ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2001 г. N 483
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
В целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Русский язык" на 2002 - 2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Федеральное агентство по образованию.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 - 2005 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия по формированию и внедрению социально значимых направлений поддержки русского языка в регионах.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июня 2001 г. N 483
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
Наименование - Федеральная целевая программа "Русский язык"
Программы на 2002 - 2005 годы
Основание для - распоряжение Правительства Российской
разработки Федерации от 5 января 2001 г. N 12-р
Программы
Государственный - Федеральное агентство по образованию
заказчик
Основные - Министерство образования Российской
разработчики Федерации, Министерство по делам федерации,
Программы национальной и миграционной политики
Российской Федерации, Российская академия
наук, Российская академия образования,
Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Цель Программы - сохранение духовного, художественного,
научного и культурного достояния России
Задачи Программы - развитие и распространение русского языка
как государственного языка Российской
Федерации;
развитие русского языка как национального
языка русского народа;
укрепление позиций русского языка как
средства межнационального общения народов
России, государств - участников СНГ и
стран Балтии;
расширение влияния русского языка в сфере
международного общения;
обновление содержания и методов обучения
русскому языку;
усиление роли русского языка в сфере
образования;
разработка комплекса мер по пропаганде
русского языка и русской культуры с
помощью средств массовой информации
Сроки реализации - 2002 - 2005 годы
Программы
Части и разделы - часть I. Научно-исследовательские работы
Программы
Разделы:
1. Русский язык как государственный язык
Российской Федерации. Государственная
политика в области русского языка
2. Русский язык как национальный язык
русского народа, основа его художественной
литературы и духовной культуры
3. Русский язык как мировой язык
Часть II. Прочие нужды
Разделы:
1. Подготовка и повышение квалификации
преподавателей русского языка как
иностранного
2. Организация семинаров, конференций,
совещаний, олимпиад
3. Подготовка изданий и просветительская
деятельность в области русского языка и
литературы
4. Пропаганда русского языка в средствах
массовой информации
5. Меры, направленные на сохранение позиций
русского языка в России и за рубежом
6. Организационно-методическое сопровождение
Программы
Объемы и источники - на 2002 - 2005 годы всего - 165180 тыс.
финансирования рублей, из них: средства федерального
бюджета - 128140 тыс. рублей, средства
бюджетов субъектов Российской Федерации -
15440 тыс. рублей, внебюджетные средства -
21600 тыс. рублей
в том числе:
выделено в 2002 году 20380 тыс. рублей,
из них:
на научно-исследовательские работы -
7090 тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 1400 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 2940 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 2750 тыс. рублей;
на прочие нужды - 13290 тыс. рублей, в том
числе средства федерального бюджета -
10890 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1000 тыс.
рублей, внебюджетные средства 1400 тыс.
рублей;
предусмотрено на 2003 год 39818 тыс. рублей,
из них:
на научно-исследовательские работы -
7018 тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 1568 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 2700 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 2750 тыс. рублей;
на прочие нужды - 32800 тыс. рублей, в том
числе средства федерального бюджета -
30000 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1400 тыс.
рублей, внебюджетные средства - 1400 тыс.
рублей;
предусмотрено на 2004 - 2005 годы 104982
тыс. рублей, из них:
на научно-исследовательские работы - 13182
тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 4282 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 5400 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 3500 тыс. рублей;
на прочие нужды - 91800 тыс. рублей, в том
числе средства федерального бюджета - 80000
тыс. рублей, средства бюджетов субъектов
Российской Федерации - 2000 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 9800 тыс. рублей
Ожидаемые - новый свод правил современного русского
результаты языка;
реализации разработка словарной и грамматической
Программы кодификации русского языка;
аналитические доклады по вопросу
функционирования русского языка как
межнационального;
разработка новых технологий обучения
русскому языку, создание нового поколения
учебников;
разработка языковых квалификационных
требований по использованию русского языка
должностными лицами и государственными
служащими;
разработка стандартов в области контроля
качества владения нормами русского
литературного языка, подготовка типовых
тестовых материалов;
разработка документов по международной
сертификации уровней владения русским
языком в соответствии с требованиями
Совета Европы и ЮНЕСКО;
выпуск нового поколения учебно-методической
литературы;
создание и освоение современных методов
преподавания русского языка в средней и
высшей школе в России и в странах ближнего
и дальнего зарубежья;
получение сведений о реальной языковой
ситуации в России;
составление научного прогноза развития
межъязыковых отношений в стране;
разработка теории языковой политики в
многонациональном государстве;
разработка законодательной базы,
регулирующей функционирование русского
языка как государственного;
издание новых образцов научной,
популярной и справочной литературы по
русскому языку;
подготовка справочников, словарей, текстов
с культурологическим комментарием,
направленных на сохранение русской
духовности в системе образования;
подготовка вузовских программ по
современному русскому языку, его истории,
диалектологии, стилистике, истории
русского литературного языка и культуре
речи;
разработка курсов дистанционного обучения
русскому языку как иностранному;
создание гибких моделей обучения русскому
языку как иностранному;
подготовка нового поколения программ,
учебников и учебных пособий по русскому
языку как иностранному;
создание цикла передач на телевидении и
радио, пропагандирующих русский язык и
русскую культуру;
разработка региональных программ "Русский
язык", входящих в общую систему мероприятий
Система - определяется Федеральным агентством
организации по образованию
контроля за
исполнением
Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и государств - участников СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций, принадлежит к самым распространенным в мире языкам. Русский язык играет важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в осуществлении сотрудничества с народами государств - участников СНГ и стран Балтии, с мировым сообществом в целом.
Основой языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации, поощряется изучение национальных языков населением ее республик и создаются условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.
Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.
В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова - паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач.
Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи.
Преподаватели русского языка и литературы в школах и вузах (особенно национальных) ощущают нехватку учебно-методической литературы. Из-за недостатка средств не обеспечивается необходимый объем научно-методической работы в области русского языка и словесности. Не хватает словарей и справочников, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской классической литературы. Между тем в условиях нынешней языковой ситуации исключительно важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской литературы, что поможет сохранению и исследованию богатых выразительных возможностей русского литературного языка.
Распространение русского языка за рубежом является важным направлением международной политики Российской Федерации. Но современное положение русского языка в мире, его функционирование за пределами России вызывают самую серьезную озабоченность.
В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие образовательные центры, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не получают методической и материально-технической помощи из России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В ряде государств-участников СНГ и стран Балтии вытеснение русского языка из государственных учебных программ исключает возможность его организованного изучения. Свертывание обучения на русском языке усиливает социальную напряженность. Нельзя забывать о необходимости государственной поддержки со стороны России стремления многих миллионов русских, проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, сохранить русскую культуру.
Необходимо также отметить резкое сокращение теле- и радиовещания на русском языке, ограничение информационного, образовательного и культурного пространства в связи с вытеснением русского языка из печатных и электронных средств массовой информации.
В настоящее время в большинстве стран ближнего зарубежья использование русского языка как средства межнационального общения сохраняется в основном за счет созданной в предшествующие годы базы, которая, не имея внутренней и внешней поддержки, постепенно разрушается.
Качество преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка.
На территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка.
В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, что будучи национальным достоянием общества язык должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика как часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах общества, их дальнейшего развития и взаимодействия.
Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002 - 2005 годы (далее именуется - Программа) нацелена на обновление языковой политики, на составление среднесрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных).
2. Цель и задачи реализации Программы
Целью Программы является сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России.
Программа призвана решать задачи федерального уровня и
государственного значения:
развитие и распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
развитие русского языка как национального языка русского народа;
укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии;
расширение влияния русского языка в сфере международного общения;
обновление содержания и методов обучения русскому языку;
усиление роли русского языка в сфере образования;
разработка комплекса мер по пропаганде с помощью средств массовой информации русского языка и русской культуры;
сохранение единого культурного пространства.
Предусмотренная Программой система мероприятий направлена на решение указанных задач.
Опыт реализации программы по русскому языку в 1996 - 2001 годах показал, что абсолютное большинство проектов и мероприятий, выполнение которых было начато, дало первые положительные результаты. В 2002 - 2005 годах необходимо продолжить работу по созданию предпосылок для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия, по обеспечению преподавания русского языка в школах и вузах на базе новых учебников и новейших образовательных технологий, по содействию консолидации и культурному развитию народов России, а также по распространению русского языка за рубежом.
3. Программные мероприятия
Система программных мероприятий состоит из двух частей: "Научно-исследовательские работы" и "Прочие нужды".
Первая часть "Научно-исследовательские работы" включает три раздела:
русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка;
русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры;
русский язык как мировой язык.
Каждый раздел содержит тематические подразделы, предусматривающие реализацию научно-исследовательских проектов.
Первая часть предусматривает проведение фундаментальных исследований, связанных с функционированием русского языка в различных сферах жизнедеятельности общества, в целях создания теоретических и учебно-методических основ развития русского языка как государственного, как языка межнационального общения, как иностранного языка.
На основе проведенных исследований предполагается разработать теоретические основы языковой политики в России на современном этапе и создать новое поколение учебной, методической и справочной литературы для разных категорий обучающихся.
Во второй части "Прочие нужды" предусматриваются повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного, проведение семинаров, конференций, олимпиад по проблемам русского языка и литературы, подготовка опытных образцов программ и учебно-методических пособий по русскому языку и литературе для разных категорий обучающихся, пропаганда русского языка в средствах массовой информации.
В 2004 - 2005 годах предусматривается осуществление общественно значимых мероприятий:
проведение семинаров для преподавателей, работающих в высших учебных заведениях государств - участников СНГ и стран Балтии, преподавателей русского языка, обучающих детей соотечественников в Федеративной Республике Германия, российско-французского семинара по вопросам языковой политики и языковой нормы, международных конференций по проблемам русского языка и литературы, совещаний преподавателей, работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом;
проведение международной и ежегодных всероссийских олимпиад школьников, международных олимпиад школьников государств - участников СНГ и стран Балтии по русскому языку, конкурсов российских школьников и студентов, изучающих французский язык, и французских школьников и студентов, изучающих русский язык, на лучшее знание языка и страны изучаемого языка, а также мероприятий, приуроченных к Пушкинским дням, международных фестивалей, конкурсов по русскому языку и литературе, конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности";
организация повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (граждан Российской Федерации), преподавателей русского языка, работающих за рубежом, с учетом условий организации образовательного процесса в разных странах, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий;
издание учебно-методической литературы по русскому языку для обучающихся за рубежом;
создание банков данных о русском языке, русской литературе и культуре;
подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы;
оказание поддержки деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровней.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
Общий объем ассигнований на финансирование Программы в 2002 - 2005 годах составляет 165180 тыс. рублей, в том числе 128140 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета, 15440 тыс. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 21600 тыс. рублей - за счет внебюджетных средств.
Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании федерального бюджета.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
Реализация Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Федеральным агентством по образованию - государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий.
Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика.
Реализация Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется на основе соглашений, заключаемых ежегодно Федеральным агентством по образованию с каждым участвующим в реализации Программы субъектом Российской Федерации в соответствии с общим соглашением о сотрудничестве, заключенным ранее в установленном порядке.
Реализация Программы за счет внебюджетных средств осуществляется путем использования собственных средств вузов, участвующих в мероприятиях Программы.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: плана проведения конкурсов на исполнение программных мероприятий, государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов.
Федеральное агентство по образованию отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.
Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ
от 25.11.2003 N 712.
Государственный заказчик информирует Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации обо всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.
6. Управление реализацией Программы и контроль
за ходом ее выполнения
Текущее управление и контроль за исполнением и реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Федеральным агентством по образованию.
Руководителем Программы является Министр образования Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделенных на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы, возглавляет научно-координационный совет Программы (далее - совет).
Совет является коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и образовательных учреждений, авторитетные ученые. Совет участвует в выборе научных и научно-методических направлений исследований, формировании мероприятий Программы, проведении оценки полноты и комплексности исследований и мероприятий и подготовке рекомендаций о дальнейшем использовании результатов этих работ.
Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматривается на заседаниях коллегии Федерального агентства по образованию, в подготовке которых принимают участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и представители субъектов Российской Федерации.
Государственный заказчик Программы совместно с Федеральной службой государственной статистики организует ведение статистической отчетности по реализации Программы, а также направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств Федеральное агентство по образованию уточняет целевые показатели, в том числе включает (исключает) программные мероприятия, а также затраты по выполнению мероприятий и механизм реализации Программы.
7. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы будет:
улучшаться ситуация в области распространения русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации, на основе научных данных о функционировании русского языка как межнационального, данных об уровне и качестве владения русским языком в многонациональной среде и данных о взаимоотношении русского языка и национальных языков России;
обеспечено совершенствование законодательства по вопросам русского языка как государственного и соответствующих законов субъектов Российской Федерации;
внедрена методика тестового контроля за уровнем владения русским языком государственными служащими;
повышена речевая культура в средствах массовой информации, публичных выступлениях на основе разработанного нового свода правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации;
создано новое поколение учебно-методической литературы по русскому языку и программ для подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;
усовершенствован образовательный процесс в школах и вузах на основе использования нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку, новых технологий, включая дистанционные;
создана система подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;
возрастать интерес к русскому языку у учащихся и студентов за счет проведения российских и международных ежегодных олимпиад, ежегодного общероссийского Праздника русского языка, литературы и культуры, приуроченного к Пушкинским дням;
разработана научно - теоретическая база энциклопедии русской словесности;
укреплена позиция русского языка как средства международного общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии за счет регулярного проведения конференций по проблемам русского языка, разработки программ для преподавателей русского языка и литературы в школах, преподавание в которых ведется на русском языке, выпуска соответствующих учебников по обучению русскому языку как иностранному и выработки требований по аттестации преподавателей русского языка как иностранного;
активизирована деятельность средств массовой информации по освещению проблем русского языка и русской культуры.
МЕРОПРИЯТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
(тыс. рублей)
┌─────────────────────┬─────────┬──────────────────────────────────┬─────────────────────┐
│ │Источник │ Объем финансирования │ Ожидаемые результаты│
│ │финанси- ├──────┬───────────────────────────┤ │
│ │рования │2002 -│ в том числе │ │
│ │ │ 2005 ├─────┬─────┬───────┬───────┤ │
│ │ │годы -│2002 │2003 │ 2004 │ 2005 │ │
│ │ │всего │ год │ год │ год │ год │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Часть I. Научно-исследовательские работы │
│ │
│ 1. Русский язык как государственный язык │
│ Российской Федерации. │
│ Государственная политика в области │
│ русского языка │
│ │
│ Развитие русского языка как государственного │
│ языка Российской Федерации │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│1. Разработка норм │федераль-│ 100│ 100│ - │ - │ - │подготовка новых пра-│
│грамматической коди- │ный │ │ │ │ │ │вил русской орфогра- │
│фикации русского язы-│бюджет │ │ │ │ │ │фии, орфоэпии, пунк- │
│ка. Совершенствование│ │ │ │ │ │ │туации и рекомендаций│
│правил русской орфо- │ │ │ │ │ │ │по грамматической ко-│
│графии, орфоэпии и │ │ │ │ │ │ │дификации русского │
│пунктуации │ │ │ │ │ │ │языка │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│2. Анализ российского│федераль-│ 230│ - │ 60│ 75 │ 95 │подготовка аналити- │
│и зарубежного законо-│ный │ │ │ │ │ │ческих докладов по │
│дательства по вопро- │бюджет │ │ │ │ │ │вопросам языковой по-│
│сам языковой полити- │ │ │ │ │ │ │литики, комментариев │
│ки. Исследование нор-│ │ │ │ │ │ │к законодательным ак-│
│мативных правовых ак-│ │ │ │ │ │ │там стран Балтии по │
│тов по вопросам рус- │ │ │ │ │ │ │вопросам русского │
│ского языка │ │ │ │ │ │ │языка (по странам) │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│3. Исследование сос- │федераль-│ 911│ 265│ 121│ 230 │ 295 │составление обзоров │
│тояния и функциониро-│ный │ │ │ │ │ │по вопросам функцио- │
│вания русского языка │бюджет │ │ │ │ │ │нирования русского │
│в субъектах Российс- │ │ │ │ │ │ │языка как межнацио- │
│кой Федерации. Разра-│ │ │ │ │ │ │нального; подготовка │
│ботка языковой поли- │ │ │ │ │ │ │информации об уровне │
│тики в многонацио- │ │ │ │ │ │ │и качестве владения │
│нальном государстве. │ │ │ │ │ │ │русским языком в мно-│
│Проведение этносоцио-│ │ │ │ │ │ │гонациональной среде;│
│логических исследова-│ │ │ │ │ │ │проведение этносоцио-│
│ний в области функци-│ │ │ │ │ │ │логических исследова-│
│онирования русского │ │ │ │ │ │ │ний в области взаимо-│
│языка в условиях мно-│ │ │ │ │ │ │отношений русского │
│гоязычия │ │ │ │ │ │ │языка и национальных │
│ │ │ │ │ │ │ │языков в Российской │
│ │ │ │ │ │ │ │Федерации │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│4. Разработка регио- │средства │ 2000│ 500│ 500│ 500 │ 500 │создание региональных│
│нальных программ по │бюджетов │ │ │ │ │ │программ по русскому │
│русскому языку │субъектов│ │ │ │ │ │языку │
│ │Россий- │ │ │ │ │ │ │
│ │ской Фе- │ │ │ │ │ │ │
│ │дерации │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │ 3241│ 865│ 681│ 805 │ 890 │ │
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │
│средства федерального│ │ 1241│ 365│ 181│ 305 │ 390 │ │
│бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
│средства бюджетов │ │ 2000│ 500│ 500│ 500 │ 500 │ │
│субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Оценка качества и уровня владения русским языком │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│5. Разработка языко- │федераль-│ 619│ 140│ 139│ 150 │ 190 │подготовка требований│
│вых квалификационных │ный │ │ │ │ │ │к владению русским │
│требований по исполь-│бюджет │ │ │ │ │ │языком государствен- │
│зованию русского язы-│ │ │ │ │ │ │ными служащими и │
│ка государственными │ │ │ │ │ │ │практикума по культу-│
│служащими │ │ │ │ │ │ │ре речи для государ- │
│ │ │ │ │ │ │ │ственных служащих │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│6. Разработка стан- │федераль-│ 212│ 110│ 102│ - │ - │подготовка учебных │
│дартов в области │ный │ │ │ │ │ │тестовых материалов │
│контроля качества │бюджет │ │ │ │ │ │по культуре русской │
│владения русским ли- │ │ │ │ │ │ │речи │
│тературным языком. │ │ │ │ │ │ │ │
│Подготовка типовых │ │ │ │ │ │ │ │
│тестовых материалов │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│7. Разработка доку- │федераль-│ 459│ - │ 139│ 135 │ 185 │подготовка концепции │
│ментов по международ-│ный │ │ │ │ │ │создания уровней тес-│
│ной сертификации │бюджет │ │ │ │ │ │тирования русского │
│уровней владения │ │ │ │ │ │ │языка как иностранно-│
│русским языком в со- │ │ │ │ │ │ │го, лингводидактичес-│
│ответствии с требова-│ │ │ │ │ │ │кого описания, систе-│
│ниями Совета Европы и│ │ │ │ │ │ │мы требований и мини-│
│ЮНЕСКО │ │ │ │ │ │ │мумов указанных уров-│
│ │ │ │ │ │ │ │ней │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │1290 │ 250│ 380│ 285 │ 375 │ │
│в том числе средства │ │1290 │ 250│ 380│ 285 │ 375 │ │
│федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ 2. Русский язык как национальный язык русского народа, │
│ основа его художественной литературы │
│ и духовной культуры │
│ │
│ Исследования в области русского языка и культуры речи │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│8. Исследования по │федераль-│ 392│ 50│ 92│ 110 │ 140 │подготовка научных │
│истории русского язы-│ный │ │ │ │ │ │публикаций, посвящен-│
│ка, способствующие │бюджет │ │ │ │ │ │ных различным хроно- │
│развитию русского на-│ │ │ │ │ │ │логическим периодам │
│ционального самосоз- │ │ │ │ │ │ │развития русского │
│нания │ │ │ │ │ │ │языка │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │ 392│ 50│ 92│ 110 │ 140 │ │
│в том числе средства │ │ 392│ 50│ 92│ 110 │ 140 │ │
│федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Исследования в области художественной литературы │
│ и духовной культуры русского народа │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│9. Литературовед- │внебюд- │ 6000│ 2000│ 2000│ 2000 │ - │подготовка научных │
│ческие исследования │жетные │ │ │ │ │ │обзоров, статей, мо- │
│в области класси- │средства │ │ │ │ │ │нографий по класси- │
│ческой русской ли- │ │ │ │ │ │ │ческой русской лите- │
│тературы. Обобщение │ │ │ │ │ │ │ратуре и русской │
│опыта русской школы │ │ │ │ │ │ │школе художественно- │
│художественного пе- │ │ │ │ │ │ │го перевода │
│ревода и дальнейшее │ │ │ │ │ │ │ │
│ее развитие │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│10. Разработка ин- │федераль-│ 778│ 150│ 139│ 99 │ 390 │создание банка дан- │
│формационного и │ный │ │ │ │ │ │ных о русской лите- │
│программного обес- │бюджет │ │ │ │ │ │ратуре и культуре │
│печения для форми- │ │ │ │ │ │ │ │
│рования базы данных │ │ │ │ │ │ │ │
│по русской литера- │ │ │ │ │ │ │ │
│туре и культуре │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│11. Разработка │федераль-│ 350│ - │ 92│ 70,8│ 187,2│создание историко- │
│культурологических │ный │ │ │ │ │ │культурологических │
│комментариев к про- │бюджет │ │ │ │ │ │комментариев к произ-│
│изведениям русской │ │ │ │ │ │ │ведениям русской │
│классической лите- │ │ │ │ │ │ │классической литера- │
│ратуры │ │ │ │ │ │ │туры для общеобразо- │
│ │ │ │ │ │ │ │вательных учреждений │
│ │ │ │ │ │ │ │Российской Федерации │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│12. Разработка новых │федераль-│ 150│ 150│ - │ - │ - │формирование новых │
│программ по современ-│ный │ │ │ │ │ │программ по современ-│
│ному русскому языку, │бюджет │ │ │ │ │ │ному русскому языку с│
│его истории и диалек-│ │ │ │ │ │ │учетом последних дос-│
│тологии, стилистике, │ │ │ │ │ │ │тижений науки (для │
│истории русского ли- │ │ │ │ │ │ │языковых факультетов │
│тературного языка, │ │ │ │ │ │ │высших учебных заве- │
│культуре речи для │ │ │ │ │ │ │дений) │
│высших учебных заве- │ │ │ │ │ │ │ │
│дений │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │ 7278│ 2300│ 2231│ 2169,8│ 577,2│ │
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │
│средства федерального│ │ 1278│ 300│ 231│ 169,8│ 577,2│ │
│бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
│внебюджетные средства│ │ 6000│ 2000│ 2000│ 2000 │ - │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Русский язык в системе среднего и высшего образования │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│13. Экспертиза совре-│средства │ 840│ 240│ 200│ 200 │ 200 │унификация концепций │
│менных концепций язы-│бюджетов │ │ │ │ │ │языкового образования│
│кового образования в │субъектов│ │ │ │ │ │в русских и нацио- │
│вузах и общеобразова-│Россий- │ │ │ │ │ │нальных общеобразова-│
│тельных учреждениях в│ской Фе- │ │ │ │ │ │тельных учреждениях │
│соответствии с требо-│дерации │ │ │ │ │ │Российской Федерации │
│ваниями государствен-│ │ │ │ │ │ │ │
│ных образовательных │ │ │ │ │ │ │ │
│стандартов │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│14. Экспертиза дейс- │средства │ 4000│ 1000│ 1000│ 1000 │ 1000 │подготовка экспери- │
│твующих и разработка │бюджетов │ │ │ │ │ │ментальных концепций │
│экспериментальных │субъектов│ │ │ │ │ │учебной литературы │
│концепций учебной ли-│Россий- │ │ │ │ │ │нового поколения для │
│тературы нового поко-│ской Фе- │ │ │ │ │ │общеобразовательных │
│ления для общеобразо-│дерации │ │ │ │ │ │учреждений Российской│
│вательных учреждений │ │ │ │ │ │ │Федерации (русский │
│Российской Федерации │ │ │ │ │ │ │язык и литература) │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│15. Разработка прог- │внебюд- │ 800│ 150│ 150│ 150 │ 350 │формирование учебно- │
│рамм преподавания │жетные │ │ │ │ │ │методических программ│
│русского языка и ли- │средства │ │ │ │ │ │преподавания русского│
│тературы в школах │ │ │ │ │ │ │языка и литературы в │
│русской диаспоры │ │ │ │ │ │ │школах русской диас- │
│ │ │ │ │ │ │ │поры │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│16. Разработка кон- │средства │ 4000│ 1000│ 1000│ 1000 │ 1000 │создание эксперимен- │
│цепций языкового об- │бюджетов │ │ │ │ │ │тальных программ │
│разования и подготов-│субъектов│ │ │ │ │ │русского языка для │
│ка экспериментальных │Россий- │ │ │ │ │ │национальных общеоб- │
│образовательных прог-│ской │ │ │ │ │ │разовательных учреж- │
│рамм русского языка │Федерации│ │ │ │ │ │дений России │
│для национальных об- │ │ │ │ │ │ │ │
│щеобразовательных уч-│ │ │ │ │ │ │ │
│реждений России │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│17. Подготовка обра- │средства │ 200│ 200│ - │ - │ - │формирование новых │
│зовательных программ │бюджетов │ │ │ │ │ │образовательных прог-│
│по русскому языку и │субъектов│ │ │ │ │ │рамм в области рус- │
│литературе в соот- │Россий- │ │ │ │ │ │ской словесности │
│ветствии с планируе- │ской Фе- │ │ │ │ │ │ │
│мым переходом школь- │дерации │ │ │ │ │ │ │
│ной образовательной │ │ │ │ │ │ │ │
│системы на 12-летнее │ │ │ │ │ │ │ │
│обучение │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│18. Разработка курсов│внебюд- │ 2200│ 600│ 600│ 600 │ 400 │создание курсов дис- │
│дистанционного обуче-│жетные │ │ │ │ │ │танционного обучения │
│ния русскому языку, │средства │ │ │ │ │ │русскому языку, лите-│
│литературе и культуре│ │ │ │ │ │ │ратуре и культуре │
│России │ │ │ │ │ │ │России │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │ 12040│ 3190│ 2950│ 2950 │ 2950 │ │
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │
│средства бюджетов │ │ 9040│ 2440│ 2200│ 2200 │ 2200 │ │
│субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │ │ │
│внебюджетные средства│ │ 3000│ 750│ 750│ 750 │ 750 │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Русский язык в средствах массовой информации │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│19. Научно-методичес-│федераль-│ 310│ 50│ 100│ 75 │ 85 │разработка научно-ме-│
│кие рекомендации по │ный │ │ │ │ │ │тодических рекоменда-│
│русскому языку и │бюджет │ │ │ │ │ │ций по совершенство- │
│культуре речи для ра-│ │ │ │ │ │ │ванию функционирова- │
│ботников средств мас-│ │ │ │ │ │ │ния русского языка в │
│совой информации │ │ │ │ │ │ │средствах массовой │
│ │ │ │ │ │ │ │информации, практику-│
│ │ │ │ │ │ │ │ма по культуре речи │
│ │ │ │ │ │ │ │для работников │
│ │ │ │ │ │ │ │средств массовой ин- │
│ │ │ │ │ │ │ │формации │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│20. Анализ влияния │федераль-│ 280│ 50│ 70│ 75 │ 85 │подготовка научных │
│средств массовой ин- │ный │ │ │ │ │ │публикаций по изуче- │
│формации на процесс │бюджет │ │ │ │ │ │нию тенденций влияния│
│обучения русскому │ │ │ │ │ │ │языка средств массо- │
│языку │ │ │ │ │ │ │вой информации на │
│ │ │ │ │ │ │ │процесс обучения │
│ │ │ │ │ │ │ │русскому языку │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│21. Использование │федераль-│ 230│ - │ 50│ 75 │ 105 │подготовка аналити- │
│средств массовой ин- │ный │ │ │ │ │ │ческих обзоров состо-│
│формации для пропа- │бюджет │ │ │ │ │ │яния русскоязычных │
│ганды русского языка │ │ │ │ │ │ │средств массовой ин- │
│и русской культуры за│ │ │ │ │ │ │формации в странах │
│рубежом в условиях │ │ │ │ │ │ │Балтии (по странам) │
│новой геополитической│ │ │ │ │ │ │ │
│ситуации │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │ 820│ 100│ 220│ 225 │ 275 │ │
│в том числе средства │ │ 820│ 100│ 220│ 225 │ 275 │ │
│федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ 3. Русский язык как мировой язык │
│ │
│ Исследования в области обучения русскому │
│ языку как иностранному │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│22. Исследования в │федераль-│ 450│ 125│ 125│ 90 │ 110 │подготовка аналити- │
│области функциониро- │ный │ │ │ │ │ │ческих обзоров и мо- │
│вания русского языка │бюджет │ │ │ │ │ │нографий по функцио- │
│и национально-языко- │ │ │ │ │ │ │нированию русского │
│вых процессов в госу-│ │ │ │ │ │ │языка в государст- │
│дарствах - участниках│ │ │ │ │ │ │вах - участниках СНГ │
│СНГ и странах Балтии.│ │ │ │ │ │ │и странах Балтии │
│Русский язык в кон- │ │ │ │ │ │ │ │
│тексте интеграционных│ │ │ │ │ │ │ │
│процессов в государ- │ │ │ │ │ │ │ │
│ствах - участниках │ │ │ │ │ │ │ │
│СНГ и странах Балтии │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│23. Разработка новых │федераль-│ 500│ 50│ 60│ 165 │ 225 │создание дистанцион- │
│методов обучения рус-│ный │ │ │ │ │ │ных курсов по обуче- │
│скому языку как ино- │бюджет │ │ │ │ │ │нию русскому языку │
│странному, в том чис-│ │ │ │ │ │ │как иностранному │
│ле с учетом целей и │ │ │ │ │ │ │ │
│задач дистанционного │ │ │ │ │ │ │ │
│обучения │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │ 950│ 175│ 185│ 255 │ 335 │ │
│в том числе средства │ │ 950│ 175│ 185│ 255 │ 335 │ │
│федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Русский язык как средство ознакомления │
│ с культурой России │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│24. Изучение социо- │федераль-│ 110│ - │ - │ 50 │ 60 │подготовка научных │
│лингвистического и │ный │ │ │ │ │ │публикаций по социо- │
│культурологического │бюджет │ │ │ │ │ │лингвистическим и │
│аспектов функциониро-│ │ │ │ │ │ │культурологическим │
│вания русского языка │ │ │ │ │ │ │аспектам функциониро-│
│как языка международ-│ │ │ │ │ │ │вания русского языка │
│ного общения │ │ │ │ │ │ │как языка международ-│
│ │ │ │ │ │ │ │ного общения (в от- │
│ │ │ │ │ │ │ │дельных государст- │
│ │ │ │ │ │ │ │вах - участниках СНГ)│
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│25. Разработка гибких│федераль-│ 100│ 50│ 50│ - │ - │создание гибких моде-│
│моделей языкового об-│ный │ │ │ │ │ │лей обучения русскому│
│разования в соответ- │бюджет │ │ │ │ │ │языку │
│ствии с требованиями │ │ │ │ │ │ │ │
│мировых образователь-│ │ │ │ │ │ │ │
│ных систем │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│26. Лингвокультуроло-│федераль-│ 240│ 50│ 50│ 70 │ 70 │формирование лингво- │
│гическое описание │ный │ │ │ │ │ │культурологического │
│русского языка │бюджет │ │ │ │ │ │тезауруса русского │
│ │ │ │ │ │ │ │языка │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │ 450│ 100│ 100│ 120 │ 130 │ │
│в том числе средства │ │ 450│ 100│ 100│ 120 │ 130 │ │
│федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Русский язык в системе образования иностранных граждан │
│ и соотечественников, живущих за рубежом │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│27. Подготовка учеб- │федераль-│ 829│ 60│ 179│ 255 │ 335 │создание учебно-мето-│
│но-методических мате-│ный │ │ │ │ │ │дических материалов │
│риалов по русскому │бюджет │ │ │ │ │ │по русскому языку для│
│языку для обучающихся│ │ │ │ │ │ │детей соотечественни-│
│за рубежом │ │ │ │ │ │ │ков, проживающих за │
│ │ │ │ │ │ │ │рубежом, учебников по│
│ │ │ │ │ │ │ │русскому языку для │
│ │ │ │ │ │ │ │школ Эстонской Рес- │
│ │ │ │ │ │ │ │публики (с эстонским │
│ │ │ │ │ │ │ │языком обучения) │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │ 829│ 60│ 179│ 255 │ 335 │ │
│в том числе средства │ │ 829│ 60│ 179│ 255 │ 335 │ │
│федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Всего по части I "На-│ │ 27290│ 7090│ 7018│ 7174,8│ 6007,2│ │
│учно-исследователь- │ │ │ │ │ │ │ │
│ские работы" │ │ │ │ │ │ │ │
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │
│средства федерального│ │ 7250│ 1400│ 1568│ 1724,8│ 2557,2│ │
│бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
│средства бюджетов │ │ 11040│ 2940│ 2700│ 2700 │ 2700 │ │
│субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │ │ │
│внебюджетные средства│ │ 9000│ 2750│ 2750│ 2750 │ 750 │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Часть II. Прочие нужды │
│ │
│ 1. Повышение квалификации преподавателей русского │
│ языка как иностранного │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│28. Разработка эффек-│федераль-│ 1050│ 400│ 650│ - │ - │создание и внедрение │
│тивных стратегий и │ный │ │ │ │ │ │инновационных форм │
│технологий для форми-│бюджет │ │ │ │ │ │повышения квалифика- │
│рования профессио- │ │ │ │ │ │ │ции преподавателей │
│нально-педагогической│ │ │ │ │ │ │русского языка как │
│культуры преподавате-│ │ │ │ │ │ │иностранного │
│лей русского языка │ │ │ │ │ │ │ │
│как иностранного │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│29. Разработка инно- │федераль-│ 1024│ 400│ 624│ - │ - │создание комплекса │
│вационных технологий │ный │ │ │ │ │ │программ по русскому │
│в обучении русскому │бюджет │ │ │ │ │ │языку как иностранно-│
│языку как иностранно-│ │ │ │ │ │ │му для различных ка- │
│му │ │ │ │ │ │ │тегорий обучающихся │
│ │ │ │ │ │ │ │на основе инновацион-│
│ │ │ │ │ │ │ │ных технологий обуче-│
│ │ │ │ │ │ │ │ния │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│30. Разработка гибких│федераль-│ 1500│ 500│ 1000│ - │ - │создание комплектов │
│моделей обучения рус-│ный │ │ │ │ │ │учебно-методических и│
│скому языку как ино- │бюджет │ │ │ │ │ │дидактических матери-│
│странному в разных │ │ │ │ │ │ │алов с учетом конк- │
│странах с учетом кон-│ │ │ │ │ │ │ретных условий орга- │
│кретных условий орга-│ │ │ │ │ │ │низации процесса обу-│
│низации учебного про-│ │ │ │ │ │ │чения русскому языку │
│цесса │ │ │ │ │ │ │как иностранному │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│31. Повышение квали- │федераль-│ 7850│ 600│ 250│ 3500 │ 3500 │организация курсов │
│фикации преподавате- │ный │ │ │ │ │ │повышения квалифика- │
│лей русского языка │бюджет │ │ │ │ │ │ции для преподавате- │
│как иностранного │ │ │ │ │ │ │лей русского языка │
│(граждан Российской │ │ │ │ │ │ │как иностранного │
│Федерации) │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│32. Повышение квали- │федераль-│ 7500│ 200│ 300│ 3500 │ 3500 │организация курсов │
│фикации преподавате- │ный │ │ │ │ │ │повышения квалифика- │
│лей русского языка, │бюджет │ │ │ │ │ │ции для преподавате- │
│работающих за рубе- │ │ │ │ │ │ │лей русского языка, │
│жом, с учетом условий│ │ │ │ │ │ │работающих за рубежом│
│организации образова-│ │ │ │ │ │ │ │
│тельного процесса в │ │ │ │ │ │ │ │
│разных странах │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│33. Организация кур- │федераль-│ 8000│ - │ - │ 4000 │ 4000 │организация курсов │
│сов повышения квали- │ный │ │ │ │ │ │повышения квалифика- │
│фикации преподавате- │бюджет │ │ │ │ │ │ции преподавателей │
│лей русского языка │ │ │ │ │ │ │русского языка как │
│как иностранного на │ │ │ │ │ │ │иностранного на осно-│
│основе дистанционных │ │ │ │ │ │ │ве дистанционных об- │
│образовательных тех- │ │ │ │ │ │ │разовательных техно- │
│нологий │ │ │ │ │ │ │логий и их програм- │
│ │ │ │ │ │ │ │мно-методическое соп-│
│ │ │ │ │ │ │ │ровождение; │
│ │ │ │ │ │ │ │создание нового учеб-│
│ │ │ │ │ │ │ │но-методического │
│ │ │ │ │ │ │ │комплекса по русскому│
│ │ │ │ │ │ │ │языку для 5 - 6 и 10 │
│ │ │ │ │ │ │ │- 11 классов общеоб- │
│ │ │ │ │ │ │ │разовательных учреж- │
│ │ │ │ │ │ │ │дений (электронная │
│ │ │ │ │ │ │ │версия) │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │ 26924│ 2100│ 2824│11000 │11000 │ │
│в том числе средства │ │ 26924│ 2100│ 2824│11000 │11000 │ │
│федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ 2. Организация семинаров, конференций, │
│ совещаний, олимпиад │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│34. Проведение между-│федераль-│ 5426│ 300│ 1526│ 1800 │ 1800 │проведение семинаров │
│народных семинаров и │ный │ │ │ │ │ │для преподавателей, │
│совещаний преподава- │бюджет │ │ │ │ │ │работающих в высших │
│телей русского языка │ │ │ │ │ │ │учебных заведениях │
│и литературы, работа-│ │ │ │ │ │ │государств - участни-│
│ющих за рубежом │ │ │ │ │ │ │ков СНГ и стран Бал- │
│ │ │ │ │ │ │ │тии; │
│ │ │ │ │ │ │ │проведение семинара │
│ │ │ │ │ │ │ │для преподавателей │
│ │ │ │ │ │ │ │русского языка, обу- │
│ │ │ │ │ │ │ │чающих детей сооте- │
│ │ │ │ │ │ │ │чественников в Феде- │
│ │ │ │ │ │ │ │ративной Республике │
│ │ │ │ │ │ │ │Германия; │
│ │ │ │ │ │ │ │проведение совещаний │
│ │ │ │ │ │ │ │преподавателей, рабо-│
│ │ │ │ │ │ │ │тающих в российских │
│ │ │ │ │ │ │ │центрах науки и куль-│
│ │ │ │ │ │ │ │туры за рубежом │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│35. Проведение между-│федераль-│ 2100│ 100│ - │ 1000 │ 1000 │проведение междуна- │
│народных конференций,│ный │ │ │ │ │ │родных конференций по│
│семинаров по пробле- │бюджет │ │ │ │ │ │проблемам русского │
│мам русского языка и │ │ │ │ │ │ │языка и литературы; │
│литературы │ │ │ │ │ │ │проведение российско-│
│ │ │ │ │ │ │ │французского семинара│
│ │ │ │ │ │ │ │по вопросам языковой │
│ │ │ │ │ │ │ │политики и языковой │
│ │ │ │ │ │ │ │нормы │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│36. Проведение между-│средства │ 400│ - │ 400│ - │ - │обобщение зарубежного│
│народного семинара │бюджетов │ │ │ │ │ │опыта в создании пра-│
│(симпозиума) по проб-│субъектов│ │ │ │ │ │вовой базы для приме-│
│лемам правового обес-│Россий- │ │ │ │ │ │нения официальных │
│печения статуса госу-│ской Фе- │ │ │ │ │ │языков во внутригосу-│
│дарственных и офици- │дерации │ │ │ │ │ │дарственных и межго- │
│альных языков │ │ │ │ │ │ │сударственных отноше-│
│ │ │ │ │ │ │ │ниях │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│37. Организация еже- │внебюд- │ 200│ 50│ 50│ 50 │ 50 │проведение конферен- │
│годных конференций по│жетные │ │ │ │ │ │ций по проблемам язы-│
│проблемам языковой │средства │ │ │ │ │ │ковой ситуации, пуб- │
│ситуации в зарубежных│ │ │ │ │ │ │ликации по итогам │
│странах │ │ │ │ │ │ │конференции │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│38. Проведение еже- │федераль-│ 29500│ - │ 6000│12000 │11500 │проведение междуна- │
│годных всероссийских │ный │ │ │ │ │ │родных олимпиад │
│и международных олим-│бюджет │ │ │ │ │ │школьников по русско-│
│пиад и конкурсов │ │ │ │ │ │ │му языку; │
│школьников и студен- │внебюд- │ 200│ 50│ 50│ 50 │ 50 │проведение всероссий-│
│тов по русскому языку│жетные │ │ │ │ │ │ских олимпиад школь- │
│ │средства │ │ │ │ │ │ников по русскому │
│ │ │ │ │ │ │ │языку; │
│ │ │ │ │ │ │ │проведение олимпиад │
│ │ │ │ │ │ │ │школьников государств│
│ │ │ │ │ │ │ │- участников СНГ и │
│ │ │ │ │ │ │ │стран Балтии по русс-│
│ │ │ │ │ │ │ │кому языку; проведе- │
│ │ │ │ │ │ │ │ние конкурсов рос- │
│ │ │ │ │ │ │ │сийских школьников и │
│ │ │ │ │ │ │ │студентов, изучающих │
│ │ │ │ │ │ │ │французский язык, и │
│ │ │ │ │ │ │ │французских школьни- │
│ │ │ │ │ │ │ │ков и студентов, изу-│
│ │ │ │ │ │ │ │чающих русский язык, │
│ │ │ │ │ │ │ │на лучшее знание язы-│
│ │ │ │ │ │ │ │ка и страны изучаемо-│
│ │ │ │ │ │ │ │го языка │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│39. Проведение еже- │федераль-│ 4465│ 650│ 915│ 1700 │ 1200 │проведение междуна- │
│годных всероссийских │ный │ │ │ │ │ │родных и всероссийс- │
│и международных меро-│бюджет │ │ │ │ │ │ких мероприятий, при-│
│приятий по русскому │ │ │ │ │ │ │уроченных к Пушкин- │
│языку, литературе и │ │ │ │ │ │ │ским дням │
│культуре, приурочен- │ │ │ │ │ │ │ │
│ных к Пушкинским дням│ │ │ │ │ │ │ │
│(6 июня и 19 октября)│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│40. Проведение кон- │федераль-│ 2000│ - │ - │ 1000 │ 1000 │проведение конкурсов │
│курсов "За образцовое│ный │ │ │ │ │ │"За образцовое владе-│
│владение русским язы-│бюджет │ │ │ │ │ │ние русским языком в │
│ком в профессиональ- │ │ │ │ │ │ │профессиональной дея-│
│ной деятельности" │ │ │ │ │ │ │тельности" │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │ 44291│ 1150│ 8941│17600 │16600 │ │
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │
│средства федерального│ │ 43491│ 1050│ 8441│17500 │16500 │ │
│бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
│средства бюджетов │ │ 400│ - │ 400│ - │ - │ │
│субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │ │ │
│внебюджетные средства│ │ 400│ 100│ 100│ 100 │ 100 │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ 3. Подготовка изданий и просветительская деятельность │
│ в области русского языка и литературы │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│41. Создание банков │федераль-│ 7150│ 600│ 950│ 2800 │ 2800 │формирование банка │
│данных о русском язы-│ный │ │ │ │ │ │данных о русском язы-│
│ке │бюджет │ │ │ │ │ │ке, его истории и │
│ │ │ │ │ │ │ │современном состоя- │
│ │ │ │ │ │ │ │нии; │
│ │ │ │ │ │ │ │формирование банка │
│ │ │ │ │ │ │ │данных о функциониро-│
│ │ │ │ │ │ │ │вании русского языка │
│ │ │ │ │ │ │ │в субъектах Россий- │
│ │ │ │ │ │ │ │ской Федерации и за │
│ │ │ │ │ │ │ │рубежом, в том числе │
│ │ │ │ │ │ │ │в государствах - │
│ │ │ │ │ │ │ │участниках СНГ и в │
│ │ │ │ │ │ │ │странах Балтии │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│42. Издание словарей │федераль-│ 3965│ 1235│ 2730│ - │ - │издание и переиздание│
│русского языка │ный │ │ │ │ │ │словарей русского │
│ │бюджет │ │ │ │ │ │языка │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │внебюд- │ 5000│ - │ - │ 2500 │ 2500 │ │
│ │жетные │ │ │ │ │ │ │
│ │средства │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│43. Издание двуязыч- │средства │ 2000│ 500│ 500│ 500 │ 500 │издание двуязычных │
│ных словарей (русско-│бюджетов │ │ │ │ │ │словарей (русско-на- │
│национальных, нацио- │субъектов│ │ │ │ │ │циональных, нацио- │
│нально-русских) │Россий- │ │ │ │ │ │нально-русских) │
│ │ской Фе- │ │ │ │ │ │ │
│ │дерации │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│44. Издание словаря │внебюд- │ 4000│ 1000│ 1000│ 1000 │ 1000 │издание словаря языка│
│языка А.С. Пушкина │жетные │ │ │ │ │ │А.С. Пушкина (в 4 то-│
│(в 4 томах) │средства │ │ │ │ │ │мах) │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│45. Популяризация │федераль-│ 1200│ 190│ 1010│ - │ - │издание классических │
│классических работ по│ный │ │ │ │ │ │работ по проблемам │
│проблемам русистики │бюджет │ │ │ │ │ │русистики │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │внебюд- │ 2000│ - │ - │ 1000 │ 1000 │ │
│ │жетные │ │ │ │ │ │ │
│ │средства │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│46. Издание учебно- │федераль-│ 4000│ 250│ 750│ 1500 │ 1500 │издание учебно-мето- │
│методической литера- │ный │ │ │ │ │ │дической литературы │
│туры по русскому язы-│бюджет │ │ │ │ │ │по русскому языку для│
│ку для обучающихся за│ │ │ │ │ │ │детей соотечественни-│
│рубежом │ │ │ │ │ │ │ков, обучающихся за │
│ │ │ │ │ │ │ │рубежом (для различ- │
│ │ │ │ │ │ │ │ных ступеней и форм │
│ │ │ │ │ │ │ │обучения) │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│47. Издание справоч- │внебюд- │ 800│ 200│ 200│ 200 │ 200 │издание справочных │
│ных пособий, слова- │жетные │ │ │ │ │ │пособий, словарей, │
│рей, научно-популяр- │средства │ │ │ │ │ │научно-популярных │
│ных брошюр для работ-│ │ │ │ │ │ │брошюр для работников│
│ников средств массо- │ │ │ │ │ │ │средств массовой ин- │
│вой информации │ │ │ │ │ │ │формации │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │ 30115│ 3975│ 7140│ 9500 │ 9500 │ │
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │
│средства федерального│ │ 16315│ 2275│ 5440│ 4300 │ 4300 │ │
│бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
│средства бюджетов │ │ 2000│ 500│ 500│ 500 │ 500 │ │
│субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │ │ │
│внебюджетные средства│ │ 11800│ 1200│ 1200│ 4700 │ 4700 │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ 4. Пропаганда русского языка в средствах │
│ массовой информации │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│48. Подготовка теле- │федераль-│ 8995│ 1000│ 2595│ 2200 │ 3200 │создание теле- и ра- │
│и радиопередач по │ный │ │ │ │ │ │диопередач по пробле-│
│проблемам русского │бюджет │ │ │ │ │ │мам русского языка и │
│языка и литературы │ │ │ │ │ │ │литературы │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │ 8995│ 1000│ 2595│ 2200 │ 3200 │ │
│в том числе средства │ │ 8995│ 1000│ 2595│ 2200 │ 3200 │ │
│федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ 5. Меры, направленные на укрепление позиций русского │
│ языка в России и за рубежом │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│49. Поддержка дея- │федераль-│ 21365│ 4465│10400│ 3250 │ 3250 │проведение междуна- │
│тельности Международ-│ный │ │ │ │ │ │родных и общероссий- │
│ной ассоциации препо-│бюджет │ │ │ │ │ │ских конференций, се-│
│давателей русского │ │ │ │ │ │ │минаров, совещаний, │
│языка и литературы и │ │ │ │ │ │ │чтений по линии Меж- │
│Общества преподавате-│ │ │ │ │ │ │дународной ассоциации│
│лей русского языка и │ │ │ │ │ │ │преподавателей рус- │
│литературы по прове- │ │ │ │ │ │ │ского языка и литера-│
│дению общественно │ │ │ │ │ │ │туры и Общества пре- │
│значимых мероприятий │ │ │ │ │ │ │подавателей русского │
│общероссийского и │ │ │ │ │ │ │языка и литературы; │
│международного уров- │ │ │ │ │ │ │организационно-техни-│
│ней │ │ │ │ │ │ │ческое и информацион-│
│ │ │ │ │ │ │ │ное обеспечение их │
│ │ │ │ │ │ │ │деятельности │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│50. Разработка систе-│внебюд- │ 400│ 100│ 100│ 100 │ 100 │создание единого об- │
│мы некоммерческого │жетные │ │ │ │ │ │разовательного прост-│
│распространения в го-│средства │ │ │ │ │ │ранства Российской │
│сударствах - участни-│ │ │ │ │ │ │Федерации, государств│
│ках СНГ и странах │ │ │ │ │ │ │- участников СНГ и │
│Балтии учебно-методи-│ │ │ │ │ │ │стран Балтии │
│ческой литературы по │ │ │ │ │ │ │ │
│русскому языку и пе- │ │ │ │ │ │ │ │
│дагогических периоди-│ │ │ │ │ │ │ │
│ческих изданий │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│51. Командирование │средства │ 2000│ 500│ 500│ 500 │ 500 │подготовка отчетов, │
│членов научно-коорди-│бюджетов │ │ │ │ │ │аналитических справок│
│национного совета по │субъектов│ │ │ │ │ │ │
│Федеральной целевой │Россий- │ │ │ │ │ │ │
│программе "Русский │ской │ │ │ │ │ │ │
│язык" в регионы Рос- │Федерации│ │ │ │ │ │ │
│сии │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │ 23765│ 5065│11000│ 3850 │ 3850 │ │
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │
│средства федерального│ │ 21365│ 4465│10400│ 3250 │ 3250 │ │
│бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
│средства бюджетов │ │ 2000│ 500│ 500│ 500 │ 500 │ │
│субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │ │ │
│внебюджетные средства│ │ 400│ 100│ 100│ 100 │ 100 │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ 6. Организационно-методическое сопровождение Программы │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│52. Организационно- │федераль-│ 3800│ - │ 300│ 1750 │ 1750 │формирование банка │
│методическое сопро- │ный │ │ │ │ │ │данных по результатам│
│вождение, техническое│бюджет │ │ │ │ │ │реализации Программы,│
│и информационное │ │ │ │ │ │ │региональным програм-│
│обеспечение деятель- │ │ │ │ │ │ │мам по русскому язы- │
│ности по реализации │ │ │ │ │ │ │ку, мероприятиям по │
│Программы │ │ │ │ │ │ │русскому языку и ли- │
│ │ │ │ │ │ │ │тературе, проводимым │
│ │ │ │ │ │ │ │федеральными органами│
│ │ │ │ │ │ │ │исполнительной власти│
│ │ │ │ │ │ │ │и организациями; │
│ │ │ │ │ │ │ │издание ежегодных ка-│
│ │ │ │ │ │ │ │талогов и информаци- │
│ │ │ │ │ │ │ │онных бюллетеней по │
│ │ │ │ │ │ │ │Программе │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого │ │ 3800│ - │ 300│ 1750 │ 1750 │ │
│в том числе средства │ │ 3800│ - │ 300│ 1750 │ 1750 │ │
│федерального бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Всего по части II │ │137890│13290│32800│45900 │45900 │ │
│"Прочие нужды" │ │ │ │ │ │ │ │
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │
│средства федерального│ │120890│10890│30000│40000 │40000 │ │
│бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
│средства бюджетов │ │ 4400│ 1000│ 1400│ 1000 │ 1000 │ │
│субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │ │ │
│внебюджетные средства│ │ 12600│ 1400│ 1400│ 4900 │ 4900 │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Всего по Программе на│ │165180│20380│39818│53074,8│51907,2│ │
│2002 - 2005 годы │ │ │ │ │ │ │ │
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │
│средства федерального│ │128140│12290│31568│41724,8│42557,2│ │
│бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
│средства бюджетов │ │ 15440│ 3940│ 4100│ 3700 │ 3700 │ │
│субъектов Российской │ │ │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │ │ │
│внебюджетные средства│ │ 21600│ 4150│ 4150│ 7650 │ 5650 │ │
└─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┘