ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 декабря 2024 г. N 3875-р
1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Алтайского края на 2025 - 2030 годы (далее - индивидуальная программа).
2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.
3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется Минэкономразвития России в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Минэкономразвития России:
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить взаимодействие с Правительством Алтайского края по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
5. Минфину России представлять ежеквартально, до 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России данные по целевому показателю "Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации", предусмотренному приложением N 1 к индивидуальной программе.
6. Рекомендовать Правительству Алтайского края:
предусматривать в бюджете Алтайского края необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы;
средства, предусмотренные на реализацию мероприятий индивидуальной программы, направлять на поддержку инвестиционных проектов, у получателей средств которых отсутствует возможность получать иные федеральные меры поддержки;
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежегодно, до 20 февраля года, следующего за отчетным годом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить совместно с территориальными органами Казначейства России казначейское сопровождение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий индивидуальной программы, в том числе доведение средств федерального бюджета до конечного получателя субсидий (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 19 декабря 2024 г. N 3875-р
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
НА 2025 - 2030 ГОДЫ
I. Общие положения
Алтайский край - субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа.
В Алтайском крае проживает 2,1 млн. человек (22-е место в Российской Федерации и 5-е место в Сибирском федеральном округе), из них 41,5 процента - сельское население.
В регионе имеются запасы разнообразных природных ресурсов и уникальные месторождения яшмы, малахита, порфиров, мрамора, гранита, строительных материалов. При этом доля добывающей промышленности по итогам 2022 года составляла 0,7 процента (по Российской Федерации - 14,5 процента).
Экономика Алтайского края диверсифицирована. В структуре валового регионального продукта по итогам 2022 года промышленность занимала 22,6 процента, сельское хозяйство - 15,8 процента.
Валовой региональный продукт на душу населения в 2022 году составлял 440,9 тыс. рублей (69-е место среди субъектов Российской Федерации).
Основными социально-экономическими показателями Алтайского края за 2020 - 2024 годы являются:
темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, за 2024 год - 111,6 процента к 2020 году;
темп роста реального среднедушевого денежного дохода населения за 2024 год - 111,5 процента к 2020 году;
уровень бедности сократился с 17,6 процента в 2019 году до 13,6 процента в 2024 году;
уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, не превысил 5,7 процента.
II. Ключевые проблемы социально-экономического развития
Алтайского края
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Алтайском крае в 2023 году составила 13,3 процента, что в 1,6 раза превышает значение указанного показателя по Российской Федерации. По уровню номинальной заработной платы по итогам 2023 года регион занимает 75-е место в Российской Федерации, уровень бедности по итогам 2023 года в 1,5 раза ниже среднероссийского показателя.
В Алтайском крае отмечается естественная убыль населения, которая в 2023 году составила 6,5 человека на 1 тыс. человек при среднероссийском показателе 3,3 человека на 1 тыс. человек. Миграционный отток населения за последние 5 лет составил 19,6 тыс. человек, в том числе трудоспособного населения 14,5 тыс. человек.
Объем внебюджетных инвестиций в основной капитал на душу населения находится на низком уровне (73-е место в Российской Федерации). Производительность труда в обрабатывающей промышленности в 2 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации, изменение ее уровня с 2017 года незначительно.
В Алтайском крае самая высокая в стране протяженность автомобильных дорог общего пользования (53340 километров), 52 процента которых не соответствуют нормативным требованиям.
Состояние дорожной сети влияет на рост транспортных издержек, доступность туристских объектов и использование международного транзитного потенциала.
Сдерживающим фактором развития туристского потенциала в Алтайском крае является недостаточно развитая транспортная инфраструктура в регионе и удаленность г. Барнаула от главных туристских объектов.
III. Цели и направления социально-экономического развития
Алтайского края
Стратегической целью социально-экономического развития Алтайского края является развитие человеческого капитала путем создания комфортной среды для жизни, творчества и самореализации на базе устойчивого экономического роста.
Целью индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2025 - 2030 годы (далее - индивидуальная программа) является создание условий для обеспечения опережающего социально-экономического развития Алтайского края на основе эффективного использования его экономического потенциала, расширения экономических перспектив и повышения конкурентоспособности экономики региона.
Достижению целевых показателей социально-экономического развития Алтайского края согласно приложению N 1 будет содействовать реализация мероприятий индивидуальной программы по перечню согласно приложению N 2 (далее - мероприятия). Указанные целевые показатели имеют аналитическое отражение в индивидуальной программе.
Ключевыми направлениями социально-экономического развития Алтайского края, предусмотренными индивидуальной программой, являются:
создание условий для реализации инвестиционных проектов;
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
создание условий для развития туризма.
Реализация инвестиционных проектов, снятие инфраструктурных ограничений будут стимулировать создание новых высокопроизводительных рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда, что будет способствовать росту уровня жизни населения.
IV. Мероприятия в рамках выделенных направлений
социально-экономического развития Алтайского края
Финансирование мероприятий осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета - ответственным исполнителем мероприятий Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках федерального проекта "Развитие субъектов Российской Федерации и отдельных территорий" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Средства федерального бюджета направлены на реализацию мероприятий, исключающих дублирование существующих федеральных мер поддержки в рамках отраслевых направлений.
Докапитализация Фонда развития Алтайского края будет способствовать реализации не менее 6 инвестиционных проектов в сфере промышленности, что приведет к повышению производительности труда, снижению уровня износа основных фондов предприятий региона, обеспечит другие отрасли в регионе и за его пределами востребованной продукцией.
В Алтайском крае отмечается повышенный интерес к реализации новых инвестиционных проектов, при этом в регионе существует дефицит свободных земельных участков, обеспеченных инфраструктурой для их реализации. В связи с этим в индивидуальную программу включено мероприятие, предусматривающее создание производственной площадки, в том числе в форме особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
В целях расширения экономических перспектив и повышения конкурентоспособности экономики региона в индивидуальной программе предусматриваются мероприятия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, а также по развитию туризма.
Приложение N 1
к индивидуальной программе
социально-экономического развития
Алтайского края на 2025 - 2030 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Целевой показатель | 2020 год (базовый период) | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год |
1. | Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, к 2020 году, процентов | 100 | 116,9 | 122,4 | - | - | - | - |
2. | Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения к 2020 году, процентов | 100 | 116,3 | 119,6 | - | - | - | - |
3. | Уровень бедности, процентов | 16,8 | 12,7 | 12 | - | - | - | - |
4. | Уровень безработицы, процентов | 5,9 | 3,8 | 3,8 | - | - | - | - |
5. | Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, процентов | 12,4 <*> | > среднего значения по группе субъектов Российской Федерации <**> |
--------------------------------
<*> Средний темп роста в 2020 - 2023 годах.
<**> Субъекты Российской Федерации - получатели дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Фактические данные о средних значениях по группе субъектов Российской Федерации определяются исходя из информации об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, представляемой Казначейством России.
Приложение N 2
к индивидуальной программе
социально-экономического развития
Алтайского края на 2025 - 2030 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
НА 2025 - 2030 ГОДЫ
Наименование мероприятия | Срок реализации | Ответственный исполнитель, финансовое обеспечение (федеральный бюджет (ФБ), консолидированный бюджет Алтайского края (КРБ)) | Целевые показатели эффективности, единица измерения (влияние на мероприятие - прямое или косвенное) | Значения целевых показателей эффективности (нарастающим итогом) |
2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год |
Создание условий для реализации инвестиционных проектов |
1. | Докапитализация Фонда развития Алтайского края | 2025 - 2030 годы | Минэкономразвития России, Правительство Алтайского края | |
Годы | Финансовое обеспечение, млн. рублей | количество инвестиционных проектов, единиц (прямое) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
всего | ФБ | КРБ | количество созданных рабочих мест, единиц (прямое) | 20 | 49 | 80 | 107 | 132 | 177 |
2025 - 2030 | 1515,14 | 1500 | 15,14 | объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций), млн. рублей (прямое) | 400 | 910,2 | 1010,4 | 2103,8 | 3196,7 | 5380,1 |
2025 | 252,53 | 250 | 2,53 |
2026 | 252,52 | 250 | 2,52 | объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое) | 108,1 | 407,8 | 716,5 | 911,5 | 1518,9 | 1911,4 |
2027 | 252,52 | 250 | 2,52 |
2028 | 252,52 | 250 | 2,52 |
2029 | 252,52 | 250 | 2,52 | общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное) | 0,8 | 1,5 | 1,9 | 11,9 | 20,9 | 28,9 |
2030 | 252,53 | 250 | 2,53 |
2. | Устранение инфраструктурных ограничений в муниципальных образованиях Алтайского края с целью формирования подготовленных для реализации инвестиционных проектов земельных участков | 2025 - 2027 годы | Минэкономразвития России, Правительство Алтайского края | |
Годы | Финансовое обеспечение, млн. рублей | количество инвестиционных проектов, единиц (прямое) | 1 | 1 | 4 | 5 | 7 | 8 |
всего | ФБ | КРБ | количество созданных рабочих мест, единиц (прямое) | 0 | 60 | 70 | 230 | 263 | 306 |
2025 - 2027 | 1010,1 | 1000 | 10,1 | объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций), млн. рублей (прямое) | 100,1 | 550,1 | 870 | 1237 | 1914 | 2650 |
2025 | 439,39 | 435 | 4,39 |
2026 | 368,69 | 365 | 3,69 | объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое) | 13,7 | 28,6 | 54,7 | 330,5 | 565,9 | 868,4 |
2027 | 202,02 | 200 | 2,02 |
общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное) | 1,2 | 1,2 | 2,1 | 2,4 | 3,1 | 3,3 |
3. | Создание производственной площадки, в том числе в форме особой экономической зоны промышленно-производственного типа, на земельных участках, расположенных в северо-западном направлении от пересечения улицы Просторной и Павловского тракта в г. Барнауле Алтайского края и переданных акционерному обществу "ДОМ.РФ" для совершения юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации, включая проработку вопроса о передаче указанных земельных участков из федеральной собственности в собственность Алтайского края | 2025 - 2030 годы | Минэкономразвития России, Правительство Алтайского края | создание площадки для промышленного производства в форме особой экономической зоны, единиц (прямое) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства |
4. | Субсидирование части затрат, связанных с приобретением оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства | 2025 - 2030 годы | Минэкономразвития России, Правительство Алтайского края | |
Годы | Финансовое обеспечение, млн. рублей | количество получателей поддержки, единиц (прямое) | 57 | 114 | 180 | 208 | 226 | 263 |
всего | ФБ | КРБ | количество созданных рабочих мест, единиц (прямое) | 86 | 172 | 273 | 316 | 345 | 403 |
2025 - 2030 | 1414,15 | 1400 | 14,15 | объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций), млн. рублей (прямое) | 606 | 1212 | 1919 | 2222 | 2424 | 2800 |
2025 | 303,03 | 300 | 3,03 |
2026 | 303,03 | 300 | 3,03 |
2027 | 353,54 | 350 | 3,54 | объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое) | 175 | 350 | 554 | 641 | 699 | 815 |
2028 | 151,52 | 150 | 1,52 |
2029 | 101,01 | 100 | 1,01 | общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное) | 0,6 | 1,2 | 1,9 | 2,2 | 2,4 | 2,8 |
2030 | 202,02 | 200 | 2,02 |
Создание условий для развития туризма |
5. | Строительство автомобильной дороги "Обход г. Бийска в Бийском районе Алтайского края" | 2027 - 2030 годы | Минэкономразвития России, Правительство Алтайского края | |
Годы | Финансовое обеспечение, млн. рублей | акт ввода объекта в эксплуатацию, единиц (прямое) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
всего | ФБ | КРБ | количество инвестиционных проектов, единиц (прямое) | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
2027 - 2030 | 2020,2 | 2000 | 20,2 | количество созданных рабочих мест, единиц (прямое) | 0 | 0 | 0 | 0 | 250 | 340 |
2027 | 202,02 | 200 | 2,02 |
объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций), млн. рублей (прямое) | 0 | 706,1 | 1868,6 | 3100,4 | 3100,4 | 3100,4 |
2028 | 606,06 | 600 | 6,06 |
2029 | 656,57 | 650 | 6,57 |
2030 | 555,55 | 550 | 5,55 | ввод в эксплуатацию автомобильных дорог, км (прямое) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 |
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (косвенное) | 0 | 0 | 0 | 0 | 36,8 | 120 |
общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное) | 0 | 0,7 | 1,9 | 3,1 | 3,1 | 3,1 |
6. | Строительство объекта "Пожарное депо, совмещенное с помещениями иного назначения (фельдшерско-акушерский пункт, пункт полиции)" на туристской территории "Белокуриха Горная" | 2025 - 2026 годы | Минэкономразвития России, Правительство Алтайского края | |
Годы | Финансовое обеспечение, млн. рублей | акт ввода объекта в эксплуатацию, единиц (прямое) | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
всего | ФБ | КРБ | количество инвестиционных проектов, единиц (прямое) | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
2025 - 2026 | 101,01 | 100 | 1,01 | количество созданных рабочих мест, единиц (прямое) | 0 | 0 | 0 | 0 | 130 | 130 |
2025 | 15,15 | 15 | 0,15 |
2026 | 85,86 | 85 | 0,86 | объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций), млн. рублей (прямое) | 0 | 322,5 | 862,1 | 1402,2 | 1402,2 | 1402,2 |
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (косвенное) | 0 | 0 | 0 | 0 | 14,6 | 44,8 |
общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное) | 0 | 0,3 | 0,9 | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
| Итого по индивидуальной программе | 2025 - 2030 годы | Годы | Финансовое обеспечение, млн. рублей | количество инвестиционных проектов, единиц (прямое) | 2 | 3 | 7 | 9 | 14 | 16 |
всего | ФБ | КРБ | количество созданных рабочих мест, единиц (прямое) | 106 | 281 | 423 | 653 | 1120 | 1356 |
2025 - 2030 | 6060,6 | 6000 | 60,6 | объем привлеченных инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций), млн. рублей (прямое) | 1106,1 | 3700,9 | 6530,1 | 10065,4 | 12037,3 | 15332,7 |
2025 | 1010,1 | 1000 | 10,1 |
2026 | 1010,1 | 1000 | 10,1 | создание площадки для промышленного производства в форме особой экономической зоны, единиц (прямое) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
2027 | 1010,1 | 1000 | 10,1 |
2028 | 1010,1 | 1000 | 10,1 |
2029 | 1010,1 | 1000 | 10,1 | количество получателей поддержки, единиц (прямое) | 57 | 114 | 180 | 208 | 226 | 263 |
2030 | 1010,1 | 1000 | 10,1 | ввод в эксплуатацию автомобильных дорог, км (прямое) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 |
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое) | 296,8 | 786,4 | 1325,2 | 1883 | 2783,8 | 3594,8 |
общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов, млрд. рублей (косвенное) | 2,64 | 4,93 | 8,7 | 21 | 30,9 | 39,5 |
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (косвенное) | 0 | 0 | 0 | 0 | 51,4 | 164,8 |