ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 мая 2012 г. N 854-р
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" на 2012 - 2021 годы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 мая 2012 г. N 854-р
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
НА 2012 - 2021 ГОДЫ
I. Общие положения
Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" на 2012 - 2021 годы (далее соответственно - программа, университет) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 18 июля 2011 г. N 958 "О создании Северо-Кавказского федерального университета в Северо-Кавказском федеральном округе".
Реализация программы позволит придать университету как образовательной организации высшего образования статус инновационного научно-образовательного комплекса.
Университет формируется как:
уникальное ядро научно-образовательного и инновационного сектора экономики Северо-Кавказского федерального округа, обеспечивающее подготовку квалифицированных кадров для решения задач приоритетных направлений социально-экономического развития региона;
ведущая экспертная площадка для межкультурного диалога в полиэтническом социуме региона и ближнего зарубежья;
значимый фактор снижения социального напряжения посредством оптимизации межэтнического, межконфессионального взаимодействия, укрепления консолидирующей роли русского языка и русской культуры, формирования у выпускников российской гражданской идентичности, патриотизма, общекультурной компетентности и правового сознания;
ключевой центр геополитического влияния России через развитие образовательных, научных и культурных связей регионов, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, с приграничными государствами.
Приоритетные направления развития и конкретные мероприятия программы обусловлены необходимостью решения ключевых задач социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и Российской Федерации в целом. Инновационное развитие университета должно оказать существенное влияние на реализацию политики модернизации региона по направлениям, определенным в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 6 сентября 2010 г. N 1485-р (далее - Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа), и в долгосрочной перспективе обеспечить сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии субъектов Северо-Кавказского федерального округа и качестве жизни на территории указанных субъектов, обеспечить выравнивание их развития в сравнении с экономически развитыми субъектами Российской Федерации, прежде всего в столь значимой для общества сфере, как образование.
Особенностью Северо-Кавказского федерального округа является полиэтничность, поликультурность и поликонфессиональность населения. Актуальны проблемы сохранения и развития традиций русской культуры, русской литературы, русского языка как государственного языка и универсального средства общения народов Северного Кавказа, а также задачи совершенствования этнического и межкультурного диалога, что будет учитываться при подготовке кадров.
Прорыв в экономике Северного Кавказа возможен за счет значительного роста производительности труда на предприятиях Северо-Кавказского федерального округа, совершенствования системы управления хозяйственным комплексом округа, внедрения административных, технологических и социальных инноваций и практик.
Образовательное, научное, инновационное и культурно-просветительское направления деятельности университета будут организованы в том числе путем сетевого взаимодействия с учреждениями среднего профессионального и высшего образования, научными организациями, расположенными на территории Северо-Кавказского федерального округа, с учетом лучших практик системы профессионального образования в субъектах региона.
Для эффективной интеграции университета с системой профессионального образования Северо-Кавказского федерального округа будут создаваться научно-образовательные центры, научно-исследовательские институты, базовые междисциплинарные кафедры и другие структурные подразделения, что позволит университету стать центром научно-образовательного комплекса Северного Кавказа, так как именно благодаря его инновационной инфраструктуре будет обеспечиваться эффективный трансфер лучших в России образовательных, научных и инновационных практик.
Кроме того, планируется развивать сотрудничество университета с ведущими научными организациями, расположенными на территории Северо-Кавказского федерального округа. Развитие университета предполагает также значительное расширение интеграционных процессов и сотрудничества с ведущими образовательными и научными организациями, а также с инновационными коммерческими организациями.
Университет обеспечит адекватную потребностям регионального рынка труда кадровую поддержку развития приоритетных отраслей экономики Северо-Кавказского федерального округа, а именно:
электроэнергетики - специалистами в области альтернативных источников энергии, энергосберегающих технологий, интеллектуальных сетей и гидроэнергетики;
туристско-рекреационного комплекса - специалистами в области рационального использования природных ресурсов, курортологии, создания туристско-рекреационной инфраструктуры, внедрения здоровьесберегающих технологий и разработки туристических продуктов;
промышленности, строительства и индустрии стройматериалов - специалистами в области организации производств, трансферта новейших технологий, обеспечивающих повышение эффективности и производительности труда, создания малых инновационных предприятий;
отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, - специалистами в области пищевой промышленности на основе новых технологий производства, методов селекции, генной инженерии, молекулярной генетики, микробиологии и др.;
биомедицинского и фармацевтического производства - специалистами в области медицинской биохимии, фармации.
В рамках приоритетных направлений развития Северо-Кавказского федерального округа в университете будут формироваться точки роста в научной и научно-инновационной сфере на основе исследований, уже сложившихся в образовательных организациях высшего образования, вошедших в состав университета и получивших российское и мировое признание. В ближайшей перспективе в университете получат приоритетное развитие инновационные научно-образовательные центры мирового уровня в таких областях, как нанотехнологии и новые материалы, биомедицинские и фармацевтические технологии, биотехнологии пищевых производств и переработки сельскохозяйственной продукции, аэрокосмические и геоинформационные технологии, территориальное планирование, нейрокомпьютеры, параллельные и высокопроизводительные вычисления, комплексная безопасность инфраструктурных объектов и территорий, гостиничный и туристический сервис, конфликтология, кавказоведение, культура и традиции народов Северного Кавказа, этнодемографические процессы.
II. Миссия, стратегическая цель и задачи
развития университета
Миссия университета - формирование человеческого и интеллектуального капитала, способного обеспечить конкурентное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Стратегическая цель - формирование университета как образовательного, научного, культурного и инновационного центра, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных кадров для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, торговли, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, социальной и других сфер деятельности в субъектах Северо-Кавказского федерального округа - кадров, способных решать стратегические задачи обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Северного Кавказа, повышения конкурентоспособности базовых отраслей регионального производства, развития социально-экономической инфраструктуры и снижения социально-политической напряженности. Результатом развития университета станет появление на Северном Кавказе конкурентоспособного на образовательном рынке ведущего университета, работающего на принципах единства научных, образовательных, экономических и социальных процессов, служащего процветанию государства и общества, входящего в число лидирующих российских научно-образовательных центров.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
осуществление политики в области науки и образования, согласующейся со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и с ориентирами модернизации национальной экономики и общественных отношений;
воспитание выпускников, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки и инновационным мышлением, востребованных на профильных рынках труда, способных генерировать новые знания и квалифицированно решать задачи, находящиеся в рамках их компетенции, - выпускников, идентифицирующих себя как граждан Российской Федерации, патриотов, с высоким уровнем общекультурной компетентности и правового сознания;
создание и развитие современной инфраструктуры, максимально реализующей инновационный потенциал университета посредством оптимизации процесса "фундаментальные исследования - прикладные исследования и разработки - внедрение научных (научно-технических) результатов", а также посредством формирования эффективных механизмов коммерциализации новых технологий, научных продуктов и услуг;
диверсификация образовательных услуг за счет расширения образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования;
обеспечение доступности среднего профессионального и высшего образования по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
развитие образовательного процесса в неразрывной связи с фундаментальными и прикладными исследованиями;
интеграция университета в мировое образовательное пространство на основе развития академической мобильности студентов, аспирантов, слушателей системы дополнительного профессионального образования и преподавателей;
проведение фундаментальных исследований по приоритетным направлениям науки;
осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и технологических разработок для развития региональной экономической системы по заказам предприятий при активном использовании механизма государственно-частного партнерства;
создание исследовательской корпоративной культуры посредством активного участия студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников в реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и коммерциализации их результатов;
активное внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий, повышающих качество подготовки выпускников, производительность труда преподавателей и эффективность организации учебной деятельности в университете;
формирование и совершенствование системы стратегического партнерства университета с государственными властными структурами и представителями бизнес-сообщества в реализации инновационных проектов;
полное информационное обеспечение всех направлений деятельности университета на основе передовых информационно-коммуникационных систем и технологий;
формирование эффективной системы управления университетом в аспекте модернизации научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры, совершенствования организационной структуры, обеспечения его финансовой стабильности как автономного учреждения;
принципиальное изменение системы менеджмента с целью повышения эффективности управления ресурсами на основе выявления проблемных точек управления в подразделениях и службах университета;
осуществление регулярного мониторинга показателей деятельности университета и оперативной корректировки стратегических решений вследствие объективных изменений внешней и внутренней среды;
усиление внутриуниверситетской интеграции, сотрудничества между структурными подразделениями (институтами) в организации учебного процесса, научно-исследовательской и инновационной деятельности;
популяризация бренда университета путем формирования сообщества выпускников университета, успешно конкурирующих на профильных сегментах отечественного и международного рынков труда, а также путем системной пропаганды достижений Северо-Кавказского федерального университета в сфере образования, науки, инновационной деятельности.
Характерной особенностью деятельности университета является высокий уровень полиэтничности обучающихся студентов в условиях многонационального населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Деятельность университета, направленная на обеспечение сбалансированности социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений населения округа, позволит решить задачи по снижению оттока русскоязычного населения из регионов округа, созданию комфортной среды среди многонациональной молодежи, формированию мотиваций и карьерных устремлений молодежи к трудоустройству и проживанию в регионах, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Решение образовательных, научно-инновационных и социокультурных задач региона с привлечением ресурсов университета станет важным фактором укрепления российской государственности на Северном Кавказе, экономической и политической целостности страны.
Приоритетными направлениями развития университета, на которых будут концентрироваться основные управленческие усилия, финансовые и человеческие ресурсы, являются:
развитие промышленности Северо-Кавказского федерального округа с использованием разработок университета в области наносистем и материалов, фундаментальной медицины, биомедицинских и фармацевтических технологий, химических процессов и технологий, пищевых биотехнологий, пищевой безопасности, машиностроения, технологий поиска, разведки, разработки месторождений нефти и газа, их добычи и переработки;
развитие технологической инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа, в том числе обеспечение энергоэффективности, энергосбережения и энергетической безопасности, развитие аэрокосмических и геоинформационных технологий, территориального планирования, информационно-телекоммуникационных технологий, строительных технологий и производства строительных материалов, транспорта и транспортно-логистических систем;
развитие рекреационного потенциала Северо-Кавказского федерального округа, в том числе туризма, гостиничного дела, сервиса и межкультурных коммуникаций, экологии, обеспечение биоразнообразия и рационального природопользования;
развитие социально-гуманитарных и экономических процессов в Северо-Кавказском федеральном округе, в том числе этнокультурных, этносоциальных, этнодемографических и этнополитических процессов, а также социально-гуманитарных технологий, укрепление роли русского языка как государственного и русской культуры, формирование общероссийской идентичности на Северном Кавказе, развитие экономико-финансовых институтов и системы управления Северо-Кавказского федерального округа, обеспечение государственного и правового регулирования экономики и социальной сферы Северо-Кавказского федерального округа, развитие институтов гражданского общества и демократических традиций формирования и функционирования власти.
III. Мероприятия программы и этапы их реализации
Реализация приоритетных направлений развития университета будет осуществлена на основе согласованных по срокам и результатам мероприятий, сгруппированных по следующим направлениям:
модернизация образовательной деятельности;
модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности;
развитие кадрового потенциала университета;
модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры;
повышение эффективности управления университетом.
Реализация мероприятий направлена на достижение основной цели создания и развития университета и решение задач приоритетных направлений его развития и осуществляется в 2 этапа:
I этап (2012 - 2018 годы) - организация всех видов деятельности университета, ориентированная на его развитие как ведущего центра образования и науки Северо-Кавказского федерального округа, включает в себя:
внедрение инновационных образовательных программ с учетом потребностей работодателей;
создание научно-исследовательских институтов, научно-образовательных центров, лабораторий, исследовательских групп, развитие их материально-технической базы;
модернизацию существующих учебно-лабораторных корпусов, общежитий, спортивно-оздоровительных комплексов и др.;
широкое внедрение современных информационных технологий в образовательную, научно-исследовательскую и инновационную деятельность и управление университетом;
расширение международного сотрудничества с крупнейшими научными и образовательными центрами, а также связей с ведущими образовательными организациями высшего образования и исследовательскими центрами России, привлечение известных российских и зарубежных ученых, развитие академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей;
II этап (2019 - 2021 годы) - динамичное развитие университета, являющегося научно-образовательным центром мирового уровня, включает в себя:
вхождение университета в рейтинги образовательных организаций высшего образования России;
выход университета на высокий уровень в создании и внедрении инновационной продукции;
обеспечение динамики развития университета преимущественно за счет средств, полученных в результате научно-исследовательской и инновационной деятельности.
План реализации мероприятий программы приведен в приложении N 1.
Объемы финансового обеспечения мероприятий программы приведены в приложении N 2.
Целевые показатели (индикаторы) программы, по достижении плановых значений которых Министерством образования и науки Российской Федерации предусматривается проведение оценки эффективности реализации программы, приведены в приложении N 3.
IV. Финансовое обеспечение программы
Общий бюджет программы для обеспечения реализации мероприятий в период с 2012 по 2021 год составит 7,662 млрд. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета в объеме 4,817 млрд. рублей в 2012 - 2016 годах, из них: в 2012 - 2014 годах субсидия на государственное задание 2,98 млрд. рублей, в 2015 - 2016 годах субсидия на иные цели 1,837 млрд. рублей;
средства от приносящей доход деятельности в объеме 2,845 млрд. рублей.
Для реализации программы кроме ассигнований федерального бюджета будут привлечены средства, поступающие в университет в порядке оплаты услуг, работ и продукции, производимых в рамках программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также средства, полученные от разрешенной законодательством Российской Федерации деятельности, включая сотрудничество с бизнесом, участие в различных программах, венчурное финансирование, доходы от управления объектами интеллектуальной собственности.
Основные направления расходования средств определены мероприятиями программы, реализация которых будет способствовать достижению целевых показателей и показателей мониторинга эффективности деятельности университета.
V. Ожидаемые результаты и риски реализации программы
В результате реализации программы к 2021 году на Северном Кавказе будет создан качественно новый научно-образовательный и инновационный университет, привлекающий талантливых молодых людей, ученых и специалистов, служащий каналом технологического и научного обмена со странами Южного Кавказа, Прикаспийского региона и Ближнего Востока. Университет будет обладать достаточным потенциалом для дальнейшего развития, в том числе за счет участия в решении задач социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и Российской Федерации в целом.
Университет к 2021 году достигнет целей программы, выполнив поставленные задачи. Региональный рынок труда будет насыщен высококвалифицированными кадрами с востребованными компетенциями. Участие университета в формировании инновационной инфраструктуры на основе технологических платформ на территории Северо-Кавказского федерального округа и в обеспечении технологической модернизации базовых отраслей Северного Кавказа приведет к:
повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, за счет роста производства наукоемкой продукции;
появлению уникальных технологий и продукции;
формированию на базе университета экспертных сообществ по приоритетным отраслям социально-экономического развития региона.
Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований на мировом уровне, разработка новых технологий будут иметь следствием:
формирование и признание на мировом уровне не менее 3 ведущих научных школ;
повышение вовлеченности профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательскую и инновационную деятельность.
Формирование инновационного пояса малых предприятий, ориентированных на коммерциализацию продуктов научно-исследовательской деятельности, будет способствовать:
организации дополнительных рабочих мест за счет расширения сферы наукоемких производств и создания малых и средних предприятий, занятых в сфере технологических инноваций;
повышению уровня коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;
повышению патентно-лицензионной и предпринимательской активности студентов и выпускников.
Участие университета в социокультурном развитии региона будет способствовать:
становлению университета как опорного элемента образовательной, научной и социальной региональной инфраструктуры;
обеспечению единства культурного пространства и доступности культурных ценностей для широких слоев населения;
сохранению этнокультурной идентичности и культурного наследия народов Северного Кавказа.
Реализация запланированных программой мероприятий связана с группой рисков, которые могут негативно повлиять на ее успешное выполнение. Предполагается нейтрализовать данные риски на основе следующих специально разработанных компенсирующих мероприятий:
несоответствие спектра специальностей и направлений подготовки кадров в университете структуре запроса рынка труда профессиональных кадров будет решаться путем оптимизации структуры подготовки в университете, а также путем диверсификации и обеспечения гибкости образовательных программ для удовлетворения потребностей социально-экономического развития Северного Кавказа;
работа по опережающей подготовке кадров в университете будет востребована только в случае соблюдения сроков и этапов социально-экономического развития региона, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Снижение этого риска будет достигнуто путем проектно-целевой подготовки профессиональных кадров, способных самостоятельно ориентироваться на рынке труда, в том числе мотивированных на реализацию предпринимательской активности;
слабая мотивация производственных и бизнес-структур Северного Кавказа в инвестировании в научную и образовательную деятельность университета будет компенсироваться взаимодействием с государственными корпорациями, акционерными обществами с государственным участием и институтами развития Северо-Кавказского федерального округа, а также с заинтересованными инвесторами из других регионов России и ближнего зарубежья;
концентрация большого количества студенческой молодежи в Ставропольском крае, разнообразного в этническом и конфессиональном плане, может привести к возникновению этнокультурного напряжения, межэтнических противоречий, проявлению бытового национализма, ксенофобии, локальным конфликтам в молодежной среде. Данные риски будут нейтрализоваться усилением организационно-воспитательной, информационно-просветительской работы с молодежью, формированием у нее этнокультурных компетенций в образовательной и воспитательной деятельности.
Приложение N 1
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Северо-Кавказский федеральный
университет" на 2012 - 2021 годы
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" НА 2012 - 2021 ГОДЫ
Наименование мероприятия | Основные результаты | Срок реализации |
I. Модернизация образовательной деятельности |
1. | Совершенствование содержания и структуры образовательных программ всех уровней и технологий обучения | сформированный портфель образовательных программ высшего образования и дополнительного профессионального образования в соответствии с нормативно-правовыми требованиями и требованиями профессиональных стандартов, ориентированных на потребности работодателей, в том числе адаптированных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (количество новых образовательных программ в 2021 году составит 70 единиц), что позволит увеличить численность слушателей сторонних организаций, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в университете, до 5 тыс. человек в 2021 году | 2012 - 2021 годы |
2. | Интеграция в российское и международное образовательное и научное пространство, а также развитие академической мобильности сотрудников и обучающихся университетов | реализация совместных образовательных программ с ведущими зарубежными и российскими университетами с использованием сетевой формы взаимодействия будет способствовать развитию академической мобильности сотрудников и обучающихся университета, а также достижению плановых значений показателей интернационализации и международного признания | 2012 - 2021 годы |
3. | Развитие материально-технической базы образовательной деятельности | современная материально-техническая база образовательной деятельности будет сформирована путем приобретения учебно-лабораторного оборудования, учебных симуляторов и виртуальных лабораторий, вычислительной техники, лицензионного программного обеспечения, телекоммуникационного мультимедийного оборудования; расширение библиотечного фонда, в том числе приобретение учебных и методических изданий, оформление подписки на базы данных учебной литературы; закупка типографского и издательского оборудования за счет средств от иной приносящей доход деятельности университета | 2012 - 2021 годы |
4. | Формирование и развитие системы управления качеством образовательного процесса, включая проведение профессионально-общественной аккредитации | повышение качества оказываемых университетом образовательных услуг будет способствовать увеличению удельного веса численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, имеющих диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра других организаций, в общей численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре до 31 процента в 2021 году | 2012 - 2021 годы |
5. | Формирование качественного контингента обучающихся, включая совершенствование профориентационной работы и довузовской подготовки, воспитание российской гражданской идентичности и формирование этнокультурных компетенций, развитие студенческого самоуправления, пропаганду здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта, а также творческой активности обучающихся посредством совершенствования материально-технической базы для развития воспитательной деятельности (в том числе повышения пространственной мобильности обучающихся) | реализация университетом комплекса мероприятий по формированию качественного контингента обучающихся будет способствовать привлечению в университет студентов с высоким баллом единого государственного экзамена, а реализация университетом внеучебных мероприятий позволит сформировать имидж университета как крупного социально-культурного и спортивного центра на территории Северо-Кавказского федерального округа, деятельность которого направлена на формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, этнокультурных компетенций, компетенций культуры русскоязычной устной и письменной речи, компетенций правовой культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | 2012 - 2021 годы |
II. Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности |
6. | Развитие материально-технической базы научно-исследовательских и инновационных структурных подразделений университета | создание передовой научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры университета, способствующей повышению качества и результативности исследований и разработок, позволит увеличить объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника до 230 млн. рублей в 2021 году, а также будет способствовать коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, число которых увеличится в 5 раз с 2015 по 2021 год | 2012 - 2021 годы |
7. | Создание системы управления научными исследованиями, в том числе посредством разработки автоматизированной подсистемы управления научными исследованиями и инновационной деятельностью, подписки на ведущие зарубежные базы данных научной периодики, а также внутриуниверситетского стимулирования научно-исследовательской и инновационной активности сотрудников университета | эффективная система управления научно-исследовательскими и инновационными процессами в университете будет способствовать становлению университета как ведущего научно-исследовательского и экспертного центра, обеспечивающего развитие приоритетных направлений экономики Северо-Кавказского федерального округа, и росту числа публикаций научно-педагогических работников университета, индексируемых в информационно-аналитических системах Web of Science и Scopus, и количества их цитирований | 2012 - 2021 годы |
III. Развитие кадрового потенциала университета |
8. | Формирование кадрового потенциала путем создания и реализации системы внутриуниверситетской конкурсной поддержки, повышения квалификации и организации профессиональной переподготовки, в том числе в форме стажировок обучающихся и сотрудников университета, а также привлечение высококвалифицированных российских и зарубежных специалистов | высококвалифицированный коллектив университета, владеющий широким набором профессиональных компетенций, в том числе и для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, и способный обеспечить подготовку востребованных кадров в интересах хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, сформированный в том числе за счет увеличения в 2,5 раза к 2021 году удельного веса научно-педагогических, инженерно-технических работников, административно-управленческого персонала и аспирантов, прошедших стажировки в российских и зарубежных учебных и научных центрах, на предприятиях и в организациях | 2012 - 2021 годы |
IV. Модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры |
9. | Модернизация зданий и сооружений университета, обеспечение комфортных и безопасных условий обучения, внеучебной деятельности, проживания, реализации научно-исследовательского и инновационного процесса; создание доступной среды для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья | создание современной инфраструктуры университета, оснащенной высокотехнологичным оборудованием, обеспечивающим комфортные и безопасные условия для реализации образовательной, научной, инновационной деятельности, способствующей гармоничному развитию личности и удовлетворению ее творческих и культурных потребностей | 2012 - 2021 годы |
10. | Развитие и модернизация IT-инфраструктуры университета и обеспечение ее функционирования и безопасности | обеспечение высокопроизводительной работы мультисервисной телекоммуникационной сети университета и центров обработки данных, организация высокоскоростных магистральных каналов связи; формирование современной IT-инфраструктуры университета, обеспечивающей эффективную реализацию образовательной, научной и инновационной деятельности университета; внедрение системы электронного документооборота | 2012 - 2021 годы |
V. Повышение эффективности управления университетом |
11. | Повышение эффективности системы управления университета, включая развитие организационной структуры, управленческой и финансовой деятельности | эффективная и экономически устойчивая организационная структура университета будет способствовать формированию бренда университета и его продвижению в российском и международном образовательном пространстве, вовлечению в управление университетом представителей органов исполнительной власти Ставропольского края и Северо-Кавказского федерального округа, бизнес-сообщества и общественных организаций | 2012 - 2021 годы |
Приложение N 2
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Северо-Кавказский федеральный
университет" на 2012 - 2021 годы
ОБЪЕМЫ
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
НА 2012 - 2021 ГОДЫ
Таблица 1
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
В 2012 - 2014 ГОДАХ
(млн. рублей)
Мероприятия | 2012 год | 2013 год | 2014 год <**> |
федеральный бюджет <*> | иные источники финансового обеспечения | федеральный бюджет <*> | иные источники финансового обеспечения | федеральный бюджет <*> | иные источники финансового обеспечения |
I. Модернизация образовательного процесса |
1. | Совершенствование содержания и структуры образовательных программ всех уровней и технологий обучения | 30 | - | 70 | - | 68,6 | - |
2. | Интеграция в российское и международное образовательное пространство | 15 | 5 | 15 | 6 | 19,6 | 6 |
3. | Развитие материально-технической базы образовательной деятельности | 350 | - | 250 | - | 196 | - |
4. | Формирование системы управления качеством образовательного процесса | 5 | - | 5 | - | - | 5 |
II. Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности |
5. | Развитие материально-технической базы научных исследований | 340 | 60 | 180 | 60 | 166,6 | 60 |
6. | Развитие материально-технической базы инновационной деятельности | - | - | 90 | - | 147 | - |
7. | Создание системы управления научными исследованиями | - | - | 10 | 5 | 9,8 | 5 |
III. Развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся |
8. | Формирование кадрового потенциала | - | - | 60 | - | 58,8 | - |
9. | Формирование качественного контингента обучающихся | 10 | 5 | 30 | 5 | 29,4 | 5 |
IV. Модернизация инфраструктуры |
10. | Модернизация зданий и сооружений университета, обеспечение комфортных и безопасных условий обучения, внеучебной деятельности, проживания, реализации научно-исследовательского и инновационного процесса <***> | 100 <***> | 20 | 160 <***> | 20 | 156,8 <***> | 30 |
11. | Развитие и модернизация IT-инфраструктуры и обеспечение ее функционирования и безопасности | 150 | 10 | 130 | 70 | 127,4 | 80 |
V. Совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления |
12. | Развитие системы управления | - | - | - | 4 | - | 4 |
Итого | 1000 | 100 | 1000 | 170 | 980 | 195 |
--------------------------------
<*> Средства федерального бюджета (субсидия на государственное задание).
<**> В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
<***> Без учета бюджетных ассигнований на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу.
Таблица 2
ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
В 2015 - 2021 ГОДАХ
(млн. рублей)
Источники средств | Годы реализации программы |
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год |
1. Модернизация образовательной деятельности |
Субсидия на иные цели (реализация программы) | 223 | 260 | - | - | - | - | - |
Приносящая доход деятельность | 21 | 20 | 190 | 173 | 193 | 198 | 178 |
2. Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности |
Субсидия на иные цели (реализация программы) | 233 | 425 | - | - | - | - | - |
Приносящая доход деятельность | 125 | 125 | 125 | 130 | 140 | 150 | 160 |
3. Развитие кадрового потенциала университета |
Субсидия на иные цели (реализация программы) | 52 | 55 | - | - | - | - | - |
Приносящая доход деятельность | 5 | 5 | 30 | 35 | 35 | 35 | 35 |
4. Модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры |
Субсидия на иные цели (реализация программы) | 349 | 240 | - | - | - | - | - |
Приносящая доход деятельность | 100 | 120 | - | 30 | 10 | - | - |
5. Повышение эффективности управления университетом |
Субсидия на иные цели (реализация программы) | - | - | - | - | - | - | - |
Приносящая доход деятельность | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Итого | | | | | | | |
Субсидия на иные цели (реализация программы) | 857 | 980 | - | - | - | - | - |
Приносящая доход деятельность | 253 | 272 | 347 | 370 | 380 | 384 | 374 |
Приложение N 3
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Северо-Кавказский федеральный
университет" на 2012 - 2021 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ)
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" НА 2012 - 2021 ГОДЫ
Таблица 1
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) В 2012 - 2014 ГОДАХ
Показатели | Единица измерения | 2012 год <*> | 2013 год | 2014 год |
I. Показатели успешности и конкурентоспособности университета, международного и национального признания в сфере образования |
1. | Количество новых образовательных программ, внедренных в образовательный процесс университета | единиц (нарастающим итогом) | 10 | 25 | 30 |
2. | Количество самостоятельно установленных образовательных стандартов и требований, разработанных и утвержденных в университете | единиц (нарастающим итогом) | 10 | 25 | 30 |
3. | Доля образовательных программ, в которых используются дистанционные образовательные технологии, в общем количестве образовательных программ университета | процентов | 5 | 15 | 25 |
4. | Доля студентов, вовлеченных в мероприятия в области этнокультурных отношений и правовой культуры, в общей численности студентов университета | процентов | 20 | 50 | 80 |
5. | Общая численность обучающихся в университете | тыс. человек | 15 | 20,5 | 21 |
6. | Общая численность обучающихся в университете по очной форме обучения | тыс. человек | 8 | 14 | 14,5 |
7. | Доля магистров в общей численности обучающихся в университете по очной форме по программам высшего образования | процентов | 1 | 5 | 10 |
8. | Доля учебных дисциплин (модулей) в университете, преподаваемых с использованием современного лабораторного, мультимедийного, технологического оборудования и программного обеспечения, в общем количестве учебных дисциплин | процентов | 20 | 35 | 50 |
9. | Количество слушателей из сторонних организаций, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в университете, на одного научно-педагогического работника | человек | 0,8 | 1,2 | 1,6 |
10. | Доля иностранных студентов, обучающихся в университете, без учета иностранных студентов из государств - участников СНГ | процентов | 0,2 | 0,2 | 0,3 |
11. | Доля иностранных студентов из государств - участников СНГ, обучающихся в университете | процентов | 0,8 | 0,8 | 1 |
II. Показатели результативности исследовательских и технологических работ, экономической и финансовой устойчивости университета |
12. | Доля средств, полученных университетом на выполнение научных исследований и разработок по договорам с хозяйствующими субъектами, в общем объеме финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ университета из всех источников | процентов | 20 | 25 | 30 |
13. | Общий размер средств, полученных университетом от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ | млн. рублей | 70 | 150 | 200 |
14. | Количество вновь созданных базовых кафедр, лабораторий внешних научно-исследовательских институтов на базе университета | единиц (нарастающим итогом) | 1 | 3 | 5 |
15. | Количество статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс научного цитирования), на одного научно-педагогического работника университета | единиц | 0,2 | 0,4 | 0,6 |
16. | Количество дополнительных рабочих мест, созданных на базе инновационной инфраструктуры университета | единиц (нарастающим итогом) | 10 | 20 | 40 |
17. | Размер средств университета от приносящей доход деятельности | млн. рублей | 300 | 600 | 700 |
18. | Доля средств университета от приносящей доход деятельности в общих доходах университета из всех источников | процентов | 20 | 20 | 25 |
III. Показатели развития кадрового потенциала |
19. | Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата наук, возрастной категории до 30 лет в общей численности научно-педагогических работников университета | процентов | 5 | 6 | 7 |
20. | Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук, в общей численности научно-педагогических работников университета | процентов | 70 | 70 | 70 |
21. | Доля аспирантов и научно-педагогических работников, прошедших стажировки в ведущих мировых научных и университетских центрах, в общей численности аспирантов и научно-педагогических работников университета | процентов | 3 | 5 | 5 |
22. | Эффективность работы аспирантуры и докторантуры (доля аспирантов, докторантов, защитивших диссертации в срок или в течение года после окончания аспирантуры, докторантуры, в числе зачисленных) | процентов | 40 | 40 | 43 |
--------------------------------
<*> В отношении 2012 года - без учета потенциала присоединяемых образовательных организаций высшего образования.
Таблица 2
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) В 2015 - 2021 ГОДАХ
Показатели | Единица измерения | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год |
I. Показатели качества образовательной деятельности (мониторинговые показатели) |
1. | Удельный вес численности обучающихся в университете (приведенного контингента) по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в общей численности приведенного контингента обучающихся в университете по основным образовательным программам высшего образования | процентов | 15,5 | 16,5 | 18 | 19,5 | 20 | 22 | 23 |
2. | Средний балл единого государственного экзамена студентов университета, принятых по результатам единого государственного экзамена на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав и в рамках квоты целевого приема | баллов | 62,5 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 67,5 |
3. | Удельный вес численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, имеющих диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра других организаций, в общей численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | процентов | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
4. | Удельный вес численности студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры в области инженерного дела, технологий и технических наук, здравоохранения и медицинских наук, образования и педагогических наук, с которыми заключены договоры о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся по указанным областям знаний | процентов | 2 | 3 | 5 | 6 | 9 | 11 | 12 |
II. Показатели результативности научно-исследовательской и инновационной деятельности (мониторинговые показатели) |
5. | Число публикаций университета, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования: | | | | | | | | |
Web of Science - в расчете на 100 научно-педагогических работников | единиц | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 | 13 | 15 |
Scopus - в расчете на 100 научно-педагогических работников | единиц | 7,5 | 9 | 11 | 15 | 18 | 20 | 22 |
6. | Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования: | | | | | | | | |
Web of Science - в расчете на 100 научно-педагогических работников | единиц | 12,5 | 15 | 20 | 30 | 40 | 55 | 60 |
Scopus - в расчете на 100 научно-педагогических работников | единиц | 12 | 15 | 25 | 35 | 45 | 60 | 65 |
7. | Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника | тыс. рублей | 130 | 140 | 150 | 175 | 200 | 220 | 230 |
III. Показатели интернационализации и международного признания университета (мониторинговые показатели) |
8. | Удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) | процентов | 3 | 3 | 4 | 4 | 4,5 | 5 | 5 |
9. | Численность зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в образовательной организации не менее 1 семестра | человек | 5 | 10 | 15 | 15 | 20 | 25 | 25 |
IV. Показатели экономической устойчивости университета и эффективности управления (мониторинговые показатели) |
10. | Доля доходов университета из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения (деятельности) университета | процентов | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 30 |
11. | Доходы университета из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника | тыс. рублей | 1896 | 1897 | 1700 | 1750 | 1800 | 1850 | 1900 |
12. | Отношение средней заработной платы научно-педагогических работников в университете (из всех источников) к средней заработной плате по экономике региона | процентов | 133 | 150 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 |
V. Дополнительные показатели |
13. | Количество новых образовательных программ, внедренных в образовательный процесс университета (нарастающим итогом) | единиц | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 70 |
14. | Общая численность обучающихся по очной форме обучения в университете | тыс. человек | 12 | 12,5 | 13 | 13,5 | 13,7 | 13,8 | 14 |
в том числе по программам бакалавриата | | 9 | 9,2 | 9,5 | 9,8 | 10 | 10,2 | 10,5 |
15. | Удельный вес обучающихся, прибывших из-за пределов Ставропольского края и поступивших на первый курс очной формы обучения, в общем числе поступивших на первый курс | процентов | 10 | 13 | 16 | 18 | 21 | 23 | 25 |
16. | Доля учебных дисциплин (модулей) в университете, преподаваемых с использованием современного лабораторного, мультимедийного, технологического оборудования и программного обеспечения, в общем количестве учебных дисциплин | процентов | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 100 | 100 |
17. | Количество слушателей из сторонних организаций, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в университете | тыс. человек | 2 | 2,5 | 3 | 3,5 | 4 | 4,5 | 5 |
18. | Количество профориентационных, культурно-массовых, спортивных и иных внеучебных мероприятий, направленных на формирование качественного контингента и личностного развития | единиц | 200 | 220 | 240 | 260 | 280 | 300 | 320 |
19. | Удельный вес научно-педагогических, инженерно-технических работников, административно-управленческого персонала и аспирантов, прошедших стажировки в российских и зарубежных учебных и научных центрах, на предприятиях и в организациях, в общей численности работников университета | процентов | 10 | 10 | 15 | 15 | 20 | 20 | 25 |
20. | Доля профессорско-преподавательского состава, прошедшего повышение квалификации по вопросам работы с инвалидами, в общем числе профессорско-преподавательского состава университета | процентов | 7 | 8 | 9 | 10 | 12 | 14 | 15 |
21. | Количество созданных результатов интеллектуальной деятельности (нарастающим итогом) | единиц | 50 | 75 | 100 | 130 | 170 | 210 | 250 |