ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Распоряжение Правительства РФ от 15.09.2005 N 1432-р "О Концепции Федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)""

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 сентября 2005 г. N 1432-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Минкультуры России, государственными заказчиками Программы - Роскультуру, Росархив и Роспечать.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 54342 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минкультуры России обеспечить разработку проекта Программы и в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2005 г. N 1432-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА РОССИИ
(2006 - 2010 ГОДЫ)"
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы
приоритетным задачам социально-экономического развития
Российской Федерации
Отечественная культура развивается в сложных условиях, когда многие идеологические догмы утратили свое значение, а новые ценности и социальные установки еще только формируются.
Формирование гражданского общества обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение новых театров, музеев, творческих коллективов и объединений, что обеспечило оптимальные условия для развития отечественной культуры. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах.
В 90-е годы прошлого столетия государство сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок самостоятельно решит возникающие проблемы. В результате этого было значительно уменьшено влияние культуры на российское общество.
Несмотря на сложную ситуацию, благодаря реализации Федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)" удалось частично преодолеть спад в сфере культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры. В настоящее время имеются необходимые социальные и экономические предпосылки для начала радикального обновления государственного регулирования в сфере культуры. Сегодняшнюю ситуацию в этой области можно охарактеризовать как начало принципиально нового этапа ее устойчивого развития.
Культура обладает богатейшим потенциалом. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 2,2 тыс. государственных музеев, в которых сосредоточено более 60,2 млн. единиц хранения, фонд 51 тыс. массовых библиотек приближается к миллиарду книг, сотни миллионов историко-культурных документов хранятся в 2,5 тыс. государственных и муниципальных архивов, на государственной охране находится около 85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, в регионах функционирует более 50 тыс. клубов и домов культуры, около 600 театров и 250 концертных организаций, 64 цирка, 48 зоопарков, 18,3 тыс. киноустановок, 542 парка культуры и отдыха.
В сфере электронных и печатных средств массовой информации работают 43850 периодических печатных изданий и 1290 электронных периодических изданий, 7200 вещательных компаний, свыше 11000 издающих организаций, 6000 полиграфических предприятий.
За один год в театрах бывает более 30 млн. зрителей, или более 210 человек на 1000 жителей, музеи страны посещает около 80 млн. посетителей, или более 520 человек на 1000 жителей, годовой тираж книг и брошюр составляет почти 600 млн. экземпляров, годовой тираж журналов и периодических изданий составляет более 1 млрд. экземпляров, или более 8000 на 1000 жителей, число посещений киносеансов достигло 50 млн. человек, в библиотеках зарегистрировано около 60 млн. пользователей.
Вместе с тем в современных условиях становления рыночных отношений и демократизации общества сфера культуры требует преобразований, на осуществление которых и направлена Федеральная целевая программа "Культура России (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа).
Сохраняя преемственность с Федеральной целевой программой "Культура России (2001 - 2005 годы)", разрабатываемую Программу предполагается ориентировать на последовательное реформирование отрасли, что позволит обеспечить:
создание условий для развития культуры (в первую очередь приоритетных направлений) и всестороннего участия граждан в культурной жизни, а также государственную поддержку профессионального творчества;
активизацию в отрасли рыночных механизмов посредством структурной реорганизации государственного сектора в отдельных сферах культуры;
повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности, защите социально уязвимых категорий граждан;
сохранение культурного наследия, обеспечение доступности художественных ценностей;
концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития отрасли.
Программа охватывает все основные виды деятельности в сфере культуры и искусства: культурное наследие, музеи, библиотеки, театры, изобразительное искусство, кинематографию, радио, телевидение, печать, архивы, науку.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Программно-целевое планирование в сфере культуры на протяжении последних 10 лет осуществлялось в форме федеральных целевых программ. Включенные в эти программы проекты и комплексы мероприятий были направлены на решение системных вопросов в области развития культуры в России, связанных с созданием реальных условий для сохранения культурного наследия страны, развития традиционных художественных направлений и свободного художественного экспериментаторства, расширения единого культурного пространства, внедрения новых технологий создания и распространения культурных благ, обеспечения доступности художественных ценностей для граждан и повышения уровня удовлетворения их духовных потребностей.
Потребность в решении этих задач в течение ограниченного времени и тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делают необходимым для их решения использование программно-целевого метода. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.
Финансовые ресурсы, направленные в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)" на сохранение культурного наследия, обеспечили возможность ежегодного проведения реставрационных, консервационных и противоаварийных работ более чем на 500 объектах федерального значения. При этом в 2001 - 2003 годах был завершен полный комплекс ремонтно-реставрационных работ на 29 объектах, среди которых главный дом-дворец усадьбы Грибоедовых (Смоленская область), музей-заповедник М.Ю. Лермонтова (Ставропольский край), дом-усадьба Державина (г. Санкт-Петербург), Кавалерийские корпуса в музее-заповеднике "Царицыно" и другие объекты федерального значения. За счет средств указанной Программы отреставрировано свыше 1000 экспонатов из собраний 136 музеев России.
Отказ от применения программно-целевого метода означает, что реализация каждого мероприятия требует либо отдельных решений Правительства Российской Федерации, либо обособления их в рамках ведомственной программы. Это привело бы к целому ряду негативных последствий, таких как ослабление культурных связей между регионами Российской Федерации, возникновение дополнительных сложностей при разработке и внедрении экономических механизмов, необходимых для адаптации культуры к рыночным условиям.
Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках федеральной целевой программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
3. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в сфере культуры
без использования программно-целевого метода, возможные
варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
Сохранение культурного наследия народов Российской Федерации остается актуальной задачей культурной политики государства, в том числе в силу очевидной недостаточности ресурсов, выделявшихся на нужды культуры в предыдущие годы.
Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности отечественной культуры на внутреннем и мировом рынках является повышение качества культурных благ и обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества тормозится низким уровнем обеспеченности организаций культуры специальным оборудованием, недостаточным развитием информационных технологий в сфере культуры. Быстрое распространение рыночных институтов и определенное отставание кадрового потенциала отрасли от ее реальных потребностей ставят задачу сохранения традиций отечественной культуры и оптимизации структуры кадрового потенциала.
Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.
В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", основным направлением реформирования бюджетного процесса провозглашен переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, предусматривающего смещение акцентов от управления расходами на управление результатами.
Применение программно-целевого метода направлено на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.
При отсутствии реализации комплексного подхода к решению существующих в сфере культуры проблем повышается вероятность утраты объектов культурного наследия, замедляются темпы развития культуры как одного из ключевых институтов общественного сознания и системы ценностей, формирующей идентичность нации, единство российского государства, мировое культурное наследие и духовный потенциал народов России.
4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем
программно-целевым методом
Федеральная целевая программа является одним из основных инструментов реализации государственной политики в сфере культуры на среднесрочную перспективу. Реализация Программы осуществляется в период с 2006 по 2010 год. Этапы реализации Программы не выделяются.
В Концепции Федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по приоритетным направлениям развития отрасли, обеспечивающих сохранение культурного наследия, внедрение новых организационно-экономических механизмов и реформирование отрасли в целом на протяжении всей реализации Программы.
5. Предложения по целям и задачам,
целевым индикаторам, позволяющим оценивать ход реализации
Программы по годам
Выбор целей Программы основан на необходимости культурного и духовного воспитания народа, обеспечения доступности культурных благ для всех групп населения России, создания благоприятных условий для творчества и самореализации специалистов в сфере культуры, внедрения новых информационных технологий, пропаганды отечественной культуры за рубежом.
Важным аргументом в выборе целей Программы явилась оценка позитивного зарубежного опыта, отражающего общие закономерности в эволюции целей развития культуры и практики культурной деятельности в условиях рыночной экономики.
Основными целями Программы являются:
сохранение культурного наследия России;
формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам;
создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации;
интеграция в мировой культурный процесс;
создание условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям существования.
В рамках достижения цели по сохранению культурного наследия России ставится задача стабилизации ситуации, касающейся сохранности объектов культурного наследия, музейных, архивных, библиотечных фондов, фильмофондов, устранения угрозы их утраты, предполагающая в том числе:
проведение работ по реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов и т.д.;
содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность указанных ценностей и в итоге гарантирующей доступ к ним граждан.
Формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам означает выравнивание возможностей такого доступа для различных групп населения. Речь идет о создании условий, при которых основной спектр государственных услуг в сфере культуры и массовых коммуникаций был бы доступен гражданам, проживающим в различных регионах страны и принадлежащим различным социальным группам, на основе:
увеличения числа фестивалей, театральных гастролей, выставок и т.д.;
разработки, внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций;
развития инфраструктуры, обеспечивающей формирование единого культурного и информационного пространства.
В рамках создания условий для сохранения и развития культурного и духовного потенциала нации предполагается решение вопросов, направленных на:
выявление и поддержку молодых дарований в сфере культуры и массовых коммуникаций;
поддержку перспективных творческих проектов;
преодоление существующих тенденций по оттоку талантов из России.
Для достижения указанной цели предполагается:
оказание поддержки проведения конкурсов, фестивалей и т.д.;
совершенствование финансовых механизмов поддержки перспективных проектов в сфере культуры и средств массовой информации;
использование потенциала средств массовой информации (телевидение, пресса).
Интеграция в мировой культурный процесс предполагает продвижение достижений отечественной культуры за рубежом, сближение целей и задач российской и мировой культуры, заимствование опыта зарубежных культурных организаций при решении задач, стоящих перед отечественной культурой, создание благоприятного имиджа страны в мировых средствах массовой информации, включая популяризацию достижений отечественной культуры.
Решение этих задач предполагает широкий культурный обмен, проведение семинаров, конференций.
Для создания условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям существования необходимо сформировать механизмы, обеспечивающие реализацию права собственности граждан на культурные ценности, а также на доступ к культурным ценностям и направленные на:
усиление роли и функций государства по защите культурных ценностей;
формирование рынка культурных ценностей.
В результате должно сформироваться новое отношение граждан к объектам культурного наследия не только как потребителей информации в сфере культуры, но и как активных участников процесса.
Целевые индикаторы, позволяющие оценить ход реализации Программы по годам, приведены в Приложении N 1.
6. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 64136,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 54342 млн. рублей, прочих источников - 9794,4 млн. рублей.
Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы по источникам и направлениям расходования средств приведены в Приложении N 2.
7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта
решения проблемы
Важной особенностью сферы культуры являются то, что основные результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентаций и норм поведения индивидуумов, сказываются на модернизации всего общества. Последствия такого рода не поддаются обычным статистическим измерениям. Концепцией Федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" предполагается использовать систему индикаторов, характеризующих лишь текущие результаты культурной деятельности, ее объемные показатели. При этом конкретные проекты, включенные в Программу, могут содержать показатели результативности их реализации. Оценка эффективности реализации Программы и отдельных проектов по каждому ее разделу осуществляется государственными заказчиками и государственным заказчиком-координатором.
Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли культуры вследствие:
укрепления единого культурного пространства страны как фактора сохранения государственной целостности России;
создания благоприятных условий для творческой деятельности, интеграции российской культуры в мировой культурный процесс, освоения новых форм и направлений культурного обмена;
увеличения доступности и разнообразия предлагаемых населению культурных благ и информации в сфере культуры;
активизации экономических процессов развития культуры, роста негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;
обеспечения конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда, развития эстетического воспитания молодежи;
оптимизации расходования бюджетных средств.
Реализация комплекса мероприятий Программы позволит улучшить качество жизни россиян, повысить эффективность использования федеральной собственности в сфере культуры.
Главным результатом реализации Программы станут формирование благоприятной общественной атмосферы, поддержка и дальнейшее развитие национальных культур народов России и этнических групп, упрочение статуса России как великой культурной державы.
8. Предложения по участию федеральных органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы
Ответственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное архивное агентство.
9. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам Программы
Функции государственного заказчика-координатора Программы возлагаются на Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное архивное агентство определяются государственными заказчиками и разработчиками Программы.
10. Предложения по основным направлениям
реализации Программы
Основными направлениями реализации Программы являются:
обеспечение сохранности историко-культурного наследия;
сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований;
адресная поддержка профессионального искусства, литературы и профессионального творчества;
обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности;
обеспечение культурного обмена;
разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры;
поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировых рынках;
обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций;
модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации;
научное и правовое обеспечение Программы.
Обеспечение сохранности историко-культурного наследия
Особенностью этого направления является усиление адресности охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на приоритетных объектах и особо значимых предметах культурного наследия. Указанное направление включает три основных раздела:
поддержание в надлежащем состоянии недвижимых памятников истории и культуры;
сохранение государственной части Музейного фонда Российской Федерации, уникальных книжных изданий, архивных документов, фильмофонда, страховое копирование особо ценных единиц фондового хранения архивов, библиотек, фильмофондов;
обеспечение безопасности хранения культурных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Основной объем средств, выделяемых на реализацию Программы из федерального бюджета, предусматривается направить на финансирование строительства и реконструкции объектов федеральной собственности, в том числе:
реконструкции комплекса зданий Государственного академического Большого театра России;
проектирования и строительства новой сцены Государственного академического Мариинского театра;
строительства второй очереди фондохранилища Государственного Эрмитажа;
строительства нового архивохранилища Государственного архива Российской Федерации;
реконструкции Политехнического музея;
реконструкции Государственного академического Малого театра;
реконструкции Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского);
реконструкции Московского художественного академического театра имени А.П. Чехова.
В рамках реализации Программы предусматривается улучшение технического состояния недвижимых объектов культурного наследия (реставрация), позволяющее вернуть эти объекты в хозяйственный и культурный оборот. Из почти 90 тысяч недвижимых памятников истории и культуры, взятых на учет в Российской Федерации, около 23,4 тысячи составляют объекты культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения.
В 2006 - 2010 годах должен быть завершен комплекс ремонтно-реставрационных работ на 200 объектах федерального значения, среди которых Нижегородский кремль, Суздальский кремль, Астраханский кремль, Лефортовский дворец в Москве, Путевой дворец в Твери, Дворец Наместника в Тобольске, Здание Арсенала в Челябинске, Гостиный двор в Архангельске, памятники Литературного музея, Усадьба Остафьево, объекты государственных музеев-заповедников "Гатчина", "Павловск" и другие.
Будет осуществляться реставрация музейных предметов, уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации, более 20 процентов которых нуждаются в реставрации.
Ожидаемые результаты реализации проектов и мероприятий первого направления представлены показателями количества (доли) отреставрированных недвижимых памятников культуры и завершенных этапов работ, а также отреставрированных единиц фондового хранения.
Сохранение и развитие системы художественного
образования и поддержка молодых дарований
На фоне нарастающей глобализации и развивающейся рыночной среды особую значимость приобретает задача обеспечения непрерывности воспроизводства и обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки молодых дарований, сохранения и развития всемирно известной отечественной системы художественного образования.
В рамках Программы предлагается реализовать мероприятия по поддержке фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи.
Ожидаемые результаты представлены показателями количества проведенных фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи.
Адресная поддержка профессионального искусства,
литературы и профессионального творчества
Адресная поддержка искусства и литературы, связанная с компенсацией негативного воздействия на культуру рыночных механизмов, призвана обеспечить создание дополнительных возможностей для активизации культурного обмена и повысить уровень доступности искусства и литературы для населения страны.
Государство создает условия для развития конкуренции и роста потребительского спроса посредством финансовой поддержки организации и проведения фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное значение и формирующих единое культурное пространство, поддержки создания культурной продукции.
Также предусматривается поддержка творческих деятелей, работающих в области классического искусства и литературы.
Ожидаемые результаты представлены показателями количества созданных произведений искусства, проведенных фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное значение и формирующих единое культурное пространство.
Обеспечение условий для художественного творчества
и инновационной деятельности
В условиях усиливающейся стандартизации культурной деятельности, вызванной общими процессами глобализации, сохраняет актуальность задача обеспечения непрерывности развития культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для экспериментирования и новаторства, внедрения новых технологий создания, распространения и потребления продуктов культуры.
В рамках Программы предусматриваются поддержка проявивших себя авторов новых идей и методов творчества (поддержка творческих дебютов в сфере искусства, кинематографии и литературы), расширение возможностей для поиска и реализации новаторских концепций развития искусства и литературы (поддержка новаторских проектов в сфере культуры и массовых коммуникаций, а также создание условий для эффективной инновационной деятельности).
Ожидаемые результаты представлены показателями количества творческих дебютов, новаторских проектов, новых разработок, а также внедренных новых технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций.
Обеспечение культурного обмена
Ключевым направлением культурной политики государства в условиях расширения прав регионов Российской Федерации и объективной локализации рынка культурных благ остается сохранение единого культурно-информационного пространства, повышение уровня доступности культурных благ и сокращение территориальной дифференциации в обеспеченности населения продуктами культурной деятельности.
Реализация этого направления требует поддержки гастрольной и выставочной деятельности.
В ситуации быстрого распространения информационно-коммуникационных технологий возникают дополнительные задачи, связанные с созданием виртуальных музеев, электронных библиотек и архивов, а также электронных каталогов и реестров культурного наследия, доступных для самых широких слоев населения.
Предусматриваются перевод информационных ресурсов музеев, библиотек, архивов и фильмофондов в цифровую форму, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей, создание электронной базы недвижимых памятников истории и культуры (40 тыс. объектов), развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети "Либнет" на основе внедрения системы международных стандартов и машиночитаемых форматов, переход на корпоративные электронные технологии, создание библиотечных и архивных он-лайн-центров, создание сводного каталога библиотек России, Национальной электронной библиотеки и других электронных библиотек.
Мероприятия Программы позволят продолжить формирование базы данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации и обеспечить ежегодное введение в него более 2,5 млн. записей. Возрастет число музеев, имеющих доступ в сеть Интернет.
Ожидаемые результаты представлены показателями количества гастрольных спектаклей, концертов и выставок, "электронных продуктов" культуры.
Разработка и внедрение информационных продуктов
и технологий в сфере культуры
В условиях становления информационного общества сохранение конкурентоспособности культуры в большой мере зависит от ускорения информатизации процессов создания, распространения и потребления культурных благ, формирования информационных сетей в сфере культуры.
В рамках решения этой задачи необходима реализация мероприятий по проведению структурных изменений основных фондов отрасли на основе широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий и насыщения современным оборудованием и программными продуктами субъектов культурной деятельности, что приведет к ускоренному росту информационных продуктов культуры: созданию информационных сетей, технологий и продуктов в сфере искусства и культурной деятельности.
Ожидаемые результаты будут представлены показателями роста уровня информатизации сферы культуры, обеспеченности компьютерной техникой организаций этой сферы и количеством специалистов в области информационных технологий в сфере культуры.
Поддержка отечественных производителей культурных благ
и их продвижение на мировых рынках
В рамках Программы предусматривается реализация мероприятий по оказанию государственной поддержки кинематографии, телевидения, в том числе производства игровых, документальных и мультипликационных фильмов и развития кинопроката, издания литературы и народного творчества, а также продвижения на мировых рынках продуктов отечественной культуры, искусства и литературы.
Ожидаемые результаты будут представлены количеством выпущенных кинофильмов, литературных произведений, а также проведенных зарубежных культурных акций.
Обновление специального оборудования
организаций сферы культуры
В рамках реализации программных мероприятий запланировано оснащение организаций культуры специализированным оборудованием, соответствующим современным требованиям.
За счет средств Программы должно быть преодолено существующее отставание музеев, библиотек и архивов России в использовании современных информационных технологий и создании электронных продуктов культуры, а также в развитии их инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей безопасность хранения их фондов.
В рамках реализации Программы предусматривается оснащение оборудованием концертных и выставочных залов, театральных площадок, архивов в соответствии с мировыми требованиями для обеспечения качества культурного обслуживания населения, реализации общероссийских гастрольных, выставочных планов, показа отечественных фильмов.
Ожидаемые результаты могут быть представлены показателями количества новых музыкальных инструментов, светозвукового оборудования, кинооборудования и киноаппаратуры, комплектов техники для охранных систем.
Модернизация сети телерадиовещания
Российской Федерации
Модернизация сети телерадиовещания в рамках настоящей Программы за счет капитальных вложений предполагает замену приемо-передаточных устройств и развитие цифрового телерадиовещания.
Научное и правовое обеспечение Программы
Научное обеспечение Программы основано на проведении научно-исследовательских разработок по объективной оценке и анализу социокультурной ситуации в контексте целевых установок соответствующих направлений Программы. Предусматриваются проведение всесторонних исследований емкости отечественного рынка потребления услуг культуры, разработка и апробация новых технологий создания, хранения, распространения и потребления продуктов культурной деятельности, анализ взаимосвязей и динамики влияния общих изменений социального положения в стране в целом и в регионах Российской Федерации.
Правовое обеспечение Программы осуществляется посредством организации государственными заказчиками непрерывного мониторинга деятельности исполнителей программных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Предложения по механизму формирования
мероприятий Программы
Цели Программы не могут быть реализованы в рамках только региональных целевых программ и текущей деятельности организаций культуры.
Важнейшей особенностью Программы является системно-целевой принцип ее построения, в соответствии с которым ее структура определяется стратегическими целями и приоритетными направлениями развития культуры как единого комплекса, что существенно отличает ее от предыдущих программ, построенных на основе функционально-отраслевого подхода.
Программа состоит из разделов, соответствующих ее приоритетным целям, а каждый раздел включает несколько подразделов, соответствующих основным направлениям достижения указанных целей.
Программа предусматривает реализацию наиболее значимых и эффективных проектов и мероприятий, в том числе по реставрационным, консервационным и противоаварийным работам на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения.
Условием отбора конкретных проектов для включения в Программу является их направленность на достижение соответствующей целевой установки вне зависимости от ведомственной принадлежности субъектов культурной деятельности.
Отбор проектов и комплексов мероприятий, отвечающих направлениям Программы, исполнителей указанных проектов, а также объектов культурного наследия производится в установленном порядке на основе открытых конкурсных процедур.
Условием отбора объектов культурного наследия для включения в Программу являются их особая социально-культурная значимость, наличие проектно-сметной документации, возможность завершения определенного этапа ремонтно-реставрационных работ в течение срока действия Программы, перспективы последующего использования памятника истории и культуры в активной культурной деятельности.
Реализацию Программы предусматривается осуществлять на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке государственными заказчиками с исполнителями программных мероприятий.
Для обеспечения публичности и открытости проведения конкурсных процедур по отбору проектов и мероприятий Программы государственными заказчиками создается научно-методический совет в составе авторитетных специалистов по соответствующим направлениям культурной деятельности.
12. Предложения по возможным формам
и методам управления реализацией Программы
Государственный заказчик-координатор Программы (Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации) обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков (Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство) по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников.
В этих целях государственный заказчик-координатор Программы:
утверждает ежегодные планы и отчеты по реализации разделов Программы, разработанные государственными заказчиками;
утверждает разработанные государственными заказчиками перечни целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий.
Государственный заказчик-координатор несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом.
Государственные заказчики Программы:
готовят ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
осуществляют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняют затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
разрабатывают перечень показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
согласовывают с основными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
организуют проведение специализированной экспертизы проекта Программы и в соответствии с ее результатами, а также с результатами независимой экспертизы осуществляют его доработку;
организуют внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;
организуют размещение информации, в том числе в электронном виде, о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.
Приложение N 1
к Концепции Федеральной целевой
программы "Культура России
(2006 - 2010 годы)"
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА РОССИИ
(2006 - 2010 ГОДЫ)"
┌───────────────────────┬───────┬───────┬───────┬────────┬───────┬───────┬───────┬───────┐
│  Целевые индикаторы   │Показа-│  2004 │  2005 │  2006  │  2007 │  2008 │  2009 │  2010 │
│                       │тель   │  год  │  год  │  год   │  год  │  год  │  год  │  год  │
│                       │послед-│       │       │        │       │       │       │       │
│                       │него   │       │       │        │       │       │       │       │
│                       │года   │       │       │        │       │       │       │       │
│                       │реали- │       │       │        │       │       │       │       │
│                       │зации  │       │       │        │       │       │       │       │
└───────────────────────┴───────┴───────┴───────┴────────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
 1.  Доля национальных     22      16      15       16      18      19      21      22
     фильмов в общем
     объеме проката
     (процентов)

 2.  Доля объектов         33,5    24,5    25       27      28      30      31      33,5
     культурного
     наследия,
     находящихся в
     удовлетворительном
     состоянии, в общем
     количестве
     объектов
     культурного
     наследия
     федерального
     значения
     (процентов)

 3.  Доля представленных   15       8       9       10      10      10      13      15
     (во всех формах)
     зрителю музейных
     предметов в общем
     количестве музейных
     предметов основного
     фонда (процентов)

 4.  Доля архивных         21      15,5    17       18,5    19      19,5    20      21
     документов,
     находящихся в
     нормативных
     условиях,
     обеспечивающих их
     постоянное (вечное)
     хранение, в общем
     числе архивных
     документов
     (процентов)

 5.  Книгообеспеченность   17,6    17      17,1     17,3    17,4    17,5    17,5    17,6
     (число изданий в
     библиотеках/число
     читателей)

 6.  Ежегодный рост                 1,45    1,47     1,5     1,6     1,7     1,8     2
     количества
     посещений
     музеев (процентов)

 7.  Доля                   3       0,4     0,7      1       1,5     2       2,5     3
     отреставрированных
     уникальных и особо
     ценных архивных
     документов в общем
     объеме документов
     этих категорий,
     подлежащих
     реставрации
     (процентов)

 8.  Рост числа                      -      0,2      0,4     0,4     0,4     0,2     0,2
     посещений библиотек
     (процентов
     к показателю
     предыдущего года)

 9.  Рост числа                      -     50,8    257      60      50       8,3     7,7
     посещений
     вэб-сайтов
     библиотеки с
     размещенными на них
     информационными
     ресурсами -
     библиографическими
     и полнотекстовыми
     (в удаленном
     режиме) (процентов
     к показателю
     предыдущего года)

 10. Ежегодный прирост              1,15    1,17     1,4     1,3     1,2     1,2     1,2
     числа электронных
     документов в
     национальной
     электронной
     библиотеке
     (процентов)

 11. Рост количества                3,5     4        5       6       6       7       7
     посещений
     спектаклей,
     концертов,
     представлений, в
     т.ч. гастрольных и
     фестивальных, на
     1000 чел.
     населения
     (процентов к
     показателю
     предыдущего
     года)

 12. Доля новых            18      16      16,5     17      17,5    17,5    17,5    18
     произведений
     профессионального
     искусства в общем
     репертуаре
     организаций
     исполнительских
     искусств
     (процентов)

 13. Увеличение                     2,3     2,5      2,5     2,8     3       3,2     3,5
     количества
     театрально-
     концертных
     мероприятий за
     счет
     внутрироссийского
     межрегионального
     обмена (процентов
     к показателю
     предыдущего года)

 14. Рост количества                1,5     1,8      2       2,5     2,8     3       3,3
     участников
     культурно-
     досуговых
     мероприятий
     (процентов к
     показателю
     предыдущего года)

 15. Рост количества                1       1,1      1,1     1,13    1,15    1,15    1,15
     российских
     культурных акций
     за рубежом
     (процентов
     к показателю
     предыдущего года)

 16. Издано книг,        5024    4730    4770     4818    4886    4921    4955    5024
     брошюр
     образовательного,
     научного,
     культурного
     назначения (в
     пересчете на 1000
     человек) (экз.)
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Приложение N 2
к Концепции Федеральной целевой
программы "Культура России
(2006 - 2010 годы)"
ПРЕДЕЛЬНЫЕ (ПРОГНОЗНЫЕ) ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КУЛЬТУРА РОССИИ (2006 - 2010 ГОДЫ)" ПО ИСТОЧНИКАМ
И НАПРАВЛЕНИЯМ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
┌───────────────┬────────┬───────────────────────────────────────┐
│   Источники   │Объем   │              В том числе              │
│ и направления │финанси-├───────┬───────┬───────┬───────┬───────┤
│финансирования │рования │  2006 │  2007 │  2008 │  2009 │  2010 │
│               │- всего │  год  │  год  │  год  │  год  │  год  │
└───────────────┴────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
 Всего           64136,4  11019,2 13762,9 15111,2 13115   11128,1

 Федеральный     54342     9770   11809   12921   10921    8921
 бюджет

 Прочие           9794,4   1249,2  1953,9  2190,2  2194    2207,1
 источники
──────────────────────────────────────────────────────────────────
 Капитальные     42500     7151,2  9581,6 10586,9  8586,9  6593,4
 вложения

 Федеральный     40120     7120    9000   10000    8000    6000
 бюджет

 Прочие           2380       31,2   581,6   586,9   586,9   593,4
 источники
──────────────────────────────────────────────────────────────────
 НИОКР             344,3     79,5    82,3    61,9    61,6    59

 Федеральный       268       50      53      55      55      55
 бюджет

 Прочие             76,3     29,5    29,3     6,9     6,6     4
 источники
──────────────────────────────────────────────────────────────────
 Прочие нужды    21292,1   3788,5  4099    4462,4  4466,5  4475,7

 Федеральный     13954     2600    2756    2866    2866    2866
 бюджет

 Прочие           7338,1   1188,5  1343    1596,4  1600,5  1609,7
 источники
──────────────────────────────────────────────────────────────────