ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Распоряжение Правительства РФ от 13.12.2024 N 3731-р "Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Псковской области на 2025 - 2030 годы"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 декабря 2024 г. N 3731-р
1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Псковской области на 2025 - 2030 годы (далее - индивидуальная программа).
2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.
3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется Минэкономразвития России за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Минэкономразвития России:
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить взаимодействие с Правительством Псковской области по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
5. Минфину России ежеквартально, до 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России данные по целевому показателю "Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации", предусмотренному приложением N 1 к индивидуальной программе.
6. Рекомендовать Правительству Псковской области:
предусматривать в бюджете Псковской области необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы;
средства, предусмотренные на реализацию мероприятий индивидуальной программы, направлять на поддержку инвестиционных проектов, у получателей средств которых отсутствует возможность получать иные федеральные меры поддержки;
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежегодно, до 20 февраля года, следующего за отчетным годом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить совместно с территориальными органами Казначейства России казначейское сопровождение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий индивидуальной программы, в том числе доведение средств федерального бюджета до конечного получателя субсидий (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 13 декабря 2024 г. N 3731-р
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2025 - 2030 ГОДЫ
I. Общие положения
Псковская область входит в состав Северо-Западного федерального округа и граничит с Ленинградской, Новгородской, Тверской и Смоленской областями.
В Псковской области проживает 581,1 тыс. человек, из которых более 46 процентов проживает в г. г. Пскове и Великие Луки.
Псковская область не обладает значительными запасами полезных ископаемых. Сельское хозяйство, торговля, обрабатывающие производства, специализирующиеся на производстве пищевой и электротехнической продукции, являются основными с точки зрения обеспечения рабочими местами.
На территории Псковской области расположена особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Моглино", а также действуют промышленные технопарки "Агрополис", "Электрополис" и электротехнический промышленный кластер.
Темп роста промышленного производства в Псковской области опережает среднероссийский, в регионе активно развиваются институты поддержки и развития бизнеса (в 2023 году объем выданных займов и поручительств составил более 1,7 млрд. рублей).
Основной объем инвестиций (более 40 процентов за 2023 год) направлен в сельское хозяйство, торговлю и обрабатывающие производства, специализирующиеся на производстве пищевой и электротехнической продукции, что обеспечивает устойчивость экономики, несмотря на санкционное давление.
II. Ключевые проблемы социально-экономического развития
Псковской области
Уровень социально-экономического развития Псковской области характеризуется следующими показателями:
валовой региональный продукт на душу населения в 2,2 раза ниже среднероссийского значения;
12,5 процента населения имеет доход ниже прожиточного минимума против 8,5 процента в среднем по Российской Федерации;
заработная плата в 1,6 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации;
естественная убыль населения в расчете на 1000 человек в 3 раза выше среднероссийского уровня;
доля населения старше трудоспособного возраста превышает среднероссийский показатель в 1,2 раза и составляет 28,7 процента.
Ключевыми проблемами социально-экономического развития Псковской области являются следующие:
слабо диверсифицированная экономика, в которой преобладают низкотехнологичные виды экономической деятельности, отсутствуют крупные производства, в отраслевой структуре экономики региона доля материального производства составляет только 36,6 процента, 22,1 процента приходится на отрасли социальной сферы и государственное управление;
валовой региональный продукт на душу населения в Псковской области в 2022 году составил 435,1 тыс. рублей на душу населения (в 2,2 раза ниже среднероссийского значения);
низкий уровень производительности труда ограничивает достижение среднероссийских темпов роста экономики;
низкий уровень инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал на душу населения по Псковской области составили 81445 рублей (по Российской Федерации - 232649 рублей, по Северо-Западному федеральному округу - 221902 рубля);
отсутствие высокомаржинальных видов ресурсов (наибольшую ценность представляют запасы известняков, песчано-гравийного материала, доломитов, мергелей, гипса, тугоплавких и легкоплавких глин, формовочных песков, сырья для производства минеральных красителей, сапропелей и лечебных грязей, подземных минеральных вод);
недостаточный уровень развития инфраструктуры для реализации крупных инвестиционных проектов в регионе;
низкая бюджетная обеспеченность и высокий государственный долг;
низкий уровень оплаты труда работников;
дефицит кадров в отраслях экономики и социальной сфере региона.
Развитию инженерной инфраструктуры препятствуют следующие факторы:
недостаточное обеспечение участков под строительство магистральными сетями инженерной инфраструктуры;
низкий уровень газификации (47,5 процента, что значительно ниже среднего уровня газификации в Российской Федерации - 70 процентов);
высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры - 73 процента.
В Псковской области доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 12,5 процента, превышая среднероссийское значение в 1,47 раза. Темпы роста денежных доходов населения отстают от среднероссийских, что обусловлено высокой долей социальных выплат.
В регионе наблюдается снижение численности населения за счет естественной убыли населения (за последние 5 лет на 31,3 тыс. человек), при этом миграционный отток создает дополнительные риски дефицита трудовых ресурсов.
Территория Псковской области характеризуется низкой транспортной освоенностью. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 313 километров дорог на 1000 кв. километров территории. Доля дорог с улучшенным дорожным покрытием в Псковской области составляет 38,2 процента, что меньше, чем в целом по Северо-Западному федеральному округу (54,7 процента) и по Российской Федерации (62 процента). При этом 53,2 процента автомобильных дорог не соответствует требованиям нормативных документов и современным экономическим потребностям Псковской области.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в регионе составляет 1089 километров. Все железнодорожные линии неэлектрифицированные, что отрицательно влияет на развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения и делает неконкурентоспособными железнодорожные перевозки по сравнению с автомобильным транспортом.
Аэропортовая инфраструктура гражданского сектора аэропорта г. Пскова требует модернизации.
Доступность транспортного обслуживания населения на территории Псковской области, в том числе водным транспортом, в межмуниципальном и пригородном сообщении низкая. Основными транспортными средствами, эксплуатируемыми на внутренних водных путях Псковской области, являются маломерные суда, обеспечивающие перевозку грузов и пассажиров на островные территории, прогулочные, туристско-экскурсионные перевозки и рыболовство. Инфраструктура внутреннего водного транспорта в Псковской области развита слабо.
Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры и отсутствие достаточного количества отелей являются сдерживающими факторами для развития туристской отрасли региона.
На территории Псковской области сохранились средневековые крепости и дворянские усадьбы, что имеет большое значение для формирования туристского продукта. Основной специализацией региона является культурно-познавательный туризм. Наибольшее развитие получили направления сельского, детского, экологического, событийного и делового видов туризма.
Создание обеспечивающей и туристской инфраструктур является одним из основополагающих аспектов для привлечения туристов в Псковскую область.
В 2023 году Псковскую область посетило 504 тыс. туристов, что на 8,2 процента больше, чем в 2022 году.
На территории Псковской области реализуется инвестиционный проект туристский кластер "Духовные истоки", в рамках которого реализуется 12 инвестиционных проектов по созданию объектов туристской инфраструктуры.
III. Цели и направления социально-экономического развития
Псковской области
Стратегической целью социально-экономического развития Псковской области является создание эффективной экономики, способствующей развитию человеческого капитала.
Целью индивидуальной программы социально-экономического развития Псковской области на 2025 - 2030 годы (далее - индивидуальная программа) является создание условий для опережающего социально-экономического развития Псковской области, обеспечение достижения устойчивого повышения качества жизни населения, темпов экономического роста за счет увеличения эффективности использования экономического потенциала, в том числе в приоритетных отраслях развития региона.
Индивидуальная программа определяет приоритеты, целевые ориентиры, задачи и направления экономического развития Псковской области на среднесрочную перспективу.
Достижению целевых показателей социально-экономического развития Псковской области согласно приложению N 1 будет содействовать реализация мероприятий индивидуальной программы по перечню согласно приложению N 2 (далее - мероприятия). Указанные целевые показатели отражены аналитически в индивидуальной программе.
Ключевыми направлениями социально-экономического развития Псковской области являются:
развитие обрабатывающих производств, в том числе для нужд двойного назначения на базе существующих предприятий электротехнической промышленности, что позволит ускорить темпы экономического развития региона;
создание новых рабочих мест с конкурентной заработной платой, что позволит снизить миграционный отток населения, привлечь новые кадры и увеличить налоговые поступления в региональный бюджет;
докапитализация институтов развития бизнеса и развитие туризма;
формирование благоприятной среды для жизни населения.
IV. Мероприятия в рамках выделенных направлений
социально-экономического развития Псковской области
Финансирование мероприятий осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета - ответственным исполнителем мероприятий Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках федерального проекта "Развитие субъектов Российской Федерации и отдельных территорий" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Средства федерального бюджета направляются на реализацию мероприятий, исключающих дублирование существующих федеральных мер поддержки в рамках отраслевых направлений.
Приоритетными отраслями для осуществления бюджетных инвестиций являются обрабатывающие производства, в том числе специализирующиеся на переработке продукции сельского хозяйства, а также туризм.
В рамках поддержки промышленности предусматривается предоставление субсидий бюджету Псковской области на докапитализацию Фонда инвестиционного развития Псковской области, целью которой является финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением займов промышленным предприятиям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Псковской области, в целях реализации инвестиционных проектов на территории Псковской области.
В рамках поддержки агропромышленного комплекса предусматривается предоставление субсидий бюджету Псковской области на компенсацию юридическим лицам затрат на приобретение племенного скота, техники и оборудования. Продолжение реализации мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности в сфере сельского хозяйства в форме субсидирования расходов позволит реализовать 2 инвестиционных проекта по строительству:
молочно-товарной фермы на 2222 фуражные коровы;
молочного животноводческого комплекса на 1200 коров.
Предоставление субсидий бюджету Псковской области на увеличение уставного капитала акционерного общества "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Моглино" в целях создания объектов инфраструктуры особой экономической зоны (объекты промышленно-производственного назначения площадью 20000 кв. метров и инфраструктура "Моглино-3") будет способствовать развитию условий для реализации инвестиционных проектов и расширению указанной особой экономической зоны.
Субсидиарная поддержка инвестиционных проектов в сфере туризма будет способствовать развитию туристской инфраструктуры и увеличению современного номерного фонда.
В условиях динамично развивающейся сферы туризма в Псковской области необходимы развитие туристской инфраструктуры и увеличение современного комфортабельного номерного фонда. Постоянный рост спроса на указанную меру поддержки подтверждает ее востребованность.
Для повышения качества среды предусматривается предоставление субсидий бюджету Псковской области на компенсацию затрат по разработке проектно-сметной документации на объекты социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры опорных населенных пунктов.
Правительством Псковской области совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации реализуется пилотный проект "Комплексное развитие опорных населенных пунктов Псковской области".
В рамках этого пилотного проекта определен перечень из 23 опорных населенных пунктов, в 7 пунктах из которых принято решение на первом этапе осуществить апробацию механизмов комплексного подхода в решении вопросов развития инфраструктуры.
В ходе решения вопросов развития инфраструктуры в опорных населенных пунктах выявлена проблемная зона - отсутствие проектно-сметной документации на объекты социального и жилищно-коммунального назначения, что не позволяет принять участие в конкурсных процедурах на получение финансирования из федерального бюджета, проводимых в рамках государственных программ Российской Федерации.
Приложение N 1
к индивидуальной программе
социально-экономического развития
Псковской области на 2025 - 2030 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Целевой показатель
2020 год (базовый период)
2025 год
2026 год
2027 год
2028 год
2029 год
2030 год
1.
Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, к 2020 году, процентов
100
116
121,8
-
-
-
-
2.
Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения к 2020 году, процентов
100
110,4
114,1
-
-
-
-
3.
Уровень бедности, процентов
15,8
12,3
11,6
-
-
-
-
4.
Уровень безработицы, процентов
6,5
5,3
5,3
-
-
-
-
5.
Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, процентов
12,4 <*>
> среднего значения по группе субъектов Российской Федерации <**>
--------------------------------
<*> Средний темп роста в 2020 - 2023 годах.
<**> Субъекты Российской Федерации - получатели дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Фактические данные о средних значениях по группе субъектов Российской Федерации определяются исходя из информации об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, представляемой Казначейством России.
Приложение N 2
к индивидуальной программе
социально-экономического развития
Псковской области на 2025 - 2030 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2025 - 2030 ГОДЫ
Наименование мероприятия
Срок реализации
Ответственный исполнитель, финансовое обеспечение (федеральный бюджет (ФБ), консолидированный бюджет Псковской области (КРБ))
Целевые показатели эффективности, единица измерения (влияние на мероприятие - прямое или косвенное)
Значения целевых показателей эффективности (нарастающим итогом)
2025 год
2026 год
2027 год
2028 год
2029 год
2030 год
Создание условий для реализации инвестиционных проектов
1. Предоставление субсидий бюджету Псковской области на докапитализацию Фонда инвестиционного развития Псковской области
2025 - 2030 годы
Минэкономразвития России,
Правительство Псковской области
Годы
Финансовое обеспечение, млн. рублей
объем привлеченных внебюджетных инвестиций в основной капитал, млн. рублей (прямое)
0
0
408
512
612
859
всего
ФБ
КРБ
2025 - 2030
404,04
400
4,04
2025
-
-
-
количество созданных рабочих мест, единиц (прямое)
0
0
5
7
9
24
2026
-
-
-
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое)
0
0
100,6
242,6
455,7
657,9
2027
202,02
200
2,02
2028
-
-
-
2029
-
-
-
2030
202,02
200
2,02
2. Предоставление субсидий бюджету Псковской области на компенсацию юридическим лицам затрат на приобретение племенного скота, техники и оборудования
2025 - 2026 годы
Минэкономразвития России,
Правительство Псковской области
Годы
Финансовое обеспечение, млн. рублей
объем привлеченных внебюджетных инвестиций в основной капитал, млн. рублей (прямое)
162,5
1753,4
3201
5642
5642
5642
всего
ФБ
КРБ
2025 - 2026
1290,9
1278
12,9
2025
645,45
639
6,45
количество созданных рабочих мест, единиц (прямое)
19
114
114
114
114
114
2026
645,45
639
6,45
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое)
23,2
64
119,1
187,7
271
375,3
3. Субсидиарная поддержка инвестиционных проектов в сфере туризма в установленном Правительством Псковской области порядке
2025 - 2027 годы
Минэкономразвития России,
Правительство Псковской области
Годы
Финансовое обеспечение, млн. рублей
объем привлеченных внебюджетных инвестиций в основной капитал, млн. рублей (прямое)
0
100
200
200
200
200
всего
ФБ
КРБ
2025 - 2027
202,02
200
2,02
количество созданных рабочих мест, единиц (прямое)
0
10
20
20
20
20
2025
-
-
-
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое)
0
2,6
5,1
5,5
5,8
6,1
2026
101,01
100
1,01
2027
101,01
100
1,01
Снятие инфраструктурных ограничений
4. Предоставление субсидий бюджету Псковской области на увеличение уставного капитала акционерного общества "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Моглино" в целях создания следующих объектов инфраструктуры особой экономической зоны: объекты промышленно-производственного назначения площадью 20000 кв. метров; инфраструктура "Моглино-3"
2025 - 2030 годы
Минэкономразвития России,
Правительство Псковской области
Годы
Финансовое обеспечение, млн. рублей
объем привлеченных внебюджетных инвестиций в основной капитал, млн. рублей (прямое)
80
290
1040
17040
51000
151000
всего
ФБ
КРБ
2025 - 2030
3961,62
3922
39,62
количество созданных рабочих мест, единиц (прямое)
0
80
160
250
350
420
2025
364,65
361
3,65
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое)
22,6
113,1
306,7
714,3
1267,9
1944,1
2026
162,63
161
1,63
2027
606,06
600
6,06
2028
1010,1
1000
10,1
2029
1010,1
1000
10,1
2030
808,08
800
8,08
Повышение качества среды
5. Предоставление субсидий бюджету Псковской области на компенсацию затрат по разработке проектно-сметной документации на объекты социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры по опорным населенным пунктам
2025 - 2027 годы
Минэкономразвития России,
Правительство Псковской области
Годы
Финансовое обеспечение, млн. рублей
объем привлеченных внебюджетных инвестиций в основной капитал, млн. рублей (прямое)
0
0
7
14
26
26
всего
ФБ
КРБ
2025 - 2027
202,02
200
2,02
2025
-
-
-
2026
101,01
100
1,01
2027
101,01
100
1,01
Итого по индивидуальной программе
2025 - 2030 годы
Годы
Финансовое обеспечение, млн. рублей
всего
ФБ
КРБ
2025 - 2030
6060,6
6000
60,6
объем привлеченных внебюджетных инвестиций в основной капитал, млн. рублей (прямое)
242,5
2143,4
4856
23408
57480
157727
2025
1010,1
1000
10,1
2026
1010,1
1000
10,1
2027
1010,1
1000
10,1
количество созданных рабочих мест, единиц (прямое)
19
204
299
391
493
578
2028
1010,1
1000
10,1
2029
1010,1
1000
10,1
2030
1010,1
1000
10,1
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое)
45,8
179,6
531,4
1150,1
2000,4
2983,4