ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2025 N 1161-р "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на период до 2036 года"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 мая 2025 г. N 1161-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на период до 2036 года (далее - Концепция).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации отраслевых документов стратегического планирования, государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
3. Реализация Концепции осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и иных документов стратегического планирования.
5. Федеральному агентству по делам национальностей совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и внести в 6-месячный срок в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции.
6. Признать утратившим силу с 1 января 2026 г. распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст. 876).
7. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2026 г., за исключением пункта 5, вступающего в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 8 мая 2025 г. N 1161-р
КОНЦЕПЦИЯ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА,
СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД
ДО 2036 ГОДА
I. Общие положения
1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на современное состояние, принципы, цели и направления устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы Севера).
2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы "О стратегическом планировании в Российской Федерации", "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, регионального развития, образования и культуры, государственной национальной политики Российской Федерации.
3. При разработке настоящей Концепции учтены положения документов стратегического планирования, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. N 4146-р, Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 г. N 2233-р, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2024 г. N 2501-р, Концепции государственной языковой политики Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2024 г. N 1481-р, программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 978-р, Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 2464-р.
4. Настоящая Концепция преемственна по отношению к Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р.
5. Настоящая Концепция носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер, направлена на объединение усилий органов публичной власти и институтов гражданского общества, включая объединения коренных малочисленных народов Севера, для решения вопросов устойчивого развития этих народов и может являться основой для разработки и уточнения государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, национальных проектов (программ), федеральных и ведомственных проектов, стандартов и методических актов, а также стратегических документов корпоративного уровня.
II. Современное состояние и вызовы в сфере устойчивого
развития коренных малочисленных народов Севера
6. Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители более 190 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2020 года). Каждый из народов Российской Федерации обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Большинство народов Российской Федерации на протяжении веков формировалось на территории современного Российского государства и внесло свой вклад в развитие российской государственности и культуры.
7. Среди народов, проживающих в Российской Федерации, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, права которых гарантируются законодательством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
8. Российское законодательство исторически основывается на признании особой уязвимости коренных малочисленных народов Севера с учетом их проживания в суровых природно-климатических условиях, сохранения и ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности, возможность осуществления которых зависит от сохранности их исконной среды обитания.
Это обусловило реализацию в Российской Федерации особых системных мер по защите исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и самобытной культуры.
9. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2020 года общее число представителей 40 коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Российской Федерации, составило 261 тысячу, причем число представителей отдельных народов колеблется от 23 (кереки) до более чем 49 тысяч (ненцы). Более 95 процентов представителей коренных малочисленных народов Севера проживают в 29 субъектах Российской Федерации, являющихся территориями их традиционного расселения.
10. Численность коренных малочисленных народов Севера по сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2010 года увеличилась на 3,1 тыс. человек. В частности, возросла численность 12 коренных малочисленных народов Севера - кереки, тувинцы-тоджинцы, тубалары, сойоты, юкагиры, ненцы, челканцы, чулымцы, долганы, эвенки, чукчи, ханты. Почти не изменилась численность народа манси. Число представителей остальных коренных малочисленных народов Севера за прошедшие 10 лет снизилось. При этом 60 процентов общей численности коренных малочисленных народов Севера приходится на 5 народов - ненцы (почти 50 тыс. человек), эвенки (39 тыс. человек), ханты (31 тыс. человек), эвены (ламуты) (20 тыс. человек) и чукчи (16 тыс. человек).
11. Среди представителей коренных малочисленных народов Севера, более 69 процентов которых проживают в сельской местности, сохраняется высокая рождаемость. По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, среднее число рожденных детей на 1000 женщин в возрасте 15 лет и более, относящихся к коренным малочисленным народам Севера и указавших число рожденных детей, составляет от 1564 до 2553, в то время как в целом в Российской Федерации аналогичный показатель составляет 1500.
12. Уровень образования коренных малочисленных народов Севера характеризуется в основном более низкой, чем в среднем по Российской Федерации, долей лиц с профессиональным образованием. Однако среди представителей 16 коренных малочисленных народов Севера доля имеющих среднее профессиональное образование (квалифицированные рабочие, служащие) выше, чем в среднем по Российской Федерации, - 139 - 248 против 137 человек на 1000 указавших уровень образования. По сравнению с 2010 годом среди представителей коренных малочисленных народов Севера значительно снизилась доля лиц, не имеющих основного общего образования. Если в 2010 году у ненцев такие люди составляли около четверти населения в возрасте 15 лет и более, то в 2020 году - только 10 процентов.
13. В Российской Федерации созданы необходимые условия для получения детьми дошкольного и начального общего образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, в том числе с учетом региональных и этнокультурных особенностей. В местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера реализуются региональные проекты кочевых детских садов и школ, обеспечивающие поддержку особенностей получения дошкольного и начального общего образования детьми оленеводов, рыбаков и охотников.
14. В 20 субъектах Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы Севера, созданы условия для изучения в общеобразовательных организациях 26 родных языков из числа языков коренных малочисленных народов Севера.
Продолжается работа по расширению учебно-методического обеспечения преподавания языков коренных малочисленных народов Севера. Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации" накоплен значительный опыт разработки, апробации и издания учебников и учебных пособий и методической поддержки изучения языков коренных малочисленных народов Севера.
Вместе с тем по состоянию на декабрь 2024 г. в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включены учебники по 7 языкам коренных малочисленных народов Севера (6 линеек по 5 языкам по учебному предмету "Родной язык", 2 линейки по 2 языкам по учебному предмету "Литературное чтение на родном языке").
На протяжении 9 десятилетий успешно действует Институт народов Севера федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена" - уникальный этнолингвистический образовательный и исследовательский центр, в котором осуществляется подготовка педагогических кадров по 24 языкам коренных малочисленных народов Севера. Кроме того, такие кадры готовятся в ряде образовательных организаций высшего образования (федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский федеральный университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Томский государственный педагогический университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петрозаводский государственный университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Мурманский арктический университет").
15. Доля лиц, указавших источниками средств к существованию заработную плату, самозанятость или предпринимательство, у большинства коренных малочисленных народов Севера, кроме алеутов, камчадалов, кереков, тазов и чуванцев, ниже, чем по стране в целом. При этом доля лиц, живущих за счет производства и переработки для своего хозяйства сельскохозяйственной продукции, рыболовства, охоты и собирательства, у 24 из 40 коренных малочисленных народов Севера выше среднероссийской (1,6 процента). Среди кетов, кумандинцев, удэгейцев, чулымцев такой источник указали от 11 до 20 процентов жителей, а среди тубаларов, челканцев и тофаларов - 22, 25 и 35 процентов соответственно.
16. На численность и характеристики коренных малочисленных народов Севера оказывают влияние общие социально-экономические процессы, включая глобализацию, унификацию культур, урбанизацию населения. Вместе с тем жизнестойкость коренных малочисленных народов Севера в изменяющихся природно-климатических и экономических условиях характеризуется способностью к мобилизации внутренних ресурсов по сохранению способов традиционного природопользования, социальной организации проживания, самобытной культуры, обычаев и верований на основе исторического опыта.
17. В конце XX - начале XXI века произошел рост этнического самосознания коренных малочисленных народов Севера. Созданы общественные объединения, учебные центры, ассоциации и союзы (оленеводов, морских зверобоев, ремесленников и др.) коренных малочисленных народов Севера. Государством оказывается всесторонняя поддержка в осуществлении созданными организациями уставной деятельности. В 1990 году образована Общероссийская общественная организация "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", которая в последующем стала ключевой правозащитной организацией, выражающей интересы коренных малочисленных народов Севера.
В целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры создаются общины коренных малочисленных народов Севера как форма самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера и объединяемых по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку.
По состоянию на декабрь 2024 г. в Российской Федерации зарегистрирована 1661 община коренных малочисленных народов Севера. В национальных селах и поселках общины зачастую являются единственными хозяйствующими субъектами, в том числе выполняющими социальные функции.
18. В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Законодательно закреплены меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов). Льготы для представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
19. Созданное в 2015 году Федеральное агентство по делам национальностей осуществляет функции по защите прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В целях повышения эффективности процесса принятия решений по выработке и реализации государственной национальной политики в сфере социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера образован Экспертно-консультативный совет при Федеральном агентстве по делам национальностей по вопросам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, являющийся постоянно действующим совещательным органом на общественных началах.
Созданное в 2012 году Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики осуществляет функции по координации деятельности и реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации.
В целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений, некоммерческих организаций при Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики создан Общественный совет Арктической зоны Российской Федерации.
20. На уровне субъектов Российской Федерации организовано эффективное взаимодействие органов государственной власти с коренными малочисленными народами Севера, функционируют уполномоченные в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера исполнительные органы либо созданы структурные подразделения по делам коренных малочисленных народов Севера, в том числе координирующие соответствующие региональные программы и вопросы социально-экономического развития этих народов.
В Республике Саха (Якутия), Камчатском и Красноярском краях, Сахалинской области учреждены государственные должности уполномоченных по правам коренных малочисленных народов Севера при органах государственной власти. В Республике Бурятия и Магаданской области учреждены независимые общественные институты уполномоченных представителей по защите прав коренных малочисленных народов Севера при законодательных органах государственной власти.
В большинстве субъектов Российской Федерации при органах государственной власти сформированы советы представителей коренных малочисленных народов Севера, которые принимают активное участие в решении вопросов, затрагивающих права и интересы коренных малочисленных народов Севера. Актуальными остаются вопросы совершенствования подходов к формированию советов представителей коренных малочисленных народов Севера, реализации ими своих полномочий и механизма исполнения принятых решений.
21. В целях эффективного участия представителей коренных малочисленных народов Севера в принятии решений, касающихся их устойчивого развития, продвижения их законных интересов на международном уровне, с 2021 года федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации" реализуется Всероссийская конкурсная образовательная программа "Коренные малочисленные народы России. Школа общественной дипломатии".
С 2024 года Общероссийской общественной организацией "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" реализуется дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки "Актуальные проблемы и эффективные практики устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
22. С 2020 года упрощен доступ граждан из числа коренных малочисленных народов Севера к мерам государственной поддержки, направленным на обеспечение реализации их социальных и экономических прав, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Федеральное агентство по делам национальностей осуществляет учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, формирует список таких лиц и представляет сведения из него органам государственной власти, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, юридическим и физическим лицам.
23. За последние десятилетия в рамках развития государственно-частного партнерства сформировалась практика заключения промышленными компаниями, в том числе топливно-энергетического комплекса, договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общинами коренных малочисленных народов Севера, местными и региональными объединениями коренных малочисленных народов Севера.
В 2020 году Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики утвержден стандарт ответственности резидентов Арктической зоны Российской Федерации во взаимоотношениях с коренными малочисленными народами Российской Федерации, проживающими и (или) осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации. По состоянию на декабрь 2024 г. 46 резидентов Арктической зоны Российской Федерации заключили соглашения с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями коренных малочисленных народов Севера, которые определяют права и обязанности участников соглашения, в том числе об установлении объемов финансирования программ обучения, занятости, взаимодействия с местными поставщиками для реализации продукции коренных малочисленных народов Севера.
24. Значительным достижением стало формирование финансовых инструментов государственной поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" с 2017 года предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в целях поддержки экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, с 2022 года реализуется программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации, в которых традиционно проживают коренные малочисленные народы Севера, разработаны и реализуются государственные программы, проекты и иные документы, направленные на их поддержку и устойчивое развитие.
25. Традиционно уделяя внимание вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Российская Федерация принимает активное участие в проведении Международного десятилетия языков коренных народов (2022 - 2032 годы), провозглашенного Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 2019 году. Российская Федерация стала первым государством - членом Организации Объединенных Наций, создавшим Национальный организационный комитет по подготовке и проведению в 2022 - 2032 годах в Российской Федерации Международного десятилетия языков коренных народов и утвердившим план основных мероприятий по его проведению.
Принимаются меры по включению языков коренных малочисленных народов Севера в сервис "Яндекс Переводчик", поддержке и развитию малоресурсных языков коренных малочисленных народов Севера в информационном и цифровом пространстве, включая создание шрифтов, клавиатурных раскладок, машинных переводчиков, мобильных приложений, систем распознавания текстов, программного обеспечения.
26. Несмотря на высокий уровень юридического признания прав коренных малочисленных народов Севера, принимаемые меры, включая совершенствование механизмов реализации установленных прав, положение коренных малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям.
27. Цифровое неравенство остается для коренных малочисленных народов Севера острой социально-экономической и общественно-политической проблемой, влияющей на их социальное самочувствие. Традиционный образ жизни, дисперсность и труднодоступность мест проживания коренных малочисленных народов Севера делают информационно-коммуникационные технологии основным способом их доступа к публичным услугам (оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, социальная защита), аварийно-спасательным службам, разрешительной системе в сфере природопользования (выдача разрешений на ношение и использование охотничьего оружия, на добычу объектов животного мира, распределение квот добычи водных биологических ресурсов и др.).
28. Продолжают оставаться актуальными вопросы реализации права коренных малочисленных народов Севера на приоритетное пользование объектами животного мира, земельными участками, водными объектами и другими обособленными природными объектами, их эффективного участия в консультативно-совещательных органах, осуществляющих разработку рекомендаций в области использования и охраны объектов животного мира. Право общин коренных малочисленных народов Севера на безвозмездное пользование земельными участками не получает достаточного распространения при осуществлении традиционной хозяйственной деятельности, в том числе на землях лесного фонда. Не на всех особо охраняемых природных территориях при установлении режима особой охраны таких территорий учитываются интересы коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
29. Основными факторами, препятствующими развитию традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания, являются интенсивное изменение климата, ускорение темпов экономического освоения территорий Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, высокие издержки при осуществлении хозяйственной деятельности, несоответствие современным требованиям транспортной и социальной инфраструктуры, низкое качество связи и отсутствие высокоскоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", слабая конкурентоспособность товаров, работ и услуг, производимых коренными малочисленными народами Севера.
Низкий спрос на продукцию традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлен малыми объемами производства, высокими транспортными издержками, недостаточным количеством современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и объектов животного мира.
30. Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера также существенно сократило возможности ведения некоторых видов традиционной хозяйственной деятельности. Вместе с тем в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", предусмотрены мероприятия, направленные на развитие агропромышленного комплекса приоритетных территорий, в том числе Арктической зоны Российской Федерации (развитие северного оленеводства), стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, поддержку инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе.
31. Актуальной проблемой остается отток постоянно проживающего населения, в том числе представителей молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера, из регионов Сибири, Дальнего Востока и Арктики, малых и средних городов, сельских территорий.
В условиях оттока молодежи в города нарушается межпоколенческая передача самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, их традиционных знаний, языков, фольклора, народной медицины, народных промыслов, умений и практических навыков ведения традиционной хозяйственной деятельности и отправления религиозных обрядов. Это приводит к утрате осознания национальной идентичности, традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.
Особое значение приобретают сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, воспитание уважительного отношения и популяризация позитивного образа женщины-матери и традиционной семьи. Они обеспечивают преемственность поколений и заботу о достойной жизни старшего поколения, сохраняющего этнокультурные особенности коренных малочисленных народов Севера.
32. Введение механизмов выявления, изучения, использования, актуализации, сохранения и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации придало новый импульс культурному развитию коренных малочисленных народов Севера, нематериальное этнокультурное достояние которых способствует утверждению их культурной самобытности, повышению духовно-нравственного уровня подрастающего поколения, формированию национального самосознания, привитию знаний о традициях и культуре таких народов.
33. До настоящего времени система образования Российской Федерации не в полной мере предоставляла возможности для изучения языков коренных малочисленных народов Севера в общеобразовательных организациях и обеспечения преемственности их изучения на различных уровнях общего образования, что обусловлено в том числе неустоявшимися нормами таких языков, правилами орфографии и пунктуации.
Актуальными остаются вопросы разработки и утверждения федеральных рабочих программ, разработки и последующего включения учебников и учебных пособий по учебным предметам "Родной язык", "Литературное чтение на родном языке" и "Родная литература" в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для преподавания языков коренных малочисленных народов Севера.
34. В силу репродуктивных установок у представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности, и высокого уровня рождаемости требуются повышение уровня благоустройства, увеличение объемов строительства жилья, развития дорожной, транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, создания комфортных общественных пространств для семей с детьми, в том числе ведущих кочевой (полукочевой) образ жизни, в составе мероприятий профильных национальных проектов и государственных программ.
III. Принципы устойчивого развития коренных малочисленных
народов Севера
35. Принципами устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера являются:
а) соблюдение гарантий прав коренных малочисленных народов Севера, определенных законодательством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
б) участие коренных малочисленных народов Севера в принятии органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих интересы коренных малочисленных народов Севера при освоении природных и биологических ресурсов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
в) обеспечение комплексного подхода в решении органами государственной власти и органами местного самоуправления задач устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, имеющего межотраслевой характер;
г) признание значения земли, природных и биологических ресурсов, благополучия окружающей природной среды как основ традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
д) рациональное устойчивое использование земель, природных и биологических ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
е) защита самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, включая их родные языки, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей.
IV. Цели и основные направления реализации
настоящей Концепции
36. Настоящая Концепция направлена на достижение следующих целей:
а) сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;
б) поддержка традиционной хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера;
в) обеспечение комфортной и безопасной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, в том числе на удаленных и труднодоступных территориях;
г) обеспечение доступности образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей, сохранение и развитие языкового многообразия;
д) обеспечение развития общин и объединений коренных малочисленных народов Севера;
е) сохранение этнокультурного достояния и традиций коренных малочисленных народов Севера.
37. Достижение цели "сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера" осуществляется по следующим направлениям:
а) совершенствование законодательства в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера, их исконной среды обитания и традиционного природопользования;
б) проведение мониторинга состояния исконной среды обитания и экологической ситуации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
в) обеспечение учета природных и социально-экономических особенностей территорий, а также интересов коренных малочисленных народов Севера при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
г) привлечение уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера к участию в проведении общественных слушаний и экологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
д) возмещение убытков, причиненных коренным малочисленным народам Севера в результате нанесения ущерба их исконной среде обитания;
е) выработка подходов по оценке социального воздействия инфраструктурных проектов и других мер по развитию территорий на устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера;
ж) содействие реализации мероприятий по ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде и экологической реабилитации исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера.
38. Достижение цели "поддержка традиционной хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера" осуществляется по следующим направлениям:
а) предоставление для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) совершенствование механизмов приоритетного пользования природными ресурсами (в том числе охотничьими и водными биологическими ресурсами) коренными малочисленными народами Севера в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
в) создание и развитие промышленной и технологической инфраструктуры для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
г) продвижение на внутренний и внешний рынки товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
д) развитие туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
е) подготовка кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
ж) модернизация объектов локальной генерации, расширение использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива в местах осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
з) оказание грантовой и иной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым видами традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, развитие межрегионального сотрудничества, кредитования и лизинга;
и) государственная поддержка развития оленеводства, проведение ветеринарных мероприятий и селекционно-племенной работы для улучшения пород оленей;
к) реализация экономических мер, направленных на стимулирование создания новых рабочих мест в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
39. Достижение цели "обеспечение комфортной и безопасной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, в том числе на удаленных и труднодоступных территориях" осуществляется по следующим направлениям:
а) обеспечение транспортной доступности удаленных и труднодоступных мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, в том числе населенных пунктов, в которых расположены объекты социальной инфраструктуры, и повышение качества и доступности транспортно-логистических услуг;
б) повышение качества связи и обеспечение высокоскоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, в первую очередь на объектах социальной инфраструктуры;
в) создание объектов социальной инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
г) создание условий для трудоустройства граждан из числа коренных малочисленных народов Севера на промышленные предприятия, осуществляющие деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
д) расширение сети многофункциональных центров для оказания государственных и муниципальных услуг в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, в том числе путем организации выездных (мобильных) групп многофункциональных центров;
е) организация бесперебойного завоза товаров народного потребления на территории с ограниченными сроками завоза грузов в рамках выполнения мероприятий северного завоза в места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
ж) осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний, проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения граждан из числа коренных малочисленных народов Севера;
з) развитие сети медицинских организаций, в том числе оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, их кадровое обеспечение и укрепление материально-технической базы;
и) развитие телемедицинских технологий и выездных форм оказания медицинской помощи, повышение доступности для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих труднодоступных местностях, первичной медико-санитарной помощи и экстренной медицинской помощи, в том числе с использованием санитарной авиации;
к) пропаганда здорового образа жизни, спорта, развитие физической культуры и национальных видов спорта коренных малочисленных народов Севера;
л) улучшение жилищных условий (включая строительство традиционных видов жилищ) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
40. Достижение цели "обеспечение доступности образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей, сохранение и развитие языкового многообразия" осуществляется по следующим направлениям:
а) поддержка осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного и начального общего образования для обучающихся, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
б) оснащение образовательных организаций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера современным оборудованием, обеспечивающим высокий уровень образовательного процесса;
в) совершенствование системы профессиональной подготовки педагогических кадров с последующим трудоустройством в образовательные организации, реализующие образовательные программы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, а также дополнительное профессиональное образование педагогических работников и иных специалистов - носителей языков коренных малочисленных народов Севера, привлекаемых к разработке общеобразовательных программ, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), учебников, учебных и учебно-методических пособий по языкам и на языках коренных малочисленных народов Севера;
г) обеспечение условий для изучения традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера, их родных языков, национальных культур, фольклора, народных промыслов и основ ведения традиционного хозяйства;
д) обеспечение образовательных организаций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера учебниками, учебными пособиями по родным языкам и литературе, истории и культуре коренных малочисленных народов Севера;
е) поддержка и развитие языков коренных малочисленных народов Севера в информационном и цифровом пространстве, обеспечение языковыми технологиями (раскладки клавиатуры, электронные словари, корпусы текстов, системы правописания и автоматического перевода, онлайн-переводчики, поисковые системы и др.);
ж) вовлечение детей и молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера в общественно полезную, творческую, физкультурно-спортивную деятельность, а также привлечение их к участию в мероприятиях ранней профориентации, обеспечивающих поддержку профессионального самоопределения.
41. Достижение цели "обеспечение развития общин и объединений коренных малочисленных народов Севера" осуществляется по следующим направлениям:
а) совершенствование хозяйственной деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, в том числе предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
б) оказание поддержки общинам и объединениям коренных малочисленных народов Севера;
в) развитие форм социального и государственно-частного партнерства представителей коренных малочисленных народов Севера, органов государственной власти и органов местного самоуправления, промышленных компаний;
г) привлечение представителей общин коренных малочисленных народов Севера к природоохранной деятельности, экологической безопасности и охране лесов;
д) поддержка деятельности общин и объединений коренных малочисленных народов Севера по популяризации туристских ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
е) внедрение в деятельность общин коренных малочисленных народов Севера инновационных технологий, техники и оборудования.
42. Достижение цели "сохранение этнокультурного достояния и традиций коренных малочисленных народов Севера" осуществляется по следующим направлениям:
а) включение объектов нематериального этнокультурного достояния коренных малочисленных народов Севера в федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации;
б) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанных с историко-культурной средой коренных малочисленных народов Севера;
в) поддержка издания и распространения произведений устного народного творчества, художественной и иной литературы на языках коренных малочисленных народов Севера;
г) поддержка традиционных художественных промыслов и ремесел;
д) содействие деятельности театров, концертных организаций и самостоятельных творческих коллективов на языках коренных малочисленных народов Севера, а также центров национальных культур, музеев и домов народного творчества;
е) поддержка создания теле-, радио-, кино- и видеопродукции, выпуска печатных периодических изданий на языках коренных малочисленных народов Севера;
ж) сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, популяризация позитивного образа женщины-матери и традиционной семьи коренных малочисленных народов Севера;
з) реализация мер поддержки и стимулирования перспективных фундаментальных и прикладных научных, социологических исследований в сфере истории, культуры, этнографии, языков и иных сферах жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера.
V. Инструменты и этапы реализации настоящей Концепции
43. Инструментами реализации настоящей Концепции являются:
а) законодательство Российской Федерации;
б) документы стратегического планирования, разработанные на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, в том числе государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, и планы по их реализации;
в) мониторинг правоприменения законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера;
г) мониторинг мер социальной и экономической поддержки коренных малочисленных народов Севера в субъектах Российской Федерации;
д) мониторинг состояния и развития языков коренных малочисленных народов Севера;
е) список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации;
ж) государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
44. Этапы реализации настоящей Концепции определяются планами мероприятий, разрабатываемыми и утверждаемыми Правительством Российской Федерации на соответствующий период.
45. Реализацию настоящей Концепции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
46. Контроль за реализацией настоящей Концепции осуществляет Правительство Российской Федерации.
47. Эффективность реализации Концепции обеспечивается согласованной деятельностью органов публичной власти, институтов гражданского общества, осуществлением комплекса правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Концепцией.
VI. Показатели эффективности реализации настоящей Концепции
и ожидаемые результаты
48. Показателями эффективности реализации настоящей Концепции являются:
а) доля площади особо охраняемых территорий в общей площади субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы Севера;
б) доля граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, от общего числа опрошенных лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера;
в) доля населенных пунктов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, обеспеченных объектами социальной инфраструктуры;
г) количество обучающихся, изучающих родные языки из числа языков коренных малочисленных народов Севера в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
д) доля общин коренных малочисленных народов Севера, получивших экономическую поддержку, в общем числе общин коренных малочисленных народов Севера;
е) количество объектов нематериального этнокультурного достояния коренных малочисленных народов Севера, включенных в федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
49. Определение плановых значений показателей эффективности и возможности их корректировки осуществляется при разработке и утверждении планов мероприятий по реализации настоящей Концепции.
50. По итогам реализации настоящей Концепции предусматривается достижение следующих результатов:
а) усовершенствована нормативно-правовая база, обеспечивающая защиту прав коренных малочисленных народов Севера, их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, традиционной хозяйственной деятельности и промыслов;
б) обеспечен приоритетный доступ коренных малочисленных народов Севера к природным ресурсам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
в) обеспечена положительная динамика количества объектов социальной инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
г) обеспечена доступность предоставления государственных и муниципальных услуг в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
д) повышена роль общин коренных малочисленных народов Севера в обеспечении социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера и повышении качества их жизни;
е) обеспечена возможность изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера и обучения на родных языках коренных малочисленных народов Севера;
ж) созданы условия для развития творческого потенциала коренных малочисленных народов Севера за счет проведения мероприятий, направленных на поддержку их самодеятельного народного творчества и популяризацию художественных промыслов и ремесел, нематериального этнокультурного достояния.