрудничеством в ракетной области с другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
2. Поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации направить документы, указанные в пункте 1 настоящего Постановления, государствам - участникам международного Режима контроля за ракетной технологией и завершить оформление членства Российской Федерации в этой организации, разрешив в случае необходимости вносить в прилагаемые проекты документов изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Проект
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОТА
N ____________
Министерство иностранных дел Российской Федерации свидетельствует свое уважение Посольству ______________________ и имеет честь препроводить следующее заявление относительно национальной политики в области контроля за ракетной технологией:
Правительство Российской Федерации после внимательного изучения целей и руководящих документов Режима контроля за ракетной технологией (РКРТ) и с учетом его обязательств по международным договорам приняло решение о том, что при рассмотрении вопроса о передаче оборудования и технологий, относящихся к ракетам, тактико-технические характеристики которых по полезному грузу и дальности равны заявленным параметрам или превышают их, будет действовать в соответствии с прилагаемыми Руководящими принципами, касающимися передачи оборудования и технологий, относящихся к ракетам, Памятной запиской и Заявлением Российской Федерации в связи с ее продолжающимся сотрудничеством в ракетной области с другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Россия принимает прилагаемую Памятную записку в качестве нормативного документа, необходимого для официального оформления своего членства в РКРТ, и отмечает, что ее положения в основном соответствуют политике России, проводимой в контексте ее приверженности целям РКРТ. Признание Правительством Российской Федерации сложившейся практики сотрудничества в рамках этого режима в соответствии с параграфом 2 Памятной записки, который был согласован до присоединения России к РКРТ и неприменим к России, не означает обязательно, что оно соглашается с целями, упомянутыми в этом параграфе. Признав это, Россия должна быть наделена всеми правами, которыми пользуется любой из участников РКРТ.
ПОСОЛЬСТВУ
г. Москва
Подтверждая свое намерение выполнять положения параграфа 3 Памятной записки, в том числе в части процедур одобрения любой заявки о передаче оборудования и технологий Категории I, Правительство Российской Федерации хотело бы в то же время заявить, что они не могут быть применены в отношении существующей практики кооперации с другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств, которая будет осуществляться Россией в соответствии с положениями Заявления Российской Федерации в связи с ее продолжающимся сотрудничеством в ракетной области с другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Москва, "___"________ 1995 года
Проект
ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА
Правительство, подписывающее Памятную записку, намеревается выполнять Руководящие принципы, о которых идет речь в его ноте, датированной сегодняшним числом, в соответствии со своим национальным законодательством следующим образом:
1) Руководящие принципы будут применяться в отношении передачи технических средств, перечисленных в приложении к Руководящим принципам, в любое место назначения, выходящее за рамки юрисдикции и контроля Правительств Австралии, Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Венгрии, ФРГ, Греции, Дании, Испании, Италии, Ирландии, Исландии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Португалии, Соединенных Штатов Америки, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии и России (далее именуются - подписывающие Правительства). Настоящая Памятная записка не дублирует любые другие системы контроля за передачами, уже осуществленными на основе процедур, которых придерживаются все подписывающие Правительства;
2) слова "с учетом его обязательств по международным договорам", содержащиеся в вербальной ноте, означают, что Руководящие принципы будут осуществляться с учетом обязательств Правительства по международным договорам и устоявшимся формам сотрудничества там, где они применимы, как это было заявлено подписывающими Правительствами в документах, представленных до 30 апреля 1997 г. при вступлении в Режим;
3) существует понимание того, что решение о передаче технических средств является суверенным решением, принимаемым исключительно Правительством государства-поставщика.
Подписывающему Правительству при принятии решений о передаче технических средств, перечисленных в приложении к Руководящим принципам, необходимо будет принимать во внимание информацию о:
а) параллельных или дополнительных решениях, которые принимаются другими подписывающими Правительствами;
б) соответствующих видах деятельности и соответствующих намерениях Правительства государства-получателя.
Для содействия этому процессу, а также во исполнение целей, определенных Руководящими принципами, подписывающее Правительство своевременно обменивается необходимой информацией с другими подписывающими Правительствами. Учитывая особое назначение технических средств Категории I, подписывающее Правительство, прежде чем одобрить любую заявку о передаче таких средств, запросит соответствующую информацию у других подписывающих Правительств. В отношении технических средств Категории II подписывающее Правительство обменяется соответствующей информацией с другими подписывающими Правительствами в тех случаях, когда оно сочтет это достаточно важным;
4) подписывающее Правительство безотлагательно уведомляет другие подписывающие Правительства о решении отказать в заявке на передачу технических средств, перечисленных в приложении к Руководящим принципам, или одобрить передачу технических средств Категории I в осуществление целей Руководящих принципов. Подписывающее Правительство не даст одобрения на передачу технических средств без предварительной консультации с другим подписывающим Правительством в случае, если другим подписывающим Правительством в осуществление целей Руководящих принципов было отказано в передаче аналогичных технических средств, о чем было сделано соответствующее уведомление.
В случае одобрения передачи технических средств подписывающее Правительство после проведения консультаций уведомит все подписывающие Правительства о таком решении, освобождая их таким образом от ограничений, возникших в результате первоначального отказа. Через 3 года после передачи уведомления об отказе Правительство, принявшее решение об отказе, проведет пересмотр оснований для своего отказа и поставит в известность другие подписывающие Правительства о своих выводах. На этом этапе еще раз будет применена процедура, изложенная выше;
5) существует понимание того, что подписывающее Правительство не будет пользоваться информацией, обмен которой осуществлен в соответствии с параграфами 3 и 4 настоящей Памятной записки, в коммерческих целях и будет строго обеспечивать коммерческую конфиденциальность такой информации;
6) вышеизложенные положения не должны вести к созданию подписывающими Правительствами любых организационных структур для выполнения Руководящих принципов. Каждое подписывающее Правительство несет ответственность за осуществление этих принципов. Со временем может возникнуть необходимость провести пересмотр Руководящих принципов в связи с произошедшими технологическими изменениями. Пересмотр Руководящих принципов, приложения к ним (включая внесение изменений в перечень технических средств Категории I), а также настоящей Памятной записки будет осуществлен на основе консенсуса между подписывающими Правительствами.
Проект
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПЕРЕДАЧИ
ОБОРУДОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К РАКЕТАМ
1. Цель настоящих Руководящих принципов состоит в том, чтобы ограничить риск распространения оружия массового уничтожения (ядерного, химического и биологического оружия) путем установления контроля за поставками оборудования и технологий, которые могли бы способствовать созданию систем доставки такого оружия (иных, чем пилотируемые летательные аппараты). Настоящие Руководящие принципы не имеют целью чинить препятствия осуществлению национальных космических программ или международному сотрудничеству по таким программам, если реализация таких программ не будет способствовать созданию систем доставки оружия массового уничтожения. Настоящие Руководящие принципы, включая приложение к ним, составляют основу для контроля за осуществлением поставок любому получателю, на которого не распространяются юрисдикция и контроль Правительства государства - участника РКРТ, любых систем доставки (иных, чем пилотируемые летательные аппараты), способных доставлять оружие массового уничтожения, а также оборудования и технологий, относящихся к ракетам, тактико-технические характеристики которых по полезному грузу и дальности превышают заявленные параметры. При рассмотрении вопросов о любой передаче оборудования и технологий, перечисленных в приложении к настоящим Руководящим принципам, будет проявляться сдержанность, и все такие поставки будут рассматриваться на индивидуальной основе. Правительство государства - участника РКРТ будет осуществлять настоящие Руководящие принципы в соответствии с внутригосударственным законодательством.
2. В приложении к настоящим Руководящим принципам содержатся две категории технических средств, под которыми понимаются оборудование и технологии. Технические средства Категории I, которые полностью перечислены в разделах 1 и 2 приложения к настоящим Руководящим принципам, вызывают наибольшую озабоченность. Если техническое средство Категории I является частью какой-либо системы, то такая система также будет считаться относящейся к Категории I, за исключением случаев, когда встроенное в нее техническое средство не может быть отделено, снято или воспроизведено. Особая сдержанность будет проявляться при рассмотрении вопросов о поставках технических средств Категории I независимо от их назначения, при этом наиболее вероятным вариантом решения будет отказ в таких поставках. Особая сдержанность будет проявляться также при рассмотрении вопросов о поставках любых технических средств, перечисленных в приложении к настоящим Руководящим принципам, или любых ракет (перечисленных или не перечисленных в приложении к настоящим Руководящим принципам), при этом, если на основании всех имеющихся убедительных данных, проанализированных в соответствии с факторами, в том числе изложенными в пункте 3 настоящих Руководящих принципов, Правительство государства участника РКРТ посчитает, что они предназначены для доставки оружия массового уничтожения, наиболее вероятным вариантом решения будет отказ в таких поставках. Впредь до новых указаний не будет разрешаться передача производственных мощностей по выпуску технических средств Категории I. Передача технических средств Категории I будет санкционироваться лишь в редких случаях, когда Правительство государства - участника РКРТ:
а) получит имеющие обязательную силу заверения на межправительственном уровне, которые содержат гарантии со стороны Правительства государства-получателя, перечисленные в пункте 5 настоящих Руководящих принципов;
б) возьмет на себя обязательство принять все необходимые меры по обеспечению такого положения, при котором передаваемые технические средства будут применяться лишь по заявленному конечному использованию.
Подразумевается, что решение о передаче является исключительным и суверенным делом Правительства Российской Федерации.
3. При оценке заявок на передачу технических средств, перечисленных в приложении к настоящим Руководящим принципам, во внимание будут приниматься следующие факторы:
а) озабоченность, связанная с опасностью распространения оружия массового уничтожения;
б) потенциал и цели программ государства-получателя в ракетно-космической области;
в) значение передачи в плане потенциальной разработки систем доставки оружия массового уничтожения (иных, чем пилотируемые летательные аппараты);
г) оценка конечного использования переданных технических средств, включая соответствующие гарантии государств-получателей, упомянутые в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Руководящих принципов;
д) применимость соответствующих многосторонних соглашений.
4. Передача проектных материалов и технологий производства, непосредственно относящихся к любым техническим средствам, перечисленным в приложении к настоящим Руководящим принципам, будет подвергаться столь же внимательному изучению и контролю, как и само оборудование, в той степени, в которой это допускается внутригосударственным законодательством.
5. В случае если передача технических средств могла бы способствовать созданию системы доставки оружия массового уничтожения, Правительство государства - участника РКРТ будет санкционировать передачу технических средств, перечисленных в приложении к настоящим Руководящим принципам, только по получении соответствующих гарантий со стороны Правительства государства-получателя в том, что:
а) технические средства будут использоваться только в объявленных целях, и такое использование не претерпит изменений, равно как не будут модифицироваться или копироваться и сами технические средства без предварительного согласия Правительства Российской Федерации;
б) ни сами технические средства, ни их копии или сделанные на их основе устройства не будут предметом повторной передачи без согласия Правительства Российской Федерации.
6. В целях содействия эффективному осуществлению настоящих Руководящих принципов Правительство Российской Федерации будет в той мере, в какой это необходимо и оправдано, обмениваться соответствующей информацией с другими Правительствами государств - участников РКРТ, применяющих указанные Руководящие принципы.
7. Приверженность всех государств настоящим Руководящим принципам в интересах международного мира и безопасности будет приветствоваться.
Проект
ЗАЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СВЯЗИ С ЕЕ ПРОДОЛЖАЮЩИМСЯ СОТРУДНИЧЕСТВОМ В
РАКЕТНОЙ ОБЛАСТИ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Присоединяясь к Руководящим принципам и приложению к ним и в соответствии со своими национальным законодательством и политикой, Российская Федерация будет противодействовать как распространению ракетного оборудования и технологий, которые могли бы содействовать созданию ракетных систем, способных доставлять оружие массового уничтожения, так и созданию или приобретению мощностей для производства таких систем.
Российская Федерация подтверждает, что в качестве партнера по РКРТ она:
будет продолжать существующую практику кооперации с другими государствами - участниками СНГ с осознанием ответственности за соблюдение Руководящих принципов и приложения к ним таким образом, чтобы не нарушать экспорт технических средств в эти государства, осуществляемый в целях реализации российских ракетных программ (включая космическую деятельность и обеспечение безопасности стратегических ракет);
при осуществлении таких поставок обеспечит, чтобы это сотрудничество осуществлялось таким образом, чтобы оно не способствовало развитию национальных программ этих государств по Категории I приложения к Руководящим принципам;
среди прочих шагов в соответствии с ограничениями РКРТ будет поставлять этим государствам технические средства из приложения к Руководящим принципам только на основе разовых лицензий или иного письменного разрешения, выдаваемого соответствующим правительственным учреждением до осуществления экспорта, и что каждый запрос на их поставку в эти государства будет рассматриваться в индивидуальном порядке в соответствии с Руководящими принципами РКРТ.