ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2021 г. N 1064
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
В соответствии с пунктом 3 статьи
28 Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 г. N 1064
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации.
2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации является:
а) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении деятельности в области гражданской авиации:
требований к подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам;
требований к использованию воздушного пространства и обеспечению полетов воздушных судов;
требований к воздушным перевозкам пассажиров, багажа, грузов и почты;
требований к воздушным перевозкам опасных грузов;
требований к обязательному страхованию ответственности, предусмотренному воздушным законодательством Российской Федерации;
требований к выполнению авиационных работ;
обязательных требований к содержанию программ подготовки авиационного персонала гражданской авиации;
порядка подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением;
требований в отношении документации гражданского воздушного судна, наличие которой на борту гражданского воздушного судна установлено воздушным законодательством Российской Федерации;
требований, установленных пунктом 3 статьи
8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
обязательных требований пожарной безопасности;
требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
б) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении деятельности в области гражданской авиации условий, содержащихся в следующих разрешительных документах:
сертификаты, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи 8 (за исключением сертификатов, выданных юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление авиационной техники) и со статьями
36 и
37 Воздушного кодекса Российской Федерации;
документы, выданные в соответствии с пунктом 3 статьи
8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
свидетельства, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи
53 Воздушного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении деятельности в области гражданской авиации требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, в том числе:
программ подготовки, предусмотренных пунктом 4 статьи
54 Воздушного кодекса Российской Федерации;
документации гражданского воздушного судна, утвержденной разработчиком гражданского воздушного судна, предусмотренной пунктом 1 статьи
37.1 Воздушного кодекса Российской Федерации.
3. Федеральный государственный контроль (надзор) в области гражданской авиации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации, применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;
б) должностные лица контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными регламентами входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) (далее - инспектор).
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, его заместители;
б) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их заместители, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными регламентами входит принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
6. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) в области гражданской авиации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
7. Возмещение свидетелям, специалистам, экспертам, экспертным организациям, привлекаемым Федеральной службой по надзору в сфере транспорта к участию в контрольных (надзорных) мероприятиях, расходов, понесенных ими в связи с участием в надзорных мероприятиях, осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 декабря 2012 г. N 1311 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю".
II. Объекты контроля
8. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет государственный контроль (надзор) за следующими объектами:
а) деятельность по подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам;
б) деятельность по использованию воздушного пространства и обеспечению полетов воздушных судов;
в) деятельность по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;
г) деятельность по осуществлению воздушных перевозок опасных грузов;
д) деятельность по выполнению авиационных работ;
е) деятельность по подготовке членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением;
ж) деятельность по техническому обслуживанию гражданских воздушных судов;
з) деятельность операторов аэродромов, вертодромов и владельцев посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов;
и) деятельность, связанная с выполнением условий, содержащихся в следующих разрешительных документах:
сертификаты, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи 8 (за исключением сертификатов, выданных юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление авиационной техники) и со статьями
36 и
37 Воздушного кодекса Российской Федерации;
документы, выданные в соответствии с пунктом 3 статьи
8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
свидетельства, выданные в соответствии с пунктом 1 статьи
53 Воздушного кодекса Российской Федерации;
к) гражданские воздушные суда;
л) объекты инфраструктуры воздушного транспорта;
м) помещения и оборудование организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, подготовку членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением.
9. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет учет объектов контроля с использованием соответствующих ведомственных автоматизированных информационно-аналитических систем, обеспечивающих деятельность Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, при планировании и проведении контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляющих хранение, сбор и обработку данных.
Информация по объектам контроля вносится в указанные системы по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий инспекторами, а также в порядке межведомственного взаимодействия из иных информационно-аналитических систем, используемых в гражданской авиации.
III. Управление рисками причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении
государственного контроля (надзора)
10. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из категорий (высокий, значительный, средний и низкий) риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска).
IV. Критерии отнесения объектов государственного контроля
(надзора) к категориям риска
11. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска устанавливаются с учетом положений частей 5 и 6 статьи 23 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
12. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно приложению N 1.
13. Для целей оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида контрольного (надзорного) мероприятия деятельность контролируемых лиц разделяется на группы тяжести ("А", "Б", "В" и "Г"), предусмотренные приложением N 1 к настоящему Положению.
V. Учет рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям при проведении контрольных
(надзорных) мероприятий
14. Виды плановых контрольных надзорных мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска и их периодичность:
а) категория высокого риска, которая предусматривает с периодичностью 1 раз в 2 года проведение инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки или выездной проверки;
б) категория значительного риска, которая предусматривает проведение:
с периодичностью 1 раз в 2 года - инспекционного визита или рейдового осмотра;
с периодичностью 1 раз в 3 года - документарной проверки или выездной проверки;
в) категория среднего риска, которая предусматривает проведение:
с периодичностью 1 раз в 3 года - инспекционного визита;
с периодичностью 1 раз в 3 года - рейдового осмотра;
с периодичностью 1 раз в 5 лет - документарной проверки;
с периодичностью 1 раз в 5 лет - выездной проверки.
VI. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
15. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации Федеральная служба по надзору в сфере транспорта может проводить следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) самообследование;
е) профилактический визит.
Информирование
16. Информирование осуществляется посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации.
Обобщение правоприменительной практики
17. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
18. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и размещается на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 3 дней со дня утверждения доклада.
Объявление предостережения
19. Под подачей и рассмотрением возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований понимается предостережение, которое осуществляется в следующем порядке:
а) возражения подаются (направляются) контролируемым лицом в надзорный орган, направивший предостережение на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа;
б) в возражениях указываются:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;
идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;
дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
в) комиссия надзорного органа рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений письменный ответ об отзыве предостережения в случае признания возражения законным и обоснованным либо информацию об отказе в отзыве предостережения;
г) комиссия контрольного (надзорного) органа вправе принять решение о рассмотрении возражения на действие должностного лица контрольного (надзорного) органа с участием лица, подавшего возражение;
д) результаты рассмотрения возражений используются контрольным (надзорным) органом для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод контролируемых лиц.
Консультирование
20. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставляют контролируемым лицам консультирование по вопросам:
а) организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора);
б) осуществления контрольных (надзорных) мероприятий;
в) соблюдения обязательных требований;
г) изложенным в проверочных листах;
д) проведенных контрольных (надзорных) и проводимых профилактических мероприятий.
21. Консультирование предоставляется:
а) при личном обращении - посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи;
б) при получении письменного запроса - посредством ответа в письменном виде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан;
в) в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
22. Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта или руководителем территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
23. Время, определенное контрольным (надзорным) органом, для консультирования при личном обращении должно составлять не менее 4 часов в рабочую неделю. Информация о времени консультирования при личном обращении размещается на стенде территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в доступном для граждан месте и на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
24. Консультирование в письменном виде осуществляется в следующих случаях:
а) если консультируемым лицом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования;
б) если при личном обращении представить ответы на поставленные вопросы не представляется возможным;
в) если ответ на поставленные вопросы требует получения дополнительных сведений и информации.
25. В случае консультирования должностными лицами контрольного (надзорного) органа контролируемых лиц в письменном виде ответ контролируемому лицу направляется в течение 20 дней со дня регистрации его обращения. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц или их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения письменных разъяснений по вопросам, поставленным в обращениях, на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Самообследование
26. В соответствии со статьей 51 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" контролируемые лица могут проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) в целях добровольного определения уровня соблюдения ими обязательных требований.
27. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.
28. Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет 1 год со дня регистрации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта указанной декларации.
29. В случае если декларация соблюдения обязательных требований аннулирована решением, принятым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования по истечении 1 года со дня аннулирования указанной декларации.
Профилактический визит
30. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков в соответствии со статьей 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
31. В отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области гражданской авиации, предусмотрено проведение обязательного профилактического визита, который должен быть проведен в течение 1-го года с начала деятельности контролируемого лица.
32. Обязательный профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в следующем порядке:
а) уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа принимается решение о проведении обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица в форме профилактической беседы или путем использования видео-конференц-связи, определяются дата, время и инспекторы, уполномоченные на его проведение;
б) контролируемое лицо уведомляется любым доступным способом, позволяющим проконтролировать получение уведомления, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения обязательного профилактического визита;
в) в уведомлении контролируемому лицу предлагается определить лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на взаимодействие с инспектором (инспекторами) в ходе проведения обязательного профилактического визита.
33. В случае принятия решения о проведении обязательного профилактического визита путем использования видео-конференц-связи в уведомлении указываются сведения, необходимые для установления связи между контрольным (надзорным) органом и контролируемым лицом.
34. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита и уведомить об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
35. В случае поступления уведомления об отказе от проведения обязательного профилактического визита уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа принимается решение об отказе от проведения обязательного профилактического визита, о чем письменно уведомляется контролируемое лицо.
36. В назначенные дату и время инспекторы, уполномоченные на проведение обязательного профилактического визита, выезжают на место осуществления деятельности контролируемым лицом для проведения профилактической беседы либо устанавливают соединение посредством видео-конференц-связи.
37. В ходе проведения обязательного профилактического визита уполномоченному лицу (лицам) контролируемого лица инспекторами задаются вопросы о знании положений нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность гражданской авиации и проблемных вопросах, возникающих при их исполнении, а также предлагается ознакомить инспекторов с деятельностью на месте осуществления деятельности контролируемым лицом.
38. Срок проведения обязательного профилактического визита с учетом потребностей контролируемого лица и при наличии возможности контрольного (надзорного) органа может составлять до 2 рабочих дней.
39. По результатам проведенного обязательного профилактического визита инспекторами составляется отчет, который направляется должностному лицу контрольного (надзорного) органа, принявшему решение о его проведении.
VII. Осуществление государственного контроля (надзора)
40. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации Федеральная служба по надзору в сфере транспорта проводит следующие плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
д) выездное обследование.
41. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
42. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
43. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия, осуществление которых было запланировано после 30 июня 2021 г. в соответствии с планом проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2021 год, реализуемых в рамках федерального государственного транспортного надзора и государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства, со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1064 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации" подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации в соответствии с настоящим Положением и требованиями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
44. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по основаниям, указанным в статье 57 (за исключением пункта 6 части 1) Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
45. Организация проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
46. Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях:
а) инспекционного визита;
б) рейдового осмотра;
в) выездной проверки;
г) выездного обследования.
47. Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи и иных способов фиксации доказательств в ходе контрольного (надзорного) мероприятия включает в себя:
а) принятие должностным лицом контролирующего органа, осуществляющим контрольное (надзорное) мероприятие, решения о применении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи и иных способов фиксации доказательств;
б) извещение контролируемого лица, а также представителя контролируемого лица о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств в случае осуществления контрольного (надзорного) мероприятия по взаимодействию с контролируемым лицом;
в) внесение в акт контрольного (надзорного) мероприятия соответствующей информации о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи и иных способов фиксации доказательств;
г) обеспечение сохранности информации, полученной по средствам фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи и иным способом фиксации доказательств.
48. Если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись или иные способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований, об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи прилагаются к материалам контрольного (надзорного) мероприятия.
49. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае временной нетрудоспособности.
50. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации Федеральная служба по надзору в сфере транспорта проводит следующие контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
Инспекционный визит
51. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
52. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
53. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать 1 рабочий день.
Рейдовый осмотр
54. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя не осуществляется.
Документарная проверка
55. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
Выездная проверка
56. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя не осуществляется.
Выездное обследование
57. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
в) испытание;
г) экспертиза.
VIII. Специальные режимы государственного
контроля (надзора)
Мониторинг
58. Режим дистанционного государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии со статьей 96 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
59. Режим дистанционного государственного контроля (надзора) устанавливается в случае осуществления контролируемым лицом деятельности в области гражданской авиации.
60. Требования, которым должно соответствовать контролируемое лицо для участия в мониторинге:
а) наличие специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, и иных средств сбора или фиксации информации;
б) наличие зарегистрированной и размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта декларации соблюдения обязательных требований, принятой по итогам самообследования, проведенного контролируемым лицом в соответствии со статьей 51 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
61. Для участия в мониторинге контролируемое лицо в письменной форме или электронном виде подает в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта заявление в свободной форме.
62. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта обеспечивает рассмотрение заявки в целях оценки соответствия требованиям для участия в мониторинге и технической готовности контролируемых лиц и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к информационному взаимодействию в рамках мониторинга и в течение 14 календарных дней уведомляет заявителя о возможности его включения в мониторинг и заключении соглашения, после чего Федеральная служба по надзору в сфере транспорта организовывает подключение контролируемого лица к автоматизированной информационной системе сбора и обработки данных.
63. Мониторинг осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Постоянный рейд
64. Постоянный рейд осуществляется в соответствии со статьей 97.1 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи
28 Воздушного кодекса Российской Федерации и заключается в возможности постоянного нахождения в пунктах контроля и (или) перемещения инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований. Режим постоянного рейда может быть установлен в отношении следующих объектов:
а) аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие производственные объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
б) аэровокзалы (терминалы) и иные производственные объекты, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов;
в) объекты единой системы организации воздушного движения;
г) наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации;
д) здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг, обеспечения государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства;
е) гражданские воздушные суда.
65. Пункты контроля могут устанавливаться на объектах, указанных в пункте 64 настоящего Положения, в местах, не препятствующих безопасной эксплуатации указанных объектов и транспортных средств. Запрещается размещение пункта контроля непосредственно в местах, предназначенных для взлета, посадки и руления воздушных судов. Территория (акватория) постоянного рейда ограничивается территорией объектов, указанных в пункте 64 настоящего Положения.
66. Перечень и местоположение объектов, в отношении которых устанавливается режим постоянного рейда, утверждается приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта или руководителем территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
67. При осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, на ином производственном объекте или у контролируемого лица;
д) инструментальное обследование.
68. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя не осуществляется.
69. При осуществлении постоянного рейда время взаимодействия инспектора с одним контролируемым лицом не может превышать 30 минут.
IX. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
70. Результаты контрольных (надзорных) мероприятий оформляются в порядке, определенном главой 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
X. Обжалование решений Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта, действий (бездействия)
его должностных лиц
71. Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц:
а) жалоба на решение территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается комиссией территориального органа либо комиссией центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
б) жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта рассматривается комиссией центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
в) жалобы на решения центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, действия (бездействие) его должностных лиц рассматриваются комиссией Федеральной службы по надзору в сфере транспорта либо по поручению руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта иным должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
72. Комиссия территориального органа либо центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о рассмотрении жалоб на решения контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц состоит не менее чем из 3 должностных лиц.
Состав комиссии определяется начальником территориального органа либо руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Решение комиссии определяется большинством голосов. При равенстве голосов определяющим является голос председателя комиссии.
73. Жалоба на решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц подлежит рассмотрению комиссией или должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченным руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
XI. Ключевые показатели федерального
государственного контроля (надзора) в области гражданской
авиации и их целевые значения
74. Ключевые показатели федерального государственного контроля (надзора) и их целевые значения указаны в приложении N 2.
Приложение N 1
к Положению о федеральном
государственном контроле (надзоре)
в области гражданской авиации
СООТНЕСЕНИЕ
ГРУППЫ ТЯЖЕСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
ВОЗМОЖНОГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ КОНТРОЛИРУЕМЫМИ ЛИЦАМИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ И ГРУППЫ ВЕРОЯТНОСТИ НАСТУПЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ
НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЗМОЖНОГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ
КОНТРОЛИРУЕМЫМИ ЛИЦАМИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Категории риска | Группа тяжести | Группа вероятности |
Высокий риск | А | 1 |
| Б | 1 |
Значительный риск | А | 2 |
| Б | 2 |
| В | 1 |
| В | 2 |
Средний риск | А | 3 |
| А | 4 |
| Б | 3 |
| В | 3 |
| Г | 1 |
| Г | 2 |
Низкий риск | Г | 3 |
| Г | 4 |
Примечания:
1. Группы тяжести:
а) к группе тяжести "А" относятся:
деятельность, а также соблюдение условий, содержащихся в разрешительных документах по осуществлению воздушных перевозок пассажиров;
деятельность, а также соблюдение условий, содержащихся в разрешительных документах по подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам (кроме легких и сверхлегких воздушных судов), осуществляющих воздушные перевозки пассажиров;
деятельность, а также соблюдение условий, содержащихся в разрешительных документах операторов аэродромов, вертодромов и владельцев посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, имеющих длину взлетно-посадочной полосы 2600 метров и более;
деятельность, а также соблюдение условий, содержащихся в разрешительных документах, образовательными организациями и организациями, осуществляющими подготовку кандидатов на получение свидетельства коммерческого пилота;
деятельность по использованию воздушного пространства и обеспечению полетов воздушных судов;
б) к группе тяжести "Б" относятся:
деятельность, а также соблюдение условий, содержащихся в разрешительных документах по осуществлению воздушных перевозок багажа и грузов;
деятельность, а также соблюдение условий, содержащихся в разрешительных документах по подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам (кроме легких и сверхлегких воздушных судов), осуществляющих воздушные перевозки багажа и грузов;
деятельность, а также соблюдение условий, содержащихся в разрешительных документах операторов аэродромов, вертодромов и владельцев посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, имеющих длину взлетно-посадочной полосы от 1300 до 2600 метров;
в) к группе тяжести "В" относятся:
деятельность, а также соблюдение условий, содержащихся в разрешительных документах по осуществлению авиационных работ;
деятельность по подготовке и выполнению полетов, эксплуатации легких и сверхлегких гражданских воздушных судов и их допуску к полетам;
деятельность, а также соблюдение условий, содержащихся в разрешительных документах по эксплуатации посадочных площадок;
деятельность, а также соблюдение условий, содержащихся в разрешительных документах к образовательным организациям и организациям, осуществляющим подготовку кандидатов на получение свидетельства авиационного персонала (кроме кандидатов на получение свидетельства коммерческого пилота);
г) к группе тяжести "Г" относится иная, не относящаяся к группам тяжести "А", "Б" и "В", деятельность.
2. При наличии критериев риска, позволяющих отнести деятельность контролируемых лиц к различным группам тяжести, подлежит применению критерий, позволяющий отнести деятельность контролируемых лиц к более высокой категории риска причинения вреда (ущерба).
3. С учетом оценки вероятности нарушения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая федеральному государственному контролю (надзору), разделяется на следующие группы вероятности:
а) к группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение года, предшествующего дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска, обвинительного приговора суда с назначением наказания контролируемому лицу, работнику контролируемого лица (или решения (постановления) о назначении административного наказания контролируемого лица, работника контролируемого лица) за совершение при осуществлении деятельности в области гражданской авиации, либо работника контролируемого лица, который в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязан соблюдать обязательные требования в области гражданской авиации преступления или административного правонарушения, которое повлекло наступление авиационного происшествия, следствием которого стало причинение вреда жизни и (или) здоровью людей, а также серьезного инцидента;
б) к группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение года, предшествующего дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска, обвинительного приговора суда с назначением наказания контролируемому лицу, работнику контролируемого лица (или решения (постановления) о назначении административного наказания контролируемого лица, работника контролируемого лица) за совершение при осуществлении деятельности в области гражданской авиации либо работника контролируемого лица, который в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязан соблюдать обязательные требования в области гражданской авиации, преступления или административного правонарушения, которое повлекло наступление авиационного происшествия, не повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью людей, и инцидентов, а также деятельность контролируемого лица, разрешительные документы которых в течение 2 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска, по результатам контрольных мероприятий вводились ограничения, их деятельность приостанавливалась либо подвергались аннулированию разрешительные документы;
в) к группе вероятности "3" относится деятельность контролируемых лиц, в отношении которых вступили в законную силу в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности контролируемого лица к категории риска, 15 и более решений (постановлений) о назначении административного наказания за правонарушения, предусмотренные статьями 11.3. - 11.5., 11.30. и 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (в отношении рассмотрения дел об административных правонарушениях органами, уполномоченными в области авиации, за исключением административного наказания в виде предупреждения);
г) к группе вероятности "4" относится деятельность, не отнесенная к группам вероятности "1", "2" и "3".
4. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность контролируемого лица к различным группам вероятности, подлежит применению критерий риска, позволяющий отнести деятельность контролируемого лица к более высокой категории риска причинения вреда (ущерба).
Для целей применения Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1064 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации", под аварийным событием понимаются авиационные события в значениях, установленных транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, следствием которых стало причинение вреда жизни и (или) здоровью людей и (или) материальный ущерб.
Приложение N 2
к Положению о федеральном
государственном контроле (надзоре)
в области гражданской авиации
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ИХ ЦЕЛЕВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
Наименование ключевого показателя | Целевые значения (не превышают указанные величины) |
2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год |
1. | Количество погибших лиц, находившихся на борту, в результате авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой более 5700 кг, выполняющими полет в целях осуществления коммерческой воздушной перевозки, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,7 | 0,66 | 0,59 | 0,55 | 0,51 |
2. | Количество погибших лиц, находившихся на борту, в результате авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой менее 5700 кг, выполняющими полет в целях осуществления коммерческой воздушной перевозки, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
3. | Количество погибших лиц, находившихся на борту, в результате авиационных происшествий с гражданскими вертолетами, выполняющими полет в целях осуществления коммерческой воздушной перевозки, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,13 | 0,12 | 0,11 | 0,1 | 0,09 |
4. | Количество погибших лиц, находившихся на борту, в результате авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой более 5700 кг, осуществляющими полет в целях выполнения авиационных работ, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
5. | Количество погибших лиц, находившихся на борту, в результате авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой менее 5700 кг, осуществляющими полет в целях выполнения авиационных работ, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
6. | Количество погибших лиц, находившихся на борту, в результате авиационных происшествий с гражданскими вертолетами, осуществляющими полет в целях выполнения авиационных работ, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
7. | Количество погибших лиц, находившихся на борту, в результате авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой более 5700 кг, выполняющими полет в целях авиации общего назначения, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
8. | Количество погибших лиц, находившихся на борту, в результате авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой менее 5700 кг, выполняющими полет в целях авиации общего назначения, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,14 | 0,14 | 0,12 | 0,11 | 0,11 |
9. | Количество погибших лиц, находившихся на борту, в результате авиационных происшествий с гражданскими вертолетами, выполняющими полет в целях авиации общего назначения, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,02 |
10. | Количество погибших лиц, находившихся на борту, в результате авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами (за исключением самолетов и вертолетов) вне зависимости от цели выполнения полета на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,02 | 0,02 | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
11. | Количество лиц, находившихся на борту, получивших вред здоровью в результате авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой более 5700 кг, выполняющими полет в целях осуществления коммерческой воздушной перевозки, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,02 |
12. | Количество лиц, находившихся на борту, получивших вред здоровью в результате авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой менее 5700 кг, выполняющими полет в целях осуществления коммерческой воздушной перевозки, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
13. | Количество лиц, находившихся на борту, получивших вред здоровью в результате авиационных происшествий с гражданскими вертолетами, выполняющими полет в целях осуществления коммерческой воздушной перевозки, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
14. | Количество лиц, находившихся на борту, получивших вред здоровью в результате авиационных происшествий с гражданскими самолетами, максимальной взлетной массой более 5700 кг, осуществляющими полет в целях выполнения авиационных работ, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
15. | Количество лиц, находившихся на борту, получивших вред здоровью в результате авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой менее 5700 кг, осуществляющими полет в целях выполнения авиационных работ, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,02 |
16. | Количество лиц, находившихся на борту, получивших вред здоровью в результате авиационных происшествий с гражданскими вертолетами, осуществляющими полет в целях выполнения авиационных работ, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
17. | Количество лиц, находившихся на борту, получивших вред здоровью в результате авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой более 5700 кг, выполняющими полет в целях авиации общего назначения, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
18. | Количество лиц, находившихся на борту, получивших вред здоровью в результате авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой менее 5700 кг, выполняющими полет в целях авиации общего назначения, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
19. | Количество лиц, находившихся на борту, получивших вред здоровью в результате авиационных происшествий с гражданскими вертолетами, выполняющими полет в целях авиации общего назначения, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
20. | Количество лиц, находившихся на борту, получивших вред здоровью в результате авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами (за исключением самолетов и вертолетов) вне зависимости от цели выполнения полета, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
21. | Количество авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой более 5700 кг, выполняющими полет в целях осуществления коммерческой воздушной перевозки, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
22. | Количество авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой менее 5700 кг, выполняющими полет в целях осуществления коммерческой воздушной перевозки, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
23. | Количество авиационных происшествий с гражданскими вертолетами, выполняющими полет в целях осуществления коммерческой воздушной перевозки, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,02 | 0,02 | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
24. | Количество авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой более 5700 кг, осуществляющими полет в целях выполнения авиационных работ, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
25. | Количество авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой менее 5700 кг, осуществляющими полет в целях выполнения авиационных работ, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
26. | Количество авиационных происшествий с гражданскими вертолетами, осуществляющими полет в целях выполнения авиационных работ, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
27. | Количество авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой более 5700 кг, выполняющими полет в целях авиации общего назначения, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
28. | Количество авиационных происшествий с гражданскими самолетами максимальной взлетной массой менее 5700 кг, выполняющими полет в целях авиации общего назначения, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,11 | 0,11 | 0,09 | 0,09 | 0,08 |
29. | Количество авиационных происшествий с гражданскими вертолетами, выполняющими полет в целях авиации общего назначения, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |
30. | Количество авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами (за исключением самолетов и вертолетов) вне зависимости от цели выполнения полета на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,08 | 0,07 |