ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 декабря 2025 г. N 3871-р
Утвердить прилагаемую Концепцию научно-технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации на период до 2035 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 19 декабря 2025 г. N 3871-р
КОНЦЕПЦИЯ
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
I. Общие положения
1. Настоящей Концепцией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации (далее - транспортный комплекс) на период до 2035 года, устанавливаются основные направления и мероприятия по научно-технологическому развитию транспортного комплекса, а также ожидаемые результаты, обеспечивающие устойчивое и сбалансированное развитие транспортного комплекса.
2. Правовую основу настоящей Концепции составляют:
Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике";
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Федеральный закон "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации
от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации
от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации
от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации
от 18 июня 2024 г. N 529 "Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий".
3. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 18 июня 2024 г. N 529 "Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий" интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, включая автономные транспортные средства, определены одним из приоритетных направлений научно-технологического развития транспортного комплекса, транспортные технологии для различных сфер применения (море, земля, воздух), в том числе беспилотные и автономные системы, включены в качестве критических технологий в перечень важнейших наукоемких технологий.
4. Настоящая Концепция является документом отраслевого стратегического планирования и направлена на научно-технологическое обеспечение реализации задач Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", и национальных приоритетов Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе на достижение целей национальных проектов "Эффективная транспортная система", "Инфраструктура для жизни", "Беспилотные авиационные системы", "Промышленное обеспечение транспортной мобильности", других национальных проектов по обеспечению технологического лидерства и входящих в них федеральных проектов, а также на достижение целей Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 27 ноября 2021 г. N 3363-р.
5. Для реализации настоящей Концепции осуществляется координация усилий Министерства транспорта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями транспортного комплекса.
II. Транспортная наука и направления научно-технической
деятельности в сфере транспорта
6. Для целей настоящей Концепции под транспортной наукой понимается междисциплинарное направление науки, изучающее принципы организации, функционирования и развития транспортных систем, а также их взаимодействие с экономикой, природной средой, обществом и технологиями. Транспортная наука служит основой для создания современных, устойчивых и технологичных решений в сфере транспорта.
7. Научно-техническая деятельность в сфере транспорта охватывает широкий спектр вопросов, включая:
проектирование и оптимизацию транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, инфраструктура железнодорожного транспорта, морские и речные порты, аэропорты);
управление транспортными потоками и логистикой;
разработку интеллектуальных транспортных систем и цифровых технологий (например, навигация, автоматизация);
анализ экономической эффективности и экологического влияния транспорта на окружающую среду;
исследование безопасности, правовых норм и социальных аспектов транспорта (мобильность, доступность для населения, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья);
изучение и прогноз влияния природных опасностей на транспорт и его инфраструктуру;
изучение комплексного воздействия физических факторов транспорта на здоровье работников и население.
8. Ключевыми направлениями науки, фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, формирующими междисциплинарный фундамент транспортной науки, являются:
проектирование инфраструктуры, расчет пропускной способности, разработка систем управления движением;
создание транспортных средств, в том числе автономных, совершенствование двигателей и материалов (в том числе в сфере локомотиво- и вагоностроения, автомобильной промышленности, судо- и авиастроения);
разработка и внедрение технологий управления рисками воздействия физических факторов транспортной среды на здоровье, в том числе для обеспечения активного трудового долголетия и увеличения продолжительности жизни населения;
развитие технологий возведения мостов, тоннелей, дорожных покрытий с учетом оценок сейсмической и геодинамической опасности, наличия и эволюции многолетне-мерзлых пород;
развитие технологий инженерных изысканий при строительстве транспортной инфраструктуры;
в сфере энергетики - переход на альтернативные источники энергии, включая электричество и водородное топливо, а также создание инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта и транспорта на водородном топливе;
развитие информационных технологий и больших данных;
развитие искусственного интеллекта и машинного обучения;
проектирование и разработка автоматизированных систем управления;
управление крупномасштабными и сетевыми производственными, транспортными, логистическими, энергетическими и другими инфраструктурными системами;
в сфере климатологии - устойчивость транспортных систем к экстремальным погодным условиям, адаптация транспорта и инфраструктуры к глобальным изменениям климата;
в сфере науки о Земле - изучение и прогноз природных катастроф, деградации вечной мерзлоты, изменения уровня рек и морей, экстремальных погодных явлений, несущей способности грунтов, инженерная геология и геофизика;
развитие геоинформационных систем;
изучение влияния транспорта на развитие социальных систем;
градостроительство;
регионоведение и география;
психологические и когнитивные науки;
экология и пространственная экономика;
отраслевая экономика;
юридические науки.
9. Областями научных знаний, на основе результатов которых развиваются транспортные технологии, являются естественные, технические, общественные и медицинские науки.
III. Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого
развития транспортной системы
10. Транспортная наука играет ведущую историческую роль в развитии транспортной системы страны. Внедрение новых технологий, применение фундаментальных открытий в сфере транспорта позволили отечественному транспорту завоевать лидирующие позиции и создать одну из самых современных в мире транспортных систем.
11. Начало развития современной транспортной системы, основанной на достижениях науки, было положено в 1809 году, когда одновременно с созданием единого транспортного ведомства России - Управления водяными и сухопутными сообщениями были созданы Корпус инженеров путей сообщения и Институт Корпуса инженеров путей сообщения.
На протяжении XIX - начала XX века основополагающими являлись научные задачи, связанные с созданием железных дорог, развитием транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, водных сообщений, совершенствованием технологий транспортного строительства, реализацией крупнейшего в мире проекта строительства Транссибирской магистрали, формированием отраслевого законодательства. Активное развитие получили транспортное образование и наука, были созданы специализированные научно-исследовательские организации транспортного комплекса.
В XX веке благодаря развитию транспортной науки решены сложнейшие технологические задачи и реализованы масштабные инфраструктурные проекты во всех видах транспорта, в том числе строительство метрополитенов, создание и производство отечественных пассажирских воздушных судов, локомотивов и вагонов, морских и речных судов, ледокольного флота, грузовых и пассажирских автомобилей, дорожно-строительной техники. Построена Байкало-Амурская магистраль, проведена массовая электрификация железных дорог, созданы системы управления воздушным движением и перевозками на всех видах транспорта. Создана сеть образовательных организаций, где профильными учеными сформулированы основные направления науки и научные специальности в области транспорта, сформированы научные школы. Важнейшим шагом стало создание в 1930-х годах в Академии наук СССР секции по научной разработке проблем транспорта, действовавшей до 1955 года.
В XXI веке транспортная система России развивается в условиях глобальных изменений, связанных с переходом на альтернативные источники энергии, цифровизацию и экологическую модернизацию. Особое внимание уделяется наземному автомобильному транспорту, в том числе осуществляющему пассажирские перевозки. Электробусы интегрируются в городские транспортные системы, производится отечественный электрический автомобильный транспорт, включая упомянутые электробусы, разрабатываются новые виды электрического автомобильного транспорта, в том числе для перевозки грузов, развивается сеть зарядной инфраструктуры для них. Развитие получают отечественные суда внутреннего плавания, работающие на электрической тяге, обеспечивающие экологически чистые пассажирские перевозки, а также реализуются работы по внедрению водородных силовых установок в транспортные средства.
12. Научную (научно-исследовательскую) деятельность в интересах транспортного комплекса на федеральном уровне ведут научные организации и образовательные организации высшего образования, научные организации, осуществляющие деятельность во взаимодействии с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" (далее - Российская академия наук) и под его научно-методическим руководством, центры компетенций и инфраструктурные центры для реализации программ по развитию отдельных направлений Национальной технологической инициативы, организации транспортного комплекса, Общероссийская общественная организация "Российская академия транспорта".
IV. Основные тенденции, вызовы, сдерживающие факторы
и возможности научно-технологического развития
транспортного комплекса
13. Современными вызовами для успешного функционирования и развития транспортной системы являются:
необходимость обеспечения эффективной связанности территории Российской Федерации в силу уникального географического положения страны и протяженности ее территории;
масштабные санкционные ограничения, приводящие к дестабилизации глобальных логистических связей;
требование независимости транспортного комплекса, в том числе транспортных средств, технологического оборудования и аппаратно-программного обеспечения систем управления, от импортных критических технологий;
разнообразие природных и горно-геологических условий в районах размещения транспортной инфраструктуры, усиление климатических, экологических и других природных рисков;
дефицит трудовых ресурсов;
рост угроз несанкционированного вмешательства в работу транспортного комплекса;
ужесточение международных конвенционных требований в сфере транспорта.
14. Перед транспортной наукой стоят вызовы, направленные на достижение технологического лидерства и суверенитета с учетом основных мировых трендов развития, связанные с развитием высокоскоростного железнодорожного движения, беспилотных, автономных и высокоавтоматизированных транспортных средств, обеспечением транспортной безопасности, интеллектуализацией транспортных систем, созданием Трансарктического транспортного коридора, развитием технологий быстровозводимой, эффективной, экономичной и долговечной транспортной инфраструктуры, новых, экологичных и высокоскоростных транспортных средств на альтернативных источниках энергии, включая электрический автомобильный транспорт и водородный транспорт, созданием инфраструктуры для них, а также с бесшовным транспортным пространством, взаимопроникновением и универсализацией технологий.
15. Значимыми факторами, сдерживающими научно-технологическое обеспечение транспортного комплекса, являются:
недостаточная координация государственной поддержки научных исследований в интересах транспорта;
недостаточная полнота нормативных документов,
регламентирующих проведение научных исследований для отраслей транспорта;
медленное внедрение механизмов, исключающих дублирование тематик научной деятельности и обеспечивающих их преемственность;
отсутствие по ряду направлений конкурентоспособных отраслевых научных центров, способных на необходимом уровне проводить научные исследования и осуществлять экспериментальные разработки;
отсутствие в Российской академии наук профильной секции, специализирующейся на рассмотрении фундаментальных научных проблем и проведении научной экспертизы в сфере транспорта;
дефицит современного отечественного оборудования, предназначенного для проведения научных исследований и испытаний в сфере транспорта в отраслевых научных организациях; низкая эффективность отраслевой аспирантуры.
16. Опыт и возможности, позитивно влияющие на научно-технологическое развитие транспортного комплекса, включают:
наличие многолетних инженерных и исследовательских традиций, преемственность специализации в сфере транспортных задач, сопряженных с задачами отрасли;
наличие подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации и находящихся в ведении подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств (далее - подведомственные организации) отраслевых научных организаций и образовательных организаций высшего образования с широким спектром компетенций;
большой опыт выполнения прикладных научных исследований, востребованных организациями транспортного комплекса (в среднем до 80 процентов научных работ выполняется на основе договоров);
опыт проведения фундаментальных научных исследований;
опыт участия отраслевых образовательных организаций высшего образования в реализации стратегических проектов отраслевой направленности в рамках программы стратегического академического лидерства, реализуемой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2020 г. N 3697-р;
опыт реализации отраслевыми научными организациями программ инновационного развития;
опыт организации консорциумов отраслевых научных организаций и образовательных организаций высшего образования, организаций транспортного комплекса, внеотраслевых предпринимательских организаций, образовательных организаций высшего образования, научных и внедренческих организаций для реализации комплексных тематически интегрированных проектов;
опыт участия в работе по развитию высокотехнологичных областей;
участие отраслевых научных организаций и образовательных организаций высшего образования в деятельности научно-образовательных центров мирового уровня;
опыт поддержки со стороны организаций транспортного комплекса научных исследований, проводимых отраслевыми образовательными организациями высшего образования (выделение грантов, стажировки, выделение ресурсов на создание и оснащение лабораторий);
наличие новых (в том числе запатентованных) технологических и конструктивно-компоновочных решений, новых научно-технических решений в сфере развития различных видов транспорта, безопасного функционирования транспортного комплекса.
V. Цель Концепции и направления научно-технологического
развития транспортного комплекса
17. Целью настоящей Концепции является научно-технологическое развитие транспортного комплекса для создания высококонкурентной на мировом уровне, высокотехнологичной и эффективной транспортно-логистической системы.
18. Направления научно-технологического развития транспортного комплекса учитывают комплексные задачи в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, вызовы и задачи в области транспорта (включая автомобильный транспорт, пассажирский транспорт общего пользования в городских агломерациях, воздушный, железнодорожный, морской и речной транспорт, безопасность на транспорте, дорожное хозяйство, обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации), а также разработку технологий, связанных с требованиями, предусмотренными международными конвенциями и соглашениями, принятыми в рамках Международной морской организации, Международной организации гражданской авиации, Организации сотрудничества железных дорог, Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.
19. К ключевым направлениям научно-технологического развития транспортного комплекса относятся:
разработка новых видов транспортной техники, технологии высокоавтоматизированных, беспилотных и автономных транспортных средств, а также зарядных станций для электрического автомобильного транспорта и водородных заправочных станций для водородного транспорта;
развитие технологий, инфраструктуры и подвижного состава для обеспечения высокоскоростных перевозок;
применение новых источников энергии для транспорта;
разработка современных технологий связи и коммуникаций, интеллектуальных транспортных систем;
создание новых материалов и технологий для транспортного строительства и содержания транспортной инфраструктуры, эксплуатации транспортных средств;
совершенствование мер обеспечения комплексной безопасности;
цифровизация и внедрение принципов платформенной экономики, обеспечивающих снижение транспортных издержек и повышение эффективности логистической функциональности транспортного комплекса.
20. Ключевые направления научно-технологического развития транспортного комплекса реализуются во взаимосвязи с развитием важнейших наукоемких технологий, в частности:
с критическими технологиями создания высокоэффективных систем генерации, распределения и хранения энергии (в том числе атомной), микроэлектроники и фотоники для систем хранения, обработки, передачи и защиты информации, защищенных квантовых систем передачи данных;
с технологиями создания доверенного и защищенного системного и прикладного программного обеспечения, в том числе для управления социальными и экономически значимыми системами, космического приборостроения для развития современных систем связи, навигации и дистанционного зондирования Земли, системного анализа и прогноза социально-экономического развития и безопасности Российской Федерации в формирующемся миропорядке;
с технологиями мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды и изменения климата (в том числе ключевых районов Мирового океана, морей Российской Федерации, Арктики и Антарктики);
с технологиями предупреждения и снижения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, негативных социально-экономических последствий;
со сквозными технологиями создания новых материалов с заданными свойствами и эксплуатационными характеристиками, искусственного интеллекта, создания отечественных средств производства и научного приборостроения, природоподобных технологий.
21. Основными направлениями фундаментальных научных, поисковых прикладных исследований в сфере транспорта являются:
прогнозное моделирование направлений и масштаба развития транспортной системы Российской Федерации с учетом данных природно-ресурсных изысканий и разработок, климатических, стоимостных, региональных природных факторов, геологических и грунтовых условий, оценок сейсмической и геодинамической опасности, необходимости повышения связанности территории страны и преодоления экономических дисбалансов развития;
комплексная оценка стоимости транспортной составляющей при разработке проектов по добыче полезных ископаемых;
определение методов многокритериального предиктивного управления пространственно распределенными системами на основе интеллектуальной обработки с использованием технологии больших данных и имитационного моделирования;
оценка и математическое обоснование производительности алгоритмов управления потоками данных в режиме реального времени;
математический анализ и управление сложными техническими системами;
разработка архитектуры среды управления потоками данных для беспилотных транспортных средств;
использование систем спутникового навигационного, геоинформационного, картографического обеспечения в системах управления транспортом;
спутниковый и наземный мониторинг, оценка и прогноз влияния природных факторов на объекты транспортной инфраструктуры и эксплуатацию транспортных средств;
прогноз на основе данных гидрологии и климатических моделей ледовой обстановки на Северном морском пути, изменения уровня рек и внутренних морей для обеспечения судоходства и сохранности портовой инфраструктуры;
составление вероятностных моделей для сенсоров и их верификация;
использование искусственного интеллекта для решения задач обеспечения транспортной безопасности;
внедрение мультиагентного подхода и технологий создания распределенных реестров;
разработка методов обеспечения киберзащищенности и защиты от кибератак;
экологический анализ влияния на окружающую среду строительства транспортной инфраструктуры и эксплуатации транспортных средств;
решение вопросов санитарии и гигиены, сохранения здоровья населения, профилактики профессиональных заболеваний, транспортной медицины, реализации конвенционных требований в сфере охраны здоровья работников транспорта;
прогнозирование индивидуального и группового поведения людей при управлении и использовании ими транспортных систем с целью повышения их безопасности и снижения аварийности;
правовое обеспечение разработки и внедрения новых технологий в сфере транспортного комплекса, обеспечения безопасности транспортных потоков и безопасности на транспорте;
статистический анализ транспортной деятельности;
разработка отраслевых стандартов ведения ответственного бизнеса в транспортной сфере.
22. Основными перспективными транспортными технологиями являются:
высокоскоростные транспортные системы;
технологии магнитной левитации;
технологии вакуумно-трубопроводного транспорта;
подвесные рельсовые системы;
технологии эксплуатации экранопланов и конвертопланов, воздушных судов с вертикальным взлетом и посадкой;
технологии создания и эксплуатации сверхзвуковых воздушных судов гражданского назначения;
технологии грузовых и пассажирских дирижаблей;
гибридные двигательные установки;
транспортные средства с электродвигателями, включая аппараты вертикального взлета и посадки;
инфраструктура, необходимая для эксплуатации автономных транспортных средств;
подключенные транспортные системы;
расширенная сфера использования автономных транспортных средств, гражданских беспилотных авиационных систем (в частности, грузоперевозки, сельское хозяйство, метеорология, ретрансляция, обслуживание и мониторинг объектов инфраструктуры, технический контроль транспортных средств);
средства аэромобильности;
перспективные, в том числе автоматические, средства индивидуальной мобильности;
системы навигации;
защищенные от внешнего вмешательства системы связи и информационные системы;
технологии дистанционного зондирования;
технологии цифрового моделирования объектов;
производство новых материалов, предназначенных в том числе для использования в тяжелых условиях эксплуатации;
технологии цифрового управления процессами перевозок и транспортными системами;
транспортные средства для работы в нескольких природных средах (воздушной, наземной, водной, подводной).
VI. Задачи научно-технологического развития
транспортного комплекса
23. Стратегические задачи, решаемые за счет научно-технологического развития транспортного комплекса, включают:
повышение скорости движения, энергоэффективности и комфортабельности транспортной системы;
внедрение новых материалов при конструировании транспортных средств и строительстве транспортной инфраструктуры;
совершенствование систем связи и навигации, включая решение проблем кибербезопасности;
цифровизацию транспортной системы, внедрение принципов платформенной экономики, методов искусственного интеллекта и интернета вещей для управления транспортными системами, повышения их безопасности и снижения аварийности на всех видах транспорта;
переход на экологичные виды топлива (энергии), развитие инфраструктуры для электрического автомобильного транспорта и автономных транспортных средств.
24. Организационные задачи научно-технологического развития транспортного комплекса включают:
формирование эффективной системы управления в области транспортной науки, технологий и производства;
обеспечение единого научно-технологического пространства, ориентированного на решение государственных задач и удовлетворение потребностей транспортного комплекса и общества;
создание инфраструктуры и условий для проведения научных исследований и осуществления экспериментальных разработок в транспортном комплексе, внедрения наукоемких технологий, отвечающих современным принципам организации научной, научно - технической и инновационной деятельности транспортного комплекса, на основе лучших российских и мировых практик;
развитие потенциала подведомственных организаций и организаций транспортного комплекса, создание сети центров научно-технологических компетенций;
обеспечение высококвалифицированными кадрами транспортной науки, создание возможности для выявления и воспитания талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области транспортной науки, технологий и технологического предпринимательства за счет сохранения и развития интеллектуального потенциала науки, повышения престижа профессии ученого и транспортного инженера;
повышение эффективности системы взаимодействия науки, технологий и производства в транспортном комплексе за счет повышения восприимчивости транспортного комплекса и общества к новым технологиям, создания условий для развития наукоемкого предпринимательства, а также усиления взаимодействия транспортного комплекса с транспортным машиностроением;
формирование модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области транспортных научных исследований и разработок, позволяющей защитить национальные интересы Российской Федерации в условиях внешнего давления, сохранить идентичность отечественной транспортной науки и повысить ее эффективность за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.
25. В целях формирования эффективной системы управления научными исследованиями и разработками в транспортной отрасли предусматриваются:
формирование системы научно-технологического прогнозирования и предиктивной аналитики научных, технологических, социально-экономических трендов транспортной отрасли;
разработка и регулярная актуализация комплексной программы научных исследований и технологических разработок для транспортного комплекса, включая перечень приоритетных направлений проведения научных исследований и экспериментальных разработок;
обеспечение научно-технического сопровождения реализации проектов, включая проведение научных исследований, проектно-аналитических работ;
методологическое и методическое обеспечение проведения научной (научно-технической) экспертизы на различных стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов в сфере транспорта при участии Российской академии наук;
активное участие в государственных и общественных программах поддержки.
26. В целях развития единого отраслевого научно-технологического пространства транспортной отрасли предусматриваются:
укрепление эффективного взаимодействия с Российской академией наук по широкому кругу актуальных научных направлений;
обеспечение проведения комплексных научных исследований в сетевом режиме объединенными научно-исследовательскими коллективами по ключевым направлениям развития транспортной отрасли;
формирование эффективной системы отраслевого взаимодействия в сфере науки и технологий на базе создания единой отраслевой платформы взаимодействия ученых и исследователей, работающих по тематике научно-технологического развития транспортного комплекса, в рамках домена "Наука и инновации";
создание единой системы научной издательской деятельности в сфере транспорта;
завершение создания ключевого элемента научно-технологической инновационной экосистемы транспортной отрасли - многофункционального технологического кластера "Образцово" для проведения научных исследований и технологических разработок;
создание в составе Российской академии наук секции по проблемам транспорта для обеспечения научной координации и экспертизы фундаментальных научных исследований в области транспорта;
формирование института квалифицированного заказчика в Министерстве транспорта Российской Федерации и подведомственных организациях;
включение представителей транспортной науки в состав органов государственной власти Российской Федерации, определяющих государственную политику в сфере науки;
создание условий для подключения научных организаций и образовательных организаций высшего образования, проводящих научные исследования в сфере транспорта, к реализации государственных программ развития фундаментальных научных исследований;
формирование ежегодной программы (календаря) проведения наиболее важных научных мероприятий по тематике научно-технологического развития транспортного комплекса.
27. В целях создания инфраструктуры и условий для проведения научных исследований и осуществления экспериментальных разработок в транспортном комплексе, развития потенциала подведомственных организаций и организаций транспортного комплекса предусматриваются:
создание центров научно-технологических компетенций, лабораторий по приоритетным направлениям научно-технологического развития транспортного комплекса;
оснащение центров научно-технологических компетенций современным оборудованием, предназначенным для проведения научных исследований и испытаний в сфере транспорта;
обеспечение широкого доступа исследователей и исследовательских коллективов к информационным ресурсам, результатам научных исследований, научной инфраструктуре, к технологическим разработкам в системе транспортной науки;
расширение присутствия отраслевых образовательных организаций высшего образования в российских и зарубежных международных рейтингах;
поддержка участия отраслевых образовательных организаций высшего образования и научных организаций в конкурсах на получение мер государственной поддержки, грантов организаций для ведения фундаментальных научных, поисковых и прикладных научных исследований.
28. В целях обеспечения высококвалифицированными кадрами транспортной науки, создания возможности для выявления и воспитания талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области транспортной науки, технологий и технологического предпринимательства предусматриваются:
активное участие представителей молодежной науки в Конгрессе молодых ученых на федеральной территории "Сириус" и в других президентских программах поддержки молодежной науки;
формирование системы конкурсов на лучшие научные публикации в сфере транспорта;
создание единого информационного портала отраслевых научных организаций и образовательных организаций высшего образования с размещением возможной для открытого доступа информации о научной и (или) научно-технической деятельности;
формирование единой отраслевой системы поддержки молодых ученых;
реинжиниринг программ отраслевой аспирантуры и докторантуры с их целевой ориентацией на решение предусмотренных настоящей Концепцией задач;
повышение вовлеченности студентов и аспирантов в решение реальных проблем транспортных организаций;
создание единой системы выявления талантливой молодежи, воспитания и содействия успешной карьере в области науки, технологий и технологического предпринимательства;
увеличение количества диссертационных советов по транспортным научным специальностям;
расширение отраслевой экосистемы конкурсов научно-технической направленности для юношества, молодежи, студентов и молодых ученых;
внедрение практики увязки проектной деятельности с ключевыми направлениями научных исследований;
расширение лучших практик ранней профессиональной ориентации детей и вовлечение в научно-техническую деятельность большего числа организаций;
расширение механизмов связанности подготовки научных кадров высшей квалификации с интересами технологического развития транспортного комплекса и его организаций;
создание единого отраслевого научного студенческого общества на базе студенческих конструкторских бюро;
подготовка современных управленческих кадров в сфере организации исследовательской, внедренческой и научно-технологической деятельности.
29. В целях повышения эффективности системы взаимодействия науки, технологий и производства в транспортном комплексе, повышения восприимчивости транспортного комплекса и общества к новым технологиям, создания условий для развития наукоемкого предпринимательства, а также усиления взаимодействия транспортного комплекса с транспортным машиностроением предусматриваются:
формирование на базе отраслевых образовательных организаций высшего образования центров трансфера технологий, центров развития молодежного технологического предпринимательства (бизнес-инкубаторов), стартапов, сфокусированных на научно-технологических решениях;
выделение студентам на конкурсной основе грантов на создание стартапов;
организация единых для транспортной отрасли тренингов предпринимательских компетенций;
организация общеотраслевых акселерационных программ;
привлечение специализированных компаний по инвестированию в студенческие стартапы;
расширение на все отраслевые научные организации и образовательные организации высшего образования деятельности студенческих конструкторских бюро;
учет при оценке деятельности отраслевых научных организаций и образовательных организаций высшего образования наличия результатов деятельности студенческих конструкторских бюро в виде разработанных прототипов (действующих моделей), программного обеспечения, показателей деятельности центров трансфера технологий и результатов развития молодежного предпринимательства;
содействие ускорению процесса трансфера технологий между разработчиками и потребителями за счет совершенствования механизмов трансфера технологий в формате формирования заказа с ориентацией на технологические потребности организаций транспортного комплекса.
30. В целях формирования модели международного научно - технического сотрудничества и международной интеграции в области транспортных научных исследований и разработок предусматриваются:
обеспечение ускоренного развития научно-технического сотрудничества в рамках Союзного государства, с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (с учетом возможностей и особенностей каждой страны) и дружественными иностранными государствами, прежде всего в рамках БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза;
участие российских ученых и исследовательских коллективов в международных проектах, предоставляющих доступ к новым компетенциям и (или) ресурсам, исходя из необходимости обеспечения национальных интересов Российской Федерации;
участие представителей российской транспортной науки в качестве экспертов в деятельности международных профильных организаций с участием Российской Федерации;
взаимодействие с разработчиками международных стандартов, в том числе в сферах гражданской авиации и морского судоходства, в целях учета интересов и опыта Российской Федерации;
развитие международной научной и (или) научно-технической деятельности по тематике научно-технологического развития транспортного комплекса во взаимодействии с дружественными иностранными государствами;
участие в международных конкурсах по линии Российского научного фонда;
задействование научной составляющей при организации сетевого взаимодействия отраслевых образовательных организаций высшего образования;
изменение статуса проводимых при участии Министерства транспорта Российской Федерации конкурсных мероприятий научно-технологической направленности в целях участия в них граждан дружественных иностранных государств.
VII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
31. В целях реализации настоящей Концепции Министерством транспорта Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями утверждается план мероприятий по решению стратегических и организационных задач научно-технологического развития транспортного комплекса. Указанный план актуализируется по мере необходимости.
32. Ключевыми результатами реализации настоящей Концепции будут являться:
формирование принципиально новой модели управления научными исследованиями для задач транспортного комплекса;
создание в составе Российской академии наук секции по проблемам транспорта для обеспечения научной координации и экспертизы фундаментальных научных исследований в области транспорта;
подготовка предложений по формированию раздела "Транспорт" в государственной программе Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
реализация регулярно актуализируемой комплексной программы научных исследований и технологических разработок для транспортного комплекса, приоритетных направлений проведения научных исследований и экспериментальных разработок, осуществляемых как подведомственными организациями, так и ведущими научными центрами страны;
создание научно-исследовательского института транспорта в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Российский университет транспорта" для проведения и координации научных исследований и экспериментальных разработок для транспортного комплекса, научно-технологического прогнозирования и предиктивной аналитики трендов развития транспортной отрасли;
развитие существующих и создание не менее 9 центров научно-технологических компетенций, не менее 50 лабораторий, деятельность которых распространяется на все приоритетные направления научно-технологического развития транспортного комплекса и позволяет проводить квалифицированную экспертизу, разрабатывать и сопровождать внедрение технических решений, осуществлять долгосрочный прогноз развития технологических направлений, используемый при принятии управленческих решений.
33. Деятельность центров научно-технологических компетенций будет осуществляться в том числе по следующим направлениям:
высокоскоростное железнодорожное движение;
транспортная безопасность;
автономные (беспилотные) транспортные средства, электрический автомобильный транспорт и зарядная инфраструктура для него, а также транспорт на водородном топливе и водородные заправочные станции;
интеллектуализация транспортных систем;
Трансарктический транспортный коридор;
новые инфраструктурные технологии;
перспективные транспортные системы;
новые технологии транспортной логистики (включая вопросы транспортно-экономического баланса и международных транспортных коридоров);
общеотраслевые транспортные и сквозные технологии.
Планируется достижение следующих показателей:
рост числа разработанных и внедренных в транспортном комплексе суверенных и лидирующих технологий;
увеличение числа созданных в целях научно-технологического развития транспортного комплекса объединений (в форме консорциумов и иных организационных формах) подведомственных организаций, организаций транспортного комплекса и иных организаций для ведения совместной научно-исследовательской и инновационной деятельности;
увеличение абсолютного количества выполненных фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований при сохранении преимущественной доли прикладных научных исследований;
увеличение числа участников проводимых конкурсов научно-технической направленности;
увеличение общего количества участников научных студенческих обществ, студенческих научно-конструкторских бюро, молодых ученых, в том числе трудоустроившихся после окончания освоения программ подготовки кадров высшей научной квалификации, обучающихся и прошедших обучение по программам, связанным с цифровыми компетенциями, проектной деятельностью, молодежным предпринимательством, с использованием современного учебно-тренажерного оборудования.
VIII. Инструменты реализации Концепции
34. Ключевыми инструментами реализации настоящей Концепции являются:
интеграция достижений транспортной науки в процессы реализации национальных проектов, государственных программ и иных программных и стратегических документов государства и организаций, связанных с транспортной отраслью;
сопряжение транспортной науки с государственной политикой в области научно-технологического развития транспортного комплекса через соответствующие институты и инструменты.
35. Инструментами реализации настоящей Концепции являются:
национальные проекты (программы) и предусмотренные ими федеральные проекты;
программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;
плановые и программно-целевые документы, программы инновационного развития государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и иных организаций, созданные на основании федеральных законов, направленные на развитие науки, технологий и технологического предпринимательства;
государственные программы Российской Федерации;
реализуемые совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мероприятия в рамках приоритетных направлений на основе плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 25 июля 2022 г. N 2036-р;
реализация инициативы по созданию отраслевого сегмента домена "Наука и инновации".
36. Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов и государственных программ Российской Федерации, а также за счет внебюджетных источников.
IX. Мониторинг и контроль реализации Концепции
37. Мониторинг и контроль реализации настоящей Концепции осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации на основе данных официального статистического наблюдения, а также иной информации, предоставляемой федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их сферой ведения.
Министерство транспорта Российской Федерации ежегодно подготавливает доклад о реализации настоящей Концепции, размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и федеральной информационной системе стратегического планирования, за исключением включенных в этот доклад сведений, отнесенных к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, и до 1 июня года, следующего за отчетным периодом, представляет его в Министерство экономического развития Российской Федерации.
38. Перечень показателей в области научно-технологического развития для подведомственных организаций разрабатывается и утверждается Министерством транспорта Российской Федерации и включает в соответствии с перечнем показателей эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации и количественными значениями показателей эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2025 г. N 880-р, в том числе следующие показатели:
доля молодых ученых (исследователей) в рамках исследований;
число заявок российских заявителей на выдачу патентов;
количество публикаций в высокорейтинговых журналах и по итогам выступлений на конференциях уровня А <*>;
число исследователей с публикациями в высокорейтинговых журналах и (или) по итогам выступлений на конференциях уровня А <*>;
количество разработанных важнейших наукоемких технологий.