ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Правительства РФ от 28.11.2024 N 1644 "О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду" (вместе с "Правилами проведения оценки воздействия на окружающую среду")

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2024 г. N 1644
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
В соответствии со статьей 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду.
2. Установить, что Правила, утвержденные настоящим постановлением, не применяются к материалам оценки воздействия на окружающую среду (или к объекту экологической экспертизы, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду), общественные обсуждения по которым завершены в установленном порядке до 1 марта 2025 г.
3. Установить, что положения пункта 13 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются:
в отношении новых техники, технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, - до 1 сентября 2025 г.;
в отношении технологий (технологических процессов, оборудования, технических способов, методов), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом государственной экологической экспертизы, - с 1 сентября 2025 г.
4. До 31 декабря 2027 г. включительно в материалах оценки воздействия на окружающую среду, размещаемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в открытом доступе, могут не указываться:
сведения, предусмотренные абзацами четвертым - восемнадцатым подпункта "а" пункта 8, абзацами вторым, четвертым, шестым и двенадцатым подпункта "а" пункта 13, абзацами одиннадцатым - тринадцатым подпункта "а" пункта 14, абзацем шестым пункта 15 Правил, утвержденных настоящим постановлением;
сведения, предусмотренные абзацем третьим подпункта "а", абзацем шестым подпункта "б", подпунктами "в", "д" и "з" пункта 8, абзацем третьим пункта 15 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в части, позволяющей однозначно определить конкретное место реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 марта 2031 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 ноября 2024 г. N 1644
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
1. Настоящие Правила определяют порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, указанной в пункте 1 статьи 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - оценка воздействия на окружающую среду).
2. Оценка воздействия на окружающую среду проводится юридическим или физическим лицом, отвечающим за подготовку документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, в том числе представляющим документацию по планируемой хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" (далее - заказчик), или физическим или юридическим лицом, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду (далее - исполнитель).
3. Проведение общественных обсуждений с гражданами, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, юридическими лицами (далее соответственно - общественные обсуждения, участники общественных обсуждений) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) в соответствии с пунктами 16 - 48 настоящих Правил.
4. Процедура оценки воздействия на окружающую среду состоит из следующих этапов:
а) проведение предварительной оценки в случае принятия заказчиком решения о ее проведении;
б) подготовка технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - техническое задание) в случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания, включая информирование общественности и проведение общественных обсуждений по проекту технического задания, а также утверждение технического задания и его размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду;
г) подготовка предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду;
д) направление в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления уведомления о проведении общественных обсуждений (далее - уведомление об обсуждениях);
е) проведение общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду, объекта государственной экологической экспертизы или объекта государственной экологической экспертизы, содержащего предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду;
ж) подготовка окончательных материалов оценки воздействия на окружающую среду на основании предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду с учетом проведенных общественных обсуждений, результатов анализа и учета замечаний и предложений участников общественных обсуждений, поступивших в ходе указанных обсуждений, и размещение в открытом доступе в сети "Интернет" указанных окончательных материалов для ознакомления общественности.
5. В ходе проведения предварительной оценки в случае принятия заказчиком решения о ее проведении заказчиком (исполнителем) может быть собрана информация:
а) о планируемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель и условия ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемые требования к месту реализации, затрагиваемые муниципальные образования, возможность трансграничного воздействия исходя из обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в области охраны окружающей среды, соответствие документам территориального и стратегического планирования;
б) о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию;
в) о возможных прямых, косвенных и иных (экологических и связанных с ними социальных и экономических) воздействиях на окружающую среду и мерах по предотвращению и (или) уменьшению негативных воздействий.
6. Техническое задание составляется в случае принятия заказчиком решения о его подготовке и содержит следующие сведения:
а) наименование планируемой хозяйственной и иной деятельности, адрес в пределах места нахождения (для юридических лиц) или места жительства (для индивидуальных предпринимателей, физических лиц) заказчика (исполнителя);
б) сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;
в) основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду;
г) план проведения общественных обсуждений в соответствии с пунктами 16 - 48 настоящих Правил;
д) основные источники данных для проведения оценки воздействия на окружающую среду;
е) предполагаемый состав материалов оценки воздействия на окружающую среду, включая исследования по оценке воздействия на окружающую среду.
7. После проведения общественных обсуждений в соответствии с пунктами 16 - 48 настоящих Правил техническое задание утверждается заказчиком с учетом результатов анализа замечаний и предложений, поступивших в ходе общественных обсуждений, в течение 10 календарных дней с даты завершения общественных обсуждений согласно пункту 40 настоящих Правил и размещается согласно указанной в уведомлении об обсуждениях информации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 24 настоящих Правил, в открытом доступе в сети "Интернет" до истечения срока, указанного в пункте 51 настоящих Правил.
8 Исследования по оценке воздействия на окружающую среду проводятся заказчиком (исполнителем) и включают:
а) определение характеристик планируемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернативных вариантов ее реализации:
цель реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности;
описание планируемой хозяйственной и иной деятельности, включая:
описание технических решений с указанием технических параметров и их значений, характеризующих планируемую деятельность;
сведения о потребности в сырьевых ресурсах, топливе, газе, воде, электрической энергии и источниках их поступления;
данные о планируемой мощности планируемой деятельности, составе и характеристике производства, номенклатуре выпускаемой продукции (работ, услуг);
сведения об использовании сырья и отходов производства;
сведения об использовании возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов;
сведения о земельных участках, категории земель, на которых планируется реализация деятельности;
технико-экономические показатели планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства с учетом площади застройки, общей площади, строительного объема (в том числе подземной части), количества этажей (в том числе подземных) и протяженности (для линейных объектов);
описание технологических решений с указанием технологических параметров и их значений, характеризующих планируемую деятельность:
характеристика принятой технологической схемы производства в целом, показатели, характеристика и параметры технологических процессов и оборудования, данные о трудоемкости изготовления продукции;
описание потребности в сырье, ресурсах для технологических нужд и источников их поступления;
описание параметров и качественных характеристик продукции;
сведения о линейном объекте с указанием наименования, назначения и месторасположения начального и конечного пунктов линейного объекта (при наличии линейного объекта);
описание маршрутов прохождения линейного объекта, обоснование выбранного варианта маршрута (при наличии линейного объекта);
технико-экономическая характеристика линейного объекта (категория, протяженность, проектная мощность, пропускная способность, грузонапряженность, интенсивность движения, сведения об основных технологических операциях линейного объекта в зависимости от его назначения, основные параметры продольного профиля и полосы отвода и другое) (при наличии линейного объекта);
технологические и конструктивные решения линейного объекта (при наличии линейного объекта);
альтернативные варианты реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности;
б) анализ состояния территории и (или) акватории в пределах намеченных участков реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности и территории и (или) акватории, на которые может оказать воздействие планируемая хозяйственная и иная деятельность:
состояние окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов;
физико-географические, природно-климатические, геологические и гидрогеологические, гидрографические, почвенные условия;
социально-экономическая ситуация в районе реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности;
имеющиеся прямые, косвенные и иные воздействия на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды, природные, природно-антропогенные, антропогенные объекты и характеристика указанных воздействий;
наличие территорий и (или) акваторий или зон с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, прибрежных защитных полос, водоохранных зон водных объектов или их частей, водно-болотных угодий международного значения, зон с особыми условиями использования территорий;
в) выявление возможных прямых, косвенных и иных (экологических и связанных с ними социальных и экономических) воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (включая земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты, вопросы водопотребления и водоотведения, воздействие отходов производства и потребления, физические факторы воздействия, возможные аварийные ситуации и воздействие на окружающую среду при аварийных ситуациях) с учетом альтернатив и их оценку, включая оценку возможного трансграничного воздействия в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также прогноз изменения состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов, при реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности;
г) анализ прямых, косвенных и иных (экологических и связанных с ними социальных и экономических) последствий на основе комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов, а также оценку достоверности прогнозируемых последствий планируемой хозяйственной и иной деятельности;
д) определение мероприятий, предотвращающих и (или) уменьшающих негативные воздействия на окружающую среду, оценку их эффективности и возможности реализации;
е) оценку значимости остаточных (с учетом реализации мероприятий, предотвращающих и (или) уменьшающих негативные воздействия на окружающую среду) воздействий на окружающую среду и их последствий;
ж) сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, включая вариант отказа от деятельности по решению заказчика, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации исходя из рассмотренных альтернатив и результатов проведенных исследований;
з) разработку предложений по мероприятиям производственного экологического контроля, мониторинга (наблюдения за состоянием) окружающей среды с учетом этапов подготовки и реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
и) выявление неопределенностей в определении воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, разработку по решению заказчика рекомендаций по проведению исследований последствий реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, эффективности выбранных мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия, а также для проверки сделанных прогнозов (послепроектного анализа) реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности.
9. В случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания исследования по оценке воздействия на окружающую среду проводятся в соответствии с техническим заданием, утвержденным в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
10. Заказчик (исполнитель) вправе по собственному усмотрению включить в исследования по оценке воздействия на окружающую среду анализ дополнительных сведений, не предусмотренных пунктами 8 и 11 - 14 настоящих Правил.
11. В отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности в области аквакультуры, документы и (или) документация, обосновывающие которую, отнесены к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", исследования по оценке воздействия на окружающую среду, предусмотренные подпунктом "а" пункта 8 настоящих Правил, включают:
а) в случае осуществления пастбищной аквакультуры:
описание выполняемых работ в области аквакультуры (рыбоводства) на рыбоводном участке на период действия договора пользования рыбоводным участком или на период, определенный заказчиком;
объект (объекты) пастбищной аквакультуры;
источник (источники) посадочного материала, прогнозируемый ежегодный объем выпуска и изъятия объектов аквакультуры;
способы выпуска и изъятия объектов аквакультуры;
сведения о судах (если предполагается их использование) и орудиях изъятия объектов аквакультуры;
информация о наличии или отсутствии естественного нереста объектов аквакультуры на выбранном рыбоводном участке;
технические характеристики береговой базы (цеха) для первичной обработки продукции аквакультуры (при наличии);
б) в случае осуществления индустриальной аквакультуры:
описание выполняемых работ в области аквакультуры (рыбоводства) на рыбоводном участке на период действия договора пользования рыбоводным участком или на период, определенный заказчиком;
информация об объекте индустриальной аквакультуры, включая количественные и качественные показатели;
информация о наличии или отсутствии естественного нереста объектов аквакультуры на выбранном рыбоводном участке;
описание технических средств с указанием их вида, параметров и назначения (с указанием выращиваемых объектов аквакультуры), используемых материалов и срока эксплуатации;
схема размещения технических средств на рыбоводном участке;
описание способа установки технических средств на рыбоводном участке и способа их демонтажа (если планируется) после окончания эксплуатации;
сведения об обслуживании технических средств в процессе выращивания объектов аквакультуры;
сведения об используемых судах (если предполагается их использование);
технические характеристики береговой базы (цеха) для первичной обработки продукции аквакультуры (при наличии).
12. В отношении проектов общего допустимого улова водных биологических ресурсов (далее - общий допустимый улов) и внесения изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов, отнесенных к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", исследования по оценке воздействия на окружающую среду проводятся с учетом следующего:
а) исследования по оценке воздействия на окружающую среду, предусмотренные подпунктом "а" пункта 8 настоящих Правил, включают:
список видов водных биологических ресурсов в районах добычи (вылова), в отношении которых разработан общий допустимый улов (вносятся изменения в ранее утвержденный общий допустимый улов);
для каждого из видов водных биологических ресурсов, в отношении которых разработан общий допустимый улов (вносятся изменения в ранее утвержденный общий допустимый улов), следующие сведения:
краткая информация о виде (видах) водных биологических ресурсов, включая ретроспективу состояния популяции соответствующих видов и ретроспективу их добычи (вылова);
краткое описание ресурсных исследований и иных источников информации, которые являются основой для разработки общего допустимого улова (внесения изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов) в отношении каждого из видов водных биологических ресурсов с указанием результатов таких исследований;
общее описание каждого из видов водных биологических ресурсов в районе добычи (вылова) на конец года, предшествующего году разработки и направления общего допустимого улова (внесения изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов) на государственную экологическую экспертизу;
количественные показатели общего допустимого улова на предстоящий год или количественные показатели изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов, а также расчеты и (или) качественные аргументированные оценки, обосновывающие указанные показатели;
выводы о том, что предлагаемый общий допустимый улов позволит осуществлять устойчивое неистощимое рыболовство соответствующих видов водных биологических ресурсов в районе добычи (вылова);
б) исследования по оценке воздействия на окружающую среду, предусмотренные подпунктом "б" пункта 8 настоящих Правил, включают:
краткое описание района добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
краткое описание конкретного вида водных биологических ресурсов в районе добычи (вылова) как компонента природной среды;
в) исследования по оценке воздействия на окружающую среду, предусмотренные подпунктом "в" пункта 8 настоящих Правил, включают:
предложения по установлению общего допустимого улова (корректировке общего допустимого улова);
обоснование выводов об осуществлении устойчивого неистощимого рыболовства соответствующих видов водных биологических ресурсов в районе добычи (вылова) с учетом предлагаемого общего допустимого улова.
13. В отношении объектов государственной экологической экспертизы, указанных в подпункте 12 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", исследования по оценке воздействия на окружающую среду проводятся с учетом следующего:
а) исследования по оценке воздействия на окружающую среду, предусмотренные подпунктом "а" пункта 8 настоящих Правил, включают:
описание техники, последовательности выполнения технологического процесса, материалы опытно-промышленных испытаний, патенты и сертификаты (при наличии), паспорта (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
экологическое обоснование технологических решений, включая отчеты и исследования, в котором указываются:
ресурсоемкость и ресурсосберегаемость техники, технологий;
показатели, характеризующие уровень воздействия на окружающую среду, в том числе получаемой продукции, применяемых материалов;
принципы и схемы технологических процессов, систем очистки выбросов и сбросов, расчетные и экспериментальные характеристики источников сбросов и выбросов (объемы, концентрации, температуры, скорости прохождения смесей), характеристики удельных (показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги) выбросов, сбросов, отходов производства и потребления (в сравнении указанных характеристик с характеристиками аналогичных технологий);
сведения о малоотходности и безотходности конкретных технологических процессов (при наличии);
данные об аварийности техники, технологических схем и отдельных производств при использовании конкретных видов ресурсов (энергетических, природных) и материалов, ее вероятности (с характеристиками прогнозируемых выбросов и сбросов при различных сценариях развития аварийных ситуаций);
описание мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций в конкретных природных условиях при применении техники, технологий и их эффективности;
описание процессов, способов и методов ликвидации техники и обеспечения экологической безопасности предлагаемых технологий;
характеристики уровней шума, вибрации, электромагнитного и ионизирующего излучений, их соответствия допустимым уровням;
удельные показатели потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или на единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги;
описание способов утилизации или ликвидации продукции после отработки;
выводы по оценке воздействия на окружающую среду техники, технологий, а также используемых материалов и получаемой продукции;
описание средств и методов производственного экологического контроля для оценки воздействия на окружающую среду техники, технологий;
б) исследования по оценке воздействия на окружающую среду, предусмотренные подпунктом "б" пункта 8 настоящих Правил, проводятся в отношении всех предполагаемых районов применения, а в случае реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности на территории всей Российской Федерации - по почвенно-климатическим зонам.
14. В отношении веществ, которые могут впервые поступать в окружающую среду, проекты технической документации на которые отнесены к объектам государственной экологической экспертизы в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", исследования по оценке воздействия на окружающую среду подготавливаются с учетом следующего:
а) исследования по оценке воздействия на окружающую среду, предусмотренные подпунктом "а" пункта 8 настоящих Правил, включают:
наименование (химическое название вещества (веществ);
сведения об изготовителе;
назначение (сфера применения);
химический класс вещества (веществ);
состав препарата (вещества, смеси веществ) с указанием химического названия для каждой составной части препарата с указанием функционального значения составных частей и их содержания;
физико-химические свойства вещества (веществ), препаративной формы с указанием аналитических методов для определения состава, примесей и иных составляющих;
токсиколого-гигиеническая характеристика;
экологическая характеристика, в том числе поведение в окружающей среде, включая почвы, поверхностные и грунтовые воды, воздух, влияние на животный и растительный мир, микроорганизмы;
выводы по оценке воздействия на окружающую среду с указанием средств и методов производственного экологического контроля для оценки воздействия на окружающую среду;
материалы опытно-промышленных испытаний (при наличии);
патенты и сертификаты;
исследования химического вещества (химического соединения, смеси веществ препарата) и отчеты;
б) исследования по оценке воздействия на окружающую среду, предусмотренные подпунктом "б" пункта 8 настоящих Правил, проводятся с учетом природных зон и специфики применения по почвенно-климатическим зонам.
15. Предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду включают результаты и материалы (при необходимости, в виде приложений) исследований по оценке воздействия на окружающую среду, проведенных с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и в соответствии с техническим заданием (в случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания), а также:
сведения о заказчике с указанием наименования юридического лица, адреса в пределах места нахождения юридического лица, телефона, адреса электронной почты (при наличии), факса (при наличии), фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица, телефона и адреса электронной почты (при наличии) контактного лица заказчика;
наименование планируемой хозяйственной и иной деятельности и планируемое место ее реализации. В случае если документация, обосновывающая планируемую хозяйственную и иную деятельность, является объектом государственной экологической экспертизы в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", также указываются наименование и характеристика обосновывающей документации (проектная или иная документация);
техническое задание (в случае принятия заказчиком решения о его подготовке);
резюме нетехнического характера (краткое изложение выводов оценки воздействия на окружающую среду);
приложения, в том числе текстовые, графические, картографические (топографические), расчетные материалы, схемы, чертежи (при необходимости демонстрационные материалы).
16. Общественные обсуждения включают комплекс мероприятий, направленных на информирование общественности о планируемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, в целях обеспечения участия общественности, выявления общественного мнения и его учета в процессе оценки воздействия на окружающую среду.
17. Общественные обсуждения проводятся по проекту технического задания (в случае принятия заказчиком решения о подготовке технического задания), по предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду, по объекту государственной экологической экспертизы или по объекту государственной экологической экспертизы, содержащему предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду (в случае если документация, обосновывающая планируемую хозяйственную и (или) иную деятельность, является объектом государственной экологической экспертизы в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе") (далее - объект обсуждений).
Заказчик и (или) исполнитель принимают участие в общественных обсуждениях в соответствии с настоящими Правилами.
Настоящие Правила в части проведения общественных обсуждений не применяются:
в случае доработки проектной документации по замечаниям экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 11, пунктом 14 статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
18. Общественные обсуждения проводятся с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне одним из следующих уполномоченных органов:
в отношении хозяйственной и (или) иной деятельности, планируемой в пределах территории одного муниципального района, муниципального округа, городского округа, - органом местного самоуправления соответствующего муниципального района, муниципального округа, городского округа;
в отношении хозяйственной и (или) иной деятельности, планируемой на территориях 2 и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, - органом государственной власти указанного субъекта Российской Федерации;
в отношении хозяйственной и (или) иной деятельности, планируемой в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, - органом государственной власти субъекта Российской Федерации, находящегося в наименьшем удалении от места планируемой деятельности;
в отношении хозяйственной и (или) иной деятельности, планируемой на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации, уполномоченный орган определяется в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта на территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации.
19. В случаях, предусмотренных абзацами третьим и пятым пункта 18 настоящих Правил, обсуждения в очном формате (далее - слушания) в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил могут быть проведены на территории одного из муниципальных районов, муниципальных, городских округов, расположенных в пределах каждого из субъектов Российской Федерации (в случае их проведения в соответствующем субъекте Российской Федерации), при условии информирования общественности в каждом городском или муниципальном округе или муниципальном районе, расположенном в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, с обеспечением возможности ознакомления с объектом обсуждений согласно пункту 17 настоящих Правил.
20. В случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 18 настоящих Правил, слушания в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил могут быть проведены на территории одного из муниципальных районов, муниципальных, городских округов, территория которого находится в наименьшем удалении от места планируемой деятельности, при условии информирования общественности в таком городском или муниципальном округе или муниципальном районе с обеспечением возможности ознакомления с объектом обсуждений согласно пункту 17 настоящих Правил.
21. В случае реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности на территории всей Российской Федерации общественные обсуждения проводятся по месту государственной регистрации заказчика уполномоченным органом, определенным в соответствии с абзацами вторым, четвертым и пятым пункта 18, пунктами 20 и 22 настоящих Правил.
22. В случае проведения общественных обсуждений на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочия по организации и проведению общественных обсуждений, предусмотренные Федеральным законом "Об экологической экспертизе", Федеральным законом "Об охране окружающей среды" не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", общественные обсуждения проводятся органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
23. Общественные обсуждения проводятся с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", иных государственных, региональных или муниципальных информационных систем, обеспечивающих проведение общественных обсуждений с использованием сети "Интернет" (далее - информационные системы).
По инициативе граждан, а также уполномоченных органов, ответственных за организацию и проведение общественных обсуждений, в рамках общественных обсуждений, за исключением общественных обсуждений по проекту технического задания, проводятся слушания в соответствии с пунктом 33 настоящих Правил.
Проведение слушаний может быть инициировано гражданами в течение 7 календарных дней (а в случаях, предусмотренных абзацами третьим - пятым подпункта "а" пункта 31 настоящих Правил, - в течение 1 рабочего дня) с даты размещения заказчиком (исполнителем) для ознакомления общественности объекта обсуждений путем направления в указанный срок в уполномоченный орган соответствующей инициативы в произвольной форме:
посредством официального сайта уполномоченного органа в сети "Интернет" (далее - официальный сайт) (при наличии технической возможности) или информационных систем (при наличии);
в письменной форме или в форме электронного документа в адрес уполномоченного органа по адресу (адресам), указанному в уведомлении об обсуждениях.
При внесении инициативы о проведении слушаний гражданином указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес места жительства (регистрации), телефон, адрес электронной почты (при наличии), согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В случае если документация, обосновывающая планируемую хозяйственную и (или) иную деятельность, является объектом государственной экологической экспертизы в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", при внесении в соответствии с настоящим пунктом гражданином инициативы о проведении слушаний дата проведения таких слушаний назначается не ранее чем через 3 календарных дня после размещения уполномоченным органом в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил уведомления о проведении таких слушаний (далее - уведомление о слушаниях), но не позднее чем за 10 календарных дней до даты завершения общественных обсуждений, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым и пятым подпункта "а" пункта 31 настоящих Правил.
В случаях, предусмотренных абзацами четвертым и пятым подпункта "а" пункта 31 настоящих Правил, при внесении в соответствии с настоящим пунктом гражданином инициативы о проведении слушаний дата проведения таких слушаний назначается в течение периода проведения общественных обсуждений, но не ранее чем через 2 календарных дня после размещения уполномоченным органом в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил уведомления о слушаниях.
В случае проведения слушаний при наличии у уполномоченного органа технической возможности обеспечить участие в слушаниях с использованием средств дистанционного взаимодействия допускается участие заказчика (исполнителя) в указанных слушаниях с использованием средств дистанционного взаимодействия.
24. Для организации и проведения общественных обсуждений заказчиком (исполнителем) не позднее чем за 5 рабочих дней до планируемого дня размещения объекта обсуждений представляется в уполномоченный орган, определенный в соответствии с пунктами 18 - 22 настоящих Правил, уведомление об обсуждениях, которое должно содержать:
а) информацию об объекте обсуждений, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях, включая:
сведения о заказчике (исполнителе) (полное и сокращенное (при наличии) наименования - для юридических лиц, фамилия, имя и отчество (при наличии) - для индивидуальных предпринимателей, физических лиц, основной государственный регистрационный номер или основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, адрес в пределах места нахождения - для юридических лиц, место жительства - для индивидуальных предпринимателей, физических лиц, контактная информация (телефон, адрес электронной почты (при наличии), факс (при наличии);
полное и сокращенное (при наличии) наименования уполномоченного органа, ответственного за проведение общественных обсуждений;
наименование объекта обсуждений;
наименование планируемой хозяйственной и иной деятельности;
цель планируемой хозяйственной и иной деятельности;
предварительное место реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности;
планируемые сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду (указываются в случае проведения общественных обсуждений по проекту технического задания);
контактные данные (телефон и адрес электронной почты (при наличии) ответственных лиц со стороны заказчика (исполнителя);
иная информация по желанию заказчика (исполнителя);
б) информацию о месте, в котором размещен и доступен для очного ознакомления объект обсуждений, дате открытия доступа, сроке доступности объекта обсуждений, днях и часах, в которые возможно ознакомление с объектом обсуждений;
в) информацию о размещении объекта обсуждений в сети "Интернет", содержащую электронную ссылку на место размещения указанных материалов в сети "Интернет", о дате и сроке их размещения (в случае если объектом обсуждений является объект государственной экологической экспертизы или объект государственной экологической экспертизы, содержащий предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду, объект государственной экологической экспертизы размещается в сети "Интернет" по решению заказчика, предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду размещаются в сети "Интернет");
г) информацию о возможности проведения по инициативе граждан слушаний в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил.
25. Уведомление об обсуждениях направляется в форме электронного документа, в том числе посредством официального сайта (при наличии технической возможности) или информационных систем (при наличии), или на адрес электронной почты уполномоченного органа, или любым иным способом.
26. Уполномоченный орган дополнительно указывает в уведомлении об обсуждениях:
а) адрес в пределах места нахождения уполномоченного органа;
б) контактные данные (телефон и адрес электронной почты, факс (при наличии) ответственного лица (ответственных лиц) со стороны уполномоченного органа;
в) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, касающихся объекта обсуждений, в соответствии с пунктами 34 - 36 настоящих Правил;
г) порядок инициирования гражданами проведения слушаний в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил или в случае принятия по инициативе уполномоченного органа решения о проведении слушаний - дату, время и место проведения слушаний.
27. В случае если объектом обсуждений является объект государственной экологической экспертизы или объект государственной экологической экспертизы, содержащий предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду, при принятии уполномоченным органом по собственной инициативе решения о проведении слушаний дата проведения таких слушаний назначается не ранее чем через 10 календарных дней со дня размещения заказчиком (исполнителем) для ознакомления общественности объекта обсуждений и не позднее чем за 10 календарных дней до даты завершения общественных обсуждений.
28. Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня поступления в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил уведомления об обсуждениях размещает его:
а) на официальном сайте и (или) в информационной системе, а также опубликовывает в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в иных средствах массовой информации, в случае если это предусмотрено правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
б) в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды в соответствии с приложением N 28 к Положению о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2024 г. N 329 "О федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды".
29. Уведомление об обсуждениях может быть размещено на информационных стендах, оборудованных возле здания уполномоченного органа (при наличии), а также может распространяться иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений к указанной информации.
30. В случае поступления в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил и в порядке, предусмотренном уведомлением об обсуждениях, инициативы граждан о проведении слушаний, уполномоченный орган определяет с учетом абзацев седьмого и восьмого пункта 23 настоящих Правил дату, время и место их проведения и размещает (опубликовывает) в порядке, предусмотренном пунктом 28 настоящих Правил, уведомление о слушаниях, содержащее электронную ссылку на размещенное (опубликованное) уведомление об обсуждениях, а также обеспечивает распространение указанной информации иными предусмотренными пунктом 29 настоящих Правил способами.
Уведомление о слушаниях размещается (опубликовывается) в течение 2 рабочих дней с даты поступления такой инициативы.
31. Объект обсуждений размещается заказчиком (исполнителем) в сети "Интернет" в соответствии с подпунктом "в" пункта 24 настоящих Правил, а также для очного ознакомления - согласно уведомлению об обсуждениях, размещаемому в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил, и в указанную в нем дату. Период размещения составляет:
а) 10 календарных дней в случае проведения общественных обсуждений:
проекта технического задания;
предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в случае если указанные объекты не соответствуют критериям, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I - III категорий, если такая деятельность не подлежит государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе";
предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду в отношении плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и (или) плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в случае если указанный план является объектом государственной экологической экспертизы в соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе";
предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду, объекта государственной экологической экспертизы или объекта государственной экологической экспертизы, содержащего предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду, переработанных в соответствии с отрицательным заключением государственной экологической экспертизы;
б) 30 календарных дней в случае проведения общественных обсуждений объекта обсуждений, не указанного в подпункте "а" настоящего пункта.
32. Доступность объекта обсуждений для очного ознакомления обеспечивается заказчиком (исполнителем) в соответствии с указанной в уведомлении об обсуждениях информацией о месте, в котором размещен и доступен для очного ознакомления объект обсуждений, дате открытия доступа, сроке доступности объекта обсуждений, днях и часах, в которые возможно ознакомление с объектом обсуждений, в течение всего периода размещения такого объекта обсуждений в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил.
В месте (местах) доступности объекта обсуждений для очного ознакомления уполномоченный орган обеспечивает наличие журнала учета участников общественных обсуждений, очно ознакомляющихся с объектом обсуждений, и их замечаний и предложений. Записи в указанный журнал вносятся участниками общественных обсуждений, очно ознакомляющимися с объектом обсуждений, собственноручно.
33. Слушания проводятся в указанные в уведомлении о слушаниях время и месте с возможностью участия в слушаниях с использованием средств дистанционного взаимодействия (при наличии технической возможности) и (или) без использования средств дистанционного взаимодействия (при отсутствии технической возможности).
34. В течение всего периода размещения объекта обсуждений в соответствии с подпунктом "в" пункта 24 настоящих Правил участники общественных обсуждений имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого объекта обсуждений:
а) посредством официального сайта (при наличии технической возможности) или информационных систем (при наличии);
б) в письменной или устной форме в ходе проведения слушаний (в случае проведения таких слушаний);
в) в письменной форме или в форме электронного документа, направленного в адрес уполномоченного органа;
г) посредством записи в журнале учета участников общественных обсуждений, очно ознакомляющихся с объектом обсуждений, и их замечаний и предложений.
35. При внесении предложений и замечаний участником общественных обсуждений указываются следующие сведения:
для физических лиц - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес места жительства (регистрации), телефон, адрес электронной почты (при наличии);
для юридических лиц - полное и сокращенное (при наличии) наименования, основной государственный регистрационный номер, адрес в пределах места нахождения, телефон, адрес электронной почты (при наличии), фамилия, имя, отчество (при наличии) участника общественных обсуждений, должность участника общественных обсуждений;
согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных;
согласие на участие в подписании протокола общественных обсуждений, способ направления и подписания указанного протокола с учетом положений абзаца первого пункта 41 и пунктов 42 - 44 настоящих Правил.
36. В случае отказа участника общественных обсуждений в предоставлении сведений, указанных в пункте 35 настоящих Правил, в журнале учета замечаний и предложений участников общественных обсуждений в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил уполномоченным органом делается соответствующая отметка.
37. Предложения и замечания, внесенные в соответствии с пунктами 34 - 36 настоящих Правил, подлежат фиксации уполномоченным органом в журнале учета замечаний и предложений участников общественных обсуждений и передаче в течение 1 рабочего дня со дня их внесения заказчику (исполнителю) по контактным данным, указанным в уведомлении об обсуждениях, а также обязательному рассмотрению заказчиком (исполнителем), за исключением случая, указанного в пункте 36 настоящих Правил.
38. Участники слушаний (в случае их проведения), участники общественных обсуждений, очно ознакомляющиеся с объектом обсуждений, представляют сведения о себе, указанные в пункте 35 настоящих Правил.
39. Все участники общественных обсуждений имеют равный доступ к объекту обсуждений в соответствии с уведомлением об обсуждениях, в том числе путем предоставления при проведении общественных обсуждений доступа к месту размещения указанных материалов в сети "Интернет", на котором заказчиком (исполнителем) в соответствии с подпунктом "в" пункта 24 настоящих Правил размещен объект обсуждений, и (или) в помещениях уполномоченных органов, подведомственных им организаций, заказчика (исполнителя).
40. Датой завершения общественных обсуждений является дата окончания размещения объекта обсуждений заказчиком (исполнителем) в сети "Интернет" в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил.
41. Уполномоченный орган подготавливает и в течение 5 рабочих дней после даты завершения общественных обсуждений оформляет протокол общественных обсуждений, который в течение 3 рабочих дней со дня его оформления подписывается представителем уполномоченного органа, представителем заказчика (исполнителя), участниками общественных обсуждений, указанными в пункте 35 настоящих Правил, заверяется печатью уполномоченного органа. В протоколе указываются:
а) наименование уполномоченного органа, дата оформления протокола общественных обсуждений;
б) объект общественных обсуждений, период проведения общественных обсуждений;
в) информация, содержащаяся в размещенном (опубликованном) уведомлении об обсуждениях (уведомлении о слушаниях в случае их проведения);
г) дата и источник размещения (опубликования) уведомления об обсуждениях (уведомления о слушаниях в случае их проведения), а также сведения о распространении указанной в уведомлении об обсуждениях (уведомлении о слушаниях в случае их проведения) информации иными предусмотренными пунктом 29 настоящих Правил способами;
д) сведения о проведении слушаний (в случае их проведения) с указанием:
даты, времени и места проведения слушаний;
общего количества участников слушаний;
вопросов, обсуждаемых на слушаниях;
предмета разногласий между участниками слушаний и заказчиком (исполнителем) (в случае наличия такого предмета);
е) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений;
ж) иная информация, детализирующая учет общественного мнения;
з) приложения, содержащие:
перечни принявших участие в рассмотрении объекта обсуждений участников, указанных в пунктах 34 и 38 (в случае проведения слушаний) настоящих Правил, включающие в себя сведения, указанные в пункте 35 настоящих Правил;
журнал учета замечаний и предложений участников общественных обсуждений, в котором в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил уполномоченным органом зафиксированы все предложения и замечания участников общественных обсуждений, внесенные в соответствии с пунктами 34 - 36 настоящих Правил, с указанием на предложения и замечания, поступившие в ходе слушаний;
таблица учета замечаний и предложений в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил.
42. Протокол общественных обсуждений подписывается представителем заказчика (исполнителя), участниками общественных обсуждений, указанными в пункте 35 настоящих Правил, на бумажном носителе или в форме электронного документа.
43. В случае подписания протокола общественных обсуждений на бумажном носителе подписи проставляются собственноручно.
Подписание протокола общественных обсуждений в форме электронного документа осуществляется любым видом электронной подписи.
44. Протокол общественных обсуждений направляется уполномоченным органом для подписания:
участникам общественных обсуждений способом, указанным при направлении замечаний и предложений по объекту обсуждений в соответствии с абзацем пятым пункта 35 настоящих Правил;
представителям заказчика (исполнителя) по контактным данным заказчика (исполнителя), указанным в уведомлении об обсуждениях, способом, подтверждающим факт такого направления.
Протокол общественных обсуждений также может быть подписан посредством официального сайта (при наличии технической возможности) или информационных систем (при наличии).
45. Уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня с даты подписания протокола общественных обсуждений всеми лицами уведомляет заказчика (исполнителя) с использованием контактных данных заказчика (исполнителя), указанных в уведомлении об обсуждениях, способом, подтверждающим факт направления такого уведомления, о подписании протокола.
46. Участник общественных обсуждений, который внес предложения и замечания, касающиеся объекта обсуждений, имеет право получить в уполномоченном органе выписку из протокола общественных обсуждений, содержащую внесенные этим участником предложения и замечания, если у такого участника отсутствует техническая возможность ознакомиться с результатами общественных обсуждений в соответствии с пунктом 48 настоящих Правил.
47. Все внесенные в ходе общественных обсуждений замечания и предложения, касающиеся объекта обсуждений, поступившие заказчику (исполнителю) в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил, подлежат обязательному рассмотрению заказчиком (исполнителем).
Результаты рассмотрения отражаются заказчиком (исполнителем) в таблице учета замечаний и предложений, в которой указываются сведения об авторе замечаний и предложений, указанные в пункте 35 настоящих Правил, содержание замечаний и предложений, обоснованный ответ заказчика (исполнителя) о принятии (учете) замечаний и предложений или мотивированном отклонении их с указанием номеров разделов объекта обсуждений.
Таблица учета замечаний и предложений, содержащая результаты рассмотрения замечаний и предложений с указанием сведений, указанных в абзаце втором настоящего пункта, передается заказчиком (исполнителем) не позднее 5-го рабочего дня после даты завершения общественных обсуждений в форме электронного документа в адрес уполномоченного органа по адресу (одному из адресов), в том числе по адресу электронной почты, указанному в уведомлении об обсуждениях, по которому уполномоченным органом обеспечивался прием замечаний и предложений участников общественных обсуждений.
48. Информация о результатах общественных обсуждений (протокол общественных обсуждений с приложениями, включая таблицу учета замечаний и предложений) размещается уполномоченным органом в течение 1 рабочего дня с даты подписания указанного протокола всеми лицами в соответствии с пунктами 41 - 44 настоящих Правил в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды в соответствии с приложением N 28 к Положению о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2024 г. N 329 "О федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды".
49. Окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду включают предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду с учетом результатов анализа и учета замечаний и предложений участников общественных обсуждений, поступивших в ходе общественных обсуждений, и протокол общественных обсуждений с приложениями, включая таблицу учета замечаний и предложений, а также сформулированные в кратком виде результаты оценки воздействия на окружающую среду, содержащие:
информацию о характере и масштабах воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, об альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, о возможности минимизации негативных воздействий;
сведения о выявлении и учете (с обоснованиями учета или причин отклонения) общественного мнения при принятии заказчиком (исполнителем) решений, касающихся планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обоснование и решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности (в том числе по выбору возможных технических, технологических решений и (или) возможных мест реализации и (или) иных вариантов реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности) или отказа от ее реализации согласно проведенной оценке воздействия на окружающую среду.
50. Окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду утверждаются заказчиком в течение 10 рабочих дней с даты получения от уполномоченного органа уведомления о подписании протокола общественного обсуждения всеми лицами в соответствии с пунктами 41 - 44 настоящих Правил и используются при подготовке документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, в том числе представляются на экологическую экспертизу в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе".
51. Окончательные материалы оценки воздействия на окружающую среду, утвержденные заказчиком, в целях информирования общественности размещаются заказчиком (исполнителем) согласно указанной в уведомлении об обсуждениях информации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 24 настоящих Правил, в открытом доступе в сети "Интернет" на 30 дней.
52. В случае наличия замечаний к протоколу общественных обсуждений заказчик (исполнитель) и (или) участник общественных обсуждений, в том числе слушаний, в течение 5 рабочих дней с даты размещения протокола в соответствии с пунктом 48 настоящих Правил вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением, содержащим указание на допущенные в протоколе неточности и (или) на неполноту сведений, а также на способ получения ответа на указанное заявление, направляемым в произвольной форме:
а) посредством официального сайта (при наличии технической возможности) или информационных систем (при наличии);
б) в письменной форме или в форме электронного документа в адрес уполномоченного органа по адресу (адресам), указанному в уведомлении об обсуждениях.
53. Уполномоченный орган рассматривает поступившие замечания и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в абзаце первом пункта 52 настоящих Правил, принимает решение об удовлетворении заявления и исправлении указанных в нем неточностей и (или) неполноты сведений, или принимает мотивированное решение об отказе в удовлетворении такого заявления с информированием заявителя способом, указанным в таком заявлении.
В случае несогласия с решением уполномоченного органа об отказе в удовлетворении заявления, указанного в абзаце первом пункта 52 настоящих Правил, заказчик (исполнитель) и (или) участник общественных обсуждений вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.