ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Правительства РФ от 28.11.2025 N 1950 "Об утверждении Правил определения и формирования размера сбора на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта, его взимания, аккумулирования и использования внутри группы аэропортов, Правил определения групп аэропортов, в которых сбор на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта подлежит взиманию и использованию, и перечня объектов инфраструктуры воздушного транспорта, в отношении которых осуществляется использование

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2025 г. N 1950
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РАЗМЕРА СБОРА
НА СТРОИТЕЛЬСТВО И (ИЛИ) РЕКОНСТРУКЦИЮ ОБЪЕКТОВ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, ЕГО ВЗИМАНИЯ,
АККУМУЛИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНУТРИ ГРУППЫ АЭРОПОРТОВ,
ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП АЭРОПОРТОВ, В КОТОРЫХ СБОР
НА СТРОИТЕЛЬСТВО И (ИЛИ) РЕКОНСТРУКЦИЮ ОБЪЕКТОВ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ПОДЛЕЖИТ ВЗИМАНИЮ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, И ПЕРЕЧНЯ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СБОРА НА СТРОИТЕЛЬСТВО И (ИЛИ) РЕКОНСТРУКЦИЮ
ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
В соответствии со статьей 64.1 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила определения и формирования размера сбора на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта, его взимания, аккумулирования и использования внутри группы аэропортов;
Правила определения групп аэропортов, в которых сбор на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта подлежит взиманию и использованию;
перечень объектов инфраструктуры воздушного транспорта, в отношении которых осуществляется использование сбора на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта.
2. Возложить функции по аккумулированию сбора на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта и его использованию на федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
3. Установить, что при определении части прибыли федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", остающейся в распоряжении указанного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в соответствии с пунктом 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", не учитываются признанные в составе этой прибыли доходы, полученные от взимания сбора на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2026 г. и действует до 1 марта 2032 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 ноября 2025 г. N 1950
ПРАВИЛА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РАЗМЕРА СБОРА НА СТРОИТЕЛЬСТВО
И (ИЛИ) РЕКОНСТРУКЦИЮ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО
ТРАНСПОРТА, ЕГО ВЗИМАНИЯ, АККУМУЛИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ВНУТРИ ГРУППЫ АЭРОПОРТОВ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения и формирования размера сбора на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта (далее инфраструктурный сбор), его взимания, аккумулирования и использования внутри группы аэропортов, в которых инфраструктурный сбор подлежит взиманию и использованию (далее - группа).
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"концессионное соглашение" - заключенное в отношении объектов инфраструктуры воздушного транспорта аэропорта группы концессионное соглашение, в состав объектов которого входит имущество, предусмотренное пунктом 6 части 1 статьи 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях";
"оператор инфраструктурного сбора" - федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)";
"плательщики" - юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, в том числе иностранные.
3. Инфраструктурный сбор взимается с плательщиков по результатам календарного месяца за осуществление плательщиком каждой взлетно-посадочной операции в течение календарного месяца в аэропортах, входящих в группу.
Перечисление инфраструктурного сбора плательщиком осуществляется не позднее 20-го календарного дня месяца, следующего за отчетным.
4. Размер инфраструктурного сбора определяется в российских рублях в виде фиксированных ценовых значений применительно к конкретной группе.
5. Плательщик формирует подлежащую уплате сумму инфраструктурного сбора применительно к каждому аэропорту (Са), которая определяется по формуле:
где:
n - количество взлетно-посадочных операций при коммерческих воздушных перевозках в аэропорту за отчетный календарный месяц (единиц);
С - размер инфраструктурного сбора за одного пассажира (рублей);
Пi - количество пассажиров в возрасте старше 12 лет, принятых или отправленных в рамках i-й взлетно-посадочной операции при коммерческой воздушной перевозке (пассажиров);
Дi - количество пассажиров в возрасте от 2 до 12 лет, принятых или отправленных в рамках i-й взлетно-посадочной операции при коммерческой воздушной перевозке (пассажиров);
Гi - масса груза и почты, принятых или отправленных в рамках i-й взлетно-посадочной операции при коммерческой воздушной перевозке (килограммов);
90 - средняя масса одного пассажира, используемая для пересчета массы груза и почты в количество пассажиров (килограммов на одного пассажира).
Инфраструктурный сбор не рассчитывается в отношении:
взлетно-посадочных операций, связанных с посадкой воздушных судов на запасные аэродромы по причинам ухудшения метеоусловий и иных ограничений;
пассажиров или грузов, которые в соответствии с договорами воздушной перевозки прибывают в аэропорт группы одним рейсом и отправляются из этого аэропорта далее по маршруту тем же рейсом;
пассажиров или грузов, которые в соответствии с договорами воздушной перевозки прибывают в аэропорт группы одним рейсом, а отправляются из этого аэропорта далее по маршруту другим рейсом того же или иного осуществляющего воздушные перевозки перевозчика.
6. Размер инфраструктурного сбора за одного пассажира устанавливается в том числе исходя из планируемого размера расходов, связанных с созданием и (или) реконструкцией объектов инфраструктуры воздушного транспорта, в отношении которых планируется использование инфраструктурного сбора, стоимости использования заемных средств, привлекаемых для финансирования таких расходов, прогнозных и фактических показателей пассажиропотока, актуального состава группы, а также количества и сроков действия заключенных концессионных соглашений в отношении аэропортов конкретной группы и определяется решением Правительства Российской Федерации применительно к конкретной группе при условии, что Правительством Российской Федерации принято решение об объединении аэропортов в соответствующую группу.
Размер инфраструктурного сбора за одного пассажира применительно к конкретной группе при его первоначальном установлении не может превышать 150 рублей (в ценах 2025 года).
Размер инфраструктурного сбора за одного пассажира подлежит индексации исходя из уровня инфляции, который применяется ежегодно накопительным итогом по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором применительно к конкретной группе установлен размер инфраструктурного сбора за одного пассажира.
Размер инфраструктурного сбора за одного пассажира может быть изменен решением Правительства Российской Федерации.
7. Взимание инфраструктурного сбора внутри группы начинает осуществляться с 30-го календарного дня со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации об определении размера инфраструктурного сбора за одного пассажира, но не ранее дня заключения первого концессионного соглашения в отношении любого из аэропортов группы. Взимание инфраструктурного сбора внутри группы прекращается со дня прекращения последнего из концессионных соглашений, заключенных в отношении аэропортов такой группы, либо со дня исполнения финансовых обязательств концедента по всем таким концессионным соглашениям.
8. Средства, полученные от взимания инфраструктурного сбора, зачисляются на лицевой счет, открытый оператору инфраструктурного сбора в территориальном органе Федерального казначейства, и детализируются по группам.
9. Средства инфраструктурного сбора, аккумулированного внутри группы в соответствии с настоящими Правилами (далее - средства группы), используются оператором инфраструктурного сбора на развитие аэропортов этой группы в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, в том числе в отношении существующих и (или) вновь создаваемых объектов инфраструктуры воздушного транспорта, которые находятся или будут находиться в собственности Российской Федерации, в соответствии с перечнем объектов инфраструктуры воздушного транспорта, в отношении которых осуществляется использование сбора на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2025 г. N 1950 "Об утверждении Правил определения и формирования размера сбора на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта, его взимания, аккумулирования и использования внутри группы аэропортов, Правил определения групп аэропортов, в которых сбор на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта подлежит взиманию и использованию, и перечня объектов инфраструктуры воздушного транспорта, в отношении которых осуществляется использование сбора на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта", в том числе на погашение задолженности по основному долгу, процентам и иным платежам по кредитам (займам), определенным концессионным соглашением и привлеченным концессионером на создание и (или) реконструкцию указанных объектов.
10. Средства группы подлежат перечислению оператором инфраструктурного сбора концессионерам в порядке, установленном соответствующими концессионными соглашениями, заключенными в отношении аэропортов этой группы, в размерах, предусмотренных графиком, согласованным со всеми такими концессионерами (далее - график).
График формируется оператором инфраструктурного сбора на основании концессионных соглашений, в соответствии с которыми оператор инфраструктурного сбора в пределах средств группы исполняет обязательства по финансовому участию концедента в форме, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 10.1 Федерального закона "О концессионных соглашениях", в течение 20 рабочих дней после дня заключения первого концессионного соглашения в отношении аэропорта группы и уточняется после заключения других концессионных соглашений в отношении аэропортов этой группы.
11. В случае если средств группы недостаточно для перечисления в размерах, предусмотренных графиком в текущем периоде, сумма подлежащих перечислению средств группы определяется по согласованию со всеми концессионерами по концессионным соглашениям в отношении аэропортов этой группы в пределах средств группы. При отсутствии согласия таких концессионеров в течение 20 рабочих дней со дня, следующего за днем, указанным в графике, сумма подлежащих перечислению средств группы определяется пропорционально размерам, предусмотренным графиком в текущем периоде, в пределах средств группы.
При этом сумма средств группы в размере разницы суммы средств группы, подлежащих перечислению в размерах, предусмотренных графиком в текущем периоде, и суммы средств группы, перечисленных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, подлежит переносу в графике на следующий период.
12. В случае если средства группы превышают сумму средств группы, подлежащих перечислению в размерах, предусмотренных графиком в текущем периоде, допускается увеличение суммы подлежащих такому перечислению средств группы по согласованию со всеми концессионерами по концессионным соглашениям в отношении аэропортов этой группы в пределах средств группы.
При этом сумма средств группы, подлежащих перечислению в следующих периодах, подлежит уменьшению на разницу суммы средств группы, перечисленных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, и суммы средств группы, подлежащих перечислению в размерах, предусмотренных графиком в текущем периоде.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 ноября 2025 г. N 1950
ПРАВИЛА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП АЭРОПОРТОВ, В КОТОРЫХ СБОР
НА СТРОИТЕЛЬСТВО И (ИЛИ) РЕКОНСТРУКЦИЮ ОБЪЕКТОВ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ПОДЛЕЖИТ
ВЗИМАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения групп аэропортов, в которых сбор на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта подлежит взиманию и использованию (далее соответственно - инфраструктурный сбор, группа аэропортов).
2. Используемое в настоящих Правилах понятие "концессионное соглашение" означает заключенное в отношении объектов инфраструктуры воздушного транспорта аэропорта группы аэропортов концессионное соглашение, в состав объектов которого входит имущество, предусмотренное пунктом 6 части 1 статьи 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях".
3. Для включения аэропорта в группу аэропортов юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие аэропортом на праве собственности или ином законном основании (далее - заявитель), подают в Министерство транспорта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) заявление в произвольной форме одним из следующих способов:
а) в форме электронного документа и (или) электронного образа документа по адресу электронной почты, размещенному на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
б) в форме документа на бумажном носителе посредством почтового отправления.
4. Заявление оформляется заявителем отдельно в отношении каждого аэропорта, принадлежащего заявителю на праве собственности или ином законном основании, и должно содержать следующие сведения:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для индивидуального предпринимателя);
б) наименование указанного аэропорта;
в) перечень наименований всех аэропортов, предлагаемых для включения в одну группу аэропортов с указанным аэропортом.
5. К заявлению прилагаются документы, содержащие:
а) подтверждение наличия у заявителя права собственности или иного законного основания владения аэропортом;
б) подтверждение вхождения всех заявителей в одну группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции", как напрямую, так и опосредованно через иных лиц группы, входящих в эту группу лиц по указанному основанию (далее - группа лиц), либо подтверждение заключения между заявителями, которым предлагаемые к включению в одну группу аэропортов аэропорты принадлежат на праве собственности или ином законном основании, соглашения о создании группы лиц для целей создания и (или) реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта при условии наличия согласия Федеральной антимонопольной службы на заключение такого соглашения по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 27 Федерального закона "О защите конкуренции", или наличия решения Федеральной антимонопольной службы о соответствии проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 35 Федерального закона "О защите конкуренции";
в) перечень лиц, входящих в одну группу лиц, по форме, утвержденной Федеральной антимонопольной службой в соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона "О защите конкуренции", с приложением схематического изображения группы лиц;
г) финансово-экономическое обоснование потребности в размере средств, формируемых за счет инфраструктурного сбора (представляется только заявителями, владеющими аэропортами, в отношении которых заключены или планируются к заключению концессионные соглашения).
6. Заявления представляются в уполномоченный орган единым комплектом документов, состоящим из всех заявлений, касающихся всех аэропортов, предлагаемых к включению в одну группу аэропортов.
7. Уполномоченный орган рассматривает представленные в составе единого комплекта документов заявления и в течение 5 рабочих дней со дня их получения принимает одно из следующих решений:
а) о предварительном согласовании группы аэропортов в составе всех аэропортов, указанных в заявлениях, в случае если отсутствуют основания для отказа в предварительном согласовании группы аэропортов, определенные подпунктом "б" настоящего пункта;
б) об отказе в предварительном согласовании группы аэропортов, указанных в заявлениях, в случае если:
в состав группы аэропортов одним или несколькими заявителями предлагается включить аэропорт, в отношении которого не представлено заявление;
в состав группы аэропортов одним или несколькими заявителями предлагается включить аэропорт, в отношении которого заключены концессионные соглашения до 1 сентября 2025 г.;
перечень наименований аэропортов, указанный в подпункте "в" пункта 4 настоящих Правил, не совпадает с перечнями наименований аэропортов хотя бы в одном из представленных в составе единого комплекта документов заявлений;
заявление не соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 3 - 6 настоящих Правил.
8. Решение, предусмотренное пунктом 7 настоящих Правил, оформляется уполномоченным органом в виде электронного документа.
9. Уполномоченный орган направляет заявителю уведомление о принятом в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил решении в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения одним из способов, указанных в пункте 3 настоящих Правил.
В случае принятия решения об отказе в предварительном согласовании группы аэропортов, указанных в заявлениях, в уведомлении о принятом в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил решении указываются основания для такого отказа, а заявления возвращаются заявителям одновременно с указанным уведомлением.
10. Заявители вправе представить заявления, оформленные в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, повторно после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предварительном согласовании группы аэропортов.
11. В случае принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании группы аэропортов уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения осуществляет подготовку проекта акта Правительства Российской Федерации об объединении аэропортов в группы аэропортов, а также об установлении перечня аэропортов, в которых взимается инфраструктурный сбор (далее - акт Правительства Российской Федерации), и направляет его на согласование в Федеральную антимонопольную службу, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное агентство воздушного транспорта с приложением решения о предварительном согласовании группы аэропортов и копий заявлений.
Уполномоченный орган на основании согласований проекта акта Правительства Российской Федерации с Федеральной антимонопольной службой, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным агентством воздушного транспорта в течение 20 рабочих дней со дня получения последнего из указанных согласований вносит проект акта Правительства Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.
12. Исключение аэропорта из предусмотренной актом Правительства Российской Федерации группы аэропортов, в том числе в связи со сменой его собственника или в связи с внесением изменений в соглашение о создании группы лиц для целей создания и (или) реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта, до дня прекращения концессионных соглашений в отношении всех аэропортов указанной группы аэропортов не допускается, за исключением случая, когда исключение аэропорта из группы аэропортов согласовано всеми лицами, которые владеют на праве собственности или ином законном основании аэропортами, входящими в эту группу аэропортов.
13. Внесение изменений в группу аэропортов осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному настоящими Правилами для определения группы аэропортов.
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 ноября 2025 г. N 1950
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, В ОТНОШЕНИИ
КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СБОРА НА СТРОИТЕЛЬСТВО
И (ИЛИ) РЕКОНСТРУКЦИЮ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
1. Аэродромы
2. Объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов
3. Объекты единой системы организации воздушного движения
4. Наземные объекты, необходимые для эксплуатации и содержания аэродромов