ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 июня 2024 г. N 1397-р
1. Заключить концессионное соглашение о финансировании, создании, эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, приобретении и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту "Москва - Санкт-Петербург", с обществом с ограниченной ответственностью "ВСМ Две Столицы" (далее соответственно - концессионное соглашение с "ВСМ Две Столицы", концессионер) без проведения конкурса в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона "О концессионных соглашениях".
2. Утвердить прилагаемые основные условия концессионного соглашения о финансировании, создании, эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, приобретении и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту "Москва - Санкт-Петербург".
3. Установить, что:
а) полномочия концедента при заключении, исполнении, изменении и прекращении концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы" и соглашения, предусмотренного частью 4 статьи 5 Федерального закона "О концессионных соглашениях", от имени Российской Федерации осуществляет Росжелдор;
б) концессионер на момент заключения концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы" должен отвечать требованиям, установленным частью 1.9 статьи 5 Федерального закона "О концессионных соглашениях".
4. Росжелдору:
а) в 14-дневный срок по согласованию с концессионером подготовить и согласовать с Минтрансом России, Минфином России, Минэкономразвития России и Росимуществом проект концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы";
б) в 5-дневный срок со дня получения согласования указанных в подпункте "а" настоящего пункта федеральных органов исполнительной власти направить концессионеру проект концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы", установив концессионеру срок для его подписания не более 5 дней со дня его направления;
в) в 3-дневный срок со дня получения подписанного концессионером проекта концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы" подписать концессионное соглашение с "ВСМ Две Столицы" от имени концедента без проведения конкурса;
г) в течение 120 дней со дня заключения концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы" заключить с субъектами Российской Федерации - городом федерального значения Москвой, Московской областью, Тверской областью, Новгородской областью, Ленинградской областью и городом федерального значения Санкт-Петербургом в лице их уполномоченных органов государственной власти соглашения о взаимодействии, устанавливающее взаимные права и обязанности Росжелдора и соответствующего субъекта Российской Федерации, возникающие в связи с заключением и исполнением концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы", предусмотрев в нем в том числе обязательства соответствующего субъекта Российской Федерации по подготовке и внесению в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекта изменений в нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие на период с 1 января 2025 г. до 1 января 2065 г. ставку налога на имущество организаций в размере 0 процентов либо освобождение от налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, составляющего инфраструктуру высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования;
д) совместно с Росимуществом обеспечить предоставление концессионеру в порядке и сроки, которые установлены концессионным соглашением с "ВСМ Две Столицы", земельных участков, необходимых для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением с "ВСМ Две Столицы".
5. Минфину России внести в Правительство Российской Федерации:
а) совместно с Минтрансом России и ФНС России:
до 1 ноября 2024 г. проект федерального закона о внесении изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации в части продления права Правительства Российской Федерации в 2025 - 2028 годах на издание нормативных правовых актов, предусматривающих продление установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков уплаты налогов, установление дополнительных оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и изменение порядка и условий ее предоставления, а также в части установления ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов на период с 1 января 2028 г. до 1 января 2065 г. в отношении услуг по перевозке (организации перевозки) пассажиров и багажа по инфраструктуре высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный;
до 15 декабря 2024 г., но не ранее дня принятия федерального закона, предусмотренного абзацем вторым настоящего подпункта, проект акта Правительства Российской Федерации, предусматривающий перенос на 12 месяцев налогоплательщикам по перечню, определяемому Минтрансом России, реализующим работы (услуги) по проектированию и (или) строительству инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный по перечню, утверждаемому Минтрансом России, на основании заявлений указанных налогоплательщиков сроков уплаты налога на добавленную стоимость, которые наступают по итогам налоговых периодов, приходящихся на период 2025 - 2028 годов, в части налога на добавленную стоимость, исчисленного при получении предварительной оплаты (аванса) за такие работы (услуги), а также налога на добавленную стоимость, исчисленного исходя из стоимости таких выполненных работ (оказанных услуг), уменьшенного на сумму налога, принятого к вычету по ранее полученным предварительным оплатам (авансам) за такие работы (услуги), при этом сумма налога на добавленную стоимость, срок уплаты которого подлежит переносу, не должна превышать сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет по данным налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за соответствующий налоговый период;
б) до 1 декабря 2024 г. проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации
от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" в части обеспечения исключения влияния льгот по налогу на имущество организаций, предоставляемых субъектами Российской Федерации, на территориях которых планируется строительство инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, на расчет налогового потенциала по налогу на имущество организаций.
6. Рекомендовать открытому акционерному обществу "Российские железные дороги":
а) до 1 июля 2024 г. заключить с концессионером соглашение, предусматривающее синхронизацию сроков ввода в эксплуатацию инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный со сроками ввода в эксплуатацию объектов инвестиционного проекта "Строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва - Крюково (Алабушево) под специализированное пассажирское сообщение";
б) при формировании инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" предусматривать:
в 2024 - 2028 годах затраты на инвестиционный проект "Развитие железнодорожной инфраструктуры на участке Санкт-Петербург (вкл.) - Обухово 2 (вкл.) под специализированное пассажирское сообщение" с последующей возмездной передачей учредителю концессионера или концессионеру для исполнения обязательств по концессионному соглашению с "ВСМ Две Столицы";
в 2024 - 2027 годах затраты на инвестиционный проект "Строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва - Крюково (Алабушево) под специализированное пассажирское сообщение";
в 2024 - 2025 годах затраты на проектирование инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования по маршруту "Москва - Санкт-Петербург" с последующей возмездной передачей учредителю концессионера или концессионеру для исполнения обязательств по концессионному соглашению с "ВСМ Две Столицы";
в 2024 - 2028 годах затраты на разработку конструкторской документации на высокоскоростной железнодорожный подвижной состав;
затраты на приобретение первых 2 головных (пилотных) образцов высокоскоростного железнодорожного подвижного состава.
7. ФАС России:
а) обеспечить принятие решения о неприменении ценового регулирования в отношении услуг по перевозке пассажиров и (или) багажа высокоскоростным железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении;
б) установить размер тарифов, сборов и платы за услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в отношении услуг по использованию инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования в соответствии с условиями концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы" при обращении в установленном порядке владельца указанной инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования (в том числе концессионера);
в) в 90-дневный срок внести в Правительство Российской Федерации проект постановления о внесении изменений в Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, грузоотправителей к услуге по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации
от 25 ноября 2003 г. N 710 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, грузоотправителей к услуге по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования", в части установления приоритетной очередности оказания услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для перевозок пассажиров и (или) багажа высокоскоростным железнодорожным транспортом общего пользования по отношению к услугам по использованию инфраструктуры общего пользования для других перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования.
8. Минпромторгу России обеспечить инвестиционную поддержку и возможность льготного финансирования производства высокоскоростного железнодорожного подвижного состава в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2023 г. N 295 "О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты, направленные на производство приоритетной продукции".
9. Минтрансу России:
а) совместно с Минфином России и Минэкономразвития России:
обеспечивать включение в федеральный бюджет на соответствующий финансовый год и плановый период расходных обязательств, необходимых для исполнения обязательств концедента по концессионному соглашению с "ВСМ Две Столицы" (в том числе обязательств по выплате средств, предусмотренных пунктами 16 и 17 основных условий, утвержденных настоящим распоряжением, а также платы концедента, обязательств по выплате компенсации в случаях досрочного прекращения действия концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы" и (или) наступления обстоятельств, указанных в пункте 41 указанных основных условий), в случаях, порядке и объемах, которые установлены бюджетным законодательством Российской Федерации и концессионным соглашением с "ВСМ Две Столицы";
до 1 августа 2024 г. внести в Правительство Российской Федерации проект распоряжения о внесении изменений в перечень самоокупаемых инвестиционных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации
от 5 ноября 2013 г. N 2044-р, в части дополнения инвестиционным проектом "Финансирование, создание и эксплуатация инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, приобретение и эксплуатация высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту "Москва - Санкт-Петербург", предусмотрев следующие условия предоставления средств Фонда национального благосостояния:
вид ценных бумаг, в которые инвестируются средства Фонда национального благосостояния, - облигации;
эмитент облигаций - общество с ограниченной ответственностью "ВСМ Две Столицы";
номинальная стоимость одной облигации - 1000 рублей;
общая номинальная стоимость облигаций - 300000 млн. рублей;
срок обращения облигаций - 25 лет;
ставка купона по облигациям - 1 процент годовых;
периодичность выплаты купонного дохода (купонный период) - 91 день;
срок капитализации процентов - 10 лет со дня приобретения облигаций концессионера, купонный доход за каждый купонный период капитализируется с начислением процентов по ставке 1 процент годовых;
срок уплаты капитализированных процентов - 10 лет со дня истечения срока капитализации процентов, в даты окончания купонных периодов равными квартальными платежами. На капитализированные проценты начисляются проценты по ставке 1 процент годовых, которые уплачиваются в даты выплаты капитализированных процентов;
погашение облигаций равными квартальными платежами в даты окончания купонных периодов, приходящихся на 2046 - 2049 годы;
б) совместно с Росреестром и Росимуществом до 15 июля 2024 г. внести в Правительство Российской Федерации проект постановления о внесении изменений в Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в целях установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и предоставляемые лицу, с которым заключено концессионное соглашение о создании и эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования, для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в размере не более 0,01 процента кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в год;
в) совместно с Минпромторгом России, Минфином России, концессионером и производителем высокоскоростного железнодорожного подвижного состава при необходимости разработать порядок возмещения убытков концессионера, вызванных задержкой на срок свыше 6 месяцев поставки высокоскоростного железнодорожного подвижного состава с требуемыми характеристиками и в необходимом количестве в соответствии с требованиями концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы";
г) обеспечивать включение в федеральный бюджет на соответствующий финансовый год и плановый период расходных обязательств, необходимых для комплексного консультационного сопровождения концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы".
10. Минприроды России до 1 июля 2024 г. обеспечить внесение изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", предусматривающих предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых без проведения аукционов в целях создания инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 5 июня 2024 г. N 1397-р
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ
КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ О ФИНАНСИРОВАНИИ, СОЗДАНИИ,
ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОТ СТАНЦИИ
КРЮКОВО (АЛАБУШЕВО) ДО СТАНЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-ГЛАВНЫЙ,
ПРИОБРЕТЕНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО
ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И (ИЛИ) БАГАЖА НА СОЗДАННОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЕ ПО МАРШРУТУ "МОСКВА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
1. В соответствии с концессионным соглашением о финансировании, создании, эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, приобретении и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту "Москва - Санкт-Петербург" (далее - концессионное соглашение), общество с ограниченной ответственностью "ВСМ Две Столицы" (далее - концессионер) обязуется за свой счет осуществить создание, включая проектирование и строительство, и эксплуатацию инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, а также создание (приобретение) и эксплуатацию высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной указанной инфраструктуре (далее - высокоскоростной железнодорожный подвижной состав), и иного движимого имущества, технологически связанного с созданной указанной инфраструктурой.
Объектом концессионного соглашения в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях" являются инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный (далее - инфраструктура в составе объекта концессионного соглашения), высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и иное движимое имущество, технологически связанное с созданной инфраструктурой в составе объекта концессионного соглашения.
Право собственности на объект концессионного соглашения будет принадлежать Российской Федерации (далее - концедент), а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления эксплуатации объекта концессионного соглашения, а также исполнить иные обязательства, установленные концессионным соглашением.
Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту.
2. Срок действия концессионного соглашения составляет 40 лет со дня его заключения и может быть продлен в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Описание и технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения установлены согласно приложению.
Состав объекта концессионного соглашения подлежит определению в концессионном соглашении.
Концессионер вправе создавать (приобретать) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, недвижимое и движимое имущество, не относящееся к объекту концессионного соглашения. Условия создания (приобретения) и распределения прав собственности на такое имущество подлежат определению в концессионном соглашении.
4. Концессионер принимает на себя обязательства по подготовке территории, разработке документации по планировке территории, необходимой для создания инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения, и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в объеме и на условиях, которые установлены концессионным соглашением, а также обязательства по оформлению и изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (если применимо) для их предоставления концедентом, а также демонтажу объектов недвижимого имущества (если применимо).
В целях обеспечения концедентом изъятия для государственных нужд земельных участков иных лиц концессионер направляет концеденту ходатайство об изъятии таких земельных участков. В случае принятия концедентом решения об изъятии таких земельных участков в соответствии с ходатайством концессионера концессионер участвует совместно с концедентом в подготовке соглашения об изъятии, в переговорах с правообладателем изымаемых объектов недвижимого имущества относительно условий их изъятия, а также в проведении иных мероприятий, предусмотренных главой
VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Возмещение за изымаемые на основании ходатайства концессионера земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также оплата связанных с оформлением и (или) изъятием земельных участков работ (услуг), по которым концессионер будет выступать заказчиком, осуществляются концессионером за счет средств и в порядке, которые предусмотрены пунктом 16 настоящего документа и концессионным соглашением.
В рамках мероприятий по оформлению и изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества концессионер несет ответственность в соответствии с концессионным соглашением исключительно за невыполнение обязательств, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта (в том числе за несоблюдение концессионером требований к ходатайству об изъятии, неосуществление действий, предусмотренных
Земельным кодексом Российской Федерации, в рамках подготовки соглашений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, незаключение концессионером указанных соглашений, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение иных обязанностей организации, подавшей ходатайство об изъятии, предусмотренных главой
VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Несоблюдение (увеличение) сроков изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества по обстоятельствам, не связанным с действием (бездействием) концессионера, не влечет ответственности концессионера по концессионному соглашению.
5. Концессионер обязан обеспечить выполнение мероприятий по созданию объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения (далее - объект в составе объекта концессионного соглашения) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями концессионного соглашения, определяющими этапы, сроки создания (приобретения) и передачи концессионером концеденту объектов в составе объекта концессионного соглашения. Объекты в составе объекта концессионного соглашения на момент передачи их концессионером концеденту должны соответствовать требованиям, предусмотренным концессионным соглашением.
С учетом условий, в том числе ограничений и изъятий, установленных концессионным соглашением, концессионер обязан обеспечить создание (приобретение) объектов в составе объекта концессионного соглашения в соответствии с требованиями концессионного соглашения, а именно:
инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения и движимого имущества, технологически связанного с созданной указанной инфраструктурой, в срок до 1 апреля 2030 г., но не позднее 48 месяцев со дня выполнения предварительных условий, предусмотренных концессионным соглашением, начала создания указанных объектов в составе объекта концессионного соглашения, предусмотренных концессионным соглашением;
высокоскоростного железнодорожного подвижного состава в течение срока его полезного использования со дня допуска соответствующего высокоскоростного железнодорожного подвижного состава к перевозке на указанной инфраструктуре, определяемого в соответствии с графиком поставки высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, устанавливаемым в концессионном соглашении, но не позднее 1 января 2063 г. В рамках создания (приобретения) высокоскоростного железнодорожного подвижного состава могут предоставляться авансы на приобретение высокоскоростного железнодорожного подвижного состава в соответствии с графиком предоставления авансов, согласованным в соответствии с условиями концессионного соглашения.
В отношении отдельных объектов в составе объекта концессионного соглашения концессионным соглашением могут быть предусмотрены иные сроки создания.
6. В случае увеличения стоимости строительства инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения и (или) возникновения дополнительных затрат, которые могут возникнуть в связи со срывом сроков строительства, более чем на 10 процентов по сравнению со стоимостью строительства, определенной концессионным соглашением, концессионер и концедент согласуют дальнейшие действия по процедуре, предусмотренной концессионным соглашением.
Финансирование увеличения стоимости создания (строительства) инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения и (или) дополнительных затрат, которые могут возникнуть в связи со срывом сроков строительства, в пределах 10 процентов стоимости создания (строительства), определенной в концессионном соглашении, осуществляется концессионером.
7. Концессионер обязан обеспечить наличие у перевозчика не позднее плановой даты ввода в эксплуатацию инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в соответствии с условиями концессионного соглашения высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, соответствующего требованиям, предусмотренным концессионным соглашением, в количестве, определенном в концессионном соглашении.
Плата концедента не подлежит выплате концессионеру в период с плановой даты ввода в эксплуатацию инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в соответствии с условиями концессионного соглашения до наиболее ранней даты из следующих дат:
дата подтверждения наличия у перевозчика высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, соответствующего требованиям, предусмотренным концессионным соглашением;
дата истечения срока в 6 месяцев с плановой даты ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию.
В указанный период концессионер самостоятельно несет дополнительные расходы, вызванные задержкой исполнения обязательства по обеспечению наличия у перевозчика высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, соответствующего требованиям, предусмотренным концессионным соглашением, в количестве, определенном в концессионном соглашении.
Концедент не обеспечивает возмещение убытков в случае задержки на срок до 6 месяцев поставки высокоскоростного железнодорожного подвижного состава с требуемыми характеристиками и в необходимом количестве.
8. Обязательства концессионера по созданию (приобретению) высокоскоростного железнодорожного подвижного состава не включают в себя:
а) разработку научно-исследовательской и конструкторской документации;
б) создание мощностей по его производству;
в) привлечение финансирования для осуществления деятельности, указанной в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
9. Концессионер с учетом условий, установленных концессионным соглашением, принимает на себя обязательства по привлечению инвестиций в объеме, который в соответствии с концессионным соглашением должен быть обеспечен концессионером для создания объекта концессионного соглашения в течение всего срока действия концессионного соглашения, и привлекает финансирование в объеме, необходимом для создания объекта концессионного соглашения.
10. Концессионер принимает на себя обязательства по эксплуатации объекта концессионного соглашения (осуществлению деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке и на условиях, установленных концессионным соглашением, включая соответствие объекта концессионного соглашения техническим требованиям, установленным концессионным соглашением.
11. Концедент обеспечивает предоставление концессионеру в порядке, в сроки и на условиях, которые установлены концессионным соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не позднее 1 апреля 2029 г., земельных участков, водных объектов, лесных участков и иных объектов, необходимых для создания объекта концессионного соглашения и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в том числе для создания (приобретения) в рамках реализации концессионного соглашения имущества, не относящегося к объекту концессионного соглашения и поступающего в собственность концессионера или концедента.
Земельные участки, предназначенные для осуществления предусмотренной концессионным соглашением деятельности, предоставляются концессионеру без проведения торгов в аренду (субаренду) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации и концессионным соглашением, или на ином законном основании на срок, предусмотренный концессионным соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более срока действия концессионного соглашения.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и предоставляемые концессионеру, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в год.
12. Концедент передает концессионеру объекты движимого имущества и недвижимого имущества в составе объекта концессионного соглашения во владение и пользование в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации и концессионным соглашением, но не позднее 1 месяца со дня регистрации права собственности концедента на недвижимое имущество в составе объекта концессионного соглашения или не позднее дня подписания акта приемки в отношении объектов движимого имущества в составе объекта концессионного соглашения.
13. Целями эксплуатации объекта концессионного соглашения являются функционирование объекта концессионного соглашения и осуществление концессионером деятельности с использованием объекта концессионного соглашения. В рамках осуществления эксплуатации объекта концессионного соглашения в состав обязательств концессионера входят в том числе:
обеспечение соответствия эксплуатационных характеристик инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения, высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, установленным законодательством Российской Федерации и концессионным соглашением;
оказание перевозчикам услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
организация и (или) осуществление перевозок пассажиров и багажа высокоскоростным железнодорожным транспортом;
обеспечение безопасности движения и эксплуатации объектов в составе объектов концессионного соглашения, а также транспортной безопасности инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения и высокоскоростного железнодорожного подвижного состава.
Концессионер имеет право на осуществление иной деятельности с использованием объекта концессионного соглашения, не препятствующей функционированию объекта концессионного соглашения и не нарушающей требования законодательства Российской Федерации. Положительная разница между доходами и расходами от указанной деятельности учитывается при определении платы концедента в соответствии с пунктом 24 настоящего документа в порядке, установленном концессионным соглашением.
14. Тарифы, сборы и плата за перевозку пассажиров и (или) багажа во внутригосударственном сообщении по созданной инфраструктуре в составе объекта концессионного соглашения определяются концессионером или лицом, привлеченным концессионером для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа по созданной указанной инфраструктуре, с учетом тарифов, не регулируемых государством на иных сопоставимых по времени в пути видах транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки по маршруту "Москва - Санкт-Петербург". При этом такие тарифы, сборы и плата, применяемые во внутригосударственном сообщении в квартале, в котором концессионер начинает указанную перевозку пассажиров и багажа, устанавливаются в предшествующем квартале.
15. Концессионер осуществляет эксплуатацию объектов в составе объекта концессионного соглашения со дня передачи соответствующего объекта в составе объекта концессионного соглашения от концедента к концессионеру во владение и пользование до дня прекращения концессионного соглашения, если концессионным соглашением не предусмотрены иные сроки эксплуатации объектов в составе объекта концессионного соглашения.
16. Концедент в порядке, сроки и на условиях, которые установлены концессионным соглашением, в рамках финансирования, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 10.1 Федерального закона "О концессионных соглашениях", принимает на себя обязательства по выплате концессионеру средств на финансовое обеспечение и (или) компенсацию расходов, связанных с приобретением и оформлением прав на земельные участки (в том числе изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества) (далее - капитальный грант).
Если иной порядок выплаты капитального гранта не установлен концессионным соглашением, капитальный грант выплачивается в пределах годовых лимитов, при этом сумма планового капитального гранта по годам устанавливается в следующем размере:
в 2024 году - 3000 млн. рублей;
в 2025 году - 16170 млн. рублей;
в 2026 году - 7590 млн. рублей;
в 2027 году - 1760 млн. рублей.
Если размер расходов концессионера, связанных с приобретением и оформлением прав на земельные участки (в том числе изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества), превышает размер планового капитального гранта, указанный в абзацах третьем - шестом настоящего пункта, то сумма такого превышения подлежит компенсации концедентом концессионеру в порядке и сроки, которые определены концессионным соглашением, но не более чем в размере, согласованном с концедентом в порядке, определенном концессионным соглашением или определенном независимым оценщиком либо на основании решения суда.
Если размер расходов концессионера, связанных с приобретением и оформлением прав на земельные участки (в том числе изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества), в текущем календарном году составит менее размера планового капитального гранта, указанного в абзацах третьем - шестом настоящего пункта, то плановый размер капитального гранта на следующий календарный год увеличивается на разницу между плановым размером капитального гранта и фактическими расходами концессионера на приобретение прав на земельные участки (в том числе изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества).
В случае если на день ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию предоставленные концессионеру средства капитального гранта не израсходованы в полном объеме на выкуп земельных участков, концессионер обязан в срок не позднее 90 дней с этого дня возвратить концеденту разницу между суммой выплаченных концессионеру средств капитального гранта и фактическими расходами концессионера на осуществление мероприятий по выкупу земельных участков.
17. Концедент в порядке, сроки и на условиях, которые установлены концессионным соглашением, в рамках финансирования, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 10.1 Федерального закона "О концессионных соглашениях", принимает на себя обязательства по выплате концессионеру средств на финансовое обеспечение и (или) компенсацию расходов концессионера, связанных с созданием объекта концессионного соглашения (далее - концессионная субсидия). Концессионная субсидия выплачивается в случае, если объекты в составе объекта концессионного соглашения, определенные концессионным соглашением, не введены в эксплуатацию до или в плановую дату ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию в соответствии с условиями концессионного соглашения.
Концессионная субсидия ежеквартально выплачивается с плановой даты ввода указанных объектов в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию и до фактической даты ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию.
Концессионная субсидия не выплачивается в период с плановой даты ввода в эксплуатацию объектов в составе объекта концессионного соглашения, определенных концессионным соглашением, до наиболее ранней одной из следующих дат:
дата подтверждения наличия у перевозчика высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, соответствующего требованиям, предусмотренным концессионным соглашением;
дата истечения срока в 6 месяцев с плановой даты ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию.
18. Размер концессионной субсидии, подлежащей выплате в календарном квартале m (КДФОm), определяется по формуле:
где:
j - порядковый номер квартала, начиная с квартала, на который приходится плановая дата ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию;
m - порядковый номер календарного квартала, начиная с квартала, на который приходится плановая дата ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию, за который определяется концессионная субсидия;
ДЗПj - размер дополнительных затрат, возникающих в связи с нарушением срока ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию, в j-ом квартале, принимающих значения от 1 до m;
СК - сумма компенсации концессионеру, определенная в размере 10 процентов стоимости создания инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения, определенной в концессионном соглашении;
КДФОj - размер концессионной субсидии, подлежащей выплате в j-ом квартале, принимающем значение от 1 до m-1.
19. Финансирование затрат концессионера за счет концессионной субсидии производится без включения в состав таких затрат предъявленных концессионеру сумм налога на добавленную стоимость.
Размер дополнительных затрат, возникающих в связи с нарушением срока ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию, в календарном квартале m (ДЗПm) определяется по формуле:
где:
КФm - коэффициент, отражающий потребность в выплате процентов по соглашению о финансировании в календарном квартале m. При наличии потребности в выплате процентов по соглашению о финансировании в календарном квартале m значение КФm принимается равным 1, при отсутствии потребности в выплате процентов по соглашению о финансировании в календарном квартале m значение КФm принимается равным 0. КФm принимает значение, равное 0, для первых 5 календарных кварталов включительно с плановой даты ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию;
ОСФi - остаток ссудной задолженности по соглашению о финансировании на начало дня i в отчетном периоде квартала m;
i - порядковый номер дня, начиная со дня начала квартала m (i = 1 - первый день квартала m);
СФi - годовая процентная ставка по соглашению о финансировании в день i, но не более ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, увеличенной на 3 процента годовых;
p - количество дней в календарном квартале m, определяемое как наименьшее из двух значений:
общее количество календарных дней в календарном квартале m;
количество календарных дней в календарном квартале m со дня начала календарного квартала m до момента фактического ввода в эксплуатацию объектов в составе объекта концессионного соглашения, определенных в концессионном соглашении;
ПСФm - сумма планового погашения основной суммы задолженности по соглашению о финансировании, требования к которому устанавливаются концессионным соглашением, в календарном квартале m. ПСФm принимает значение, равное 0, для первых 5 календарных кварталов включительно с плановой даты ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию;
КОm - коэффициент, отражающий потребность в выплате процентов по облигационным займам, за исключением облигационных займов, выкупленных за счет средств Фонда национального благосостояния, в календарном квартале m. Значение КОm определяется индивидуально для каждого выпуска облигаций. При потребности в выплате процентов по облигационным займам, за исключением облигационных займов, выкупленных за счет средств Фонда национального благосостояния в календарном квартале m, значение КОm принимается равным 1, при отсутствии потребности в выплате процентов по облигационным займам, за исключением облигационных займов, выкупленных за счет средств Фонда национального благосостояния в календарном квартале m, значение КОm принимается равным 0. КОm принимает значение, равное 0, для первых 17 календарных кварталов включительно с плановой даты ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию для облигационных займов, покупателями которых являются пенсионные фонды, и для первых 5 календарных кварталов включительно с плановой даты ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию для прочих облигационных займов;
ОСОi - остаток задолженности по облигационным займам, за исключением облигационных займов, выкупленных за счет средств Фонда национального благосостояния, на начало дня i в отчетном периоде квартала m;
СОi - средневзвешенная годовая процентная ставка по облигационным займам, за исключением облигационных займов, выкупленных за счет средств Фонда национального благосостояния, в день i, но не более ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, увеличенной на 3 процента годовых;
ПСОm - сумма планового погашения суммы задолженности по облигационным займам, за исключением облигационных займов, выкупленных за счет средств Фонда национального благосостояния, в календарном квартале m. Значение ПСОm определяется индивидуально для каждого выпуска облигаций. ПСОm принимает значение, равное 0, для первых 55 календарных кварталов включительно с плановой даты ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию для облигационных займов, покупателями которых являются пенсионные фонды, и для первых 5 календарных кварталов включительно с плановой даты ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию для прочих облигационных займов;
КФНБm - коэффициент, отражающий потребность в выплате процентов по привлеченным средствам Фонда национального благосостояния в календарном квартале m. При потребности в выплате процентов по привлеченным средствам Фонда национального благосостояния в календарном квартале m значение КФНБm принимается равным 1, при отсутствии потребности в выплате процентов по привлеченным средствам Фонда национального благосостояния в календарном квартале m значение КФНБm принимается равным 0. КФНБm принимает значение, равное 0, для первых 23 календарных кварталов включительно с плановой даты ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию;
ОСФНБi - остаток задолженности по привлеченным средствам Фонда национального благосостояния на начало дня i в отчетном периоде квартала m;
СФНБi - годовая процентная ставка по привлеченным средствам ФНБ в день i;
ПСФНБm - сумма планового погашения суммы задолженности по привлеченным средствам Фонда национального благосостояния в календарном квартале m. ПСФНБm принимает значение, равное 0, для первых 23 календарных кварталов включительно с плановой даты ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию;
ФРАm - сумма фактически понесенных концессионером расходов в связи с созданием объекта концессионного соглашения в календарном квартале m (без двойного счета). Концессионное соглашение должно предусматривать закрытый перечень таких расходов;
ФДm - сумма фактически полученных концессионером доходов от оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа высокоскоростным железнодорожным транспортом и прочих доходов от операционной деятельности в соответствии с условиями концессионного соглашения в календарном квартале m. Концессионное соглашение должно предусматривать закрытый перечень таких доходов;
ДГm - общее количество календарных дней в календарном году, на который приходится квартал m;
ЧНДСm - суммы возмещенного налога на добавленную стоимость на строительно-монтажные работы, товары (работы, услуги), имущественные права, приобретенные для выполнения строительно-монтажных работ, а также суммы возмещенного налога на добавленную стоимость при приобретении объектов незавершенного строительства.
20. Концедент в порядке, сроки и на условиях, которые установлены концессионным соглашением, принимает на себя обязательства по выплате концессионеру платы концедента. Плата концедента выплачивается ежеквартально со дня ввода в эксплуатацию инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения и до дня прекращения концессионного соглашения.
В качестве 1-го квартала, за который производится выплата концессионеру платы концедента (n = 1), принимается календарный квартал, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения.
21. Размер платы концедента, подлежащей уплате за календарный квартал n (ПКn), при n = 1, n = 2 определяется по формуле:
ПКn = РПЛПКn,
где:
РПЛПКn - размер расчетной платы концедента в календарном квартале n;
n - календарный квартал, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения.
Размер платы концедента, подлежащей уплате за календарный квартал n (ПКn), при n >= 3 определяется по формуле:
ПКn = ПЛПКn,
где:
ПЛПКn - размер плановой платы концедента в календарном квартале n.
22. Размер расчетной платы концедента за календарный квартал n (РПЛПКn) определяется по формуле:
РПЛПКn = max(РПЛРn + РПЛФРn + РПЛРЛn - РПЛВn; 0),
где:
РПЛРn - расчетный размер расходов, связанных с операционной и инвестиционной деятельностью в календарном квартале n (без учета налога на добавленную стоимость);
РПЛФРn - расчетный размер расходов по соглашениям о финансировании, соглашениям о субсидированном финансировании, в том числе договорам синдицированного кредита (займа), и иным заемным средствам (включая облигационные займы) в календарном квартале n (без учета налога на добавленную стоимость), рассчитанный на основании прогнозных значений ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, прогнозные значения которой по годам приняты в следующих значениях:
в 2024 году - 13,5 процента;
в 2025 году - 8 процентов;
в 2026 - 2064 годах - 6,5 процента;
РПЛРЛn - расчетный размер расходов на финансирование приобретения высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, включая расходы по уплате (компенсации) лизинговых платежей, в календарном квартале n (без учета налога на добавленную стоимость), рассчитанный на основании прогнозных значений ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, прогнозные значения которой по годам приняты в следующих значениях:
в 2024 году - 13,5 процента;
в 2025 году - 8 процентов;
в 2026 - 2064 годах - 6,5 процента;
РПЛВn - размер расчетной выручки от реализации проездных документов и билетов (далее - билетная выручка) и прочей выручки от операционной деятельности в календарном квартале n (без учета налога на добавленную стоимость), рассчитанный с учетом тарифов, сборов, платы за перевозку пассажиров и багажа, которые устанавливаются в соответствии с пунктом 14 настоящего документа.
23. Размер плановой платы концедента, подлежащей уплате в календарном квартале n (ПЛПКn), при n = 1, n = 2 определяется по формуле:
ПЛПКn = РПЛПКn.
Размер плановой платы концедента, подлежащей уплате в календарном квартале (ПЛПКn), при n >= 3 определяется по формуле:
где:
НПКn - размер необходимой платы концедента в календарном квартале n;
ФРЛn - размер фактических расходов на финансирование приобретения высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, включая расходы по уплате (компенсации) лизинговых платежей, в календарном квартале n (без учета налога на добавленную стоимость). Процентная ставка, заложенная в составе таких расходов, не может превышать ключевую ставку Центрального Банка Российской Федерации, увеличенную на 3,5 процента годовых;
ФРФn - размер фактических расходов по соглашениям о финансировании, соглашениям о субсидированном финансировании и иным заемным средствам (включая облигационные займы), согласованным с концедентом, требования к которым устанавливаются концессионным соглашением, в календарном квартале n (без учета налога на добавленную стоимость). При этом процентные расходы по указанным соглашениям о финансировании принимаются по ставке не более ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, увеличенной на 3 процента годовых;
СПРn - размер средств, полученных на компенсацию процентных расходов в связи с ростом ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации в рамках применяемой программы субсидирования процентной ставки.
24. Фактические расходы концессионера, учитываемые при расчете платы концедента, не включают соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные концессионеру.
Размер необходимой платы концедента за календарный квартал n (НПКn) определяется по формуле:
НПКn = max (ФРn + РПЛФРn + РПЛРЛn - ОСЧn - ФВn -
- ОБВn x max (kn; dn); 0),
где:
ФРn - размер фактических расходов, связанных с операционной и инвестиционной деятельностью в календарном квартале n (без учета налога на добавленную стоимость);
ОСЧn - остаток денежных средств на счетах концессионера на начало n-го квартала, за вычетом остатка денежных средств на резервных счетах, предусмотренных соглашениями о финансировании и (или) концессионным соглашением;
ФВn - размер фактической выручки от операционной деятельности, в том числе от иной деятельности, определенной в концессионном соглашении, в календарном квартале n (без учета налога на добавленную стоимость);
ОБВn - размер отклонения билетной выручки в календарном квартале n;
kn - коэффициент, применяемый к размеру отклонения билетной выручки, компенсируемому за счет средств бюджетов Московской области, Тверской области, Новгородской области, Ленинградской области, города федерального значения Санкт-Петербурга и города федерального значения Москвы и (или) средств юридических лиц - акционеров компании учредителя концессионера, акциями, долями или имуществом которых владеет соответствующий субъект Российской Федерации, в календарном квартале n;
dn - коэффициент, применяемый к размеру отклонения билетной выручки, компенсируемому за счет средств концессионера и (или) перевозчика, в календарном квартале n, который принимает значение:
1 - для 1-го и 2-го календарных кварталов от плановой даты ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию в соответствии с условиями концессионного соглашения в случае возникновения обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящего документа;
0 - во всех остальных случаях.
25. Размер отклонения билетной выручки, подлежащей учету в календарном квартале n (ОБВn), определяется по формуле:
ОБВn = max (РПЛБВn - ФБВn; 0),
где:
РПЛБВn - размер расчетной билетной выручки в календарном квартале n (без учета налога на добавленную стоимость);
ФБВn - размер фактической билетной выручки в календарном квартале n (без учета налога на добавленную стоимость).
28. В отношении показателей ФРЛn, РПЛРЛn, ФРФn, СПРn и РПЛФРn в концессионном соглашении должны быть установлены закрытые перечни формирующих обстоятельств, влияющих на их значение и (или) порядок согласования таких значений с концедентом.
Общий размер платы концедента, необходимый для балансировки операционной модели проекта (ОРПК), определяется по формуле:
где N - порядковый номер квартала, начиная с квартала, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения, за который производится расчет показателя ОРПК.
29. Общий размер платы концедента, необходимый для балансировки операционной модели проекта (ОРПК), на всем сроке действия концессионного соглашения не может превышать 299400 млн. рублей.
30. Для целей пунктов 20 - 29 настоящего документа в составе платы концедента подлежат определению в концессионном соглашении и принимаются к учету:
перечень расходов, связанных с исполнением концессионного соглашения, в том числе расходов на создание объекта концессионного соглашения;
процедура согласования расходов, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
состав выручки от операционной деятельности;
состав доходов от иной деятельности и расходов в связи с иной деятельностью.
Сроки, а также уточненный порядок расчета и выплаты платы концедента будут определены в концессионном соглашении.
Концессионным соглашением может быть предусмотрено финансовое обеспечение выплаты части платы концедента в порядке авансирования.
Плата концедента увеличивается на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащего исчислению концессионером в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
31. Выплата капитального гранта, концессионной субсидии, платы концедента осуществляется в соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации в форме субсидии (далее - субсидия).
32. Субсидия предоставляется в рамках реализации государственных программ Российской Федерации.
33. Предполагаемая сумма средств федерального бюджета на предоставление субсидии не включает суммы компенсации в случае досрочного прекращения действия концессионного соглашения, и (или) суммы компенсации в связи с наступлением обстоятельств, указанных в пункте 41 настоящего документа, и (или) суммы компенсации по согласованию с концедентом в связи с наступлением иных обстоятельств, указанных в концессионном соглашении, наступление которых может привести к дополнительным расходам и (или) недополученным доходам концессионера и препятствует дальнейшему надлежащему исполнению концессионером своих обязательств по концессионному соглашению.
Сумма предполагаемого размера средств федерального бюджета на предоставление субсидий составляет 327916 млн. рублей и устанавливается по годам в следующем размере:
в 2024 году - 3000 млн. рублей;
в 2025 году - 16170 млн. рублей;
в 2026 году - 7590 млн. рублей;
в 2027 году - 1760 млн. рублей;
в 2028 году - 0 млн. рублей;
в 2029 году - 0 млн. рублей;
в 2030 году - 0 млн. рублей;
в 2031 году - 33377 млн. рублей;
в 2032 году - 49358 млн. рублей;
в 2033 году - 66152 млн. рублей;
в 2034 году - 58496 млн. рублей;
в 2035 году - 44830 млн. рублей;
в 2036 году - 28678 млн. рублей;
в 2037 году - 15950 млн. рублей;
в 2038 году - 2555 млн. рублей.
Фактический размер субсидии подлежит уточнению при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
34. В случае отклонения фактического размера субсидий, рассчитанного в соответствии с пунктами 16 - 29 настоящего документа, от значений предполагаемого размера средств федерального бюджета на предоставление субсидий, указанного в пункте 33 настоящего документа, для целей определения размера субсидий в соответствующем году применяются пункты 16 - 29 настоящего документа, если превышение фактического размера субсидий произошло в результате наступления следующих обстоятельств:
а) обстоятельства, указанные в пункте 6 настоящего документа, с учетом процедуры, предусмотренной концессионным соглашением;
б) снижение более чем на 5 процентов фактической билетной выручки относительно расчетной билетной выручки в любом календарном квартале, определяемое в порядке, предусмотренном пунктом 25 настоящего документа, в том числе в случае, указанном в абзаце двенадцатом пункта 41 настоящего документа;
в) превышение фактическими расходами концессионера по соглашениям о финансировании, соглашениям о субсидированном финансировании и иным заемным средствам (включая облигационные займы), согласованным с концедентом, требования к которым устанавливаются концессионным соглашением, плановых расходов концессионера в связи с превышением фактическим значением ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации прогнозных значений, указанных в пункте 22 настоящего документа;
г) превышение фактическими расходами концессионера на финансирование приобретения высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, включая расходы по уплате (компенсации) лизинговых платежей, соответствующих плановых расходов концессионера в связи с превышением фактическим значением ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации прогнозных значений, указанных в пункте 22 настоящего документа.
35. Концессионер в порядке, сроки и в соответствии с условиями, которые предусмотрены концессионным соглашением, выплачивает концеденту концессионную плату. Концессионная плата выплачивается концессионером ежеквартально, но не ранее даты начала эксплуатации объекта концессионного соглашения.
Концессионная плата состоит из 2 частей:
1 рубль, подлежащий выплате в течение 30 дней со дня начала эксплуатации объекта концессионного соглашения;
сумма, выплачиваемая в периоды, когда чистая государственная поддержка, определяемая в соответствии с пунктом 38 настоящего документа (ЧГПf), является положительной величиной, подлежащая уплате концессионером концеденту за календарный квартал f, которая определяется в порядке, предусмотренном пунктом 36 настоящего документа, в случае когда значение свободного денежного потока в календарном квартале f (СПf) является положительной величиной.
36. Размер концессионной платы, подлежащей уплате за календарный квартал f (КПf), определяется по формуле:
КПf = min (СПf; ЧГПf-1),
где элемент ЧГПf имеет значение, определенное в пункте 38 настоящего документа, и определяется для календарного квартала f-1.
Концессионная плата в периоды, когда чистая государственная поддержка (ЧГПf) принимает значения меньше или равные нулю, подлежит уплате концессионером концеденту в размере доли от свободного денежного потока (СПf), определяемой в соответствии с условиями концессионного соглашения.
На основании пункта 3 статьи
161 Налогового кодекса Российской Федерации концессионер удерживает из выплачиваемой концеденту концессионной платы налог на добавленную стоимость по ставке, применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и перечисляет его в бюджет Российской Федерации.
37. Размер свободного денежного потока за календарный квартал f (СПf) определяется по формуле:
СПf = ФВf - ФРf - ФРФf.
38. Размер чистой государственной поддержки за календарный квартал f (ЧГПf) определяется по формуле:
где:
d - порядковый номер квартала, начиная со дня заключения концессионного соглашения (d = 1 - плановый квартал даты заключения концессионного соглашения);
f - порядковый номер календарного квартала, начиная со дня заключения концессионного соглашения, за который определяется размер чистой государственной поддержки;
ГПd - размер государственной поддержки в календарных кварталах d, принимающих значения от 1 до f;
КПd - концессионная плата, подлежащая уплате (включая налог на добавленную стоимость, применимый в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) в календарных кварталах d.
39. Размер государственной поддержки за календарный квартал f (ГПf) определяется по формуле:
ГПf = ПКf + КДФОf + КЗУf,
где:
ПКf - размер платы концедента, подлежащей уплате за календарный квартал f;
КДФОf - размер концессионной субсидии, подлежащей уплате за календарный квартал f;
КЗУf - размер всех платежей, полученных концессионером от концедента на финансирование расходов, связанных с выкупом земельных участков (в рамках капитального гранта).
40. Для целей пунктов 35 - 39 настоящего документа перечень расходов и состав выручки от операционной деятельности, принимаемые к учету в составе концессионной платы, подлежат согласованию в концессионном соглашении.
Сроки, а также уточненный порядок расчета и выплаты концессионной платы подлежат определению в концессионном соглашении.
41. Концессионное соглашение должно содержать закрытый перечень обстоятельств, наступление которых предоставляет концессионеру право требовать от концедента продления сроков исполнения обязательств концессионера, и (или) исключения ответственности концессионера за ненадлежащее исполнение обязательств, и (или) изменения условий концессионного соглашения, и (или) возмещения дополнительных расходов концессионера, и (или) возмещения недополученных доходов концессионера, в том числе:
введение государственными органами запретов или ограничений, которые повлекли за собой снижение объемов перевозки с использованием объекта концессионного соглашения;
непредоставление или ограничение доступа перевозчика к необходимой для исполнения обязательств по перевозке инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе к созданным при реализации инвестиционного проекта "Строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва - Крюково (Алабушево) под специализированное пассажирское сообщение";
нарушение концедентом обязательств по концессионному соглашению, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение концедентом платежных обязательств, предусмотренных концессионным соглашением;
изменение законодательства Российской Федерации, негативно влияющее на исполнение обязательств по концессионному соглашению;
увеличение совокупной налоговой нагрузки концессионера, в том числе в результате изменения и (или) несоблюдения налоговых предпосылок, предусмотренных концессионным соглашением;
непринятие, отмена или обжалование нормативных правовых и (или) индивидуальных правовых (административных) актов, предусмотренных концессионным соглашением и (или) обеспечивающих исполнение платежных обязательств концедента, предусмотренных концессионным соглашением, в каждом случае - не по вине концессионера;
неразмещение средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги концессионера на условиях, предусмотренных концессионным соглашением;
непринятие уполномоченным государственным органом решения об установлении экономически обоснованного тарифа в отношении услуг по использованию инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения;
введение (применение) ценового регулирования в отношении услуг по перевозке пассажиров и (или) багажа высокоскоростным железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, оказываемых с использованием объекта концессионного соглашения;
невозможность осуществления присоединения, примыкания объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения, к существующим или строящимся объектам железнодорожной инфраструктуры или инженерным сетям, необходимым для эксплуатации, в том числе созданных в рамках реализации инвестиционного проекта "Строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва - Крюково (Алабушево) под специализированное пассажирское сообщение", в сроки, предусмотренные концессионным соглашением;
отсутствие у перевозчика прав на высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, соответствующий требованиям, предусмотренным концессионным соглашением, в количестве, необходимом для исполнения обязательств по перевозке, по истечении 6 месяцев с плановой даты ввода инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения в эксплуатацию;
авария инженерных сетей (включая водопроводные и канализационные сети, сети тепло-, электро- и газоснабжения) не по вине концессионера;
использование на инфраструктуре в составе объекта концессионного соглашения транспортных средств, не предназначенных для использования (эксплуатации) на объекте концессионного соглашения, в том числе с нагрузкой, превышающей установленную техническими требованиями, не по вине концессионера;
обнаружение обременений в отношении земельных участков, предоставленных концессионеру концедентом для реализации концессионного соглашения;
обнаружение на земельных участках, предоставленных концессионеру концедентом для реализации концессионного соглашения, археологических объектов;
рост значений индекса цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по строке "Строительство", публикуемого Федеральной службой государственной статистики, более чем на 10 процентных пунктов по сравнению с прогнозными уровнями (значениями) индекса дефлятора капитальных вложений, публикуемыми Министерством экономического развития Российской Федерации, и (или) рост стоимости одного или нескольких материалов, используемых при создании (строительстве) инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения, составляющий свыше 10 процентов, год к году согласно данным, публикуемым Федеральной службой государственной статистики, если в результате такого роста расходы на строительство увеличиваются более чем на 10 процентов стоимости строительства, определенной концессионным соглашением. В случае прекращения публикации указанного индекса (индексов) подлежит применению наиболее близкий по своему экономическому содержанию индекс;
выявление концессионером и (или) лицом, привлеченным концессионером для исполнения обязательств по концессионному соглашению, необходимости проведения дополнительных (ранее непредвиденных) работ, не предусмотренных проектной документацией.
Порядок применения механизма указанных в абзаце первом настоящего пункта обстоятельств, включая формулу расчета компенсации дополнительных расходов и выпадающих доходов, устанавливается в концессионном соглашении.
42. Концессионер в порядке и на условиях, которые предусмотрены концессионным соглашением, предоставляет концеденту следующее обеспечение исполнения своих обязательств по концессионному соглашению:
а) на этапе выполнения предварительных условий начала создания инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения - в размере 100 млн. рублей на срок со дня подписания концессионного соглашения до дня подписания акта выполнения предварительных условий начала создания инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения, предусмотренного концессионным соглашением;
б) на этапе создания инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения - в размере 1755,928 млн. рублей на срок со дня подписания акта выполнения предварительных условий начала создания инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения до дня подписания акта ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения;
в) на этапе эксплуатации инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения - в размере 1000 млн. рублей на срок со дня подписания акта ввода в эксплуатацию инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения до дня прекращения действия концессионного соглашения.
43. Исполнение концессионером обязательств на каждом из этапов может быть обеспечено одним или несколькими из следующих способов по выбору концессионера (в случае использования нескольких способов обеспечения исполнения концессионером обязательств на каждом из этапов совокупная сумма обязательств должна быть не менее размера, предусмотренного пунктом 42 настоящего документа):
а) предоставление безотзывной банковской гарантии;
б) страхование риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению и (или) залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита).
44. Концессионер предоставляет необходимое страховое покрытие путем обеспечения заключения договоров страхования, их исполнения надлежащим образом и возобновления их действия (при необходимости) в течение срока действия концессионного соглашения в соответствии с условиями концессионного соглашения.
45. Концессионным соглашением определяется размер расходов концессионера, подлежащих возмещению в случае досрочного прекращения концессионного соглашения (далее - компенсация при прекращении), и устанавливается порядок их расчета и возмещения.
46. Вне зависимости от оснований для досрочного прекращения концессионного соглашения компенсация при прекращении должна включать в себя (без двойного счета):
сумму задолженности концессионера по заемным средствам, полученным концессионером в целях исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению;
сумму невыплаченных процентов, начисленных на основной долг по таким заемным средствам;
сумму понесенных расходов, в том числе предоставленных авансов, и (или) планируемых расходов концессионера в связи с приобретением высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, переданного концеденту на дату прекращения концессионного соглашения, или расходов концессионера, связанных с уступкой права требования поставки (передачи) высокоскоростного железнодорожного подвижного состава или возврата предоставленного аванса по договору с поставщиком высокоскоростного железнодорожного подвижного состава концеденту (осуществлением передачи такого договора концеденту).
Концессионер при заключении договоров, на основании которых ему предоставляются заемные средства, указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, обязан обеспечить соблюдение требований, установленных концессионным соглашением к их условиям.
47. В концессионном соглашении концедент и концессионер согласуют, что в зависимости от основания досрочного прекращения размер компенсации может включать в себя (без двойного счета):
сумму акционерных инвестиций (порядок определения размера акционерных инвестиций подлежит согласованию в концессионном соглашении) - при прекращении концессионного соглашения по любым основаниям, кроме прекращения концессионного соглашения по вине концессионера;
сумму доходности на акционерные инвестиции, расходы на прекращение концессионного соглашения, а также иные расходы концессионера, указанные в концессионном соглашении, - в случаях, указанных в концессионном соглашении.
Концедент не вправе осуществлять зачет обязательств по уплате сумм компенсаций при прекращении концессионного соглашения против обязательств по уплате любых сумм концеденту по любым основаниям.
48. Размер расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации и не возмещенных ему на день досрочного прекращения концессионного соглашения, определяется в соответствии с концессионным соглашением и учитывается в составе компенсации при прекращении.
49. Концессионное соглашение должно предусматривать возмещение концессионером третьим лицам понесенных ими расходов, связанных с реализацией концессионного соглашения, закрытый перечень и размер таких расходов и (или) порядок их определения, а также порядок их возмещения.
50. Концессионное соглашение помимо основных условий, предусмотренных настоящим документом, включает в себя иные условия, согласованные сторонами концессионного соглашения и не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему документу, включая обязанности концессионера по:
а) вводу в эксплуатацию объекта концессионного соглашения;
б) государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект концессионного соглашения;
в) поддержанию объекта концессионного соглашения в надлежащем состоянии и осуществлению текущего и капитального ремонта и иных работ, необходимых для нормального функционирования объекта концессионного соглашения в процессе его эксплуатации;
г) обеспечению акционерных инвестиций в размере не менее 328400 млн. рублей, порядок формирования которых подлежит определению в концессионном соглашении;
д) включению в эмиссионную документацию по облигациям, приобретаемым на средства Фонда национального благосостояния, условия о досрочном погашении номинальной стоимости облигаций после полного исполнения концессионером обязательств по выплате концессионной платы в соответствии с пунктом 35 настоящего документа.
51. В концессионном соглашении устанавливается период с окончания срока капитализации процентов до окончательной выплаты таких капитализированных процентов по заемным средствам, привлеченным концессионером с условием капитализации процентов, который должен составлять не менее 10 лет.
При этом ежегодные выплаты капитализированных процентов по заемным средствам, привлеченным концессионером на условиях капитализации процентов, в течение первых 3 лет указанного периода не могут превышать 10 процентов суммы капитализированных процентов, в течение 4 - 6-го года указанного периода - 15 процентов суммы капитализированных процентов, в течение 7 - 8-го года указанного периода - 20 процентов суммы капитализированных процентов.
Приложение
к основным условиям
концессионного соглашения
о финансировании, создании,
эксплуатации инфраструктуры
высокоскоростного железнодорожного
транспорта общего пользования
от станции Крюково (Алабушево)
до станции Санкт-Петербург-Главный,
приобретении и эксплуатации
высокоскоростного железнодорожного
подвижного состава, предназначенного
для перевозки пассажиров и (или) багажа
на созданной инфраструктуре по маршруту
"Москва - Санкт-Петербург"
ОПИСАНИЕ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ОБЪЕКТА КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ
1. Наименование объекта:
инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный (далее - инфраструктура);
высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа на инфраструктуре (далее - высокоскоростной железнодорожный подвижной состав);
иное движимое имущество, технологически связанное с инфраструктурой.
2. Место нахождения инфраструктуры - город федерального значения Москва, Московская область, Тверская область, Новгородская область, Ленинградская область и город федерального значения Санкт-Петербург.
3. Основные технико-экономические показатели инфраструктуры:
а) новое строительство;
б) двухпутная высокоскоростная железнодорожная магистраль с шириной колеи 1520 миллиметров;
в) максимальная скорость движения высокоскоростных поездов 350 километров в час, на отдельных участках до 400 километров в час;
г) время в пути между станцией Москва-Пассажирская и станцией Санкт-Петербург-Главный от 2 до 2,5 часа;
д) основные нагрузки на ось от высокоскоростных поездов:
максимальная осевая статическая нагрузка от высокоскоростных железнодорожных поездов не более 176,52 килоньютона;
максимальная осевая статическая нагрузка на ось локомотивов пассажирских и специальных поездов не более 226 килоньютонов, вагонов не более 210 килоньютонов;
нагрузка для искусственных сооружений определяется в соответствии с требованиями СП 453.1325800.2019 "Сооружения искусственные высокоскоростных железнодорожных линий. Правила проектирования и строительства";
е) вид тяги и тип подвижного состава для всех видов движения:
тяга электрическая для пассажирских высокоскоростных железнодорожных поездов;
тяга электрическая, тепловозная для поездов обслуживания инфраструктуры;
ж) данные о необходимости учета электрификации:
система тягового электроснабжения переменного тока 2 x 25 киловольт, 50 герц;
система тягового электроснабжения постоянного тока 3 киловольта;
з) основные характеристики верхнего строения пути:
бесстыковой путь на главных путях - на балластном или безбалластном основании (в соответствии с проектными решениями);
приемоотправочные и прочие пути - на балластном основании;
тип рельса Р65;
и) инфраструктура является единым технологическим комплексом;
к) инфраструктура включает подсистемы:
железнодорожный путь;
железнодорожное электроснабжение;
железнодорожная автоматика и телемеханика;
железнодорожная электросвязь;
станционные здания, сооружения и устройства и другие объекты, создаваемые в целях обеспечения функционирования инфраструктуры;
л) инфраструктура предназначена для перевозки пассажиров и багажа.
4. Основные технико-экономические показатели высокоскоростного железнодорожного подвижного состава (далее - электропоезд):
а) количество мест для пассажиров в расчете на один электропоезд в основной составности не менее 400 человек;
б) основная составность 8 вагонов;
в) количество электропоездов в основной составности не менее 40 штук;
г) возможность эксплуатации по системе многих единиц в сдвоенном режиме или в дополнительной компоновке;
д) предельная конструкционная скорость 360 километров в час;
е) категория электропоезда - междугородний поезд дальнего следования;
ж) предназначен для эксплуатации по маршруту "Москва - Санкт-Петербург".
5. Состав и характеристики иного движимого имущества, технологически связанного с инфраструктурой, подлежат согласованию с концедентом при реализации концессионного соглашения.
Примечание. Технико-экономические показатели инфраструктуры и электропоезда, приведенные в настоящем документе, подлежат уточнению по итогам выполнения проектных работ.