ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 193.1, 193.2 И 202
КОДЕКСА РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
Предлагаемые законопроектом изменения и дополнения в
Семейный кодекс Российской Федерации в основном касаются учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также вопроса усыновления таких детей иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Так, вместо централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, который организован в федеральном органе исполнительной власти (статья
122 Семейного кодекса Российской Федерации), предусматривается формирование государственного информационного банка данных о таких детях. При этом информация, находящаяся в этом банке данных, отнесена к конфиденциальной с ограниченным доступом.
Вместе с тем данный законопроект не содержит каких-либо положений, определяющих правовой режим и порядок пользования указанным банком данных, поскольку эти вопросы предлагается урегулировать самостоятельным Федеральным законом. При этом в соответствии со статьей 2 законопроекта нормы, предусматривающие названные изменения и дополнения, вводятся в действие со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Таким образом, предлагаемые изменения и дополнения в статью
122 Семейного кодекса Российской Федерации приведут к приостановлению как национального, так и международного усыновления.
Что касается вопроса усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами или лицами без гражданства, то согласно дополнению, предлагаемому к внесению в статью
124 Семейного кодекса Российской Федерации, такое усыновление допускается только при наличии двустороннего международного договора Российской Федерации по вопросам межгосударственного сотрудничества в области усыновления.
Данное положение не только существенно ограничивает возможности усыновления для указанной категории лиц, но и противоречит положениям статьи 21 Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которыми усыновление в другой стране рассматривается как альтернативный способ ухода за ребенком, а заключение международных двусторонних и многосторонних договоренностей и соглашений - как метод содействия достижению целей усыновления.
Кроме того, следует учитывать, что необходимость в заключении международных договоров может и не возникнуть, так как государства могут присоединиться к международному многостороннему соглашению, в частности к Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления.
Согласно дополнению, вносимому в статью
125 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривается предоставление Правительству Российской Федерации права определить порядок передачи детей на усыновление, а также порядок осуществления последующего контроля за условиями жизни и воспитанием ребенка в семье усыновителей.
Учитывая, что в случае международного усыновления ребенок будет находиться в другой стране, определение порядка контроля за его воспитанием Правительством Российской Федерации может быть расценено как вмешательство во внутренние дела иностранного государства.
Дополнением, предлагаемым к внесению в статью
165 Семейного кодекса Российской Федерации, устанавливается, что усыновление на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся российскими гражданами, производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для граждан Российской Федерации. Вместе с тем данное положение не может быть применено ко всем случаям такого усыновления, поскольку двусторонними международными договорами Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенными с целым рядом государств, установлены иные правила. Согласно указанным договорам в случае усыновления ребенка супругами, один из которых является гражданином одного договаривающегося государства, а второй - гражданином другого договаривающегося государства, усыновление должно отвечать требованиям законодательства, действующего на территории обоих государств.
На основании изложенного полагаю, что проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Семейный кодекс Российской Федерации" в представленной редакции принимать нецелесообразно.
В связи с этим нецелесообразно также принимать и проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 193.1, 193.2 и 202 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях", который корреспондирует с первым законопроектом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН