ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Письмо Президента РФ от 03.12.1995 N Пр-1743 "О федеральных законах, принятых с нарушением процедурных норм"

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 декабря 1995 г. N Пр-1743
Вынужден возвратить без рассмотрения Федеральные законы "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (о распространении двухлетнего срока службы на граждан, призванных на военную службу лишь после вступления закона в силу), "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (о сохранении отсрочки от призыва, предоставлявшейся ранее лицу, находившемуся на воспитании и содержании у родителя, если последний старше 50 лет) и "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (о сохранении прежних сроков службы для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженных конфликтов), направленные Государственной Думой Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, в связи с несоблюдением положений части пятой статьи 105 Конституции Российской Федерации при их повторном рассмотрении Государственной Думой после отклонения Советом Федерации.
Как гарант Конституции Российской Федерации не могу подписать и обнародовать федеральные законы, принятые с нарушением процедурных норм, поскольку это может повлечь за собой сомнение в их конституционности по порядку принятия.
Настаиваю на соблюдении процедуры принятия законов, установленной Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
ЗАМЕЧАНИЯ
НА ПРИНЯТЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
15 НОЯБРЯ 1995 Г. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ
ВОПРОСЫ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
1. Федеральным законом "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" вносится изменение, согласно которому срок военной службы 24 месяца распространяется только на граждан, призванных на военную службу после вступления в силу Федерального закона от 29 апреля 1995 г. (опубликован 1 мая 1995 г.).
В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" призыв граждан на военную службу осуществляется два раза в год - с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря.
Подписание этого Федерального закона создаст ситуацию, когда одна часть военнослужащих весеннего призыва 1995 года будет служить 18 месяцев (призванные в апреле), а другая - 24 месяца (призванные в мае - июне). Такая парадоксальная ситуация приведет к неблагоприятным последствиям для воинских коллективов и общества в целом.
2. Федеральный закон "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", устанавливающий для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и принимавших участие в боевых действиях, выполнявших или выполняющих задачи в условиях вооруженных конфликтов, сокращенный срок военной службы - 18 месяцев, не основан на концепции Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" и не соответствует предназначению военной службы как особого вида государственной службы.
Согласно статьям 35 и 36 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" военная служба предусматривает исполнение военнослужащими определенных обязанностей, в том числе участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.
Поэтому исходя из содержания и предназначения военной службы названный закон не может предусматривать сокращение сроков военной службы в зависимости от ее условий ни для каких составов военнослужащих и имеющихся у них воинских званий. Так, подписание Федерального закона приведет к тому, что наиболее опытных военнослужащих, прослуживших 18 месяцев и более, нельзя будет привлекать к выполнению боевых задач, поскольку после одного дня участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях вооруженного конфликта у них возникнет право на увольнение с военной службы. Командиры и начальники будут вынуждены доукомплектовывать боевые расчеты, экипажи и подразделения личным составом из других воинских частей, в том числе военнослужащими первого года службы. В результате эти расчеты, экипажи и подразделения потеряют слаженность и станут небоеспособными.
За военную службу в особых условиях федеральным законодательством предусматриваются соответствующие льготы. В частности, Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" устанавливается, что время прохождения военной службы в особых условиях засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж в льготном исчислении.
Вызывает недоумение, почему принятый Государственной Думой Федерального Собрания Федеральный закон не распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, из числа граждан, имеющих высшее образование, а также проходящих военную службу в соответствии с условиями контракта о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса. По смыслу Федерального закона получается, что солдат, имеющий высшее образование, может прослужить по призыву в особых условиях несколько месяцев, и на него не будет распространяться действие этого Федерального закона, а солдату, не имеющему такого образования, достаточно и одного дня, чтобы получить предусмотренную льготу.
Невозможно представить также механизм реализации данного Федерального закона.
3. Принятие Федерального закона "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", которым вновь восстанавливается отмененная Федеральным законом от 29 апреля 1995 г. отсрочка от призыва на военную службу, предоставлявшаяся гражданину, находившемуся на воспитании и содержании не менее семи лет у родителя (лица, его заменяющего), если последний старше 50 лет, больше свидетельствует о популистских намерениях, чем об интересах личности и государства.
Отмена отсрочки и призыв на военную службу граждан затронули их личные интересы (увольнение с работы, разлука с родными и близкими и др.), а затем введение той же отсрочки - интересы воинских частей и подразделений (их укомплектованность, боеготовность, слаженность, дополнительные денежные расходы в связи с перевозкой граждан и др.).
Не усматривается никаких объективных предпосылок для восстановления указанной отсрочки от призыва на военную службу, так как она будет предоставляться гражданину, имеющему трудоспособного родителя (лицо, его замещающее). В случае, если родитель действительно нуждается в посторонней помощи или уходе, его сыну может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по основаниям, предусмотренным пунктом "б" части первой статьи 21 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".