ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Статья 29.

Отношение к переговорам по правовому статусу
Каспийского моря
Никакие положения настоящего Протокола не интерпретируются как предопределяющие результат переговоров по правовому статусу Каспийского моря.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.
Совершено в г. _____________ "__" ____________ 20__ г.
За Азербайджанскую Республику
За Исламскую Республику Иран
За Республику Казахстан
За Российскую Федерацию
За Туркменистан
Приложение N 1
к Протоколу по защите
Каспийского моря от загрязнения
из наземных источников
и в результате осуществляемой
на суше деятельности к Рамочной
конвенции по защите морской
среды Каспийского моря
КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАТЕГОРИИ ВЕЩЕСТВ
В настоящем Приложении перечислены элементы, которые Договаривающиеся Стороны принимают во внимание при подготовке планов действий, программ и мер по предотвращению, контролю, снижению и максимально возможному устранению загрязнения Каспийского моря из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности, упомянутых в статье 5 и 6 Протокола по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря.
Такие планы действий, программы и меры нацелены на охват видов деятельности, перечисленных в разделе А, а также на охват категорий веществ, перечисленных в разделе Б, отобранных на основе характеристик, перечисленных в разделе В настоящего Приложения. При подготовке планов действий, программ и мер Договаривающиеся Стороны могут принимать во внимание положения соответствующих международных договоров.
Приоритетность действий следует определять путем оценки степени серьезности воздействия на морские и прибрежные экосистемы и ресурсы, здоровье населения, социально-экономическое развитие, в том числе культурные ценности.
А. Виды деятельности
При определении приоритетов в планах действий, программах и мерах по предотвращению, контролю, снижению и максимально возможному устранению загрязнения Каспийского моря из наземных источников Договаривающимися Сторонами индивидуально или совместно принимаются во внимание следующие виды деятельности, определенные на основании их воздействия на загрязнение морской среды и перечисленные не в порядке значимости:
1) сельское хозяйство и животноводство;
2) промышленность:
аквакультура;
электронная промышленность;
производство электроэнергии;
производство удобрений;
пищевая промышленность;
лесное хозяйство;
ядерная промышленность;
металлургическая промышленность;
добыча полезных ископаемых;
деятельность, связанная с нефтью и газом;
бумажная и целлюлозно-бумажная промышленность;
фармацевтическая промышленность;
производство строительных материалов;
производство и разработка биоцидов;
рециркуляция отходов;
судостроение и судоремонт;
кожевенная промышленность;
текстильная промышленность;
3) управление отходами:
опасные и токсичные отходы;
промышленные сточные воды;
городские твердые отходы и сточные воды;
радиоактивные отходы;
удаление остатка сточных вод;
сжигание отходов и обращение с продуктами их сгорания;
ракетное топливо;
4) туризм;
5) транспорт;
6) сооружение искусственных островов и управление ими;
7) строительство автомагистралей и автомобильных дорог;
8) ликвидация химического оружия и боеприпасов;
9) дноуглубительные работы;
10) строительство портов и работы в них;
11) изменение физического естественного состояния береговой линии;
12) неиспользуемые установки, подверженные колебаниям уровня моря.
Б. Категории веществ
При подготовке планов действий, программ и принятии мер по предотвращению, контролю, снижению и максимально возможному устранению загрязнения Каспийского моря из наземных источников Договаривающимися Сторонами принимаются во внимание следующие категории веществ, определенные на основе их опасных или иных вредных характеристик, перечисленные не в порядке значимости:
1) кислотные или щелочные соединения, способные ухудшить качество воды;
2) биоциды и их производные, не предусмотренные иными разделами;
3) сырая нефть и углеводороды нефтяного происхождения и отработанные смазочные материалы;
4) цианиды и фториды;
5) тяжелые металлы и их соединения;
6) морской мусор (любые стойкие промышленные или обработанные сброшенные, утилизированные или оставленные твердые материалы);
7) вещества, способные вызывать эвтрофикацию;
8) не поддающиеся биохимическому разложению детергенты и другие не поддающиеся биохимическому разложению поверхностно-активные вещества;
9) нетоксичные вещества, оказывающие неблагоприятное воздействие на содержание кислорода в морской среде, или способные оказывать неблагоприятное воздействие на физические или химические характеристики морской воды, или способные помешать любому правомерному использованию моря;
10) органогалогенные соединения и вещества, способные образовывать такие соединения в морской среде;
11) фосфорорганические соединения и вещества, способные образовывать такие соединения в морской среде;
12) оловоорганические соединения и вещества, способные образовывать такие соединения в морской среде;
13) патогенные микроорганизмы;
14) полициклические ароматические углеводороды;
15) радиоактивные, включая ядерные, материалы.
В. Характеристики веществ
При подготовке планов действий, программ и мер по предотвращению, контролю, снижению и максимально возможному устранению загрязнения из наземных источников Договаривающимися Сторонами принимаются во внимание в соответствующих случаях следующие характеристики веществ и факторы, перечисленные не в порядке значимости:
1) биоаккумуляция и увеличение концентрации загрязнителей по пищевой цепи;
2) кумулятивное действие веществ;
3) закономерность распространения веществ - количество, виды использования, вероятность попадания в морскую среду;
4) воздействие на органолептические характеристики морских продуктов, предназначенных для употребления в пищу людьми;
5) воздействие на запах, цвет, прозрачность, температуру или другие свойства морской воды;
6) воздействие на здоровье и риск для здоровья;
7) негативное воздействие на морские флору и фауну и на устойчивое использование биологических ресурсов или на иное правомерное использование моря;
8) стойкость веществ;
9) способность вызывать эвтрофикацию;
10) радиоактивность;
11) коэффициент соотношения концентраций, ведущих и не ведущих к видимым эффектам (NOEC);
12) риск нежелательных изменений в морской экосистеме и необратимость или длительность воздействия;
13) токсичность или иные вредные свойства (например, канцерогенность, мутагенность, тератогенность);
14) способность веществ к дальнему трансграничному переносу.
Приложение N 2
к Протоколу по защите
Каспийского моря от загрязнения
из наземных источников
и в результате осуществляемой
на суше деятельности к Рамочной
конвенции по защите морской
среды Каспийского моря
РАССРЕДОТОЧЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ,
ИМЕЮЩИЕСЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
А. Определения
Понятия, используемые в настоящем Приложении, означают следующее:
"рассредоточенные источники загрязнения, имеющиеся в сельском хозяйстве" - неточечные источники загрязнения, связанные с выращиванием сельскохозяйственных культур и разведением домашних животных, за исключением объектов интенсивного выращивания животных, которые, наоборот, относятся к точечным источникам;
"наилучшие практики" - рентабельные и достижимые меры структурного и неструктурного характера, направленные на предотвращение, снижение или осуществление контроля стоков загрязняющих веществ в морскую среду и прибрежные районы Каспийского моря.
Б. Планы по предотвращению, контролю и снижению загрязнения
из рассредоточенных источников, имеющихся
в сельском хозяйстве
Каждая Договаривающаяся Сторона в кратчайшие согласованные сроки с момента вступления в силу Протокола по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря разрабатывает планы и меры по предотвращению, контролю и снижению загрязнения из рассредоточенных источников, имеющихся в сельском хозяйстве, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на морскую среду или прибрежные районы Каспийского моря. Такие планы и меры охватывают, в частности, рассредоточенные источники загрязнения, содержащие вещества, приводящие к эвтрофикации, пестициды, осадочные отложения и патогенные организмы.
При разработке указанных планов и мер принимаются во внимание следующие направления деятельности:
1) оценка и анализ рассредоточенных источников загрязнения, имеющихся в сельском хозяйстве, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на морскую среду и прибрежные районы Каспийского моря, включая:
а) оценку уровней концентрации, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на морскую среду и прибрежные районы Каспийского моря;
б) выявление потенциальных рисков для здоровья людей;
в) оценку существующих наилучших практик и их эффективность;
г) внедрение программ мониторинга;
2) политические, законодательные и экономические меры, включая:
а) оценку и анализ планов, принципов политики и правовых механизмов, направленных на управление рассредоточенными источниками загрязнения, имеющимися в сельском хозяйстве, с точки зрения их достаточности и разработку плана осуществления таких изменений, которые необходимы для достижения наилучших практик;
б) оценку существующей административной системы управления рассредоточенными источниками загрязнения, имеющимися в сельском хозяйстве;
в) разработку и содействие реализации программ экономического и неэкономического стимулирования в целях расширения использования наилучших практик для предотвращения, контроля и снижения загрязнения морской среды и прибрежных районов Каспийского моря из рассредоточенных источников загрязнения, имеющихся в сельском хозяйстве;
3) программы обучения, подготовки и повышения информированности, включая:
а) разработку и осуществление программ в сельскохозяйственном секторе и среди всего населения в целях повышения информированности о рассредоточенных источниках загрязнения, имеющихся в сельском хозяйстве, и их воздействии на морскую среду и прибрежные районы, здоровье людей и экономику;
б) разработку и осуществление на всех уровнях системы образования программ просвещения относительно важной роли морской среды и прибрежных районов и воздействия загрязнения в результате сельскохозяйственной деятельности;
в) разработку и проведение программ подготовки сотрудников органов государственного управления и работников сельскохозяйственного сектора по вопросам внедрения наилучших практик, включая разработку рекомендаций для работников сектора сельского хозяйства по наилучшим структурным и неструктурным практикам в целях предотвращения, снижения и контроля загрязнения из рассредоточенных источников, имеющихся в сельском хозяйстве;
г) разработку программ содействия передаче эффективных технологий и обмену информацией.
В. Представление докладов
Каждая Договаривающаяся Сторона представляет доклады о своих планах по предотвращению, контролю и снижению загрязнения морской среды и прибрежных районов Каспийского моря из рассредоточенных источников загрязнения, имеющихся в сельском хозяйстве, в соответствии со статьей 17 Протокола по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря.
Приложение N 3
к Протоколу по защите
Каспийского моря от загрязнения
из наземных источников
и в результате осуществляемой
на суше деятельности к Рамочной
конвенции по защите морской
среды Каспийского моря
ПЕРЕНОС ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЧЕРЕЗ АТМОСФЕРУ
Настоящее Приложение определяет условия применения Протокола по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (далее - Протокол) к загрязнению из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности, которое переносится через атмосферу, в соответствии с положениями подпункта "в" пункта 2 статьи 3 Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря.
1. Протокол применяется к загрязняющим выбросам в атмосферу при наличии следующих условий:
а) выбрасываемые вещества переносятся или могут переноситься в морскую среду и прибрежные районы Каспийского моря при преобладающих метеорологических условиях;
б) количество вещества, попадающего в морскую среду и прибрежные районы Каспийского моря, является опасным по критериям, разработанным в соответствии со статьей 6 Протокола, по сравнению с количеством данного вещества, достигающим морской среды и прибрежных районов иными путями.
2. В случае загрязнения морской среды и прибрежных районов Каспийского моря из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности положения статей 4 и 7 Протокола применяются постепенно к соответствующим видам деятельности и веществам, перечисленным в Приложении N 1 к Протоколу, по согласованию между Договаривающимися Сторонами.
3. При наличии условий, перечисленных в пункте 1 настоящего Приложения, положения пункта 1 статьи 6 Протокола применяются также:
а) к выбросам в атмосферу веществ (их количеству и концентрации) на основе информации, имеющейся в распоряжении Договаривающихся Сторон, относительно местоположения и распределения источников загрязнения воздуха;
б) к содержанию контролируемых веществ в топливе и сырье;
в) к эффективности технологий контроля за загрязнением воздуха и более эффективным производственным и топливосжигающим процессам;
г) к применению контролируемых веществ в сельском хозяйстве и лесоводстве.
4. Положения Приложения N 4 к Протоколу касаются загрязнения морской среды и прибрежных районов Каспийского моря в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, где это применимо. При оценке осаждений из атмосферы, а также при составлении кадастров выбросов загрязняющих веществ из наземных источников (с точки зрения их количества и концентрации) проводится мониторинг и моделирование загрязнения воздуха с использованием общих приемлемых коэффициентов выбросов и методологий.
5. Все статьи Протокола одинаково распространяются на переносимые через атмосферу загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности, где это применимо в соответствии с условиями, перечисленными в пункте 1 настоящего Приложения.
Приложение N 4
к Протоколу по защите
Каспийского моря от загрязнения
из наземных источников
и в результате осуществляемой
на суше деятельности к Рамочной
конвенции по защите морской
среды Каспийского моря
РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОСЫ
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Протокола по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (далее - Протокол) Договаривающиеся Стороны при рассмотрении вопроса о выдаче разрешений на выбросы, содержащие контролируемые вещества, перечисленные в Приложении N 1 к Протоколу, оценивают и рассматривают в соответствующих случаях следующие факторы.
А. Характеристики и содержание выбросов
1. Тип и размер точечного или диффузного источника (например, производственный процесс).
2. Тип выбросов (например, происхождение, средний состав).
3. Состояние отходов (например, твердые, жидкие, ил, шлам).
4. Общее количество (объем выброса, например, в год).
5. Режим выброса (постоянный, нерегулярный, сезонно меняющийся и т.д.).
6. Концентрации соответствующих компонентов веществ, перечисленных в Приложении N 1 к Протоколу, и других веществ, если это применимо.
7. Физические, химические и биохимические свойства сточных вод.
Б. Характеристики компонентов выбросов
с точки зрения их вредности
1. Устойчивость (физическая, химическая, биологическая) в морской среде.
2. Токсичность и прочие виды вредного воздействия.
3. Накопление в биологических материалах или осадках.
4. Биохимическое преобразование во вредные соединения.
5. Неблагоприятное воздействие на содержание и баланс кислорода.
6. Подверженность физическим, химическим и биохимическим изменениям в водной среде и взаимодействие в водной среде с другими компонентами морской воды, которые способны оказать вредное воздействие, указанное в разделе Е настоящего Приложения.
7. Все другие характеристики, предусмотренные в разделе В Приложения N 1 к Протоколу.
В. Характеристики объекта выбросов и среды назначения
1. Гидрографические, метеорологические, геологические и топографические характеристики прибрежного района.
2. Местоположение и тип источника (водовыпуск, водосброс канала и т.д.) и его положение относительно других зон (рекреационные зоны, нерестилища, питомники, зоны рыболовства, банки добычи моллюсков) и других выбросов.
3. Степень первичного разбавления в точке выброса в принимающую среду.
4. Дисперсионные характеристики (влияние течений, приливов и ветра на горизонтальный перенос и вертикальное перемешивание).
5. Характеристики водной среды назначения с точки зрения физических, химических, биологических и экологических условий в зоне сброса.
6. Способность морской среды и прибрежных районов к самовосстановлению при поступлении загрязняющих веществ.
Г. Характеристики категорий деятельности или источника
1. Характеристики существующих технологий и методов управления, включая присущие для данного места технологии и методы управления.
2. Возраст объектов, продолжительность осуществления деятельности.
3. Существующие экономические, социальные и культурные особенности осуществляемой деятельности.
Д. Альтернативные технологии производства, очистки отходов
или методы управления
1. Рециркуляция, регенерация и возможности повторного использования.
2. Замещение сырьевых материалов на менее опасные или безопасные.
3. Замещение на более экологически чистые виды деятельности или продукты.
4. Низкоотходные и экологически чистые технологии или процессы.
5. Альтернативные варианты сброса (удаление на поверхность земли).
Е. Потенциальное нанесение ущерба морским экосистемам
и видам использования морской воды
1. Воздействие на здоровье людей за счет влияния загрязнения на:
а) пригодные к употреблению в пищу морские организмы;
б) воду в местах купания;
в) эстетическую ценность.
2. Воздействие на морские и прибрежные экосистемы, в частности на биологические ресурсы, находящиеся под угрозой исчезновения виды и на критические местообитания.
3. Воздействие на иные виды правомерного использования моря.
Приложение N 5
к Протоколу по защите
Каспийского моря от загрязнения
из наземных источников
и в результате осуществляемой
на суше деятельности к Рамочной
конвенции по защите морской
среды Каспийского моря
РУКОВОДСТВО ПО НАИЛУЧШЕЙ ИМЕЮЩЕЙСЯ ТЕХНОЛОГИИ
И НАИЛУЧШЕЙ ПРИРОДООХРАННОЙ ПРАКТИКЕ
Согласно соответствующим положениям Протокола по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (далее - Протокол) Договаривающиеся Стороны используют наилучшие имеющиеся технологии и наилучшие природоохранные практики или способствуют их внедрению.
А. Наилучшие имеющиеся технологии
1. Под наилучшей имеющейся технологией в настоящем Приложении понимается технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.
2. Внедрение наилучших имеющихся технологий основывается на использовании безотходных технологий, если таковые имеются.
3. При определении того, относится ли группа технологических процессов, оборудования и методов работы к наилучшим имеющимся технологиям, особое внимание должно уделяться:
а) аналогичным технологическим процессам, оборудованию или методам работы, недавно прошедшим успешные испытания;
б) технологическому прогрессу и изменениям в научных знаниях и концепциях;
в) экономической целесообразности таких технологий;
г) срокам монтажа как на новых, так и на существующих заводах;
д) характеру и объему соответствующих выбросов;
е) принципу предосторожности.
4. Используемая наилучшая имеющаяся технология для конкретного технологического процесса имеет установленный срок практического применения и может изменяться в зависимости от экономических и социальных факторов и последних достижений науки и техники, направленных на снижение воздействия на окружающую среду.
5. Если снижение выбросов в результате использования наилучших имеющихся технологий не приведет к экономически приемлемым результатам, необходимо принять дополнительные меры.
Б. Наилучшая природоохранная практика
1. Под наилучшей природоохранной практикой в настоящем Приложении понимается использование наиболее целесообразного сочетания мер и стратегий в области контроля за состоянием окружающей среды.
2. При выборе методов контроля за состоянием окружающей среды в каждом конкретном случае должен рассматриваться следующий последовательно расположенный набор мер:
а) предоставление информации и просвещение населения и пользователей относительно экологических последствий выбора определенных видов деятельности и продукции, их использования и конечного удаления;
б) разработка и применение кодексов надлежащей экологической практики, охватывающих все аспекты деятельности в течение жизненного цикла продукта;
в) обязательное использование этикеток, информирующих потребителей об экологических рисках, связанных с продуктом, его использованием и конечным удалением;
г) экономия ресурсов, включая электроэнергию;
д) обеспечение доступа населения к системам сбора и удаления отходов;
е) отказ от использования опасных веществ или продуктов и накопления опасных отходов;
ж) рециклирование, регенерация и повторное использование отходов;
з) применение экономических инструментов к видам деятельности, продуктам или группам продуктов;
и) создание системы лицензирования, включающей ряд ограничительных мер или запретов.
3. При определении того, какое сочетание мер представляет собой наилучшая природоохранная практика, особое внимание должно уделяться:
а) экологической опасности продукта и его производства, использования и конечного удаления;
б) замещению менее загрязняющими видами деятельности или веществами;
в) масштабам применения;
г) потенциальным выгодам или угрозам для окружающей среды замещающих материалов или видов деятельности;
д) прогрессу и изменениям в научных знаниях и концепциях;
е) срокам внедрения;
ж) социальным и экономическим последствиям;
з) принципу принятия мер предосторожности.
4. Использование наилучшей природоохранной практики для конкретного источника может изменяться с течением времени в зависимости от экономических и социальных факторов, а также последних достижений науки и техники, направленных на снижение воздействия на окружающую среду.
5. Если снижение количества веществ, поступающих в результате использования наилучшей природоохранной практики, не приведет к экологически приемлемым результатам, необходимо принять дополнительные меры и пересмотреть такую наилучшую природоохранную практику.