ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 декабря 2017 г. N 2834-р
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственным за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана;
осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации плана;
ежегодно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Минпромторг России информацию о ходе реализации плана.
3. Минпромторгу России осуществлять мониторинг и контроль реализации плана и на основе полученной информации представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана один раз в год - до 31-го января года, следующего за отчетным годом.
4. Реализация плана осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных заинтересованным федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2017 г. N 2834-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВА
МАЛОТОННАЖНОЙ ХИМИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
I. Общее описание плана мероприятий "дорожной карты"
по развитию производства малотоннажной химии в Российской
Федерации на период до 2030 года
1. Предмет плана мероприятий "дорожной карты" по развитию
производства малотоннажной химии в Российской Федерации
на период до 2030 года
План мероприятий ("дорожная карта") по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - "дорожная карта") представляет собой комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов государственного регулирования развития в Российской Федерации производств малотоннажной и среднетоннажной химической продукции.
"Дорожная карта" разработана в соответствии с пунктом 16 плана мероприятий по реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 954-р.
Меры государственного регулирования, определенные в рамках "дорожной карты", предусматривают:
сокращение импорта и рост внутреннего производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции;
создание необходимых условий для формирования и развития современных производств малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, способных конкурировать на внутреннем и мировом рынках.
Для эффективного ведения бизнеса в части малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в отличие от крупнотоннажной химической продукции требуются дополнительные затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, продвижение продукции на внутреннем и внешнем рынках, омологацию. Необходимо расширенное взаимодействие с поставщиками и разработчиками технологий, сервисными и торговыми компаниями, проектными и сертификационными центрами.
В структуре малотоннажной и среднетоннажной химической продукции высока доля инновационных продуктов. Производство малотоннажной химической продукции наукоемкое, временные и финансовые затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, испытания, внедрение и вывод на рынок новых решений высоки.
Для малотоннажной и среднетоннажной химической продукции характерны периодические процессы и сравнительно небольшой объем выпуска. Наиболее конкурентоспособные компании работают на мировом рынке по довольно широкой номенклатуре, чтобы эффективно загрузить имеющиеся мощности.
2. Мировая практика определения и сегментирования
малотоннажной и среднетоннажной химической продукции
Несмотря на то, что в мировой практике отсутствует единая методология отнесения химической продукции к малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, в настоящее время применяется относительно устоявшееся деление химической продукции на следующие сегменты:
крупнотоннажные, базовые, биржевые продукты (commodity chemicals);
среднетоннажная специальная химия (specialty chemicals);
малотоннажная химическая продукция, в том числе продукты тонкого органического и неорганического синтеза (fine chemicals).
Химическая промышленность сегментируется по продуктовому признаку, в основе которого лежат стоимостные и объемные параметры, а также специфичность выпускаемой продукции. К малотоннажной химической продукции, как правило, относят продукцию высоких переделов и тонкого органического и неорганического синтеза.
Стоимостные параметры для малотоннажной химической продукции составляют 5 - 10 долларов США за 1 кг продукции (при объеме единичной мощности 1 - 10 тыс. тонн в год) и выше 10 долларов США за 1 кг продукции тонкого органического и неорганического синтеза (при объеме единичной мощности до 1 тыс. тонн в год). Производство соединений может осуществляться на унифицированных модульных технологических линиях. Для среднетоннажной химической продукции - 1,5 - 5 долларов США за 1 кг продукции. Объем единичной мощности составляет 1 - 10 и 10 - 150 тыс. тонн в год для малотоннажной и среднетоннажной химической продукции соответственно.
Суммарное мировое потребление малотоннажной и среднетоннажной химической продукции составляет более 600 млрд. долларов США. Около 50 процентов мирового потребления приходится на Северную Америку, Западную Европу и Японию. В течение 10 лет в индустрии малотоннажной и среднетоннажной химической продукции наблюдается стабилизация роста потребления и прибыльности предприятий, что обусловлено достаточным уровнем конкуренции на мировом рынке. Прогнозируемый уровень роста до 2022 года составляет около 4 процентов по миру в целом.
Наиболее крупными сегментами в малотоннажной и среднетоннажной химической продукции являются поверхностно-активные вещества, химические средства защиты растений, химические реактивы и растворители, интермедиаты и катализаторы, инициаторы, ингибиторы - на их долю приходится 50 процентов мирового потребления.
Ключевые лидеры - производители малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в мире БАСФ (BASF), ДАУ (DOW), Хенкель (Henkel), АкзоНобель (AkzoNobel), Дюпон (DuPont), Хантсман (Huntsman), Гексион (Hexion), Байер (Bayer), Мерк (Merck).
Основные особенности глобального рынка продукции малотоннажной и среднетоннажной химической продукции состоят в том, что:
потребителям, как правило, требуются не химические продукты, а решение конкретных технологических задач;
разрабатывается продукция с улучшенными потребительскими свойствами и ведется поиск комбинированных решений;
при производстве малотоннажной и среднетоннажной химической продукции важную роль играет клиентоориентированный подход, включающий технический маркетинг, анализ сильных и слабых сторон выпускаемого продукта по сравнению с продукцией конкурентов, разработку и вывод на рынок более эффективных решений для потребителя или выпуск аналогов существующих продуктов (дженериков) по более конкурентоспособным ценам;
химические продукты перемещаются по международным рынкам и свободно конкурируют, а потребитель имеет возможность выбора наилучшего решения по соотношению цена - качество;
требуется высокая специализация производителей в рамках выбранных направлений товарных рынков, а также необходимо проведение специализированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, тесная взаимовыгодная интеграция науки и бизнеса;
осуществляется всестороннее техническое взаимодействие производителей малотоннажной и среднетоннажной химической продукции с производителями технологий, конечными потребителями и регулирующими органами.
Реструктуризация индустрии малотоннажной и среднетоннажной химической продукции привела к формированию следующих основных типов игроков:
крупнейшие вертикально интегрированные холдинги БАСФ (BASF), Дау Кемикал (Dow Chemical), на которые приходится большая часть рынка;
диверсифицированные холдинги Дюпон (DuPont), АкзоНобель (AkzoNobel), Эвоник (Evonik), ДСМ (DSM), Клариант (Clariant), Вакер (Wacker), Кемтура (Chemtura), Лонза (Lonza), Албемарле (Albemarle), Атланта (Atlanta) и Крода (Croda);
нишевой производитель Зика (Sika).
Быстрый рост индустриализации азиатской экономики и повышение уровня жизни во многих развивающихся странах привели к смещению центра малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Азиатско-Тихоокеанский регион, где уровень затрат на рабочую силу низок, а экономический рост высок, и в ближневосточный регион, располагающий избытком нефтехимического этанового сырья.
Многие лидирующие компании открывают производственные площадки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, соответственно, китайские и индийские производители становятся ключевыми игроками в некоторых сегментах малотоннажной и среднетоннажной химической продукции.
Хотя размер бизнеса, его ведение в большинстве стран мира и уровень затрат являются важными факторами успеха на рынке малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, ключевыми факторами остаются инновации и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В среднем затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы производителей малотоннажной и среднетоннажной химической продукции составляют 3 - 5 процентов выручки. Исследования обычно направлены на поиск как новых продуктов, так и новых технологий и областей применения существующих химических продуктов, что позволяет компаниям увеличивать продажи, прибыль и создавать барьеры для выхода на рынок другим игрокам.
Кроме того, мировые производители малотоннажной и среднетоннажной химической продукции уделяют значительное внимание экологичности производства и предъявляют высокие требования к поставщикам сырья.
3. Рынок малотоннажной и среднетоннажной химической
продукции в Российской Федерации
На долю производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации в настоящее время приходится около 15 процентов общего объема производства химической продукции, тогда как в развитых странах эта доля составляет до 40 процентов. Спрос на малотоннажную химическую продукцию в значительной степени удовлетворяется за счет импорта, причем по многим стратегически важным продуктам зависимость от импорта доходит до 100 процентов.
Динамика объемов производства, импорта, экспорта и потребления малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации за 2015 - 2020 годы приведена в приложении N 1.
В 2018 - 2020 годах импорт составлял около 38 процентов потребления в натуральном выражении, при этом в денежном выражении его доля достигала 52 процентов потребления. Экспорт составлял около 22 процентов производства в натуральном выражении и 24,5 процента в стоимостном выражении.
Баланс рынка малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации за 2018 - 2020 годы приведен в приложении N 2.
Объемы потребления отдельных видов малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации за 2018 - 2020 годы приведены в приложении N 3 и для разных сегментов в стоимостном выражении значительно отличаются.
Наибольшие объемы потребления малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации фиксируются в сегментах нефтегазового сектора, сельского хозяйства и товаров повседневного спроса.
Среднегодовое потребление российского рынка малотоннажной и среднетоннажной химической продукции с 2018 года по 2020 год составило около 637 млрд. рублей (около 9,6 млрд. долларов США).
В течение последних 5 лет наблюдается рост рынка на уровне 6 - 7 процентов в год, при этом индекс производства составлял 3 - 4 процента в год. С учетом прогнозируемого роста в отраслях-потребителях (производство композиционных и строительных материалов, парфюмерно-косметических средств, сельское хозяйство, пищевая, фармацевтическая промышленность и др.) на период до 2030 года прогнозируется положительная динамика рынка малотоннажной и среднетоннажной химической продукции и темп роста может достигнуть до 7 процентов при базовом или до 6 процентов при консервативном сценарии развития экономики.
4. Приоритизация малотоннажной и среднетоннажной химической
продукции для Российской Федерации
Ни в одной стране мира в настоящее время не может быть обеспечена в полном объеме собственная потребность в малотоннажной и среднетоннажной химической продукции локальным производством, поэтому при формировании программ развития малотоннажной химии необходимо определить приоритеты с учетом:
позиций значимости малотоннажной и среднетоннажной химической продукции для развития других отраслей;
возможностей сырьевого и технологического обеспечения их производства;
наличия локального рыночного окна;
экономической целесообразности;
интересов национальной безопасности.
В ходе работы, проводимой Минпромторгом России совместно с Межведомственным экспертным советом по вопросам развития химической и нефтехимической промышленности и Межведомственным научно-техническим советом по проблемам развития производств малотоннажной химии, согласованы следующие основные критерии отнесения химической продукции к малотоннажной и среднетоннажной химической продукции:
для малотоннажной химической продукции объем потребления продукта в Российской Федерации составляет до 1 тыс. тонн в год, единичные мощности - до 10 тыс. тонн в год;
для среднетоннажной химической продукции объем потребления продукта в Российской Федерации составляет от 1 до 50 тыс. тонн в год, единичные мощности - от 10 до 150 тыс. тонн в год.
В Российской Федерации к малотоннажной химической продукции зачастую относят продукцию, уже перешедшую в мировой практике в разряд среднетоннажной. Кроме того, отечественное потребление отдельных химических продуктов исчисляется не тоннами, а десятками и сотнями килограммов, что выводит производство подобных продуктов в область лабораторных технологий производства на однотипной перенастраиваемой линии с однодневной мощностью в несколько килограммов. Аналогичная ситуация и в среднетоннажной химической продукции - отечественные мощности, как правило, в 4 - 8 раз меньше современной мощности мирового уровня.
В результате анализа российского рынка потребления малотоннажной и среднетоннажной химической продукции определен перечень продуктовых сегментов из 27 основных продуктовых сегментов, который взят за основу приоритетности при разработке "дорожной карты" и в который вошли следующие продукты:
химические средства защиты растений;
вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам;
катализаторы, инициаторы, ингибиторы;
поверхностно-активные вещества;
химические реактивы и растворители;
вещества для водоподготовки;
химические вещества для пищевых добавок;
вещества для производства текстиля;
прочие пластики и каучуки специального назначения;
смолы (в том числе нефтеполимерные и синтетические);
вещества для косметики;
добавки для пластиков и каучуков прочие;
присадки к топливам и смазочным материалам;
клеи и герметики;
пигменты;
вещества для горного дела;
химические вещества для кормовых добавок;
прочие добавки для производства лакокрасочных материалов;
специальные лубриканты (смазочные вещества) и технические жидкости;
дезинфицирующие вещества;
антиоксиданты;
особо чистые вещества и материалы на их основе для электроники, оптоэлектроники и фотоники;
вещества для производства бумаги;
пламегасители (антипирены);
ингибиторы коррозии;
высокотехнологичные полимеры;
интермедиаты (сырье для фармацевтической промышленности).
Рассматривая многообразие различных подходов к приоритизации, можно сделать вывод, что ключевым драйвером развития любого производства является наличие платежеспособного спроса, ключевым ограничением - отсутствие сырья и технологий.
Воссоздание сырьевых цепочек, трансфер либо разработка собственных технологий и стимулирование потребления отечественной малотоннажной и среднетоннажной химической продукции являются ключевыми точками приложения усилий в рамках мер государственного регулирования и поддержки развития производств малотоннажной химической продукции в Российской Федерации. Необходимо всесторонне рассматривать сегменты малотоннажной химической продукции, однако опорными (вытягивающими) сегментами должны быть сегменты, наилучшие с точки зрения объема рынка, потенциала импортозамещения и конкурентоспособности на мировом рынке в целом.
Для указанных продуктовых сегментов характерны высокий потенциал импортозамещения, значительный объем внутреннего рынка и возможность получения необходимого эффекта масштаба производства для обеспечения конкурентоспособности на мировом уровне в 2022 - 2030 годах. По истечении этого периода приоритеты предусматривается пересмотреть исходя из текущей ситуации на рынке малотоннажной и среднетоннажной химической продукции.
Дополнительно в перечень приоритетных сегментов были включены сегменты, которые, несмотря на небольшой объем рынка в настоящее время, являются стратегически важными для обеспечения национальной безопасности и (или) обеспечения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Комплексный анализ продуктовых сегментов на основе критериев приоритизации показывает, что к приоритетным сегментам малотоннажной и среднетоннажной химической продукции относятся:
химические средства защиты растений;
вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам;
катализаторы, инициаторы, ингибиторы;
поверхностно-активные вещества;
химические реактивы и растворители;
химические вещества для пищевых добавок;
прочие пластики и каучуки специального назначения;
вещества для косметики;
присадки к топливам и смазочным материалам;
антиоксиданты;
особо чистые вещества и материалы на их основе для электроники, оптоэлектроники и фотоники;
высокотехнологичные полимеры;
интермедиаты (сырье для фармацевтической промышленности).
Стоит также отметить, что при наличии устойчивого спроса на мировом рынке представляется целесообразным локализация на территории Российской Федерации конкурентоспособных производств по выпуску малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, ориентированных на экспорт продукции, не представленной среди видов малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, предусмотренных приложением N 3 к "дорожной карте".
5. Основные ограничения, сдерживающие развитие
производства малотоннажной и среднетоннажной химической
продукции в Российской Федерации
В рамках проведенной работы по анкетированию отечественных потребителей и производителей малотоннажной и среднетоннажной химической продукции был выявлен ряд ключевых проблем, сдерживающих их развитие, которые имеют системный характер, а также требуют комплексного подхода и интеграции усилий бизнеса, государства и науки.
Результаты опроса отечественных производителей показали, что в целом компании понимают основные тенденции на рынке малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, знают сильные и слабые стороны как собственных продуктов и технологий, так и продуктов и технологий конкурентов. Вместе с тем заметного роста производства в силу ряда объективных обстоятельств не происходит. Среди проблем, сдерживающих развитие производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, компании выделяют следующие проблемы:
слабость внутреннего рынка;
недостаток среднетоннажного и крупнотоннажного базового сырья, интермедиатов;
низкая конкурентоспособность отечественных производителей из-за технологического отставания и применения импортного сырья;
недостаточные компетенции в области маркетинга, брендинга и продаж;
разрозненность научной и технологической поддержки отрасли;
отсутствие недорогих источников финансирования проектов и неразвитость инструментов проектного финансирования.
Основные меры государственного регулирования и поддержки должны быть направлены на устранение указанных проблем.
Комплекс мер государственного регулирования и поддержки должен быть весьма взвешенным и выверенным, особенно в части изменения таможенно-тарифного регулирования. Если потребность в малотоннажной химической продукции для государственного оборонного заказа ориентирована в первую очередь на отечественных поставщиков, то рост тарифной нагрузки на гражданские направления производства малотоннажной химической продукции может привести к снижению рентабельности отечественного производства и увеличению доли иностранных игроков на российском рынке, а также к перекладыванию затрат на себестоимость продукции и, как следствие, - к росту цен.
Только меры стимулирования внутреннего спроса не смогут оказать заметного влияния на его динамику, поскольку отечественный рынок малотоннажной химической продукции развивается на основе глобальных трендов и потребительских решений. Однако меры государственного регулирования и поддержки могут положительным образом сказаться на сокращении импорта и приросте внутреннего производства малотоннажной химической продукции при создании сырьевого обеспечения отдельных продуктовых цепочек. При этом увеличится объем экспорта малотоннажной химической продукции, поскольку внутренний рынок будет не в состоянии потребить всю выпускаемую продукцию.
6. Основные направления развития национального
рынка малотоннажной и среднетоннажной химической
продукции и предлагаемые меры государственного
регулирования и поддержки
Меры государственного регулирования и поддержки для малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в развитых странах направлены на поддержку развития исследований и разработок, а в развивающихся странах - на поддержку развития отечественного производства.
Основными мерами государственного регулирования и поддержки, применяемыми за рубежом, являются:
субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
льготное проектное кредитование и субсидированные займы для инвестиций в модернизацию и расширение производства, в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в проекты, направленные на увеличение экспорта;
введение дополнительных пошлин на импорт зарубежной малотоннажной и среднетоннажной химической продукции для стимулирования отечественного производства определенных групп товаров малотоннажной и среднетоннажной химической продукции;
создание и поддержка развития химических парков, поддержка развития инфраструктуры, что позволит малым и средним предприятиям функционировать наиболее эффективно;
предоставление гарантий по кредитам, предоставление налоговых льгот, создание центров профессионального обучения, поддержка развития малых и средних предприятий.
Развитие рынка малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации также требует реализации основных мер поддержки.
"Дорожная карта" позволит создать условия для увеличения внутреннего производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в денежном выражении к 2025 году на 34,3 процента и к 2030 году на 71,4 процента (по сравнению с объемами 2020 года), что будет способствовать достижению целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 перечня поручений
от 16 января 2021 г. N Пр-46). Индикаторы объемов производства, импорта, экспорта и потребления малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации до 2030 года приведены в приложении N 4.
"Дорожная карта" предусматривает:
опережающее развитие продуктов и технологий;
стимулирование создания производств малотоннажной и среднетоннажной химической продукции;
стимулирование внутреннего спроса.
Опережающее развитие продуктов и технологий
Поскольку импортные продукты находятся, как правило, в середине своего жизненного цикла и к моменту внедрения отечественной технологии на рынке с высокой степенью вероятности появятся продукты и решения с улучшенными потребительскими свойствами, импортозамещение не может быть самоцелью развития малотоннажной и среднетоннажной химической продукции.
В связи с этим большое внимание в Российской Федерации уделяется опережающему развитию новых технологий, для чего необходимы постоянный конкурентный анализ мировых тенденций в области малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, выработка действенных механизмов коммерциализации технологий (от теоретических расчетов новых процессов до строительства опытно-промышленных установок и вывода новых продуктов на мировой рынок). Таким образом, требуется решение следующих задач:
определение на основе мировых тенденций и данных таможенной статистики перспективных видов малотоннажной и среднетоннажной химической продукции по отношению к применяющимся в различных сегментах аналогам;
проведение переговоров с потенциальными потребителями, натурально-стоимостная оценка существующего потенциала и прогноза рынка нового продукта в Российской Федерации и за рубежом;
анализ рынков сбыта товарных полупродуктов в цепочке переделов нового продукта (при наличии);
оценка существующего в Российской Федерации научно-технологического задела по производственной цепочке данного вида продукции и определение наиболее перспективных направлений работ по формированию такого задела;
поиск и оценка стоимости сырья для обеспечения программы выпуска нового продукта;
оценка затрат (временных и финансовых) на создание новой и (или) модернизацию существующей технологии выпуска нового продукта в Российской Федерации;
расчет сроков окупаемости новых проектов;
поиск сторон, заинтересованных в финансировании разработанных проектов;
разработка маркетинговых мероприятий по выводу новых продуктов на российский и мировой рынки.
Для решения указанных задач в рамках "дорожной карты" предлагается рассмотреть возможность создания на базе государственной информационной системы промышленности информационно-справочного раздела по разрабатываемым и требуемым технологиям в области производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции и по дефицитному сырью для ее производства. Создание такой информационной площадки позволит сформировать систему горизонтальных связей между разработчиками технологий (научными и научно-исследовательскими организациями, инжиниринговыми центрами при высших учебных заведениях и др.), производителями сырья и производителями малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, а также сконцентрировать усилия на разработке и коммерциализации новых продуктов и технологий от стадии инвестиционных идей до внедрения в промышленное производство. Также целесообразно рассмотреть возможность разработки мер государственной поддержки для создания сети инжиниринговых компаний, осуществляющих постоянный мониторинг новых технологических решений, предлагаемых организациями-разработчиками в рамках научно-исследовательских работ или научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, и потребностей конечного заказчика в целях трансфера этих технологий в компании - производители продукции малотоннажной химии.
Для достижения опережающего развития новых технологий производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции представляется целесообразной поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках действующих механизмов поддержки и программ институтов развития. Необходимо развитие научной и технологической поддержки отрасли, в том числе с созданием новых технологий и научно-технических заделов с участием организаций, подведомственных Минобрнауки России, и при научно-методическом сопровождении Российской академии наук.
Стимулирование создания производств малотоннажной
и среднетоннажной химической продукции
В условиях отсутствия российского сырья требуемого ассортимента и качества происходит переход на импортные поставки, что снижает конкурентоспособность отечественных производителей, а также является барьером для создания эффективных производств мирового уровня. Поэтому мероприятия настоящего подраздела нацелены на решение одной из ключевых проблем малотоннажной и среднетоннажной химической продукции - обеспечение отечественных производителей российским сырьем в необходимых объемах.
Отечественные производители отмечают отсутствие в Российской Федерации производств малеинового ангидрида, адипиновой кислоты, изоцианатов, эпихлоргидрина и базовых эпоксидных смол на его основе, функциональных мономеров, дурола и пиромеллитового диангидрида, высших жирных спиртов и кислот, этиламинов, хлористого метила, бутандиола, действующих веществ для производства химических средств защиты растений и другой малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, основанных в том числе на принципах "зеленой химии" с учетом возрастающих требований международных общественных организаций под эгидой Организации Объединенных Наций к экологичности производства, что является сдерживающим фактором для развития последующих переделов. Без создания надежной отечественной сырьевой базы по указанным продуктам интенсификация производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации представляется маловероятной.
В рамках "дорожной карты" сформированы предложения по развитию производства сырья для малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, которые позволят создать надежную сырьевую базу, в том числе для создания конкурентоспособных мощностей мирового уровня. К таким видам сырья относятся нефтяные воски и парафины, низкомолекулярный полиэтилен, высокоочищенные бензиновые фракции, применяемые в качестве растворителей лакокрасочных материалов, экстракционных бензинов, поверочных смесей и реактивов.
В рамках сырьевого обеспечения предлагается также организация углубленной переработки жидких продуктов пиролиза с получением ароматических и алифатических смол для лакокрасочной промышленности.
Развитие производств малотоннажных и среднетоннажных видов сырья будет осуществляться в рамках развития соответствующих сегментов малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, а также с учетом плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации, утвержденного приказом Минпромторга России
от 6 июля 2021 г. N 2471.
Стимулирование создания производств малотоннажной и среднетоннажной химической продукции будет осуществляться в основном в рамках использования действующих механизмов государственной поддержки, при этом при использовании конкретных мер государственной поддержки необходимо учитывать ограничения, связанные с членством Российской Федерации во Всемирной торговой организации.
Стимулирование внутреннего спроса
Спрос (потребление) выступает ключевым драйвером развития любого бизнеса, в том числе и развития производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции. Сложившийся в Российской Федерации рынок малотоннажной и среднетоннажной химической продукции не является дефицитным, наоборот, характеризуется высоким уровнем конкуренции. Более того, конкуренция идет не только на уровне продуктов, но и на уровне потребительских решений.
На мировом рынке конкуренция с российскими товарами ощущается еще острее из-за устойчивых позиций мировых глобальных компаний - производителей малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, особенностей регионального технического регулирования оборота продукции, языковых барьеров, эффективных механизмов поддержки экспорта международных стран - игроков на рынке малотоннажной и среднетоннажной химической продукции (Китай, Германия, Соединенные Штаты Америки и др.).
Развитие отечественного производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции должно ориентироваться как на внутренний, так и на мировой рынок. При этом обеспечение внутреннего рынка малотоннажной и среднетоннажной химической продукцией в части закупок для государственных и муниципальных нужд, а также закупок, осуществляемых для нужд обороны страны и безопасности государства, должно осуществляться преимущественно за счет товаров, произведенных на территории Российской Федерации. В связи с этим ряд видов малотоннажной и среднетоннажной химической продукции включен в раздел XXI приложения к постановлению Правительства Российской Федерации
от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", а также в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации
от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Для увеличения стимулирования спроса необходимо проработать вопрос о дополнении позициями, касающимися малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, приложения к постановлению Правительства Российской Федерации
от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", приложения к постановлению Правительства Российской Федерации
от 3 декабря 2020 г. N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения" и приложения к постановлению Правительства Российской Федерации
от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком".
В целях стимулирования внутреннего спроса на малотоннажную и среднетоннажную химическую продукцию в Российской Федерации со стороны государственных корпораций планируется осуществлять мониторинг их потребности в указанных продуктах и стимулировать развитие горизонтальных связей между компаниями с государственным участием и российскими производителями малотоннажной и среднетоннажной химической продукции.
II. Перечень приоритетных продуктовых сегментов
в рамках развития малотоннажной химической продукции
на период до 2030 года
1. Химические средства защиты растений.
2. Вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам.
3. Катализаторы, инициаторы, ингибиторы.
4. Поверхностно-активные вещества.
5. Химические реактивы и растворители.
6. Химические вещества для пищевых добавок.
7. Прочие пластики и каучуки специального назначения.
8. Вещества для косметики.
9. Присадки к топливам и смазочным материалам.
10. Антиоксиданты.
11. Особо чистые вещества и материалы на их основе для электроники, оптоэлектроники и фотоники.
12. Высокотехнологичные полимеры.
13. Интермедиаты (сырье для фармацевтической промышленности).
III. План мероприятий
Наименование мероприятия | Вид документа | Срок выполнения мероприятия | Ответственные исполнители |
Опережающее развитие продуктов и технологий |
1. Подготовка предложений по созданию на базе государственной информационной системы промышленности информационно-справочного раздела по разрабатываемым и требуемым технологиям в области производства малотоннажной и среднетоннажной химической продукции и по дефицитному сырью для ее производства | концепция информационно-справочного раздела | июнь 2022 г. | Минпромторг России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций |
Стимулирование создания производств малотоннажной и среднетоннажной химической продукции |
2. Предложения по актуализации перечня приоритетных проектов по производству малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, которые оказывают комплексное влияние на развитие смежных отраслей экономики, утвержденного поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Борисова Ю.И. от 17 ноября 2021 г. N 12109п-П9 | доклад в Правительство Российской Федерации | июль 2022 г., далее - ежегодно, по мере поступления предложений от заинтересованных организаций | Минпромторг России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций |
3. Внесение изменений в план мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации, утвержденный приказом Минпромторга России от 6 июля 2021 г. N 2471, путем включения продуктов, вошедших в перечень приоритетных проектов по производству малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, которые оказывают комплексное влияние на развитие смежных отраслей экономики, утвержденный поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Борисова Ю.И. от 17 ноября 2021 г. N 12109п-П9 | ведомственный акт Минпромторга России | ноябрь 2022 г., далее - ежегодно, по мере поступления предложений от заинтересованных организаций | Минпромторг России с участием заинтересованных организаций |
4. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. N 3 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014 - 2019 годах в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности и (или) выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2014 - 2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности" в части возможности предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2020 - 2023 годах | акт Правительства Российской Федерации | ноябрь 2022 г. | Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минфин России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций |
5. Подготовка предложений о применении повышающего коэффициента 1,5 в отношении затрат на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в соответствии с пунктом 7 статьи 262 Налогового Кодекса Российской Федерации в отношении малотоннажной и среднетоннажной химической продукции | доклад в Правительство Российской Федерации | июнь 2022 г. | Минпромторг России, Минэнерго России, Минфин России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций |
Стимулирование внутреннего спроса |
6. Дополнение раздела XXI приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" позициями, касающимися малотоннажной и среднетоннажной химической продукции | акт Правительства Российской Федерации | декабрь 2022 г. (далее - в случае необходимости при поступлении предложений от заинтересованных организаций) | Минпромторг России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций |
7. Внесение изменений в приложения к постановлениям Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения" и от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" в части дополнения позициями, касающимися малотоннажной и среднетоннажной химической продукцией | акт Правительства Российской Федерации | ноябрь 2022 г. | Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минфин России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций |
Приложение N 1
к плану мероприятий ("дорожной карте")
по развитию производства малотоннажной
химии в Российской Федерации
на период до 2030 года
ДИНАМИКА
ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА, ИМПОРТА, ЭКСПОРТА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
МАЛОТОННАЖНОЙ И СРЕДНЕТОННАЖНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2015 - 2020 ГОДЫ
(тыс. тонн)
Наименование показателя | 2010 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год |
Объем производства | 2715 | 3233 | 3143 | 3290 | 3450 | 3587 | 3711 |
Объем экспорта | 554 | 538 | 567 | 688 | 767 | 822 | 782 |
Объем импорта | 1221 | 1451 | 1482 | 1658 | 1686 | 1713 | 1718 |
Объем потребления | 3382 | 4147 | 4058 | 4261 | 4368 | 4478 | 4648 |
Примечание. Источники - Росстат, ФТС России, аналитика федерального государственного унитарного предприятия "Научно-технический центр "Химвест".
Приложение N 2
к плану мероприятий ("дорожной карте")
по развитию производства малотоннажной
химии в Российской Федерации
на период до 2030 года
БАЛАНС
РЫНКА МАЛОТОННАЖНОЙ И СРЕДНЕТОННАЖНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2018 - 2020 ГОДЫ
Наименование показателя | В натуральном выражении, тыс. тонн | В стоимостном выражении, млрд. рублей | Среднее значение за 2018 - 2020 годы |
2018 год | 2019 год | 2020 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | тыс. тонн | млрд. рублей |
Объем производства | 3450 | 3587 | 3711 | 398 | 397 | 422 | 3583 | 406 |
Объем экспорта | 767 | 822 | 782 | 98 | 100 | 100 | 790 | 99 |
Объем импорта | 1686 | 1713 | 1718 | 323 | 318 | 351 | 1706 | 331 |
Объем потребления | 4368 | 4478 | 4648 | 623 | 615 | 674 | 4498 | 637 |
Примечание. Источники - Росстат, ФТС России, аналитика федерального государственного унитарного предприятия "Научно-технический центр "Химвест".
Приложение N 3
к плану мероприятий ("дорожной карте")
по развитию производства малотоннажной
химии в Российской Федерации
на период до 2030 года
ОБЪЕМЫ
ПОТРЕБЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МАЛОТОННАЖНОЙ И СРЕДНЕТОННАЖНОЙ
ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА 2018 - 2020 ГОДЫ
(млрд. рублей)
Наименование вида малотоннажной и среднетоннажной химической продукции | Объем потребления |
2018 год | 2019 год | 2020 год | среднее значение за 2018 - 2020 годы |
Химические средства защиты растений | 75 | 72 | 85 | 77,3 |
Вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам | 69 | 69 | 80 | 72,7 |
Катализаторы, инициаторы, ингибиторы | 62 | 59 | 63 | 61,3 |
Поверхностно-активные вещества | 57 | 58 | 61 | 58,7 |
Химические реактивы и растворители | 40 | 38 | 43 | 40,3 |
Вещества для водоподготовки | 40 | 39 | 37 | 38,7 |
Химические вещества для пищевых добавок | 37 | 37 | 42 | 38,7 |
Вещества для производства текстиля | 29 | 30 | 33 | 30,7 |
Прочие пластики и каучуки специального назначения | 30 | 28 | 29 | 29 |
Смолы (в том числе нефтеполимерные и синтетические) | 21 | 21 | 21 | 21 |
Вещества для косметики | 17 | 19 | 20 | 18,7 |
Добавки для пластиков и каучуков прочие | 16 | 15 | 15 | 15,3 |
Присадки к топливам и смазочным материалам | 14 | 15 | 17 | 15,3 |
Клеи и герметики | 14 | 14 | 15 | 14,3 |
Пигменты | 14 | 13 | 14 | 13,7 |
Вещества для горного дела | 13 | 13 | 12 | 12,7 |
Химические вещества для кормовых добавок | 12 | 13 | 13 | 12,7 |
Прочие добавки для производства лакокрасочных материалов | 12 | 11 | 14 | 12,3 |
Специальные лубриканты (смазочные вещества) и технические жидкости | 12 | 12 | 11 | 11,7 |
Дезинфицирующие вещества | 7 | 7 | 16 | 10,3 |
Антиоксиданты | 8 | 8 | 9 | 8,3 |
Особо чистые вещества и материалы на их основе для электроники, оптоэлектроники и фотоники | 7 | 8 | 7 | 7,3 |
Вещества для производства бумаги | 6 | 5 | 5 | 5,3 |
Пламегасители (антипирены) | 4 | 5 | 7 | 5,3 |
Ингибиторы коррозии | 4 | 3 | 3 | 3,3 |
Высокотехнологичные полимеры | 2 | 2 | 2 | 2 |
Интермедиаты (сырье для фармацевтической промышленности) | 2 | 1 | 2 | 1,7 |
Примечание. Источники - Росстат, ФТС России, аналитика федерального государственного унитарного предприятия "Научно-технический центр "Химвест".
Приложение N 4
к плану мероприятий ("дорожной карте")
по развитию производства малотоннажной
химии в Российской Федерации
на период до 2030 года
ИНДИКАТОРЫ
ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА, ИМПОРТА, ЭКСПОРТА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
МАЛОТОННАЖНОЙ И СРЕДНЕТОННАЖНОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА
Наименование показателя | 2020 год (факт) | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2030 год |
В натуральном выражении, тыс. тонн |
Объем производства | 3711 | 3762 | 3858 | 3994 | 4146 | 4316 | 5100 |
Объем экспорта | 782 | 793 | 810 | 852 | 956 | 1002 | 1222 |
Объем импорта | 1718 | 1823 | 1858 | 1907 | 2021 | 2053 | 2225 |
Объем потребления | 4648 | 4792 | 4907 | 5049 | 5211 | 5367 | 6102 |
В стоимостном выражении, млрд. рублей |
Объем производства | 422 | 450 | 473 | 502 | 533 | 567 | 723 |
Объем экспорта | 100 | 103 | 103 | 109 | 125 | 132 | 170 |
Объем импорта | 351 | 380 | 379 | 393 | 423 | 434 | 497 |
Объем потребления | 674 | 727 | 749 | 785 | 831 | 869 | 1050 |
Примечание. Источник - аналитика федерального государственного унитарного предприятия "Научно-технический центр "Химвест".