ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 991 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2021 г. N 991
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В ОБЛАСТИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта.
2. Реализация полномочий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников ее центрального аппарата и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанной Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2021 г. N 991
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В ОБЛАСТИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта (далее - государственный контроль (надзор).
2. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами) (далее - контролирующий орган).
3. Предметом государственного контроля (надзора) являются:
а) соблюдение обязательных требований, установленных Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о виде контроля) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, лицензионных требований в области железнодорожного транспорта организациями-лицензиатами, осуществляющими деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;
б) соблюдение обязательных требований, установленных Федеральным законом о виде контроля и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими:
деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования;
деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
в) соблюдение установленных Федеральным законом о виде контроля и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований в области железнодорожного транспорта к:
безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
строительству, приемке в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации) и их эксплуатации;
обеспечению пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава при его эксплуатации;
обеспечению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава и предоставляемых услуг;
соответствию установленным требованиям функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, во владении (пользовании) которых находятся здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, железнодорожный подвижной состав и иные связанные с перевозочным процессом транспортные и технические средства;
организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, выполняющим (оказывающим) вспомогательные работы (услуги) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом);
г) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных статьей 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011), статьей 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011), статьей 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011);
д) соблюдение обязательных требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
4. От имени контролирующего органа государственный контроль (надзор) вправе осуществлять следующие должностные лица (далее - должностные лица):
а) руководитель (заместитель руководителя);
б) начальник управления, заместитель начальника управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный инспектор, старший государственный инспектор, государственный инспектор, начальник территориального управления, заместитель начальника территориального управления, начальник отдела территориального управления, заместитель начальника отдела территориального управления, главный государственный инспектор территориального управления, старший государственный инспектор территориального управления, государственный инспектор территориального управления, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по государственному контролю (надзору), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - инспектор).
5. Инспекторы при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий несут обязанности и имеют права, установленные статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственном контроле (надзоре), а также имеют право пользоваться техническими средствами, в том числе осуществлять фотосъемку, аудио- и видеозапись объектов и документов (кроме объектов и документов, отнесенных к государственной и иной охраняемой законом тайне).
II. Объекты контроля
6. Объектами государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:
в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона о государственном контроле (надзоре):
деятельность организаций-лицензиатов, осуществляющих деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;
деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
в рамках пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона о государственном контроле (надзоре):
результаты деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению (оказанию) вспомогательных работ (услуг) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом);
в рамках пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона о государственном контроле (надзоре):
инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования и ее составные части подсистем и элементов составных частей подсистем, железнодорожный подвижной состав и его составные части, железнодорожные пути необщего пользования и его составные части подсистем и элементов составных частей подсистем.
7. Учет объектов контроля осуществляется по категориям риска.
Учет объектов контроля осуществляется контролирующим органом в соответствующих ведомственных информационно-аналитических системах, обеспечивающих деятельность контролирующего органа при планировании и осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора), на основе данных учета, хранения, сбора и обработки данных в рамках единой информационно-аналитической системы, на основании информации, представляемой им в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
III. Управление рисками причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении
государственного контроля (надзора)
8. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
IV. Критерии отнесения объектов государственного
контроля (надзора) к категориям риска причинения
вреда (ущерба)
9. Контролирующий орган при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
чрезвычайно высокий риск;
высокий риск;
значительный риск;
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения лицами, указанными в пункте 6 настоящего Положения (далее - контролируемые лица), обязательных требований, объекты контроля подлежат отнесению к категории тяжести А, Б, В, Г, Д (далее - категории тяжести):
к категории тяжести "А" относятся следующие объекты контроля:
деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом;
деятельность по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом;
деятельность по эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
к категории тяжести "Б" относятся следующие объекты контроля:
деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
деятельность по эксплуатации железнодорожного подвижного состава;
погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
к категории тяжести "В" относятся следующие объекты контроля:
деятельность по обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
деятельность по обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и ее составных частей, подсистем и элементов составных частей подсистем;
деятельность по обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и их составных частей, подсистем и элементов составных частей подсистем;
деятельность по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования;
к категории тяжести "Г" относятся следующие объекты контроля:
инфраструктура железнодорожного транспорта и ее составные части подсистем и элементов составных частей подсистем;
железнодорожный подвижной состав и его составные части;
к категории тяжести "Д" относятся следующие объекты контроля:
вспомогательные работы (услуги) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом).
При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям тяжести, подлежит применению критерий, позволяющий отнести объект контроля к более высокой категории тяжести.
С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований за последние 5 лет объект контроля подлежит отнесению к категории вероятности 1, 2, 3, 4, 5, 6 (далее - категории вероятности):
к категории вероятности 1 относятся объекты контроля контролируемых лиц, допустивших в течение последних 5 лет в результате своих виновных действий (бездействия) гибель людей, вне зависимости от наличия в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, причинение тяжкого вреда здоровью людей при наличии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, поступление в контролирующий орган обращений органов государственной власти в сфере социальной защиты населения о нарушении прав и законных интересов инвалидов;
к категории вероятности 2 относятся объекты контроля контролируемых лиц, допустивших в течение последних 5 лет в результате своих виновных действий (бездействия) причинение тяжкого вреда здоровью людей, при отсутствии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, повреждение объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при наличии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, поступление в контролирующий орган обращений от общественных объединений инвалидов о нарушении прав и законных интересов инвалидов;
к категории вероятности 3 относятся объекты контроля контролируемых лиц, допустивших в течение последних 5 лет в результате своих виновных действий (бездействия) повреждение объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, при отсутствии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, повреждение железнодорожного подвижного состава при наличии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, неоднократное поступление в контролирующий орган обращений инвалидов о нарушении их прав и законных интересов на одном и том же объекте контроля;
к категории вероятности 4 относятся объекты контроля контролируемых лиц, допустивших в течение последних 5 лет в результате своих виновных действий (бездействия) повреждение железнодорожного подвижного состава, при отсутствии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований, повреждение железнодорожных путей необщего пользования при наличии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований;
к категории вероятности 5 относятся объекты контроля контролируемых лиц, допустивших в течение последних 5 лет в результате своих виновных действий (бездействия) повреждение железнодорожных путей необщего пользования, при отсутствии в контролирующем органе информации о ранее допущенных нарушениях обязательных требований;
к категории вероятности 6 относятся объекты контроля контролируемых лиц, принявших декларацию о соблюдении обязательных требований и соответствующих критериям добросовестности. При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям вероятности наступления потенциальных негативных последствий, и при отсутствии декларации о соблюдении обязательных требований и соответствии критериям добросовестности подлежит применению критерий, позволяющий отнести объект контроля к более высокой категории вероятности.
При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям вероятности наступления потенциальных негативных последствий, при наличии декларации о соблюдении обязательных требований и с учетом добросовестности контролируемого лица объект относят к категории вероятности 6.
Категория риска определяется на основании сочетания тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований и категорий риска причинения вреда (ущерба), указанных в матрице категорий риска причинения вреда (ущерба), которая приведена в приложении.
V. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
10. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
самообследование;
профилактический визит.
1. Обобщение правоприменительной практики
11. Доклад о правоприменительной практике готовится один раз в год.
12. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя контролирующего органа не позднее 31 марта каждого года и размещается на официальном сайте контролирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в 3-дневный срок со дня его утверждения.
2. Объявление предостережения
13. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
Контролируемое лицо в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в контролирующий орган возражение в отношении указанного предостережения.
Рассмотрение возражения в отношении указанного предостережения и направление ответа по итогам его рассмотрения осуществляется в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня регистрации такого возражения.
Возражение на предостережение, объявленное территориальным органом контролирующего органа, подается руководителю (заместителю руководителя) этого территориального органа и рассматривается им.
Возражение на предостережение, объявленное контролирующим органом, подается руководителю (заместителю руководителя) контролирующего органа и рассматривается им.
3. Консультирование
14. Должностные лица контролирующего органа предоставляют контролируемым лицам консультирование по следующим вопросам (в том числе в письменном виде):
организация и осуществление государственного контроля (надзора);
порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий;
соблюдение обязательных требований;
вопросы, содержащиеся в проверочных листах;
проведенные контрольные (надзорные) мероприятия и проводимые профилактические мероприятия.
Консультирование предоставляется:
при личном обращении - посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи;
при получении письменного запроса - посредством ответа в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан;
в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем территориального органа контролирующего органа, руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа.
Время для консультирования при личном обращении должно составлять не менее 4 часов в рабочую неделю. Информация о времени консультирования при личном обращении размещается в зданиях контролирующего органа (его территориального органа) в доступном для ознакомления граждан месте, на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет".
Консультирование в письменном виде осуществляется в случаях:
контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
если при личном обращении предоставить ответ на поставленные вопросы не представляется возможным;
ответ на поставленные вопросы требует получения дополнительных сведений и информации.
В случае консультирования должностными лицами контролирующего органа контролируемых лиц в письменном виде ответ контролируемому лицу направляется в течение 20 дней со дня регистрации его обращения.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контролирующего органа.
4. Самообследование
15. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.
Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в контролирующий орган, который осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет 3 года с даты регистрации указанной декларации контролирующим органом.
В случае если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае изменения сведений, содержащихся в декларации соблюдения обязательных требований, уточненная декларация представляется контролируемым лицом в контролирующий орган в течение одного месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений.
В случае аннулирования декларации соблюдения обязательных требований контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований не ранее одного года с даты ее аннулирования.
5. Профилактический визит
16. Профилактический визит в отношении контролируемых лиц проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
контролируемых лиц, приступающих к осуществлению следующих видов деятельности:
деятельность по перевозке пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;
деятельность по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом;
деятельность по эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
деятельность по эксплуатации железнодорожного подвижного состава;
деятельность по обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;
деятельность по обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и ее составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем;
деятельность по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования;
деятельность по обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и его составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем;
погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
Срок проведения обязательного профилактического визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один календарный день.
VI. Осуществление государственного контроля (надзора)
17. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
В случае если индивидуальный предприниматель или гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, не могут присутствовать при проведении контрольного (надзорного) мероприятия по медицинским показаниям, подтвержденным соответствующим документом уполномоченной медицинской организации, индивидуальный предприниматель или гражданин вправе представить в контролирующий орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия. В связи с этим проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контролирующим органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контролирующий орган.
1. Контрольные (надзорные) мероприятия
18. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
выборочный контроль;
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование), могут проводиться на плановой и внеплановой основе путем совершения следующих контрольных (надзорных) действий:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
отбор проб (образцов);
испытание;
экспертиза.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
Оценка контролирующим органом соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в настоящем Положении.
Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
В ходе инструментального обследования для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований (при необходимости) могут применяться оборудование, государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства доступа к информации.
К участию в контрольных (надзорных) мероприятиях могут привлекаться эксперты, отвечающие требованиям, предусмотренным статьей 33 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
В случае невозможности транспортировки образца исследования к месту работы эксперта контролирующий орган обеспечивает ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.
В случае выявления при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия нарушений контролируемым лицом обязательных требований, выявления фактов представления контролируемым лицом недостоверных сведений декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
2. Выборочный контроль
19. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
Выборочный контроль осуществляется без уведомления, но во взаимодействии с контролируемым лицом по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товара) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям в срок, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы.
Отбор проб (образцов) продукции (товаров) во всех случаях осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и с применением видеозаписи.
Порядок проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы продукции (товаров) включает:
размещение уполномоченными должностными лицами контролирующего органа заявки на проведение инструментального обследования, испытания, экспертизы;
представление контролируемым лицом в день обращения нормативно-технической документации на продукцию;
представление контролируемым лицом в день обращения документации, подтверждающей соответствие продукции установленным обязательным требованиям.
Отбор проб (образцов) осуществляется инспектором, экспертом или специалистом в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы, - 5 единиц продукции.
Выборка образцов (проб) продукции по количеству образцов должна обеспечивать обоснованное принятие решений о соответствии выпускаемой продукции или представленной партии продукции установленным требованиям при положительных результатах испытаний. Объем выборки образцов (проб) продукции определяют не только исходя из условий статистической достоверности, но и с учетом экономических затрат заявителя в случае разрушающих испытаний.
Порядок отбора проб (образцов) включает:
соответствующие мероприятия по отбору проб (образцов);
наличие протокола отбора проб (образцов), составленного в соответствии с требованиями Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
Отбор проб (образцов) не может осуществляться в отношении продукции, находящейся в эксплуатации и являющейся элементом системы, в случае, если указанное действие приведет к изменению технических или технологических характеристик системы и созданию угрозы ее безопасной эксплуатации.
Внеплановый выборочный контроль может проводиться в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков.
3. Инспекционный визит
20. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование.
Инспекционный визит без уведомления, но во взаимодействии с контролируемым лицом по месту нахождения или в местах осуществления деятельности контролируемого лица, а также в месте нахождения объекта контроля в целях предотвращения риска нарушения обязательных требований проводится в срок, не превышающий один календарный день.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков.
4. Рейдовый осмотр
21. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
испытание.
Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление производственным объектом.
Внеплановый рейдовый осмотр может проводиться в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков.
5. Документарная проверка
22. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Документарная проверка осуществляется во взаимодействии с контролируемым лицом на основании отчетности и документов, находящихся в распоряжении контролирующего органа по месту его нахождения, в срок, не превышающий 10 календарных дней, без учета периода с даты направления контролирующим органом контролируемому лицу мотивированного запроса с требованием представить необходимые документы до даты их получения, а также периода с даты направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контролирующего органа документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до даты представления указанных пояснений в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Внеплановая документарная проверка может проводиться в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков.
6. Выездная проверка
23. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
испытание;
отбор проб (образцов);
экспертиза.
Выездная проверка с уведомлением и во взаимодействии с контролируемым лицом при отсутствии возможности удостовериться в полноте и достоверности сведений, находящихся в документах, представленных контролируемым лицом, и оценить соответствие деятельности и действий (бездействия) контролируемого лица и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям проводится в срок, не превышающий 10 календарных дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать:
для малого предприятия - 50 часов;
для микропредприятия - 15 часов.
Отбор проб (образцов) продукции во всех случаях осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
Отбор проб и образцов осуществляется инспектором, экспертом или специалистом в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы, - 5 единиц продукции.
Выборка образцов (проб) продукции по количеству образцов должна обеспечивать обоснованное принятие решений о соответствии выпускаемой продукции или представленной партии продукции установленным требованиям при положительных результатах испытаний. Объем выборки образцов (проб) продукции определяют не только исходя из условий статистической достоверности, но и с учетом экономических затрат заявителя в случае разрушающих испытаний.
Порядок отбора проб (образцов) включает:
соответствующие мероприятия по отбору проб (образцов);
наличие протокола отбора проб (образцов), составленного в соответствии с требованиями Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
Отбор проб (образцов) не может осуществляться в отношении продукции, находящейся в эксплуатации и являющейся элементом системы, в случае, если указанное действие приведет к изменению технических или технологических характеристик системы и созданию угрозы ее безопасной эксплуатации.
Внеплановая выездная проверка может проводиться в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков.
7. Выездное обследование
24. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
осмотр;
инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
экспертиза.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено Федеральным законом о виде контроля.
VII. Учет рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям при проведении контрольных
(надзорных) мероприятий
25. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
выездная проверка в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, - один раз в год;
документарная проверка или выездная проверка в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, - один раз в 2 года;
документарная проверка или выездная проверка в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, - один раз в 3 года;
инспекционный визит в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, - один раз в 3 года;
инспекционный визит в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, - один раз в 5 лет.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий изменяется в случае изменения ранее присвоенной объекту контроля категории риска причинения вреда (ущерба).
Если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись или иные способы фиксации доказательств, то об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи прилагаются к материалам контрольного (надзорного) мероприятия.
Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств в ходе контрольного (надзорного) мероприятия включает в себя:
принятие должностным лицом контролирующего органа, осуществляющим контрольное (надзорное) мероприятие, решения о применении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств;
извещение контролируемого лица, а также представителя контролируемого лица о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств в случае осуществления контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом;
внесение в акт контрольного (надзорного) мероприятия соответствующей информации о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств;
обеспечение сохранности информации, полученной по средствам фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств.
VIII. Обжалование решений контролирующего органа, действий
(бездействия) его должностных лиц
26. Рассмотрение жалобы осуществляется в следующем порядке:
жалоба на решение территориального органа контролирующего органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа;
жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контролирующего органа рассматривается контролирующим органом;
в случае обжалования решений контролирующего органа, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контролирующего органа жалоба рассматривается руководителем контролирующего органа.
Жалоба подлежит рассмотрению указанными уполномоченными на рассмотрение жалобы органами в срок, установленный частью 2 статьи 43 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
Приложение
к Положению о федеральном
государственном контроле
(надзоре) в области
железнодорожного транспорта
МАТРИЦА КАТЕГОРИЙ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
Категория риска
Категория тяжести
Категория вероятности
Чрезвычайно высокий
А
1
Б
1
Высокий
А
2
Б
2
В
1
В
2
Значительный
А
3
Б
3
В
3
Г
1
Г
2
Г
3
Средний
А
4
Б
4
В
4
Г
4
Умеренный
А
5
Б
5
В
5
Г
5
Д
1
Д
2
Д
3
Д
4
Низкий
А
6
Б
6
В
6
Г
6
Д
5
Д
6