ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 1996 г. N 906
О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ
ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации
от 19 февраля 1996 г. N 210 "О продлении действия Президентской программы "Дети России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 9, ст. 799) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить включенные в состав Президентской программы "Дети России" Федеральные целевые программы "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей" и "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев".
2. Утвердить и направить Президенту Российской Федерации для включения в Президентскую программу "Дети России" прилагаемые Федеральные целевые программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1997 - 1998 годы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации:
обеспечить финансирование Федеральных целевых программ, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 1996 год;
предусматривать при подготовке проектов федерального бюджета на 1997 год и последующие годы выделение средств на финансирование мероприятий Федеральных целевых программ, утвержденных настоящим Постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июля 1996 г. N 906
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" НА 1997 - 1998 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" НА 1997 - 1998 ГОДЫ
Наименование Программы - Федеральная целевая программа
"Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних"
на 1997 - 1998 годы
Наименование, дата и - Указ Президента Российской
номер решения о разработке Федерации от 19 февраля 1996 г.
Программы N 210 "О продлении действия
Президентской программы "Дети
России"
Государственный - Министерство социальной защиты
заказчик Программы населения Российской Федерации
Основные - Министерство социальной защиты
разработчики Программы населения Российской Федерации
Министерство образования
Российской Федерации
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Цель и задачи Программы, - создание условий для
важнейшие целевые функционирования государственной
показатели системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
детей и подростков,
совершенствование ее
нормативно-правовой базы
оснащение учреждений,
осуществляющих профилактику
безнадзорности и
социально-реабилитационную работу
с детьми и подростками с
девиантным поведением, необходимым
оборудованием и автотранспортом
разработка научно-методических
основ профилактики безнадзорности
и правонарушений детей и
подростков в современных условиях
кадровое обеспечение системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений детей и подростков
Сроки реализации Программы - 1997 - 1998 годы
Исполнители основных - Министерство социальной
мероприятий Программы защиты населения
Российской Федерации
Министерство образования
Российской Федерации
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Министерство здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
Министерство труда
Российской Федерации
Министерство культуры
Российской Федерации
Государственный комитет
санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации
Государственный комитет
Российской Федерации
по физической культуре и туризму
Комитет Российской Федерации
по делам молодежи
Федеральная служба занятости
России
Российская академия образования
Объемы и источники - 87,915 млрд. рублей из средств
финансирования Программы федерального бюджета на 1997 и
1998 годы, в том числе на
1997 год - 41,62 млрд. рублей
(в ценах 1996 года)
средства, предусмотренные
министерствам и ведомствам на
текущее финансирование
Ожидаемые конечные - создание условий для снижения
результаты реализации числа правонарушений, совершаемых
Программы детьми и подростками
Контроль за исполнением - Министерство социальной защиты
Программы населения Российской Федерации
совместно с Министерством
экономики Российской Федерации,
Министерством финансов Российской
Федерации и другими
заинтересованными министерствами
и ведомствами
Содержание проблемы
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков.
Безнадзорные дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность.
Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками.
Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образованные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав", ввиду слабой материальной базы не обеспечивают эффективной профилактики. Медленно развивается сеть социально-реабилитационных учреждений для дезадаптированных детей.
Решение этих проблем на федеральном уровне требует программно-целевого подхода.
Цель и задачи Программы
Программа ставит целью формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей, их социальной реабилитации в современном обществе.
Программа предусматривает решение следующих задач:
реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
создание условий для психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии;
совершенствование нормативно-правовой базы организации профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
обеспечение исследований проблем (теории и методики) процесса профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, обобщения и внедрения эффективного опыта этой деятельности;
совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров работников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основные направления реализации Программы
Основными направлениями реализации Программы предусматриваются:
проведение мероприятий, направленных на создание условий для снижения безнадзорности несовершеннолетних, сокращения числа совершаемых ими противоправных действий;
создание в регионах необходимой сети учреждений, осуществляющих профилактическую и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками, оснащение таких учреждений необходимым автотранспортом, медицинским и бытовым оборудованием, аудио-, видео- и компьютерной техникой;
проведение комплекса научно-исследовательских работ, направленных на создание современных методик профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;
разработка концептуальных моделей новых видов учреждений, работающих с безнадзорными детьми и подростками - правонарушителями, экспериментальная апробация современных форм и методов профилактической и социально-реабилитационной работы;
проведение мероприятий по организации переподготовки специалистов по социальной работе с безнадзорными детьми и подростками - правонарушителями, введение в учреждениях высшего профессионального образования новых специализаций по подготовке таких специалистов, повышению их квалификации, разработке соответствующих программ.
Это позволит удовлетворить имеющиеся потребности в помещении безнадзорных детей и подростков - правонарушителей в государственные социально-реабилитационные учреждения, привести их площади в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами, улучшить условия содержания, воспитания и реабилитации.
Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 1996 году предусмотрена в ходе реализации Постановлений Правительства Российской Федерации
от 13 января 1996 г. N 28 "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995 - 1997 годы" и от 17 мая 1996 г. N 600 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997 годы".
Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы являются средства федерального бюджета. Могут привлекаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники.
Общие затраты из федерального бюджета на реализацию Программы в 1997 - 1998 годах оцениваются в 87,915 млрд. рублей, в том числе на 1997 год - 41,62 млрд. рублей (в ценах 1996 года).
Расходуемые средства на осуществление Программы могут уточняться исходя из возможности федерального бюджета.
Механизм реализации Программы
Министерство социальной защиты населения Российской Федерации осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых Министерством социальной защиты населения Российской Федерации со всеми исполнителями программных мероприятий.
Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
создать комплексную государственную систему социальной профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, включающую правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение;
сформировать предпосылки к стабилизации, а в дальнейшем к снижению числа правонарушений, совершаемых детьми и подростками;
повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, совершающими противоправные действия.
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
НА 1997 - 1998 ГОДЫ
┌──────────────────────────────────┬───────────┬──────────────────────┬───────────┬───────────────┐
│ │ Срок │ │Стоимость -│ В том числе │
│ Мероприятия │исполнения │ Исполнители │ всего ├────────┬──────┤
│ │ │ │ (млрд. │ 1997 │ 1998 │
│ │ │ │ рублей) │ год │ год │
├──────────────────────────────────┴───────────┴──────────────────────┴───────────┴────────┴──────┤
│ I. Совершенствование нормативно-правовой базы │
│ │
│Федеральным органам исполнительной│1996 - 1997│Минюст России │средства, предусмотренные │
│власти, научным учреждениям│ годы │МВД России │на текущее финансирование │
│принять активное участие в│ │Минфин России │ │
│доработке проекта Федерального│ │Минсоцзащиты России │ │
│закона "О государственной системе│ │Минобразование России │ │
│профилактики безнадзорности и│ │Минздравмедпром России│ │
│правонарушений несовершеннолетних,│ │Минэкономики России │ │
│защиты их прав", находящегося на│ │Минсотрудничество │ │
│рассмотрении в Государственной│ │России │ │
│Думе Федерального Собрания│ │Институт │ │
│Российской Федерации │ │законодательства и │ │
│ │ │сравнительного │ │
│ │ │правоведения при │ │
│ │ │Правительстве │ │
│ │ │Российской Федерации │ │
│ │ │ │ │
│Внести уточнения и дополнения в│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │
│ведомственные нормативные│ годы │МВД России │на текущее финансирование │
│документы по вопросам профилактики│ │Роскоммолодежи │ │
│и правонарушений│ │ │ │
│несовершеннолетних в соответствии│ │ │ │
│с Конвенцией ООН о правах ребенка,│ │ │ │
│Всемирной Декларацией об│ │ │ │
│обеспечении выживания, защиты и│ │ │ │
│развития детей в 90-е годы │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Издать сборник законодательных и│ 1998 год │Минсоцзащиты России │ 0,01 - 0,01 │
│нормативных документов по вопросам│ │Минобразование России │ │
│профилактики безнадзорности и│ │МВД России │ │
│правонарушений несовершеннолетних,│ │Роскоммолодежи │ │
│защиты их прав │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ Итого │ │ │ 0,01 - 0,01 │
│ │
│ II. Предупреждение безнадзорности и правонарушений │
│ детей и подростков │
│ │
│Разработать методические│1997 год │Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │
│рекомендации и пособия по│ │МВД России │на текущее финансирование │
│координации и взаимодействию│ │Минобразование России │ │
│учреждений государственной системы│ │Роскоммолодежи │ │
│профилактики безнадзорности и│ │ │ │
│правонарушений несовершеннолетних,│ │ │ │
│защите их прав │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработать и реализовать│1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │
│мероприятия по выявлению семей и│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │
│детей группы социального риска,│ │Российской Федерации │ │
│родителей и лиц, их заменяющих,│ │Минсоцзащиты России │ │
│допускающих жестокое обращение с│ │Минобразование России │ │
│детьми, не обеспечивающих│ │МВД России │ │
│надлежащего ухода и воспитания.│ │Минздравмедпром России│ │
│Принимать к таким родителям и│ │ │ │
│лицам, их заменяющим, меры,│ │ │ │
│установленные законодательством│ │ │ │
│Российской Федерации │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Реализовать комплекс мер по│ │ │ │
│профилактике среди│ │ │ │
│несовершеннолетних алкоголизма,│ │ │ │
│наркомании и токсикомании: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ а) организовать │1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │
│специализированную наркологическую│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │
│помощь несовершеннолетним; │ │Российской Федерации │ │
│ │ │Минздравмедпром России│ │
│ │ │ │ │
│ б) открыть при психиатрических│1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │
│и наркологических больницах│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │
│стационары, кабинеты для│ │Российской Федерации │ │
│обследования, добровольного│ │Минздравмедпром России│ │
│лечения и реабилитации│ │ │ │
│несовершеннолетних, употребляющих│ │ │ │
│наркотики, спиртные напитки или│ │ │ │
│другие средства, влекущие│ │ │ │
│одурманивание; │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ в) разработать методические│1997 - 1998│Минздравмедпром России│средства, предусмотренные │
│рекомендации и пособия для│ годы │МВД России │на текущее финансирование │
│работников социальных служб,│ │Минсоцзащиты России │ │
│правоохранительных органов,│ │ │ │
│врачей, педагогов и родителей по│ │ │ │
│выявлению несовершеннолетних,│ │ │ │
│допускающих употребление│ │ │ │
│наркотиков │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработать и реализовать комплекс│ │ │ │
│мер по решению проблемы занятости│ │ │ │
│несовершеннолетних, в том числе: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ а) подготовить предложения о│1997 год │Минтруд России │средства, предусмотренные │
│порядке обеспечения│ │ФСЗ России │на текущее финансирование │
│несовершеннолетних рабочими│ │органы исполнительной │ │
│местами; │ │власти субъектов │ │
│ │ │Российской Федерации │ │
│ │ │ │ │
│ б) ввести в выпускных классах│1998 год │Минобразование России │средства, предусмотренные │
│средних общеобразовательных школ│ │ │на текущее финансирование │
│курс "Твоя профессиональная│ │ │ │
│карьера" │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработать и реализовать комплекс│ │ │ │
│мер по организации│ │ │ │
│интеллектуального развития и│ │ │ │
│досуга детей и подростков: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ а) расширить сеть учреждений│1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │
│дополнительного образования,│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │
│культуры и спорта (домов│ │Российской Федерации │ │
│творчества школьников, туристских│ │Минобразование России │ │
│клубов, детских парков, библиотек,│ │Минкультуры России │ │
│детско-юношеских спортивных школ,│ │ГКФТ России │ │
│стадионов и других); │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ б) обеспечить поддержку│1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │
│деятельности подростковых клубов│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │
│по месту жительства; │ │Российской Федерации │ │
│ │ │Минобразование России │ │
│ │ │Роскоммолодежи │ │
│ │ │ │ │
│ в) организовать оборонно -│1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │
│спортивные, спортивно-трудовые и│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │
│спортивно-оздоровительные лагеря│ │Российской Федерации │ │
│для несовершеннолетних с│ │Минобразование России │ │
│девиантным поведением │ │ГКФТ России │ │
│ │ │ │ │
│Разработать и реализовать│1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │
│региональные программы│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │
│профилактики безнадзорности и│ │Российской Федерации │ │
│правонарушений детей и подростков │ │ │ │
│ │
│ III. Государственная поддержка создания и укрепления │
│ материально-технической базы учреждений профилактики │
│ безнадзорности и правонарушений детей, │
│ их социальной реабилитации │
│ │
│Обеспечить базовые и│ │ │ │
│опорно-экспериментальные │ │ │ │
│учреждения, занимающиеся│ │ │ │
│профилактикой безнадзорности и│ │ │ │
│правонарушений детей и подростков,│ │ │ │
│медицинским и бытовым│ │ │ │
│оборудованием, аудио- и│ │ │ │
│видеотехникой, в том числе: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ а) социально-реабилитационные│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 44,5 21,5 23 │
│центры для несовершеннолетних,│ годы │ │ │
│социальные приюты для детей и│ │ │ │
│подростков, центры помощи детям,│ │ │ │
│оставшимся без попечения│ │ │ │
│родителей, в системе органов│ │ │ │
│социальной защиты населения; │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ б) специальные учебно -│1997 - 1998│Минобразование России │ 8,43 7,2 4,23 │
│воспитательные учреждения для│ годы │ │ │
│детей и подростков с девиантным│ │ │ │
│поведением, центры│ │ │ │
│психолого-педагогической и│ │ │ │
│медико-социальной помощи детям и│ │ │ │
│подросткам в системе органов│ │ │ │
│образования; │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ в) учреждения, исполняющие│1997 - 1998│МВД России │ 1,5 0,7 0,8 │
│наказание в виде лишения свободы в│ годы │ │ │
│отношении несовершеннолетних,│ │ │ │
│приемники - распределители милиции│ │ │ │
│общественной безопасности; │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ г) психиатрические и│1997 - 1998│Минздравмедпром России│средства, предусмотренные │
│наркологические больницы, имеющие│ годы │ │на текущее финансирование │
│стационары или кабинеты для│ │ │ │
│обследования и лечения│ │ │ │
│несовершеннолетних, употребляющих│ │ │ │
│наркотики и спиртные напитки, в│ │ │ │
│системе органов здравоохранения │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ Принять меры по частичному│ │ │ │
│обеспечению автотранспортом и│ │ │ │
│сельскохозяйственными машинами│ │ │ │
│учреждений, занимающихся│ │ │ │
│профилактикой безнадзорности и│ │ │ │
│правонарушений детей и подростков,│ │ │ │
│а также учреждений, исполняющих│ │ │ │
│наказания в виде лишения свободы,│ │ │ │
│и приемников - распределителей│ │ │ │
│милиции общественной безопасности,│ │ │ │
│в том числе: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ а) социально-реабилитационных│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 23,1 10,1 13 │
│центров для несовершеннолетних,│ годы │ │ │
│социальных приютов для детей и│ │ │ │
│подростков, центров помощи детям,│ │ │ │
│оставшимся без попечения│ │ │ │
│родителей; │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ б) специальных учебно -│1997 - 1998│Минобразование России │ 4,4 2,2 2,2 │
│воспитательных учреждений для│ годы │ │ │
│детей и подростков с девиантным│ │ │ │
│поведением, центров│ │ │ │
│психолого-педагогической и│ │ │ │
│медико-социальной помощи детям и│ │ │ │
│подросткам; │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ в) учреждений, исполняющих│1997 - 1998│МВД России │ 4,47 2,1 3,37 │
│наказание в виде лишения свободы в│ годы │ │ │
│отношении несовершеннолетних,│ │ │ │
│приемников - распределителей│ │ │ │
│милиции общественной безопасности;│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ г) принять меры по дальнейшему│1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │
│развитию сети учреждений,│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │
│занимающихся профилактикой│ │Российской Федерации │ │
│безнадзорности и правонарушений│ │(по согласованию) │ │
│детей и подростков, их социальной│ │Минсоцзащиты России │ │
│реабилитацией и коррекцией │ │Минобразование России │ │
│ │ │МВД России │ │
│ │ │Минздравмедпром России│ │
│ │ │ │ │
│ Итого │ │ │ 86,4 40,8 45,6 │
│ │
│ IV. Разработка научно-методических основ профилактики │
│ безнадзорности и правонарушений детей │
│ │
│Провести научные исследования по│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 1,48 0,805 0,675│
│актуальным проблемам профилактики│ годы │Минобразование России │ │
│безнадзорности и правонарушений│ │Минздравмедпром России│ │
│детей и подростков, их социальной│ │МВД России │ │
│реабилитации в современных│ │Российская академия │ │
│условиях │ │образования │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработать концептуальные модели│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │
│различных видов учреждений│ годы │Минобразование России │на текущее финансирование │
│профилактики безнадзорности и│ │Минздравмедпром │ │
│правонарушений несовершеннолетних │ │России │ │
│ │ │МВД России │ │
│ │ │Российская академия │ │
│ │ │образования │ │
│ │ │ │ │
│Апробировать новые формы и методы│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │
│профилактики безнадзорности и│ годы │Минобразование России │на текущее финансирование │
│правонарушений детей и подростков │ │Минздравмедпром │ │
│ │ │России │ │
│ │ │МВД России │ │
│ │ │ГКФТ России │ │
│ │ │Роскоммолодежи │ │
│ │ │ │ │
│Подготовить и выпустить научно -│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 0,025 0,015 0,01 │
│методические и информационные│ годы │Минобразование России │ │
│материалы по проблемам│ │Минздравмедпром России│ │
│профилактики безнадзорности и│ │МВД России │ │
│правонарушений детей и подростков │ │Роскоммолодежи │ │
│ │ │ │ │
│Провести научные и научно -│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │
│практические конференции по│ годы │Минобразование России │на текущее финансирование │
│проблемам профилактики│ │МВД России │ │
│безнадзорности и правонарушений│ │Минздравмедпром России│ │
│несовершеннолетних │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработать типовые проектные│1997 - 1998│МВД России │средства, предусмотренные │
│решения воспитательно-трудовой│ годы │ │на текущее финансирование │
│колонии, учитывающие изменения│ │ │ │
│уголовно-исполнительного │ │ │ │
│законодательства, на 350 мест │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ Итого │ │ │ 1,505 0,82 0,685│
│ │
│ V. Организация подготовки и повышения квалификации │
│ кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности │
│ и правонарушений детей и подростков │
│ │
│Организовать подготовку в высших│1997 - 1998│Минобразование России │средства, предусмотренные │
│учебных заведениях специалистов│ годы │Минсоцзащиты России │на текущее финансирование │
│для работы в учреждениях,│ │Минкультуры России │ │
│осуществляющих профилактику│ │МВД России │ │
│безнадзорности и правонарушений│ │Госкомвуз России │ │
│детей и подростков, их социальную│ │Роскоммолодежи │ │
│реабилитацию (специалистов по│ │Российская академия │ │
│социальной работе, практических│ │образования │ │
│психологов, социальных педагогов) │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Провести переподготовку на базе│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │
│высших учебных заведений│ годы │МВД России │на текущее финансирование │
│специалистов по работе с│ │Минздравмедпром России│ │
│безнадзорными детьми и детьми с│ │Минобразование России │ │
│девиантным поведением │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Организовать повышение│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │
│квалификации работников│ годы │ │на текущее финансирование │
│учреждений, осуществляющих│ │ │ │
│профилактику безнадзорности и│ │ │ │
│правонарушений детей и подростков,│ │ │ │
│на базе опорно-экспериментальных│ │ │ │
│учреждений │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработать и издать программы│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │
│подготовки и повышения│ годы │Минобразование России │на текущее финансирование │
│квалификации работников│ │МВД России │ │
│учреждений, осуществляющих│ │Минкультуры России │ │
│профилактику безнадзорности и│ │ГКФТ России │ │
│правонарушений детей и подростков │ │Роскоммолодежи │ │
│ │ │ │ │
│ Всего по Программе │ │ │ 87,915 41,62 46,295│
└──────────────────────────────────┴───────────┴──────────────────────┴───────────────────────────┘
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июля 1996 г. N 906
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ"
НА 1997 - 1998 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ"
НА 1997-1998 ГОДЫ
Наименование Программы - Федеральная целевая программа
"Развитие социального
обслуживания семьи и детей" на
1997 - 1998 годы
Наименование, дата и - Указ Президента Российской
номер решения о разработке Федерации от 19 февраля 1996 г.
Программы N 210 "О продлении действия
Президентской программы "Дети
России"
Государственный заказчик и - Министерство социальной защиты
основной разработчик населения Российской Федерации
Программы
Цель и задачи Программы, - создание в Российской
важнейшие целевые показатели Федерации оптимальной сети
учреждений, предоставляющих
разнообразные социальные
услуги семьям и детям,
оказавшимся в сложной
жизненной ситуации
формирование современной
нормативно-правовой,
научно-методической, кадровой и
материально-технической базы
деятельности учреждений
социального обслуживания семьи
и детей
разработка и внедрение
государственных стандартов
социального обслуживания семьи
и детей
Сроки реализации Программы - 1997 - 1998 годы
Исполнители основных - Министерство социальной защиты
мероприятий Программы населения Российской Федерации
Министерство образования
Российской Федерации
Комитет Российской Федерации
по делам молодежи
Объемы и источники - 19,22 млрд. рублей из средств
финансирования Программы федерального бюджета на 1997
и 1998 годы, в том числе на
1997 год - 9,435 млрд. рублей
(в ценах 1996 года)
средства, выделяемые из
федерального бюджета федеральным
органам исполнительной власти на
текущее финансирование
Ожидаемые конечные - развитие в регионах Российской
результаты реализации Федерации сети учреждений
Программы социального обслуживания семьи
и детей, укрепление их
материально-технической базы
создание предпосылок для
повышения эффективности
деятельности социальных служб,
усиление их роли в решении
актуальных проблем семьи и
детства, укрепление
стабильности и здоровья семьи
Организация контроля - Министерство социальной защиты
за исполнением Программы населения Российской Федерации
совместно с Министерством
экономики Российской Федерации
и Министерством финансов
Российской Федерации
Содержание проблемы
Осуществление радикальных экономических реформ и реализация адекватной социальной политики потребовали применения новых социальных технологий, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого - педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В особо сложных условиях оказались многодетные, неполные и молодые семьи, среди которых подавляющее большинство - малообеспеченные. Значительно возросло число семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями. Растет насилие в семье по отношению к женщинам и детям. Все это усугубляет социальное неблагополучие миллионов детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно отражается на физическом, психическом и нравственном здоровье.
После принятия Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в регионах страны растет инфраструктура социальных служб, создаются учреждения нового типа, оказывающие социальные услуги семье, женщинам и детям: территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи населению, центры поддержки молодой семьи, женские кризисные центры и другие. Однако объективная потребность в таких учреждениях значительно выше, чем их количество (созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10 процентов нуждающихся в социальных услугах).
Дальнейшее развитие социальных служб помощи семье и детям сдерживается недостаточным нормативно-правовым, научно - методическим и кадровым обеспечением, дефицитом средств в субъектах Российской Федерации на их оснащение, приобретение автотранспорта.
Острая необходимость стимулировать и оптимизировать процесс развития учреждений социального обслуживания семьи и детей, придать ему должную динамику требует программно-целевого подхода к решению накопившихся проблем на федеральном уровне.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является становление и развитие оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, создание условий для их эффективного функционирования.
Программа предусматривает решение следующих задач:
разработка современной нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей;
реализация мер государственной поддержки учреждений социального обслуживания семьи и детей;
научно-методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;
организация системы подготовки и повышения квалификации кадров работников учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Основные направления реализации Программы
Совершенствование нормативно-правовых основ
организации и функционирования учреждений
социального обслуживания семьи и детей
Предусматривается подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, направленных на создание правовых условий для оказания качественных социальных услуг семье и детям.
Будут разработаны примерные положения об учреждениях разных видов социального обслуживания семьи и детей, нормативно-правовые документы, регламентирующие права, обязанности, социальные гарантии специалистов этих учреждений.
Организация учреждений социального
обслуживания семьи и детей и укрепление их
материально-технической базы
Рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать в регионах оптимальную сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Предполагается осуществить меры по оказанию государственной поддержки учреждениям социального обслуживания семьи и детей в оснащении и обеспечении медицинским оборудованием, компьютерной техникой, средствами связи, автотранспортом.
Разработка научно-методических основ
деятельности учреждений социального обслуживания
семьи и детей
Предусматривается провести научно-исследовательские работы по формированию теоретико-методических основ социального обслуживания семьи и детей. Планируется разработать концептуальные модели различных видов учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям, апробировать формы и методы их деятельности.
Информационно-методическое обеспечение
Будет создан цикл теле- и радиопередач по проблемам социального обслуживания семьи и детей, подготовлен выпуск научно-методических и информационных материалов по этим проблемам, разработана система статистических показателей, характеризующих уровень социального обслуживания семьи и детей.
Организация подготовки и повышения квалификации
кадров, работающих в системе учреждений социального
обслуживания семьи и детей
Предполагается организовать подготовку и переподготовку на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования специалистов в области социальной работы с семьей и детьми, повышение их квалификации, разработать программы подготовки и повышения квалификации работников учреждений, осуществляющих социальное обслуживание семьи и детей.
Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы являются средства федерального бюджета. Могут привлекаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники.
Общие затраты из федерального бюджета на реализацию Программы в 1997 - 1998 годах оцениваются в 19,22 млрд. рублей, в том числе на 1997 год - 9,435 млрд. рублей (в ценах 1996 года).
Расходуемые средства могут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета.
Механизм реализации Программы
Министерство социальной защиты населения Российской Федерации осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством социальной защиты населения Российской Федерации со всеми исполнителями программных мероприятий.
Государственный заказчик с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм ее реализации и исполнителей основных мероприятий Программы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить создание в субъектах Российской Федерации оптимальной сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепить их материально-техническую базу; сформировать современную нормативно-правовую, научно-методическую основу деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям; создать предпосылки для усиления роли учреждений социального обслуживания в решении актуальных проблем семьи и детства, в том числе в укреплении стабильности и здоровья семьи.
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ"
НА 1997-1998 ГОДЫ
┌──────────────────────────────────┬───────────┬─────────────────────┬──────────────┬─────────────────┐
│ Мероприятия │ Срок │Исполнители │ Стоимость - │ В том числе │
│ │исполнения │ │ всего ├────────┬────────┤
│ │ │ │(млрд. рублей)│1997 год│1998 год│
├──────────────────────────────────┴───────────┴─────────────────────┴──────────────┴────────┴────────┤
│ I. Совершенствование нормативно-правовых основ │
│ организации и функционирования учреждений │
│ социального обслуживания семьи и детей │
│ │
│Разработка примерных положений о│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные на │
│центрах социальной помощи семье и│ годы │Минюст России │ текущее финансирование │
│детям │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка нормативно-правовых│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные на │
│документов, регламентирующих│ годы │Минтруд России │ текущее финансирование │
│права, обязанности, социальные│ │Роскоммолодежи │ │
│гарантии специалистов учреждений│ │Минюст России │ │
│социального обслуживания семьи и│ │ │ │
│детей │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка государственных│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные на │
│нормативов финансирования и│ годы │Минэкономики России │ текущее финансирование │
│материально-технического │ │Минфин России │ │
│обеспечения учреждений социального│ │ │ │
│обслуживания семьи и детей │ │ │ │
│ │
│ II. Организация учреждений социального обслуживания │
│ семьи и детей и укрепление их │
│ материально-технической базы │
│ │
│Рекомендовать органам│1997 - 1998│органы исполнительной│ - - - │
│исполнительной власти субъектов│ годы │власти субъектов │ │
│Российской Федерации организовать│ │Российской Федерации │ │
│территориальные центры социальной│ │ │ │
│помощи семье и детям, центры│ │ │ │
│психолого-педагогической помощи,│ │ │ │
│центры экстренной психологической│ │ │ │
│помощи по телефону, женские│ │ │ │
│кризисные центры и другие│ │ │ │
│учреждения социального│ │ │ │
│обслуживания семьи и детей │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Оснащение опорно-экспериментальных│ │ │ │
│учреждений, осуществляющих│ │ │ │
│социальное обслуживание семьи и│ │ │ │
│детей, медицинским оборудованием,│ │ │ │
│компьютерной и аудиовизуальной│ │ │ │
│техникой, средствами связи,│ │ │ │
│автотранспортом │ │ │ │
│ │ │ │ │
│в том числе для: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│территориальных центров социальной│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 10,385 5 5,385 │
│помощи семье и детям, центров│ годы │ │ │
│психолого-педагогической помощи,│ │ │ │
│центров экстренной психологической│ │ │ │
│помощи по телефону, женских│ │ │ │
│кризисных центров Минсоцзащиты│ │ │ │
│России │ │ │ │
│ │ │ │ │
│центров психолого-педагогической│1997 - 1998│Минобразование │ 5 2,5 2,5 │
│помощи детям и подросткам│ годы │России │ │
│Минобразования России │ │ │ │
│ │ │ │ │
│социально-психологических центров│1997 - 1998│Роскоммолодежи │ 2,2 1,1 1,1 │
│для подростков и молодежи │ годы │ │ │
│ │ │ │ │
│ Итого │ │ │ 17,585 8,6 8,985 │
│ │
│ III. Разработка научно-методических основ деятельности │
│ учреждений социального обслуживания │
│ семьи и детей │
│ │
│Проведение научных исследований по│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 1 0,5 0,5 │
│актуальным проблемам теории и│ годы │Минобразование России│ │
│методики социального обслуживания│ │ │ │
│семьи и детей │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка концептуальных моделей│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 0,6 0,3 0,3 │
│различных видов учреждений│ годы │Минобразование России│ │
│социального обслуживания семьи и│ │Роскоммолодежи │ │
│детей │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Апробация новых форм и методов│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные │
│социального обслуживания семьи и│ годы │Минобразование России│ на текущее финансирование │
│детей │ │Роскоммолодежи │ │
│ │ │ │ │
│Проведение научных и│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные │
│научно-практических конференций по│ годы │Минобразование России│ на текущее финансирование │
│проблемам социального обслуживания│ │Роскоммолодежи │ │
│семьи и детей │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ Итого │ │ │ 1,6 0,8 0,8 │
│ │
│ IV. Информационно-методическое обеспечение │
│ │
│Создание цикла теле- и│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные │
│радиопередач по проблемам│ годы │Минобразование России│ на текущее финансирование │
│социального обслуживания семьи и│ │Роскоммолодежи │ │
│детей │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Выпуск научно-методических и│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 0,035 0,035 - │
│информационных материалов по│ годы │Минобразование России│ │
│проблемам социального обслуживания│ │Роскоммолодежи │ │
│семьи и детей │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка и внедрение системы│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные │
│статистических показателей,│ годы │Минобразование России│ на текущее финансирование │
│характеризующих уровень│ │Госкомстат России │ │
│социального обслуживания семьи и│ │ │ │
│детей │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ Итого │ │ │ 0,035 0,035 - │
│ │
│ V. Организация подготовки и повышения квалификации │
│ кадров, работающих в системе учреждений │
│ социального обслуживания семьи и детей │
│ │
│Переподготовка на базе│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные │
│образовательных учреждений высшего│ годы │ │ на текущее финансирование │
│профессионального образования│ │ │ │
│специалистов по социальной работе│ │ │ │
│с семьей и детьми │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Подготовка в образовательных│1997 - 1998│Госкомвуз России │ средства, предусмотренные │
│учреждениях высшего│ годы │Минсоцзащиты России │ на текущее финансирование │
│профессионального образования│ │Минобразование России│ │
│специалистов для работы в│ │Роскоммолодежи │ │
│учреждениях, осуществляющих│ │ │ │
│социальное обслуживание семьи и│ │ │ │
│детей │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Повышение квалификации работников│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные │
│учреждений, осуществляющих│ годы │Минобразование России│ на текущее финансирование │
│социальное обслуживание семьи и│ │Роскоммолодежи │ │
│детей, на базе│ │ │ │
│опорно-экспериментальных │ │ │ │
│учреждений │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Повышение квалификации│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные │
│профессорско-преподавательского │ годы │Госкомвуз России │ на текущее финансирование │
│состава образовательных учреждений│ │ │ │
│высшего профессионального│ │ │ │
│образования, осуществляющих│ │ │ │
│подготовку и переподготовку│ │ │ │
│специалистов в области социального│ │ │ │
│обслуживания семьи и детей │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Разработка и издание программ│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные на │
│подготовки, переподготовки и│ годы │ │ текущее финансирование │
│повышения квалификации работников│ │ │ │
│учреждений, осуществляющих│ │ │ │
│социальное обслуживание семьи и│ │ │ │
│детей │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ Всего по Программе │ │ │ 19,22 9,435 9,785 │
└──────────────────────────────────┴───────────┴─────────────────────┴────────────────────────────────┘