ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1009-р (ред. от 25.07.2015) "О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирской федеральный университет" на 2011 - 2021 годы"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 июня 2011 г. N 1009-р
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" на 2011 - 2021 годы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 10 июня 2011 г. N 1009-р
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
НА 2011 - 2021 ГОДЫ
I. Общие положения
Современные тенденции развития профессионального образования определяются жесткими требованиями глобального рынка к качеству и способу оказываемых научно-образовательных услуг. Одним из ключевых факторов влияния на изменение системы образования является постоянно усиливающаяся глобализация. Под ее влиянием происходит реструктуризация университетов, они становятся источниками новых знаний, технологий и компетенций, на их базе формируются глобально значимые центры превосходства (исследовательские центры), выделяется категория университетов-лидеров как мирового, так и национального уровня.
Ведущие российские университеты как интеграторы науки, образования и инновационного производства выступают катализаторами в обеспечении перехода к эффективной экономике, основанной на знаниях, а также определяют направления социально-экономического развития территорий.
Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" на 2011 - 2021 годы (далее соответственно - университет, программа развития) определяет меры по дальнейшему развитию и обеспечению конкурентоспособности университета по отношению к ведущим зарубежным образовательным и научно-исследовательским организациям.
В результате реализации программы развития университет призван стать образовательной организацией высшего образования нового типа, способной эффективно решать задачи комплексного социально-экономического развития Сибирского федерального округа.
II. Миссия, стратегическая цель и задачи
развития университета
Миссией университета являются создание передовой образовательной, научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры, продвижение новых знаний и технологий для решения задач социально-экономического развития Сибирского федерального округа, а также формирование кадрового потенциала - конкурентоспособных специалистов по приоритетным направлениям развития Сибири и Российской Федерации, соответствующих современным интеллектуальным требованиям и отвечающих мировым стандартам.
Стратегической целью является развитие интеллектуального капитала и опережающего наукоемкого образования, обеспечивающее устойчивое повышение качества жизни населения Сибири на основе подготовки высококвалифицированных кадров, способных к творческой и практической деятельности, и генерации глобально значимых знаний и технологий, направленных на расширение экономического потенциала и мировой конкурентоспособности приоритетных отраслей региональной экономики Сибирского федерального округа.
В рамках стратегической цели университет решает следующие задачи, направленные прежде всего на повышение конкурентоспособности на региональном, национальном и международном рынках услуг в сфере образования, научных исследований и инноваций:
разработка и апробация пилотных проектов, связанных с модернизацией образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности университета;
обеспечение рынка труда Сибирского федерального округа высококвалифицированными кадрами с востребованными компетенциями;
создание ресурсных центров, призванных обеспечить исследовательскую, образовательную и инновационную деятельность университета инфраструктурой, соответствующей лучшим мировым стандартам мирового класса;
выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, а также производство конкурентных на мировом уровне знаний и технологий, позволяющих осуществить технологическую модернизацию приоритетных отраслей Сибири;
реализация программ интеграции образования с научной и инновационно-ориентированной производственной деятельностью, в том числе через организацию базовых кафедр на ведущих предприятиях и в научных организациях Сибирского федерального округа, а также развитие совместных фундаментальных и прикладных научных исследований;
повышение конкурентоспособности университета на глобальных рынках и продвижение в мировых рейтингах университетов;
содействие социокультурному развитию Сибири;
повышение финансовой устойчивости университета.
Условием успешного достижения поставленных целей и задач является создание действенных механизмов интеграции образования, науки и промышленности, основанных на комплексном, системном и синхронном взаимодействии.
Координация и организация работ в рамках научных школ, интеграционных научно-технологических проектов, системных университетских проектов и контроль за их выполнением даст синергетический эффект, что позволит университету занять позицию ведущего российского и международного научно-образовательного, инновационно-технологического и общественно-культурного центра.
Отдельным направлением деятельности университета станет научно-технологическое сопровождение и кадровая поддержка спортивной индустрии, которая в связи с проведением в 2019 году в г. Красноярске XXIX Всемирной зимней универсиады будет являться одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Красноярского края.
Образовательную, научно-исследовательскую и инновационную деятельность университета планируется сконцентрировать на удовлетворении потребностей приоритетных отраслей Сибирского федерального округа - нефте- и газодобычи, транспортировки и углубленной переработки углеводородов, геологии, геотехнологии и металлургии, информационно-телекоммуникационных технологий, современных систем связи и навигации, энергетики, современных строительных технологий, биомедицины и промышленных биотехнологий, устойчивого природопользования и экологии, спортивных технологий и спортивного менеджмента, развития человеческого капитала и социокультурных исследований проблем сохранения северных этносов.
III. Мероприятия программы развития и этапы их реализации
Мероприятия программы развития представлены в виде системы конкретных согласованных по срокам проектов и действий, обеспечивающих решение поставленных задач, и сгруппированы в комплексы.
В части модернизации образовательной деятельности университетом планируется выполнить следующие мероприятия:
разработка и внедрение в том числе с предприятиями-партнерами новых образовательных программ в соответствии с профессиональными квалификационными стандартами приоритетных отраслей экономики с использованием сетевой формы их реализации, включая дуальное образование, программы прикладного бакалавриата и технологической магистратуры;
внедрение новых образовательных технологий (проектное обучение, сетевая форма реализации образовательных программ, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии) при реализации образовательных программ для различных категорий обучающихся;
получение международной аккредитации образовательных программ и интеграция в мировое образовательное пространство путем разработки и внедрения образовательных программ на английском языке, модулей магистерских программ для академического обмена, программ двойных дипломов и программы обучения русскому языку как иностранному;
реализация комплекса профориентационных мероприятий с целью формирования качественного контингента обучающихся и привлечения выпускников с высоким баллом единого государственного экзамена;
создание и внедрение системы показателей для оценки качества профессиональных компетенций выпускника, а также получение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых в университете;
разработка образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов, и соответствующего методического обеспечения.
Модернизацию научно-исследовательской и инновационной деятельности предусматривается осуществить в рамках следующих мероприятий:
поддержка ведущих научных школ, фундаментальных научных исследований, а также создание научных центров и исследовательских лабораторий в междисциплинарных областях;
поддержка инновационных проектов для развития технологических платформ и инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе путем расширения интеграционных связей и взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики;
поддержка проектов по коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности, в том числе совершенствование деятельности соответствующих подразделений;
продвижение научных журналов университета в международных наукометрических базах данных и стимулирование публикационной активности научно-педагогических работников университета;
совершенствование работы экспертных сообществ, созданных на базе университета, для развития приоритетных отраслей Сибирского федерального округа;
развитие внутрироссийской и международной академической мобильности.
Развитию кадрового потенциала университета способствуют:
создание условий для привлечения и закрепления молодых талантливых ученых и преподавателей, реализация мер по формированию кадрового резерва университета, организации конкурсной или целевой поддержки преподавателей, исследователей и научных коллективов, а также разработка и внедрение программ адаптации иностранных студентов и научно-педагогических работников;
переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, инженерно-технического и управленческого персонала в ведущих российских и зарубежных образовательных и научных центрах, на промышленных предприятиях и в иных организациях;
формирование у профессорско-преподавательского состава компетенций, позволяющих вести образовательный процесс с целью обучения инвалидов.
В рамках совершенствования материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры университетом планируется реализовать следующие мероприятия:
материально-техническое обеспечение новых и существующих образовательных программ с целью повышения практических навыков и профессиональных компетенций сотрудников и студентов;
материально-техническое обеспечение интеграционных научно-технологических проектов, ведущих научных школ, лабораторий, осуществляющих научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность, учебных экспериментальных и опытных производств, научных центров, ресурсных центров и испытательных лабораторий;
материально-техническое обеспечение объектов учебной и производственной практики студентов и аспирантов - полевых стационаров, биостанции, базовых кафедр и полигонов;
развитие кампуса, ориентированного на повышение привлекательности университета и создание безбарьерной среды;
ресурсное и технологическое обеспечение информационно-телекоммуникационной среды университета;
реализация программы энергоэффективности и ресурсосбережения;
реализация программы формирования корпоративной культуры и новой культурно-образовательной среды.
Повышение эффективности управления университетом планируется осуществить в рамках реализации следующих мероприятий:
разработка и внедрение механизмов общественно-государственного управления университетом;
повышение эффективности системы управления университетом, включая внедрение и развитие системы эффективных контрактов, создание системы мониторинга, диагностики и оценки эффективности организационно-управленческих решений;
разработка и реализация стратегии кооперации образовательных организаций высшего образования Сибирского федерального округа, реализующих инновационные образовательные программы и проводящих передовые научные исследования, а также формирование на базе университета консорциума образовательных и научных организаций.
Реализация программы развития осуществляется в 2 этапа:
I этап (2011 - 2015 годы) - закрепление преимуществ и накопление потенциала для качественного рывка;
II этап (2016 - 2021 годы) - выход на глобальный рынок научно-образовательных услуг.
Основной задачей I этапа является формирование новых образовательных программ, ориентированных на потребности приоритетных отраслей экономики Сибирского федерального округа и создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, что интенсифицирует образование новых инновационных производств.
Особое внимание предполагается уделить созданию системы привлечения в университет талантливой молодежи из других регионов России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Университет рассчитывает подготовить, аккредитовать и внедрить инновационные образовательные программы, интегрированные в мировое образовательное пространство.
Продолжая эффективное сотрудничество с зарубежными бизнес-компаниями и международными организациями в области подготовки кадров, научных исследований и инновационных разработок, университет увеличит долю обучающихся иностранных студентов и долю преподавателей, имеющих опыт работы и прошедших стажировки в зарубежных вузах.
В рамках II этапа предполагается становление университета как конкурентоспособного игрока на научно-образовательном и научно-технологическом рынках, выполняющего фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру направлений, обеспечивающего внедрение и применение межотраслевых технологий мирового уровня и подготовку высококвалифицированных кадров для высокотехнологичной промышленности.
Стратегической целью университета в рамках II этапа является лидерство в Сибирском федеральном округе по уровню преподавания и обучения, качеству проводимых научных исследований и международному и междисциплинарному сотрудничеству, а также продвижение Сибири на международном уровне и планомерное повышение своей международной конкурентоспособности.
План реализации мероприятий программы развития приведен в приложении N 1.
Объемы финансового обеспечения мероприятий программы развития приведены в приложении N 2.
Целевые показатели (индикаторы) реализации программы развития приведены в приложении N 3. По достижении плановых значений целевых показателей (индикаторов) Министерством образования и науки Российской Федерации предусматривается проведение оценки эффективности реализации программы развития.
IV. Финансовое обеспечение программы развития
Реализацию программы развития планируется осуществить путем скоординированного выполнения системы скоординированных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий.
Финансовое обеспечение программы развития составляют средства университета от приносящей доход деятельности. Общий объем финансового обеспечения мероприятий программы развития запланирован в сумме 5790,7 млн. рублей, в том числе на 2011 - 2014 годы - 3897 млн. рублей и на 2015 - 2021 годы - 1893,7 млн. рублей.
V. Ожидаемые результаты и риски реализации
программы развития
Реализация поставленных целей и задач программы развития позволит университету к 2021 году достичь необходимых результатов.
Предполагается обеспечение рынка труда Сибирского федерального округа высококвалифицированными кадрами с востребованными компетенциями за счет:
опережающей разработки и внедрения образовательных программ профессионального образования, согласованных или утвержденных профессиональными сообществами для кадрового обеспечения крупных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Сибирского федерального округа, и формирования устойчивых связей с реальным сектором экономики;
включения трудоспособного населения в процесс непрерывного образования и формирования механизмов повышения квалификации специалистов приоритетных отраслей промышленности Сибири без отрыва от производства;
создания условий для расширения доступности качественных образовательных услуг для жителей удаленных территорий Сибирского федерального округа и лиц с ограниченными возможностями.
Участие университета в формировании новых технологических платформ в Сибирском федеральном округе и обеспечении технологической модернизации приоритетных отраслей приведет:
к включению университета в программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа, и долгосрочные программы развития приоритетных отраслей промышленности региона с закреплением роли и зоны ответственности университета;
к созданию спектра центров превосходства (исследовательских центров), в рамках которых будут развиваться интеграционные научно-технологические проекты;
к повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа, за счет роста наукоемких производств в структуре валового регионального продукта;
к появлению новых технологий и продуктов для импортозамещения и диверсификации экономики;
к формированию на базе университета экспертных сообществ по направлениям развития приоритетных отраслей социально-экономического развития региона.
Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, генерация конкурентных знаний и производство новых технологий позволят:
сформировать не менее 6 ведущих научных школ, признаваемых на мировом уровне;
повысить вовлеченность профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательскую и творческую инновационную деятельность;
повысить академическую репутацию университета на международном уровне.
Формирование инновационного пояса малых предприятий, ориентированных на коммерциализацию продуктов научно-исследовательской деятельности, способствует:
организации дополнительных рабочих мест за счет расширения сферы наукоемких производств и создания малых и средних предприятий, занятых в сфере технологических инноваций;
повышению патентной и предпринимательской активности обучающихся и сотрудников, а также уровня коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Формирование конкурентоспособного профессорско-преподавательского состава произойдет путем создания условий для привлечения исследователей и преподавателей из других образовательных и научных организаций, в том числе зарубежных, а также путем закрепления в университете молодых ученых в результате развития инструментов поддержки инициативных научно-исследовательских проектов и завершения строительства университетского кампуса как зоны, комфортной для осуществления научно-образовательной деятельности.
Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей и работодателей планируется осуществить посредством:
внедрения технологических систем поддержки учебной деятельности студентов и преподавателей, включая автоматизированную систему оценки знаний, а также управления содержанием обучения;
обеспечения открытости и прозрачности образовательного процесса за счет внедрения антикоррупционных технологий в систему контроля качества обучения;
введения в практику внешних квалификационных экзаменов и объективных форм оценки учебных результатов.
Интеграцию в международное научно-образовательное пространство предусматривается производить в рамках:
расширения академической мобильности студентов и преподавателей и их участия в совместных проектах;
международной аккредитации образовательных программ.
Участие университета в социокультурном развитии Сибири способствует:
сохранению этнокультурной идентичности и культурного наследия коренных малочисленных народов Сибири;
становлению университета как опорного элемента образовательной, научной и социальной региональной инфраструктуры;
обеспечению единства культурного пространства и доступности культурных ценностей для широких слоев населения.
В процессе реализации программы развития значительное внимание университета планируется уделять анализу и нейтрализации возможных рисков достижения ее целей.
Система управления ходом реализации программы развития будет ориентирована на 2 основные группы рисков - внешние (системные) и внутренние.
К группе внешних рисков можно отнести потенциальные демографические и миграционные проблемы, возможное снижение поддержки инициатив и деятельности университета со стороны федеральных и региональных органов власти и общественности, консервацию процессов технологической модернизации в приоритетных отраслях экономики Красноярского края и Сибири, низкую активность рынка инноваций в регионе, ограничивающую возможности заказа на научные исследования и инновационные разработки, а также консервативность крупных компаний в отношении технологической модернизации производств.
К наиболее вероятным внутренним рискам следует отнести организационно-управленческие, финансовые и проектные риски.
Организационно-управленческие риски связаны с дефицитом проектных и коммуникативных компетенций, преобладанием интересов текущей деятельности над задачами развития, сопротивлением консервативной части персонала университета реализации программы развития, инерционностью мышления и форм деятельности, недостаточной вовлеченностью сотрудников и студентов университета в реализацию мероприятий программы развития, недостатком управленческих знаний и навыков у значительной части руководителей как академических, так и административных подразделений университета.
Финансовые риски могут возникнуть в связи с нехваткой финансовых ресурсов на реализацию мероприятий программы развития в целом. Поэтому важным общим условием стабильного развития университета является повышение финансовой устойчивости за счет расширения источников средств от иной приносящей доход деятельности путем диверсификации поступлений и смещения центров поступления доходов в сторону подразделений, способных оказывать услуги в объеме и качестве, которые востребованы региональным рынком.
Проектные риски, связанные с необеспеченностью образовательных и научных проектов необходимыми человеческими, финансовыми и материальными ресурсами, задержкой или отсутствием перевода результатов проектов в режим текущей деятельности, планируется минимизировать за счет тщательного отбора руководителей, исполнителей проекта, контроля качества разработанных проектных решений независимыми экспертами и пилотной апробации проектных решений.
Потенциальность существующих рисков снизится до минимума благодаря регулярному мониторингу и оценке реализации программы развития, обеспечивающим постоянный контроль и анализ выполнения запланированных мероприятий программы развития. Важной составляющей системы управления рисками станет внутренняя и внешняя экспертиза реализации мероприятий программы развития на всех ее этапах, публичное представление хода и текущих результатов, вовлечение всех заинтересованных субъектов (включая обучающихся) не только в реализацию, но и в обсуждение целей и хода реализации программы развития, а также привлечение внешних проектных менеджеров.
Приложение N 1
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Сибирский федеральный университет"
на 2011 - 2021 годы
ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СИБИРСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" НА 2011 - 2021 ГОДЫ
Наименование мероприятия
Основные результаты
Срок реализации
I. Модернизация образовательной деятельности
1. Разработка и внедрение в том числе с предприятиями-партнерами новых образовательных программ в соответствии с профессиональными квалификационными стандартами приоритетных отраслей экономики с использованием сетевой формы их реализации, включая дуальное образование, программы прикладного бакалавриата и технологической магистратуры
реализация новых образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда Сибирского региона позволит увеличить численность студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры в области инженерного дела, технологий и технических наук, здравоохранения и медицинских наук и образования и педагогических наук, с которыми заключены договоры о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся по указанным областям знаний, до 11,5 процента к 2021 году
2013 - 2021 годы
2. Внедрение новых образовательных технологий (проектное обучение, сетевая форма реализации образовательных программ, электронное обучение, дистанционные образовательные технологи) при реализации образовательных программ для различных категорий обучающихся
использование новых образовательных технологий позволит повысить качество и доступность образовательных услуг, оказываемых университетом, и приведет к росту числа образовательных программ, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий (к 2021 году доля таких программ составит 21 процент общего количества образовательных программ), а также будет способствовать росту числа обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в том числе из других регионов Российской Федерации
2011 - 2021 годы
3. Получение международной аккредитации образовательных программ и интеграция в мировое образовательное пространство путем разработки и внедрения образовательных программ на английском языке, модулей магистерских программ для академического обмена, программ двойных дипломов и программы обучения русскому языку как иностранному
реализация образовательных программ, конкурентоспособных на международном рынке образовательных услуг, в том числе на иностранном языке, позволит повысить удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, в общей численности студентов до 7,2 процента в 2021 году, а также будет способствовать росту численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, имеющих диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра других организаций, в общей численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре к 2021 году в 3 раза по сравнению с 2015 годом
2011 - 2021 годы
4. Реализация комплекса профориентационных мероприятий с целью формирования качественного контингента обучающихся и привлечения выпускников с высоким баллом единого государственного экзамена
создание системы взаимодействия с общеобразовательными организациями с целью формирования качественного контингента обучающихся, что позволит достичь запланированных значений среднего балла единого государственного экзамена студентов университета (70 баллов в 2021 году), принятых по результатам единого государственного экзамена на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав и в рамках квоты целевого приема
2011 - 2021 годы
5. Создание и внедрение системы показателей для оценки качества профессиональных компетенций выпускника, а также получение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых в университете
внедрение системы управления качеством образовательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной деятельности и ее экспертной оценки, оптимизация управления образовательным процессом и обеспечение открытости и прозрачности образовательного процесса позволят довести долю выпускников, трудоустроенных в течение года после завершения обучения в университете, до 96 процентов в 2021 году общей численности выпускников
2011 - 2021 годы
6. Разработка образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов, и соответствующего методического обеспечения
не менее 27 процентов в 2021 году образовательных программ с соответствующим методическим обеспечением общего количества образовательных программ высшего образования, реализуемых в университете
2015 - 2021 годы
II. Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности
7. Поддержка ведущих научных школ, фундаментальных научных исследований, а также создание научных центров и исследовательских лабораторий в междисциплинарных областях
создание и развитие конкурентоспособных научных коллективов по перспективным направлениям, в том числе междисциплинарных, обеспечат достижение плановых значений показателей результативности научно-исследовательской и инновационной деятельности
2011 - 2021 годы
8. Поддержка инновационных проектов для развития технологических платформ и инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе путем расширения интеграционных связей и взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики
реализация инновационных проектов для развития технологических платформ, поддержка и сопровождение инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе по заказу предприятий реального сектора экономики способствует увеличению доходов университета от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 36 процентов к 2021 году по сравнению с 2015 годом
2011 - 2021 годы
9. Поддержка проектов по коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности, в том числе совершенствование деятельности соответствующих подразделений
увеличение количества созданных инновационных предприятий, рост количества прикладных разработок, патентов и старт-ап (start-up) позволит достичь запланированного количества результатов интеллектуальной деятельности, созданных в ходе научных исследований в университете
2011 - 2021 годы
10. Продвижение научных журналов университета в международных наукометрических базах данных и стимулирование публикационной активности научно-педагогических работников университета
включение научных журналов университета в международные наукометрические базы данных и рост числа публикаций научно-педагогических работников университета, индексируемых в информационно-аналитических системах Web of Science и Scopus, и количества их цитирований
2011 - 2021 годы
11. Совершенствование работы экспертных сообществ, созданных на базе университета, для развития приоритетных отраслей Сибирского федерального округа
создание экспертных советов (групп) по направлениям, актуальным для устойчивого развития Сибирского региона, способствует росту доли доходов университета из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения университета до 30,5 процента в 2021 году
2011 - 2021 годы
12. Развитие внутрироссийской и международной академической мобильности
участие научно-педагогических работников в программах внутрироссийской и международной академической мобильности способствует росту их профессионального уровня и приобретению навыков работы в рамках сетевых программ и комплексных программ научно-исследовательских работ, а также позволит повысить кадровую обеспеченность научных и образовательных сетевых программ
2014 - 2021 годы
III. Развитие кадрового потенциала университета
13. Создание условий для привлечения и закрепления молодых талантливых ученых и преподавателей, реализация мер по формированию кадрового резерва университета, организация конкурсной или целевой поддержки преподавателей, исследователей и научных коллективов, а также разработка и внедрение программ адаптации иностранных студентов и научно-педагогических работников
обновление кадрового состава, увеличение числа приглашенных ведущих ученых, исследователей и преподавателей, в том числе и зарубежных, для работы в университете (увеличение численности зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в университете не менее 1 семестра, более чем в 2 раза к 2021 году по сравнению с 2015 годом) способствует повышению эффективности и качества образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности
2011 - 2021 годы
14. Переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, инженерно-технического и управленческого персонала в ведущих российских и зарубежных образовательных и научных центрах, на промышленных предприятиях и в иных организациях
формирование конкурентоспособного коллектива, обладающего компетенциями, соответствующими потребностям инновационной экономики, что, в свою очередь, будет подтверждаться уровнем средней заработной платы научно-педагогических работников университета (из всех источников) не ниже 200 процентов к средней заработной плате по экономике региона начиная с 2017 года
2011 - 2021 годы
15. Формирование у профессорско-преподавательского состава компетенций, позволяющих вести образовательный процесс с целью обучения инвалидов
реализация программ инклюзивного образования в университете педагогическими кадрами и специалистами, обладающими необходимыми компетенциями
2015 - 2021 годы
IV. Совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры
16. Материально-техническое обеспечение новых и существующих образовательных программ с целью повышения практических навыков и профессиональных компетенций сотрудников и студентов
обновление материально-технической базы, задействованной в образовательном процессе, способствует повышению качества предоставляемых университетом образовательных услуг и, как следствие, росту его конкурентных преимуществ на российском и международном рынках образовательных услуг
2011 - 2021 годы
17. Материально-техническое обеспечение интеграционных научно-технологических проектов, ведущих научных школ, лабораторий, осуществляющих научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность, учебных экспериментальных и опытных производств, научных центров, ресурсных центров и испытательных лабораторий
создание современной инфраструктуры, позволяющей проводить научные исследования и разработки мирового уровня, что позволит увеличить объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и количество результатов интеллектуальной деятельности, развить долгосрочные партнерские отношения с предприятиями реального сектора экономики, а также привлечь к работе в университете зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей
2011 - 2021 годы
18. Материально-техническое обеспечение объектов учебной и производственной практики студентов и аспирантов - полевых стационаров, биостанции, базовых кафедр и полигонов
практико-ориентированный подход к организации образовательного процесса, ранняя вовлеченность студентов в научную и проектную деятельность, повышение их компетенций и конкурентоспособности на рынке труда
2013 - 2021 годы
19. Развитие кампуса, ориентированного на повышение привлекательности университета и создание безбарьерной среды
создание современной инфраструктуры университета, оснащенной высокотехнологичным оборудованием, обеспечивающим комфортные и безопасные условия для реализации образовательной, научной и инновационной деятельности, в том числе для инвалидов, а также способствующей гармоничному развитию личности и удовлетворению ее творческих и культурных потребностей и массовому занятию спортом, что позволит повысить обеспеченность общежитиями обучающихся в университете (к 2021 году количество мест в общежитиях университета достигнет 57 мест в расчете на 100 студентов) и достичь их максимальной вовлеченности в участии в общественных, культурно-массовых и спортивных мероприятиях (доля студентов, занимающихся в спортивных секциях университета, в общей численности студентов в 2021 году составит 19 процентов)
2011 - 2021 годы
20. Ресурсное и технологическое обеспечение информационно-телекоммуникационной среды университета
обеспечение высокопроизводительной работы мультисервисной, телекоммуникационной сети университета и центров обработки данных, организация высокоскоростных магистральных каналов связи, осуществление высокопроизводительных вычислений и многомерной обработки данных на базе многофункционального университетского центра обработки данных для нужд организаций, расположенных на территории Сибирского федерального округа
2011 - 2021 годы
21. Реализация программы энергоэффективности и ресурсосбережения
сокращение расходов на оплату услуг теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения
2011 - 2021 годы
22. Реализация программы формирования корпоративной культуры и новой культурно-образовательной среды
формирование имиджа университета к 2021 году как крупного образовательного, научного и культурного центра. Воспитание у молодого поколения патриотизма, гражданской ответственности и вовлечение студентов в мероприятия в области этнокультурных отношении и правовой культуры
2011 - 2021 годы
V. Повышение эффективности управления университетом
23. Разработка и внедрение механизмов общественно-государственного управления университетом
повышение прозрачности системы управления, а также повышение доверия научно-педагогических работников и студентов к управленческим инициативам
2011 - 2021 годы
24. Повышение эффективности системы управления университетом, включая внедрение и развитие системы эффективных контрактов, создание системы мониторинга, диагностики и оценки эффективности организационно-управленческих решений
эффективная система управления образовательной, научной, инновационной, организационной и финансовой деятельностью, позволяющая достичь запланированных показателей экономической устойчивости университета, что позволит к 2021 году увеличить доходы университета из всех источников на одного научно-педагогического работника до 2393 тыс. рублей
2011 - 2021 годы
25. Разработка и реализация стратегии кооперации образовательных организаций высшего образования Сибирского федерального округа, реализующих инновационные образовательные программы и проводящих передовые научные исследования, а также формирование на базе университета консорциума образовательных и научных организаций
формирование консорциума образовательных и научных организаций Сибирского федерального округа и, как следствие, усиление вовлеченности университета в разработку и экспертное обсуждение стратегических программ социально-экономического развития региона, а также отраслевых программ
2011 - 2021 годы
Приложение N 2
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Сибирский федеральный университет"
на 2011 - 2021 годы
ОБЪЕМЫ
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СИБИРСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" НА 2011 - 2021 ГОДЫ
Таблица 1
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
В 2011 - 2014 ГОДАХ
(млн. рублей)
Мероприятия
Средства от иной приносящей доход деятельности
Итого 2011 - 2014 годы
в том числе
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
I. Достижение нового качества образования
1. Разработка и внедрение новых образовательных стандартов в соответствии с профессиональными квалификационными стандартами базовых отраслей экономики
26
5
5
8
8
2. Разработка и внедрение системы учебных программ дистантного обучения для различных категорий обучающихся
31
6
8
8
9
3. Разработка и внедрение образовательных программ, в том числе на иностранных языках, международная интеграция образовательных программ, включая образовательные программы языковой подготовки
23
4
6
6
7
4. Международная аккредитация программ профессиональной подготовки
18
2
3
5
8
5. Создание и внедрение образовательных программ прикладного бакалавриата
19
4
5
5
5
6. Внедрение новых образовательных технологий (проектное обучение, модульное образование и др.)
17
3
3
4
7
7. Создание и внедрение системы показателей для оценки качества профессиональных компетенций выпускника, внешняя сертификация учебных планов
7
3
2
1
1
Всего по разделу I
141
27
32
37
45
II. Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности для решения задач технологической модернизации базовых отраслей экономики
8. Поддержка на конкурсной основе ведущих научных школ, фундаментальных научных исследований
36
5
8
10
13
9. Поддержка инновационных проектов для развития технологических платформ, инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе, в том числе в Красноярском крае
100
-
-
-
100
10. Поддержка проектов по коммерциализации результатов научно-образовательной деятельности
50
15
15
10
10
11. Обеспечение оформления прав университета на результаты интеллектуальной деятельности, проведение процедур оформления охранных документов на объекты интеллектуальной собственности
22
3
5
6
8
12. Проведение на конкурсной основе маркетинговых исследований и технологических форсайтов, в том числе продвижение продукции и услуг научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на российский и зарубежные рынки
8
3
3
1
1
13. Развитие экспертного сообщества на базе университета
4
1
1
1
1
Всего по разделу II
220
27
32
28
133
III. Развитие кадрового потенциала, новой культурно-образовательной среды
14. Разработка и реализация программ академической мобильности профессорско-преподавательского состава и сотрудников, студентов и аспирантов
53
11
12
15
15
15. Создание условий для привлечения и закрепления молодых талантливых ученых и преподавателей в университете, целевая поддержка ведущих профессоров университета
93
15
20
28
30
16. Повышение квалификации инженерно-технического и управленческого персонала
21
5
5
5
6
17. Переподготовка и повышение квалификации преподавателей в ведущих российских и зарубежных вузах, научных центрах, на предприятиях и в компаниях
54
12
12
15
15
18. Привлечение ведущих ученых, приглашенных профессоров и специалистов из бизнеса для участия в научно-образовательном процессе
43
8
10
12
13
19. Реализация программы формирования корпоративной культуры и новой культурно-образовательной среды
23
5
6
6
6
Всего по разделу III
287
56
65
81
85
IV. Модернизация инфраструктурного комплекса университета для обеспечения деятельности технологических платформ, проведения фундаментальных научных исследований и решения задач социально-экономического развития региона
20. Материально-техническое обеспечение разработки новых и модернизации существующих образовательных программ с целью повышения практических навыков и профессиональных компетенций сотрудников и студентов
95
22
25
25
23
21. Материально-техническое обеспечение интеграционных научно-технологических проектов, ведущих научных школ, учебно-научных лабораторий, учебных экспериментальных и опытных производств, центров компетенций и ресурсных центров, испытательных лабораторий
160
25
45
45
45
22. Материально-техническое обеспечение объектов учебной и производственной практики студентов и аспирантов - полевых стационаров, биостанции, базовых кафедр и полигонов
50
10
15
15
10
23. Развитие кампуса, включая создание условий для обучения людей с ограниченными физическими возможностями
2805
1005
1000
500
300
24. Ресурсное и технологическое обеспечение информационно-телекоммуникационной среды университета
55
15
15
15
10
25. Реализация программы энергоэффективности и ресурсосбережения
32
8
15
5
4
26. Материально-техническое обеспечение реализации программ развития дистанционных образовательных технологий
16
5
6
3
2
Итого по направлению IV
3213
1090
1121
608
394
V. Системное взаимодействие со стратегическими партнерами и совершенствование организационной структуры управления университетом
27. Разработка и внедрение механизмов общественно-государственного управления университетом (наблюдательный и попечительский советы, советы по развитию)
7
1
2
2
2
28. Модернизация системы управления и организационное развитие университета, формирование центров ответственности
13
4
3
3
3
29. Разработка и реализация стратегии кооперации образовательных организаций высшего образования Сибирского федерального округа, реализующих инновационные образовательные программы целевой подготовки специалистов. Формирование на базе университета университетского консорциума
6
2
2
1
1
30. Разработка и апробация моделей партнерских отношений с бизнесом
6
2
2
1
1
31. Создание системы мониторинга, диагностики и оценки эффективности организационно-управленческих решений, разработка и внедрение системы информационно-аналитического сопровождения деятельности университета
4
1
1
1
1
Всего по разделу V
36
10
10
8
8
Итого
3897
1210
1260
762
665
Таблица 2
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
В 2015 - 2021 ГОДАХ
(млн. рублей)
Источники средств
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
I. Модернизация образовательной деятельности
Субсидия на иные цели (реализация программы развития)
-
-
-
-
-
-
-
Приносящая доход деятельность
24
27,5
29,5
30,7
33
36,5
40,8
II. Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности
Субсидия на иные цели (реализация программы развития)
-
-
-
-
-
-
-
Приносящая доход деятельность
50
53,3
60,8
64
64,5
78,5
81,5
III. Развитие кадрового потенциала университета
Субсидия на иные цели (реализация программы развития)
-
-
-
-
-
-
-
Приносящая доход деятельность
25,7
25,8
28,8
28,7
31
31
31
IV. Совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры
Субсидия на иные цели (реализация программы развития)
-
-
-
-
-
-
-
Приносящая доход деятельность
297
326
127
43
48
59
59
V. Повышение эффективности управления университетом
Субсидия на иные цели (реализация программы развития)
-
-
-
-
-
-
-
Приносящая доход деятельность
10,5
7,3
7,3
7,5
8,5
8,5
8,5
Итого по программе развития
Субсидия на иные цели (реализация программы развития)
-
-
-
-
-
-
-
Приносящая доход деятельность
407,2
439,9
253,4
173,9
185
213,5
220,8
Приложение N 3
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Сибирский федеральный университет"
на 2011 - 2021 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ)
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СИБИРСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" НА 2011 - 2021 ГОДЫ
Таблица 1
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) В 2010 - 2014 ГОДАХ
Показатель
Единица измерения
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
Группа I. Показатели успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования
1. Доля образовательных программ, в которых используются дистанционные образовательные технологии
процентов
4,5
5
7
10
13
2. Количество новых образовательных программ, внедренных в учебный процесс
единиц
13
33
18
30
25
3. Количество новых образовательных стандартов, разработанных в университете и утвержденных в установленном порядке
единиц
-
1
2
2
2
Группа II. Показатели результативности исследовательских и технологических работ
1. Количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
единиц
1020
1050
1100
1200
1300
2. Количество вновь созданных базовых кафедр
единиц
1
1
2
2
2
3. Количество статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями в расчете на 1 научно-педагогического работника
единиц
0,65
0,66
0,7
0,8
0,96
4. Количество малых инновационных предприятий, действующих в инновационной системе университета
единиц
31
35
40
40
40
Группа III. Показатели развития кадрового потенциала
1. Доля штатных научно-педагогических работников в общем количестве работников университета
процентов
38
38
38
39
39
2. Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук
процентов
64
65
65,5
67
68,5
3. Доля аспирантов и научно-педагогических работников, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в ведущих мировых научных и университетских центрах
процентов
9,5
11
12
13
14
4. Эффективность работы аспирантуры и докторантуры:
численность аспирантов на начало учебного года
человек
556
559
575
595
610
численность докторантов на начало учебного года
человек
28
28
30
32
34
прием в аспирантуру
(в том числе по очной форме обучения)
человек
260
265
275
290
300
прием в докторантуру
человек
12
12
12
14
16
численность выпускников университета, поступивших в аспирантуру после окончания вуза
человек
160
165
170
180
190
численность окончивших аспирантуру в срок с защитой диссертации
человек
40
43
56
60
70
численность окончивших докторантуру в срок с защитой диссертации
человек
4
5
5
6
7
Группа IV. Показатели международного и национального признания
1. Место в мировом рейтинге вузов (рейтинг Шанхайского университета, КНР)
место
-
-
4000
3000
2000
2. Количество ежегодных организованных международных мероприятий (конференций, выставок, симпозиумов)
единиц
15
15
17
18
21
3. Доля иностранных студентов без учета государств - участников СНГ
процентов
0,8
1
1,5
1,5
5
4. Доля иностранных студентов из государств - участников СНГ
процентов
0,7
1
2
2
5
Группа V. Показатели экономической и финансовой устойчивости университета
1. Общий объем доходов университета от иной приносящей доход деятельности
тыс. рублей
1458000
1430000
1450000
1500000
1650000
2. Объем доходов университета от иной приносящей доход деятельности, полученных от управления объектами интеллектуальной собственности
тыс. рублей
800
2000
5000
8000
10000
3. Объем доходов университета от иной приносящей доход деятельности, полученных от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
тыс. рублей
506800
550000
620000
700000
1000000
4. Доля доходов университета от иной приносящей доход деятельности в общем объеме финансирования университета
процентов
40
43
44
48
49
5. Доля модернизированных аудиторий и научно-образовательных лабораторий, отвечающих современным требованиям и стандартам
процентов
60
63
66
69
72
Таблица 2
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) В 2015 - 2021 ГОДАХ
Показатели
Единица измерения
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
I. Показатели качества образовательной деятельности (мониторинговые показатели)
1. Удельный вес численности обучающихся (приведенного контингента) по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам высшего образования
процентов
11
13
14
16
20
25
30
2. Средний балл единого государственного экзамена студентов университета, принятых по результатам единого государственного экзамена на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав и в рамках квоты целевого приема
баллов
65
65
67
67
69
69
70
3. Удельный вес численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, имеющих диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра других организаций, в общей численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
процентов
9
11
15
18
24
30
30
4. Удельный вес численности студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры в области инженерного дела, технологий и технических наук, здравоохранения и медицинских наук, образования и педагогических наук, с которыми заключены договоры о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся по указанным областям знаний
процентов
2
3
5
6
8
11
11,5
II. Показатели результативности научно-исследовательской и инновационной деятельности (мониторинговые показатели)
5. Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования:
Web of Science - в расчете на 100 научно-педагогических работников
единиц
11,6
12,6
13,5
14,5
16,5
18,2
19,2
Scopus - в расчете на 100 научно-педагогических работников
единиц
16,3
17,9
19,6
21,3
23
24,7
26,4
6. Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования:
Web of Science - в расчете на 100 научно-педагогических работников
единиц
104
105
106
108
117
135
150
Scopus - в расчете на 100 научно-педагогических работников
единиц
110
111
112
114
123
141
156
7. Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника
тыс. рублей
170,7
190
202,8
210,4
217,9
225,4
232,9
III. Показатели интернационализации и международного признания (мониторинговые показатели)
8. Удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент)
процентов
1,5
1,8
2
3
4,3
5,7
7,2
9. Численность зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в университете не менее одного семестра
человек
18
20
23
27
34
42
50
IV. Показатели экономической устойчивости университета (мониторинговые показатели)
10. Доля доходов из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения (деятельности) образовательной организации
процентов
25,2
25,5
26
27
28,5
30
30,5
11. Доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника
тыс. рублей
2162,4
2230
2336
2385
2389
2393
2393
12. Отношение средней заработной платы научно-педагогических работников в образовательной организации (из всех источников) к средней заработной плате по экономике региона
процентов
133
150
200
200
200
200
200
V. Дополнительные показатели
13. Доля образовательных программ, в которых используются дистанционные образовательные технологии, в общем количестве образовательных программ, реализуемых в университете
процентов
15
16
17
18
19
20
21
14. Средний возраст научно-педагогических работников в университете
лет
50
49,5
49
48,7
48,6
48,5
48
15. Доля студентов, занимающихся в спортивных секциях университета, в общей численности студентов
процентов
15
15
16
16
17
18
19
16. Доля выпускников, трудоустроенных в течение года после завершения обучения в университете, в общей численности выпускников
процентов
94
94
94
95
95
95
96
17. Количество мест в общежитиях университета в расчете на 100 студентов
единиц
46
46
52
53
54
55
57
18. Количество образовательных программ, прошедших общественную и профессионально-общественную аккредитацию
единиц
3
3
3
2
2
2
2
19. Количество созданных результатов интеллектуальной деятельности (нарастающим итогом)
единиц
2025
2310
2610
2925
3255
3600
3960
20. Общее количество студентов, обучающихся в университете:
по очной форме обучения (не менее)
человек
27000
27000
27000
27000
27000
27000
27000
по программам бакалавриата (не менее)
человек
21900
21200
20900
20650
19900
19200
19200
21. Доля образовательных программ, адаптированных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных программ высшего образования, реализуемых в университете
процентов
6
9
12
15
18
23
27